Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международное регулирование межфирменных рыночных отношении 2 страница




Факт демпинга и его масштаб определяются в первую очередь путем сопоставления экспортной цены иностранного производителя с ценой, дей­ствующей на тот же товар, предназначенный для внутреннего потребления в экспортирующей стране. Антидемпинговое соглашение устанавливает чет­кие критерии для сопоставления. В частности, сравнение должно произво­диться при одинаковом объеме торговли, как правило, по ценам франко-завод по сделкам, произведенным примерно в одно и то же время (Статья 2). Сопоставление должно производиться (Статья 2(4)2):

либо средневзвешенных внутренних цен, по которым товар потребляется в стране со средневзвешенными ценами всех сопоставимых экспортных сделок;

либо цен внутреннего рынка и экспортных цен по конкретным сделкам.

Если сравнение требует пересчета валют, то такой пересчет делается на дату продажи (дату контракта). Как правило, расследование должно быть начато на основе заявления от национальной отрасли производства или по ее поручению. Правительственные органы могут стать инициаторами расследо­вания лишь при особых обстоятельствах и в том случае, если они обладают доказательным материалом о демпинге, ущербе и взаимосвязи между ними (Статья 5(6)). Заявление должно содержать подробный фактический матери­ал, поддающийся материальному исследованию о наличии демпинга, о ма­териальном ущербе промышленности и о причинно-следственной связи между Демпингом и ущербом. На основании заявления компетентные органы влас­ти начинают открытое и гласное расследование, предварительно известив в прессе о его начале. Для того чтобы заявление об антидемпинговом рассле­довании поступило к началу расследования, оно должно представлять произ­водителей, доля которых в производстве затронутого товара превышает 10% всего отечественного продукта, произведенного той частью производителей,

393


 

которые выражают поддержку или несогласие с заявлением. Однако рассле­дование не должно быть начато, если на долю отечественных производите­лей, высказавшихся в поддержку заявления, приходится менее 25% отече­ственной продукции. Статья 5(9) подчеркивает, что антидемпинговое раз­бирательство не должно препятствовать процедурам таможенной очистки.

Центральный момент расследования — это определение ущерба, кото­рый нанесен демпингом отечественному производству национального това­ра. Термин «материальный ущерб» применительно к Антидемпинговому со­глашению (и в равной степени к Соглашению по субсидиям и компенсаци­онным мерам) означает ущерб национальной промышленности. Матери­альный ущерб определяется как сокращение продаж, прибыли, выпуска про­дукции, доли на рынке, производительности, доходов по инвестициям, использование производственных мощностей, воздействие на продажные цены, товарные запасы, занятость, темпы роста заработной платы, воз­можность привлечения инвестиций и другие объективные экономические факторы. В ходе расследования должно быть доказано, что ущерб является следствием демпинга. Вся процедура расследования подробно регламенти­рована статьями 3, 4, 5 и 6 Соглашения. Поскольку обвинение в демпинге является адресным, органы расследования должны определить величину дем­пинга для каждого известного экспортера. Органы расследования решают вводить или не вводить антидемпинговую пошлину в отношении поставщика или поставщиков товара. Если практически невозможно назвать всех по­ставщиков товаров из какой-либо страны, антидемпинговая пошлина мо­жет быть введена в отношении определенной страны (что, как правило, имеет место). Статья 11(1) Соглашения устанавливает, что «антидемпин­говая пошлина должна действовать лишь в течение такого времени и в та­ком размере, чтобы нейтрализовать ущерб от демпинга». Эта же статья оп­ределяет, что действие любой антидемпинговой пошлины должно быть пре­кращено через пять лет с момента ее введения, если только органы рассле­дования не решат в ходе нового расследования, начатого до этой даты, что прекращение действия антидемпинговой пошлины привело к возобновле­нию демпинга и ущерба.

Соглашение о применении Статьи VI ГАТТ 1994 (Антидемпинговый кодекс) предусматривает возможность совмещения демпинга (экспорт по це­нам ниже внутренних) и антидемпинговых пошлин. Антидемпинговые меры в Соглашении рассматриваются как форма протекционизма. Новое антидем­пинговое соглашение вводит более ясные и детальные правила и критерии для определения необходимости проведения демпинговых процедур по отно­шению к конкретному товару, а также определения сроков действия анти­демпинговых случаев. Вводятся правила, позволяющие обнаружить попытки избежать антидемпинговых пошлин путем перераспределения производства в третьи страны. Эксперты полагают, что это приведет к тому, что США больше не смогут неограниченно долго использовать антидемпинговые процедуры в целях протекционизма. В отношении субсидий на основе статей VI, XVI,

394


ХХ ГАТТ-1994 принято Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (Agreement on Subsidies and Countervailing Measures) (Кодекс по субсидиям — 94), которое определяет виды и порядок предоставления субсидий и введения ком­пенсационных пошлин. Соглашение призвано содействовать сокращению мас­штабов субсидирования и упорядочению практики ответных мер. Соглаше­ние конкретизирует и развивает действующие правила в отношении ужесто­чения дисциплины в применении как субсидий, так и компенсационных пошлин, с тем чтобы те и другие не препятствовали развитию международ­ной торговли. В Соглашении впервые дается согласованное определение понятия «субсидия» и приводится классификация субсидий.

Под субсидией понимается оказание правительством или государствен­ным органом страны—участника финансовой помощи предприятиям и от­раслям экономики на ее территории в виде:

дотаций, кредитов или гарантий по кредитам;

участия в капитале предприятий;

отмены или снижения налогов или других сборов, обычно поступаю­щих в доход государства;

предоставления на льготных условиях товаров и услуг;

взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки пред­приятий и отраслей;

любых форм поддержания доходов и цен, способствующих прямо или косвенно увеличению экспорта или сокращению импорта, при условии, что все такие действия приносят доход получателям субсидий.

Предусмотренные Соглашением примеры распространяются не на все субсидии, а лишь на «специфические» субсидии. В Соглашении определена категория «специфической» субсидии, предоставляемой отдельному предпри­ятию или группе предприятий. Предполагается, что эта категория субсидий направлена на селективную поддержку отдельных предприятий и по этой причине они считаются несправедливыми и относятся к методам недобросо­вестной конкуренции. Субсидия рассматривается как специфическая, если субсидирующий орган или законодательство данной страны прямо ограничи­вают круг ее возможных получателей. Косвенным показателем того, что суб­сидия носит специфический характер, являются такие факторы, как исполь­зование той или иной программы субсидирования ограниченным числом предприятий, выделение непропорционально больших сумм субсидий неко­торым из них, частота отказов другим. Субсидия, однако, не может рас­сматриваться как специфическая, если административные правила или зако­нодательство предусматривают объективные экономические критерии, на основе которых определяются возможные получатели и величина субсидий (при условии, что такие критерии действуют автоматически и их применение можно проверить).

Соглашение делит субсидии на три категории.

(1) Первая категория — запрещенные субсидии (например, экспорт­ные), предоставление которых увязывается законодательно или фактически

395


 

с экспортом продукции либо с использованием отечественных товаров вме­сто импортных. В число запрещенных экспортных субсидий входят:

предоставление правительством прямых субсидий фирме или отрасли выполняющей экспортные заказы;

надбавки (премии) за экспорт;

обеспеченные или санкционированные правительством льготные транс­портные и фрахтовые тарифы;

предоставление правительством на льготных условиях (по сравнению с производством на внутренний рынок) товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт;

различные виды льгот при налогообложении экспортных товаров;

предоставление экспортных кредитов по сниженным ставкам и др.

Перечень запрещенных субсидий не включает сельскохозяйственные то­вары, субсидирование которых регулируется Соглашением по сельскохозяй­ственной продукции.

Страны—участницы ГАТТ не должны ни сохранять, ни вводить новые запрещенные субсидии. Предусмотрен ускоренный (в течение 90 дней) по­рядок рассмотрения конфликтов, связанных с применением какой-либо стра­ной такого рода субсидий. Решение, принимаемое в таких случаях Органом по разрешению споров (а при обжаловании — Апелляционным органом), должно безусловно приниматься всеми сторонами спора. При подтвержде­нии факта применения запрещенной субсидии она должна быть отменена субсидирующей страной в установленный срок. В противном случае стра­не, подавшей жалобу, разрешается принять соответствующие ответные меры.

(2) Вторая категория — разрешаемые (допускаемые) субсидии, к ко­торым относятся все виды субсидий, в принципе не запрещенные. Однако Соглашением установлено, что некоторые виды незапрещенного субсидиро­вания могут стать основанием для судебного преследования, если их приме­нение наносит серьезный ущерб интересам других стран — ГАТТ, а именно, отрицательно сказываются на положении национальной промышленности этих стран или лишают их выгод от тарифных уступок и других преимуществ, вытекающих прямо или косвенно из их участия в ВТО. В Соглашении при­менительно к классификации субсидий приводится содержание понятия «се­рьезный ущерб». «Серьезным» признается ущерб от применения субсидий, доля которых в стоимости товара превышает 5%, покрывающих эксплуатаци­онные убытки предприятий или отраслей (кроме разовых субсидий, предос­тавляемых с целью смягчения острых социальных проблем в ходе долгосроч­ных структурных преобразований), а также субсидий в форме списания дол­гов (в том числе задолженности государству) и на текущее обслуживание долга. Соглашением предусматривается, что установить наличие «серьезно­го ущерба» можно только в тех случаях, когда применение субсидий повлек­ло за собой одно или несколько из перечисленных ниже последствий:

«вытеснение или затруднение» экспорта аналогичного товара другой страны-участницы ВТО в субсидирующую страну или на рынок какой-либо третьей страны,

396


существенное снижение цен на субсидируемые товары по сравнению с ценами других стран—участниц ВТО на одном и том же рынке;

общее снижение цен и повышение доли субсидирующей страны на ми­ровом рынке данного вида продукции или сырья.

В Соглашении дается подробное разъяснение, что понимается под «вы­теснением и затруднением» экспорта, как должно проводиться сравнение цен на субсидируемые и несубсидируемые товары.

Если Орган по разрешению споров (или Апелляционный орган) уста­новит на основе жалобы одной из стран—участниц ВТО наличие «серьезного ущерба» вследствие применения разрешенной субсидии, субсидирующая стра­на обязана в течение установленного срока принять меры по его устранению или прекратить субсидирование. Если это не будет сделано в течение 6 меся­цев, стране, подавшей жалобу, может быть разрешено принять ответные меры, соразмерные степени и характеру нанесенного ей ущерба.

(3) К третьей категории относятся разрешаемые субсидии, включаю­щие все неспецифические субсидии, а также при соблюдении ряда условий некоторые специфические субсидии, выделяемые на следующие цели:

проведение НИОКР;

решение проблем регионального развития;

адаптацию предприятий и отраслей к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды;

помощь пострадавшим районам.

Предоставление этих субсидий также находится под строгим контролем со стороны ВТО. Предусматривается обязательное предоставление в Коми­тет по субсидиям и компенсационным мерам сведений о программах субси­дирования на указанные цели, а также по рекомендации Комитета внесение изменений в программы, реализация которых может нанести ущерб нацио­нальной промышленности других стран — участниц ВТО. В Соглашении определена процедура консультаций по этим вопросам и возможность обра­щения в арбитраж, решения которого имеют обязательный характер.

В Соглашении имеется специальный раздел, посвященный исполь­зованию компенсационных пошлин на субсидируемые товары. Определе­ны условия и способы защиты странами—участницами ВТО тех отраслей промышленности, которые оказываются под угрозой вследствие субсиди­рования; установлены правила проведения расследований. В частности, повышены требования в отношении доказательства связи между субсиди­рованием и ущербом. В соответствии с установленными правилами жа­лоба местных производителей должна быть отклонена, а расследование, если оно уже начато, немедленно прекращено в случае, когда величина субсидии является «минимальной» (менее 1% цены товара), а объем фак­тического или потенциального импорта «незначительным» (точные крите­рии не определены). Предусматривается, что расследование может про­должаться не более одного года, а при наличии особых обстоятельств — не более 18 месяцев.

397


В Соглашении устанавливается, что компенсационная пошлина не должна превышать сумму субсидии в расчете на единицу продукции и долж­на применяться на недискриминационной основе ко всему импорту субси­дируемых товаров из всех источников (кроме товаров, поставляемых экспор­терами, взявшими на себя обязательства по устранению ущерба) и действо­вать лишь до тех пор, пока это необходимо для нейтрализации последствий субсидирования. Оговаривается предельный срок — 5 лет действия компен­сационных пошлин и добровольных обязательств экспортеров.

Соглашением предусматривается создание в странах—участницах ВТО не­зависимых судебных и арбитражных органов для рассмотрения правомерности принятых решений, а также устанавливается порядок процедуры возбуждения административными органами антисубсидийных («компенсационных») рассле­дований. Признавая важную роль субсидирования в экономике развивающихся стран и устанавливая для них ряд исключений из общих правил, Соглашение предусматривает предоставление дифференцированных льгот этим странам с учетом уровня развития их экономики. С этой целью все развивающиеся стра­ны—участницы ВТО подразделяются на две группы: к первой группе относятся наименее развитые страны, пользующиеся этим статусом в ООН, а также стра­ны с ВВП на душу населения до 1000 долл. в год (всего 20 стран); во вторую группу входят все остальные развивающиеся страны— участницы ВТО.

Важнейшая льгота предполагает предоставление права на сохранение за­прещенных субсидий, причем большинству развивающихся стран дано право при­менять экспортные субсидии в течение 8 лет, а наименее развитым странам — без ограничения срока. В то же время Соглашением предусмотрено, что по мере достижения конкурентоспособности по отдельным товарам, экспортные субси­дии подлежат отмене странами первой группы — в течение 8 лет, странами вто­рой группы — в течение двух лет. Считается, что страна достигла конкурентос­пособности по экспорту какого-либо товара, если в течение двух лет подряд на ее долю приходится не менее 3,25% мировой торговли данным товаром.

Соглашением предусмотрено, что все страны-участницы обязаны не позднее 90 дней после их вступления в ВТО уведомить Комитет по субсидиям и компенсационным мерам о ранее принятых программах субсидирования, не соответствующих новым правилам. Все такие несоответствия должны быть устранены в течение трех лет с даты вступления страны в ВТО. Страны также обязаны не расширять объема и не продлевать срока действия таких про­грамм. Для стран, находящихся в процессе перехода от централизованной к рыночной экономике (к их числу может быть причислена и Россия), предус­мотрен переходный период, продолжительностью в 7 лет. В течение этого периода им разрешается продолжать реализацию программ субсидирования, необходимых для проведения реформ (включая предоставление запрещенных субсидий), при условии, что о них будет заявлено в Комитет по субсидиям и компенсационным мерам. Этим странам разрешается в течение двух лет вво­дить новые субсидии. Однако все запрещенные субсидии (как ранее приня­тые, так и новые) должны быть отменены к концу семилетнего периода.

398


Таким образом, в рамках ВТО подход к субсидиям определяется прежде всего тем, как они влияют на конкурентоспособность товара. В этом плане субсидирование производства в любой форме может полностью свести на нет выгоды, которые экспортер может получить от снижения импортных пошлин. С ДРУГОИ стороны, экспортная субсидия, установленная в стране экспорта, численно равная импортной пошлине в стране импорта, может нейтрализо­вать импортную пошлину и открыть рынок, защищенный такой пошлиной.

Субсидии в самых различных формах являются распространенным сред­ством конкурентной борьбы. Постепенное усиление субсидирования внут­реннего производства, особенно в форме так называемых мер внутренней поддержки сельского хозяйства (США, Япония, ЕС и другие страны расхо­довали на эти цели в год более 150 млрд. долл. в 80—90-ые годы), оказало существенное влияние на развитие мировой торговли.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам обязывает под­писавшие его страны обеспечивать, чтобы любое использование субсидий не наносило ущерба торговым интересам других его участников, а компенсаци­онные меры необоснованно не сдерживали международную торговлю. Эти меры могут применяться лишь в случае, если очевидно, что соответствую­щий субсидированный импорт фактически является причиной нанесения материального ущерба или угрожает нанести такой ущерб отечественной про­мышленности страны, подавшей жалобу.

Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обус­ловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта про­дукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурент­ной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызы­вает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовест­ной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ГАТТ не допустить ведение «войны субсидий» и использованию компенсационных мер в протекционистских целях.

Регулирование международной конкуренции в рамках ВТО осуществляется также на основе Соглашения о государственных закупках, действующее в рамках Соглашения ГАТТ-1994. Соглашение направлено на обеспечение большей меж­дународной конкуренции в борьбе за государственные контракты и закупки. В нем содержатся подробные правила подачи заявок и принятия по ним решений и оно направлено на то, чтобы процедуры и практика, касающиеся государствен­ных закупок, не защищали отечественных поставщиков, не носили дискримина­ционного характера в отношении иностранных товаров и поставщиков.

В сфере услуг в рамках ВТО регулирование недобросовестной конку­ренции осуществляется на основе Генерального соглашения по торговле услуга­ми (ГАТС). Положения о недобросовестной конкуренции в сфере услуг со­держатся в статьях VIII и IX Соглашения, где речь идет о монополиях и экск­люзивных поставщиках услуг; о запрещении злоупотребления монопольной по­зицией напрямую или через зависимую компанию вне сферы действия его

399


монопольного права; об определенных видах деловой практики, которые мо­гут сдерживать конкуренцию, т.е. ограничивать торговлю услугами. К числу мер, нарушающих справедливую деловую практику можно отнести ограниче­ния в отношении международных переводов и платежей по текущим операци­ям, ограничения в целях защиты платежного баланса.

Антимонопольное законодательство направлено на ограничение злоупот­реблений монопольным положением на рынке и устанавливает правила для различных отраслей производства. Эти законы определяют характер произ­водственных и рыночных отношений. Например, в США действует несколько антитрестовских законов, определяющих разные аспекты конкурентных отно­шений: закон Шермана, закон Клейтона, Закон о федеральной торговой ко­миссии. В Германии действует картельный закон. Хотя почти в каждой из европейских стран имеется собственное национальное законодательство, за­щищающее свободу конкуренции, для стран ЕС все большее значение приоб­ретает единое европейское законодательство — положения статей 85 и 86 Рим­ского договора, содержащие детально разработанные положения о свободе конкуренции и ее ограничении в странах—участницах ЕС. Статьи 85 и 86 Римского договора устанавливают действия, запрещенные для предприятий стран—участниц договора как препятствующие свободной конкуренции. К перечню этих действий отнесены прямое или косвенное установление заку­почных или продажных цен, ограничение или контроль в отношении произ­водства, сбыта, технического развития или капиталовложений, распределе­ние рынков, применение к торговым партнерам неравных условий при равно­ценных обязательствах. Согласно ст. 86, деятельность одного или нескольких предприятий признается противоречащей свободе конкуренции, если они за­нимают доминирующее положение на рынке и если в результате такого положе­ния может пострадать торговля между государствами—членами ЕС. Доминиру­ющим признается положение, когда предприятие удерживает около 60% и бо­лее доли рынка. Ведущую роль в оценке конкурентных действий предприятий и толковании положений конкурентного права в рамках ЕС играют две структуры: во-первых, Европейская комиссия ЕС—КЭС, являющаяся административным органом ЕС, и, во-вторых, Европейский суд, решающий вопросы примене­ния законодательства в области конкурентных отношений производителей.

20.2. Ограничительная деловая практика

и ее международно-правовое регулирование

••■ ■

Ограничение конкуренции, которое происходит в результате монопо­лизации рынков и отраслей хозяйства, сговора крупнейших фирм, создания картелей, разграничения рынков сбыта, деятельности ТНК в рамках внутри­корпорационного обмена, получило название «ограничительная деловая прак­тика» — ОДП (Restrictive Business Practice — RBP). Под ограничительной де­ловой практикой понимается поведение или действия отдельных фирм, либо формы и методы хозяйственного взаимодействия группы фирм, которые пу-

400


тем злоупотребления своим господствующим или доминирующим положе­нием на рынке ограничивают конкуренцию, не допуская или вытесняя с рынка своих конкурентов, серьезно ограничивая или даже полностью ис­ключая для них возможность проведения конкурентной деятельности, что наносит или может нанести им ущерб. Таким образом, под ОДП понимает­ся совокупность приемов монополистического давления на партнеров в тор­говле и на потребителей, применяемых крупными фирмами на основе огра­ничения (подавления) конкуренции в целях захвата, удержания и реализа­ции господствующего положения на рынках.

Понятие ОДП содержит один общий принцип: нарушение нормальной рыночной конкуренции, которое влечет за собой существенные последствия для участников рыночных отношений. Под нарушением нормальной рыноч­ной конкуренции подразумевается такое воздействие на состояние рынка, создание таких договорных и хозяйственных условий, которые ограничивают свободу предпринимательства или действия участников рыночных отноше­ний, вынуждают их прибегать к нежелательным методам хозяйствования в коммерческой и/или производственной сферах деятельности. Под существен­ными последствиями понимается такое влияние на рынок, которое способ­но к ограничению, искажению или препятствию конкуренции, не говоря уже о полном устранении конкурентов и установлении монополии на рынке. Таким образом, существует определенная практика межфирменных хозяй­ственных отношений. Ограничительной она становится, когда оказывает существенное влияние на характер этих отношений путем применения мето­дов недобросовестной конкуренции.

Ограничительная деловая практика подчиняется правовому регулиро­ванию на национальном уровне, на уровне ЕС, на международном уровне.

К ОДП на национальном уровне применяется антимонопольное зако­нодательство и в некоторых странах — законодательство по борьбе с недобро­совестной конкуренцией.

ОДП, осуществляемая на мировом рынке, регулируется на основе при­нятого в рамках ЮНКТАД ООН Комплекса согласованных на многосторон­ней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничи­тельной деловой практикой. Согласно комплексу, под ОДП понимаются акты или действия фирм, которые путем злоупотребления своим господствующим положением или силовым доминированием на рынке ограничивают доступ к рынкам или другими способами сдерживают конкуренцию, нанося или рис­куя нанести ущерб международной торговле, особенно торговле и экономи­ческому положению развивающихся стран, а также действия фирм, которые путем выполнения официальных и неофициальных письменных и устных до­говоров и соглашений между фирмами приводят к тем же последствиям. Согласно определению ЮНКТАД ООН, содержащемуся в Комплексе, выра­жение «господствующее положение» означает такое положение фирмы на рын­ке, при котором фирма самостоятельно или вместе с другими фирмами доми­нирует на рынке определенного товара (услуги) или группы товаров (услуг). Термин «фирма» (предприятие) относится к фирмам:

401


выступающим в форме единоличных компаний, объединений лиц, ак­ционерных обществ, ассоциаций (физических и юридических лиц) незави­симо от способа их образования, контроля и формы собственности (частная или государственная);

осуществляющим все виды коммерческой деятельности;

объединяющим все входящие в них отделения, филиалы, дочерние ком­пании, которые прямо или косвенно находятся под их контролем.

Комплекс принципов и правил относит к ОДП:

соглашения, фиксирующие цены (лидерство), особенно экспортные и импортные;

подчинение, достигнутое путем сговора;

соглашение о разделе рынков и клиентуры;

раздел в соответствии с определенными нормами объема продаж и ви­дов продукции;

коллективные действия в ходе осуществления соглашений, например, заранее обусловленный отказ от продажи;

заранее обусловленный отказ снабжать товарами случайных, непосто­янных импортеров;

коллективный отказ принять в члены каких-либо ассоциаций или сто­роной в договоре, имеющий решающее значение для конкуренции.

Различают ограничительную деловую практику индивидуальную и групповую.

Индивидуальная ОДП проводится одной фирмой по отношению к дру­гим участникам рыночных отношений или своим конкурентам с целью дос­тижения доминирующего положения на рынке и получения более выгодных условий сделок. К индивидуальной ОДП можно отнести следующие дей­ствия фирм, если они ограничивают конкуренцию на рынке или носят ха­рактер недобросовестного поведения.

(1) Поглощения и слияния двух или нескольких фирм, результатом
которых является достижение господствующего положения на рынке и осу­
ществление на этой основе несправедливой деловой практики.

(2) Ведение открытой ценовой конкуренции вплоть до снижения цен
до уровня ниже издержек производства, т.е. установления демпинговых цен.

(3) Ведение дискриминационной торговли по отношению к отдельным
участникам рыночных отношений.

(4) Включение в текст контракта купли-продажи условий, ограничи­
вающих действия контрагента:

в установлении по своему усмотрению рыночных цен при перепродаже товара (как минимальных, так и максимальных);

в выборе поставщиков;

в определении территории деятельности;

в навязывании принудительных условий, касающихся встречных заку­пок, проведения определенных видов хозяйственных операций и примене­нии тех или иных способов работ, в частности, использовании определен-

402


ных видов сырья и оборудования. Сюда же можно отнести так называемые связанные контракты, содержащие условия, выступающие как обязатель­ство покупателя приобрести у продавца сырье или оборудование другого типа, в котором покупатель не нуждается.

Индивидуальная ОДП, именуемая также индивидуальной антиконку­рентной практикой, характерна для комиссионных, агентских, лицензион­ных соглашений, а также договоров на передачу ноу-хау, содержащих огра­ничения в отношении территории, уровня цен и других условий. Такие со­глашения называются исключительными или ограниченными. К индивиду­альной ОДП относят и такие действия фирмы, как отказ от деловых связей (на основе защитной оферты), а также ограничительную практику, связан­ную с функционированием внутрифирменного механизма ТНК.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных