ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международное регулирование межфирменных рыночных отношении 4 страница5. В результате транснационализации производства и капитала про 6. В 80—90-ые годы наблюдалось усиление рыночного конкурентного ме 413 Речь идет о формировании универсальной интернациональной рыночной стоимости и ее модификации — цены производства, которая выступает как нормативная категория, которая служит критерием эффективности как международного, так и национального производства. На первый план выдвигается задача зашиты тех участков национальных хозяйств, которые не выдерживают требований эффективности по международным стандартам. Интернациональные стоимости товаров, услуг, технологии, капиталов, рабочей силы оказывают все большее давление на динамику национальных стоимостей — как конечном критерии эффективности производства и использования ресурсов. Цена, устанавливаемая крупной компанией, остается рыночной категорией, органически включенной в рыночный механизм, сохраняя роль важнейшего регулятора производственных ресурсов. При этом при распределении капиталовложений в рамках отдельных компаний решающим критерием служат цены и связанные с ними другие стоимостные величины — прибыль, издержки производства и т.д. В конечном счете изменение цен, их соотношения определяются комплексом рыночных сил как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Как бы велика ни была власть той или иной крупной компании или группы компаний над рынком, она может осуществляться только в условиях учета всех конкурентных сил. Монополизация международных рынков представляет собой качественно новое явление, которое находит свое конкретное выражение в установлении господства над отраслевым рынком небольшой группы монополий-гигантов, диктующих свои условия рынку и определяющих поведение на нем его участников. Монополистическое регулирование рынка предполагает: проведение определенной политики при формировании мировых цен («лидерство в ценах»); учет и согласование объемов производства у важнейших поставщиков однотипной продукции; раздел производственных программ между крупнейшими производителями (специализация по конкретным видам продуктов); учет и регулирование рыночного спроса исходя из поведения конкурирующих гигантов; формирование новых потребностей у конечных потребителей на конкретном рынке; проведение согласованной политики в области капиталовложений в целях препятствия свободному переливу капиталов и учета материальных и финансовых ресурсов соперничающих фирм. Такое регулирование выступает как мера, направленная на сохранение преимуществ крупнейших компаний в производстве и сбыте. Специфическая особенность монополистических отношений в современных условиях состоит в том, что ТНК имеют возможность учитывать потребности рынка и в известной степени формировать спрос на продукты до начала их производства. Это свидетельствует о том, что господство ТНК на мировых товарных рынках складывается как их господство в мировом произ- 414 водстве. Монополистические отношения в рамках мирового рынка выступают не только как сфера проявления сущности ТНК, но и как результат ее функционирования и развития. Поскольку реализация монопольной сверхприбыли становится возможной лишь при сознательном ограничении размеров производства как по сравнению с существующим общественным спросом на данную продукцию, так и по сравнению с уже созданными производственными возможностями, рамки, создаваемые монополистическим регулированием, становятся необходимым условием существования самих монополистических отношений. Господство в мировом хозяйстве нескольких сотен крупнейших компаний-гигантов приводит к тому, что основные пропорции мирового производства и сбыта находятся под воздействием экономической политики этих компаний. Средством такого воздействия выступает согласование политики капиталовложений между несколькими фирмами-гигантами, которые фактически определяют развитие важнейших отраслей мирового хозяйства. Поскольку монополистический капитал заинтересован в первую очередь в развитии тех отраслей, где он может обеспечить себе достаточно прибыльное приложение, т.е. отраслей с высокой производительностью труда, технической оснащенностью производства, высоким уровнем организации и управления производством, относительно низкими издержками производства, основные капиталовложения в интернациональном масштабе осуществляются именно в такие отрасли. А это деформирует пропорции общественного производства и ведет к еще большему обострению противоречий, как между самими гигантами, так и между ними и немонополизиро-ванным сектором. В этом проявляется дальнейшее развитие монополистических отношений в современных условиях, позволяющих более полно раскрыть сущность ТНК, ее стремление к господству в мировой системе хозяйства и подчинение своим интересам мелкого и среднего немонополизиро-ванного производства. Монополистические отношения между самими гигантами принимают самые разнообразные формы: открытой или замаскированный сговор; открытая или тайная конкуренция; сотрудничество путем раздела производственных программ или поглощения конкурента. ТНК стали основными субъектами международных экономических отношений в мировой системе хозяйства и определяют характер этих отношений, реализуемых через предпринимательскую деятельность. Именно ТНК превратились в главных посредников в снабжении ведущих развитых стран сырьем и топливом, а также в главных экспортеров товаров и услуг и получателей иностранной валюты. В конце 90-х годов на долю ТНК приходилось около 40% промышленного производства, 60% международной торговли, около 80% технологических разработок. ТНК контролировали 90% заграничных прямых инвестиций развитых стран, занимали господствующие позиции в международном производственно-техническом сотрудничестве, а также в отраслях, связанных с обслуживанием международного товарооборота, 415 таких как финансирование, транспортировка, страхование, инженерное консультирование, коммерческая информация и реклама. Следствием высокой степени интернационализации производства у крупнейших ТНК явилось установление ими господства на мировых товарных рынках и в ведущих отраслях мирового хозяйства. Решающая роль монополий-гигантов на мировом рынке определяется тем, что они занимают господствующее положение не только в производстве и коммерческом экспорте, но и в торговле патентами и лицензиями, предоставлении технических услуг, осуществлении подрядных работ, так как в их руках сосредоточена основная часть научно-технических достижений и передового производственного опыта. Поскольку крупнейшие ТНК значительную часть продукции производят и экспортируют со своих заграничных предприятий, роль отдельных ТНК на мировом рынке определяется не столько показателями их экспорта, сколько их долей в мировом производстве отдельных товаров. Господствующие позиции на важнейших отраслевых товарных рынках занимает небольшая группа крупнейших фирм-гигантов, причем «лидер» заметно отрывается от своих конкурентов. Характерно, что практически на всех важнейших отраслевых рынках насчитывается всего 3—5 крупных фирм, у которых обороты по продажам превышают половину оборота компании «лидера». При этом в таких отраслях, как нефтяная, автомобильная, электротехническая, авиакосмическая, пищевая, резинотехническая, лидер по оборотам почти на одну треть опережает ближайших конкурентов. Такое положение обеспечивает ему ведущую роль на рынке, позволяет проводить политику «лидерства в ценах» и воздействовать на формирование мировых цен. В число крупнейших компаний мира входят фирмы разных стран, фактически монополизировавшие производство соответствующих видов продукции в своих странах. Это говорит о том, что отраслевое направление процессов монополизации в мировом хозяйстве в целом вытекает из процессов монополизации, происходящих в отдельных странах. Широкая монополизация мирового рынка, рассматриваемая как следствие монополизации внутренних рынков отельных стран, позволяет сделать вывод об однотипности используемых ими методов господства и конкурентной борьбы. Одной из особенностей современного этапа развития ТНК является усиление их позиций не только на отраслевых рынках, но и во всех других сферах хозяйственной деятельности: в торговле, на транспорте, в страховом деле, туризме и других. Таким образом, типичным для современных условий является господство в различных областях мирового хозяйства относительно небольшого числа международных фирм-гигантов, которые делят между собой контроль за производством или рынком конкретных товаров или услуг. ТНК оказывают определяющее воздействие на изменение характера и направлений международного разделения труда, осуществляемое путем заграничного инвестирования. 416 Для современного периода характерна переориентация деятельности ТНК на отрасли обрабатывающей промышленности как развитых, так и развивающихся стран. При этом отмечается их особая заинтересованность в развитии наукоемких отраслей промышленности развитых стран, где сосредоточено примерно две трети принадлежащих ТНК заграничных дочерних компаний. ТНК стремятся перенести на заграничные дочерние предприятия в развитых странах производство технически сложной и капиталоемкой продукции, требующей больших затрат и использования новейших материалов. Этому способствует возможность получения в этих странах средств для финансирования высококвалифицированных кадров специалистов и рабочих, а также необходимых материалов. Следствием такого процесса является значительное усиление иностранного капитала в обрабатывающей промышленности развитых стран. Особенно сильны здесь позиции американских компаний. Наиболее глубоко американские ТНК проникли в такие отрасли, как точное машиностроение, химическая, электротехническая, транспортное машиностроение, где они практически имеют возможность определять отраслевые пропорции и направления развития международного разделения труда. Процесс переориентации заграничной деятельности ТНК на отрасли обрабатывающей промышленности характерен и для развивающихся стран. Однако здесь их капитал направляется главным образом в такие отрасли, которые выпускают технически несложную, но трудоемкую продукцию. Это, как правило, сборочное производство автомобилей, тракторов, радиотелевизионной аппаратуры и других товаров. Эволюция межфирменных рыночных отношений в современных условиях проявляет себя в гигантском росте размеров крупнейших фирм и масштабов их хозяйственной деятельности, усложнении внутрифирменных связей в результате роста заграничной деятельности и диверсификации производства, в расширении сфер монополистического господства и возрастающего воздействия ТНК на все процессы, происходящие на мировом рынке. Межгосударственное многостороннее регулирование деятельности ТНК осуществляется исключительно путем согласования политических установок правительств стран-участниц в интересах национальных капиталов. Государственные органы оказывают содействие деятельности ТНК и ТНБ через механизм межгосударственного регулирования мирохозяйственных процессов. Он представлен рядом международных экономических организаций, ежегодными совещаниями «семерки» на высшем уровне, систематическими встречами министров финансов и управляющих центральными банками ведущих развитых стран. Выработка международных правил и норм деятельности ТНК ведется на протяжении истекших двадцати лет в рамках различных международных и региональных экономических организаций, а также неправительственными организациями. Основной задачей является создание правовых условий, обеспечивающих соблюдение ТНК норм и принципов международного правового регулирования. Трудность заключается в том, что ТНК не являются субъек- 417 тами международного права и их соглашения с государствами не могут рассматриваться в качестве международно-правовых. ТНК состоят в организационном плане из большого числа структурных подразделений, находящихся в разных странах и обладающих различной правосубъектностью. Дочерние компании ТНК выступают как независимые юридические лица, учреждаемые и действующие согласно законам принимающих стран. Будучи совокупностью юридических лиц различной юрисдикции, ТНК не могут быть объектом регулирования права какого-либо одного государства. Учитывая все это, вопрос о деятельности ТНК в рамках ООН всегда стоял в широком аспекте, т.е. о социально-экономической деятельности в целом, что тесно увязывалось с проблематикой развития и перестройкой международных экономических отношений. Именно поэтому большинство одобренных рекомендаций, касающихся ТНК, было рассредоточено по различным тематическим документам ООН как их составные части. Однако одновременно в рамках Комиссии ООН по ТНК ведется значительная работа по выработке универсального международного кодекса поведения для ТНК, базирующегося на основополагающих документах ООН в области торговли и развития и включающего в себя итоги деятельности по данной тематике ее рабочих органов. Базисными в данном случае являются резолюции и решения ООН, подтверждающие неотъемлемое право национальных государств на суверенитет над их природными ресурсами и экономической деятельностью. Из него закономерно вытекает и право правительств этих государств регулировать деятельность иностранного капитала на своей территории на основании национального законодательства и в национальных интересах. Впервые зафиксированные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (XVII) эти принципы затем находили свое подтверждение в других документах ООН и признаны юридически и политически неоспоримыми. Например, Декларация об установлении в мире нового международного экономического порядка, принятая VI специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН, прямо указывает, что этот порядок основывается в числе прочего на таких принципах, как «полный и постоянный суверенитет каждой страны над ее природными ресурсами и всей экономической деятельностью», и предполагает соответственно «регулирование и надзор за деятельностью транснациональных корпораций через принятие мер в интересах национальных экономик стран, где они оперируют и на основе полного суверенитета этих стран». Такие права были зафиксированы в Хартии экономических прав и обязанностей государств, утвержденной XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г., где указывалось, что каждое государство вправе регулировать и осуществлять свой суверенитет над иностранными инвестициями в рамках своей национальной юрисдикции и через принятие мер, обеспечивающих, чтобы эта деятельность подчинялась их законам, правилам и регулированию и соответствовала их экономической и социальной политике», включая право «национализировать и экспроприировать иностранную собственность или 418 передавать права на владение ею». В Хартии содержались положения, ограничивающие деятельность ТНК. По требованию развивающихся стран Генеральный секретарь ООН создал Группу видных деятелей, которая в 1974 г. представила на 57-й сессии ЭКОСОС доклад «Влияние многонациональных корпораций на процесс развития», в соответствии с которым для дальнейшего изучения проблем регулирования деятельности ТНК и принятия соответствующих рекомендаций были созданы Межправительственная комиссия ООН по транснациональным корпорациям и Центр по ТНК. Эти органы ООН приступили к подготовке проекта кодекса поведения транснациональных корпораций. В представленном указанной Группой документе, озаглавленном «Перечень проблем, вызывающих озабоченность в связи с операциями и деятельностью транснациональных корпораций», была показана практика ТНК, в отношении которой требовалось принятие мер со стороны международного сообщества. Это: (1) вмешательство ТНК во внутренние дела принимающих стран; (2) попытки распространения на принимающую страну законов и положений страны происхождения; (3) требования ТНК на преференциальное, по сравнению с национальными предприятиями, отношение; (4) осуществление деятельности, которая не соответствует законодательству принимающей страны; (5) отказ ТНК признавать исключительно юрисдикцию местных судов. В документе говорилось также об утаивании ТНК сведений о своей деятельности, необходимых для того, чтобы принимающие страны могли осуществлять эффективное наблюдение за деятельностью ТНК и регулировать ее; о политике, проводимой ТНК в отношении передачи технологии; о навязывании ограничительной деловой практики и о целом ряде других действий, идущих вразрез с экономической политикой принимающих стран. При выработке кодекса поведения было предложено следующее определение ТНК: «Термин «транснациональная корпорация», как он используется в настоящем Кодексе, означает предприятие, имеющее отделения в двух или более странах, независимо от юридической формы и области деятельности этих отделений, которое функционирует в соответствии с определенной системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию через один или более центров по принятию решений, и в рамках которого отделения таким образом связаны между собой, будь то отношениями собственности или иными отношениями, что одно или несколько из них могут оказывать значительное влияние на деятельность других и, в частности, пользоваться общими знаниями и ресурсами и разделять ответственность с другими». В 1980 г. на специализированной конференции ООН был принят «Свод принципов и правил» по контролю над ограничительной деловой практикой ТНК, дающий в руки суверенным государствам дополнительный инструмент борьбы с нарушениями ТНК их экономической и внешнеторговой политики и их попытками монополизации рынков и подавления конкуренции. В 1979 г- специальная группа экспертов ООН представила ЭКОСОС проект между- 419 народного соглашения по борьбе с незаконными выплатами, имеющего целью пресечь наиболее одиозные формы коррупции, в том числе используемой ТНК в экономике и политике. В ЮНКТАД разрабатывается кодекс поведения в области передачи технологии, который в отдельных своих частях охватывает операции ТНК и ставит вне закона обширный круг злоупотреблений, практикуемых ими в этой области. Сходные цели преследует реформа международной патентной системы, разрабатываемая в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Учитывая важность в контроле над ТНК информации, предоставляемой ими о своей деятельности, в рамках ЭКОСОС работает специальная межправительственная группа экспертов по выработке международных стандартов подготовки и представления ТНК деловой отчетности. Вся эта работа ведется в Комиссии и Центре ООН по транснациональным корпорациям. Комиссия ООН по ТНК является межправительственной и состоит из 49 представителей государств-членов ООН, избираемых на три года, причем в отличие от других рабочих органов ООН в ее заседаниях участвует на постоянной основе группа экспертов-консультантов по проблемам ТНК, состоящая из представителей предпринимателей, профсоюзов и академических кругов. Решение о разработке универсального кодекса поведения для ТНК было принято в рамках Резолюции VI специальной сессии ООН о Программе действий по установлению нового международного экономического порядка, подчеркнувшей, что «должны быть предприняты все усилия для того, чтобы сформулировать, одобрить и ввести в действие международный кодекс поведения для транснациональных корпораций». На 2-й сессии Комиссии ООН по ТНК в 1975 г. разработка такого кодекса была включена в ее программу деятельности как мероприятие первостепенной важности и была поручена специальной межправительственной группе экспертов, которая по состоянию на конец 1980 г. подготовила консолидированный переговорный текст этого документа. Как проект самого кодекса, так и другие документы ООН охватывают весьма широкий спектр операций ТНК, в том числе их коммерческую и социальную политику, вопросы передачи технологии, охраны интересов потребителей, ценообразования, налогов, информации, отчетности и т. д. Положения различных регулирующих документов и их проектов, посвященные деятельности ТНК, группируются вокруг семи главных проблем с нею связанных, а именно: 1) обеспечения уважения ТНК национального суверенитета стран, где они оперируют, и обязательства соблюдения ими местных законов, постановлений и административных предписаний; 2) обязанностей ТНК следовать в своей деятельности целям, приоритетам и политике стран, где они оперируют, в области экономики и развития; 3) обязанностей уважать местные социальные и культурные принципы и ценности, 4) уважения ТНК прав человека и основных свобод; 5) запрета вмешательства ТНК во внутриполитический процесс суверенных государств; 6) зап- 420 рета вмешательства в межправительственные отношения; 7) обязанности ТНК воздерживаться от практики коррупции в экономике и политике. Уважение национального суверенитета и местных законов является бесспорной обязанностью всех физических и юридических лиц, находящихся в пределах данного государства, включая ТНК и их филиалы. Это требование содержится также в кодексе поведения для ТНК, разработанном ОЭСР, и в принципе не встречает возражений и со стороны органов деловых кругов, в том числе Международной торговой палаты, которая также рекомендует инвесторам «уважать национальные законы, политические и социальные цели принимающей страны таким же образом, как это делали бы добропорядочные граждане этой страны». Кодекс ОЭСР также требует от ТНК «полностью принимать во внимание общеполитические цели стран-членов, в которых они оперируют и, в частности, обращать должное внимание на цели и приоритеты этих стран в области экономического и социального прогресса». Хотя Комиссия ООН по ТНК и провела большую работу по составлению проекта кодекса, значительная часть его положений (44 из 77) не была сформулирована в окончательном виде, и по ним представлены два или более варианта формулировок. На возобновленной специальной сессии Комиссии ООН по ТНК (17—21 июня 1985 г.) Центром ООН по ТНК был представлен доклад о нерешенных проблемах в проекте кодекса поведения транснациональных корпораций. Предполагается, что кодекс будет состоять из шести частей: I — преамбула и цели; II — определения и сфера применения; III — деятельность транснациональных корпораций: А — общие и политические положения, В — экономические, финансовые и социальные положения, С — предание гласности информации; IV — режим транснациональных корпораций; V — межправительственное сотрудничество; VI — осуществление кодекса поведения. Положительной стороной проекта является то, что в нем сделана попытка сформулировать положения, которые должны учитывать ТНК при осуществлении своей деятельности (уважать суверенитет стран, в которых они действуют; подчиняться законам этих стран; исходить из экономических целей и задач политики, проводимой в этих странах; уважать социально-культурные цели, ценности и традиции стран, в которых они действуют; не вмешиваться во внутренние дела стран; не заниматься деятельностью политического характера; воздерживаться от практики коррупции; соблюдать законы и постановления, касающиеся ограничительной деловой практики, воздерживаться от ее применения и придерживаться принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1980 г. документа по этому вопросу; соблюдать положения, касающиеся передачи технологии и охраны окружающей среды, и т.д.). В проекте кодекса поведения ООН фигурирует компромиссная формулировка, указывающая на обязанность ТНК вносить вклад в развитие принимающих стран, однако лишь в процессе совмещения их собственных внутрифирменных планов и национальных планов этих стран. 421 Важное значение в регулировании деятельности ТНК имеет вопрос о коррупции. Этот вопрос был и остается предметом обсуждения различных органов ООН. Его острота определяется тем, что ТНК широко применяют в своей деятельности противоправную практику подкупа государственных должностных лиц принимающей страны с целью принятия выгодных для ТНК решений, которые зачастую противоречат интересам этих стран, не соответствуют национальным планам их развития. На ЗО-й сессии ООН была принята Резолюция 3514 (XXX) «Меры против коррупции, практикуемой ТНК и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к делу сторонами», в которой Генеральная Ассамблея ООН осудила эту практику Работа над кодексом продолжается. Полагают, что кодекс не будет иметь обязательной юридической силы. Наряду с предусмотренными в проекте мерами на национальном уровне предполагается, что Комиссия ООН по ТНК примет на себя функции международного организационного механизма по наблюдению за осуществлением кодекса. Центр ООН по транснациональным корпорациям будет действовать в качестве секретариата комиссии. Комиссия будет осуществлять в рамках ООН функции координационного характера, периодически оценивать ход осуществления кодекса, ежегодно представлять Генеральной Ассамблее доклад по этим вопросам. Что касается конкретных аспектов деятельности ТНК, то в рамках ЮНК-ТАД уже утвержден кодекс поведения для линейных судоходных конференций, регулирующий операции ТНК в линейном морском судоходстве, резервирующий часть грузов за национальными судовладельцами развивающихся стран и защищающий права этих судовладельцев от наиболее распространенных злоупотреблений монополий морского транспорта. В рамках Международной организации труда в 1977 г. была одобрена Трехсторонняя декларация о принципах, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики, где были установлены обязательства ТНК уважать основные права и свободы организованного рабочего движения и осудить наиболее распространенные формы антипрофсоюзных акций ТНК. Вопрос о формулировании норм поведения для ТНК активно обсуждается в течение многих лет на уровне правительств и интеграционных группировок. Региональные организации также разрабатывали многосторонние документы, призванные регулировать деятельность ТНК. В 1970 г. в рамках Андской группы был принят Кодекс иностранных инвестиций, содержащий унифицированные правила для деятельности иностранных инвесторов, в том числе ТНК, в странах региона, которые были включены в национальные законодательства. В рамках Организации американских государств в 1979 г. был создан кодекс поведения многонациональных предприятий. В рамках Международной торговой палаты были выработаны и одобрены два сводных документа, адресованных предпринимателям и касаюших-ся общих норм поведения инвесторов в иностранных государствах и воздержания от коррупции. В них речь идет о принятии ТНК на себя моральных обязательств, выполнение которых крайне трудно проконтролировать и которые не содержат обязательственных норм. 422 Глава 21________________________________________ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|