Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международное регулирование межфирменных рыночных отношении 4 страница




5. В результате транснационализации производства и капитала про­
изошел огромный рост взаимозависимости, взаимопереплетения нацио­
нальных экономик и образование транснационального монополистического ка­
питала,
превращение ТНК и ТНБ в главных субъектов мирохозяйственных
связей, которые рассматривают весь мир как глобальную сферу своей дея­
тельности, как в области производства, так и в области сбыта и финансиро­
вания. При этом происходит переплетение собственности ТНК и ТНБ и их
кредитно-финансовой деятельности, что во многих случаях приобретает форму
сращивания международного капитала и образования транснационального фи­
нансового капитала.

6. В 80—90-ые годы наблюдалось усиление рыночного конкурентного ме­
ханизма,
а также косвенных методов государственного воздействия на произ­
водство и ослабление прямых методов. Сложился экономический механизм,
регулирующий распределение производственных ресурсов, внедрение резуль­
татов технического прогресса, определяющий требования к эффективности
производства. Вместе с тем постоянно ведется поиск новых форм совмеще­
ния рыночного и административного регулирования как в рамках отдельных
компаний, национальных хозяйств, так и в международной сфере хозяй­
ственной деятельности.

413


Речь идет о формировании универсальной интернациональной рыноч­ной стоимости и ее модификации — цены производства, которая выступает как нормативная категория, которая служит критерием эффективности как международного, так и национального производства. На первый план выд­вигается задача зашиты тех участков национальных хозяйств, которые не вы­держивают требований эффективности по международным стандартам. Ин­тернациональные стоимости товаров, услуг, технологии, капиталов, рабо­чей силы оказывают все большее давление на динамику национальных сто­имостей — как конечном критерии эффективности производства и использо­вания ресурсов. Цена, устанавливаемая крупной компанией, остается ры­ночной категорией, органически включенной в рыночный механизм, сохра­няя роль важнейшего регулятора производственных ресурсов. При этом при распределении капиталовложений в рамках отдельных компаний решающим критерием служат цены и связанные с ними другие стоимостные величины — прибыль, издержки производства и т.д. В конечном счете изменение цен, их соотношения определяются комплексом рыночных сил как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Как бы велика ни была власть той или иной крупной компании или группы компаний над рынком, она может осуществляться только в условиях учета всех конкурентных сил.

Монополизация международных рынков представляет собой качественно новое явление, которое находит свое конкретное выражение в установлении господства над отраслевым рынком небольшой группы монополий-гигантов, диктующих свои условия рынку и определяющих поведение на нем его учас­тников. Монополистическое регулирование рынка предполагает:

проведение определенной политики при формировании мировых цен («лидерство в ценах»);

учет и согласование объемов производства у важнейших поставщиков однотипной продукции;

раздел производственных программ между крупнейшими производите­лями (специализация по конкретным видам продуктов);

учет и регулирование рыночного спроса исходя из поведения конкури­рующих гигантов;

формирование новых потребностей у конечных потребителей на конк­ретном рынке;

проведение согласованной политики в области капиталовложений в целях препятствия свободному переливу капиталов и учета материальных и финан­совых ресурсов соперничающих фирм. Такое регулирование выступает как мера, направленная на сохранение преимуществ крупнейших компаний в производстве и сбыте.

Специфическая особенность монополистических отношений в совре­менных условиях состоит в том, что ТНК имеют возможность учитывать по­требности рынка и в известной степени формировать спрос на продукты до начала их производства. Это свидетельствует о том, что господство ТНК на мировых товарных рынках складывается как их господство в мировом произ-

414


водстве. Монополистические отношения в рамках мирового рынка выступа­ют не только как сфера проявления сущности ТНК, но и как результат ее функционирования и развития. Поскольку реализация монопольной сверх­прибыли становится возможной лишь при сознательном ограничении разме­ров производства как по сравнению с существующим общественным спро­сом на данную продукцию, так и по сравнению с уже созданными производ­ственными возможностями, рамки, создаваемые монополистическим регу­лированием, становятся необходимым условием существования самих моно­полистических отношений.

Господство в мировом хозяйстве нескольких сотен крупнейших ком­паний-гигантов приводит к тому, что основные пропорции мирового про­изводства и сбыта находятся под воздействием экономической политики этих компаний. Средством такого воздействия выступает согласование поли­тики капиталовложений между несколькими фирмами-гигантами, которые фактически определяют развитие важнейших отраслей мирового хозяйства. Поскольку монополистический капитал заинтересован в первую очередь в развитии тех отраслей, где он может обеспечить себе достаточно прибыль­ное приложение, т.е. отраслей с высокой производительностью труда, тех­нической оснащенностью производства, высоким уровнем организации и управления производством, относительно низкими издержками производ­ства, основные капиталовложения в интернациональном масштабе осуще­ствляются именно в такие отрасли. А это деформирует пропорции обще­ственного производства и ведет к еще большему обострению противоре­чий, как между самими гигантами, так и между ними и немонополизиро-ванным сектором. В этом проявляется дальнейшее развитие монополисти­ческих отношений в современных условиях, позволяющих более полно рас­крыть сущность ТНК, ее стремление к господству в мировой системе хозяй­ства и подчинение своим интересам мелкого и среднего немонополизиро-ванного производства.

Монополистические отношения между самими гигантами принимают самые разнообразные формы: открытой или замаскированный сговор; от­крытая или тайная конкуренция; сотрудничество путем раздела производ­ственных программ или поглощения конкурента.

ТНК стали основными субъектами международных экономических от­ношений в мировой системе хозяйства и определяют характер этих отноше­ний, реализуемых через предпринимательскую деятельность. Именно ТНК превратились в главных посредников в снабжении ведущих развитых стран сырьем и топливом, а также в главных экспортеров товаров и услуг и получа­телей иностранной валюты. В конце 90-х годов на долю ТНК приходилось около 40% промышленного производства, 60% международной торговли, около 80% технологических разработок. ТНК контролировали 90% загранич­ных прямых инвестиций развитых стран, занимали господствующие пози­ции в международном производственно-техническом сотрудничестве, а так­же в отраслях, связанных с обслуживанием международного товарооборота,

415


таких как финансирование, транспортировка, страхование, инженерное кон­сультирование, коммерческая информация и реклама.

Следствием высокой степени интернационализации производства у круп­нейших ТНК явилось установление ими господства на мировых товарных рынках и в ведущих отраслях мирового хозяйства. Решающая роль монопо­лий-гигантов на мировом рынке определяется тем, что они занимают гос­подствующее положение не только в производстве и коммерческом экспор­те, но и в торговле патентами и лицензиями, предоставлении технических услуг, осуществлении подрядных работ, так как в их руках сосредоточена основная часть научно-технических достижений и передового производствен­ного опыта. Поскольку крупнейшие ТНК значительную часть продукции про­изводят и экспортируют со своих заграничных предприятий, роль отдельных ТНК на мировом рынке определяется не столько показателями их экспорта, сколько их долей в мировом производстве отдельных товаров.

Господствующие позиции на важнейших отраслевых товарных рынках занимает небольшая группа крупнейших фирм-гигантов, причем «лидер» заметно отрывается от своих конкурентов. Характерно, что практически на всех важнейших отраслевых рынках насчитывается всего 3—5 крупных фирм, у которых обороты по продажам превышают половину оборота компании «лидера». При этом в таких отраслях, как нефтяная, автомобильная, элект­ротехническая, авиакосмическая, пищевая, резинотехническая, лидер по оборотам почти на одну треть опережает ближайших конкурентов. Такое положение обеспечивает ему ведущую роль на рынке, позволяет проводить политику «лидерства в ценах» и воздействовать на формирование мировых цен.

В число крупнейших компаний мира входят фирмы разных стран, фак­тически монополизировавшие производство соответствующих видов продук­ции в своих странах. Это говорит о том, что отраслевое направление процес­сов монополизации в мировом хозяйстве в целом вытекает из процессов мо­нополизации, происходящих в отдельных странах. Широкая монополизация мирового рынка, рассматриваемая как следствие монополизации внутренних рынков отельных стран, позволяет сделать вывод об однотипности использу­емых ими методов господства и конкурентной борьбы.

Одной из особенностей современного этапа развития ТНК является уси­ление их позиций не только на отраслевых рынках, но и во всех других сфе­рах хозяйственной деятельности: в торговле, на транспорте, в страховом деле, туризме и других.

Таким образом, типичным для современных условий является господ­ство в различных областях мирового хозяйства относительно небольшого чис­ла международных фирм-гигантов, которые делят между собой контроль за производством или рынком конкретных товаров или услуг.

ТНК оказывают определяющее воздействие на изменение характера и направлений международного разделения труда, осуществляемое путем заг­раничного инвестирования.

416


Для современного периода характерна переориентация деятельности ТНК на отрасли обрабатывающей промышленности как развитых, так и раз­вивающихся стран. При этом отмечается их особая заинтересованность в раз­витии наукоемких отраслей промышленности развитых стран, где сосредото­чено примерно две трети принадлежащих ТНК заграничных дочерних компа­ний. ТНК стремятся перенести на заграничные дочерние предприятия в раз­витых странах производство технически сложной и капиталоемкой продук­ции, требующей больших затрат и использования новейших материалов. Этому способствует возможность получения в этих странах средств для финансиро­вания высококвалифицированных кадров специалистов и рабочих, а также необходимых материалов. Следствием такого процесса является значитель­ное усиление иностранного капитала в обрабатывающей промышленности развитых стран. Особенно сильны здесь позиции американских компаний. Наиболее глубоко американские ТНК проникли в такие отрасли, как точное машиностроение, химическая, электротехническая, транспортное машино­строение, где они практически имеют возможность определять отраслевые пропорции и направления развития международного разделения труда.

Процесс переориентации заграничной деятельности ТНК на отрасли обрабатывающей промышленности характерен и для развивающихся стран. Однако здесь их капитал направляется главным образом в такие отрасли, которые выпускают технически несложную, но трудоемкую продукцию. Это, как правило, сборочное производство автомобилей, тракторов, радиотеле­визионной аппаратуры и других товаров.

Эволюция межфирменных рыночных отношений в современных усло­виях проявляет себя в гигантском росте размеров крупнейших фирм и масш­табов их хозяйственной деятельности, усложнении внутрифирменных связей в результате роста заграничной деятельности и диверсификации производ­ства, в расширении сфер монополистического господства и возрастающего воздействия ТНК на все процессы, происходящие на мировом рынке.

Межгосударственное многостороннее регулирование деятельности ТНК осуществляется исключительно путем согласования политических установок правительств стран-участниц в интересах национальных капиталов.

Государственные органы оказывают содействие деятельности ТНК и ТНБ через механизм межгосударственного регулирования мирохозяйствен­ных процессов. Он представлен рядом международных экономических орга­низаций, ежегодными совещаниями «семерки» на высшем уровне, система­тическими встречами министров финансов и управляющих центральными банками ведущих развитых стран.

Выработка международных правил и норм деятельности ТНК ведется на протяжении истекших двадцати лет в рамках различных международных и региональных экономических организаций, а также неправительственными организациями. Основной задачей является создание правовых условий, обес­печивающих соблюдение ТНК норм и принципов международного правово­го регулирования. Трудность заключается в том, что ТНК не являются субъек-

417


тами международного права и их соглашения с государствами не могут рас­сматриваться в качестве международно-правовых. ТНК состоят в организа­ционном плане из большого числа структурных подразделений, находящих­ся в разных странах и обладающих различной правосубъектностью. Дочерние компании ТНК выступают как независимые юридические лица, учреждае­мые и действующие согласно законам принимающих стран. Будучи совокуп­ностью юридических лиц различной юрисдикции, ТНК не могут быть объек­том регулирования права какого-либо одного государства.

Учитывая все это, вопрос о деятельности ТНК в рамках ООН всегда стоял в широком аспекте, т.е. о социально-экономической деятельности в целом, что тесно увязывалось с проблематикой развития и перестройкой меж­дународных экономических отношений. Именно поэтому большинство одоб­ренных рекомендаций, касающихся ТНК, было рассредоточено по различ­ным тематическим документам ООН как их составные части. Однако одно­временно в рамках Комиссии ООН по ТНК ведется значительная работа по выработке универсального международного кодекса поведения для ТНК, ба­зирующегося на основополагающих документах ООН в области торговли и развития и включающего в себя итоги деятельности по данной тематике ее рабочих органов. Базисными в данном случае являются резолюции и реше­ния ООН, подтверждающие неотъемлемое право национальных государств на суверенитет над их природными ресурсами и экономической деятельнос­тью. Из него закономерно вытекает и право правительств этих государств регулировать деятельность иностранного капитала на своей территории на основании национального законодательства и в национальных интересах. Впервые зафиксированные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (XVII) эти принципы затем находили свое подтверждение в других докумен­тах ООН и признаны юридически и политически неоспоримыми.

Например, Декларация об установлении в мире нового международно­го экономического порядка, принятая VI специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН, прямо указывает, что этот порядок основывается в числе прочего на таких принципах, как «полный и постоянный суверенитет каж­дой страны над ее природными ресурсами и всей экономической деятельно­стью», и предполагает соответственно «регулирование и надзор за деятельно­стью транснациональных корпораций через принятие мер в интересах нацио­нальных экономик стран, где они оперируют и на основе полного суверени­тета этих стран».

Такие права были зафиксированы в Хартии экономических прав и обя­занностей государств, утвержденной XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г., где указывалось, что каждое государство вправе регулировать и осуществлять свой суверенитет над иностранными инвестициями в рамках своей национальной юрисдикции и через принятие мер, обеспечивающих, чтобы эта деятельность подчинялась их законам, правилам и регулированию и соответствовала их экономической и социальной политике», включая пра­во «национализировать и экспроприировать иностранную собственность или

418


передавать права на владение ею». В Хартии содержались положения, огра­ничивающие деятельность ТНК. По требованию развивающихся стран Ге­неральный секретарь ООН создал Группу видных деятелей, которая в 1974 г. представила на 57-й сессии ЭКОСОС доклад «Влияние многонациональ­ных корпораций на процесс развития», в соответствии с которым для даль­нейшего изучения проблем регулирования деятельности ТНК и принятия соответствующих рекомендаций были созданы Межправительственная ко­миссия ООН по транснациональным корпорациям и Центр по ТНК. Эти органы ООН приступили к подготовке проекта кодекса поведения трансна­циональных корпораций.

В представленном указанной Группой документе, озаглавленном «Пе­речень проблем, вызывающих озабоченность в связи с операциями и дея­тельностью транснациональных корпораций», была показана практика ТНК, в отношении которой требовалось принятие мер со стороны международного сообщества. Это: (1) вмешательство ТНК во внутренние дела принимающих стран; (2) попытки распространения на принимающую страну законов и по­ложений страны происхождения; (3) требования ТНК на преференциаль­ное, по сравнению с национальными предприятиями, отношение; (4) осуще­ствление деятельности, которая не соответствует законодательству принимаю­щей страны; (5) отказ ТНК признавать исключительно юрисдикцию местных судов. В документе говорилось также об утаивании ТНК сведений о своей деятельности, необходимых для того, чтобы принимающие страны могли осу­ществлять эффективное наблюдение за деятельностью ТНК и регулировать ее; о политике, проводимой ТНК в отношении передачи технологии; о навязыва­нии ограничительной деловой практики и о целом ряде других действий, иду­щих вразрез с экономической политикой принимающих стран.

При выработке кодекса поведения было предложено следующее опре­деление ТНК: «Термин «транснациональная корпорация», как он использу­ется в настоящем Кодексе, означает предприятие, имеющее отделения в двух или более странах, независимо от юридической формы и области деятельно­сти этих отделений, которое функционирует в соответствии с определенной системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную поли­тику и общую стратегию через один или более центров по принятию реше­ний, и в рамках которого отделения таким образом связаны между собой, будь то отношениями собственности или иными отношениями, что одно или несколько из них могут оказывать значительное влияние на деятельность дру­гих и, в частности, пользоваться общими знаниями и ресурсами и разделять ответственность с другими».

В 1980 г. на специализированной конференции ООН был принят «Свод принципов и правил» по контролю над ограничительной деловой практикой ТНК, дающий в руки суверенным государствам дополнительный инструмент борьбы с нарушениями ТНК их экономической и внешнеторговой политики и их попытками монополизации рынков и подавления конкуренции. В 1979 г- специальная группа экспертов ООН представила ЭКОСОС проект между-

419


народного соглашения по борьбе с незаконными выплатами, имеющего це­лью пресечь наиболее одиозные формы коррупции, в том числе используе­мой ТНК в экономике и политике. В ЮНКТАД разрабатывается кодекс поведения в области передачи технологии, который в отдельных своих час­тях охватывает операции ТНК и ставит вне закона обширный круг злоупот­реблений, практикуемых ими в этой области. Сходные цели преследует ре­форма международной патентной системы, разрабатываемая в рамках Все­мирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Учитывая важность в контроле над ТНК информации, предоставляемой ими о своей деятельности, в рамках ЭКОСОС работает специальная межправительствен­ная группа экспертов по выработке международных стандартов подготовки и представления ТНК деловой отчетности.

Вся эта работа ведется в Комиссии и Центре ООН по транснациональ­ным корпорациям. Комиссия ООН по ТНК является межправительственной и состоит из 49 представителей государств-членов ООН, избираемых на три года, причем в отличие от других рабочих органов ООН в ее заседаниях уча­ствует на постоянной основе группа экспертов-консультантов по проблемам ТНК, состоящая из представителей предпринимателей, профсоюзов и ака­демических кругов.

Решение о разработке универсального кодекса поведения для ТНК было принято в рамках Резолюции VI специальной сессии ООН о Программе дей­ствий по установлению нового международного экономического порядка, подчеркнувшей, что «должны быть предприняты все усилия для того, чтобы сформулировать, одобрить и ввести в действие международный кодекс пове­дения для транснациональных корпораций». На 2-й сессии Комиссии ООН по ТНК в 1975 г. разработка такого кодекса была включена в ее программу деятельности как мероприятие первостепенной важности и была поручена специальной межправительственной группе экспертов, которая по состоя­нию на конец 1980 г. подготовила консолидированный переговорный текст этого документа.

Как проект самого кодекса, так и другие документы ООН охватывают весьма широкий спектр операций ТНК, в том числе их коммерческую и со­циальную политику, вопросы передачи технологии, охраны интересов по­требителей, ценообразования, налогов, информации, отчетности и т. д.

Положения различных регулирующих документов и их проектов, по­священные деятельности ТНК, группируются вокруг семи главных проблем с нею связанных, а именно: 1) обеспечения уважения ТНК национального суверенитета стран, где они оперируют, и обязательства соблюдения ими местных законов, постановлений и административных предписаний; 2) обя­занностей ТНК следовать в своей деятельности целям, приоритетам и поли­тике стран, где они оперируют, в области экономики и развития; 3) обязан­ностей уважать местные социальные и культурные принципы и ценности, 4) уважения ТНК прав человека и основных свобод; 5) запрета вмешатель­ства ТНК во внутриполитический процесс суверенных государств; 6) зап-

420


рета вмешательства в межправительственные отношения; 7) обязанности ТНК воздерживаться от практики коррупции в экономике и политике.

Уважение национального суверенитета и местных законов является бес­спорной обязанностью всех физических и юридических лиц, находящихся в пределах данного государства, включая ТНК и их филиалы. Это требование содержится также в кодексе поведения для ТНК, разработанном ОЭСР, и в принципе не встречает возражений и со стороны органов деловых кругов, в том числе Международной торговой палаты, которая также рекомендует ин­весторам «уважать национальные законы, политические и социальные цели принимающей страны таким же образом, как это делали бы добропорядоч­ные граждане этой страны».

Кодекс ОЭСР также требует от ТНК «полностью принимать во внима­ние общеполитические цели стран-членов, в которых они оперируют и, в частности, обращать должное внимание на цели и приоритеты этих стран в области экономического и социального прогресса».

Хотя Комиссия ООН по ТНК и провела большую работу по составле­нию проекта кодекса, значительная часть его положений (44 из 77) не была сформулирована в окончательном виде, и по ним представлены два или бо­лее варианта формулировок. На возобновленной специальной сессии Ко­миссии ООН по ТНК (17—21 июня 1985 г.) Центром ООН по ТНК был представлен доклад о нерешенных проблемах в проекте кодекса поведения транснациональных корпораций. Предполагается, что кодекс будет состоять из шести частей: I — преамбула и цели; II — определения и сфера примене­ния; III — деятельность транснациональных корпораций: А — общие и поли­тические положения, В — экономические, финансовые и социальные по­ложения, С — предание гласности информации; IV — режим транснацио­нальных корпораций; V — межправительственное сотрудничество; VI — осу­ществление кодекса поведения.

Положительной стороной проекта является то, что в нем сделана по­пытка сформулировать положения, которые должны учитывать ТНК при осу­ществлении своей деятельности (уважать суверенитет стран, в которых они действуют; подчиняться законам этих стран; исходить из экономических це­лей и задач политики, проводимой в этих странах; уважать социально-куль­турные цели, ценности и традиции стран, в которых они действуют; не вме­шиваться во внутренние дела стран; не заниматься деятельностью политичес­кого характера; воздерживаться от практики коррупции; соблюдать законы и постановления, касающиеся ограничительной деловой практики, воздержи­ваться от ее применения и придерживаться принятого Генеральной Ассамб­леей ООН в 1980 г. документа по этому вопросу; соблюдать положения, касающиеся передачи технологии и охраны окружающей среды, и т.д.).

В проекте кодекса поведения ООН фигурирует компромиссная форму­лировка, указывающая на обязанность ТНК вносить вклад в развитие при­нимающих стран, однако лишь в процессе совмещения их собственных внут­рифирменных планов и национальных планов этих стран.

421


Важное значение в регулировании деятельности ТНК имеет вопрос о коррупции. Этот вопрос был и остается предметом обсуждения различных органов ООН. Его острота определяется тем, что ТНК широко применяют в своей деятельности противоправную практику подкупа государственных дол­жностных лиц принимающей страны с целью принятия выгодных для ТНК решений, которые зачастую противоречат интересам этих стран, не соответ­ствуют национальным планам их развития. На ЗО-й сессии ООН была при­нята Резолюция 3514 (XXX) «Меры против коррупции, практикуемой ТНК и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к делу сторонами», в которой Генеральная Ассамблея ООН осудила эту практику

Работа над кодексом продолжается. Полагают, что кодекс не будет иметь обязательной юридической силы. Наряду с предусмотренными в про­екте мерами на национальном уровне предполагается, что Комиссия ООН по ТНК примет на себя функции международного организационного меха­низма по наблюдению за осуществлением кодекса. Центр ООН по трансна­циональным корпорациям будет действовать в качестве секретариата комис­сии. Комиссия будет осуществлять в рамках ООН функции координацион­ного характера, периодически оценивать ход осуществления кодекса, еже­годно представлять Генеральной Ассамблее доклад по этим вопросам.

Что касается конкретных аспектов деятельности ТНК, то в рамках ЮНК-ТАД уже утвержден кодекс поведения для линейных судоходных конферен­ций, регулирующий операции ТНК в линейном морском судоходстве, ре­зервирующий часть грузов за национальными судовладельцами развивающихся стран и защищающий права этих судовладельцев от наиболее распространен­ных злоупотреблений монополий морского транспорта.

В рамках Международной организации труда в 1977 г. была одобрена Трехсторонняя декларация о принципах, касающихся многонациональных пред­приятий и социальной политики, где были установлены обязательства ТНК уважать основные права и свободы организованного рабочего движения и осу­дить наиболее распространенные формы антипрофсоюзных акций ТНК.

Вопрос о формулировании норм поведения для ТНК активно обсуждается в течение многих лет на уровне правительств и интеграционных группировок.

Региональные организации также разрабатывали многосторонние до­кументы, призванные регулировать деятельность ТНК. В 1970 г. в рамках Андской группы был принят Кодекс иностранных инвестиций, содержащий унифицированные правила для деятельности иностранных инвесторов, в том числе ТНК, в странах региона, которые были включены в национальные законодательства. В рамках Организации американских государств в 1979 г. был создан кодекс поведения многонациональных предприятий.

В рамках Международной торговой палаты были выработаны и одоб­рены два сводных документа, адресованных предпринимателям и касаюших-ся общих норм поведения инвесторов в иностранных государствах и воздер­жания от коррупции. В них речь идет о принятии ТНК на себя моральных обязательств, выполнение которых крайне трудно проконтролировать и ко­торые не содержат обязательственных норм.

422


Глава 21________________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных