Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Регулирование предпринимательской 2 страница




Часть II содержит порядок образования ЕК, изложенный в пяти разде­лах: общие положения, образование ЕК путем слияния, образование ЕК в форме холдинга, образование совместной дочерней компании, создание ЕК своей дочерней компании.

Часть III посвящена вопросам образования акционерного капитала ЕК, по­рядка продажи акций, уменьшения и увеличения капитала. В ней устанавлива­ются права акционеров в соответствии с их взносами, порядок выпуска именных акций и акций на предъявителя, порядок выпуска и распространения обязательств.

Часть IV содержит характеристику органов управления при двухзвен-ной и однозвенной структуре управления, поскольку организационная струк­тура акционерных компаний и правомочия их органов различаются в разных странах, и установление единых норм представляет большую трудность. На­пример, в Англии принята однозвенная структура, предполагающая нали­чие только административного органа, в Германии — двухзвенная структу­ра, включающая помимо административного еще и наблюдательный орган. Во Франции применяются обе модели. В Уставе рекомендуется использова­ние двухзвенной структуры, но решение вопроса предоставлено самим фир­мам. Предполагается четкое разделение функции управления и функции на­блюдения. Причем при однозвенной структуре функцию наблюдения вы­полняют члены административного органа, не осуществляющие распоря­дительских функций. При однозвенной и двухзвенной структурах в Уставе устанавливаются общие правила для органов управления: сроки полномо-

433


чий, условия членства, право на представительство, действия, требующие ис­ключительных полномочий, порядок разрешения конфликтов. Подробно оп­ределяются порядок проведения и компетенция общего собрания акционеров.

Часть V устанавливает порядок ведения и представления годовых бух­галтерских отчетов и консолидированных отчетов, порядок аудита и публи­кации бухгалтерских отчетов, подготовку консолидированных годовых фир­менных отчетов и их аудиторскую проверку.

Часть VII определяет порядок ликвидации ЕК, включая продажу иму­щества, неплатежеспособность, прекращение платежей.

Типам и условиям поглощения компаний и применяемому к этому за­конодательству посвящена часть VIII.

Часть IX определяет порядок уплаты налогов. Что касается налогооб­ложения, то Устав предусматривает подотчетность ЕК налоговому законода­тельству страны размещения на тех же условиях, что и для любой другой компании, а убытки ее отделений и филиалов в других странах должны вы­читаться из доходов компании (чтобы избежать двойного налогообложения).

Для решения наиболее спорного вопроса об участии трудящихся в уп­равлении компанией предусмотрен компромиссный вариант, предполагаю­щий несколько способов такого участия (по выбору самой компании):

введение представителей в Наблюдательный или Административный совет компаний;

создание специального комитета представителей трудящихся;

заключение соглашения между учредителями компании и трудящимися.

Работники компании должны быть также информированы обо всех ре­шениях стратегического характера, касающихся перемещения предприятия, расширения его деятельности, содержания деятельности холдингов и фили­алов, изменений в ее организационной структуре, прекращения или уста­новления сотрудничества с другими компаниями.

Часть X содержит санкции и порядок их применения.

Принятый Устав учитывает решения КЕС по всем директивам, регули­рующим деятельность фирм на территории ЕС, и в максимальной степени стыкуется с законодательствами о компаниях стран-членов.

21.2.3. Елиная промышленная политика ЕС

До 90-х годов проводимая ЕС промышленная политика была направле­на на сохранение или улучшение уже сложившейся отраслевой структуры, включая сельское хозяйство, угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность. Причины такого подхода были различны по странам, но в целом однотипны: сохранение традиционного облика отдельных регионов, поддержание занятости, самообеспеченность страны источниками энергии.

В 1990 г. Комиссия ЕС разработала документ «Промышленная поли­тика в открытой и конкурентной экономической среде», в котором сформу­лировала новые принципы промышленной политики. Их суть состоит в сле­дующем:

434


• государства—участники ЕС и само Сообщество должны позаботиться

0 том, чтобы процесс желательных структурных сдвигов соответствовал тре­
бованиям рынка и конкуренции, как это предусмотрено согласованными ра­
мочными условиями;

• особым приоритетом должно пользоваться развитие высокотехноло­
гичных отраслей. Достижение этой цели должно обеспечиваться проведени­
ем так называемой горизонтальной промышленной политики, не замыкающей­
ся в рамках узких отраслей и носящей всеобъемлющий характер. В ст. 130

1 раздела Маастрихтского договора говорится о создании экономического
климата, благоприятствующего проявлению инициативы предприятий и со­
трудничеству между ними, и о полном использовании возможностей про­
мышленной политики в таких областях, как инновации, исследования и
техническое развитие;

• участие самого ЕС должно быть только дополняющим национальные
усилия и целиком соответствовать сформулированным целям общеевропейс­
кой промышленной политики.

Для ряда отраслей и сфер были разработаны программные документы, касающиеся: организации конкретных НИОКР; технической стандартизации; европейского хозяйственного права; создания единой транспортной сети, систем энергоснабжения и телекоммуникаций; переобучения на рабочем ме­сте и др. Такие программы называют «прагматической рыночной промыш­ленной политикой», без которой, полагаясь лишь на принцип стихийного действия рыночных сил, нельзя успешно продвигаться к поставленной цели — созданию широкого единого рынка. По мнению члена Комиссии ЕС Банге-манна, необходимо постепенно отказываться от «щадящей структурной по­литики, направленной лишь на сохранение и некоторую корректировку струк­туры, которая пока господствует во многих сферах европейской промышлен­ной политики».

Новая европейская промышленная политика, рассматриваемая как часть политики экономического роста, должна охватывать национальную эконо­мику в целом. Она должна служить своеобразной инновационной матрицей, на которую должны накладываться специальные программы, соответствую­щие характеру конкретных проблем. Особое значение при этом приобретают проблемы продолжительности структурных сдвигов и подготовка экономи­ческой и социальной инфраструктуры для намечаемых инноваций. К числу специальных программ можно отнести следующие:

фундаментальные исследования, требующие всесторонней государствен­
ной поддержки, поскольку исследования, продиктованные сугубо коммер­
ческими интересами отдельных частных предприятий, редко соответствуют
общенациональным экономическим интересам и к тому же ведутся в более
узких областях. Результаты фундаментальных исследований редко бывают
патентоспособны и возможность их непосредственного коммерческого ис­
пользования часто не представляется реальной. Это обусловливает важную
роль государств-участников и ЕС в целом в решении такой проблемы;

 

435


прикладные исследования (разработки и технология), также требующие
участия государства примерно по тем же причинам, что и фундаментальные
исследования. В качестве примера можно привести общий для ЕС проект
«ДЖЕССИ», рассчитанный на 8 лет и состоящий из четырех подпрограмм: тех­
нология; средства производства и материалы; практическое освоение; смежные
фундаментальные исследования. В проекте участвуют университеты, лабора­
тории, предприятия-изготовители аппаратуры и оборудования из пяти стран
Стоимость работ по проекту оценивалась в 3,8 млрд ЭКЮ. В результате выпол­
нения проекта получила развитие общеевропейская инициатива в области мик­
роэлектроники, вертикальная и горизонтальная кооперация между предприяти­
ями, выпускающими микроэлектронику и оборудование для ее изготовления и
использующими микроэлектронные компоненты, была достигнута договорен­
ность об интеллектуальной собственности на технические нововведения;

конкуренция, поощряемая со стороны государства, наравне с сотруд­
ничеством между мелкими, средними и крупными предприятиями. Кроме
того, в своих основополагающих решениях о промышленной политике ЕС
неизменно подчеркивает готовность оказать поддержку внеевропейским ин­
вестициям предприятий, особенно в таких отраслях, как обработка данных,
телекоммуникации, учебная электроника;

информация как отрасль инфраструктуры по предоставлению услуг,
являющаяся важным направлением промышленной политики. Большую роль
играет патентная информация и особое место в связи с этим занимает Евро­
пейская патентная организация (ЕПО) в европейской промышленной поли­
тике. Ее деятельность направлена на правовую защиту патентов и повыше­
ние роли патентов в качестве инновационного стимула. Предполагается про­
извести перестройку европейской патентной защиты по японскому и амери­
канскому образцу, чтобы иметь возможность эффективно вмешиваться при
получении сигналов о нарушении патентных прав. В европейских странах
ежегодно регистрируется немного меньше патентов в расчете на 1 млн
жителей, чем в США (245 и 360 соответственно), что обусловлено нали­
чием в странах ЕС значительно большего количества мелких и средних пред­
приятий, для которых высокая стоимость патентной заявки, существующая
в Европе, является препятствием к организации надлежащей защиты их ин­
теллектуальной собственности. Важное значение в связи с реализацией про­
мышленной политики имеют также проводимые при поддержке государства
маркетинговые исследования, организация обмена лицензиями на основе
патентов и обеспечение широкой информации о запатентованных инноваци­
ях в европейском масштабе;

обеспечение кадрами квалифицированных работников — одно из направ­
лений промышленной политики ЕС, предполагающей организацию за госу­
дарственный счет обучения и переобучения, повышение квалификации ра­
ботников на протяжении их трудовой жизни с целью смягчения социальных
последствий структурных сдвигов. Об этом говорится в ст. 127 Маастрихт­
ского договора;

436


 


развитие инфраструктуры, требующее активного участия ЕС в созда­нии общеевропейских систем транспорта, телекоммуникаций и энергоснаб­жения в соответствии со ст. 1296 Маастрихтского договора. Определенные трудности возникают в связи с тем, что некоторые предприятия в этих отрас­лях — государственные или полугосударственные. Сугубо наднациональной является также задача охраны окружающей среды.

Таким образом, промышленная политика ЕС в современных условиях ориентирована на развитие высокотехнологичных отраслей, создание новых рабочих мест и повышение конкурентоспособности продукции на мировых рынках.

21.2.4. Регулирование предпринимательской структуры и предпринимательской среды

Для западноевропейских компаний создание единого рынка составляет основу их хозяйственных связей. Единый внутренний рынок предполагает отсутствие внутренних границ: физических, налоговых, технических барье­ров. Большая часть мероприятий по созданию единого внутреннего рынка была выполнена к началу 1993 г., когда было официально завершено создание еди­ного внутреннего рынка и унификация законодательства по важнейшим на­правлениям предпринимательской деятельности. В процессе создания едино­го внутреннего рынка ЕС Комиссия европейского сообщества (КЕС) разрабо­тала около 300 директив, направленных на формирование унифицированно­го режима хозяйственных отношений в рамках ЕС.

Важное место в экономической политике ЕС занимает вопрос транс­национализации деятельности фирм. В 1989 г. (как говорилось выше) был принят регламент, регулирующий создание объединений по экономическим интересам (ЕОЭИ). В рамках этого объединения осуществляется совмест­ная деятельность в области: научных разработок, промышленного сотрудни­чества, закупок и сбыта продукции, контроля за качеством. ЕОЭИ являет­ся временной ассоциацией компаний стран-членов, которая подчиняется единым правилам ЕС. Такая структура позволяет крупным компаниям объе­динять на время часть их хозяйственной деятельности, сохраняя при этом экономическую и юридическую независимость. Впоследствии ЕОЭИ может быть преобразовано в корпорацию с самостоятельным юридическим стату­сом. Прибыли ЕОЭИ не облагаются подоходным налогом; они распределя­ются среди партнеров по заранее установленному порядку, а затем партнеры платят налоги со своих доходов.

Унификация законодательства в области инфраструктуры и деловой практики имеет целью обеспечение свободного передвижения товаров, ус­луг, капиталов и рабочей силы в рамках ЕС. Открытие границ и создание обширного внутреннего рынка стимулируют развитие предпринимательства. Это усиливает стремление западноевропейских фирм к снижению издержек производства; лучшему использованию эффекта экономии на масштабах; по­зволяет расширять объем и направление своей деятельности в области инве-

437


стиций, а также в полной мере реализовывать открывающиеся новые воз­можности в области сотрудничества.

Создание единого рынка призвано повысить конкурентоспособность западноевропейских предприятий за счет ликвидации потерь во внутриреги­ональной торговле, вызванных различиями в уровнях экономического раз­вития стран-членов, обострением конкуренции, влекущей за собой банк­ротство малых и средних предприятий. В более выгодном положении ока­зываются фирмы, ориентирующиеся на экспорт в третьи страны, а также фирмы высокотехнологичных отраслей промышленности (информатика, био­технология, телекоммуникации).

Для стимулирования экономического роста и развития предпринима­тельства в рамках единой экономической политики реализуются меры, на­правленные на укрупнение компаний; интенсификацию хозяйственных свя­зей между ними; экономию ресурсов; облегчение доступа к финансовым средствам и ресурсам; расширение финансовой и технической поддержки наиболее слабым регионам; оказание поддержки малому предприниматель­ству.

В 1993 г. были отменены все барьеры на перемещение капиталов и создан единый рынок финансовых услуг для государств-членов, в основу ко­торого положены два принципа: взаимное признание национальных законо­дательств и унификация основных нормативов банковского надзора (в соот­ветствии с первой и второй банковскими директивами). Основополагающим документом в области банковского законодательства служит вторая банковс­кая директива, устанавливающая принципы деятельности коммерческих бан­ков на территории ЕС. Центральным вопросом этого документа является принцип единой банковской лицензии (банки ЕС могут осуществлять опера­ции в любой стране-члене).

Отношение к третьим странам в области предоставления финансовых услуг базируется на принципе взаимности, хотя конкретные условия и мето­ды применения этого принципа еще продолжают обсуждаться. Согласно вто­рой банковской директиве, принцип взаимности не распространяется на уже действующие в ЕС финансовые институты, принадлежащие иностранному капиталу. Вместе с тем в зависимости от их форм различается применяемый к ним режим. Так, филиалы иностранных банков получают право на единую банковскую лицензию и рассматриваются в качестве банков ЕС, отделения же остаются в ведении национальных регулирующих органов принимающей страны. Если иностранные банки хотят находиться на территории Союза в качестве банка ЕС, они должны учредить или купить собственный филиал полностью за счет своего капитала хотя бы в одной из стран-членов (мини­мальный размер капитала по законодательству ЕС составляет 5 млн ЭКЮ)-После этого филиал может открывать свои отделения в других странах. Од­нако эти отделения не получают единой лицензии и их деятельность регули­руется национальным законодательством принимающей страны.

Либерализация движения капиталов является важным шагом на пути

438


 


валютной интеграции. Создание единого финансового рынка способствует более тесной координации политик центральных банков стран ЕС.

Создание ЕВР, возможность использовать преимущества единого рын­ка дали мощный толчок привлечению в ЕС многих иностранных компаний, особенно японских и американских, которые осуществляют свою деятель­ность как в форме экспорта товаров и услуг, так и в форме прямых инвести­ций.

Единая транспортная политика, предусмотренная Договором ЕЭС, тре­бует дальнейших согласований. Главный спорный вопрос возникает тогда, когда транспортные перевозки в одной стране ЕС осуществляет гражданин другой страны ЕС. Комиссия рассмотрела общую политику, охватывающую все виды транспорта (в том числе морской и воздушный), но более практич­ным оказалось решение вопроса по частям. К концу 1992 г. автомобильные перевозки стали свободными от квот в пределах ЕС. Были изданы директивы о запрещении дискриминации в установлении разных ставок для автотранс­порта и условий для аналогичных товаров в аналогичных ситуациях. Дирек­тивы регулируют также общие правила международных автомобильных пере­возок, ограничение рабочего времени водителей и установку таксометров, регистрирующих это время. Были в основном устранены расхождения между странами—членами ЕС в отношении дорожных налогов, веса и габаритов гру­зовиков.

Усилия органов ЕС в области гармонизации в налоговой сфере направ­лены на добавленную стоимость и введение единых ставок и порядка взима­ния акцизных сборов; унификацию налогов на доходы от ценных бумаг и банковских вкладов. Меры ЕС затрагивают только структуры и налоговые базы, процентные ставки остаются в ведении стран-членов. На практике процесс гармонизации налоговых законодательств стран-членов оказался бо­лее сложным, и круг проблем в данной области, требующих решения на наднациональном уровне, по-прежнему достаточно широк. В декабре 1989 г. Совет принял решение о постепенном выравнивании ставок НДС в пределах нормативных ставок 14—20%. В будущем намечено снижение ставок до 5— 9% для отдельных видов товаров. Существующие нулевые ставки остаются в силе. Налоговые границы будут ликвидированы посредством наложения на импортеров и экспортеров обязанности декларирования и сбора НДС на ос­нове принципа установления ставок НДС по месту назначения товаров. Гра­ницы акцизного налога будут ликвидированы путем перехода к системе взаи­мосвязанных таможенных складов, между которыми товары можно переме­щать свободно. Как и в отношении НДС, акцизный налог будут взимать по принципу установления ставок по месту назначения товаров. Намечалось к концу 90-х годов полностью перейти к налогообложению по принципу уста­новления ставок по месту происхождения товаров.

Несмотря на устранение физических границ, между странами ЕС оста­лись разнообразные формальные и неформальные ограничения и барьеры. К их числу относятся технические барьеры, которые, гарантируя защиту

439


окружающей среды и минимальный уровень безопасности для потребите­лей, по существу носят протекционистский характер и выступают препят­ствием на пути свободного перемещения товаров. Различия в технических нормах и стандартах в странах ЕС вызывают дополнительные затраты у про­изводителей на доработку продукции и бесчисленные изменения, проводи­мые с целью удовлетворения требованиям различных национальных стан­дартов. Такие правила тормозят развитие кооперации между предприятиями различных стран-членов, сдерживают обмен товаров в рамках ЕС. Кроме того, они увеличивают издержки на единицу продукции и стоимость хране­ния запасов, вызывают дополнительные расходы на исследования, разра­ботки и маркетинг. После принятия в 1985 г. «нового подхода» к гармониза­ции технических стандартов наметилась тенденция упрощения процедур в этой области. К 1993 г. было гармонизировано около 7200 стандартов. По оценкам экспертов КЕС, для успешного функционирования ЕВР необходи­мо гармонизировать как минимум 10 тыс. стандартов. Определенный про­гресс уже достигнут в области электроники, аэрокосмической, сталелитей­ной промышленности и газовых технологий.

В настоящее время органами ЕС разрабатывается новое направление, так называемая политика «подтверждения соответствия». Ее задачей являет­ся уменьшение вмешательства государства в процесс стандартизации на на­циональном уровне. В дальнейшем предполагается проведение техническо­го контроля структурами, не зависящими ни от государства, ни от нацио­нальных и европейских бюро по сертификации. Установление технических стандартов поручено специальным органам, которые обязаны признавать эк­вивалентность стандартов, действующих во всех странах—участницах ЕС. При­меняется принцип «взаимного признания», когда каждая страна должна при­знавать эквивалентность стандартов другой страны.

Важной областью регулирования хозяйственных отношений является развитие межфирменного сотрудничества. К началу 90-х годов в ЕС факти­чески сложилась система наднационального регулирования межфирменных связей и связанных с ними процессов на микроуровне. Признавая исключи­тельную сложность и необходимость этого вида предпринимательской дея­тельности, институциональные органы ЕС создали условия (совершенство­вание фирменного законодательства, принятие согласованных мер по охране интеллектуальной и промышленной собственности, разработка европейско­го патента, совершенствование налогового режима деятельности компаний), способствующие промышленному и научно-техническому сотрудничеству.

Развитие межфирменного сотрудничества позволяет в рамках новых про­изводственных структур сочетать преимущества крупных фирм и малых и сред­них предприятий. Успех в создании единого рынка зависит не только от круп­ных компаний, но и в не меньшей степени от малого и среднего предприни­мательства. На уровне ЕС проводится целенаправленная политика поддержки развития малых и средних предприятий, причем ее методы постоянно совер­шенствуются с учетом реальных потребностей и задач европейской интегра-

440


ции. Усилия органов ЕС в этой области направлены на обеспечение доступа этим предприятиям к финансовым средствам ЕС, организацию информаци­онного обмена между предприятиями, поиск для них европейских партнеров.

В настоящее время практически все европейские компании в той или иной степени принимают участие в различных формах межфирменного со­трудничества. Этот вид предпринимательской деятельности становится эф­фективным инструментом структурной перестройки национальных экономик стран ЕС и важнейшим источником конкурентных преимуществ европейских предприятий на мировом рынке.

Члены ЕС традиционно ориентируются на систему союзов и соглаше­ний в области защиты прав на интеллектуальную собственность, формиро­вавшуюся в течение долгих лет на основе европейских правовых традиций: Парижский союз по промышленной собственности, Бернский союз по ав­торским правам, а также ВОИС. В ответ на участившиеся нарушения в отношении своей интеллектуальной собственности за рубежом компании за­падноевропейских государств стали активно призывать руководство ЕС к при­нятию жестких мер, в частности, через влиятельный Союз конфедераций промышленников и работодателей Европы. С 80-х годов ЕС (как и США) стал прибегать к экономическим мерам воздействия для защиты своей интел­лектуальной собственности стран-членов за рубежом. Директива ЕС, при­нятая в сентябре 1984 г., предусматривала принятие мер против стран, ис­пользующих недозволенную торговую практику. Частные компании, ассо­циации предпринимателей и государства-члены ЕС получили право направ­лять соответствующие жалобы в Европейскую комиссию (ЕК). После под­тверждения обоснованности этой жалобы ЕК рассматривает возможность ис­пользования против страны-нарушительницы специальных мер: отмены тор­говых привилегий, увеличения таможенных пошлин, введения количествен­ных ограничений на ввоз ее товаров. Так, после того как переговоры с Южной Кореей не увенчались успехом, в декабре 1987 г. ЕС принял решение приос­тановить действие в отношении этого государства торговых льгот в рамках Генеральной системы тарифных преференций (т.е. поднять пошлины на юж­нокорейские товары).

Количественные ограничения и таможенные пошлины во взаимной тор­говле стран—членов ЕС были ликвидированы в 1968 г. и для третьих стран был установлен единый внешний таможенный тариф. В 1988 г. был введен единый таможенный документ, а в 1991 г. принят общий таможенный ко­декс торговли в рамках ЕС, который распространяется и на внешнюю тор­говлю Сообщества. Принятие общего таможенного кодекса существенно уп­ростило ситуацию для предпринимателей. Сделки по экспорту-импорту между компаниями разных стран перестали считаться таковыми и получили статус операций внутри национального рынка.

С января 1993 г. отменен таможенный контроль во внутренних обменах товарами производства ЕС. В ноябре 1995 г. Советом министров ЕС была принята программа «Таможня-2000», которая позволит создать однородные

441


условия для передвижения товаров, услуг и частных лиц через внешние гра­ницы ЕС. Таможенная система ЕС предусматривает разработку и введение в действие единых норм и правил, заменяющих национальное таможенное за­конодательство. Они касаются прежде всего таможенной оценки товаров, правил установления страны происхождения товаров, особых режимов вво­за и вывоза товаров, франшизы и пр.

Единый таможенный тариф (ЕТТ), применяемый в торговых отно­шениях стран—членов ЕС с третьими странами, начал действовать с 1 июля 1968 г. одновременно с упразднением таможенных пошлин во взаимной торговле этих стран. В соответствии со ст. 28 Римского договора любые изменения пошлин ЕТТ или временное прекращение их действия произво­дится только в соответствии с решением Совета ЕС на основе предложения Комиссии ЕС. Товары из третьих стран, подвергшиеся таможенному об­ложению при ввозе в одну из стран ЕС, далее приравниваются к товарам, производимым в странах—членах ЕС, и не облагаются пошлинами при пересечении внутренних границ.

Товарная номенклатура ЕТТ базируется на Гармонизированной систе­ме описания и кодирования товаров.

Важнейшей целью согласования национальных законодательств в об­ласти таможенного права было слияние воедино таможенных территорий стран-участниц. В 1994 г. принято новое антидемпинговое законодатель­ство. Кроме того, Евросоюз располагает правом проведения переговоров о таможенных льготах на международном уровне в рамках ВТО.

21.3. Регулирование межфирменных рыночных отношений

21.3.1. Регулирование конкуренции в ЕС и ограничительная Аеловая практика (ОДП)

В ЕС последовательно проводится единая согласованная политика в области конкуренции (ЕС Treaty Rules on Competition). Главная цель этой политики — обеспечить в рамках ЕС свободную конкуренцию между фирма­ми путем создания эффективного механизма наднационального контроля за ограничительной деловой практикой, гибкого и последовательного надгосу-дарственного регулирования.

Основными направлениями единой политики ЕС в области конкурен­ции являются:

• поощрение развития малого и среднего бизнеса как наиболее распро­
страненной формы предпринимательской деятельности в развитии рыноч­
ной конкуренции, стимулирование инновационных процессов, производ­
ства высоко конкурентной продукции;

• содействие совместной предпринимательской деятельности, на­
правленной на преодоление межстрановых барьеров, и транснациональ-

442


ному переплетению промышленного, торгового и банковского капитала внутри ЕС;

• поощрение создания крупных трансевропейских компаний, способ­
ных противостоять конкуренции американских и японских ТНК;

• контроль за концентрацией производства, слияниями и поглощения­
ми фирм;

• совершенствование антимонопольного законодательства, которое спо­
собствует развитию свободной конкуренции на уровне фирм, свободному
движению в рамках ЕС товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, с учетом
того, что формирование единого внутреннего рынка может привести к обо­
стрению конкуренции и затронуть интересы отдельных стран-участниц.

Правила конкуренции в рамках ЕС направлены на то, чтобы политика, гарантирующая свободную конкуренцию, стала неотъемлемым элементом успешного функционирования единого рынка.

Законодательство ЕС касается следующих видов недобросовестной кон­куренции: картели, злоупотребление господствующим положением на рын­ке, государственное субсидирование производства. Под недобросовестной конкуренцией понимаются:

картельные соглашения о ценах и условиях их установления;

ограничение или установление контроля за производством, сбытом, техническим развитием, капиталовложениями;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных