ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Регулирование предпринимательской 2 страницаЧасть II содержит порядок образования ЕК, изложенный в пяти разделах: общие положения, образование ЕК путем слияния, образование ЕК в форме холдинга, образование совместной дочерней компании, создание ЕК своей дочерней компании. Часть III посвящена вопросам образования акционерного капитала ЕК, порядка продажи акций, уменьшения и увеличения капитала. В ней устанавливаются права акционеров в соответствии с их взносами, порядок выпуска именных акций и акций на предъявителя, порядок выпуска и распространения обязательств. Часть IV содержит характеристику органов управления при двухзвен-ной и однозвенной структуре управления, поскольку организационная структура акционерных компаний и правомочия их органов различаются в разных странах, и установление единых норм представляет большую трудность. Например, в Англии принята однозвенная структура, предполагающая наличие только административного органа, в Германии — двухзвенная структура, включающая помимо административного еще и наблюдательный орган. Во Франции применяются обе модели. В Уставе рекомендуется использование двухзвенной структуры, но решение вопроса предоставлено самим фирмам. Предполагается четкое разделение функции управления и функции наблюдения. Причем при однозвенной структуре функцию наблюдения выполняют члены административного органа, не осуществляющие распорядительских функций. При однозвенной и двухзвенной структурах в Уставе устанавливаются общие правила для органов управления: сроки полномо- 433 чий, условия членства, право на представительство, действия, требующие исключительных полномочий, порядок разрешения конфликтов. Подробно определяются порядок проведения и компетенция общего собрания акционеров. Часть V устанавливает порядок ведения и представления годовых бухгалтерских отчетов и консолидированных отчетов, порядок аудита и публикации бухгалтерских отчетов, подготовку консолидированных годовых фирменных отчетов и их аудиторскую проверку. Часть VII определяет порядок ликвидации ЕК, включая продажу имущества, неплатежеспособность, прекращение платежей. Типам и условиям поглощения компаний и применяемому к этому законодательству посвящена часть VIII. Часть IX определяет порядок уплаты налогов. Что касается налогообложения, то Устав предусматривает подотчетность ЕК налоговому законодательству страны размещения на тех же условиях, что и для любой другой компании, а убытки ее отделений и филиалов в других странах должны вычитаться из доходов компании (чтобы избежать двойного налогообложения). Для решения наиболее спорного вопроса об участии трудящихся в управлении компанией предусмотрен компромиссный вариант, предполагающий несколько способов такого участия (по выбору самой компании): введение представителей в Наблюдательный или Административный совет компаний; создание специального комитета представителей трудящихся; заключение соглашения между учредителями компании и трудящимися. Работники компании должны быть также информированы обо всех решениях стратегического характера, касающихся перемещения предприятия, расширения его деятельности, содержания деятельности холдингов и филиалов, изменений в ее организационной структуре, прекращения или установления сотрудничества с другими компаниями. Часть X содержит санкции и порядок их применения. Принятый Устав учитывает решения КЕС по всем директивам, регулирующим деятельность фирм на территории ЕС, и в максимальной степени стыкуется с законодательствами о компаниях стран-членов. 21.2.3. Елиная промышленная политика ЕС До 90-х годов проводимая ЕС промышленная политика была направлена на сохранение или улучшение уже сложившейся отраслевой структуры, включая сельское хозяйство, угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность. Причины такого подхода были различны по странам, но в целом однотипны: сохранение традиционного облика отдельных регионов, поддержание занятости, самообеспеченность страны источниками энергии. В 1990 г. Комиссия ЕС разработала документ «Промышленная политика в открытой и конкурентной экономической среде», в котором сформулировала новые принципы промышленной политики. Их суть состоит в следующем: 434 • государства—участники ЕС и само Сообщество должны позаботиться 0 том, чтобы процесс желательных структурных сдвигов соответствовал тре • особым приоритетом должно пользоваться развитие высокотехноло 1 раздела Маастрихтского договора говорится о создании экономического • участие самого ЕС должно быть только дополняющим национальные Для ряда отраслей и сфер были разработаны программные документы, касающиеся: организации конкретных НИОКР; технической стандартизации; европейского хозяйственного права; создания единой транспортной сети, систем энергоснабжения и телекоммуникаций; переобучения на рабочем месте и др. Такие программы называют «прагматической рыночной промышленной политикой», без которой, полагаясь лишь на принцип стихийного действия рыночных сил, нельзя успешно продвигаться к поставленной цели — созданию широкого единого рынка. По мнению члена Комиссии ЕС Банге-манна, необходимо постепенно отказываться от «щадящей структурной политики, направленной лишь на сохранение и некоторую корректировку структуры, которая пока господствует во многих сферах европейской промышленной политики». Новая европейская промышленная политика, рассматриваемая как часть политики экономического роста, должна охватывать национальную экономику в целом. Она должна служить своеобразной инновационной матрицей, на которую должны накладываться специальные программы, соответствующие характеру конкретных проблем. Особое значение при этом приобретают проблемы продолжительности структурных сдвигов и подготовка экономической и социальной инфраструктуры для намечаемых инноваций. К числу специальных программ можно отнести следующие: • фундаментальные исследования, требующие всесторонней государствен 435 • прикладные исследования (разработки и технология), также требующие • конкуренция, поощряемая со стороны государства, наравне с сотруд • информация как отрасль инфраструктуры по предоставлению услуг, • обеспечение кадрами квалифицированных работников — одно из направ 436
• развитие инфраструктуры, требующее активного участия ЕС в создании общеевропейских систем транспорта, телекоммуникаций и энергоснабжения в соответствии со ст. 1296 Маастрихтского договора. Определенные трудности возникают в связи с тем, что некоторые предприятия в этих отраслях — государственные или полугосударственные. Сугубо наднациональной является также задача охраны окружающей среды. Таким образом, промышленная политика ЕС в современных условиях ориентирована на развитие высокотехнологичных отраслей, создание новых рабочих мест и повышение конкурентоспособности продукции на мировых рынках. 21.2.4. Регулирование предпринимательской структуры и предпринимательской среды Для западноевропейских компаний создание единого рынка составляет основу их хозяйственных связей. Единый внутренний рынок предполагает отсутствие внутренних границ: физических, налоговых, технических барьеров. Большая часть мероприятий по созданию единого внутреннего рынка была выполнена к началу 1993 г., когда было официально завершено создание единого внутреннего рынка и унификация законодательства по важнейшим направлениям предпринимательской деятельности. В процессе создания единого внутреннего рынка ЕС Комиссия европейского сообщества (КЕС) разработала около 300 директив, направленных на формирование унифицированного режима хозяйственных отношений в рамках ЕС. Важное место в экономической политике ЕС занимает вопрос транснационализации деятельности фирм. В 1989 г. (как говорилось выше) был принят регламент, регулирующий создание объединений по экономическим интересам (ЕОЭИ). В рамках этого объединения осуществляется совместная деятельность в области: научных разработок, промышленного сотрудничества, закупок и сбыта продукции, контроля за качеством. ЕОЭИ является временной ассоциацией компаний стран-членов, которая подчиняется единым правилам ЕС. Такая структура позволяет крупным компаниям объединять на время часть их хозяйственной деятельности, сохраняя при этом экономическую и юридическую независимость. Впоследствии ЕОЭИ может быть преобразовано в корпорацию с самостоятельным юридическим статусом. Прибыли ЕОЭИ не облагаются подоходным налогом; они распределяются среди партнеров по заранее установленному порядку, а затем партнеры платят налоги со своих доходов. Унификация законодательства в области инфраструктуры и деловой практики имеет целью обеспечение свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках ЕС. Открытие границ и создание обширного внутреннего рынка стимулируют развитие предпринимательства. Это усиливает стремление западноевропейских фирм к снижению издержек производства; лучшему использованию эффекта экономии на масштабах; позволяет расширять объем и направление своей деятельности в области инве- 437 стиций, а также в полной мере реализовывать открывающиеся новые возможности в области сотрудничества. Создание единого рынка призвано повысить конкурентоспособность западноевропейских предприятий за счет ликвидации потерь во внутрирегиональной торговле, вызванных различиями в уровнях экономического развития стран-членов, обострением конкуренции, влекущей за собой банкротство малых и средних предприятий. В более выгодном положении оказываются фирмы, ориентирующиеся на экспорт в третьи страны, а также фирмы высокотехнологичных отраслей промышленности (информатика, биотехнология, телекоммуникации). Для стимулирования экономического роста и развития предпринимательства в рамках единой экономической политики реализуются меры, направленные на укрупнение компаний; интенсификацию хозяйственных связей между ними; экономию ресурсов; облегчение доступа к финансовым средствам и ресурсам; расширение финансовой и технической поддержки наиболее слабым регионам; оказание поддержки малому предпринимательству. В 1993 г. были отменены все барьеры на перемещение капиталов и создан единый рынок финансовых услуг для государств-членов, в основу которого положены два принципа: взаимное признание национальных законодательств и унификация основных нормативов банковского надзора (в соответствии с первой и второй банковскими директивами). Основополагающим документом в области банковского законодательства служит вторая банковская директива, устанавливающая принципы деятельности коммерческих банков на территории ЕС. Центральным вопросом этого документа является принцип единой банковской лицензии (банки ЕС могут осуществлять операции в любой стране-члене). Отношение к третьим странам в области предоставления финансовых услуг базируется на принципе взаимности, хотя конкретные условия и методы применения этого принципа еще продолжают обсуждаться. Согласно второй банковской директиве, принцип взаимности не распространяется на уже действующие в ЕС финансовые институты, принадлежащие иностранному капиталу. Вместе с тем в зависимости от их форм различается применяемый к ним режим. Так, филиалы иностранных банков получают право на единую банковскую лицензию и рассматриваются в качестве банков ЕС, отделения же остаются в ведении национальных регулирующих органов принимающей страны. Если иностранные банки хотят находиться на территории Союза в качестве банка ЕС, они должны учредить или купить собственный филиал полностью за счет своего капитала хотя бы в одной из стран-членов (минимальный размер капитала по законодательству ЕС составляет 5 млн ЭКЮ)-После этого филиал может открывать свои отделения в других странах. Однако эти отделения не получают единой лицензии и их деятельность регулируется национальным законодательством принимающей страны. Либерализация движения капиталов является важным шагом на пути 438
валютной интеграции. Создание единого финансового рынка способствует более тесной координации политик центральных банков стран ЕС. Создание ЕВР, возможность использовать преимущества единого рынка дали мощный толчок привлечению в ЕС многих иностранных компаний, особенно японских и американских, которые осуществляют свою деятельность как в форме экспорта товаров и услуг, так и в форме прямых инвестиций. Единая транспортная политика, предусмотренная Договором ЕЭС, требует дальнейших согласований. Главный спорный вопрос возникает тогда, когда транспортные перевозки в одной стране ЕС осуществляет гражданин другой страны ЕС. Комиссия рассмотрела общую политику, охватывающую все виды транспорта (в том числе морской и воздушный), но более практичным оказалось решение вопроса по частям. К концу 1992 г. автомобильные перевозки стали свободными от квот в пределах ЕС. Были изданы директивы о запрещении дискриминации в установлении разных ставок для автотранспорта и условий для аналогичных товаров в аналогичных ситуациях. Директивы регулируют также общие правила международных автомобильных перевозок, ограничение рабочего времени водителей и установку таксометров, регистрирующих это время. Были в основном устранены расхождения между странами—членами ЕС в отношении дорожных налогов, веса и габаритов грузовиков. Усилия органов ЕС в области гармонизации в налоговой сфере направлены на добавленную стоимость и введение единых ставок и порядка взимания акцизных сборов; унификацию налогов на доходы от ценных бумаг и банковских вкладов. Меры ЕС затрагивают только структуры и налоговые базы, процентные ставки остаются в ведении стран-членов. На практике процесс гармонизации налоговых законодательств стран-членов оказался более сложным, и круг проблем в данной области, требующих решения на наднациональном уровне, по-прежнему достаточно широк. В декабре 1989 г. Совет принял решение о постепенном выравнивании ставок НДС в пределах нормативных ставок 14—20%. В будущем намечено снижение ставок до 5— 9% для отдельных видов товаров. Существующие нулевые ставки остаются в силе. Налоговые границы будут ликвидированы посредством наложения на импортеров и экспортеров обязанности декларирования и сбора НДС на основе принципа установления ставок НДС по месту назначения товаров. Границы акцизного налога будут ликвидированы путем перехода к системе взаимосвязанных таможенных складов, между которыми товары можно перемещать свободно. Как и в отношении НДС, акцизный налог будут взимать по принципу установления ставок по месту назначения товаров. Намечалось к концу 90-х годов полностью перейти к налогообложению по принципу установления ставок по месту происхождения товаров. Несмотря на устранение физических границ, между странами ЕС остались разнообразные формальные и неформальные ограничения и барьеры. К их числу относятся технические барьеры, которые, гарантируя защиту 439 окружающей среды и минимальный уровень безопасности для потребителей, по существу носят протекционистский характер и выступают препятствием на пути свободного перемещения товаров. Различия в технических нормах и стандартах в странах ЕС вызывают дополнительные затраты у производителей на доработку продукции и бесчисленные изменения, проводимые с целью удовлетворения требованиям различных национальных стандартов. Такие правила тормозят развитие кооперации между предприятиями различных стран-членов, сдерживают обмен товаров в рамках ЕС. Кроме того, они увеличивают издержки на единицу продукции и стоимость хранения запасов, вызывают дополнительные расходы на исследования, разработки и маркетинг. После принятия в 1985 г. «нового подхода» к гармонизации технических стандартов наметилась тенденция упрощения процедур в этой области. К 1993 г. было гармонизировано около 7200 стандартов. По оценкам экспертов КЕС, для успешного функционирования ЕВР необходимо гармонизировать как минимум 10 тыс. стандартов. Определенный прогресс уже достигнут в области электроники, аэрокосмической, сталелитейной промышленности и газовых технологий. В настоящее время органами ЕС разрабатывается новое направление, так называемая политика «подтверждения соответствия». Ее задачей является уменьшение вмешательства государства в процесс стандартизации на национальном уровне. В дальнейшем предполагается проведение технического контроля структурами, не зависящими ни от государства, ни от национальных и европейских бюро по сертификации. Установление технических стандартов поручено специальным органам, которые обязаны признавать эквивалентность стандартов, действующих во всех странах—участницах ЕС. Применяется принцип «взаимного признания», когда каждая страна должна признавать эквивалентность стандартов другой страны. Важной областью регулирования хозяйственных отношений является развитие межфирменного сотрудничества. К началу 90-х годов в ЕС фактически сложилась система наднационального регулирования межфирменных связей и связанных с ними процессов на микроуровне. Признавая исключительную сложность и необходимость этого вида предпринимательской деятельности, институциональные органы ЕС создали условия (совершенствование фирменного законодательства, принятие согласованных мер по охране интеллектуальной и промышленной собственности, разработка европейского патента, совершенствование налогового режима деятельности компаний), способствующие промышленному и научно-техническому сотрудничеству. Развитие межфирменного сотрудничества позволяет в рамках новых производственных структур сочетать преимущества крупных фирм и малых и средних предприятий. Успех в создании единого рынка зависит не только от крупных компаний, но и в не меньшей степени от малого и среднего предпринимательства. На уровне ЕС проводится целенаправленная политика поддержки развития малых и средних предприятий, причем ее методы постоянно совершенствуются с учетом реальных потребностей и задач европейской интегра- 440 ции. Усилия органов ЕС в этой области направлены на обеспечение доступа этим предприятиям к финансовым средствам ЕС, организацию информационного обмена между предприятиями, поиск для них европейских партнеров. В настоящее время практически все европейские компании в той или иной степени принимают участие в различных формах межфирменного сотрудничества. Этот вид предпринимательской деятельности становится эффективным инструментом структурной перестройки национальных экономик стран ЕС и важнейшим источником конкурентных преимуществ европейских предприятий на мировом рынке. Члены ЕС традиционно ориентируются на систему союзов и соглашений в области защиты прав на интеллектуальную собственность, формировавшуюся в течение долгих лет на основе европейских правовых традиций: Парижский союз по промышленной собственности, Бернский союз по авторским правам, а также ВОИС. В ответ на участившиеся нарушения в отношении своей интеллектуальной собственности за рубежом компании западноевропейских государств стали активно призывать руководство ЕС к принятию жестких мер, в частности, через влиятельный Союз конфедераций промышленников и работодателей Европы. С 80-х годов ЕС (как и США) стал прибегать к экономическим мерам воздействия для защиты своей интеллектуальной собственности стран-членов за рубежом. Директива ЕС, принятая в сентябре 1984 г., предусматривала принятие мер против стран, использующих недозволенную торговую практику. Частные компании, ассоциации предпринимателей и государства-члены ЕС получили право направлять соответствующие жалобы в Европейскую комиссию (ЕК). После подтверждения обоснованности этой жалобы ЕК рассматривает возможность использования против страны-нарушительницы специальных мер: отмены торговых привилегий, увеличения таможенных пошлин, введения количественных ограничений на ввоз ее товаров. Так, после того как переговоры с Южной Кореей не увенчались успехом, в декабре 1987 г. ЕС принял решение приостановить действие в отношении этого государства торговых льгот в рамках Генеральной системы тарифных преференций (т.е. поднять пошлины на южнокорейские товары). Количественные ограничения и таможенные пошлины во взаимной торговле стран—членов ЕС были ликвидированы в 1968 г. и для третьих стран был установлен единый внешний таможенный тариф. В 1988 г. был введен единый таможенный документ, а в 1991 г. принят общий таможенный кодекс торговли в рамках ЕС, который распространяется и на внешнюю торговлю Сообщества. Принятие общего таможенного кодекса существенно упростило ситуацию для предпринимателей. Сделки по экспорту-импорту между компаниями разных стран перестали считаться таковыми и получили статус операций внутри национального рынка. С января 1993 г. отменен таможенный контроль во внутренних обменах товарами производства ЕС. В ноябре 1995 г. Советом министров ЕС была принята программа «Таможня-2000», которая позволит создать однородные 441 условия для передвижения товаров, услуг и частных лиц через внешние границы ЕС. Таможенная система ЕС предусматривает разработку и введение в действие единых норм и правил, заменяющих национальное таможенное законодательство. Они касаются прежде всего таможенной оценки товаров, правил установления страны происхождения товаров, особых режимов ввоза и вывоза товаров, франшизы и пр. Единый таможенный тариф (ЕТТ), применяемый в торговых отношениях стран—членов ЕС с третьими странами, начал действовать с 1 июля 1968 г. одновременно с упразднением таможенных пошлин во взаимной торговле этих стран. В соответствии со ст. 28 Римского договора любые изменения пошлин ЕТТ или временное прекращение их действия производится только в соответствии с решением Совета ЕС на основе предложения Комиссии ЕС. Товары из третьих стран, подвергшиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран ЕС, далее приравниваются к товарам, производимым в странах—членах ЕС, и не облагаются пошлинами при пересечении внутренних границ. Товарная номенклатура ЕТТ базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Важнейшей целью согласования национальных законодательств в области таможенного права было слияние воедино таможенных территорий стран-участниц. В 1994 г. принято новое антидемпинговое законодательство. Кроме того, Евросоюз располагает правом проведения переговоров о таможенных льготах на международном уровне в рамках ВТО. 21.3. Регулирование межфирменных рыночных отношений 21.3.1. Регулирование конкуренции в ЕС и ограничительная Аеловая практика (ОДП) В ЕС последовательно проводится единая согласованная политика в области конкуренции (ЕС Treaty Rules on Competition). Главная цель этой политики — обеспечить в рамках ЕС свободную конкуренцию между фирмами путем создания эффективного механизма наднационального контроля за ограничительной деловой практикой, гибкого и последовательного надгосу-дарственного регулирования. Основными направлениями единой политики ЕС в области конкуренции являются: • поощрение развития малого и среднего бизнеса как наиболее распро • содействие совместной предпринимательской деятельности, на 442 ному переплетению промышленного, торгового и банковского капитала внутри ЕС; • поощрение создания крупных трансевропейских компаний, способ • контроль за концентрацией производства, слияниями и поглощения • совершенствование антимонопольного законодательства, которое спо Правила конкуренции в рамках ЕС направлены на то, чтобы политика, гарантирующая свободную конкуренцию, стала неотъемлемым элементом успешного функционирования единого рынка. Законодательство ЕС касается следующих видов недобросовестной конкуренции: картели, злоупотребление господствующим положением на рынке, государственное субсидирование производства. Под недобросовестной конкуренцией понимаются: картельные соглашения о ценах и условиях их установления; ограничение или установление контроля за производством, сбытом, техническим развитием, капиталовложениями; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|