ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Регулирование международного инвестирования и многостороннего научно-технического и промышленного сотрудничества22.1. Содержание понятия «международное инвестирование» и значение прямых иностранных инвестиций в мирохозяйственных связях Международное инвестирование — это вывоз капиталовложений инвесторами одного государства для вложения в объекты предпринимательской деятельности другого государства с целью получения прибыли с учетом законодательства принимающей страны. Субъектами международного инвестирования являются контрагенты разных стран. В качестве субъектов могут выступать государства в лице государственных организаций и учреждений. Тогда речь идет об отношениях между государствами, регулируемыми международными договорами, к которым применяются нормы международного права. Такие инвестиции именуются государственными. Под частными инвестициями понимаются инвестиции, предоставляемые частными фирмами или гражданами одной страны соответствующим субъектам другой страны. К частным инвестициям относятся и такие, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству другой страны как таковому. Инвестиционные отношения чрезвычайно разнообразны. Возможны случаи, когда отношения между государствами взаимосвязаны с отношениями между частными фирмами. Такая связь проявляется, когда инвестор передает все свои права и требования государству. Государство предоставляет инвестору банковскую гарантию, которая служит средством обеспечения выполнения обязательств, в которые вступает местное предприятие с иностранными инвестициями. Термины «капиталовложения» и «инвестиции» (investments) являются синонимами. Капиталовложения охватывают все виды имущественных ценностей, которые инвесторы одной договаривающейся стороны (т.е. одного государства) вкладывают на территории другой договаривающейся стороны (т.е. другого государства) в соответствии с ее законодательством в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли (дохода) или достижения другого (социального) эффекта. Понятие «имущественные ценности» охватывает все виды ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны, а именно: (1) недвижимое и движимое имущество (здания, сооруже- 462 ния, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; (2) денежные средства; (3) акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в предприятиях (фирмах), в том числе совместных; (4) право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или по услугам, имеющим экономическую ценность; (5) права на результаты интеллектуальной деятельности или права на интеллектуальную собственность (в том числе на промышленную собственность); (6) права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов. Что касается «иностранных инвестиций», то для инвесторов они являются зарубежными, т.е. вкладываемыми в другую страну; для принимающей страны они также считаются иностранными и подпадают под законодательство об иностранных инвестициях и соответствующие положения международных договоров. В международной статистике иностранными инвестициями именуются зарубежные инвестиции. Иностранные инвестиции для принимающей страны являются иностранным капиталом (иностранной собственностью), вывезенным из одной страны и вложенным в предприятия (или дело) на территории другого государства. Любая инвестиция является объектом права собственности. Она может быть собственностью другого государства (государственные иностранные инвестиции) или собственностью частных юридических и физических лиц (частные инвестиции). Однако к понятию «инвестиции» относится не вся иностранная собственность, а только собственность, имеющая целевое назначение, — предпринимательство или благотворительность. Предпринимательская деятельность приносит прибыль или доход. Поэтому международные инвестиционные соглашения распространяются наряду с капиталовложениями и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, на прибыль или долю прибыли, дивиденды, проценты, лицензионные и иные вознаграждения, платежи за техническую помощь и техническое обслуживание и другие вознаграждения. По экономической сути иностранные инвестиции делятся на ссудный капитал и предпринимательский капитал. Ссудный капитал — это инвестиции, предоставленные в форме государственных частных и международных займов и кредитов. Предпринимательский капитал — это инвестиции в предпринимательские структуры. Предпринимательские инвестиции осуществляются в форме прямых и портфельных инвестиций. Под прямыми иностранными инвестициями (ПИИ), согласно определению ЮНКТАД, понимаются такие капиталовложения, при осуществлении которых инвестор из одной страны контролирует управление предприятием-рецепиентом в другом государстве*. Портфельные инвестиции не дают их владельцу управленческо- * World Investment Report, 1998: Trends and Determinants; БИКИ, 28.1.1999. 463 го контроля над объектом вложения капитала, иными словами, — это вложения в акции, не представляющие собой контрольный пакет. Действие закона об иностранных инвестициях в принимающей стране может распространяться на все перечисленные формы или только на прямые и портфельные инвестиции. Обычно законодательство стран предусматривает конкретные формы, в которых могут осуществляться иностранные инвестиции, а именно: (1) долевое участие при создании новых совместных предприятий; (2) приобретение долей участия (паев, акций, ценных бумаг) в существующих предприятиях; (3) создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору; (4) создание дочерних предприятий, филиалов, представительств, иностранных юридических лиц; (5) приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами; (6) участие в осуществлении разгосударствления и приватизации; (7) приобретение предприятий; (8) создание банков с иностранными инвестициями; (9) приобретение государственных ценных бумаг; (10) приобретение ценных бумаг местных юридических лиц; (11) заключение концессионных договоров на использование природных ресурсов; (12) заключение договоров с юридическими и физическими лицами; (13) осуществление хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах; (14) осуществление промышленного сотрудничества; (15) приобретение иных имущественных прав. В законодательстве принимающих стран определяется также субъект, осуществляющий иностранные инвестиции, именуемый «иностранный инвестор». Определение круга субъектов, признаваемых иностранными инвесторами, имеет практическое значение, поскольку признание субъекта иностранным инвестором означает: (1) предоставление ему соответствующих прав и льгот, установленных законодательством и международными договорами; (2) удовлетворение требованиям регистрации и допуск к осуществлению хозяйственной деятельности; (3) определение распространения на него гарантий и иных условий, предусмотренных международным договором с соответствующей страной, а также предоставление возможности дипломатической защиты со стороны государства — страны инвестора. К числу иностранных инвесторов обычно относят следующие категории субъектов: (1) иностранные юридические и физические лица; (2) отечественные граждане, проживающие за рубежом; (3) иностранные государства; (4) международные организации. Под иностранными юридическими лицами понимаются лица корпорации, компании, фирмы, организации и ассоциации, созданные в соответствии с законодательством страны местонахождения и правомочные в соответствии с этим законодательством осуществлять капиталовложения на территории другой договаривающейся стороны. В законодательстве США есть положения о том, что не имеет значения создано ли юридическое лицо для извлечения доходов или иных целей и является ли его капитал частным или государственным. В законодательстве Германии предусмотрено, что тер- 464 мин «инвестор» означает общество, союзы и объединения, имеющие или не имеющие права юридического лица, независимо от того, направлена ли их деятельность на получение прибыли или нет. Причем под местом пребывания понимается местонахождение правления, руководство правового образования (т.е. правовой статус общества определяется по закону страны нахождения его правления). Таким образом, в инвестиционном законодательстве образования, созданные в качестве юридических лиц в одной стране, признаются юридическими лицами в другой стране. Гражданская правоспособность юридических лиц определяется по праву страны, где такие юридические лица учреждены. Это означает, что вопросы внутреннего устройства, учреждения и ликвидации юридического лица, объем его правоспособности определяются законодательством данной страны. Законодательство отдельных стран обычно признает в качестве иностранных инвесторов иностранные государства. Однако иск к государству-инвестору не может быть предъявлен без его согласия, а на имущество государства не может быть обращено взыскание, что ставит государство в привилегированное положение по сравнению с другими иностранными инвесторами. В других странах установлено равенство перед заменой всех субъектов-инвесторов независимо от форм собственности. Международные организации, выступающие в качестве иностранных инвесторов, обычно обладают правами юридических лиц. В их уставе определяется правовой статус, иммунитет, что учитывается при участии международных организаций в инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика государства регулируется соответствующим законодательством или нормативными положениями. В большинстве развитых стран — США, Германия, Франция, Великобритания, Япония и др. — нет специальных законодательных актов по иностранным инвестициям. К ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др. Специальные законы об иностранных инвестициях принимались, как правило, в государствах Азии, Африки, Латинской Америки, в странах Центральной и Восточной Европы. Например, в КНР было принято несколько сотен законов и подзаконных актов, регулирующих иностранные инвестиции, что было обусловлено проводимой политикой привлечения иностранного капитала и использования его для решения задач экономического развития. В ст. 18 Конституции КНР 1982 г. говорится, что «Китайская Народная Республика разрешает иностранным предприятиям и другим иностранным хозяйственным организациям либо отдельным лицам в соответствии с законами Китайской Народной Республики вкладывать капиталы в Китае, осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями или другими китайскими хозяйственными организациями». В КНР принят ряд нормативных актов, касающихся создания предприятий, основанных на китайском и иностранном капитале или полностью принадлежащих иностранному капиталу. В смешанных 465 предприятиях доля капиталовложений иностранных участников должна составлять не менее 25%, что должно способствовать серьезным и значительным капиталовложениям. Верхний предел не оговаривается. В установлении этого минимума состоит одна из особенностей законодательства КНР, поскольку в законодательстве ряда других стран ограничивается максимум иностранного участия (он может быть не более 50 или 49%). Каждое государство определяет порядок доступа иностранного капитала. В одних странах существует разрешительная или лицензионная система, в других — установлен свободный доступ капитала. Разрешительная система существует в Индии, ряде государств Латинской Америки. Она предполагает выдачу инвестору предварительного разрешения (лицензии) на осуществление инвестиционной деятельности, что обеспечивает лучшие возможности для контроля за деятельностью иностранного инвестора. Регулирование международного инвестирования осуществляется по следующим направлениям: • разработка и реализация инвестиционной политики в принимающих • содействие зарубежным капиталовложениям в странах—инвесторах; • содействие сотрудничеству в области международного инвестирова • осуществление международного инвестирования на двусторонней ос Инвестиционная политика в принимающих странах по отношению к иностранному капиталу характеризуется различной направленностью: (1) привлечение иностранного капитала в развитие национальной экономики; (2) ограничение притока иностранного капитала; (3) недопущение иностранного капитала. В разные периоды и в разных странах инвестиционная политика претерпевала существенные изменения. Так, в развивающихся странах на первоначальном этапе после деколонизации основная задача государства состояла в получении контроля над экономикой и национальным богатством. Это нашло отражение в инвестиционной политике, которая была направлена на установление суверенитета над природными ресурсами и противодействие привлечению иностранных инвестиций. В 80-е годы в ряде развивающихся стран существенно изменилась политика в отношении иностранного капитала. В результате появилось большое разнообразие в правовом положении иностранных инвестиций и в оценке их воздействия на развитие экономики принимающих стран. В одних странах, в особенности проводивших приватизацию государственной собственности, иностранные капиталовложения поощрялись либо в целом, либо в определенных отраслях. В других странах приток иностранного капитала ограничивался, подвергался государственному контролю, а в ряде стран национализировался. 466
Политика в отношении иностранных инвестиций в развитых странах была направлена в основном на выравнивание условий деятельности национальных и иностранных инвесторов и допуска иностранного капитала в те отрасли, которые раньше были открыты для государственных и только для национальных частных фирм. Методы привлечения иностранного капитала разнообразны по видам, но однотипны в развитых и развивающихся странах. К ним относятся в первую очередь различные стимулы: налоговые, финансовые льготы и привилегии и др. Налоговые стимулы ориентированы: (1) на стимулирование прибыли путем снижения ставок налога на прибыль или доходы; освобождение от уплаты налога на первоначальный период деятельности и др.; (2) стимулирование инвестиций путем предоставления права на ускоренную амортизацию; облегчение инвестирования и реинвестирования; (3) стимулирование продаж путем снижения подоходного налога в зависимости от стоимости продаж; (4) на лучшее использование налога на добавленную стоимость путем сокращения налогов в зависимости от уровня и размеров местного компонента. Финансовые стимулы предполагают предоставление иностранным инвесторам: (1) правительственной помощи в виде прямых субсидий для покрытия части расходов на инвестирование; (2) правительственных займов и кредитов на льготных условиях; (3) предоставление правительственных фондов для участия в инвестиционных проектах; (4) паевое участие государства в акционерном капитале. Предоставление льгот и привилегий иностранным инвесторам направлено на повышение прибыльности вкладываемого иностранного капитала за счет льгот на использование инфраструктуры и услуг, выдачи государственных контрактов, облегченного режима в отношении использования иностранной валюты, тарифных скидок. Инвестиционные кодексы отдельных стран часто предусматривают несколько режимов для иностранных инвестиций, причем особо привилегированный режим устанавливается для предприятий, требующих крупных капиталовложений и создаваемых в тех отраслях экономики, в которых наиболее заинтересована развивающаяся страна. Основные льготы, предоставляемые привилегированным режимом, обычно следующие: освобождение от таможенных пошлин при ввозе оборудования и сырья, необходимого для строительства и деятельности предприятия; полное или частичное освобождение в течение определенного срока от налога на прибыли; беспошлинный вывоз готовой продукции; право полного или частичного перевода прибылей за границу; предоставление гарантий на случай национализации и т.п. В государствах Латинской Америки были приняты специальные законы, устанавливающие порядок перевода прибылей за границу и другие условия для иностранных капиталовложений. С целью привлечения иностранного капитала в разных странах создавались свободные экономические зоны. В них устанавливается льготный по 467 сравнению с общим режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, что способствует притоку иностранного капитала, передовой зарубежной техники и технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. Такого рода зоны в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Республике Корея, России. В КНР был принят ряд нормативных актов, определяющих статус таких зон. Так, в Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун предусматривалось, что «в особых зонах иностранцам, китайцам, проживающим за границей, соотечественникам из Гонконга и Макао, а также их компаниям, предприятиям предлагается вкладывать капиталы с целью создания промышленных предприятий, создавать предприятия, используя одновременно инвестиции китайской стороны, заниматься производственной и прочей деятельностью». Создаваемым в зонах смешанным предприятиям с участием китайского и иностранного капитала, а также предприятиям, полностью принадлежащим иностранному капиталу, в отличие от предприятий, находящихся за пределами этих зон, предоставляются особые налоговые льготы, полное освобождение ввозимых ими средств производства и сырья от импортных пошлин. Создается как бы «зона свободной торговли»: вывоз продукции за границу осуществляется беспошлинно, а для вывоза в другие районы КНР устанавливаются пошлины; предусматривается особый порядок въезда и выезда иностранцев, зарубежных китайцев и «соотечественников из Гонконга и Макао»; земля не переходит в собственность иностранных инвесторов, но устанавливаются максимально длительные сроки аренды земельных участков. Политика ограничения притока иностранных инвестиций и установление определенного режима для иностранных инвестиций направлены на защиту национальных интересов и недопущение иностранного капитала к доминированию в экономике страны, на укрепление суверенитета и экономической самостоятельности. Методы ограничения иностранного капитала разнообразны, но примерно одинаковы по странам, их использующим. К числу таких мер относятся: (]) ограничения на долю участия в акционерном капитале, предоставляемую иностранным фирмам; (2) установление особого государственного контроля за участием иностранного капитала в разработке недр и естественных природных ресурсов; (3) определение обязательной доли участия национального государственного или частного капитала в предприятиях, создаваемых иностранными фирмами в смешанных обществах; (4) проведение мероприятий, направленных на использование определенной части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд развивающейся страны путем налогообложения; (5) ограничения при переводе прибылей за границу; (6) ограничения при выдаче лицензий; (7) требование относительно занятости, объема заимствований на местном рынке, а также использования национальных стандартов продукции, правил ведения бухгалтерской отчетности, документации; (8) требования относительно порядка регистрации, проведения концессионной политики и др. 468 В качестве ограничений используется и такое средство, как запрет на привлечение иностранных инвестиций в определенные наиболее важные для народного хозяйства отрасли промышленности или сферы услуг — финансы, транспорт, телекоммуникации, телевидение. Регулирование инвестиционной деятельности в странах-инвесторах направлено на содействие ее развитию путем повышения конкурентоспособности стран, совершенствования инновационной, технологической и маркетинговой деятельности частных предпринимателей — потенциальных инвесторов. Традиционно вкладчиков капитала привлекают благоприятный инвестиционный режим, большая емкость и перспективы роста рынка, наличие природных ресурсов, некоторые специфические особенности рынка труда. Все эти факторы сохраняют свою значимость в современных условиях, однако больше не служат существенными критериями дифференциации. Так, благоприятный инвестиционный режим создан (с определенными вариациями) во многих государствах. За последние 15 лет подавляющее большинство стран осуществили меры по либерализации этой сферы, превратив ее в более доступную. Реализованы инициативы в области макроэкономической политики (в том числе по стабилизации валютно-финансовой сферы, налогообложения, политики валютного курса), что оказывает влияние на объем переводимых прибылей, стоимость приобретаемых основных и оборотных средств, экспорт товаров и услуг, регулирование деятельности компаний и корпораций (в направлении содействия деятельности ТНК и отечественных фирм). В мировой экономике продолжается процесс глобализации и либерализации, и инвесторы стремятся найти такие центры для вложений, которые отличаются наличием специфических преимуществ, в том числе созданных специально для их привлечения, в частности развитой инфраструктуры, маркетинговой сети, таких «невидимых» факторов, как лояльное отношение к росту капитала физических и юридических лиц, предпринимательская этика, активная инновационная деятельность и пр. Важную роль сыграла государственная политика в области содействия инвестиционной деятельности за рубежом, страхования экспортных кредитов, предоставляемых частными фирмами. Во многих странах образованы специальные фонды, призванные поддерживать экспортную инвестиционную деятельность национальных компаний. Например, в США, Германии, Австрии, Испании созданы Корпорации по поддержке частных инвестиций за границу; во Франции действует Центральная финансовая корпорация по экономическому сотрудничеству; в Великобритании — Корпорация Соединенного Королевства по развитию Содружества; в Швеции — специальный Фонд по промышленному сотрудничеству с развивающимися странами и т.д. Основными методами содействия экспортно-инвестиционной деятельности являются льготное финансирование; специальная система кредитования, компенсирующая возможные потери за счет уменьшения налога на прибыль; страхование потенциальных потерь, вплоть до включения в стра- 469 ховую сумму величины потенциальной прибыли; предоставление информационных услуг государственными органами. Принципиальных отличий в политике отдельных стран по стимулированию экспорта капитала не существует. Отдельные различия касаются специализации ряда государств по экспорту капитала в отдельные регионы. Например, скандинавские государства выделяют наименее развитые страны как получающие льготное субсидирование; США осуществляют программы развития специально для обеспечения роста экономики стран Латинской Америки и Карибского бассейна; в Японии существуют льготы для инвестирования в развивающиеся страны в виде уменьшения бюджетных налоговых отчислений. Развитые страны и прежде всего страны Европы и США ориентируются на финансовую поддержку инвесторов в форме прямых экспортных субсидий, выделения дополнительных финансовых средств. Наиболее развитые из развивающихся стран (Республика Корея, Тайвань, Аргентина, Бразилия) используют в основном льготное налогообложение, отсрочку от взносов в централизованные фонды, условно беспошлинный ввоз, льготные налоговые отчисления. Согласно докладу ЮНКТАД, прямые иностранные инвестиции в 1998 г. составляли 430—440 млрд долл. против 400 млрд долл. в 1997 г., 195 млрд долл. в 1993 г., 171 млрд долл. в 1992 г. Такой высокий рост прямых иностранных инвестиций является одним из важнейших показателей глобализации мировой экономики и мирохозяйственных связей. Рост прямых иностранных инвестиций происходил преимущественно за счет операций транснациональных корпораций. В 1993 г., по данным ЮНКТАД, около 37 тыс. фирм с более чем 200 тыс. филиалов в других странах владели капиталом в 2100 млрд долл. На предприятиях транснациональных корпораций занято около 73 млн человек и около 150 млн человек имеют работу в ТНК в качестве дополнительной. В 1985 г. на зарубежных филиалах ТНК работало в развитых странах 29 млн человек и в развивающихся 12 млн человек. Около 1/3 всех активов 100 крупнейших ТНК находятся за границей. Среди них прежде всего компании, специализирующиеся в отраслях электроники, автомобилестроения, нефтяной, химической и пищевой промышленности. 40 из 100 таких ТНК осуществляют более половины своей деятельности за границей (в среднем для всей группы — 41%). Удельный вес зарубежных активов во всех активах у некоторых ТНК превышает 80%. Например, у фирмы ABB он составляет 86%, Nestle — 81, Unilever — 77, Royal Dutch Shell — 69, Mobil — 57, Exxon — 56, IBM — 54%. В ряде крупнейших ТНК основная часть общих продаж приходится на зарубежные рынки. Так, их удельный вес у швейцарских фирм Nestle и ABB составляет соответственно 98 и 88%, голландской Philips Electronics — 89, американской Exxon — 79, английских В.А.Т. Industries и British Petroleum — соответственно 77 и 75, японской Sony — 72,5, американских Mobil и IBM — соответственно 67 и 58%. Почти половину всех продаж составляют зарубежные продажи у англо-голландской 470 - Royal Dutch Shell, японских Matsushita Electric и Toyota, американской Du Pont и некоторых других. На зарубежных предприятиях многих ТНК занята значительная часть всего работающего персонала компании, а у некоторых из них, например швейцарской Nestle и английской В.А.Т. Industries, она превышает 90%, голландской Philips Electronics — 80%. Удельный вес занятых на зарубежных предприятиях компании составляет у английской British Petroleum 75%, англо-голландской Royal Dutch Shell и Unilever — соответственно 73 и 65%. Новые явление в мировой экономике — расширение зарубежных операций компаний развивающихся стран, особенно новых индустриальных, таких как Бразилия и Мексика в Латинской Америке, Республика Корея, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Гонконг, Тайвань в Азии. По подсчетам ЮНКТАД, доля развивающихся стран в зарубежных прямых инвестициях всех стран, составлявшая в первой половине 80-х годов лишь 5%, в 1994 г. достигла 15%, а в суммарном исчислении — 33 млрд долл. Капиталовложения за границей осуществляют прежде всего компании развивающихся стран, специализирующиеся в области электроники, автомобилестроения, нефтепереработки, цементной, пищевой и табачной промышленности, строительных работ и др. Хотя отмечается стремление компаний развивающихся стран производить инвестиции в развитых странах, однако основная их часть все же поступает в соседние страны, т.е. имеет внутрирегиональный характер. Следует учитывать и тот факт, что по масштабам иностранных капиталовложений компании развивающихся стран заметно уступают крупным ТНК развитых стран, хотя у некоторых заграничные инвестиции достигают значительных величин. Интернационализация мировой экономики и мирохозяйственных связей в значительной мере обусловлены процессом международного инвестирования, в котором решающую роль играют ТНК. Огромный объем прямых инвестиций, вкладываемых в экономику других стран, позволяет ТНК контролировать не только отдельные компании, но и целые отрасли промышленности и вытеснять с рынка местных производителей, воздействовать на проводимую правительствами принимающих стран внешнюю политику. Чем больше уступок делает принимающая страна в своих международных соглашениях с другими странами, тем труднее ей решать проблемы, возникающие в результате деятельности ТНК. Регулирование деятельности ТНК отдельными принимающими странами оказалось неэффективным. Несмотря на принятие многими странами законов о регулировании иностранных инвестиций, их реализация требует дополнительных мер на основе международного регулирования. Законодательство принимающих стран направлено на то, чтобы не допустить, чтобы важнейшие отрасли экономики — добывающая промышленность, оборонные предприятия, средства связи, транспорт, банки — попали под контроль иностранного капитала. Законодательство предусматривает также обеспечение контроля за осуществлением иностранных инвестиций и регулированием движения продукции и технологий в результате этих инвестиций. 471 Международные организации — ЭКОСОС ООН, ВТО, ОЭСР, международные валютно-финансовые организации занимаются вопросами регулирования деятельности ТНК в области международного инвестирования с целью смягчения отрицательных последствий для принимающих стран от деятельности ТНК. В рамках ЭКОСОС ООН Комиссия по международным инвестициям и транснациональным корпорациям разрабатывает Кодекс поведения ТНК и через свой секретариат (Центр) пытается смягчить отношение принимающих стран к ТНК путем предоставления этим странам информации об определенных компаниях, командирования консультантов и проведения учебных занятий для представителей из этих стран. ЭКОСОС и Генеральная Ассамблея ООН рассмотрели проект международного соглашения о коррупции в международных деловых операциях, чтобы решить проблему незаконных выплат со стороны ТНК чиновникам в принимающих странах, ответственным за принятие решений, в том числе по привлечению иностранных инвестиций. На Конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД) был обсужден Кодекс поведения по передаче технологий. Кодекс принят не был, но Генеральная Ассамблея при поддержке ЮНКТАД приняла в 1980 г. Кодекс о монопольной практике. Еще в 1976 г. двадцать четыре развитых страны—члена ОЭСР приняли Кодекс поведения ТНК, закрепляющий добровольные нормы надлежащего поведения таких компаний. Толкование Кодекса Инвестиционным комитетом ОЭСР, распространенное в странах—членах ОЭСР, предлагало ускорить исполнение транснациональными корпорациями положений, касающихся сообщения информации о предприятии, найме и трудовых отношениях, налогообложении и ценообразовании. Регулирование международного инвестирования одной из важнейших целей ввоза ставило решение проблемы налогообложения. В 1979 г. в ООН была подготовлена Конвенция о взимании налогов в принимающей стране. А еще раньше—в 1963 г. в ОЭСР были разработаны положения о возникновении двойного налогообложения и определены взаимоприемлемые процедуры по урегулированию конфликта интересов. При включении любой страны в мировую экономику на уровне, предполагающем международное инвестирование, одним из первейших шагов является заключение двусторонних соглашений об исключении двойного налогообложения или присоединение к имеющимся на этот счет многосторонним международным актам. Заключение соглашений об иностранных инвестициях невозможно без соглашений по налогам. Документы, разрабатываемые в рамках ООН по вопросам международного инвестирования, исходят из того, что предоставляемой иностранным товарам, услугам и инвестициям режим является вопросом международного значения. Особое значение в современных условиях имеет принцип справедливого и недискриминационного режима, который обычно фиксируется в двусторонних соглашениях о поощрении и защите инвестиций. Режим наибольшего благоприятствования, согласно ГАТТ-1994, является нормой и в ее многостороннем применении по отношению к инвестициям носит безусловный характер. 472 Многостороннее соглашение по инвестициям (МСИ), разработанное в рамках ОЭСР, обсуждалось в январе 1998 г., но не было принято. Однако многие из основополагающих принципов включены в региональные торговые соглашения и примерно в 1,6 тыс. двусторонних соглашений по инвестициям. Существуют договоренности по инвестициям в рамках ЕС, а именно о том, что компании, созданные в одной из стран—участниц Союза, могут действовать на всем общеевропейском экономическом пространстве. Соглашение по НАФТА позволяет инвесторам привлекать правительство государства-реципиента прямых иностранных инвестиций к судебной ответственности. Вопросы гарантирования инвестиций затрагивались в многочисленных конвенциях, соглашениях, решениях, рекомендациях, принятых и одобренных в ОЭСР, ЮНКТАД, МОТ, ВОЗ и др., причем в ряде документов вопрос ставился комплексно, затрагивая, например, права потребителей, правила по контролю за ограничительной деловой практикой, об исключении двойного налогообложения, о линейных конференциях в судоходстве. К числу многосторонних гарантийных документов относится Ломейс-кая конвенция между странами ЕС и более чем 60 странами Африки, Азии, Латинской Америки. В 1979 г. (по 2-ой конвенции) условие недискрими-национности инвесторов было поставлено в прямую и обязательную зависимость от наличия двусторонних соглашений по защите инвестиций. В 1984 г. (по 3-ей конвенции, ст. 240) все участвующие стороны соглашались предоставить справедливый и недискриминационный режим инвесторам, создать ясные и стабильные условия и поддерживать предсказуемый и безопасный инвестиционный климат. В современных условиях начался новый этап подготовки многостороннего соглашения по инвестициям с целью создания компромиссного варианта. Этим занимается специально созданная рабочая группа, состоящая из представителей различных международных экономических организаций: МВФ, Всемирного банка, ОЭСР, ЮНКТАД, ВТО. По существу, речь идет о новом многостороннем документе, в котором были бы учтены документы ВТО: Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие; документ, разработанный в рамках ОЭСР — Многостороннее соглашение по инвестициям; документ Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) по режиму и гарантиям инвестиций; проект инвестиционного кодекса, разработанный в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); Договор к Энергетической хартии. Предполагается, что в новое соглашение по инвестициям будет включен широкий круг вопросов, определяющих режим международного инвестирования, а именно: • соотношение прав и обязательств участников инвестиционной дея • ограничение доли собственности, принадлежащей иностранному ин 473 • предоставление специальных стимулов иностранным инвесторам; • установление обязательной доли местного участия или части продук • обязанности инвесторов, в том числе в отношении использования • механизмы разрешения инвестиционных споров. Специфика регулирования инвестиционного процесса на региональном уровне связана прежде всего с тем, что региональные органы, занимая промежуточное положение между глобальными и национальными организациями, ориентированы не на разработку каких-либо новых принципов, а на конкретное претворение в жизнь уже существующих рекомендаций. Основная задача региональных соглашений — решить проблемы введения национального режима, обеспечить гарантированную адекватность международным договорам, высокую гарантию инвестиций от национализации. Наиболее проработанными в региональных соглашениях обычно являются вопросы инвестиций, сферы услуг, торговли. Менее разработаны — проблемы охраны окружающей среды, экологические стандарты. Региональные соглашения заключаются, как правило, между странами, находящимися на приблизительно одинаковом уровне экономического развития, и поэтому специально проблемы торговли между развитыми и развивающимися странами в них не рассматриваются. ■ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 22.2. Многостороннее регулирование инвестирования в рамках международных и региональных экономических организаций 22.2.1. Всемирная торговая организация — ВТО Проблеме регулирования международной инвестиционной деятельности уделялось большое внимание на протяжении многих лет деятельности ГАТТ — предшественницы ВТО. Определенные результаты были достигнуты в ходе переговоров «Уругвайского раунда». Его итогом было заключение следующих соглашений: • Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, — • Генеральное соглашение по торговле услугами — ГАТС (General • Соглашение по вопросам прав интеллектуальной собственности, свя Основой названных соглашений является предоставление иностранным фирмам в сфере производства и услуг национального режима, т.е. тех же условий деятельности, что и национальным компаниям. 474 Национальный режим в отношении прямых иностранных инвестиций может практиковаться в двух формах: (1) иностранные юридические лица имеют такое же право на создание предприятий, как и местные инвесторы; (2) фирма, базирующаяся за рубежом и открывшая в определенной стране предприятие, может претендовать на тот же режим, что и местные вкладчики капитала. В соответствии с принципом ГАТТ/ВТО иностранным инвесторам должен предоставляться режим наибольшего благоприятствования: правительствам не следует допускать дискриминации вкладчиков капитала из одной стороны перед инвесторами из другой. Параллельно требуется создать механизм по разрешению споров в области прямых иностранных инвестиций. Если правительство страны—реципиента не выполняет свои обязательства, инвесторы должны иметь возможность добиться возмещения потерь через наднациональные или национальные судебные инстанции. Это подразумевает кардинальный пересмотр процедуры, существующей в ВТО, в рамках которой истцом и ответчиком может быть только государство. Действующие в ВТО нормы в отношении инвестиций дают иностранным вкладчикам капитала гораздо меньше прав, чем перечислено выше. Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) охватывает только капиталовложения в промышленность. Оно не позволяет правительствам практиковать такие меры, как требование к инвесторам использовать в производстве предельную минимальную долю местных материалов, деталей, узлов, а также осуществлять экспорт по крайней мере в объеме, равном импорту. К числу важнейших аспектов в деятельности национальных государств, подпадающих под сферу регулирования ТРИМС, относятся: (1) содержание национальной доли в изготавливаемой на совместных предприятиях продукции, что рассматривается как условие освобождения изготавливаемого изделия от таможенных пошлин; (2) требование о том, чтобы импортная составляющая была равна величине экспорта; (3) требование по ограничению экспорта на создаваемых предприятиях. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) затрагивает инвестиционную деятельность в той части, когда предоставление услуг предполагает создание производственных филиалов, т.е. инвестирование в предприятия сферы услуг. Это, в частности, касается таких областей, как телекоммуникации, связь, реклама, обработка данных, программное обеспечение, бухгалтерская и аудиторская виды деятельности. Соглашение по торговле услугами признает коммерческое присутствие предприятия (юридического лица) одной страны на территории другой как один из способов организации торговли услугами, однако не обязывает участников ВТО открывать все отрасли сферы услуг иностранным предпринимателям. Страны, входящие в ВТО, одобрили общие принципы этой организации, однако открывать они должны только те сектора, которые поименованы в перечне услуг. Во многих случаях этот перечень чрезвычайно мал. Поэтому необходимы совместные усилия по ликвидации барьеров для иностранных инвестиций в отраслях 475 сферы обслуживания. В рамках ГАТС развитые государства обязались открыть половину секторов, охваченных соглашением, а развивающиеся — 1/ 6. Отсутствие либерализации в этой области наносит ущерб самим странам — потенциальным реципиентам, в частности, на транспорте и связи, которые являются важнейшими отраслями для функционирования всей экономики. Протекционизм в сфере услуг ограничивает положительные результаты либерализации торговли товарами. Снижение таможенных тарифов сделает производителей более уязвимыми перед иностранными конкурентами, а слабое развитие транспорта и телекоммуникаций может нанести дополнительный удар по местным продуцентам. Следует также иметь в виду, что иностранные инвестиции в сферу услуг могут способствовать притоку современных технологий в большей степени, чем при капиталовложениях в обрабатывающую промышленность, поскольку технологически производство товаров подвержено дроблению по отдельным стадиям, которые могут размещаться в разных странах. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) обязывает участников ВТО устанавливать минимальный период защиты авторских прав, патентов, товарных знаков. Предусматривается, что развивающиеся страны будут располагать большим временем, чем развитые, чтобы привести свое законодательство в соответствие с этой договоренностью. Соглашение ТРИПС защищает иностранных инвесторов путем запрета на незаконное использование местными юридическими и физическими лицами изобретений и товарных знаков, принадлежащих иностранным инвесторам. Необходимо отметить, что накануне министерской конференции ВТО, которая состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре, развитые страны стремились включить в повестку дня вопрос о расширении сферы деятельности ВТО по инвестициям, в том числе по регулированию прямых иностранных капиталовложений. Однако ввиду противодействия развивающихся стран была достигнута договоренность о том, что предметная разработка указанной проблемы входит в компетенцию ЮНКТАД, а в рамках ВТО была создана рабочая группа по вопросам взаимосвязи торговли и инвестиций. 22.2.2. Международный банк реконструкции и развития — МБРР и Международный валютный фонд — МВФ 1Эти два института приняли единый документ «Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций», в котором сформулированы правила допуска иностранного капитала в страну; стандарты применяемого режима; порядок перевода капитала и прибылей; условия экспроприации и компенсации; принципы и механизм урегулирования споров. Основное условие этих принципов — утверждение равенства режима в отношении инвесторов в аналогичных обстоятельствах. При Международном банке реконструкции и развития (МБРР) в 1965 г. на основе Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между 476
государствами и иностранными лицами (Вашингтонская конвенция) был создан Международный центр по разрешению инвестиционных споров (Конвенция вступила в силу 14 октября 1966 г. В ней приняли участие 99 государств). В функции Международного центра по разрешению инвестиционных споров входит урегулирование споров между правительствами принимающих стран и зарубежными инвесторами. Центр оказывает содействие росту частных иностранных инвестиций, в частности, путем урегулирования споров на основе согласительных процедур или арбитража. Участники специально заключаемых для этого соглашений договариваются о передаче возможных споров в Центр, а принимающие страны включают в свое законодательство обязательство признавать его юрисдикцию.ч 22.2.3. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям — МАИГ МАИ Г было создано на основе заключенной в рамках Всемирного банка в 1985 г. Конвенции (Сеульская конвенция) с целью стимулирования и защиты прямых частных зарубежных инвестиций. Конвенция вступила в силу в 1988 г. В функции Агентства как филиала Всемирного банка входит заключение договоров страхования и перестрахования в отношении некоммерческих рисков, которым могут быть подвергнуты инвестиции стран—участниц Конвенции. Кроме того, Агентство может производить дополнительные ассигнования в целях расширения деятельности по обеспечению притока инвестиций в развивающиеся страны—участницы Конвенции. В Конвенции участвует более 100 государств. Участницы Конвенции I категории — США, Великобритания, Германия и др. Участницы Конвенции II категории — Греция, Венгрия, Индия, Израиль, Мексика, Испания и др. Россия подписала Конвенцию 15 сентября 1992 г. Согласно Конвенции, для того чтобы выдать гарантию, Агентство должно удостовериться в том, что имеются необходимые инвестиционные условия в принимающей стране, включая наличие справедливого и недискриминационного режима и юридической защиты инвестиций. Если такая защита не обеспечивается национальным законодательством или двусторонним инвестиционным соглашением, то, согласно специальным дополнительным комментариям Всемирного банка, Агентство выдает гарантию только после того как достигнет соглашение с принимающей страной относительно режима, который будет распространяться на соответствующие капиталовложения. Агентство взяло на себя обязательство поощрять и стимулировать заключение соглашений между своими членами о поощрении и защите инвестиций, а также давать советы по разработке инвестиционных кодексов по стимулированию инвестиций. Агентство проводит исследования о существующих инвестиционных соглашениях и оказывает помощь правительствам стран-членов в анализе применения и выгод от таких соглашений. 477 22.2Л. Организация экономического сотрулничества и развития — ОЭСР На протяжении более чем двадцати пяти последних лет ОЭСР являлась инициатором подписания многостороннего соглашения по иностранным инвестициям. Инициатива ОЭСР не была случайной. Она обусловлена тем, что в эту организацию из 25 стран входят все крупнейшие мировые инвесторы: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Турция, США, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония. Общая сумма инвестиций, вывезенных этой группой стран, составила в 1994 г. 196 млрд долл. Проявление инициативы со стороны ОЭСР связано с тем, что иностранные инвесторы сталкиваются с инвестиционными барьерами, дискриминационным режимом, неопределенностями правового и регулирующего порядка. Еще в 1976 г. в рамках ОЭСР был разработан документ «Многосторонние и региональные инструменты для сотрудничества по прямым зарубежным инвестициям». В 1992 г. в него были внесены поправки. Страны ОЭСР, согласно этому документу, обязаны в течение 60 дней сообщать о всех принимаемых ими мерах, которые могут считаться исключениями из принципа национального режима. Подтверждается право каждого государства устанавливать условия, на которых ТНК могут действовать в рамках национальной юрисдикции, а также принцип об обязанности таких фирм подчиняться законам стран, в которых они действуют. Закреплен ряд обязанностей зарубежного бизнеса. Например, ему предписывается воздерживаться от действий, которые негативно влияли бы на конкуренцию путем использования доминирующего положения на рынке. Такие предприятия обязаны считаться с установленным порядком в принимающих странах в отношении платежного баланса, кредитной политики, требованиями о публикации финансовой отчетности и другой информации, относящейся к налогообложению, научно-технической и технологической политике, защите окружающей среды. С 1995 г. в рамках ОЭСР ведется подготовка Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ) для регулирования прямых иностранных инвестиций в международном масштабе. Цели МСИ: • установление высоких стандартов режима и защиты инвестиций; • выход за рамки существующих обязательств для достижения новых 478 • создание юридического обязательного документа, который содержал • распространение сформулированных обязательств на все присоеди • разработка необходимых мер во взаимоотношениях с региональными • содействие процессам урегулирования и обеспечение эффективного • принятие во внимание международных обязательств стран-членов с Предполагалось принять международное инвестиционное соглашение в апреле 1998 г. Оно могло бы стать прообразом аналогичной договоренности в рамках ВТО. Однако по ходу переговоров, проходивших в январе 1998 г., возникли разногласия между странами-членами и они не смогли договориться по вопросу о том, насколько кардинальной должна стать либерализация прямых иностранных инвестиций. Кроме того, многие развитые страны уже имеют достаточно либеральное инвестиционное законодательство. Многостороннее соглашение не предлагало никаких решений в отношении государственных субсидий, направленных на привлечение иностранных инвестиций. Экологические движения, профсоюзы и другие неправительственные организации подвергли критике соглашение как отвечающее интересам прежде всего ТНК. Надо отметить, что переговоры по подписанию Многостороннего соглашения по инвестициям были начаты под давлением США, стремившихся склонить правительства других стран к отмене инвестиционных барьеров. Инициатива США не нашла должной поддержки на переговорах прежде всего в связи с нежеланием США предоставить большую свободу иностранным инвесторам в Америке. На переговорах возникли и другие разногласия, в частности, органы ЕС настаивали на предоставлении европейским странам преимуществ перед третьими странами в решении инвестиционных вопросов на территории ЕС. С подписанием соглашения компании-инвесторы получат возможность оспаривать несправедливую с их точки зрения инвестиционную политику правительства принимающей страны. Интерес к подписанию МСИ выразили государства, не входящие в ОЭСР, — Бразилия, Аргентина, Гонконг. 22.2.5. Договор к Энергетической хартии Договор к Энергетической хартии играет важную роль в регулировании международного инвестирования. Он относится к сотрудничеству стран в энергетике и создает условия для его осуществления на предсказуемых условиях и при международной защите прав. Договор к Энергетической хартии был подписан в 1994 г. и вступил в силу после его ратификации 30 странами, в том числе Россией. Согласно Договору, режим, предоставляемый 479 стороной (государством) этого договора иностранным инвесторам, должен быть не менее благоприятным, чем тот, который она предоставляет своим собственным инвесторам или инвесторам любой другой договаривающейся стороны или любого третьего государства, в зависимости от того, какой из этих режимов является наиболее благоприятным. Каждое государство, согласно Договору, должно последовательно устранять существующие ограничения, которые влияют на инвесторов других договаривающихся сторон. Договор способствует развитию долгосрочного сотрудничества между странами в сфере энергетики. Его основные принципы — недискриминация в торговле энергетическими ресурсами, открытость в сфере инвестиций. Вместе с тем Договор признает принцип национального суверенитета на энергетические ресурсы. Россия нуждается в зарубежных инвестициях для стабилизации и подъема производства в топливно-энергетическом комплексе, а продукции этого комплекса необходим широкий и недискриминационный доступ на европейские и мировые рынки. Присоединение России к Договору имеет огромное значение, учитывая ее роль как крупнейшего в Европе производителя и экспортера энергоресурсов. Для России нет альтернативы политике открытости рынка, а энергетический рынок в обозримом будущем останется одним из основных для ее экономики. Вместе с тем доходы от экспорта энергоресурсов будут расти только в том случае, если России удастся обеспечить рынки сбыта, надежный и безопасный транзит. Договор позволяет странам-производителям и потребителям энергоресурсов договариваться между собой на нормальной и недискриминационной основе. Присоединение к Договору обязывает Россию привести свое внутреннее законодательство в отношении иностранных инвестиций в соответствие с международным. Присоединяясь к Договору, Россия получает режим наибольшего благоприятствования в торговле, который означает существенное снижение импортных пошлин в странах-потребителях российских энергоресурсов. Режим торговли по Договору весьма близок к ВТО. Присоединение России к ВТО автоматически повысит ее обязательства в торговле. Пока по предложению России Договор не охватывает полностью торговлю энергетическими машинами и оборудованием (ст. 31 Договора), что обеспечивает защиту внутреннего рынка и собственных производителей, не затрагивает сферу услуг. В Договоре предусмотрены переходные меры на период до 1 июля 2001 г., предоставляющие ряд послаблений отдельным странам в части выполнения условий Договора. Это касается режимов конкуренции, инвестиций, транзита, перевода средств, открытости рынков и некоторых других. Всего такие льготы (они называются «изъятия») получили 19 государств; наибольшее число изъятий касается конкуренции (25), транзита (6), доступа на рынки капитала (5). Россия пользуется такими изъятиями, поэтому ратификация Договора не будет означать немедленного наступления обязательств по ряду положений Договора. 480 Значение Договора к Энергетической хартии выходит за рамки энергетического сектора, свидетельствуя о стремлении подписавших его сторон к равноправному международному сотрудничеству. Договор позволит энергетическим компаниям оказывать содействие российским компаниям в развитии их дальнейшей деятельности по переработке нефти на Западе, а также привлекать иностранные инвестиции в Россию на взаимовыгодных условиях. Осуществление крупных капиталовложений в энергетическую промышленность России и многих других государств дает возможность не только увеличить доходы от экспорта, но и, главное, удовлетворить внутренние энергетические потребности. Более того, новые инвестиции на основе новых технологий коренным образом повысят эффективность производства и использования энергии и уменьшат проблемы в области окружающей среды. Договор к Энергетической хартии не подменяет собой национальную политику в энергетике. Он не затрагивает суверенитета стран в вопросе их природных ресурсов. Страны—члены Договора будут по-прежнему свободны в принятии решений, касающихся методов разведки, разработки, транспортировки и продажи собственных ресурсов. Осуществление этих суверенных прав вместе с тем должно соотноситься с нормами международного права. Основные принципы Договора служат интересам стран — производителей энергии, таких как Россия, а также стран, осуществляющих ее транзит и потребление. В этом смысле Договор соблюдает необходимый баланс интересов непохожих друг на друга 50 стран. Договор стимулирует иностранные инвестиции в Россию и на Россию распространяется международно принятый режим разрешения торговых споров. Договор закрывает всю цепочку продукции российского экспорта от доступа к финансированию до поставок к потребителю. Он распространяется на все энергетические товары: газ, уголь, нефть, электроэнергию и их производные. Страны—участницы Договора с учетом своей государственности и специфики оставляют за собой право регулировать цены на энергию, стимулировать отдельные предприятия, варьировать в национальных интересах объемы экспорта совместных предприятий. В статье о транзите подчеркивается, что ее положения не должны затрагивать права и обязательства договаривающейся стороны, вытекающие из международного права, включая обычное международное право, существующие двусторонние или многосторонние соглашения, в том числе нормы, касающиеся подводных кабелей и трубопроводов. Положения о транзите Договора имеют большое значение для российской экономики. Либерализация условий транзита на базе такого многостороннего документа как Договор к Энергетической хартии, который подписали более 50 стран, призвана не только сделать более надежными и предсказуемыми условия торговли и транспортировки товаров между договаривающимися сторонами, но и улучшить инвестиционный климат в каждой подписавшей Договор стране, в том 481 числе и России. Понятно, что ни один инвестор не будет осуществлять крупномасштабные инвестиции в топливно-энергетический комплекс даже при наличии гарантий, если не будет обеспечен максимально беспрепятственный транзит энергетической продукции через территории соседних стран на рынки сбыта, а условия этого транзита не будут одинаковыми для всех договаривающихся сторон и не будут носить дискриминационный характер. Применение единообразного принципа предоставления национального режима транзитным товарам позволяет говорить о создании единой транзитной зоны, охватывающей страны Европы, Россию и СНГ. Учитывая, что в международном праве практически отсутствуют единые правила транзита энергетической продукции, наличие в Договоре соответствующей статьи (ст. 7), четко регламентирующей принципы и порядок осуществления транзита, способно обеспечить реальный правовой режим для транзитных операций в отношениях между странами—участниками Договора, в том числе и между странами СНГ. 22.2.6. Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА НАФТА относится к региональным многосторонним организациям. На региональном уровне она обладает наиболее разработанным и реально действующим инструментом в области инвестиционной политики. НАФТА помимо ликвидации барьеров на пути торгового обмена товарами и услугами предусматривает увеличение инвестиционных возможностей в Североамериканском регионе. НАФТА содержит следующие положения в отношении режима и гарантий иностранных инвестиций: • каждая страна-член предоставляет инвесторам и инвестициям другой • во взаимоотношениях между странами-членами предусматривается ре • предполагается использование наилучших условий для обоих режимов; • признаются нормы международного права, включая справедливый и • запрещается навязывать какие-либо ограничения по части условий • предусматривается оказание содействия принимающим странам в под • запрещается вводить какие-либо ограничения в отношении нацио 482 циях интеграционного происхождения; разрешается требовать, чтобы большинство в составе совета директоров или комитетов компании составляли представители какой-либо одной страны. По этим пунктам возможны исключения, перечисленные в специальном приложении; • предусматривается режим свободного перевода платежей всех видов (при • допускается возможность национализации в случае наличия обще • предусматривается регулирование инвестиционных споров между ча 22.3. Двусторонние международные инвестиционные соглашения В 90-е годы наблюдалась огромная активность государств по заключению двусторонних инвестиционных соглашений, которые обычно именовались «соглашениями о поощрении и взаимной защите капиталовложений». Целью таких соглашений является содействие привлечению иностранного капитала путем создания благоприятного инвестиционного климата. Договор, заключенный с иностранным инвестором, играет особо важную роль при осуществлении инвестиций в разработку природных ресурсов, естественных богатств. Режим, предоставляемый иностранным инвесторам на взаимной основе в заключаемых государствами международных соглашениях о поощрении и защите инвестиции, по сути должен соответствовать национальному режиму, хотя и с определенными изъятиями, устанавливаемыми законом принимающей страны. Что касается инвесторов из стран, с которыми заключены международные договоры о взаимной защите инвестиций, то применяются положе ния о режиме инвестиций, установленные этими соглашениями. Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоприятного режима, го сударство обязуется обеспечивать в отношении их капиталовложений и свя занной с ними деятельности справедливый и равноправный режим. В этом условии выражается стремление государства поощрять иностранные инвести ции, а также благожелательно и недискриминационно относиться к иност- 483 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|