Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международные неправительственные предпринимательские организации — МНПО




23.1. Значение международных неправительственных организаций, их цели и виды

Международные неправительственные предпринимательские органи­зации (МНПО) играют важную роль в развитии мирохозяйственных свя­зей, оказывая содействие межправительственным организациям в выработ­ке рекомендаций и резолюций, предоставлении деловой информации; раз­работке и утверждении правил международного бизнеса. МНПО представ­ляют собой объединения национальных союзов предпринимателей (ассоци­аций и федераций), торговых палат, представителей деловых кругов в целях оказания содействия международному сотрудничеству в экономической, научно-технической областях, в осуществлении деловой практики и, в ча­стности, в коммерческой, финансовой и других сферах. МНПО — это орга­низации, учрежденные на основе собственных уставов и финансируемые за счет взносов своих членов, не ставящие целью своей деятельности извлече­ние прибыли.

Официальной целью международных неправительственных объедине­ний (союзов, клубов) предпринимателей является оказание содействия раз­витию международных торгово-экономических отношений, ограничение кон­куренции на мировом рынке. Международные союзы предпринимателей иногда предусматривают в своих уставах и такие цели, как обмен производ­ственным опытом, разработка методов улучшения качества товаров, обеспе­чение общих интересов участников путем проведения исследований, органи­зации консультаций, кооперации и совместных действий фирм на междуна­родном уровне. Подавляющее большинство существующих в настоящее вре­мя международных союзов предпринимателей было создано в 50-е годы. По ориентировочным подсчетам, только в области производства и сбыта това­ров действуют свыше 200 международных предпринимательских объедине­ний. В отличие от международных картелей, синдикатов, трестов, участ­никами которых являются отдельные крупнейшие компании, членами меж­дународных предпринимательских объединений выступают «ассоциирован­ные предприниматели» или объединения предпринимателей одной отрасли разных стран, представляя собой новую форму переплетения различных на­циональных групп монополистического капитала.

Важную роль в формировании политики в области международного экономического сотрудничества играют объединения представителей круп-

492


 


ного международного бизнеса, в которых фактически заранее согласовы­ваются их позиции по важнейшим международным проблемам и затем вы­носятся решения в виде рекомендаций правительствам своих стран и меж­дународным организациям, с которыми они поддерживают тесные взаи­моотношения. К такого рода объединениям относится Международная тор­говая палата — МТП.

Согласно Уставу, официальные цели МТП состоят в том, чтобы, «дей­ствуя во всех областях международного бизнеса, включая торговлю, про­мышленность, транспорт и финансы, способствовать улучшению условий экономических отношений между странами и разрешению международных экономических проблем, а также установлению международных контактов и взаимопонимания деловых кругов и их организаций и тем самым содейство­вать миру и дружественным отношениям между народами». МТП выступает за отказ от дискриминации в международной торговле, за расширение взаи­мовыгодных экономических связей между всеми странами мира. Междуна­родные организации системы ООН поддерживают тесные взаимоотношения с международными неправительственными предпринимательскими органи­зациями. Некоторым организациям предоставляется консультативный ста­тус. Отношения ООН с МНПО регламентируются Резолюцией ЭКОСОС 1296 от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по консультациям с неправительствен­ными организациями». Организации, получившие консультативный ста­тус, могут предлагать вопросы для рассмотрения их в качестве пунктов по­вестки дня ЭКОСОС и делать по ним устные заявления. Все организации, получившие тот или иной статус, могут вносить пункты в повестку дня вспомогательных органов ЭКОСОС и выступать в них с устными заявления­ми, направлять наблюдателей на заседания ЭКОСОС и его органов, пред­ставлять письменные заявления, осуществлять специальные исследования и готовить соответствующие документы, когда это входит в их компетен­цию. Они могут также делать письменные заявления по просьбе Генераль­ного секретаря ООН.

Консультативный статус в ЭКОСОС имеют около 1600 МНПО, актив­но работающих в области экономического и социального развития, и еще около 1500 организаций, представляющих интерес для ООН; все они входят в Список (Ростер) международных неправительственных организаций, под­держивающих связи с ЭКОСОС.

В 1996 г. ЭКОСОС приняла Резолюцию 1996/31 о консультативных отношениях между ООН и неправительственными организациями, обно­вив тем самым Резолюцию 1296. В ней, в частности, предусматривается: (1) признание важности национальных, региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение их числа; (2) расширение роли Комитета по неправительственным организациям, существующего при ЭКОСОС; (3) принятие стандартных правил участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процессе подготовки к ним. В Резолюции 1996/297, принятой также в 1996 г., ЭКОСОС реко-

493


мендовал, чтобы Генеральная Ассамблея изучила вопрос об участии не­правительственных организаций во всех областях деятельности ООН.

В отношениях с организациями ООН международные неправитель­ственные предпринимательские организации выполняют следующие функ­ции:

• предоставление советов и консультаций по просьбе организаций и групп
лиц;

• предоставление регулярно информации государствам и межправи­
тельственным организациям и их органам в сфере своей деятельности; рас­
пространение информации, полученной от межправительственных органи­
заций;

• участие в разработке проектов соглашений, которые затем передают­
ся на рассмотрение государств и межправительственных организаций;

• участие в работе по обеспечению соблюдения норм международного
права и соответствующего контроля.

МНПО не являются субъектами международного права, но они долж­ны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами и норма­ми. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодательством.

По целям и выполняемым функциям МНПО делятся на: международ­ные и региональные союзы предпринимателей, а также международные и региональные торговые палаты.

Международные союзы предпринимателей имеют целью содействовать де­ятельности национальных союзов предпринимателей, в том числе в области международных экономических отношений. В зависимости от выполняемых функций они делятся на:

международные ассоциации и федерации общеэкономические;

отраслевые ассоциации и федерации;

кооперативные союзы.

Среди наиболее крупных международных союзов предпринимателей мож­но выделить:

Союз промышленных федераций ЕС-ЮНИСЕ;

Альянс производителей какао — АПК;

Международная пушная торговая федерация — МПТФ;

Международная федерация по торговле семенами — ФИС.

Торговые палаты по целям и формам организации делятся на следую­щие виды:

Международная торговая палата;

региональные торговые палаты;

смешанные торговые палаты.

Среди наиболее крупных региональных торговых палат можно назвать:

Всеобщий союз торговых, промышленных и сельскохозяйственных па­лат арабских стран;

Конференция азиатских торговых и промышленных палат.

494


23.2. Международные объединения предпринимателей и их деятельность в области регулирования международного бизнеса


Предпринимательские международные организации, действующие на частно-монополистической основе, охватывают как глобальный, так и реги­ональный уровни.

На мировом уровне в их число входят следующие международные пред­принимательские объединения.

 

1. Трехсторонняя комиссия.

2. Круглый стол КО.

3. Европейский деловой конгресс — ЕДК.

4. Международная ассоциация коммерческих банков — МАКОБ.

5. Международная ассоциация по охране промышленной собственности —
АИППИ.

6. Ассоциация торговцев сахаром-рафинадом.

7. Институт международных финансов — ИМФ.

8. Международная ассоциация по товарной нумерации — Ассоциа­
ция ЕАН.

1. Трехсторонняя комиссия создана в 1973 г. при активном участии
Д. Рокфеллера — председателя Чейз Манхэттен бэнк (США). Она объе­
диняет около 300 представителей крупных ТНК, политических кругов,
экономистов из США, Западной Европы, Японии. Ее руководящим орга­
ном является Исполнительный комитет, состоящий из 35 членов. Офици­
альные цели Трехсторонней комиссии состоят в оказании содействия более
тесному сотрудничеству предпринимателей развитых стран.

Одно из направлений деятельности Комиссии — подготовка докладов, в которых анализируются экономические и политические проблемы, возни­кающие перед развитыми странами. В Комиссии разрабатываются рекомен­дации по решению конкретных проблем, которые направляются в прави­тельственные органы отдельных стран. С Трехсторонней комиссией сотруд­ничают все наиболее могущественные представители западного мира, в силу чего она приобрела огромное влияние на правительственные органы власти и заняла ведущее место в системе взаимосвязей западных стран. Воздей­ствие Комиссии на политику отдельных стран настолько велико, что ее при­нято считать «теневым кабинетом» треугольника — США, Западная Евро­па, Япония — и всего мира.

2. Круглый стол КО (CAUX Round Table). Был основан в 1986 г. Ф. Фи­
липсом, прежним президентом компании «Филипс Электронике», и О. Жиска­
ром д'Эстеном, вице председателем INSEAD, в целях объединения ведущих биз­
несменов Европы, Японии и США. Круглый стол КО ставит следующие цели:

• повышение роли бизнеса и промышленности как движущей силы про­грессивных глобальных перемен;

495


• содействие ослаблению возрастающей напряженности в сфере торговли;

• содействие развитию конструктивных экономических и социальных
взаимоотношений между странами-участниками торговли и их взаимной от­
ветственности перед мировым сообществом.

Круглый стол КО сосредоточил свое внимание на вопросах корпора­тивной ответственности за экономическую и социальную стабильность в со­временном мире, признавая необходимость совместного лидерства в обнов­ляющемся и более гармоничном мире. Он придает особое значение разви­тию добрососедства, взаимопонимания и сотрудничества, основанных на ува­жении высших моральных ценностей и на ответственном поведении отдель­ных личностей в своих собственных сферах влияния. Круглый стол КО исхо­дит из убеждения в том, что мировое деловое сообщество должно играть важную роль в улучшении экономических и социальных условий жизни. Он выражает стремление положить начало процессу, в котором выявляются раз­деляемые всеми ценности, находятся точки соприкосновения между различ­но понимаемыми ценностями, процессу, который способствует выработке общего взгляда на такое поведение в сфере бизнеса, которое приемлемо для всех и всеми уважается. Круглый стол КО разработал и принял Декларацию «Принципы международного бизнеса». Целью этого документа является вы­работка мирового стандарта, в соответствии с которым можно было бы оце­нивать поведение в сфере бизнеса.

Принципы основываются на двух основных этических нормах:

жить и работать вместе в целях взаимовыгодного сотрудничества и про­цветания в условиях здоровой и честной конкуренции;

соблюдать человеческое достоинство, расцениваемое как неприкосно­венность, и ценность отдельной личности, а не просто как средство для достижения другими людьми своих целей или даже для выполнения предпи­саний большинства.

Данный документ по стилю и по форме изложения в значительной степени соответствует документу «Принципы Миннесоты» (The Minnesota Principles) — декларации этики бизнеса, разработанной Центром корпо­ративной ответственности Миннесота (США). Этот центр создал и воз­главил оргкомитет, в который вошли представители Японии, Европы, США. При создании Принципов международного бизнеса участники Круг­лого стола КО исходили из того, что поведение в сфере бизнеса может воздействовать на взаимоотношения между странами, а также на благо­состояние и уровень жизни людей. Бизнес часто оказывается первым кон­тактом между странами и, в зависимости от того, каким образом он при­водит к экономическим и социальным переменам, он существенно влияет на степень страха или доверия между людьми во всем мире. Члены Круг­лого стола КО прилагают усилия, чтобы «навести порядок в своем соб­ственном доме» и стремиться к тому, чтобы определять не кто прав, а что является правильным.

496


Принципы междунаролного бизнеса' Преамбула

Динамика занятости, капитала, товаров и технологии приводит к тому, что бизнес принимает все более глобальные масштабы по заключаемым сделкам и их последствиям.

Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным Руководством к действию.

Фундаментальными принципами являются ответственность за проводимую по­литику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интере­сов тех, кто имеет в бизнесе свою долю.

Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба.

По этим причинам, а также благодаря тому, что бизнес может быть мощным посредником позитивных социальных перемен, мы предлагаем нижеследующие прин­ципы как фундамент для диалога и действий ведущих бизнесменов в поисках ответ­ственности в сфере бизнеса. Поступая таким образом, мы утверждаем необходи­мость моральных ценностей в принятии деловых решений.

Главные принципы

Принцип 1. Ответственность бизнеса: от акционеров— к владельцам своей доли в бизнесе

Ценность бизнеса для общества заключается в благосостоянии и рабочей заня­тости, которые он порождает, а также в пользующихся спросом товарах и услугах, которыми он обеспечивает покупателей за разумную цену, соизмеримую с их каче­ством. Для создания такой ценности бизнес должен поддерживать свое собственное экономическое здоровье и жизнеспособность, однако выживание является не глав­ной целью.

Роль компаний — содействовать улучшению уровня жизни всех своих клиен­тов, служащих и акционеров, разделяя с ними богатство, которое они создают. Поставщики и конкуренты также вправе рассчитывать на уважение своих обязаннос­тей со стороны компаний.

Как добропорядочные граждане местных, национальных, региональных и ми­ровых общин, в которых они действуют, компании участвуют в проектировании будущего этих общин.

Принцип 2. Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедли­вости и мировому сообществу

Компании, создаваемые за рубежом для разработки, производства или прода­жи своей продукции, должны также содействовать социальному прогрессу этих стран, обеспечивая продуктивную занятость и помогая повышать покупательную способность их граждан. Эти компании должны также вносить свой вклад в соблюдение прав чело­века, в образование, благосостояние и обновление стран, в которых они работают.

Компании должны способствовать экономическому и социальному прогрессу не только тех стран, в которых они работают, но и всего мирового сообщества в целом посредством эффективного и бережливого использования природных ресур­сов, свободной и честной конкуренции, придавая особое значение модернизации технологии, методов производства, маркетинга и коммуникаций.

• Принципы международного бизнеса, разработанные Круглым столом. Российская деловая культура. ТПП РФ. М.: 1998, с. 128—134.


497


 


Принцип 3. Этика бизнеса: от буквы закона— к духу доверия

Признавая законность коммерческих секретов, компании должны осознавать, что искренность, беспристрастие, правдивость, выполнение обещаний и откры­тость способствуют не только повышению доверия к себе и собственной стабильно­сти, но и смягчению и большей эффективности коммерческих сделок, особенно на международном уровне.

Принцип 4. Уважение правовых норм

Для того чтобы избежать разногласий в торговле и способствовать обеспече­нию равных условий для конкуренции в свободной торговле, а также справедливому и беспристрастному подходу ко всем участникам торговли, компании должны ува­жать международные и внутренние нормы. Кроме того, они должны признавать; что некоторые действия, даже совершаемые по закону, могут тем не менее привести к нежелательным последствиям.

Принцип 5. Поддержка многосторонних торговых отношений

Фирмы должны оказывать поддержку многосторонним торговым системам ГАТТ/Всемирная организация торговли и им подобным международным согла­шениям. Они должны содействовать прогрессивной и разумной либерализации торговли и смягчать те внутренние нормы, которые необоснованно препятствуют мировой торговле, даже если это делается во имя интересов национальной поли­тики.

Принцип 6. Уважительное отношение к окружающей среде

Бизнес должен охранять и там, где это возможно, улучшать окружающую среду, способствовать ее развитию и избегать расточительного использования при­родных ресурсов.

Принцип 7. Избегать противозаконных действий

Бизнес не должен участвовать или мириться со взяточничеством, отмыванием денег или с другими бесчестными приемами. Без сомнения, он должен стремиться к сотрудничеству с остальными для искоренения подобной практики. Он не должен заниматься торговлей оружием или другими материалами, используемыми в терро­ристической деятельности, распространением наркотиков или другими видами орга­низованной преступности.

Принципы ключевого партнерства в бизнесе

Покупатели

Мы придаем большое значение отношениям со всеми покупателями, уважая их достоинство, независимо от того, покупают ли они наши товары и услуги непос­редственно у нас, или приобретают их другими путями на рынке.

Следовательно, мы имеем следующие обязательства перед ними:

• обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соот­
ветствии с их требованиями;

• обходиться со своими клиентами честно во всех аспектах своей коммерчес­
кой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения
их потребностей;

• предпринимать всемерные усилия для того, чтобы гарантировать то, что
наши товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность
наших клиентов, а также состояние окружающей среды;

• гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах,
маркетинге и рекламе;

• уважать целостность культуры клиентов.

498


Работники

Мы придаем большое значение уважению достоинства всех работников, серь­езному отношению к их интересам. Следовательно, мы имеем перед ними следую­щие обязательства:

• обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повы­
шают их уровень жизни;

• создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерб их
здоровью и человеческому достоинству;

• быть честными в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им
открытый доступ к информации, ограниченной лишь рамками закона и условиями
конкуренции;

• прислушиваться и, по возможности, реагировать на предложения работни­
ков, их идеи, требования и жалобы;

• в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с
работниками;

• избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные
права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и ре­
лигиозных убеждений;

• стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с
различным профессиональным уровнем на тех рабочих местах, где они могут прине­
сти наибольшую пользу;

• обеспечивать охрану труда работников во избежание несчастных случаев и
профессиональных заболеваний;

• поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и
знаний, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связан­
ным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными
органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопро­
сам размещения рабочей силы.

Владельцы/Инвесторы

Мы придаем большое значение доверию к нам со стороны наших инвесторов. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства:

• обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантиро­
вания справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал наших владельцев
и инвесторов;

• обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ог­
раниченной только рамками закона и условиями конкуренции;

• сохранять, защищать и преумножать активы владельцев и инвесторов;

• с вниманием относиться к требованиям, предложениям, жалобам и офици­
альным резолюциям владельцев и инвесторов.

Поставщики

Наши отношения с поставщиками и субподрядчиками должны быть основаны на взаимном уважении. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства:

• стремиться к справедливым и честным отношениям с ними во всех своих
действиях, включая ценообразование, лицензирование и права на торговлю;

• гарантировать им то, что наша коммерческая деятельность свободна от при­
нудительных действий и ненужных разбирательств;

• способствовать развитию долговременных и устойчивых отношений с по­
ставщиками в ответ на ценность, качество, конкурентоспособность и надежность
нашего бизнеса;

499


• делиться информацией с поставщиками и привлекать их к участию в процес­
се планирования;

• расплачиваться с поставщиками вовремя и в соответствии с условиями дого­
вора о торговле;

• поддерживать и отдавать предпочтение отношениям с поставщиками и суб­
подрядчиками, которые в своей практике уважают человеческое достоинство.

Конкуренты

Мы убеждены в том, что здоровая экономическая конкуренция является од­ним из основных условий для повышения благосостояния стран и, в конечном ито­ге, — для справедливого распределения товаров и услуг. Следовательно, мы имеем следующие обязательства:

• благоприятствовать развитию открытых рынков для торговли и инвестирова­
ния;

• способствовать такому конкурентному поведению, которое выгодно в соци­
альном и экологическом плане и при котором демонстрируется взаимное уважение
между конкурентами;

• воздерживаться как от стремления, так и от участия в сомнительных плате­
жах или услугах для получения преимуществ в условиях конкуренции;

• уважать как физические, так и интеллектуальные права на собственность;

• отказываться от добывания коммерческой информации нечестными или не­
этичными средствами, такими как промышленный шпионаж.

Сообщество

Мы убеждены, что, будучи гражданами мирового сообщества, можем там же содействовать преобразованиям и восстановлению прав человека в этом сообществе, как если бы мы действовали в своих странах. Мы, таким образом, обязаны:

• поддерживать мир, безопасность, разноплановость и социальную интеграцию;

• уважать целостность культуры каждой страны;

• быть добропорядочными корпоративными гражданами: осуществлять благо­
творительные пожертвования, делать вклады в образование и культуру, привлекать
служащих к участию в делах сообщества и гражданских мероприятиях.

3. Европейский деловой конгресс — ЕДК создан в 1997 г. на учредитель­ной конференции, состоявшейся в Бонне. В конференции принимали учас­тие политические деятели, бизнесмены и банкиры из 37 стран Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Конференция приняла решение о создании ЕДК как международной неправительственной организа­ции, объединяющей предпринимателей стран—участниц ОБСЕ. В состав ЕДК вошли 51 член — представители европейских компаний, ассоциаций, бан­ков. Президентом ЕДК избран Р.И. Вяхирев — председатель правления РАО «Газпром» (Российская Федерация), вице-президентом — Г. Крупп — член правления «Дойче Банка» (Германия).

В соответствии с принятым Уставом основными целями ЕДК являются:

• содействие экономическому сотрудничеству в регионе ОБСЕ и эко­
номическому развитию государств—участников этой организации;

• создание оптимальных условий для диалога между политическими и
деловыми кругами;

• защита прав и законных интересов своих членов и оказание им помо­
щи в целях повышения эффективности деятельности.

500


Для достижения своих целей ЕДК осуществляет следующие функции:

• изучение приоритетных аспектов экономических процессов; выявление
факторов, определяющих тенденции развития экономического сотрудничества
в регионе ОБСЕ, в особенности между предприятиями государств—членов ОБСЕ;

• подготовка касающихся этих процессов и факторов рекомендаций,
которые направляются в Секретариат ОБСЕ, правительствам и другим ком­
петентным органам государств—участниц ОБСЕ, а также в международные
организации;

• содействие принятию законодательных актов и международных согла­
шений, отвечающих интересам предприятий;

• участие в разработке проектов соответствующих актов и соглашений;

• координация деятельности с органами ОБСЕ; представление интере­
сов предприятий в ОБСЕ, правительственных инстанциях, международных орга­
низациях; участие в проводимых ими сессиях, форумах и других мероприятиях;

• осуществление сотрудничества с правительственными, государствен­
ными, коммерческими и другими учреждениями и организациями на между­
народном и региональном уровнях; содействие обеспечению оптимальных ус­
ловий для налаживания личных контактов, проведения деловых встреч и эф­
фективного обмена информацией между представителями деловых кругов;

• оказание содействия своим членам в консолидации их ресурсов для
осуществления крупных экономических программ;

• организация конференций, симпозиумов, семинаров по актуальным
проблемам предпринимательской деятельности с осуществлением информа­
ционно-издательской деятельности.

В соответствии с Уставом членами ЕДК могут быть предприятия, со­юзы и объединения предприятий, а также их партнеры из стран-участниц ОБСЕ, признающие Устав ЕДК. Каждая страна ОБСЕ может быть представ­лена в ЕДК не более чем 10 членами. Вместе с тем Устав предусматривает возможность ассоциированного членства. Ассоциированные члены наделя­ются правами и обязанностями, предусмотренными Уставом ЕДК, за ис­ключением права голосовать на сессиях Собрания и быть избранными в ру­ководящие органы ЕДК.

Принципиальное отличие Европейского делового конгресса от дру­гих международных неправительственных организаций, действующих в регионе ОБСЕ, состоит в том, что он объединяет непосредственных уча­стников рынка, которые способны более точно, чем политики, иден­тифицировать экономические проблемы в силу непосредственного сопри­косновения с ними.

Большой интерес создание ЕДК представляет для российских предпри­нимателей, имея в виду возможность обмена практической информацией, помощь в поиске деловых партнеров, консультирование потенциальных ин­весторов относительно привлекательных сфер вложения капиталов в реаль­ный сектор экономики. Кроме того, успешная работа ЕДК будет способ­ствовать формированию позитивного общественного мнения о предприни-

501


мательской деятельности, созданию атмосферы взаимного доверия, надеж­ности и добропорядочности между деловыми партнерами в регионе ОБСЕ.

4. Международная ассоциация коммерческих банков — МАКОБ учрежде­на в 1991 г. коммерческими банками государств Центральной и Восточной Европы, России и других стран Содружества независимых государств. МА­КОБ является юридическим лицом, некоммерческой организацией, содей­ствующей банкам в их деятельности как на внутренних рынках, так и во внешнеэкономических связях. Ассоциация может предоставлять различные виды услуг, создавать или участвовать в создании хозяйственных структур, действующих на коммерческой основе.

Целями МАКОБ являются:

• оказание помощи соответствующим странам в развитии современных
банковских структур и межбанковского сотрудничества и взаимодействия, в
том числе с западными банками; поддержание и углубление взаимных торго­
во-экономических связей между странами Центральной и Восточной Евро­
пы, странами СНГ, а также между ними и странами Запада;

• развитие сотрудничества банков с фирмами, организациями, их со­
юзами и объединениями в торговой, промышленной, инвестиционной, ин­
новационной, лизинговой и других сферах хозяйственной деятельности.

Ассоциация осуществляет следующие основные функции:

• помощь в организации взаимодействия коммерческих банков, по­
иск потенциальных партнеров, подготовка и заключение соглашений меж­
ду коммерческими банками, создание совместных банков, а также налажи­
вание прямых контактов членов Ассоциации с банками и фирмами третьих
стран;

• техническое содействие организации и осуществлению банковской
деятельности;

• предоставление по просьбе банков—членов Ассоциации консульта­
ционных услуг и организация подготовки аналитических и методических ма­
териалов по различным вопросам банковской деятельности;

• изучение новых механизмов и форм связи между банками—членами
Ассоциации или с другими банками и финансовыми организациями, а так­
же содействие их внедрению на практике;

• обобщение сведений о состоянии банков, конъюнктуре валютных и
финансовых рынков, движении валютных курсов и котировок;

• организация встреч специалистов банков—членов Ассоциации, се­
минаров и совещаний по основным направлениям деятельности банков—чле­
нов МАКОБ.

Для выполнения предусмотренных Уставом МАКОБ функций в ее со­ставе действуют Бюро сотрудничества и развития банковского бизнеса, Кон­сультационно-информационный центр, Бизнес-центр. Услугами Ассоциа­ции можно воспользоваться и не будучи ее членом. Достаточно обратиться с соответствующей просьбой в Ассоциацию. Однако в этом случае услуги бу­дут платными. Членами Ассоциации могут быть коммерческие, инноваци-

502


онные, кооперативные и другие банки и кредитные учреждения, уплачива­ющие вступительный и ежегодные членские взносы.

5. Международная ассоциация по охране промышленной собственности
АИППИ — неправительственная организация, объединяющая патентных по­
веренных, ученых и практических работников, занимающихся вопросами
промышленной собственности в странах—участницах Ассоциации. Членами
Ассоциации могут быть как физические лица (индивидуальные члены), так и
национальные группы АИППИ различных стран и региональные группы.
Общее число членов Ассоциации превышает 6 тыс. человек из 88 стран.
В нее входят 45 национальных групп и три региональные группы. Нацио­
нальная группа из СССР в составе 51 человека была принята в члены Ассоци­
ации в 1966 г. на конгрессе в Токио.

Цели АИППИ:

• разработка наиболее важных и актуальных проблем в области охраны
промышленной собственности;

• выработка единообразного похода к решению одних и тех же вопросов;

• гармонизация требований различных патентных систем;

• обсуждение и составление резолюций по вопросам охраны промыш­
ленной собственности;

• организация и проведение семинаров в различных странах;

• осуществление тесных контактов со Всемирной организаций интел­
лектуальной собственности (ВОИС), которая в своей работе широко исполь­
зует предложения, разработанные АИППИ.

Конгрессы АИППИ проводятся один раз в три года. Руководящими органами являются Исполнительный комитет, Программный комитет, Со­вет президентов национальных групп АИППИ.

6. Ассоциация торговцев сахаром-рафинадом (The Refined Sugar
Association) основана в январе 1891 г. с целью установления правил и норм
надлежащей торговли сахаро-рафинадом в Великобритании и на междуна­
родных рынках. В настоящее время правила Ассоциации признаны во всем
мире в качестве стандартных контрактных норм и используются большин­
ством международных компаний, осуществляющих торговлю сахаром-рафи­
надом.

Задачами Ассоциации являются:

• надлежащее проведение торговли сахаром-рафинадом;

• разработка правил и контрактных условий торговли сахаром-рафинадом;

• предоставление услуг коммерческого арбитража для урегулирования
споров;

• поддержка и защита интересов членов Ассоциации и торгового сооб­
щества в целом;

• оценка убытков по контрактам по запросам членов Ассоциации и их
страхователей.

Совет Ассоциации отвечает за разработку правил и контрактных усло­вий для регулирования международной торговли сахаром-рафинадом. Эти

503


правила и условия детально описаны в изданном Ассоциацией буклете. Членами Совета являются директора, партнеры и полномочные предста­вители компаний-членов, выдвинутых в Совет в силу их большого опыта в торговле сахаром. Совет регулярно пересматривает правила с целью их при­ведения в соответствие с изменяющимися требованиями торгового сообще­ства.

Правила и нормы Ассоциации соответствуют законодательству Вели­кобритании.

Секретарь Ассоциации поддерживает постоянные контакты с прави­тельственными организациями и юридическими ведомствами. Он является также членом Комиссии Английского коммерческого суда, Федерации тор­говых ассоциаций (с правом совещательного голоса) и Института третейских судей. Любой законодательный акт или информация, исходящие из этих организаций и способные повлиять на правила Ассоциации, передаются на рассмотрение Совету. В настоящее время Ассоциация предоставляет кон­сультационные услуги Государственному совету при разработке нового зако­на об арбитраже, призванного заменить законы от 1950, 1975 и 1979 гг. Уча­стие Ассоциации в законотворческом процессе обеспечивает соответствие ее правил современной торговой практике и государственному законодательству. При любых изменениях правил Ассоциации всегда привлекаются юрисконсуль­ты, а соответствующие расходы покрываются за счет прибыли от членских взно­сов.

Правила Ассоциации выдержали проверку временем и, хотя они иног­да оспаривались в судах, в конечном итоге защищалась их трактовка Советом Ассоциации.Члены Совета совместно с назначенными опытными торговца­ми сахаром выступают в качестве коммерческих арбитров при урегулирова­нии споров, переданных на рассмотрение Ассоциацией. Список арбитров в настоящее время включает более 30 имен, часть которых является членами Института третейских судей. Арбитры заслушивают конфликтующие сторо­ны, а также мнения опытных торговцев.

Правила Ассоциации и ее арбитражные услуги используются торго­выми компаниями всего мира. Разработанная Ассоциацией процедура ар­битража проста и справедлива. Однако в некоторых деталях она отличает­ся от аналогичной практики в других областях торговли. Одним из суще­ственных отличий является то, что Совет назначает комиссию из пяти арбитров, тогда как в других случаях каждая сторона спора выдвигает сво­его арбитра, действующего от ее имени. Более того, решение Ассоциа­ции является окончательным и обязательным к исполнению. Правила Ассоциации позволяют законным представителям сторон присутствовать на слушаниях, однако большинство споров разрешаются на основе пись­менных заявлений сторон без их присутствия. Арбитраж является част­ным делом конфликтующих сторон и принцип конфиденциальности со­блюдается как Ассоциацией, так и арбитрами. Однако с согласия сторон

504


Совет может опубликовать решение, содержащее, по его мнению, по­лезную для членов Ассоциации информацию.

Членство в Ассоциации предоставляется фирмам, компаниям и орга­низациям, постоянно занятым торговлей сахаром-рафинадом. В настоящее время Ассоциация насчитывает 109 членов, представляющих более 43 стран, в число которых входят: Австралия, Австрия, Бахрейн, Бельгия, Бермудс­кие о-ва, Бразилия, Канада, Китай, Куба, Кипр, Чехия, Дания, Финлян­дия, Франция, Германия, Гана, Гонконг, Венгрия, Индия, Ирландия, Ирак, Италия, Япония, Корея, Кувейт, Ливан, Нидерланды, Филиппи­ны, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Саудовская Аравия, Испа­ния, Швеция, Швейцария, Сирия, Таиланд, Тунис, Турция, Великобри­тания, США, Йемен.

7. Институт международных финансов — ИМФ создан в 1983 г. Явля­
ется всемирной ассоциацией банков, брокерских компаний, инвестицион­
ных фондов и других финансовых учреждений. В него входят более 270 кор­
поративных членов из 50 стран мира, в том числе из России. Институт ак­
тивно сотрудничает с Лондонским клубом кредиторов.

8. Международная ассоциация по товарной нумерации — Ассоциация ЕАН
учреждена в 1977 г. В ее составе 32 государства-члена; является неправи­
тельственной организацией. Россия представлена Торгово-промышленной па­
латой РФ с 1986 г.

Цели Ассоциации ЕАН:

• содействие росту как международной, так и внутренней торговли пу­
тем распространения международного унифицированного машиночитаемого
штрихового товарного кода;

• разработка универсальной системы товарного кодирования для при­
менения в торговле маркированными товарами;

• внедрение комплексных систем информации, основанных на исполь­
зовании компьютерной техники для учета потребностей и запасов товаров.

Применение кода Ассоциации ЕАН обеспечивает определенные пре­имущества в организации торговли, поскольку он является универсальным международным идентификатором товара; все участники процесса товаро­движения (производители, перевозчики, оптовые организации и магази­ны), действующие как в сфере внутренней, так и международной торговли, получают возможность пользоваться единым кодом (одной и той же циф­рой) для обозначения одного и того же товара. Код Ассоциации ЕАН стал использоваться и на стадии выдачи заказов предприятиям на изготовление определенной продукции, причем Ассоциация ЕАН координирует эти дей­ствия среди своих членов.

Наличие единого международного кода на обозначение товаров и его повсеместное применение способствует улучшению реализации в розничной торговли замаркированных кодом ЕАН товаров благодаря экономии издер­жек обращения.

505


На региональном уровне в число международных предпринимательских организаций входят следующие.

(1) Тихоокеанский экономический совет — ТЭС.

(2) Совет тихоокеанского экономического сотрудничества — СТЭС.

(3) Ассоциация институтов финансирования в Азиатско-Тихоокеанс­
ком регионе — АИФРАТР.

В этих организациях лидеры регионального предпринимательства взаимо­увязывают свои действия, решают возникающие проблемы в регионах и в мире.

1. Тихоокеанский экономический совет — ТЭС (Pacific Basin Economic Council — РВЕС) основан в 1967 г. как объединение ведущих бизнесменов всего Тихоокеанского региона. Его членами являются свыше 1000 корпо­ративных членов, которые входят в состав 17 членских комитетов, функци­онирующих в Австралии, Гонконге, Канаде, Китае, Колумбии, Малай­зии, Мексике, Новой Зеландии, Перу, Российской Федерации, Респуб­лике Корея, США, на Тайване, Фиджах, Филиппинах, в Чили и Япо­нии. Корпоративные члены — это крупнейшие корпорации мира, пред­ставляющие авиакомпании и самолетостроение, автомобилестроение, су­достроение, сельское хозяйство и рыболовство, банковское дело, финан­сы, арендное дело, рекламу и связи с общественностью, телекоммуника­ции, а также различные объединения предпринимателей, университеты и научно-исследовательские институты.

Членство в ТЭС осуществляется через национальные комитеты по ти­хоокеанскому экономическому сотрудничеству, формируемые по принципу трехстороннего представительства: от правительственных, деловых и науч­ных кругов. Россия входит в состав ТЭС.

Цели ТЭС:

• содействие развитию международной торговли и инвестиций;

• выполнение функций связующего звена между лидерами деловых кругов
и правительственными чиновниками, занимающими ключевые посты в сфере
экономики;

 

• консультирование правительства своей страны и выработка реко­
мендаций по вопросам, затрагивающим развитие Тихоокеанского региона;

• оказание содействия индивидуальным членам в расширении воз­
можностей их доступа к рынкам путем проведения неформальных встреч с
потенциальными партнерами по бизнесу из стран—членов ТЭС;

• проведение ежегодно Международной генеральной встречи (International
General Meeting), в которой участвуют около 800 ведущих бизнесменов, ми­
нистры и главы государств из 25 стран Тихоокеанского региона;

• проведение поездок представителей деловых кругов для расширения
деловых возможностей;

• сотрудничество с международными организациями: Азиатско-Тихоо­
кеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Всемирная торговая орга­
низация (ВТО), Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС).


506


 


В структуру ТЭС входят: 1) международный президент; 2) заместитель международного президента 3) международный казначей; 4) 17 междуна­родных вице-президентов; 5) международный секретариат, международный генеральный директор; 6) 17 членских комитетов, возглавляемых генераль­ными директорами.

В рамках ТЭС представители мирового бизнеса имеют возможность кол­лективно рассматривать актуальные вопросы экономики. С этой целью регу­лярно проводятся неформальные встречи с министрами и другими высоко­поставленными официальными лицами стран-участниц. ТЭС является ассо­циированным членом Совета тихоокеанского экономического сотрудниче­ства (СТЭС) и имеет статус наблюдателя в Азиатско-Тихоокеанском эконо­мическом сотрудничестве (АТЭС). ТЭС и СТЭС выполняют функции мозго­вого центра АТЭС.

В декларации о принципах открытого регионализма, принятой в 1992 г. на генеральной сессии СТЭС, ставшей основной рабочей концепцией АТЭС, ТЭС и СТЭС, предусматривается:

• обеспечение свободного движения людей, товаров, капитала, техно­
логий, услуг;

• соблюдение принципов и правил, выработанных в рамках ГАТТ/ВТО;

• защита свободной торговли и противодействие формированию зак­
рытых экономических блоков;

• гармонизация и совершенствование принципов рыночной экономики;

• экономическая интеграция независимо от проводимой экономичес­
кой политики и политической ориентации страны.

2. Совет тихоокеанского экономического сотрудничества — СТЭС был создан в 1980 г. по инициативе Японии и Австралии (до 1992 г. назывался Конференция тихоокеанского экономического сотрудничества). Является неправительственной организацией, объединяющей на трехсторонней ос­нове представителей бизнеса, государственных органов и научных кругов. В число СТЭС входят представители деловых кругов, бизнеса и академи­ческих кругов из 22 государств Азиатско-Тихоокеанского региона: Австра­лия, Бруней, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Колумбия, Малай­зия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Республика Корея, Российская Федерация, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония, островные государства Южно-Тихоокеанского форума; ассоции­рованный член — Вьетнам.

Целями и основными направлениями деятельности СТЭС являются:

• практическое решение вопросов совместно с правительствами и де­
ловыми кругами по содействию развитию торговли, инвестиций, экономи­
ческому развитию в регионе;

• обеспечение гибкой, неформальной трехсторонней системы взаимо­
действия ведущих представителей бизнеса, правительственных должностных
лиц, исследовательских работников;

507


• изучение перспективных экономических проблем в конкретных сек­
торах на региональном уровне, представляющих интерес для деловых кругов
и правительств;

• осуществление программ по ключевым вопросам торговли и инвести­
ций при поддержке деловых кругов и правительств;

• проведение исследований по вопросам политики в сфере бизнеса;

• координация действий целевых групп СТЭС и проектов, осуществля­
емых под контролем трехсторонних международных консультационных групп;

• реализация рабочей программы СТЭС, которая охватывает торговую
политику, обзор экономической ситуации и перспектив в Тихоокеанском
регионе, рынки капитала и финансовые рынки, развитие людских ресур­
сов, малые и средние предприятия, науку и технику, добывающую про­
мышленность и энергетику, телекоммуникации, транспорт, туризм, рыбо­
ловство, продовольствие и сельское хозяйство.

В структуру СТЭС входят: Постоянный комитет, координаторы, трех­сторонние международные консультативные группы, комитеты членов СТЭС, местные секретариаты, международный секретариат. Каждый член СТЭС имеет свой членский комитет, в который входят представители бизнеса, высшие государственные должностные лица, ученые. В рамках СТЭС на постоянной основе функционируют ведущие форумы: (1) по торговой поли­тике; по минеральным ресурсам и энергетике; (2) тихоокеанский форум по продовольствию, сельскому хозяйству и аграрной политике; (3) рабочие груп­пы: по продовольствию, по сельскому хозяйству и окружающей среде; по науке и технологиям; по транспорту, телекоммуникациям и туризму; по ры­боловству; по тихоокеанским островным государствам; по подготовке «Тихо­океанского экономического обзора».

СТЭС имеет статус наблюдателя в Азиатско-Тихоокеанском экономи­ческом сотрудничестве (АТЭС).

3. Ассоциация институтов финансирования развития в Азиатско-Ти­хоокеанском регионе — АИФРАТР (Association of Development Financing Institutions in Asia and the Pacific — ADFIAP) основана в 1976 г. после подписания ее Устава под эгидой Азиатского банка развития (АзБР). Это неправительственная организация, обладающая консультативным статусом в структуре ЭКОСОС ООН. Членами Ассоциации являются 72 банка раз­вития и другие институты финансирования развития, представляющие как государственный, так и частный сектора. В его состав входят также 7 спе­циальных членов, включая Международный банк реконструкции и разви­тия (МБРР) и Азиатский банк развития.

Целями и основными направлениями деятельности Ассоциации яв­ляются:

• содействие институтам финансирования в мобилизации средств для
развития и повышения их конкурентоспособности на рынках капитала и фи­
нансовых рынках;

508


содействие развитию в сфере бизнеса; оказание поддержки в повы­
шении производительности труда на предприятиях;

• содействие согласованию деятельности в рамках международных, реги­
ональных и национальных институтов по вопросам финансирования развития;

• содействие социально-экономическому развитию в странах Азиатско-
Тихоокеанского региона: улучшение качества жизни, повышение занятос­
ти, обеспечение благосостояния; искоренение нищеты путем финансирова­
ния роста и развития;

• обмен информацией между членами Ассоциации путем публикации
материалов, подготовки обзоров, проведения исследований;

• осуществление учебных программ, поддержание связи и взаимодей­
ствие с международными организациями.

23.3. Международная торговая палата — МТП (International Chamber of Commerce — ICC)

Международная торговая палата основана как неправительственная орга­низация в 1919 г. Она объединяет деловые круги во всемирном масштабе и является крупнейшей международной организацией частного предпринима­тельства. Цель МТП, согласно ее Уставу, заключается в том, чтобы, дей­ствуя во всех областях международного бизнеса (промышленность, торгов­ля, транспорт и финансы), способствовать расширению отношений между странами и установлению контактов.

Членами МТП являются свыше 1,6 тыс. объединений предпринима­телей: федерации промышленников, национальные торговые палаты, бан­ковские союзы и другие союзы, охватывающие мелкие и средние фирмы. В составе МТП более 6 тыс. крупных промышленных и торговых компаний — индивидуальных членов. Согласно Уставу, членство в МТП может быть полу­чено двумя путями: 1) принадлежность к национальному комитету или на­циональной группе МТП; 2) прямое членство в странах, не имеющих наци­онального комитета или группы.

Членами МТП могут быть следующие экономические организации:

• корпорации, компании, фирмы и другие юридические лица, а так­
же частные лица, связанные с международным бизнесом;

• национальные местные организации, представляющие предприни­
мательские и профессиональные интересы своих членов, если главные цели
таких организаций не являются политическими.

Основными направлениями деятельности МТП являются:

• содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения
развития торговли, инвестиций, свободного движения капиталов;

• принятие эффективных и последовательных мер в экономической и
правовой сферах в целях содействия развитию международной торговли;

509


• регулирование предпринимательской деятельности: защита системы
частного предпринимательства; привлечение внимания к проблемам бизне­
са; стимулирование регулирования предпринимательства самими предпри­
нимателями; подготовка принимаемых добровольно кодексов поведения в
сфере бизнеса; рассмотрение вопросов, затрагивающих предпринимательство,
банковское дело, окружающую среду, финансовую систему, страхование,
морской и воздушный транспорт, налогообложение, международные инвес­
тиции, интеллектуальную собственность, маркетинг, торговую политику;

• обеспечение гармонизации торговой практики: (1) разработка рекоменда­
ций по улучшению существующей международной деловой практики — по бан­
ковским операциям, рекламе, контейнерным перевозкам, организации ярма­
рок; (2) разработка типовых контрактов, международных коммерческих терминов
«Инкотермс», таможенных правил и практических рекомендаций в области кре­
дитной документации, международного кодекса рекламной практики; (3) борьба
с экономической преступностью; разработка документа по борьбе с коррупцией в
международных коммерческих операциях, представленного в Совет Европы;

• представление заключений и комментариев по законодательным пред­
ложениям и изменениям, затрагивающим сферу деятельности МТП; доведе­
ние их до сведения общественности;

• представление рекомендаций правительству страны, где проходит
встреча «Группы семи»;

• представление в ООН и ее специализированные учреждения взглядов
и мнений деловых кругов развитых и развивающихся стран. МТП наделена
консультативным статусом ООН и поддерживает тесные связи со многими
межправительственными и международными организациями.

В структуру МТП входят: (1) Совет, Генеральный секретарь; (2) Ис­полнительный совет, финансовый комитет; (3) Международная штаб-квар­тира; (4) центральные рабочие органы; (5) комиссии и рабочие группы; (6) Международный арбитражный суд; (7) Институт международного права и практики в сфере бизнеса; (8) Международное бюро торговых палат (МБТП); (9) Всемирный промышленный совет по вопросам окружающей среды (ВПСОС); (10) службы МТП по борьбе с экономической преступ­ностью: Международное морское бюро (ММБ); Бюро по борьбе с поддел­ками; Бюро по борьбе с экономической преступностью; Центр морского сотрудничества; (11) конгрессы; (12) конференции; (13) национальные комитеты и группы. Международная штаб-квартира, находящаяся в Па­риже, координирует всю деятельность МТП. Она состоит из 5 основ­ных департаментов: (1) международного развития; (2) коммуникаций; (3) экономической политики и сотрудничества; (4) международной тор­говой политики и технологии; (5) администрации, финансов и персо­нала.

Комиссии и рабочие группы занимаются основными вопросами поли­тики МТП: международная торговая политика, финансирование, междуна-

510


родный арбитраж, страхование, налогообложение, многонациональные пред­приятия, международные инвестиции, окружающая среда, энергетика.

Международный арбитражный суд (включает Международную органи­зацию по урегулированию споров в морских перевозках и Международный центр экспертизы) является ведущим органом по разрешению международ­ных торговых споров посредством арбитража.

Институт международного права и практики в сфере бизнеса проводит исследования и распространяет информацию в области международного пра­ва и бизнеса. Проводит семинары, симпозиумы по правовым вопросам биз­неса для бизнесменов, правоведов, юристов-практиков.

Международное бюро торговых палат является всемирным форумом тор­говых палат; обеспечивает проведение международных встреч по обмену опы­том между руководящими работниками торговых палат развитых и развиваю­щихся стран, а также стран с переходной экономикой.

Всемирный промышленный совет по вопросам окружающей среды, со­стоящий из высших должностных лиц 90 крупнейших корпораций, осуществ­ляет защиту интересов деловых кругов по экологическим вопросам, поддер­живает тесные связи с правительствами и международными организациями.

Службы МТП по борьбе с экономической преступностью состоят из четырех организаций: (1) Международное морское бюро — занимается пре­дотвращением и борьбой с мошенничеством в международном морском транс­порте; (2) Бюро МТП по борьбе с подделками — в его функции входит пре­дотвращение подделок товаров с торговыми марками, а также патентов, ав­торских прав и промышленных образцов и моделей; (3) Бюро по борьбе с экономической преступностью — занимается коммерческими преступления­ми в области банковского дела, инвестиций, страхования и др.; (4) Центр морского сотрудничества — содействует развитию международного морского сотрудничества на всех уровнях и во всех аспектах морской индустрии, за исключением судостроения.

Конгресс является высшим органом МТП: он проводится один раз в три года. В периоды между конгрессами проводятся конференции. Нацио­нальные комитеты и группы представлены их председателями, которые явля­ются лидерами национальных деловых кругов. Компании и организации, вхо­дящие в МТП, являются автоматическими членами национальных комите­тов. МТП имеет около 60 технических комиссий и рабочих групп, в которых сотрудничают бизнесмены, эксперты и ученые разных стран. Эти комиссии и рабочие группы объединены в 4 подраздела, занимающиеся: (1) экономичес­кой и финансовой политикой; (2) производством, распределением и рекла­мой; (3) транспортом и коммуникациями; (4) юридическими вопросами и коммерческой практикой. Кроме того, при МТП создана комиссия по делам Азии и Дальнего Востока. С 1965 г. представители Торгово-промышленной палаты СССР участвовали в работе конгрессов МТП в качестве наблюдате­лей. С 1993 г. ТПП РФ является членом Международной торговой палаты.

511


23.4. Конфедерация Азиатско-Тихоокеанских торгово-промышленных палат — КАТТПП (Confederation of Asia-Pacific Chambers of Commerce and Industry — CACCI)

КАТТПП образована в 1966 г. Является региональной организацией деловых кругов стран Азии и западной части Тихого океана. Члены Кон­федерации делятся на 4 категории: (1) основные члены — это национальные торговые и промышленные палаты стран региона; (2) присоединившиеся члены — это торговые и промышленные палаты и другие предпринима­тельские ассоциации независимых и суверенных государств региона, не являющиеся основными членами; (3) ассоциированные члены — это тор­говые и промышленные палаты и другие предпринимательские ассоциации на территориях региона, которые не имеют независимости; (4) специаль­ные члены — это предприятия и частные лица, поддерживающие цели Кон­федерации.

Целями и основными направлениями деятельности Конфедерации яв­ляются:

• осуществление сотрудничества с правительственными органами в деле
подготовки и принятия законов и других правовых актов, содействующих
региональному экономическому развитию;

• обеспечение координации и сотрудничества между торгово-промыш­
ленными палатами, предпринимательскими ассоциациями и предприятиями
стран региона;

• осуществление коллективных и согласованных действий в целях улуч­
шения условий для бизнеса, торговых отношений между бизнесменами стран
региона;

• содействие развитию совместных предприятий, расширению связей
и взаимопонимания между бизнесменами, предпринимательскими ассоциа­
циями и правительствами как в регионе, так и за его пределами;

• отстаивание интересов деловых кругов и экономического сектора ре­
гиона в целом в региональных организациях;

• содействие улучшению услуг в области морских перевозок, банков­
ского дела, страхования и туризма в регионе;

• сбор и распространение деловой информации; проведение исследо­
ваний в области предпринимательства, поддержка программ учебной подго­
товки;

• поддержание связей с региональными и международными организа­
циями.

В структуре Конфедерации: конференции, совет, президент, секре­тариат, советы по продукции и услугам. Основная задача 11 советов — на­лаживание и поддержание связей с деловыми кругами в странах региона по разным видам продукции и услуг.

512


Заключение

Российская Федерация стремится к ускорению интеграции своей эконо­мики в мировое хозяйство, в современное международное разделение труда, в международный научно-технический обмен. Этому могло бы способствовать активное участие в деятельности международных экономических организаций, налаживание контактов с МВФ, МБРР, ВТО, ПРООН и другими организаци­ями системы ООН. Сотрудничество с ними полезно как для РФ, так и для развития мирохозяйственных связей в целом.

В своей политике по отношению к ООН и связанным с ней междуна­родным организациям Российская Федерация исходит из следующих основ­ных положений:

единое отношение к решениям международных организаций, что означает неукоснительное соблюдение решений, имеющих обязательный статус, и учет в практической политике, в том числе в народном хозяй­стве, рекомендаций, а также выводов исследований международных орга­низаций;

реализация принципа универсальности международных организаций, т.е. подключение РФ ко всем важнейшим международным учреждениям и желательность участия в них всех государств международного сообщества;

рационализация работы международных организаций, исключение дуб­лирования и параллелизма.

Задача повышения эффективности деятельности ООН требует неукос­нительного выполнения всеми государствами Устава ООН. Реформирование деятельности ООН в современных условиях должно быть направлено на уси­ление взаимодействия стран-членов с международными финансовыми уч­реждениями (МБРР, МВФ, МФК), ВТО, ОЭСР и другими многосторон­ними организациями в выработке комплексных подходов и стратегии дей­ствий в решении глобальных экономических проблем. В разрабатываемых мероприятиях по реформированию ООН важная роль отводится ЭКОСОС, перед которым стоит задача усиления использования своего потенциала как центрального координирующего органа в социально-экономической сфере, прежде всего в плане взаимодействия с разнопрофильными специализиро­ванными учреждениями ООН.

В ходе основной сессии ЭКОСОС, проходившей в 1998 г. (Нью-Йорк, июль), была принята консенсусом новая резолюция по перестройке социально-экономического сектора ООН в русле резолюций ГА ООН 50/227 и 52/12-В, где отмечается, что важно добиваться реализации согласованных в ней оценок и мер по дальнейшей рационализации структуры, рабочих методов и приори­тетных направлений деятельности вспомогательных органов Совета. ЭКО­СОС подтвердил сохраняющуюся важную роль региональных экономических комиссий ООН в поддержке устойчивого развития стран-членов с учетом региональной специфики. Подтверждены и уточнены приоритеты деятель­ности таких комиссий: разработка и внедрение норм и стандартов в различ-

513


ные области экономики, окружающей среды, социального развития; пред­ставление сфокусированного технического содействия; статистика; аналити­ческие разработки с акцентом на прогностические задачи.

Назрела необходимость интегрирования деятельности оперативных фон­дов и программ ООН (ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ВПП) на страновом уровне, в том числе на базе объединенных представительств ООН. В рамках общей координации деятельности на страновом уровне отдельные фонды и программы должны сохранять свое лицо и действовать в соответствии с реше­ниями своих руководящих органов.

Всемерная поддержка ООН, активное участие в ее деятельности явля­ются важными направлениями внешней политики РФ. В условиях осуще­ствляемых в России экономических реформ особое значение приобретает обес­печение совместимости принимаемых внутри страны мер с международной практикой, ориентация на соблюдение и следование стандартам, вырабаты­ваемым в международных организациях. Важное значение придается получе­нию из организаций ООН научно-технической и технологической информа­ции современного мирового уровня, в том числе в таких областях, как безо­пасное развитие ядерной энергетики; сбор и обработка информационных по­токов; приобщение к мировому управленческому опыту, что способствует бо­лее быстрому включению РФ в мировое экономическое сообщество.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных