Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 1. Выводы и рекомендации




1. Совещание Группы экспертов по проблеме коррупции, проходившее в Буэ­
нос-Айресе 17—21 марта 1997 г., хотело бы довести до сведения Комиссии по предуп­
реждению преступности и уголовному правосудию на ее шестой сессии приведенные
ниже выводы и рекомендации для рассмотрения и принятия решения Комиссией.

А. Осуществление резолюции 51/59 Генеральной Ассамблеи и резолюции 1995/14 Экономического и социального совета

Общие соображения

2. Все большая сложность и изощренность явления коррупции, а также много­
образие и разнообразие проблем, которые она создает на национальном и междуна­
родном уровнях, требуют согласованных действий и общих решений. Меры по пре­
дотвращению этого явления и борьбе с ним, которые необходимо разработать и осу­
ществлять на национальном и международном уровнях, охватывают экономическую,
социальную, культурную, политическую и правовую сферы. В этой связи приори­
тетное значение приобретают программы, в рамках которых намечены взаимосвязан­
ные и тщательно координируемые меры, в том числе законодательные меры в облас­
тях административного, гражданского, процессуального и уголовного права, а также
различные нормативные положения и административные действия, направленные на
предотвращение коррупции и борьбу с ней.

3. Успешные действия по борьбе с этим явлением должны основываться на твер­
дом и последовательном стремлении правительств бороться с коррупцией во всех ее про­
явлениях. В основе таких действий должна также лежать определенная культура ответ­
ственности, открытости, компетентности и честности в государственно-общественной
жизни. Эта культура должна подкрепляться стремлением к самосовершенствованию и
уважением достоинства человека. Большее понимание отрицательных последствий кор­
рупции для экономического и социального развития и неравнодушное отношение к этому
явлению способствуют формированию и сохранению стремления бороться с ним.

4. Для осуществления любой программы в области предупреждения коррупции
и борьбы с ней чрезвычайно важное значение имеют следующие институты:

 

(a) эффективная и справедливая система уголовного правосудия, особенно не­
зависимые судебные органы, которые используют все имеющиеся средства для рас­
следования и судебного преследования актов коррупции;

(b) свободные, честные и внимательные средства массовой информации;

(c) должным образом подготовленные и материально обеспеченные сотрудни­
ки правоохранительных, следственных, ревизионных и надзорных органов, отвечаю­
щие высшим критериям профессионализма и честности.

574


5. Борьба с коррупцией требует также принятия или пересмотра законодатель­
ных и нормативных положений для обеспечения того, чтобы государства располагали
набором мер, способствующих предупреждению, обнаружению, предотвращению,
преследованию и осуждению случаев коррупции, с полным учетом меняющегося ха­
рактера этой проблемы и ее различных проявлений. При этом законодательные и
нормативные положения должны быть разработаны таким образом, чтобы они учиты­
вали сложный и все более транснациональный характер этого явления.

6. Кроме того, эффективные меры по борьбе с коррупцией требуют участия,
активной заинтересованности и сотрудничества гражданского общества. Это важно
для изменения, когда это необходимо, взглядов и представления общественности в
отношении коррупции в целях (а) воспитания и сохранения культуры законности в
качестве основы для последовательного и успешного осуществления мер по предуп­
реждению коррупции и борьбе с ней и (Ь) мобилизации поддержки и содействия в
преодолении консенсуального характера коррупции. Поэтому программы предупреж­
дения коррупции и борьбы с ней должны включать меры, направленные на обеспече­
ние участия и поддержки общественности на всех уровнях.

Специальные меры

7. Рекомендуется рассмотреть специальные меры, изложенные ниже.

Представление государственными должностными лииами сведений об активах и обязательствах

8. Государствам настоятельно рекомендуется принять или, если необходимо,
пересмотреть меры, которые обязывают государственных должностных лиц представ­
лять сведения о их активах и обязательствах, а также копии своих налоговых деклара­
ций. Цель таких мер заключается в обеспечении отчетности, поэтому соответствую­
щие требования об объявлении активов должны распространяться, по крайней мере,
на супругов и детей-иждивенцев государственных должностных лиц, а также могут
применяться в отношении других лиц в соответствии с культурными традициями стра­
ны. Государствам следует определить, должны ли такие требования применяться к
государственным должностным лицам на всех уровнях или к лицам, занимающим
высшие должности в государственной администрации, или к государственным долж­
ностным лицам, которые могут быть в большей степени подвержены коррупции в
силу своих должностных обязанностей. Следует рассмотреть вопрос о возложении на
соответствующие органы полномочий по проведению расследований в связи с конт­
ролем за объявлением таких сведений и их оценкой, а также о введении санкций за
представление ложных сведений. Необходимо также предусмотреть положения, обес­
печивающие недопущение злоупотребления такой информацией.

руководства по исполнению обязанностей государственными должностными лицами

9. Государствам рекомендуется рассмотреть вопрос о разработке руководств и
других материалов, например, целевых исследований и информационных циркуля­
ров, в которых четко и последовательно излагались бы функции и обязанности госу­
дарственных должностных лиц. Это особенно важно для лиц, занимающих должнос­
ти, сопряженные с выполнением весьма сложных функций. Конечная цель таких
руководств и связанных с этим материалов заключается в том, чтобы помочь государ­
ственным должностным лицам в разрешении этических или правовых дилемм, четко
определив, что ожидается или требуется от государственных должностных лиц.

575


Создание новых или ук реп ление существующих независимых ревизионных учреждений или органов, которые проверяли бы расходование государственных средств

10. Государствам следует создать или, если необходимо, укрепить независимые
органы ревизии, предоставив им права и полномочия по проверке расходования государ­
ственных средств. Это может быть весьма полезной и эффективной мерой для предупреж­
дения и предотвращения случаев коррупции, что будет также способствовать формирова­
нию культуры открытости и ответственности при использовании государственных средств.

Создание специализированных органов по борьбе с коррупцией

11. Опыт показывает, что создание специализированных органов, на которые
была бы возложена обязанность и полномочия непосредственно заниматься предотв­
ращением коррупции и борьбой с ней, имеет определенные преимущества. Такими
органами могут быть генеральная инспекция, службы омбудсмана, комитеты надзора
или другие аналогичные органы, способные уделять достаточно внимания всем про­
блемам, связанным с коррупцией. Государствам рекомендуется рассмотреть вопрос о
целесообразности создания таких групп и принятия законодательства в отношении их
полномочий, степени их независимости и механизмов, с помощью которых они мог­
ли бы эффективно функционировать, а также сотрудничать и координировать свою
деятельность с деятельностью уже существующих учреждений.

Меры, направленные на внедрение или поощрение прозрачности в сФеое распоряжения государственными средствами и принятия решений

12. Государствам рекомендуется разработать и осуществить или, если необхо­
димо, пересмотреть законодательные меры, направленные на повышение прозрачно­
сти в расходовании государственных средств, на основе предоставления или поощре­
ния доступа общественности к соответствующим процессам принятия решений и кон­
тролю над ними. Целесообразно было бы ввести соответствующие правила, применя­
емые в процессе принятия решений в ходе обычной деятельности органов государ­
ственного управления. Эти меры могут подкрепляться законодательными и норматив­
ными актами, направленными на обеспечение прозрачности в системе учета предпри­
нимательских расходов, индивидуальных или корпоративных физических лиц, имею­
щих деловые отношения с правительством.

Принятие открытых и конкурсных процедур, регулирующих проведение торгов по присуждению контрактов на производство общественных работ и контроль за выполнением таких контрактов, и внедрение ясных правил в отношении закупок

13. Ввиду деликатности процедур торгов по присуждению контрактов на произ­
водство общественных работ и связанных с этим процедур контроля, а также возмож­
ности злоупотреблений в ходе закупок, осуществляемых на основе расходования госу­
дарственных средств, важное значение имеют открытость и конкуренция, а также
ясность правил и процедур. В этой связи рекомендуется пересмотреть правила регу­
лирующие эти процессы, а если таких правил не существует, разработать и принять
соответствующие законодательные и нормативные акты для соблюдения вышеупомя­
нутых требований. Дополнительными элементами, которые следует учитывать в этой
связи, являются простота и последовательность в сочетании с необходимостью упраз­
днения ненужных процедур, которые замедляют и усложняют этот процесс.

576


Меры по обеспечению свободной конкуренции, включая антитрестовское законодательство

14. Экономическая среда, в которой действуют законы свободной конкуренции,
создает меньше условий для коррупции и дает возможность более эффективно предупреж­
дать и пресекать ее. Рекомендуется принять законодательные и нормативные акты в этой
области в качестве средства предупреждения возникновения коррупции. Недобросовест­
ная практика, против которой должны быть направлены такие меры, включает установ­
ление цен, бойкотирование, распределения рынков и отказ заключать сделки.

Меры по недопущению неправомерного использования преимушестя

15. Государствам рекомендуется рассмотреть меры по пресечению практики скры­
той коррупции в связи с использованием государственными служащими своих долж­
ностей, влияния или знаний, приобретенных при исполнении ими своих обязаннос­
тей, для нечестного получения выгод физическими или юридическими лицами, име­
ющими деловые отношения с государственными учреждениями. Такая практика по­
зволяет государственному чиновнику получить не какие-либо сиюминутные финансо­
вые или иные выгоды, а выгоды, которые реализуются им по прошествии определен­
ного времени, когда он уходит с государственной должности. Меры, предназначен­
ные для борьбы с такой практикой, не должны приводить к чрезмерной регламента­
ции или каким-либо образом препятствовать осуществлению совершенно законного
права государственных служащих заботиться о своем трудоустройстве после ухода с
государственной должности или использовать опыт и знания, которые они приобрели
во время пребывания на государственной службе.

Ограничение или сокращение сферы применения правила о соблюдении банковской тайны

16. Коррупция часто связана с отмыванием доходов от незаконной деятельно­
сти. Коррумпированные должностные лица применяют те же каналы и действуют
таким же образом для отмывания и использования доходов от своей незаконной дея­
тельности, что и лица, совершающие другие серьезные преступления, приносящие
доходы. Ввиду сложного характера коррупции и трудности обнаружения и расследова­
ния связанных с этим преступлений важно рассмотреть вопрос об ограничении или
сокращении сферы применения правила о соблюдении банковской тайны. Государ­
ствам следует принять соответствующие законодательные и нормативные меры для
обеспечения обнаружения и регистрации поступлений от коррупции.

Меры для обеспечения и поощрения участия общественности

17. Как отмечалось выше, участие, заинтересованность и содействие обще­
ственности являются важными условиями любого успешного осуществления программ
по предупреждению коррупции и борьбе с ней. В этой связи государствам следует
принять меры, которые были бы направлены на массовое изменение позиции населе­
ния по этой проблеме и формирования менее терпимого или нетерпимого отношения
к коррупции. Важно также обеспечить, чтобы граждане лучше знали свои права на
пользование свободными от коррупции государственными услугами и программами.
Соответствующие меры должны включать разработку процедур подачи жалоб гражда­
нами и создание системы их предварительного рассмотрения для отклонения необос­
нованных, произвольных, сутяжнических или злонамеренных обвинений. Кроме того,
меры в этой области должны включать обеспечение регулярного надзора органов, ко-

577


торым поручено рассмотрение жалоб граждан, и проведение общественных кампаний с участием средств массовой информации, учебных заведений, частного сектора, профсоюзов, а также религиозных и общественных деятелей в целях изменения сло­жившихся взглядов, формирования этических ценностей и мобилизации обществен­ной поддержки для привлечения необходимых ресурсов на борьбу с коррупцией и принятия соответствующего законодательства. Государства должны помогать соответ­ствующим органам, которые уже намечено создать по их конституции или законода­тельству, в полной мере развить их потенциал. Было бы также полезно поощрять создание общественных организаций для надзора за официальными органами.

Меры по обеспечению отчетности и эффективные дисциплинарные меры

18. Государствам рекомендуется принять в системе органов государственного
управления, когда это необходимо, административные по своему характеру процеду­
ры для обеспечения отчетности за действия и решения, принимаемые государствен­
ными должностными лицами, и предусмотреть дисциплинарные меры за нарушение
правил или кодексов поведения, в том числе меры по возмещению ущерба, при об­
щем соблюдении надлежащей правовой процедуры. Эти меры имеют важное значе­
ние, поскольку они дополняют любые другие действия или процедуры, которые мо­
гут применяться в случаях, когда то или иное деяние представляет собой также нару­
шение действующего законодательства. Подобные меры оказывают существенное сдер­
живающее влияние и имеют то явное преимущество, что они формируют внутренние
правила и кодексы поведения более чем символического характера.

Финансирование политических партий и кампаний

19. Государствам рекомендуется рассмотреть меры по обеспечению прозрачно­
сти механизмов финансирования политических партий и кампаний так, чтобы это не
нарушало соответствующих основных прав и свобод и не создавало препятствий для
деятельности политических партий.

Обеспечение гарантии свободы печати и права на информацию

20. Обеспечение гарантии свободы печати и права общественности на ин­
формацию является необходимым условием деятельности по предотвращению кор­
рупции и борьбе с ней. Долг печати — содействовать предупреждению коррупции
и борьбе с ней на основе честного и последовательного информирования обще­
ственности.

Разработка и принятие кодексов этики для представителей определенных профессий

21. Представители определенных профессий играют центральную роль в борьбе
с коррупцией в силу того, что общественность и государство ожидают от них дополни­
тельного вклада в достижение общих целей, что в совокупности налагает на этих лю­
дей возросшие обязанности и обязательства. Кроме того, важный статус, который
некоторые профессии имеют в демократическом обществе, говорит в пользу того,
чтобы они сами регулировали свое поведение, а не ставили государство.перед необхо­
димостью предпринимать какие-либо шаги в этом направлении. Поэтому рекоменду­
ется поощрять разработку и осуществление кодексов поведения представителями таких
профессий, как судьи, прокуроры, ревизоры, юристы и журналисты, с тем чтобы
они могли выполнять свои функции и обязательства в рамках общих усилий по борьбе
с коррупцией.

578


Разработка программы поощрения соблюдения Международного кодекс а поведения государственных должностных ли! i

22. Государствам следует руководствоваться Международным кодексом поведе­
ния государственных должностных лиц и использовать провозглашенные в нем прин­
ципы в качестве основы для разработки программ по борьбе с коррупцией. Отделу по
предупреждению преступности и уголовному правосудию Секретариата следует регу­
лярно собирать информацию по этому вопросу и информировать Комиссию по пре­
дупреждению преступности и уголовному правосудию о том, как соблюдается этот
Кодекс и осуществляются национальные программы. Отделу следует совершенство­
вать программы технического сотрудничества для оказания помощи государствам,
которые желают разработать и осуществлять программы по борьбе с коррупцией.

В. Осуществление резолюции 51/191 Генеральной Ассамблеи

Установление уголовной ответственности за акты взяточничества и кор­рупции в отношении иностранных государственных должностных лиц

23. Объявление актов взяточничества и коррупции в отношении иностранных
государственных должностных лиц уголовно наказуемым преступлением имеет чрезвы­
чайно важное значение в согласованной международной деятельности по борьбе с кор­
рупцией. Государствам следует пересмотреть свое законодательство и официально при­
знать такое преступление или, в соответствующих случаях, обеспечить эффективное
применение существующих правовых норм, запрещающих взяточничество в междуна­
родных коммерческих операциях. В этой связи соответствующее внимание следует уде­
лить надлежащим санкциям, которые выступали бы в качестве эффективного сдержива­
ющего фактора. Кроме того, государствам следует рассмотреть вопрос о включении в
их законодательство положений, которые давали бы возможность частным сторонам,
выступающим в качестве жертв практики коррупции в международных коммерческих
операциях, возбуждать иски в суде в отношении лиц, замешанных в коррупции.

Законодательство по борьбе с отмыванием денег

24. Взяточничество применительно к иностранным должностным лицам сле­
дует включить в число предикативных преступлений, указанных в законодательстве
по борьбе с отмыванием денег. Государствам, которые еще не приняли законов о
борьбе с отмыванием денег, настоятельно рекомендуется принять такое законода­
тельство.

Международная конвенция о борьбе с коррупцией

и взяточничеством в международных коммерческих операциях

25. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию
настоятельно рекомендует разработать международную конвенцию о борьбе с кор­
рупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях в соответ­
ствии с резолюцией 51/191 Генеральной Ассамблеи, поскольку подобная конвенция
является наиболее соответствующим инструментом для решения данной проблемы.
Такая конвенция должна предусматривать эффективные механизмы по обеспечению
ее соблюдения.*

*Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи, приложение.

* Более подробно вопрос технической помощи рассматривается в пункте 50 ниже.

*Более подробно вопрос о разработке такой конвенции обсуждается в пункте 51 ниже.

579


Недопущение исключения не?як г>нных выплат из налогооблагаемой базы

26. Следует поощрять государства принимать законодательные и нормативные
меры для того, чтобы корпорации или частные лица не могли получать налоговые
льготы или скидки в отношении зарубежных выплат, которые представляют собой
взятки или другие неправомерные выплаты иностранным государственным должност­
ным лицам. При подготовке и введении соответствующего законодательного и норма­
тивного режима государствам следует рассмотреть вопрос о разработке систем и про­
цедур, которые дали бы возможность обнаруживать незаконные выплаты, скрытые
под видом якобы законных затрат.

Корпоративная уголовная ответственность

27. В соответствии со своими правовыми системами и традициями государ­
ствам следует включить в свое законодательство положения о корпоративной уголов­
ной ответственности в качестве меры для повышения ответственности корпораций и
предусмотреть более эффективный механизм обеспечения соблюдения других зако­
нодательных и нормативных мер, направленных на борьбу с коррупцией и взяточни­
чеством.

Нормы и методы отчетности

28. Государствам следует пересмотреть свои существующие нормативные и за­
конодательные меры для совершенствования или, если необходимо, разработки норм
и методов отчетности, которые способствовали бы большей прозрачности междуна­
родных коммерческих операций, и для последовательного применения таких норм и
методов в целях повышения эффективности других мер по борьбе с коррупцией и
взяточничеством.

С. Общие меры, связанные с осуществлением резолюции 51/59 и 51/191 Генеральной Ассамблеи

Уголовное право

Анализ адекватности национальных норм уголовного права

29. Для повышения способности бороться со всеми формами и проявления­
ми коррупции, а также с любыми видами поведения, помогающего или содей­
ствующего актам коррупции, государствам предлагается пересмотреть свою уго­
ловную политику и законодательство в целях определения того, насколько дей­
ственно они обеспечивают предотвращение коррупции и борьбу с ней. Государ­
ствам следует проанализировать адекватность санкций, предусматриваемых их за­
конодательством, с тем чтобы они выступали в качестве достаточно эффективного
средства сдерживания.

Пересмотр механизмов иммунитета

30. Государствам следует рекомендовать проанализировать и, если необходи­
мо, пересмотреть механизмы и правила, допускающие при определенных обстоятель­
ствах иммунитет государственных должностных лиц, с тем чтобы исключить возмож­
ность использования этих механизмов или правил для безнаказанного совершения ак­
тов коррупции или взяточничества.

580


Отмывание денежных поступлений, полученных r результате коррупции

31. В дополнение к рекомендации о включении коррупции и взяточничества в
число предикативных правонарушений, на которые распространяется действие зако­
нодательства по борьбе с отмыванием денег, следует усилить уголовное законодатель­
ство, объявив отмывание поступлений, полученных в результате коррупции и взяточ­
ничества, уголовно наказуемым правонарушением.

Отягчающие обстоятельства

32. Государствам следует рассмотреть вопрос о включении в свое законодатель­
ство положений, учитывающих отягчающие обстоятельства в случаях, когда корруп­
ция связана с организованной преступной деятельностью, в том числе с незаконным
оборотом наркотиков и огнестрельного оружия, а также с другими серьезными пре­
ступлениями. Эта мера представляется особенно важной, поскольку коррупция почти
всегда используется организованными преступными группами в их деятельности, осо­
бенно деятельности транснационального характера.

Обеспечение сотрудничества свидетелей и соучастникон

33. Ввиду сложного и консенсуального характера коррупции и взяточничества го­
сударствам рекомендуется рассмотреть, в контексте их правовых систем и традиций, воп­
рос об обеспечении или повышении гибкости их уголовного законодательства, с тем
чтобы оно допускало возможность учета смягчающих обстоятельств или, в соответствую­
щих случаях, освобождения от судебного преследования тех лиц, которые дали свиде­
тельские показания или представили другую полезную информацию правоохранительным
органам, проводящим расследование или судебное разбирательство дел о коррупции.

Зашита жертв коррупции и возмещение причиненного им ущерба

34. Государствам рекомендуется проанализировать свое гражданское законода­
тельство и принять или, если необходимо, усилить меры, направленные на то, чтобы
жертвы коррупции, в частности конкуренты или частные лица, а также жертвы вымо­
гательства имели возможность возбудить иски о возмещении ущерба как в своих стра­
нах, так и за рубежом. Предполагается, что такие иски включают также способность
возвратить средства, полученные обманным путем. Государствам следует также рас­
смотреть вопрос о включении в двусторонние или многосторонние договоры о сотруд­
ничестве в уголовных вопросах положений о защите прав иностранных физических или
юридических лиц в случаях коррупции*.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных