Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧТО СВЯЗАНО С ПОНЯТИЕМ РУССКИЙ СЕВЕР? 20 страница




1) Почему Аркаим просуществовал так недолго?

2) Почему он был оставлен и впоследствии его жители не вернулись в него?

3) Почему андроновцы в целом больше не строили подобных поселений, сосредоточившись на развитии отдельного дома?

Налицо определенная устремленность арьев, в которой приуральские степи играют роль краткосрочной (в своих масштабах) стоянки. Выявленные компоненты данной

селение арьев могло кроме природных иметь и иные причины, в частности социальные. Общественная жизнь андроновцев находилась на достаточно высоком уровне: производство разделилось на ремесла и сельский труд, можно считать установленным наличие обмена товарами и, возможно, торговли между племенами, специализирующимися на различных видах производства. Общественные, духовные составляющие переселения арьев на юг и восток еще ждут своего кропотливого исследователя.

Южный Урал является, очевидно, той местностью, которую арьи выбрали своего рода «промежуточной базой», где они задержались (или задерживались) на некоторое время, чтобы окрепнуть, вырастить детей и с новыми силами продолжить свой путь.

Сделаем усредненные подсчеты численности населения «страны городов» синташтинского типа. На Южном Урале уже обнаружено более 20 таких поселений. Некоторые из них удалены друг от друга на расстоянии 20—30 км, что приблизительно соответствует хозяйственным потребностям тысячи человек (охотничьи угодья, выпасы, обрабатываемые поля, свободные земли). Исходя из размеров всего района поселений (100 на 200 км), получаем, что только в восточных отрогах Южного Урала таких городищ должно быть не менее 30—50, а общая численность населения от 35 до 60 тысяч человек. По масштабам бронзового века этот район был довольно густо заселен. После ухода индоиранцев дальше на юг и восток оставшиеся здесь андроновцы исчислялись несколькими тысячами, что было

степи того периода. Всего за 200 условных лет существования компактной зоны укрепленных поселений через них на юг могло пройти до полумиллиона человек.

ПРИЛОЖЕНИЕ I РЕКИ - ХРАНИЛИЩА ПАМЯТИ

Составитель С.В. Жарникова Консультант Н.Р. Гусева

Необходимо предложить вниманию читателей ряд вызывающих интерес сопоставлений названия рек (гидронимов) Русского Севера с обнаруживаемыми в санскрите корнями и содержанием этих названий (к тому же в Индии сохраняются некоторые из таких названий в своей древнейшей форме). В приводимом материале выявляются не только явные фонетические созвучия, но и, главное, смысловые совпадения. (Ниже приводятся данные, взятые из карт дореволюционных изданий, отличающихся особой детализацией, а поэтому не изменены старые названия губерний и уездов того времени.)

Севернорусские гидронимы Санскрит значение и транслитерация русскими буквами
р. Алака (Лодейнопольский уезд Олонецкой губернии) Алака(река в Индии)
р. Анила (Усть-Сысольский уезд Вологодской губ.) анила (темносиний)

 

р. Важа (Усть-Сысольский уезд Вологодской губ.) р. Важа (Олонецкая губ.) р. Важа (Каргопольский уезд Архангельской губ.) р. Важка (там же) ваджа (вода)
р. Валга (Кадниковский уезд Вологодской губ.) валгу (приятный)
р. Вапра (Устюгский уезд Вологодской губ.) вапра (берег, откос)
оз. Вара (Олонецкая губ.) вар (вода)
р. Варда (Пинежский уезд Архангельской губ.) р. Варида (Вельский уезд Вологодской губ.) варда (дающий воду)
р. Варжа (Усть-Сысольский уезд Вологодской губ.) р. Варзуга (Мурманский уезд Архангельской губ.) р. Варзуга (Пинежский уезд Архангельской губ.) варджа (уклончивый)
р. Вашка (Мезенский уезд Архангельской губ.) р. Вашка (Онежский уезд Архангельской губ.) р. Вашка (Кирилловский уезд Новгородской губ.) р. Вашка (Яренский уезд Вологодской губ.) р. Вашка (п-ов Канин Нос) ваш (звучать) ваша (шум воды)

 

р. Вега (приток р. Онеги) вега(поток)
р. Ведь (Кадниковский уезд Вологодской губ.) вел (двигаться)
р. Гавяна (Усть-Сысольский уезд Вологодской губ.) р. Гавиша (Вельский уезд Вологодской губ.) гавиша (жаждущий коров)
р. Ганга (Онежский уезд Архангельской губ.) р. Ганга (Кемский уезд Архангельской губ.) оз. Ганго (там же) р. Гангрека (Ладейнопольский уезд Олонецкой губ.) оз. Гангозеро (там же) оз. Гангозеро (Кижский погост) Ганга(река в Северной Индии)
р. Гуда (Усть-Сысольский уезд Вологодской губ.) гуда (канал изливания)
р. Дан (Усть-Сысольский уезд Вологодской губ.) Дану (река, по Ригведе)
р. Девяка (Грязовецкий уезд Вологодской губ.) Девика (река в Древней Индии)
р. Джаля (Усть-Сысольский уезд Вологодской губ.) джаля (вода)
р. Индега (Печорский уезд) р. Индига (Мурманский уезд) р. Индига (Меленский уезд) р. Индоманка (Кирилловский уезд) р. Индога (Тотемский уезд) р. Инд (река в Древней Индии; ныне в Пакистане)
р. Ира (Усть-Сысольский уезд) ира (вода)
р. Кайласа (исток р. Пинеги) Кайласа(гора в Гималаях)

 

р. Кама (приток Волги) р. Камчуга (Тотемский уезд) оз. Камозеро (Кемский уезд) кама (желание)
р. Кала (Вельский уезд) кала (темный)
р. Кула (Тотемский уезд) р. Кула (Вельский уезд) р. Кулой (Холмогорский уезд) р. Кулой (Пинежский уезд) кула (берег, пруд)
р. Кунжа (Кадниковский уезд) кунджа (звучный) кундж (бормотать)
р. Куша (Усть-Сысольский уезд) р. Куша (Печорский уезд) оз. Куш (Олонецкий уезд) куша (вид осоки)
р. Лагман (Щенкурский уезд) лаг (вливаться; в Афганистане есть река Лагман)
р. Лала (Сольвычегодский уезд) р. Лала (Устюжский уезд) р. Ляла (Печорский уезд) р. Ляла (Архангельский уезд) лал (играть)
р. Лакшма (Каргопольский уезд) Лакшми (богиня красоты, богатства)
р. Лакшма (Устюжский уезд) Лакшмана (имя героя эпоса «Рамаяна»)
р. Мандера (Кижский погост) Манди (река в Пакистане) мандара (тихий)
р. Павана (Пинежский уезд) павана (очищающий)

р. Падма (сев. Прионежье) р. Падма (вторая, сев. Прио- оз. Падма (сев. Прионежье) падма (кувшинка,
р. Пурная (Вельский уезд) оз. Пурно (Олонецкий уезд) оз. Пурное (Ладейнопольский уезд) Пурна (полный; река в Южной Индии)
р. Пинега (Вельский уезд) р. Пинега (Пинежский уезд) р. Пия (Пинежский уезд) р. Пияла (Каргопольский уезд) р. Пия (Онежский уезд) пи, па (пить)
р. Рип (Никольский уезд) рипх (рокотать)
р. Рокса (Кижский погост) ракша (защита)
р. Рудака (Сольвычегодский уезд) руд (рыдать)
р. Сандала (Сольвычегодский уезд) р. Сандала (Каргопольский уезд) р. Санда (Каргопольский уезд) санда (одаривать)
р. Сара (Каликовский уезд) р. Сара (Ладейнопольский уезд) р. Сарова (Пинежский уезд) оз. Сарозеро (Ладейнопольский уезд) сара (текучий, вода, жидкость)
р. Сарга (Ладейнопольский уезд) сарга (течение, изливание)
р. Сарба (Ладейнопольский уезд) сарб (двигаться)

 

р. Синдош (Вологодский уезд) Синд, Инд
—р. Синдошка (Вологодский уезд) оз. Синдор (Усть- Сысольский уезд) синдху (река, поток)
р. Ситка (Кирилловский уезд) оз. Ситское (там же) р. Сить (Кадниковский уезд) сита (светлый)
р. Сура (Пинежский уезд) су (течь)
р. Сюра (Пинежский уезд) р. Суран (Усть-Сысольский уезд) сура (текущий, вода)
оз. Свар (Кирилловский уезд) свар (сверкать)
р. Тара (Вельский уезд) р. Тар (Шенкурский уезд) р. Тарка (Мурманский уезд) р. Тарного (Тотемский уезд) р. Тарта (Тотемский уезд) тара (ясный, громкий)
р. Тикена (Тотемский уезд) тик (идти, течь)
оз. Ура (Тотемский уезд) уру (широкий)
р. Ура (Пинежский уезд) р. Урья (Череповецкий уезд) оз. Урозеро (Белозерский уезд) Ури (река в Древней Индии)
Р. Удора (Мезенский уезд) удара (прекрасный)
оз. Харас (Белозерский уезд) р. Харута (Печорский уезд) харас (глоток, напиток)
р. Шона (Никольский уезд) Шона (река в Индии)

М:

ПРИЛОЖЕНИЕ II ПРИМЕРЫ ОБЩНОСТИ ЗНАЧЕНИЙ САКРАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ (АРЬЕВ И СЛАВЯН)

Составитель Н.Р. Гусева

Читателю предлагается сосредоточить внимание на приводимой попытке выявления возможных сопоставлений имен и функций божеств и духов слявянского язычества и индуизма. Эти сопоставления могут явиться свидетельствами того, что в необозримой глубине эпох предки индоязычных арьев в течение многих тысячелетий по ряду фактов своего хозяйственного и духовного развития были близки предкам славян и донесли до Индии запас общих или совпадающих представлений, которые следует нам воспринимать как отражение нашей глубокой древности.

Славянские Санскрит
Берегиня — добрый дух, охранитель Бхри — поддерживать, одаривать
Ведать — знать Веда — священное знание
Велес, Волос — высокочтимый «скотий бог», бог богатства. Возможно, его культ возник еще на севере как культ медведя, хозяина шерстистых лесных зверей Вала (бала) — волос, шерсть скота. — Валин (балин) — волосатый, шерстистый. Бал (вал) — сохранять богатство, питать, одаривать

 

Вила — некий древнейший дух (точное определение невосстановимо). Иногда вил считают близкими русалкам. Иногда — добрыми, иногда — злыми. Судя по терминам арьев, вилы были близки силам зла Вил — скрываться, разрушать. Вилина — скрытно обволакивающий. Вилая — смерть, разрушение. Вайла (от корня «вил») — живущий в ямах. Вайластха- на — место захоронений (букв.: «вилостан»)
Волот — былинный богатырь, носитель неодолимой силы Валата (балата) — носитель, проявитель большой силы, мощности
Дажьбог — солнце: «Солнце царь... еже есть Дажьбог». Трактовка «Даждь- бог» как «Дайбог» признается неверной Дакша — сияющий, жгучий бог — Солнце. Корень «даг» — сжигать, производное от него — дакш: огонь. В и.-е. яз-х «г» и «ж» чередуются (бог — боже)
Диви, дивья — богиня Дива, Дивья, Диви — имена солнечной,
небесной, прекрасной женщины-богини
Диво — диво, чудо Диво — чудесно рожденный, сошедший с неба

 

Жива — богиня-подательница, мать жизни И члоппвкя Джив — жить. Джива — жизнь
   
Живот — жизнь, божество жизни Дживату — жизнь. Дживата — живой
Капь, капище — место почитания идолов Капа — название группы богов (воображаемой или изображаемой)
Идол — изображение бога как объект поклонения Ид — принесение жертвы, молитва. Ида — призываемый молитвой. Идас — объект поклонения
Индрок, Индрик, Индра — мифическое существо, освобождающее реки из плена (замерзания?); зверь, живущий под землей и прочищающий «все ключи неточные» («Голубиная книга») Индра — бог- повелитель громов, хранитель рек, освобождающий их от демона, который их сковывает (возможно, это память о замерзающих реках севера)
Карна (старорусск.) — птица горя, печали, плачущая о горе Карунья — сожаление, сострадание горю
Кикимора, шишимора — злой дух, богиня смерти, чертиха, беспокоит по ночам детей; убивает их Шишумара — злой дух, убивающий по ночам детей; смерть детей
Крада — круг, кольцо вокруг погребального кургана Кранд — оплакивать. Кранда — плач, горестное рыдание

 

Кудесник, чудесник — владеющий заговора- МИ ТЯ ИНЫМИ глпнями Куд — говорить обиняком, говорить не соот- ЙРТГТПУЮТПРР ЛРИГТПИ-
1Т1П^ 1 v/1VOCIaV1/X^ предсказатель. Кудесы — чудеса, колдовство (В. Даль) Dv 1 V X D V Iv/iXlvV |U|V/XX 0/1 тельности. Чуд — помогать в достижении желаемого, добиваться (для другого)
Купала, Купало — божество солнца, огня; 24 июня — самый долгий солнечный день, праздник Ивана Купалы: жгут костры, прыгают через огонь — очищение огнем- солнцем. Ночные эротические пляски — культ солнца (давняя путаница с корнем «куп» — купаться). Купальница — костер в поле (В. Даль). Купа — костер. Купала (белорусок.) — сноп соломы наверху купального костра. Поговорка «после Купала не надо жупана» — явно о «созревшем» солнце Куп — светить, сиять, быть ярым, возбужденным (по смыслу — солнце). Предположителен и вариант, не сохранившийся в слав, языках связи: Ку — земля, Купапа — солнце, Купати — супруг земли (солнце?), Купала — возможное словосочетание: «охранитель земли» (солнце) по модели «гопала» — охранитель стад
Лада, Ладо, Лато — богиня любви, брака, красоты. Ее праздник — до июля, до вызревания колоса. Другие имена — Латона, Лето Лад — играть, веселиться, желать. Лата — обладающая красотой женщина; имя небесной красавицы. Латабха — красавица

Лель, Леля, Лелия — сын Лады, бог весны, молодости^любви. С его весенним праздником связаны обрядовые игры и девичьи хороводы. Его имя упоминают то в мужском, то в женском роде. Он же — Ляля, Люли Лила — 1) хороводные игры девушек, посвященные любви юного бога-пастуха Кришны. 2) Народные спектакли, связанные с молодыми героями эпоса — Кришной и Рамой. Лал — играть, танцевать. Лалана — радостный, любимый
Мава, мавка — недобрый дух лесов и полей. Его сближают с русалкой. Мава обдуривает, «заводит» людей Мав — связывать, запутывать
Макошь, Мокош, Мо- каша, Могошь был идол в числе т.н. киевского пантеона князя Владимира. Упоминается то в женском, то в мужском роде. Приписываемые функции: богиня урожая, ночная пряха, покровительница мелкого домашнего скота, дающего шерсть. Изображений не сохранилось. Б.А. Рыбаков считает, что женские черты на одной из сторон четырехликого Збручского идола являются изображением Мокоши Мокша — освобождение души от тела, истечение ее (от корня «муч-», «моч-»: изливать) (т.е. смерть). Макш — быть гневным. Мокшака — освобождающий, разрывающий связи. (Пряха, истончающая и рвущая нить жизни?) Макха в Ригведе — имя мифического существа; жертвоприношение (есть много терминов в санскрите, связанных с этим обрядом и произведенных от корня «муч-» — в его значении — «убивать, отпускать»)

 

Мара, Мора — богиня смерти. Мор — вымирание. Мора — мрак, тьма (В. Даль). Морена — смерть Мара, мритью — смерть. Марана — умирание
Ний, Ния, Ниям — судья в аду, воздаятель за грехи, мститель Ниям — властвовать, запрещать, следить за нарушением предписаний (религии). Нию — связывать
Огонь (огни) — богом не считался, но был объектом уважения и почитания. Возносились молитвы и приносились жертвы огню земному и небесному. Считался благотворно воздействующим на человека огонь костра, печи, свеч и лампад. Почитался огонь погребального костра; в страхе молились огню, сжигающему строения и леса. Вплоть до XX века в деревнях добывали трением дерева о дерево «живой огонь» Агни — бог огня небесного и земного. Почитается огонь как сжига- тель приносимых богам жертв, а также — тел умерших. Высоко чтут огонь свадебного костра, очага. Возжигают ритуальные светильники. Для многих обрядов добывают трением деревянных брусков «живой огонь»
Перун — бог небесных явлений, гроз, громов. Главным днем его почитания было 20 июля, в христианстве — день Ильи-громовника. Первый бог киевского пантеона, высокочтимый и устрашающий, карал за нарушение клятвы — его именем князья скрепляли клятву Варуна — владыка атмосферных вод, гроз (позднее — океана), держатель неба и земли, хранитель бессмертия, каратель за ложь и грехи. Словом «варуна» определяется клятва воинов над оружием, а также — «западный» (т.е. область исхода арьев)

 

Род — бог осемени- тель, породитель, источник жизни, покровитель процесса передачи в поколениях крови-руды как носителя жизни. Был главнейшим богом до Перуна, «бога княжеских дружин». С ним связан культ рожаниц — покровительниц женщин, детей,плодородия Рудра — бог- осеменитель, даритель жизни, всевластное божество арьев, культ которого в Индии слился с культом аналогичного ему местного бога Шивы. Описывается как красно-бурый бог, что говорит о связи его имени с исходным корнем «рд-» — рудый, рдяный, т.е. рыжий, красный
Сварог — бог небесного света, отец солнца- Дажьбога Сварга — небо, небесное сиянье (от корня «свар-» — «сверкать)
Стрибог — бог просторов и ветров. В «Слове о полку Игореве» ветры именуются его внуками. Его идол был в числе богов киевского пантеона. Являлся одним из древнеславянских атмосферных богов Стри — глагольный корень со значением «распространять, охватывать, покрывать». С приставкой «пра» значит «простирать», откуда образуется и слово «прастара» — «простор»
Хоре — второй бог после Перуна в киевском пантеоне. Его признают богом солнца, производя его имя от «хоро» — «круг» и «коло»— «кольцо», отсюда — болгарский танец по кругу «хоро», русский хоровод, а также древняя и.-е. свастика — знак солнца. Варианты имени: Корш, Коре, Корша, Хорос Кхала — солнце. Гол — солнечный шар. Гола — круг, сфера. Все три значения сближаются с «коло», со словом, видимо, более древним, чем «хоро» («коловрат»: слог «врат-» связан в санскрите с «врьт» — вращаться, катиться и «врата» — правильный, регулярный ход жизни, практики)

 

Чур — его изображал безголовый чурбан на границах земли племени или поля. Считался охранителем собственности: «чур мое (наше)». Второе значение — бес, вражий дух, отгоняемый словом — заклинанием «чур меня», в эпоху христианства это заклятие сопровождалось открещиванием. Чураться — бояться Чур — воровать, брать себе. Второе значение — заставить исчезнуть (раствориться), избавиться от...
Яга — ведьма, жаждущая смерти жертвы, стремящаяся сожрать кого-либо, живущая в древнем погребальном сооружении — домике на столбах, «в избушке на курьих ножках». Ездит в ступе Яга-яджа (дж=ж=г в и.-е. языках) — жертва (Ригведа). Ступа — погребальное сооружение
Яма — могила Яма — бог царства мертвых
Ярило — бог солнца Яр (в индоарийских языках) — страстный, горячий, пылкий. Джарака (в и.-е. языках «дж» может чередоваться с «я», часто произносят русское слово «язык» как «джа- зык») — жгущий

Л:

ПРИЛОЖЕНИЕ III КРАЙНИЙ СЕВЕР КАК РОДИНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Вопрос о том, где находилась родина человечества, издревле интересовал умы людей. Вопрос этот имеет далеко не один лишь академический интерес, но и выдающееся значение для понимания самой истории происхождения и развития человека.

Где появились и развились первые люди, в какой географической области лежала эта родина первобытных людей, — все эти вопросы находятся в самой тесной связи с вопросом о ходе развития и происхождения рода людского. И неудивительно поэтому, что в разные времена вопросы эти решались и решаются весьма различно, но всегда в строгом соответствии с господствующими воззрениями на происхождение человека.

Для современной биологии, основанной на эволюционном учении, вопрос о родине человечества, разумеется, имеет еще большее значение, так как, согласно с эволюционным учением, развитие каждого живого существа находится в причинной связи с окружающими его условиями внешней среды и жизни и в тесной от них зависимости. И, смотря по тому, как различные биологи понимали ход развития и происхождения человека, какие факторы они выдвигали в качестве главных, для объяснения происхождения рода «Человек», в зависимости от этого они представляли себе родину человечества лежащей в такой географической области, где могли быть налицо все эти главнейшие факторы и условия.

До последнего времени в научном споре о родине человечества обыкновенно принимали участие главным образом зоологи, палеонтологи, геологи и антропологи. Доказательства за и против того или иного взгляда приводились обычно только из круга наук естествознания. Однако недавно оказалось возможным получить доказательства в пользу справедливости некоторых новейших воззрений естествознания из совершенно другой области человеческих знаний, а именно из области филологических наук.

Сравнительное языкознание и в особенности сравнительная мифология вступили на путь совместного с естественно- историческими науками решения вопроса о родине человечества. Вот с этими новыми материалами для решения этого вопроса, т.е. с материалами филологических наук, мне и хочется познакомить читателей в настоящем кратком очерке.

Однако, думается мне, предварительно необходимо сказать несколько слов о новых взглядах естествознания на родину человечества.

I

Некогда в биологии царствовало мнение, что родиною каждой данной группы животных является то место, где ныне наиболее распространены представители данной группы. Однако такое мнение столь явно не вязалось с данными о прошлом в истории жизни на Земле, что его пришлось оставить. Молодая отрасль биологических наук — так называемая география животных (и растений), изучая распространение современных живых существ, установила, что животные далеко не всегда живут на своей первоначальной родине или вблизи ее, а зачастую являются пришельцами, выходцами из других, нередко далеких, областей.

Вместе с тем история Земли с полной убедительностью доказала нам, что во всех странах земного шара в разные времена условия жизни менялись настолько сильно, что животный мир должен был многократно совершать переселения. Стоит вспомнить такие явления, как изменение климата, поднятие и опускание земной поверхности, ледниковый период и тому подобные факторы, оказывающие могучее влияние на жизнь всех живых существ.

Ж

Внешние условия жизни, воздействия внешней среды, вызывающие в живых организмах изменения, являются одним из самых

Евгежй Елачичъ.

ШИШИ СЪВЕРЪ,

КВКЪ РОДИНА ЧЕЛОВЪЧЕСТВД

на основанш новыхъ изслЪдованж естественно историческихъ и филологическихъ наукъ.

Съ 34 рисунками.

С-ПЕТЕРБУРГЪ.

«Т во Художественной Печати». Ивановская, 14. 1910.

Титульный лист первого издания книги Е. Елачича «Крайний Север как родина человечества»

главных (если не главным) факторов изменения организмов и постепенного появления новых видов. Поэтому естественно, что в тех областях, где животные имеют возможность, расселяясь в разные стороны, попадать в различные условия жизни, — там имеется налицо возможность появления многих разновидностей, а затем и новых видов этих животных. Одним словом, в областях,' где возможно широкое и легкое расселение животных, — процесс изменяемости и возникновения все новых и новых видов может и должен идти скорее. Наоборот, в замкнутых областях, например, на островах, животные формы изменяются несравненно медленнее, а потому и сохраняются в течение чрезвычайно долгих периодов времени почти без изменения. Вот почему мы встречаем представителей так называемой остаточной, или реликтовой, фауны в замкнутых, как бы уединенных, местах. Примерами такого явления может служить характерная «древняя» фауна Австралии, Мадагаскара, Новой Зеландии и некоторых других стран.

Имея в виду только что сказанное, мы там должны искать области, в которых мог наиболее энергично идти процесс образования новых видов наземных животных, где имеется наибольшая площадь непрерывной суши.

Палеонтология с ясностью установила, что развитие класса млекопитающих животных происходило главным образом в течение третичной системы. А во времена третичной системы наибольшее скопление твердой суши несомненно было именно в Северном полушарии.

Тогда, как и поныне, Азия и Европа представляли собою одну сплошную поверхность суши, не разделенную никакими непреодолимыми для животных преградами. Если мы примем еще во внимание данные геологии, доказавшей с несомненностью, что Северная Америка во времена третичной системы была соединена то с Азией через Аляску, то с Европою через Гренландию и Англию, если мы, кроме того, примем во внимание, что в

те времена площадь суши на Крайнем Севере была гораздо больше, чем теперь (см. рис. 1), что суша простиралась от Скандинавского полуострова до Новой Земли, Шпицбергена и даже еще севернее, что Северная Америка от Лабрадора до островов Н. Линкольн и Патрика представляла собою сплошную сушу, тянувшуюся далеко на север широкой полосой почти до Гренландии, то мы неизбежно должны заключить, что нигде на земном шаре в то время не было такой громадной площади непрерывной суши, удобной для расселения, как именно великий евро-азиатско-северо- американский материк. Именно здесь, на этом громадном материке, и естественно искать великий очаг развития новых видов. На самом деле оно так и было, но наука дошла, однако, до этого решения иным путем.

К тому положению, что родина большей части высших позвоночных животных — млекопитающих и птиц, лежит на севере Северного полушария, наука пришла после долгого блуждания, стремясь найти объяснение современному распространению животных по лицу земли. И вот, переходя от одной гипотезы к другой, от одной попытки объяснить распространение той или иной группы животных к другой попытке, наука пришла в конце концов к неизбежному заключению, что большая часть высших млекопитающих и птиц является выходцами с севера и что из северных областей происходили могучие расселения животных в разные южные страны.

Не надо забывать, что климатические условия северных областей земного шара не всегда были такими, как теперь. Напротив, до самого конца третичной системы на всем севере был теплый и даже жаркий климат. Никаких признаков ледяных покровов нигде на севере не было, даже на полюсе. В Гренландии, на Шпицбергене, Новой Земле и в тому подобных северных местностях росли пальмы и другие растения жарких и умеренных стран.

Таким образом, Крайний Север представлял во всех отношениях прекрасные условия для жизни и изменяемости населявшего его животного мира. Здесь, вероятно, впервые появились млекопитающие и птицы, развившись постепенно из низших форм, здесь шло и постепенное совершенствование млекопитающих и развитие все новых и новых и притом все более совершенных форм.

Развившись на севере, новые, более высокоорганизованные виды млекопитающих расселялись во все стороны (и в том числе на юг) — всюду, куда они могли пробраться. И в то время, когда в более южных областях животные зачастую попадали в сравнительно небольшие замкнутые пространства суши, где они не подвергались поэтому быстрому изменению, в это время на севере развитие шло вперед, и появлялись опять новые, еще более высокоорганизованные виды. С севера, таким образом, постоянно отселялись на юг новые виды — как бы волны, отходящие от места своего возникновения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных