Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ




1.Основные черты монополистической конкуренции.
2.Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
3.Неценовая конкуренция и ее значение в определении равновесия фирмы.

Монополистическая конкуренция предполагает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
Одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта. Дифференциация продукта выступает в различных формах:
-продукт может быть дифференцирован по качеству (функциональные особенности, материалы, дизайн);
-дифференциация, связанная с условиями продажи продукта (качество обслуживания, срок исполнения, предоставление кредитов);
-дифференциация связанная с мнимыми различиями (реклама, упаковка, торговая марка).

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции огромное значение имеет неценовая конкуренция, т. е. конкуренция основанная на неценовых факторах.

Характерной чертой монополистической конкуренции является и относительно легкое вступление в отрасль, которая способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде.

2 ВОПРОС
Наша задача – определить равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Первый шаг – мы должны выяснить положение кривой спроса

Кривая спроса в условиях монополистической конкуренции более эластична, чем кривая спроса производителя в условиях чистой монополии. Степень эластичности ее будет зависеть от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше конкуренция и меньше дифференциация продукта, тем эластичность выше и ситуация будет приближаться к чистой конкуренции.

В коротком периоде фирма в условиях монополистической конкуренции будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя такой объем продукции при котором МС=МR.

В долговременном периоде экономические прибыли будут побуждать новые фирмы вступать в отрасль. В результате усиления конкуренции эти прибыли будут ликвидированы. Убытки же вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. Таким образом будет достигнуто положение равновесия, при котором цена покрывает средние издержки при объеме производства, для которого МR= МС.

Т.е. в долговременном периоде в условиях монополистической конкуренции для фирм существует тенденция к получению нормальной прибыли.

Речь идет именно о тенденции, поскольку на практике существует и действует ряд усложняющих факторов.

С одной стороны, некоторые фирмы могут выпускать продукты, которые конкурентам сложно воспроизвести в силу определенных обстоятельств или существуют барьеры вступления. (Фирма может иметь патент, дающий ей преимущество над соперником; особое, очень выгодное расположение торговой точки). Эти фирмы могут получать экономические прибыли и в долговременном периоде.

С другой стороны, некоторые фирмы могут едва «сводить концы с концами», но их владельцы примирились с невысоким доходом и ничего не хотят менять (например, кафе-бар в маленьком городке, парикмахер в деревне…)

В долговременном периоде положение равновесия потребителя является менее общественно желательным, чем фирмы, действующей в условиях чистой конкуренции. Почему? Экономическая эффективность требует тройного равенства цены предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек Равенство цены и предельных издержек необходимо для достижения эффективного использования ресурсов. Равенство цены и минимальных средних валовых издержек предполагает использование наиболее эффективной (наименее затратной) технологии, то есть, оно означает, что потребители получат наибольший объем продукции по наименьшей цене.

В условиях монополист конкуренции цена превышает предельные издержки, что означает недораспределение ресурсов для данного продукта и цена превышает минимальные средние валовые издержки, что указывает на то, что потребители не получают продукт по наименьшей цене, которую допускали бы условия издержек. Однако, высокоэластичная кривая спроса в условиях монополист конкуренции, возможность для покупателя наиболее полно удовлетворить свои потребности дифференцированным продуктом сводят к нулю эти негативные черты.

3 ВОПРОС Мы выяснили, что в долговременном периоде фирма в условиях монополист конкуренции имеет тенденцию получать только нормальную прибыль. Однако, тут возникает вопрос, а устраивает ли это производителя? И мы вправе ожидать, что производители будут предпринимать шаги, чтобы улучшить свое положение. Как?

Получающая прибыль фирма не стоит на месте и не ждет пока ее догонят конкуренты. Она стремиться усовершенствовать свою продукцию, а также использовать все имеющиеся возможности ее рекламы. Однако, это увеличит издержки фирмы. Но можно предположить, что увеличившийся спрос покроет затраты на рекламу и расходы, связанные с усовершенствованием продукта и фирма сохранит и получит дополнительную прибыль.

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции большое значение приобретает неценовая конкуренция.

Основой неценовой конкуренции является дифференциация продукта в какой-то данный момент времени и улучшение продукта с течением времени. Дифференциация продукта предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе. Она позволяет добиться по крайней мере временного преимущества над конкурентом. Такой же результат может быть достигнут производителем с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта. Однако, в то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, реклама приспосабливает потребительский спрос к продукту. Цель рекламы состоит в том, что фирмы в условиях монополистической конкуренции стремятся увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей именно к своему дифференцированному продукту.

Существуют острые разногласия относительно экономической пользы рекламы.

Сторонники рекламы считают, что она: 1.помогает потребителю в осуществлении разумного выбора;
2.поддерживает (финансово) национальные системы связи (газеты, телевидение);
3.ускоряет развитие продукта;
4.позволяет фирмам реализовать эффект масштаба;
5.стимулирует конкуренцию;
6.поощряет расходы и высокий уровень занятости.

Критики заявляют, что: реклама:
1.скорее сбивает с толку, чем информирует;
2.нерационально перемещает ресурсы из более важных областей применения;
3.вызывает ряд внешних издержек;
4.приводит к более высоким, а не более низким издержкам и ценам;
5.поощряет монополию;
6.не является фактором, определяющим расходы и занятость.

Статистические данные на настоящий момент не позволяют однозначно сделать вывод, является ли реклама анти- или проконкурентной силой.

Таким образом, на практике фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать ее прибыли.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных