Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема: Равновесие фирмы в условиях чистой монополии




1.Основные черты чистой монополии
2.Определение цены и объемов производства в условиях чистой монополии
3.Экономические последствия монополии
4.Государственное регулирование деятельности монополий

Абсолютная (или чистая) монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуги, у которых нет близких заменителей.

Условиями существования чисто монопольного рынка является наличие единственного продавца. отсутствие близких заменителей выпускаемого продукта, контроль над ценами и объемом производства. сложности и даже невозможность вступления в отрасль.

Примерами чисто монопольного рынка являются практически все компании, выпускающие продукт или предоставляющие услуги общественного пользования (телефонные компании, газовые, электрические, водопроводные).

Монополизированным может быть локальный. национальный и мировой рынки.

Для местных (локальных рынков) монополией может быть банк. кинотеатр, заправочная станция.

Существование чисто монопольного рынка прежде всего обусловлено наличием барьеров для вступления в отрасль.

Рассмотрим их подробнее.

1. Эффект масштаба. Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производства может быть достигнуто на крупных предприятиях. Крупных как с точки зрения объемов производства, так и с точки зрения контроля ими рынка. Положительный эффект от роста масштабов производства приведет к снижению издержек фирмы на протяжении большого отрезка, при данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции (а следовательно, и низких цен для потребителя) будет поддерживаться существованием небольшого числа фирм. Если три фирмы пользуются эффектом масштаба и каждая контролирует 1/3 рынка, то для 4-ой фирмы просто нет места на этом рынке. Даже, если какой-то производитель войдет в этот рынок, то ему просто не выжить, поскольку его издержки будут значительно выше.

2. Наличие естественной монополии. Существуют отрасли, где эффект от масштаба резко выражен и где конкуренция невозможна. Это естественные монополии. К ним относятся практически все предприятия общественного пользования.
Таким предприятиям государство предоставляет определенные привилегии, в обмен оставляя за собой право регулировать действия таких монополий.
С ростом объемов производства эти постоянные издержки имеют тенденцию к снижению.
Присутствие на рынке нескольких фирм поделило бы рынок между производителями, что сказалось бы на росте издержек и подняло бы тарифы для населения. Кроме того, создало бы неудобства для населения.
Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и следуя правилу MR = MC, расширяют производство.
Государство обычно предоставляет одной какой-то фирме привилегированное положение, но при этом следит за ценами, качеством услуг.

2 вопрос. Рыночное положение чистого монополиста отличается от положения конкурентной фирмы тем, что кривая спроса монополиста является понижающейся. Из этого следует, что 1) нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, поскольку монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, его предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого.

 

 

Для того чтобы продать 4-ую единицу продукции нужно снизить цену со 142 до 132. Доход от продажи составит 132. Но из этого прироста нужно вычесть 10х3 = 30 $, которые представляют потери из-за снижения цены. Следовательно, предельный доход четвертой единицы составит 102$.
Снижающиеся значения предельного дохода означают, что валовый доход будет расти замедляющимся темпом.

 

Кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса, поскольку, чтобы увеличить продажи. фирма снижает цену.

Валовый доход увеличивается снижающимися темпами, достигает максимума, а затем понижается. Причем, когда валовый доход равен максимуму, предельный доход равен нулю.

2) Поскольку кривая спроса является нисходящей, то каждому значению цены соответствует свой объем производства. Поэтому монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства. Он не может повысить цену без потери продаж или увеличить продажи без назначения более низкой цены.

3) Посмотрите на график. На отрезке АВ уменьшение цены увеличивает валовый доход, на отрезке ВС уменьшение цены уменьшает валовый доход. Исходя из концепции ценовой эластичности спроса, мы можем заключить, что на отрезке АВ спрос эластичен, а на отрезке ВС спрос неэластичен. Естественно, что никакой монополист не выберет такую комбинацию цена – объем производства, при которой его валовый доход будет уменьшаться (а предельный будет иметь отрицательное значение).

Более низкая цена связана с большим объемом производства и соответствующим ростом валовых издержек. А более низкий доход и более высокие валовые издержки означают уменьшение прибыли.

Теперь мы должны ответить на основной вопрос: какую комбинацию цены и объема производства на эластичном участке кривой спроса выберет чистый монополист.

Стремящийся к прибыли монополист пользуется теми же правилами, что и стремящаяся к прибыли фирма в условиях чистой конкуренции. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Т.е. фирма будет наращивать производство продукции до объема, при котором MR = MC.

Следует отметить, что бытует мнение, что монопольная цена – это максимальная цена. Как видно, это не всегда так. Главное для монополиста получить максимальную совокупную прибыль, которая в равной степени зависит и от цены, и от количества продукции, и от издержек.

Далее, для чистой монополии вероятность получения экономических прибылей (квазиренты, сверхприбыли) выше, чем для конкурентной фирмы. В долговременном периоде чистая конкуренция ведет к получению только нормальной прибыли. Поскольку в условиях чистой монополии существуют барьеры для вступления в отрасль, то это дает возможность получения ими экономической прибыли в долговременном периоде.

3 вопрос. Рассмотрим, какие экономические последствия имеет чистая монополия.

При одних и тех же издержках чистый монополист будет ограничивать объем производства и назначать более высокую цену, чем это бы сделал продавец в условиях чистой конкуренции. Это ограничение объема производства вызывает нерациональное использование ресурсов, о чем свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках и является неоправданным для общества в целом.

Однако издержки монополистов и конкурентных производителей могут быть неодинаковыми. С одной стороны существование эффекта масштаба сделает низкие издержки более доступными для монополистов, чем конкурирующих фирм. С другой стороны, существуют факты, свидетельствующие, что Х – неэффективность более свойственна для монополии, чем конкурирующей фирмы. Что такое Х – неэффективность? Все наши рассуждения по определению равновесия фирмы основывались на том, что фирма из существующих технологий выбирает именно наиболее эффективную, т.е. ту, которая позволяет фирме добиться минимума средних издержек для каждого уровня выпуска. Х – неэффективность имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше минимально возможных. Почему имеет место Х – неэффективность?

Плохая работа менеджеров, обеспечение работой некомпетентных друзей, родственников.
Фирмы в условиях чистой конкуренции постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть более внутренне эффективными. Это вопрос их выживания. Монополисты же более защищены от действия конкурентных сил и такая окружающая среда является благоприятной средой для Х – неэффективности.
И последнее, более высокие издержки в монополизированных отраслях могут быть вызваны затратами, связанными с получением и сохранением привилегий (получение от государства лицензий, расходы на рекламу связи с общественными организациями, легальные платежи).
К экономическим последствиям деятельности монополий относится и влияние монополий на НТП.
Не существует единого мнения по вопросу влияния монополии на развитие НТП. С одной стороны, некоторые экономисты полагают, что чистая монополия более прогрессивна, чем конкуренция, поскольку дает возможность реализовать экономические прибыли и обеспечить финансирование НТП. С другой стороны, отсутствие конкуренции и желание монополиста полностью использовать свое существующее оборудование ослабляют стимул монополиста осуществлять нововведения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных