Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Каковы последствия ценовой дискриминации для монополии?




Экономические последствия ценовой дискриминации состоят в том, что а) монополист увеличивает свои прибыли и б) может производить больший объем продукции.

 

 

И последнее, монополия способствует углублению неравенства в доходах. Чистая монополия имеет возможность назначать более высокие цены, чем конкурентная фирма, т.е. фактически речь идет о том, что население (потребители) облагаются своеобразным налогом, который увеличивает прибыли. А эта прибыль распределяется среди собственников компаний, т.е. среди узкого круга лиц.

Поскольку большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями, то они подлежат государственному регулированию. Цены и тарифы, которые назначаются коммунальными службами, определяются муниципальными регулирующими комиссиями.

Если целью комиссии является достижение эффективности распределения ресурсов, то ей следует законодательно попытаться установить цену для монополиста равную предельным издержкам (следуя правилу Р = МС). Эта цена называется общественно оптимальной ценой.

Но общественно оптимальная цена, равная предельным издержкам, не будет покрывать средние валовые издержки, и следствием этого будет убыточность предприятия. Существует несколько вариантов выхода из создавшегося положения:

1.государственные субсидии, покрывающие убытки;
2.оправдание ценовой дискриминации, позволяющей повысить доход и покрыть издержки.

На деле регулирующие комиссии склонны отступать до некоторой степени от цели эффективного распределения ресурсов и соответственно от принципов ценообразования на основе предельных издержек и устанавливать цену, которая позволяет получать так называемую «справедливую прибыль».

Эта цена равна средним издержкам. Она позволит монополисту безубыточно вести производство, но не исправит полностью ситуацию недораспределения ресурсов.

ТЕМА. РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ
1.Основные черты олигополии.
2.Определение цены и обьема производства в олигополистических отраслях
3.Экономическая эффективность и общественная значимость олигополии.

Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и сама испытывает на себе влияние со стороны конкурентов. Продукты олигополистических отраслей могут быть одинаковыми и значительно дифференцированными. В основе развития олигополии лежит эффект масштаба, другие барьеры, а именно патенты, владение сырым, а также преимущества слияния.

Дело в том, что исторически сложилось, что с течением времени во многих отраслях научно-технический прогресс сделал все более и более достижимым эффект масштаба. Многие отрасли начинали свою деятельность на базе несложной технологии в условиях небольшого эффекты масштаба и значительного числа конкурентов. Но затем, по мере совершенствования техники становился эффект от масштаба все более выраженным и вперед уходили наиболее сильные производители, Например, американское автомобилестроение начинало с 80 фирм, в настоящее время – с фирмы (Дженерал Моторз, Форд, Крайслер – 90 % продаж).

Вступление новых фирм в отрасль ограничено, поскольку, чтобы вступить в отрасль необходимо добиться очень низких издержек на единицу продукции, что под силу только крупным фирмам.

Независимо от способа, каким развивается олигополия, она характеризуется взаимозависимостью, входящих в нее фирм. (Например, 3 фирмы – А, В, С: А – снижает цену, отвоевывая рынок; В и С тоже должны снизить цены)

Никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелиться изменить свою ценовую политику, не рассчитав ответные действия конкурентов.

2 вопроc. Чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция относятся к довольно ясно очерченным рыночным структурам, что нельзя сказать об олигополии. Не существует стандартной модели экономического поведения олигополии. Олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, которое мешает выработке одного обобщенного объяснения поведения олигополии в отношении цены и объема производства (существует «жесткая» олигополия -3-4 фирмы; или расплывчатая -10 фирм > 70% рынка).

Взаимозависимость фирм настолько усложняет ситуацию, что делает фактически невозможным оценить спрос и предельный доход, с которыми сталкивается олигополист, А без этих данных фирма не может оценить даже теоретически цену и объем производства, максимизирующие прибыль.
Существует четыре модели олигополии:
- модель ломаной кривой спроса;
- модель, основанная на тайном сговоре;
- модель, в основе которой лежит лидерство в ценах;
- модель, основу которой составляет ценообразование по принципу =издержки плюс=.

Олигополистическое ценообразование имеет 2 черты:
Во-первых
, олигополистические цены являются «жесткими», они изменяются очень редко, значительно реже, чем в условиях чистой конкуренции, чистой монополии и монополистические конкуренции.
Во-вторых
, если же они изменяются, то очень высока вероятность изменения цен сразу всеми фирмами; то есть, олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям и тайным сговорам при назначении и изменении цен. Такая «жесткость» цен является основой модели «изогнутой (ломаной)» кривой спроса, характерной для олигополии. В соответствии с этой моделью каждая фирма сталкивается с кривой спроса, изогнутой в точке преобладающей цены Р. При ценах выше Р кривая спроса очень эластична. Причина заключается в том, что фирма полагает, что если она поднимет цену выше Р, остальные фирмы не последуют за ней и она потеряет значительную часть своей доли на рынке. С другой стороны фирма считает, что если она снизит цену ниже Р, то остальные фирмы последуют за ней, то есть, не захотят терять своей доли на рынке, и поэтому сбыт расширяется только до тех пор, пока более низкая рыночная цена увеличивает совокупный рыночный спрос.

 

 

Модель, основанная на тайном сговоре:

Поскольку одним из основных условий существования олигополии, является небольшое число фирм, находящихся во взаимозависимости, то возможным становится тайный сговор, то есть, фирмы достигают соглашения (явного или молчаливого) о разделе рынков, фиксации цен с целью ослабить конкуренцию между собой. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их как чистых монополистов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных