Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Защита населения в чрезвычайных ситуациях




Ликвидацией последствий ЧС занимаются военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений Минсельхоза; военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета; территориальные ава­рийно-спасательные формирования госинспекции по маломер­ным судам Минприроды; соединения гражданской обороны; подразделения поисково-спасательной службы МЧС России; со­единения и части радиационной, химической и биологической за­щиты и инженерных войск Минобороны; военизированные горно­спасательные, газоспасательные части Минтопэнерго; аварийно-технические центры, спецотряды атомных станций Минатома; восстановительные и пожарные поезда РЖД; подразделения орга­нов внутренних дел и муниципальной милиции; центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС; аварийно-спасатель­ные службы ВМФ России [5].

Территория Российской Федерации разделена на девять реги­онов; региональные центры РЦ РСЧС созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новоси­бирске, Красноярске, Чите, Хабаровске.

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1) повседневной деятельности;

2) повышенной готовности;

3) чрезвычайной ситуации.

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимают или Правительство РФ, или МЧС, или соответствующие комиссии по ЧС.

Гражданская оборона (ГО) в соответствии с Федеральным зако­ном «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ — это «система мероприятий по подготовке и защите населения, матери­альных и культурных ценностей на территории Российской Федера­ции от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий». Гражданская оборона России явля­ется составной частью общей государственной системы оборонных мероприятий, проводимой в мирное и военное время.

Основные задачи ГО: обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий; эва­куация населения, материальных ценностей в безопасные рай­оны; оповещение населения об опасностях; предоставление убе­жищ и средств индивидуальной защиты; проведение аварийно-спасательных работ; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, территорий и пр., восстановление и поддержание порядка; разработка и осущест­вление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, и др.

Гражданская оборона в Российской Федерации формируется по территориально-производственному принципу. В зависимос­ти от обстановки система ГО может функционировать в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвы­чайной ситуации.

На федеральном уровне руководство ГО осуществляется Пра­вительством РФ, в федеральных органах исполнительной власти и организациях управление гражданской обороной возложено на их руководителей, являющихся по должности начальниками ГО ука­занных органов и организаций. На территориях субъектов Феде­рации и муниципальных образований руководство ГО осущест­вляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Федерации и руководители органов местного самоуп­равления, которые по должности одновременно являются началь­никами ГО. Все руководители ГО несут персональную ответ­ственность за организацию и проведение мероприятий по ГО на соответствующих территориях и в организациях.

Для выполнения данных мероприятий создаются федераль­ные службы ГО, республиканские, краевые, областные, автоном­ной области и автономных округов, районные и городские, а так­же службы ГО организаций.

В состав сил ГО в зависимости от уровня входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, и гражданские организации ГО. Гражданские организации ГО создаются в организациях, име­ющих потенциально опасные производственные объекты, пред­ставляющие важное оборонное и экономическое значение или высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мир­ное время. В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане России: мужчины — в возрасте от 18 до 60 лет, женщи­ны — от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имею­щих мобилизационные предписания, инвалидов, женщин, имею­щих детей до 8 лет.

Создание гражданской организации ГО объекта начинается с принятия соответствующего решения руководителем предпри­ятия (по статусу начальника ГО объекта) на основании указаний (приказов) регионального центра, глав администрации города (района), которое закрепляется приказом по предприятию и до­водится до сведения всех руководителей и персонала подразделений. ГО объекта включает штатное подразделение (штаб ГО объ­екта) и нештатные подразделения (добровольные формирования ГО, эвакоорганы, штабы ГО площадок, подразделений объекта).

На каждом объекте должно быть разработано Положение о гражданской обороне, в котором изложены задачи ГО объекта. Выписка из Положения, содержащая обязанности по ГО рабочих и служащих и обязанности по ГО руководителей структурных подразделений, доводится до сведения персонала всех подразде­лений и является составной частью должностных инструкций со­трудников подразделений.

План работы ГО объекта на мирное время является основным рабочим документом штаба ГО и включает в себя следующие до­кументы:

1. План действия по предупреждению и ликвидации ЧС при­родного и техногенного характера на объекте.

2. План ГО объекта.

3. Планы служб ГО объекта.

4. План организации и проведения эвакомероприятий на объек­те.

5. План приведения в готовность и действий гражданских ор­ганизаций ГО.

6. План повышения устойчивости функционирования объекта.

7. План текущей работы органов управления и служб ГО и ЧС на объекте.

8. Комплекс документов по планированию и учету обучения по ГО и ЧС на объекте.

9. Приказ о финансовом и материальном обеспечении меро­приятий комиссии по ЧС и штаба по делам ГО и ЧС.

Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является много­уровневым: вводный инструктаж, текущий инструктаж, ознаком­ление с характеристиками и способами обращения с индивиду­альными и коллективными средствами защиты и т.д. Основными способами защиты населения в ЧС мирного и военного времени являются своевременное оповещение; защит­ные сооружения ГО — убежища и противорадиационные укры­тия; использование средств индивидуальной защиты и медицин­ской помощи; проведение эвакомероприятий. В случае угрозы или возникновения ЧС федеральные и местные органы ГО ЧС осуществляют оповещение населения с использова­нием городских сетей проводного, радио-, телевещания и локальных средств. Перед передачей речевой информации могут включаться различные сигнальные устройства, что означает по­дачу предварительного сигнала «Внимание всем!».

От оружия массового поражения людей защищают убежища, к конструкции которых и их размещению предъявляются следую­щие требования:

• ограждающие конструкции убежищ должны быть прочными и обеспечивать как ослабление ионизирующих и других видов излучений до допустимого уровня, так и защиту от прогрева при пожарах;

• убежища следует размещать в максимальной близости от мест пребывания людей, их вместимость зависит от плотности за­селения территории;

• убежища должны быть оборудованы в углубленной части зда­ний (встроенные убежища) или вне зданий (отдельно стоящие убежища). Под убежища могут приспосабливаться подвалы, тоннели, подземные выработки (шахты, рудники) и т.п.

По защитным свойствам убежища подразделяют на классы в зависимости от расчетной величины давления ударной волны ядерного взрыва; степени ослабления радиационного воздействия и способности защитить людей от взрывов обычных боеприпасов (снарядов, авиабомб).

Типовое убежище должно состоять из основного помещения, шлюзовых камер, фильтровентиляционной камеры и санитарно­го узла, иметь не менее двух входов и аварийных выходов, которые оборудуются защитно-герметическими дверями. В зависимости от вместимости и других факторов убежища можно также обору­довать помещениями для размещения дизельной электростанции, медицинской комнатой и т.д.

Убежища оборудуют системами водоснабжения, канализации, отопления и освещения, средствами связи, а основное помеще­ние — местами для размещения людей. Кроме того, убежища ос­нащают необходимым инвентарем, средствами аварийного осве­щения и комплексом средств для ведения разведки на зараженной территории.

Противорадиационные укрытия защищают людей от радиаци­онного заражения и светового излучения, ослабляют воздействие ударной волны и проникающей радиации ядерного взрыва. Обыч­но они оборудуются в подвальном или подземном этаже зданий и сооружений. Наиболее пригодны для противорадиационных ук­рытий внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств. Они делятся на СИЗ органов дыхания и кожи. К ним от­носятся также индивидуальный противохимический пакет и ин­дивидуальная аптечка.

К средствам защиты органов дыхания относятся противогазы и респираторы, а также противопыльная тканевая маска и ватно-марлевая повязка. Основным средством защиты является противогаз, предна­значенный для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от воздействия отравляющих веществ в виде пара, радиоактивных веществ, болезнетворных микробов и токсинов. По принципу действия противогазы подразделяются на фильтрующие и изоли­рующие.

Средства защиты кожи по принципу защитного действия под­разделяют на изолирующие и фильтрующие.

К изолирующим средствам защиты кожи относятся общевой­сковой защитный комплект и специальная защитная одежда, изготавливаемая из воздухонепроницаемых материалов. Фильтру­ющие средства защиты кожи — это хлопчатобумажное обмундиро­вание и белье, пропитанные специальными химическими вещест­вами, поглощающими и нейтрализующими пары отравляющих ве­ществ. Фильтрующими средствами защиты кожи могут стать и обычные одежда и белье, если их пропитать, например, мыльно-масляной эмульсией.

К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся течка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохими­ческий пакет (ИПП-8, 10) и пакет перевязочный индивидуаль­ный (ПП).

Однако не всегда средства коллективной защиты и СИЗ могут обеспечить полную защиту населения в условиях ЧС. В этих слу­чаях очень важно быстро и умело оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

Первая доврачебная помощь пострадавшему — это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшему; оказывается немедицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопо­мощь). Основными условиями успеха при оказании первой помо­щи являются срочность ее оказания, знания и умение оказываю­щего первую помощь.

Правильная организация оказания первой медицинской по­мощи предполагает выполнение следующих условий [6]:

• оказанию доврачебной помощи должен быть обучен каждый работник;

• на каждом предприятии, в цехе, на участке, в отдельных поме­щениях и специально отведенных местах должны находиться аптечки или сумки первой помощи;

• руководитель лечебно-профилактического учреждения, об­служивающего данное предприятие, должен организовать строгий ежегодный контроль за правильностью применения правил оказания первой помощи;

• помощь пострадавшему, оказываемая не медицинскими ра­ботниками, не заменяет помощи врача и оказывается лишь до его прибытия.

При оказании помощи принципиально важно придерживать­ся четкого и определенного порядка: быстро, но осторожно ос­мотреть пострадавшего непосредственно на месте, где он нахо­дится, оценить окружающую обстановку и исключить возмож­ность самому попасть под воздействие повреждающего фактора. Приступая к помощи, нужно прежде всего немедленно пре­кратить действие повреждающих факторов и как можно быстрее удалить пострадавшего из неблагоприятных условий, в которые он попал (извлечь из-под завала, вынести из горящего помещения и др.).

Однако, прежде чем приступить к оказанию помощи, еще до прибытия медицинского работника нужно попытаться выяснить причину тяжелого состояния пострадавшего и только после этого остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, на­ружный массаж сердца, наложить повязку и т.п. Если неясно, что надо предпринять, то необходимо как можно быстрее доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Прекратить оказание помощи следует только при появлении явных признаков смерти.

В целях заблаговременного вывода (вывоза) населения из района (зон) стихийных бедствий и ЧС техногенного характера в качестве способа защиты населения осуществляются эвакуацион­ные мероприятия. Эвакуация организуется начальником ГО ЧС объекта экономики, штабом и председателем эвакокомиссии и проводится в кратчайшие сроки после оповещения населения через средства массовой информации. При угрозе возникновения ЧС (заражения) проводится упреждающая эвакуация за пределы прогнозируемых районов заражения. Осуществляется такая эва­куация по территориально-производственному признаку.

При возникновении ЧС проводится экстренная эвакуация по территориальному признаку, т.е. эвакуация от мест проживания или нахождения людей. В зависимости от масштабов ЧС проводят или локальную, или местную эвакуацию. По объему эвакомероприятий эвакуацию разделяют на общую (эвакуацию всех людей из данного района) и частную (эвакуацию женщин, детей). Органы управления по делам ГО и ЧС городов, районов и ве­домств, разрабатывают подробные планы эвакуации, обязательно учитывая ряд факторов: количество объектов и людей, подлежа­щих эвакуации; географическое положение; возможности рай­онов по приему эвакуируемых; состояние дорожно-транспортной сети; наличие и состояние транспорта; наличие организаций, ко­торые могут обеспечить процесс эвакуации.

Каждый объект, подлежащий эвакуации, используя выписку из плана эвакуации вышестоящего органа управления ГО и ЧС, составляет свой подробный план эвакуации, где прорабатываются детали, характерные для каждого конкретного объекта. Разработ­кой этих планов и их последующей корректировкой занимаются эвакуационные комиссии предприятий, учреждений и организа­ций.

При долговременном радиоактивном загрязнении и значи­тельной плотности загрязнения производится плановое отселение людей.

При эвакуации жители должны взять с собой средства инди­видуальной защиты; комплект одежды и обуви, соответствующей сезону; запас продуктов на два дня; документы и деньги; аптечку с необходимыми лекарствами. Упакованные вещи надо сложить в сумку, указав на бирке адрес и фамилию владельца. Следует вы­ключить газ, воду, освещение и следовать к месту посадки на транспорт. Команду на эвакуацию дают штабы ГО ЧС города.

Одним из негативных явлений современной жизни является терроризм, объектом преступных посягательств которого являют­ся мирные жители.

Организацию борьбы с терроризмом в Российской Федерации осуществляют Федеральная служба безопасности (ФСБ), Минис­терство внутренних дел (МВД), Министерство обороны (МО), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), Федеральная пограничная служба (ФПС), а также другие органы исполнительной власти, действующие на основе Феде­рального закона «О борьбе с терроризмом». Общее руководство борьбы с терроризмом находится в компетенции Правительства Российской Федерации. В зависимости от своей компетенции данные федеральные органы осуществляют борьбу с терроризмом по следующим на­правлениям:

• ФСБ — борьба с террористическими преступлениями полити­ческого характера;

• МВД — борьба с террористическими преступлениями корыст­ного характера;

• СВР — обеспечение безопасности учреждений России, нахо­дящихся за рубежом;

• ФСО — обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов;

• МО — защита вооружения и военных объектов;

• ФПС — охрана государственной границы.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» сообщение о ставших известными сведениях о террористической деятельности и о любых обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресече­нию террористической деятельности, а также минимизация ее последствий, является гражданским долгом каждого.

Одним из основных принципов борьбы с терроризмом являет­ся приоритет мер предупреждения. Однако в случае необходимос­ти могут проводиться и контртеррористические операции — спе­циальные мероприятия, направленные на пресечение террорис­тической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию послед­ствий теракта. Зоной проведения такой операции в зависимости от обстоятельств может быть участок территории, здание, отде­льное помещение, автомашина и т.д. Общее руководство опера­цией единоначально осуществляется руководителем оперативно­го штаба [4].

В пределах зоны контртеррористической операции на время ее проведения устанавливается особый правовой режим; участни­ки операции имеют право:

• проверять документы, производить личный досмотр граждан и транспорт;

• задерживать лиц, не имеющих документов, не выполняющих их требования, а также пытающихся проникнуть в зону прове­дения операции;

• беспрепятственно входить, а при необходимости — проникать в жилые и иные помещения и транспортные средства, принад­лежащие гражданам или организациям;

• использовать транспортные средства, принадлежащие орга­низациям, независимо от форм собственности, а в неотлож­ных случаях — и гражданам в служебных целях для предотвра­щения теракта, преследования и задержания террориста, до­ставки пострадавшего в лечебное учреждение и проезда к месту происшествия.

При проведении контртеррористической операции допуска­ется вынужденное причинение вреда здоровью, жизни и имуще­ству террористов. При этом лица, участвующие в борьбе с терро­ризмом, находятся под защитой государства и освобождаются от ответственности за причинение такого вреда.

В целях сохранения здоровья и жизни людей, материальных ценностей допускается ведение переговоров с террористами, в первую очередь для пресечения террористической акции без при­менения силы.

 

Заключение

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Чрезвычайной ситуацией называется специфическое состояние экономики характерное внешней внезапностью, человеческими жертвами, стрессовым состоянием населения, острой конфликтностью.

Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.

Хорошо организованная система предупреждения и ликвидации ЧС, умелые действия по проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений, оказание необходимой помощи пострадавшим позволяют сокра­тить число погибших, уменьшить материальные потери и обеспе­чить успешную работу объектов экономики.

Повышение безопасности жизнедеятельности возможно толь­ко при постоянном совершенствовании органами ГО системы оповещения, обучении населения способам защиты от опаснос­тей, предоставлении убежищ и средств индивидуальной защиты, проведении эвакомероприятий.

Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в ст. 4 под Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций понимает совокупность объединенных в целях выполнения определенных задач органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в указанную систему включены все федеральные органы исполнительной власти, в том числе и Вооруженные Силы РФ.

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". // Российская газета, N 250, 24.12.1994

2. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 476 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / ред. Л. А. Михайлов. - 2-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 460 с.

4. Емельянов В. М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для ВУЗов / В. М. Емельянов, В. Н. Коханов, П. А. Некрасов. - М.: Акад. Проект, 2007. - 494 с.

5. Мастрюков Б.С. Безопасность в ЧС. - М: Издательский центр «Академия», 2003. -336 с.

6. Сергеев В. С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для ВУЗов / В. С. Сергеев. - М.: Акад. Проект; Константа, 2007. - 463 с.

7. Юртушкин В. И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий: учебное пособие / В. И. Юртушкин. - М.: КноРус, 2008. - 363 с.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных