Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции государства в рыночной экономике




Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» определил три основные функции государства:

 

1. Оборона (защита страны от агрессии других стран).

2. Полицейская функция (охрана правопорядка, обеспечивающая внутренний мир в стране, защиту собственности и жизни граждан).

3. Социальная защита тех, кто не может сам себя обеспечить.

 

В ХХ в. проявился ряд недостатков свободного рынка, что привело к возникновению новых функций государства для их нейтрализации:

 

4. Надзор за деятельностью рынков и коррекция рыночных недостатков и сбоев, в том числе компенсация стремления монополий к завышению цен и снижению уровня услуг и различные способы устранения информационной асимметрии рынка.

5. Политика в отношении внешних эффектов, как положительных, так и отрицательных, способствующая долгосрочному экономическому росту.

Экстерналии (внешние эффекты) возникают, когда третьи лица получают выгоду (положительный внешний эффект) или несут убытки (негативный внешний эффект) от чужой сделки, которые не учитываются в цене сделки. Существование внешних эффектов может привести с производству товаров в большем (в случае негативных эффектов) или меньшем (в случае позитивных эффектов) объеме, чем это было бы эффективным с точки зрения развития общества.

6. Инвестирование в сферы, представляющие общественный интерес, куда не идут частные инвестиции. Финансирование производства общественных благ и общественно значимых частных благ, таких как здравоохранение и образование.

Общественные блага — это товары или услуги, которые потребляются коллективно и потребление которых кем-либо не уменьшает возможности и доступности потребления другими (морские маяки, национальная оборона, охрана общественного порядка, пожарная охрана и т.п.).

Два основных признака общественных товаров:

1) неконкурентность — количество единиц, потребляемых одним лицом, не уменьшает количества, доступного для потребления другими;

2) неисключаемость — те, кто не платит за товар, не могут быть исключены из числа его потребителей.

Так, например, в отношении национальной обороны отсутствует конкуренция потребителей, так как защита, которую получает один, не уменьшает защиты, получаемой другими. Оборона страны также характеризуется неисключаемостью, так как если она существует, то обеспечивает защиту всех, в том числе и тех, кто ее не финансировал.

Лишь для небольшого числа общественных товаров в полной мере применимы обе характеристики. Такие блага называют чистыми общественными благами. Чистые общественные блага – это, как правило, не обычные материальные продукты, а сложные институциональные устройства.

Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется в ограниченной степени, то налицо смешанные общественные блага. Например, возможность приема радиопередач обусловлена не только передачей соответствующего сигнала (который может транслироваться на неопределенное количество получателей, что соответствует свойству неконкурентности), но и наличием радиоприемного аппарата, а в случае проводной радиосети еще и наличием кабеля. Поэтому радиостанция может не допустить к прослушиванию своих передач тех, кто не заплатил за получение этой услуги.

Блага, обладающие большими положительными внешними эффектами, называют общественно значимыми благами. Нередко государство искусственно наделяет их свойствами неисключаемости или неконкурентности. Тогда их называют квазиобщественными благами. В качестве примера можно привести скорую медицинскую помощь. Такая услуга не обладает ни одним из двух свойств, но общественная мораль и законодательство обычно запрещают врачам отказывать больным, нуждающимся в экстренной помощи, даже в том случае, когда они не могут заплатить за нее. Таким образом, услуги скорой медицинской помощи искусственно наделяются свойством неисключаемости.

Общественный товар покупают как бы вскладчину, все вместе. С практической точки зрения трудно установить его оптимальный выпуск, поскольку каждый гражданин вследствие неисключаемости имеет побуждение преуменьшать сумму своей платы за него («проблема безбилетника»). Поэтому решение о том, сколько денег потратить на оборону страны или уличное освещение, есть предмет коллективного обсуждения, а не рыночного саморегулирования.

К общественным благам относится и наука. С одной стороны, фундаментальные научные исследования, многие прикладные исследования и разработки отличаются от обычного производства неопределенностью результата и существенными затратами. Новое знание легко тиражируемо теми, кто не платил за его получение. С другой стороны, сфера научных исследований и разработок является фундаментом современного производства.

7. Макроэкономическое регулирование. Необходимость в этой функции проявилась в ХХ в. после ряда мировых экономических кризисов, вскрывших нестабильность развития стран и цикличность конъюнктуры как неустранимый недостаток рыночной координации.

8. Ограничение влияния глобализации на неравенство в доходах, обеспечение социальной защиты населения с помощью прогрессивного налогообложения, политики цен и доходов, социальных программ и других механизмов.

9. Есть точка зрения, в соответствии с которой, необходимой функцией государства является также аналитическая функция. Сюда включаются:

ü выделение сущности происходящих хозяйственных процессов через познание отдельных тенденций и фактов;

ü предвосхищение каких-либо крупных событий;

ü подготовка предложений, усиливающих позитивное и устраняющих негативное влияние тех или иных факторов на развитие экономики;

ü подготовка важнейших документов, включая прогнозы, концепции и программы, реализация которых предусматривает принятие правовых актов различной степени силы;

ü изучение качества экономического роста, в том числе определение благоприятных росту условий, выявление приоритетных перспективных направлений, формирование надежных и действенных механизмов его обеспечения.

Без комплексной и скоординированной аналитической работы многих государственных органов весьма затрудняется законодательное обеспечение экономической политики.

 

Закон Вагнера

Закон Вагнера, или закон возрастающей государственной активности, не является теоретическим обобщением каких-либо психологических установок экономических агентов, а представляет собой чисто эмпирическую зависимость, осуществляющуюся с редкостным постоянством. Считается даже, что закон Вагнера является чуть ли не самым незыблемым экономическим законом из всех ныне известных.

Закон Вагнера гласит: «Государственные расходы в промышленно развитых странах растут быстрее, чем объем производства и национальный доход». То есть темпы прироста государственных расходов обгоняют темпы экономического роста.

Закон Вагнера представляет собой частный случай другого, более общего, кибернетического закона — закона Эшби, который еще иногда называют законом необходимого разнообразия. В соответствии с ним сложность (разнообразие) управляющей подсистемы должна быть не меньше, чем сложность (разнообразие) управляемой подсистемы.

Развитие экономики сопровождается увеличением числа ее хозяйственных элементов и рыночных связей между ними. Причем последние растут в геометрической прогрессии. В соответствии с законом Эшби это требует соответствующего усложнения системы управления экономикой. Учитывая, что государственные расходы представляют собой «вынужденные» затраты на управление экономикой, то они также должны увеличиваться, причем темпы их роста должны быть не меньше темпов развития самой экономики.

 

 

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование рыночной экономики прошло путь от создания общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала до разработки и осуществления мер по международному согласованию общегосударственных программ развития.

В современных условиях государство становится главным координирующим и регулирующим центром в экономической деятельности. Именно оно определяет важнейшие параметры функционирования национального хозяйства.

Государственное регулирование экономики — это целенаправленный процесс, обеспечивающий поддержание или изменение определенных макроэкономических пропорций в стране. Иначе: это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов, на рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для оптимального функционирования системы.

В широком смысле слова государственное регулирование — это распространение макроэкономического воздействия политических структур на национальное хозяйство.

В отличие от государственной экономической политики, государственное регулирование не имеет временных рамок, не фиксируются исполнители и ответственные субъекты.

Точка зрения: Государственное регулирование подразумевает способность власти вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику, исходящую из высших национальных интересов и основанную на контроле за национальными ресурсами.

Степень эффективности государственного регулирования (как и государственной политики) зависит от многих факторов, в том числе и социально-психологических: национальной ментальности и традиций, рациональности или нерациональности ожиданий экономических субъектов, доверия к действия правительства и т.п.

Можно предложить следующую схему прохождения регулирующего импульса

 
 

 

 


Обоснованность

(корректность)

решений

 

 

Государственное регулирование может осуществляться на двух уровнях и быть направлено на определенную сферу или на народное хозяйство в целом.

 

Государственное регулирование предполагает наличие иерархии целей.

Достижение системы целей означает установление относительного макроэкономического равновесия в стране.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных