ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы государственного регулирования1. Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на хозяйствующих субъектов и вынуждают их принимать решения, основанные на предписании государства, а не на самостоятельном экономическом выборе. Как правило, не существует временного разрыва между применением метода и результатом. 1.1. Государственное субсидирование 1.2. Государственное предпринимательство (цель получение коммерческой выгоды) 1.3. Система государственного управления экономикой
2. Косвенные методы государственного регулирования оказывают воздействие на хозяйствующих субъектов не сразу и в неопределенном (нефиксированном) объеме. Они создают предпосылки к тому, чтобы частные предприниматели и домохозяйства принимали решения, соответствующие целям государственной экономической политики. Косвенные методы имеют разную степень влияния на хозяйствующих субъектов. 2.1. Система налогов и штрафов 2.2. Преференции (система льгот, поощрений отраслям и предприятиям) 2.3. Таможенные пошлины 2.4. Квоты 2.5. Доступ к информации. Преимущества косвенных методов государственного регулирования перед прямыми: ü не нарушают действия рыночных законов; ü оказывают более мягкое воздействие (не вызывают социального раздражения); ü имеют более широкий потенциал в согласовании экономических интересов. Недостатком косвенных методов регулирования является существование значительного временного лага между мерой государственного воздействия и реальными изменениями в хозяйственных результатах.
По организационно-институциональному критерию все методы государственного регулирования делятся на:
1. Методы административного воздействия (запретительные, разрешительные, принудительные) базируются на силе государственной власти. Цели административных методов: 1. Создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора (например, в России). 2. Охрана окружающей среды. 3. Обеспечение социальной поддержки определенным субъектам.
2. Методы экономического воздействия. Их применение направляет развитие экономических процессов в стране в нужное для государства русло. Экономические методы реализуются в процессе осуществления фискальной, кредитно-денежной политики, в процессе прогнозирования, планирования и программирования экономики и в функционировании государственного сектора.
В странах с развитой рыночной экономикой доминирует косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов в совокупности с экономическими методами (а не административными).
Экономическая политика государства Государственная экономическая политика — это совокупность мер, направленных на упорядочивание, корректировку и поддержание социально-экономических процессов, обеспечивающих экономический рост. Конечной целью государственной экономической политики является повышение уровня общественного благосостояния. Экономическая политика всегда фиксирована во времени. В ней фиксируются исполнители (ответственные субъекты) и инструменты. Она всегда содержит в себе определенные количественные и качественные показатели.
Виды государственной экономической политики: 1. Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий в области денежного обращения, целью которых является регулирование экономической конъюнктуры через регулирование денежно-кредитной сферы.
2. Фискальная политика — система регулирования экономики государством с помощью государственных расходов и налогов.
3. Антимонопольная политика. Государство имеет право устанавливать предельные цены для предприятий-монополистов за производимую ими продукцию или оказываемые услуги. Кроме того, существуют законодательные рычаги воздействия на монополии (административно налагаемые ограничения, связанные с масштабом производства, запреты на монопольный сговор и т.п.)
4. Внешнеэкономическая политика. Включает в том числе: 4.1. Меры стимулирования экспорта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле. 4.2. Меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменению условий его функционирования и репатриации, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала; привлечение в страну иностранной рабочей силы. 4.3. Участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.
5. Социальная политика. Обеспечивает возможность пенсионного обеспечения нетрудоспособным группам населения, помощь инвалидам, многодетным семьям и другим слоям населения, нуждающимся в поддержке и помощи. Основу социальной политики составляют трансфертные платежи, то есть выплаты определенным группам населения.
Государственная экономическая политика может быть дискреционной или недискреционной. Дискреционная политика представляет собой сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей. Она включает в себя программы общественных работ, проекты общественной занятости, трансфертные программы, изменение налоговых ставок. Недостатками дискреционной политики являются длительный период между принятием решений и их воздействием на экономику, долгое время, требуемое для разработки экономических проектов, в течение которого экономическое состояние изменяется, а также временной лаг между распознаванием и осознанием необходимости осуществления стабилизационных мер и тем моментом, когда эта необходимость действительно появилась. Недискреционная политика представляет собой изменения в правительственных закупках и налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ. Основным инструментом недискреционной фискальной политики являются встроенные стабилизаторы. Основные формы встроенных стабилизаторов: пособия по безработице, пособия по бедности, пропорциональный подоходный налог, субсидии фермерам. Основные особенности встроенных стабилизаторов: они действуют автоматически, сглаживают экономические колебания, но не устраняют их, помогают стабилизировать выпуск продукции
Региональные аспекты государственного управления экономикой Развитие экономики любого государства зависит не только от процессов, происходящих на макро- и микроуровне, но и от происходящего на мезо- (региональном) уровне. Все они органически взаимосвязаны и, интегрируясь, формируют экономическое пространство страны. Обусловлено это тем, что развитие экономики основывается на разделении труда, непременным атрибутом которого выступает географическая (пространственная) его форма, включающая: 1) постоянно действующие (размеры территории, климат, почвы, растительность, рельеф, удаленность от моря и т.п.); 2) трансформирующиеся в ограниченных временных пределах (природные ресурсы, транспортная инфраструктура т.п.); 3) социальные (численность и плотность населения, его этническая структура, соотношение городского и сельского населения, инновационный потенциал и т.п.); 4) геополитические (удаленность стран и регионов от мировых центров экономического притяжения). Регион – часть территории Земли, на которой расположены различные природные ресурсы и которая заселена конкретной совокупностью людей, совместно осуществляющих освоение этой территории, исходя из своих экономических, национальных и политических интересов. Такая деятельность происходит в пределах природно-географических, экономических и политико-административных границ, исторически сложившихся в результате управления развитием обособляющихся регионов. Одним из основных понятий региональной экономики является экономическое пространство, развивающее исходное представление о территории и регионе. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством. Качество экономического пространства определяется многими характеристиками и параметрами. Среди них следует выделить прежде всего плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади пространства), размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий), связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей). Для функционирования экономического пространства важное значение имеют расстояния между его элементами. Экономическое расстояние характеризуется прежде всего транспортными и трансакционными издержками на преодоление физического расстояния. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|