Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы государственного регулирования




1. Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на хозяйствующих субъектов и вынуждают их принимать решения, основанные на предписании государства, а не на самостоятельном экономическом выборе. Как правило, не существует временного разрыва между применением метода и результатом.

1.1. Государственное субсидирование

1.2. Государственное предпринимательство (цель получение коммерческой выгоды)

1.3. Система государственного управления экономикой

 

2. Косвенные методы государственного регулирования оказывают воздействие на хозяйствующих субъектов не сразу и в неопределенном (нефиксированном) объеме. Они создают предпосылки к тому, чтобы частные предприниматели и домохозяйства принимали решения, соответствующие целям государственной экономической политики. Косвенные методы имеют разную степень влияния на хозяйствующих субъектов.

2.1. Система налогов и штрафов

2.2. Преференции (система льгот, поощрений отраслям и предприятиям)

2.3. Таможенные пошлины

2.4. Квоты

2.5. Доступ к информации.

Преимущества косвенных методов государственного регулирования перед прямыми:

ü не нарушают действия рыночных законов;

ü оказывают более мягкое воздействие (не вызывают социального раздражения);

ü имеют более широкий потенциал в согласовании экономических интересов.

Недостатком косвенных методов регулирования является существование значительного временного лага между мерой государственного воздействия и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

 

По организационно-институциональному критерию все методы государственного регулирования делятся на:

 

1. Методы административного воздействия (запретительные, разрешительные, принудительные) базируются на силе государственной власти.

Цели административных методов:

1. Создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора (например, в России).

2. Охрана окружающей среды.

3. Обеспечение социальной поддержки определенным субъектам.

 

2. Методы экономического воздействия. Их применение направляет развитие экономических процессов в стране в нужное для государства русло. Экономические методы реализуются в процессе осуществления фискальной, кредитно-денежной политики, в процессе прогнозирования, планирования и программирования экономики и в функционировании государственного сектора.

 

В странах с развитой рыночной экономикой доминирует косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов в совокупности с экономическими методами (а не административными).

 

Экономическая политика государства

Государственная экономическая политика — это совокупность мер, направленных на упорядочивание, корректировку и поддержание социально-экономических процессов, обеспечивающих экономический рост. Конечной целью государственной экономической политики является повышение уровня общественного благосостояния.

Экономическая политика всегда фиксирована во времени. В ней фиксируются исполнители (ответственные субъекты) и инструменты. Она всегда содержит в себе определенные количественные и качественные показатели.

 

Виды государственной экономической политики:

1. Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий в области денежного обращения, целью которых является регулирование экономической конъюнктуры через регулирование денежно-кредитной сферы.

 

2. Фискальная политика — система регулирования экономики государством с помощью государственных расходов и налогов.

 

3. Антимонопольная политика. Государство имеет право устанавливать предельные цены для предприятий-монополистов за производимую ими продукцию или оказываемые услуги. Кроме того, существуют законодательные рычаги воздействия на монополии (административно налагаемые ограничения, связанные с масштабом производства, запреты на монопольный сговор и т.п.)

 

4. Внешнеэкономическая политика. Включает в том числе:

4.1. Меры стимулирования экспорта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле.

4.2. Меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменению условий его функционирования и репатриации, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала; привлечение в страну иностранной рабочей силы.

4.3. Участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

 

5. Социальная политика. Обеспечивает возможность пенсионного обеспечения нетрудоспособным группам населения, помощь инвалидам, многодетным семьям и другим слоям населения, нуждающимся в поддержке и помощи. Основу социальной политики составляют трансфертные платежи, то есть выплаты определенным группам населения.

 

Государственная экономическая политика может быть дискреционной или недискреционной.

Дискреционная политика представляет собой сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей. Она включает в себя программы общественных работ, проекты общественной занятости, трансфертные программы, изменение налоговых ставок. Недостатками дискреционной политики являются длительный период между принятием решений и их воздействием на экономику, долгое время, требуемое для разработки экономических проектов, в течение которого экономическое состояние изменяется, а также временной лаг между распознаванием и осознанием необходимости осуществления стабилизационных мер и тем моментом, когда эта необходимость действительно появилась.

Недискреционная политика представляет собой изменения в правительственных закупках и налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ. Основным инструментом недискреционной фискальной политики являются встроенные стабилизаторы. Основные формы встроенных стабилизаторов: пособия по безработице, пособия по бедности, пропорциональный подоходный налог, субсидии фермерам. Основные особенности встроенных стабилизаторов: они действуют автоматически, сглаживают экономические колебания, но не устраняют их, помогают стабилизировать выпуск продукции

 

Региональные аспекты государственного управления экономикой

Развитие экономики любого государства зависит не только от про­цессов, происходящих на макро- и микроуровне, но и от происходяще­го на мезо- (региональном) уровне. Все они органически взаимосвяза­ны и, интегрируясь, формируют экономическое пространство страны.

Обусловлено это тем, что развитие экономики основывается на разделении труда, непременным атрибутом которого выступает гео­графическая (пространственная) его форма, включающая:

1) постоянно действующие (размеры территории, климат, почвы, растительность, рельеф, удаленность от моря и т.п.);

2) трансформирующиеся в ограниченных временных пределах (природные ресурсы, транспортная инфраструктура т.п.);

3) социальные (численность и плотность населения, его этниче­ская структура, соотношение городского и сельского населения, инно­вационный потенциал и т.п.);

4) геополитические (удаленность стран и регионов от мировых центров экономического притяжения).

Регион – часть территории Земли, на которой расположены раз­личные природные ресурсы и которая заселена конкретной совокуп­ностью людей, совместно осуществляющих освоение этой террито­рии, исходя из своих экономических, национальных и политических интересов. Такая деятельность происходит в пределах природно-географических, экономических и политико-административных границ, истори­чески сложившихся в результате управления развитием обособляю­щихся регионов.

Одним из основных понятий региональной экономики является экономическое пространство, развивающее исходное представление о территории и регионе. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством.

Качество экономического пространства определяется многими характеристиками и параметрами. Среди них следует выделить прежде всего плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади пространства), размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий), связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей). Для функционирования экономического пространства важное значение имеют расстояния между его элементами. Экономическое расстояние характеризуется прежде всего транспортными и трансакционными издержками на преодоление физического расстояния.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных