Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Единое и общее экономическое пространство




По мере становления рынка в границах конкретных государств по­степенно складываются отношения, которые характеризует приоритет экономических механизмов согласования интересов населения. Дос­тигается это согласование через обеспечение свободы движения това­ров, капиталов, рабочей силы, а со второй половины XX в., — инфор­мации.

Эту свободу движения обеспечивает соответствующая система сти­мулов и сдержек. В их минимальный набор входят единые денежно- кредитная, финансовая (включая налоговую), таможенная и прочие системы. Этот набор обязательно включает и единые законодательные основы, которые, помимо прочего, гарантируют формальное равенст­во прав граждан.

Соблюдение вышеназванных условий способствует тому, что в границах конкретного государства существуют не просто рыночные отношения, но определенная, достаточно устойчивая их система, ос­нову которой составляет добровольная интеграция интересов эконо­мически активного населения. Именно эта достигаемая эволюцион­ным путем интеграция формирует единое (рыночное) экономическое пространство. И только в силу и в меру добровольности интеграции названных интересов данное пространство обладает устойчивым им­мунитетом по отношению к разрушительным для него тенденциям — сепаратистским, политическим и проч.

Устойчивости единого (рыночного) экономического пространства на определенном этапе развития начинает способствовать и государственное регулиро­вание. Оно позволяет согласовать экономические интересы с социо­культурными, этнокультурными и т.п. интересами, реализуемыми во внеэкономических «плоскостях» общественных отношений и регули­рующего их права. Причем приоритет экономических мотивов поведе­ния ставит пределы воздействию названных внеэкономических со­ставляющих на социально-экономические процессы. Именно поэто­му эффективность государственного регулирования во многом предопределена тем, насколько последнее учитывает данные пределы.

Таким образом, имеет место некая общеисторическая последова­тельность (логика). Она такова: развитие рынка; формирование едино­го экономического пространства; формирование института демокра­тии; государственное регулирование.

Но возможна и вторая, базирующаяся на нерыночных мотивах по­ведения линия общественного развития, в рамках которой возникают и воспроизводятся отношения, формирующие общее (нерыночное) экономическое пространство. Все происходящее в его границах регули­руется внерыночными (а часто и внеэкономическими) механизмами.

Особенность данной линии развития в том, что государство (цен­тральная власть) монополизирует в своих руках не только имманент­ные ему политические функции, но и большую часть функций эконо­мических.

В результате производитель, оставаясь основным субъектом хозяй­ствования, вместе с тем не является главным субъектом принятия хо­зяйственных решений. Их принимает государство в лице бюрократии. Что же до прав собственника, то они по преимуществу зависят от соот­ношения политических сил. При этом население, естественно, не явля­ется абсолютно пассивным. Однако его активность направляется верха­ми не на интеграцию собственных экономических интересов, а на реа­лизацию целей, выдаваемых бюрократией за общенациональные.

Формированию и развитию общего (нерыночного) экономическо­го пространства спо­собствуют различные факторы и интересы (политические, оборонные, наступательные, этнокультурные, даже родственные). Но в любом слу­чае в границах данного пространства центральная власть и властные структуры всегда абсолютно обособлены и стоят над интересами эко­номически активного населения.

В этих условиях поведение населения стран и регионов определя­ют в первую очередь внеэкономические интересы. По данной причине воздействие этих интересов на социально-экономические процессы становится определяющим. В значительной мере этому способствует и то, что государство, действующее через посредство своей бюрократии, выступает единственным субъектом собственности на информацию и это позволяет (естественно, в сочетании с другими факторами) посто­янно воспроизводить условия, в рамках которых политика подчиняет себе экономику, а интерес политический или этнокультурный — инте­рес экономический.

Чисто внешне функционирование общего экономического про­странства обеспечивают те же институты, что и институты, присущие пространству рыночному. И здесь необходимо единство денежной, кредитной и финансовой (включая налоговую) систем, таможенных ограничений, законодательства и проч. Но сходство это формально и полностью «перекрывается» качественными различиями. В чем они?

Во-первых, в том, что исключается свобода товаропроизводителей и собственников (в том числе в области получения информации). Во- вторых (вследствие отмеченного), в том, что, в отличие от единого эко­номического пространства, где законодательная и исполнительная власти в значительной степени подконтрольны гражданам, сохране­ние основ общего экономического пространства требует, чтобы инте­ресы власти всегда были «выше» интересов населения.

Итак, логика формирования общего экономического пространства качественно отличается от логики формирования единого экономиче­ского пространства. Она не связана ни с образованием действительно на­ционального интереса, ни с укреплением принципов демократии. На данной основе может возникнуть только нормативное общество, эконо­мика которого управляется административно-командными методами. Особенность такого общества том, что нормы общественной жизнедея­тельности здесь прежде всего определяются социально-политическими пристрастиями правящих, а не реальными социально-экономи­ческими интересами — интересами экономически активного населения.

Необходимыми признаками и условиями единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи и т.п.) Важнейшими составляющими единого экономического пространства являются национальные рынки товаров и услуг, капиталов, труда.

Следует иметь в виду, что единое экономическое пространство страны охватывает не только все ее территорию, но и ее экономическую морскую акваторию (территориальные воды, исключительную экономическую зону с национальными правами на судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых с морского дна) и аэроторию (с национальными правами на деятельность воздушного транспорта, экологическую защиту и экологические квоты воздушного бассейна).

Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство. Но даже в границах неоднородного экономического пространства выделяются особые части: анклавы и эксклавы.

Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства, охватывающая комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.

Выделяют широкую и узкую трактовку региональной политики.

Согласно широкой трактовке региональная политика прежде всего направлена на организацию пространства в соответствии с определенной долговременной стратегией социально-экономического развития конкретного государства. Суть этой стратегии можно опреде­лить как обеспечение стабильности социального, экономического, правового, политического и прочих пространств, в том числе и эконо­мическими методами.

При такой постановке конечная задача региональной государственной по­литики не может быть сведена к получению прибыли (дохода) или иному кратко- и среднесрочному экономическому эффекту. Стабильность рассмат­ривается здесь как фактор, обеспечивающий осуществление последователь­ных общегосударственных мероприятий, гарантирующих защиту обществен­ных интересов.

Региональная политика реализуется на двух уровнях — центр и пе­риферия. Поэтому, осуществляя ее, общество вынуждено перманентно разрешать две группы противоречий: между центром и регионами; межрегиональные противоречия.

На первом уровне обеспечивается формирование общегосударст­венных основ взаимодействия центра и периферии (или взаимодейст­вия большего количества уровней) методами общегосударственного регулирования, контроля и санкций. Эту функцию реализуют общего­сударственные исполнительные и законодательные органы.

На втором уровне интересы сосредоточиваются вокруг развития регионального хозяйства, рассматриваемого как главное условие ре­шения социальных, экологических, политических и прочих проблем конкретных регионов. Региональную политику на этом уровне выра­батывают и осуществляют исполнительная и законодательная ветви власти регионов.

Согласно узкой трактовке, государственная региональная политика сводится к оказанию помощи регионам в решении внутрире­гиональных проблем. В этом случае цели рассматриваемой политики имеют кратко- и среднесрочный характер, а связана она с поддержкой государством отдельных регионов (экономического бедствия, депрес­сивных, районов нового освоения и т.п.). Иными словами, региональ­ная политика достаточно прагматична. Она направлена на получение конкретного, «просчитываемого» экономического, социального, по­литического, экологического и прочего эффектов.

Говоря о содержании государственной региональной политики, следует сразу оговорить, о политике государства какого типа идет речь.

В унитарных государствах она строится на жесткой подчиненности регионов (административно-территориальных единиц) центру. Сте­пень названной жесткости различна. Но даже в странах, где регионы обладают самыми широкими полномочиями, авторитет центра остает­ся непререкаемым.

Иная ситуация складывается в федерациях. Сама природа их воз­никновения предполагает наличие конституционно закрепленного за субъектами федерации перечня предметов ведения, вмешиваться в осуществление которых центр неправомочен. Этот перечень не явля­ется неизменным. Однако сохранение названного принципа носит всеобщий характер.

Отсюда вытекает, что часть вопросов межрегионального хозяйст­венного взаимодействия, в том числе в области укрепления единства экономического пространства, в федерациях регулируется органами исполнительной и законодательной власти регионов.

Федерации не возникают произвольно. Для их образования требу­ются социально-экономические предпосылки, связанные с формиро­ванием рыночных отношений.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных