ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Единое и общее экономическое пространствоПо мере становления рынка в границах конкретных государств постепенно складываются отношения, которые характеризует приоритет экономических механизмов согласования интересов населения. Достигается это согласование через обеспечение свободы движения товаров, капиталов, рабочей силы, а со второй половины XX в., — информации. Эту свободу движения обеспечивает соответствующая система стимулов и сдержек. В их минимальный набор входят единые денежно- кредитная, финансовая (включая налоговую), таможенная и прочие системы. Этот набор обязательно включает и единые законодательные основы, которые, помимо прочего, гарантируют формальное равенство прав граждан. Соблюдение вышеназванных условий способствует тому, что в границах конкретного государства существуют не просто рыночные отношения, но определенная, достаточно устойчивая их система, основу которой составляет добровольная интеграция интересов экономически активного населения. Именно эта достигаемая эволюционным путем интеграция формирует единое (рыночное) экономическое пространство. И только в силу и в меру добровольности интеграции названных интересов данное пространство обладает устойчивым иммунитетом по отношению к разрушительным для него тенденциям — сепаратистским, политическим и проч. Устойчивости единого (рыночного) экономического пространства на определенном этапе развития начинает способствовать и государственное регулирование. Оно позволяет согласовать экономические интересы с социокультурными, этнокультурными и т.п. интересами, реализуемыми во внеэкономических «плоскостях» общественных отношений и регулирующего их права. Причем приоритет экономических мотивов поведения ставит пределы воздействию названных внеэкономических составляющих на социально-экономические процессы. Именно поэтому эффективность государственного регулирования во многом предопределена тем, насколько последнее учитывает данные пределы. Таким образом, имеет место некая общеисторическая последовательность (логика). Она такова: развитие рынка; формирование единого экономического пространства; формирование института демократии; государственное регулирование. Но возможна и вторая, базирующаяся на нерыночных мотивах поведения линия общественного развития, в рамках которой возникают и воспроизводятся отношения, формирующие общее (нерыночное) экономическое пространство. Все происходящее в его границах регулируется внерыночными (а часто и внеэкономическими) механизмами. Особенность данной линии развития в том, что государство (центральная власть) монополизирует в своих руках не только имманентные ему политические функции, но и большую часть функций экономических. В результате производитель, оставаясь основным субъектом хозяйствования, вместе с тем не является главным субъектом принятия хозяйственных решений. Их принимает государство в лице бюрократии. Что же до прав собственника, то они по преимуществу зависят от соотношения политических сил. При этом население, естественно, не является абсолютно пассивным. Однако его активность направляется верхами не на интеграцию собственных экономических интересов, а на реализацию целей, выдаваемых бюрократией за общенациональные. Формированию и развитию общего (нерыночного) экономического пространства способствуют различные факторы и интересы (политические, оборонные, наступательные, этнокультурные, даже родственные). Но в любом случае в границах данного пространства центральная власть и властные структуры всегда абсолютно обособлены и стоят над интересами экономически активного населения. В этих условиях поведение населения стран и регионов определяют в первую очередь внеэкономические интересы. По данной причине воздействие этих интересов на социально-экономические процессы становится определяющим. В значительной мере этому способствует и то, что государство, действующее через посредство своей бюрократии, выступает единственным субъектом собственности на информацию и это позволяет (естественно, в сочетании с другими факторами) постоянно воспроизводить условия, в рамках которых политика подчиняет себе экономику, а интерес политический или этнокультурный — интерес экономический. Чисто внешне функционирование общего экономического пространства обеспечивают те же институты, что и институты, присущие пространству рыночному. И здесь необходимо единство денежной, кредитной и финансовой (включая налоговую) систем, таможенных ограничений, законодательства и проч. Но сходство это формально и полностью «перекрывается» качественными различиями. В чем они? Во-первых, в том, что исключается свобода товаропроизводителей и собственников (в том числе в области получения информации). Во- вторых (вследствие отмеченного), в том, что, в отличие от единого экономического пространства, где законодательная и исполнительная власти в значительной степени подконтрольны гражданам, сохранение основ общего экономического пространства требует, чтобы интересы власти всегда были «выше» интересов населения. Итак, логика формирования общего экономического пространства качественно отличается от логики формирования единого экономического пространства. Она не связана ни с образованием действительно национального интереса, ни с укреплением принципов демократии. На данной основе может возникнуть только нормативное общество, экономика которого управляется административно-командными методами. Особенность такого общества том, что нормы общественной жизнедеятельности здесь прежде всего определяются социально-политическими пристрастиями правящих, а не реальными социально-экономическими интересами — интересами экономически активного населения. Необходимыми признаками и условиями единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи и т.п.) Важнейшими составляющими единого экономического пространства являются национальные рынки товаров и услуг, капиталов, труда. Следует иметь в виду, что единое экономическое пространство страны охватывает не только все ее территорию, но и ее экономическую морскую акваторию (территориальные воды, исключительную экономическую зону с национальными правами на судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых с морского дна) и аэроторию (с национальными правами на деятельность воздушного транспорта, экологическую защиту и экологические квоты воздушного бассейна). Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство. Но даже в границах неоднородного экономического пространства выделяются особые части: анклавы и эксклавы. Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства, охватывающая комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил. Выделяют широкую и узкую трактовку региональной политики. Согласно широкой трактовке региональная политика прежде всего направлена на организацию пространства в соответствии с определенной долговременной стратегией социально-экономического развития конкретного государства. Суть этой стратегии можно определить как обеспечение стабильности социального, экономического, правового, политического и прочих пространств, в том числе и экономическими методами. При такой постановке конечная задача региональной государственной политики не может быть сведена к получению прибыли (дохода) или иному кратко- и среднесрочному экономическому эффекту. Стабильность рассматривается здесь как фактор, обеспечивающий осуществление последовательных общегосударственных мероприятий, гарантирующих защиту общественных интересов. Региональная политика реализуется на двух уровнях — центр и периферия. Поэтому, осуществляя ее, общество вынуждено перманентно разрешать две группы противоречий: между центром и регионами; межрегиональные противоречия. На первом уровне обеспечивается формирование общегосударственных основ взаимодействия центра и периферии (или взаимодействия большего количества уровней) методами общегосударственного регулирования, контроля и санкций. Эту функцию реализуют общегосударственные исполнительные и законодательные органы. На втором уровне интересы сосредоточиваются вокруг развития регионального хозяйства, рассматриваемого как главное условие решения социальных, экологических, политических и прочих проблем конкретных регионов. Региональную политику на этом уровне вырабатывают и осуществляют исполнительная и законодательная ветви власти регионов. Согласно узкой трактовке, государственная региональная политика сводится к оказанию помощи регионам в решении внутрирегиональных проблем. В этом случае цели рассматриваемой политики имеют кратко- и среднесрочный характер, а связана она с поддержкой государством отдельных регионов (экономического бедствия, депрессивных, районов нового освоения и т.п.). Иными словами, региональная политика достаточно прагматична. Она направлена на получение конкретного, «просчитываемого» экономического, социального, политического, экологического и прочего эффектов. Говоря о содержании государственной региональной политики, следует сразу оговорить, о политике государства какого типа идет речь. В унитарных государствах она строится на жесткой подчиненности регионов (административно-территориальных единиц) центру. Степень названной жесткости различна. Но даже в странах, где регионы обладают самыми широкими полномочиями, авторитет центра остается непререкаемым. Иная ситуация складывается в федерациях. Сама природа их возникновения предполагает наличие конституционно закрепленного за субъектами федерации перечня предметов ведения, вмешиваться в осуществление которых центр неправомочен. Этот перечень не является неизменным. Однако сохранение названного принципа носит всеобщий характер. Отсюда вытекает, что часть вопросов межрегионального хозяйственного взаимодействия, в том числе в области укрепления единства экономического пространства, в федерациях регулируется органами исполнительной и законодательной власти регионов. Федерации не возникают произвольно. Для их образования требуются социально-экономические предпосылки, связанные с формированием рыночных отношений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|