Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Приведу в качестве примера отдельные высказывания.




1-й цикл:

Елифаз: «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?

(Иов.4:7)» «Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя.

(Иов.5:27)»

Иов: «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю». (Иов.6:14)

«Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость? И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет.(Иов.7:20,21)

Вилдад: «долго ли ты будешь говорить так? - слова уст твоих бурный ветер! Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?» (Иов.8:2,3)

Иов - Вилдаду: «правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом?»

(Иов.9:2) «Если [действовать] силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним? Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; [если] я невинен, то Он признает меня виновным». (Иов.9:19,20)

Иов – Софару: «подлинно, [только] вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня [есть] сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?(Иов.12:2,3)

 

2-й цикл:

Елифаз: «Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя». (Иов.15:6)

Иов: «слышал я много такого; жалкие утешители все вы!»(Иов.16:2) «И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!»(Иов.16:19)

Вилдад: «когда же положите вы конец таким речам? обдумайте, и потом будем говорить. Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших? [О ты], раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего?» (Иов.18:2-4)

Иов: «доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня». (Иов.19:2,3)

«Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня». (Иов.19:13)

«Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня». (Иов.19:21)

Софар: «размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их». (Иов.20:2)

«Когда надеется утвердиться нечестивый «7 как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: где он?» (Иов.20:7)

Иов: «выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас».(Иов.21:2)

 

3-й цикл

Елифаз: «разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?(Иов.22:2,3) Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою? Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты [давал] землю, и сановитый селился на ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками».(Иов.22:4-9)

«Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои.(Иов.22:27)

Иов – Вилдаду: «как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного!» (Иов.26:2)

«Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем». (Иов.26:7)

Речь Елиуя

Прежде чем в книге Иова нам встречается непосредственный ответ Бога Иову, вдруг возникает некий юноша по имени Елиуй сын Варахиилов. Интересно, что вот это имя Варахиил вообще единственный раз встречается в Ветхом Завете в приложении к человеку, и само это имя довольно знаменательно, так как может быть переведено как «с ним Бог», или «на нем Бог». Варахиил – это Божие благословение. То есть здесь вместо Бога вдруг возникает этот Елиуй. И надо сказать, что очень неоднозначно могут быть истолкованы его слова. Давайте посмотрим, что же он говорит. Он обвиняет друзей, говорит, что вот вы такие старцы премудрые, не можете никак с Иовом справиться; обвиняет Иова в гордости, самомнении, которые его довели до таких несчастий. Елиуй излагает две идеи. Во-первых, что все эти наказания и несчастья, которые бывают, Господь посылает для предупреждения каких-то преступлений, для предохранения человека от впадения в грехи. Во-вторых, - для того чтобы очистить душу праведника. Хотя и для Елиуя тоже очевидно, что наказание бедствиями есть свидетельство какой-то нечистоты, которую должно очистить. Более того, Елиуй повторяет мысль Елифаза о том, что и собственно праведность или нечестие людей, в общем-то, к Богу большого отношения не имеют, что Богу нет дела до того, праведный человек или неправедный: «Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому» (Иов 35:6-8). Человек сам пожинает плоды от своих результатов: если он грешник, он сам разрушает свою жизнь, если он праведник, то он сам пожинает плоды своего благочестия, что это слишком мелко для Бога как-то переживать сильно за каждого человека.

И в заключении, Елиуй говорит, что и Иова Бог готов был бы спасти, если бы только Иов сам себя не оправдывал, сам не вопиял о своей праведности, что в таком случае, конечно, он сам себя лишает возможности получения спасения. Как я уже сказал, эта речь Елиуя не одинаково толкуется. Например, святитель Иоанн Златоуст считает Елиуя просто безбожником, и говорит, что и друзья Иова тоже поняли это, поэтому никто ему ничего не отвечает, с ним они даже не разговаривают: «И еще в пятый раз начитает говорить Елиус, и ни Иов, ни трое друзей не слушают его, как безбожника, из чего открывается, что эти трое образумились» (т.6, с.670). Другие толкователи считают, что он, наоборот, более осмысленно говорил к Иову, то есть все-таки он не настаивал только на том, то страдание есть наказание за грех, но все-таки развивал мысль об очистительном действии страдания. И поэтому когда в конце Бог осуждает трех друзей Иова, то про Елиуя Он ни чего не говорит. И все же его речь носит характер чисто теоретический[2].

 

Ответ Бога Иову

Как бы то ни было, мы видим, что на эту речь никакого ответа нет. Но происходит нечто существенно более важное: из бури раздается голос Божий, который обращается к Иову. В четырех последних главах: с 38 по 42 содержится пространная речь Господа, которая прерывается ответом Иова. Эта речь строится по следующему принципу: первая часть ее исполнена риторическими вопросами, на которые Бог не требует ответа, и Сам дает ответы: «где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? (Иов 38.4-5), – знает ли Иов меру всему на этой земле, знает ли он как здесь все устроено. Он показывает, что величие творения и величие Божие превосходят всякую меру знания и понимания Иова. Но в первой речи обозрение творений Божиих ограничивается двумя уровнями: неживой природой и природой живой на уровне растений и животных.

Иов, в ответ на эти слова признается о неверности своих суждений о действиях Бога. В полемике с друзьями Иов доказывал, что они теоретизируют хорошо, но вот он лично много раз видел как праведники бедствуют, а грешники благоденствуют. Он говорил: спросите у путешественников, и они вам скажут, что они видели множество беззаконных людей, которые пребывают у власти и угнетают праведников, и даже заявил, что Бог не наказывает грешников, и позволяет им и детям их благоденствовать. И Иов отрекается от этих своих слов и говорит: «вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, - теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов 39:34-35).

И, наконец, следует еще одна речь Бога, в которой Он отдельно показывает ему две твари, которые называются бегемотом и левиафаном, и с которыми Иову предлагается сразиться. Господь спрашивает, есть ли у него достаточно силы и искусства для того, чтобы их победить. И после этого Иов говорит вдруг так: «знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:2-6). После чего Господь говорит Иову о том, что он оправдан, и о том, чтобы он принес жертву во искупление греха друзей своих, которые не так верно говорили о нем. И Иов снова получает благоденствие, он получает вдвое больше скота и всяких богатств по сравнению с тем, сколько он имел прежде всей этой истории, но такое же количество детей, как он имел и раньше. Заметим этот немаловажный момент.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных