Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основоположник марксистской философии




Содержание

Введение. 3

1. Основоположник марксистской философии. 5

2. Идеология марксизма. 7

3. Разработка марксизма В.И. Лениным. 20

Заключение. 24

Список литературы.. 26

 

 

Введение

 

Возникновение марксистской философии - необходимое следствие определенной стадии исторического развития общества, экономической жизни, политических отношении, науки и культуры.

Марксизм возник в середине XIX века. К этому времени капитализм на Западе уже достиг зрелости и стала очевидна его эксплуататорская сущность. Развившиеся производительные силы общества вступили в конфликт с капи­талистическими производственными отношениями, которые стали тормозить дальнейшее развитие производства. Наглядным при­мером этого явились периодически повторявшиеся экономические кризисы. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями капитализма проявилось в резко обострившейся классовой борьбе пролетариата с буржуазией. Эта борьба приобретала все более организованный характер.

30-40-е годы XIX века были ознаменованы массовыми выступлениями рабочих против буржуазии. С развитием классовой борьбы пролетариата против буржуа­зии росла потребность в теоретическом обосновании необходи­мости коренного изменения существующего строя, в учении, которое указывало бы, как и в каком направлении осуществлять эти изменения, какие общественные отношения и учреждения должны заменить существующие. В ответ на эту историческую потребность и возник марксизм как учение, объединяющее про­летариат и его союзников в борьбе за социальную справедливость, как теория революционного преобразования действительности.

В возникновении марксистского мировоззрения наряду с социально-экономическими факторами огромную роль сыграли достижения в развитии естествознания и философии.

К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обосно­вания принципов материалистической диалектики, разработки диалектико-материалистического мировоззрения.

Достижения естественных наук первой половины XIX века способствовали обоснованию важнейших принципов диалектики, разработке последовательно научного мировоззрения.

Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей - пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория. Вместе со всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следо­вательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философия как его составная часть.

Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижении отчуждения и несвободы людей.

Актуальность работы обусловлена тем, что в марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Итогом стало возникновение нового взгляда на общество - исторический материализм, явившийся важнейшей частью общего мировоззрения - диалектического материализма, преобразовавшего во многом традиционное содержание философского мировоззрения.

Цель работы – рассмотреть соотношение философии марксизма и современности.

 

Основоположник марксистской философии

 

Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения степени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы...». Этой цели и должна служить философия. Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда многие установки немецкой классической философии, и в частности представление о роли философии в обществе. Философия -«духовная квинтэссенция своего времени» - призвана вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу. Но традиционные формы философской деятельности - университетское преподавание и сочинение ученых трактатов - Маркса не удовлетворяли. Он решил обратиться к философской публицистике. Недолгая работа в «Рейнской газете» (1842-1843) - статьи о свободе печати цензуре, о сословном представительстве, о притеснениях сельского малоимущего населения, о бедственном положении кресты Примозельского края, о бюрократизме чиновников - вызвала преследования правительства. Марксу пришлось уйти с поста редактора и отказаться от надежд работать в подцензурной прессе Германии.

Свой первый опыт в решении практических проблем Маркс счел неудачным. Ему стало ясно, во-первых, что государство руководствуется интересами «привилегированных сословий» и отнюдь не настроено прислушиваться к голосу философского критического анализа. Во-вторых, Маркс пришел к выводу, что неудовлетворительным оказался и сам уровень исследования практических проблем. Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины и корни этих проблем, а Маркс уже видел, что корни эти - в материальных, экономических отношениях людей. Один только философский анализ до этого уровня не доходил.[1]

Начиная еще с 1842 года он изучает новое для Германии общественное движе­ние - социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социали­стической и коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов и ком­мунистов. После переезда в Париж (1843) Маркс вступает в кон­такт с тайным «Союзом справедливых» и становится участником коммунистического движения. Почему Маркс стал коммунистом? Что привлекло его, человека из другой социальной среды, извест­ного публициста, ученого, к пролетариям, людям, стоящим на неизмеримо более низком уровне образования и культуры? Маркс никогда не закрывал глаза на реальное состояние, в каком нахо­дились пролетарии его времени.

В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием кото­рого является уничтожение существующего миропорядка. Проле­тарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как отмечал впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением - призвание пролета­риата; уничтожение частной собственности - путь к освобожде­нию. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. Поэтому Маркс оценивает пролетариат как прак­тическую силу, в союзе с которой философия может осуществить иное призвание: «Подобно тому как философия находит в про­летариате свое материальное оружие, так и пролетариат нахо­дит в философии свое духовное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эмансипация немца в человека». (Последние слова о «немце» имеют тот смысл, что в статье «К критике гегелевской философии права. Введение» (1844), из которой взято это высказыва­ние, речь идет еще применительно к условиям Германии.)

Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса заключалось кроме материалистической общей установки еще и в том, что Фейербах соединил традицию гуманизма (человек - высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных иллю­зии, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношений человека к природе и к людям. «Фило­софия будущего» Фейербаха многим в Германии 40-х годов каза­лась основой нового понимания мира и человека. Мысли об осво­бождении человека, о реализации им своих природных способ­ностей («родовой сущности») выглядели революционными и не оставляющими никакой лазейки для оправдания существующей социальной мерзости, «зла», несчастий и унижений людей. Летом 1844 года Маркс в письме к Фейербаху высказывает общую оценку его последних работ: «В этих сочинениях Вы... дали со­циализму философскую основу... Единение людей с людьми, основанное на реальном различии между людьми, понятие чело­веческого рода, перенесенное с неба абстракции на реальную землю,- что это такое, как не понятие общества». Иными слова­ми, Маркс усмотрел в фейербаховском истолковании человека и отношений между людьми философское изображение общества, которое сделали своим идеалом социалисты (Фурье, Сен-Симон, Луи Блан и др.).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных