Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОСНОВНЫМ ТЕМАМ




С 69

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Муромского института (филиала)

Владимирского государственного университета

 

 

С 69 Социология: Метод. указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения всех образовательных программ / сост.: Е.В. Зеленова, Л.В. Каткова, О.А. Мекка – Муром: Изд.- полиграфический центр МИ ВлГУ, 2010. – 36 с.

 

Содержат теоретический материал, варианты контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения всех специальностей.

 

 

УДК 316

ББК 60.5

 

Ó Муромский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет», 2010

ВВЕДЕНИЕ

Социологическое знание занимает все более прочное место всистеме теоретической и социальной подготовки студентов различных специальностей, являясь средством обогащения мировоззрения, способствуя более эффективной адаптации личности к сложной реальности современного общества.

Преподавание социологии в вузе нацелено на то, чтобы будущий специалист любого профиля подготовки лучше ориентировался в окружающем мире, умел выделять как макросоциальные, так и микросоциальные, то есть личностно-групповые аспекты в любой ситуации, а также:

- имел максимально полные, системные представления об устройстве общества и его подсистем;

- видел специфику научного взгляда на общество в сравнении с философским или религиозным;

- обладал навыками социологического анализа микро- и макросоциологических ситуаций и процессов;

- мог применять полученные знания в производственной, общественно-политической и бытовой, культурно-досуговой сферах деятельности:

- был способен в случае необходимости выступить в роли заказчика или соисполнителя прикладного социального исследования, для чего, как минимум, следует приобрести навыки постановки и формулирования социальных проблем, разработки программы прикладного исследования, а также инструментария исследования в виде анкет, карт наблюдения, бланков анализа документов и т.п.

Указанные цели достигаются через ознакомление студента с историей социологии, основными социологическими концепциями современности, специальными социологическим теориями, изучающими отдельные элементы общества и, что особенно значимо, с возможностями и методами прикладной социологии. Эти знания закрепляются в ходе семинарских занятий и (или) при выполнении творческих работ по теоретической и прикладной социологии, а также контрольных работ.

В методических указаниях даются краткие разъяснения наиболее сложных для понимания вопросов по основным темам курса.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебный курс «Социология» в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов всех специальностей включает в себя следующие дидактические единицы.

История становления и развития социологии. Общество как социокультурная система. Социальные общности как источник самодвижения и социальных изменений. Культура как система ценностей и смыслов, образцов действий индивидов. Влияние культуры на социально-экономические отношения. Личность как активный субъект. Взаимодействие личности и общества. Ролевые теории личности. Социальный статус. Социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами. Групповая динамика, социальное поведение, социальный обмен и сравнение как механизмы социальных отношений. Социальная структура и социальная стратификация. Социальные институты и социальные организации.

Гражданское общество и государство. Социальный контроль, массовое сознание и массовое действие. Социальные движения. Источники социального напряжения. Социальные конфликты и логика их разрешения. Социальные изменения. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества. Возможные альтернативы его развития в будущем. Методология и методы социологических исследований.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОСНОВНЫМ ТЕМАМ

Тема 1 Социология как наука

Основные вопросы темы.

1. Возникновение социологии как проблема.

2. Объект и предмет социологии. Проблема социального и место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин. Социологический номинализм и реализм.

3. Структура социологического знания.

4. Общественные функции социологии.

 

Методические указания к теме 1.

При изучении первого вопроса следует понимать, что познание общества осуществляется в различных теоретических формах: не только в научной, но и в религиозной, а также в философской. В традиционном (доиндустриальном) обществе обществознание в основном не имело научного характера. Основные признаки научности (целенаправленный сбор и анализ массовых фактов, применение количественных методов исследования) появляются только в эпоху индустриализма, что было обусловлено потребностями массового капиталистического общества в социальном контроле и управлении (сохранении целостности и стабильности в условиях, когда традиционные механизмы управления перестали действовать). Но и относительно индустриальной эпохи имеются различные взгляды по времени возникновения социологии. Это связано с тенденциями формирования предметной области социологии: от осмысления общества как целого – к изучению частных (прежде всего личностных) механизмов его развития. Поэтому Н. Кареев считал временем возникновения социологии конец XVIII в., а ряд современных авторов связывают это лишь с началом XX в. Для отображения процесса становления социологии как научной дисциплины мы рекомендуем использовать универсальную общенаучную схему К. Дойча, который выделял философский (период формирования предпосылок науки в рамках философии), эмпирический (ранний, классический) и рефлексивный (современный) этапы становления науки.

Объект и предмет социологии соотносятся как эмпирическое и теоретическое. Их различное истолкование привело к различению двух классов теорий, сложившихся в современной социологии, – номиналистических, делающих акцент на индивидах, межличностных отношениях как основе общества, и реалистических, считающих первичным элементом общества не личность, а надличностные системы в виде социальных институтов, социальных групп, видов деятельности, форм коллективного сознания и т.п.

Все прочие классификации социологических теорий, например, типология Дж. Ритцера, выделившего три основные социологические парадигмы современности (социальных фактов (основоположник Э. Дюркгейм), социальных определений (М.Вебер), социального поведения (Б.Скиннер)), имеют более частный характер. Таким образом, мы имеем дело с т.н. «узкой» трактовкой объекта и предмета социологии, сближающей последнюю с психологией и «широкой», свойственной представителям реалистического направления, рассматривающим общество как целостную систему. Следует видеть как преимущества, так и недостатки обеих трактовок общества, а также то, что современные теоретики (П. Бурдье, Э. Гидденс) стремятся избежать крайностей как одной, так и другой теоретической позиции.

Понимание категории «социального» также базируется на различении социологического номинализма и реализма. Каждая социологическая школа пытается дать ответ на вопрос: «Что объединяет людей в общество, создает их единство»? Частные устремления индивидов или независимые от субъективных установок надличностные отношения и структуры (социальные отношения, институты, виды деятельности, формы сознания)?

Рассматривая в рамках данного вопроса место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин, важно соотнести социологию с социальной философией как мировоззренческой, ценностной теорией, рассматривающей социальные явления с аксиологических, этических, эстетических позиций, и историей как дисциплиной, рассматривающей общество по принципу «постфактум», создающей фактологическую основу для социальной философии, социологии и всех общественных наук, использующей социально-философские и социологические модели для объяснения исторических событий.

Вопрос о социологических законах также является дискуссионным. Представители классической социологии стремились к открытию фундаментальных законов общества, по аналогии с законами естествознания (например, позитивисты считали одним из таких законов закон эволюции). Современные авторы предпочитают говорить о закономерностях, тенденциях или механизмах развития общества, подтверждая тем самым мысль о том, что социальные законы (в силу действия субъективного фактора) имеют не динамический, а вероятностно-статистический характер. Это означает, что в зависимости от ряда обстоятельств законы реализуются в различных формах, более или менее полно. Чтобы понять это, постарайтесь ответить, например, на такой вопрос: «Всякая ли революционная ситуация заканчивается революцией и переходом к качественно иной стадии развития?»

Социологические категории выделяются в соответствии с основными аспектами социальной реальности. Это - социальные группы (в т.ч. общности), социальные институты (организации), отношения (наиболее устойчивые связи), нормы, формы сознания, а также социальные процессы и виды деятельности (в т.ч. поведение). Кроме того, в любой социологической теории присутствует категория «личность». Все эти категории по-разному трактуются в реалистических и номиналистических моделях общества. Например, номиналисты используют термин «поведение» и избегают применения термина «деятельность».

Социологическое знание структурируется по различным основаниям, но большинство существующих вариантов производно от общенаучной схемы, противопоставляющей теоретический и эмпирический уровни знания. Обычно выделяют социологию теоретическую, специальные социологические теории (как промежуточный уровень) и эмпирическую. Последняя имеет двойную ориентацию: во-первых, обеспечивает теоретическую науку первичными фактами, что необходимо для развития теории, во-вторых, оптимизирует социальные институты и процессы, вырабатывая практические рекомендации, прогнозы, социальные технологии, что соответствует понятию «прикладная наука».

Существуют и другие основания для структурирования: качественные состояния общества (О.Конт), этапы развития познавательного процесса (Н. Смелзер) и некоторые другие. Студенту важно уметь выделять эти основания и ориентироваться в любых классификациях.

Любая наука может быть рассмотрена как социальный институт, оказывающий на общество некоторые воздействия. Эти воздействия и принято называть функциями. Как минимум, применительно к любой науке можно выделить познавательную (гносеологическую), ценностно-идеологическую и практическую функции, каждая из которых имеет особые механизмы реализации и специфический результат действия (в соответствии с системной терминологией – выход).

Поскольку в учебной литературе представлены различные классификации функций, следует учитывать относительный характер их выделения: каждая функция может быть разделена на подфункции, а частные могут быть сведены к более общим. Например, в рамках познавательной может быть выделена методологическая подфункция, в рамках ценностно-идеологической - мировоззренческая, в рамках практической – прогностическая и т.д.

Особое внимание следует обратить на ценностно-идеологическую функцию. Специфика научного знания состоит в его объективности (которая доказывается ссылками на факты), а также в применении процедур измерения. Вместе с тем, доказано, что ценностно-идеологические, (субъективно-личностные, национально-культурные) компоненты содержатся также в научном знании. Это связано с тем, что, с одной стороны, социологи принадлежат к определенным социокультурным средам (классовым, национальным, религиозным), с другой стороны, существует стремление использовать научное знание в государственных и групповых интересах.

Практическая функция, реализуемая через внедрение научных достижений в практику (в виде социальных технологий) является третьей основной как для социологии, так и для других наук.

Тема 2 Становление социологии

Основные вопросы темы.

1. Позитивизм.

2. Психологическое направление.

3. Социология марксизма.

4. Формальная и понимающая социология

Методические указания к теме 2.

Изучая классические теории социологии, следует обратить внимание на основные течения XIX в. – позитивизм, психологическое направление, марксизм, формальную социологию и понимающую социологию. Именно они определили развитие современной социологии и являются основой формирования новейших теорий.

При изучении социологических и иных социальных теорий необходимо понимать, что они являются ответом на заявленные обществом потребности. Динамика научных теорий не может быть объяснена простым стремлением человека к новым знаниям или процессами саморазвития научного знания. Вместе с тем ясно, что изменение общественных потребностей, взаимодействие теории и практики неизбежно приводит к ревизии научных теорий, их пересмотру. Таким образом, не все положения классических теорий прошли проверку временем. Тем не менее, вся современная социальная наука базируется на классике.

В любой классической теории следует выделять наиболее важные смысловые фрагменты:

1. Истолкование предмета и методов науки (методологические принципы автора или социологического направления).

2. Принципиальное понимание общества (выражаемое, как правило, в терминах «социологический номинализм» или «реализм», «социологизм» или «натурализм»).

3. Социальная статика (законы строения и функционирования общества, описание основных элементов общества).

3А. Теория личности (представленная в большинстве, но не во всех теориях, поэтому и вводится подпункт 3А, чтобы не нарушать общей нумерации). В теории личности рекомендуется выделить следующие основные моменты: формирование личности, структура личности, характер взаимодействия личности и общества.

4. Социальная динамика (законы, факторы и этапы развития общества).

Следует учитывать, что в номиналистических теориях социальная статика будет присутствовать в ограниченном варианте – (в основном в виде взаимодействия личности и массы, личности и элиты), а социальная динамика может вовсе отсутствовать или сводиться лишь к динамике внутригрупповых отношений.

Более подробные разъяснения содержания названных пунктов будут даны в описании задания на письменную контрольную работу (С. 28).

Тема 3 Общество как система

Основные вопросы темы.

1. Системные идеи в обществознании.

2. Структурный функционализм.

3. Теория социального конфликта.

4. Цивилизационные модели общества.

Методические указания к теме 3.

Со времен античности в философии и науке формировалась потребность в комплексном, целостном отображении явлений, включая социальные. В XX веке в ответ на эту потребность сформировался системный подход как общенаучная методология, широко применяющийся в теоретической и прикладной социальной науке.

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующее. Несмотря на множество определений системы (свыше 300) принципиально различными являются всего два. Во-первых, это классическое определение из «Общей теории систем» Л. Берталанфи (система – комплекс взаимосвязанных элементов), во-вторых, - определение Б.Анохина, который включил в содержание понятия «система» наличие цели развития объекта, рассматриваемого как система. Исторически первым вариантом системного подхода был органицизм. На протяжении XX в. сформировалось множество системных моделей (общая теория систем Л. Берталанфи, кибернетика Н. Винера, теория информации К. Шеннона – основные), положения которых нашли применение не только в естественных науках, но и в обществознании. Как следует из разъяснений по теме 1, системные представления об обществе в большей степени присущи реалистическим моделям, нежели номиналистическим.

Применение системных категорий, таких как система, структура, элемент, функция, генезис, эволюция, революция, прогресс, регресс позволяет давать целостное описание социальных явлений.

В 70-е гг. возникли новые модификации системного подхода, которые существенно корректируют классические его варианты и в большей степени учитывают факторы разнообразия и изменчивости как природы, так и общества. Речь идет, прежде всего, о синергетике, которая подтверждает основные научные принципы познания (детерминизма, развития) и, вместе с тем, содержит неявную критику как крайне либеральных социальных теорий, недооценивающих роль организации и управления в жизни общества, так и теорий, утверждающих необходимость или возможность тотального управления обществом. Социальное развитие с точки зрения синергетической модели выглядит многовариантным и необратимым. Синергетика дает уточненную модель развития объектов природы и общества через диалектику хаоса и порядка, смену равновесных и неравновесных состояний объектов, с учетом действия как внутренних, так и внешних, случайных факторов.

Основными системными моделями в мировой социологии являются структурный функционализм и теория социального конфликта. Обе эти теории соответствую парадигме социальных фактов, т.е. относятся к социологическому реализму. Несмотря на противоположность исходных методологических принципов (одна делает акцент на социальной статике, другая – на социальной динамике), обе теории представляют частные собой разновидности нормативного детерминизма. Особое внимание следует обратить на типологию форм приспособления к общезначимым нормам и ценностям Р.Мертона. Эта модель широко используется при изучении девиантного поведения, а также в социологии личности, теории менеджмента.

В рамках темы «Общество как система» традиционно рассматриваются цивилизационные модели. Широко распространено мнение о том, что эти модели противоположны формационной модели К.Маркса. Это мнение представляется недостаточно обоснованным. Более адекватным представляется сопоставление двух групп цивилизационных моделей.

К первой относятся более ранние по происхождению теории, утверждающие уникальность социальных организмов (культурно-исторических типов, по терминологии Н.Я. Данилевского), отрицающие единство исторического процесса, преемственность в развитии разных народов. Особое внимание ими уделяется духовным факторам эволюции цивилизаций, таким как религия, национальное самосознание. В целом они выражают идеи локализма или социокультурного релятивизма. Эту группу представляют также О. Шпенглер, А. Тойнби.

Вторая группа представлена моделями, выражающими идею универсализма, и сюда вполне вписываются, во-первых, варианты формационного подхода. Во-вторых, особую подгруппу составляют теории технологического детерминизма. В отличие от марксизма, в котором особое значение придается отношениям собственности, Т. Веблен, Дж.К. Гелбрайт и их последователи делают акцент на технологических отношениях, отсюда и представление о трех цивилизациях – аграрной, индустриальной и постиндустриальной. Наиболее ярко идеи теоретиков технологического детерминизма представлены в трудах А. Тоффлера («Шок будущего», «Третья волна», «Смещение власти на пороге XXI века»).

Авторы современных цивилизационных моделей (Н.Моисеев и др.) пытаются преодолеть противоположность локализма и универсализма, подчеркивают значимость как технологических, материальных, так и духовных, нравственных, гуманитарных основ цивилизации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных