Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие инноваций и их классификация




Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием

Тема 4.3 Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Цель, задачи Современное предприятие должно постоянно осуществлять инновационную и инвестиционную деятельность. Это обусловлено необходимостью поддерживать устойчивый экономический рост, конкурентоспособность и удержание своих позиций на рынке. В теме раскрывается содержание инноваций, организация внедрения инноваций на предприятии и их экономическая оценка. Поскольку внедрение инноваций связано с осуществлением инвестиционных проектов, то также дается характеристика инвестиций, принципов, лежащих в основе этой деятельности на предприятии и подходы к экономической оценки их эффективности

 

Оглавление

4.3.1 Понятие инноваций и их классификация

4.3.2 Показатели инновационного процесса на предприятии

4.3.3 Понятие и виды инвестиций

4.3.4 Принципы инвестирования

4.3.5 Методы оценки эффективности инвестиций

 

Понятие инноваций и их классификация

Одной из важных задач предприятия является обеспечение устойчивого долговременного экономического роста. Это возможно на основе повышения эффективности производства, достижении и закреплении конкурентных преимуществ, расширении внешнеэкономических связей.

В основе экономического роста на предприятии лежат следующие процессы:

1) смена технологических укладов, способствующая созданию производства новых товаров, повышению эффективности производства ранее освоенных товаров;

2) рост масштабов производства и развития организационно-экономических форм хозяйственной деятельности.

Для характеристики инновационной деятельности используются следующие понятия.

Инноватика – область науки, изучающая различные теории нововведений; формирование новшеств, их распространение; факторы, противодействующие нововведениям; адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных органов; выработку инновационных решений.

Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке или технологический процесс.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности в виде продукта или технологического процесса.

Инновационный потенциал организации – совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включая создание и распространение инновации.

Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям, срокам по освоению и распространению новых видов продукта и технологии.

Инновационная инфраструктура – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности.

Различают следующие организации:

- инкубатор – сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень информационных услуг, занимает несколько зданий.

- технологический парк – научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой. Основная задача его состоит в формировании среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов. Структурной единицей технопарка является центр. Он может быть в виде: исследовательского центра, инкубатора, научно-технического комплекса, промышленной зоны, маркетингового центра и т. д.

- технополис – целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города, в экономике которого важную роль играют технопарки и инкубаторы.

Интеллектуальный продукт – результат деятельности в области духовного производства. Он бывает в форме: научно-технической продукции, продукции информатики (программы ЭВМ, базы данных и т.п.), продукты культуры. В связи с появлением интеллектуального продукта возникает интеллектуальная собственность.

Инновационная деятельность на предприятии включает:

1) НИОКР по разработке идеи нововведения;

2) Подбор сырья и материалов;

3) Проектирование, изготовление, испытание образца новой техники;

4) Разработку новых организационно-управленческих решений по реализации нововведения;

5) Информационное обеспечение инноваций;

6) Подготовку кадров для проведения НИОКР;

7) Организацию маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

Итак, центральным звеном в инновационной деятельности на предприятии является инновация (нововведение). Существует классификация инноваций как объекта инновационной деятельности предприятия в соответствии со следующими признаками:

1) по содержанию (товары, услуги, технические, организационные, экономические, экологические, информационные);

2) по степени новизны (абсолютная, относительная, условная, частная);

3) по новационному потенциалу (радикальные, комбинированные, модифицированные);

4) по особенностям инновационного процесса (внутриорганизационный, межорганизационный);

5) по длительности этапов инновационного процесса;

6) по уровню разработки и распространению (государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные);

7) по сферам разработки и применения (промышленная, финансовая, услуги, торгово-посредническая, научно-педагогическая, правовая);

8) по источникам финансирования (собственные средства, прямое бюджетное финансирование, привлеченные средства, заемные средства).

Важным понятием, характеризующим инновацию, является ее жизненный цикл. Он представляет собой совокупность стадий от создания новшества до снятия с производства и утилизации инновационного продукта.

Инновация в своем жизненном цикле проходит следующие стадии:

1) зарождение, когда осуществляются НИОКР, разработка и создание опытной партии новшества;

2) рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

3) зрелось (серийное и массовое производство);

4) насыщение рынка (максимальный объем производства и продаж);

5) упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

Следует различать жизненный цикл производства и жизненный цикл инновации.

Анализ жизненного цикла инновации осуществляется в следующей последовательности:

1) определяется общая продолжительность циклов жизни данного вида товара;

2) определяется главная тенденция и вокруг нее распределение жизненного цикла инновации;

3) выработка стратегии и тактики роста производства новой техники;

4) анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов.

Для анализа инновационной деятельности организации нужен прогноз факторов будущего периода.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных