ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие инноваций и их классификацияРаздел 4. Экономический механизм управления предприятием Тема 4.3 Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия Цель, задачи Современное предприятие должно постоянно осуществлять инновационную и инвестиционную деятельность. Это обусловлено необходимостью поддерживать устойчивый экономический рост, конкурентоспособность и удержание своих позиций на рынке. В теме раскрывается содержание инноваций, организация внедрения инноваций на предприятии и их экономическая оценка. Поскольку внедрение инноваций связано с осуществлением инвестиционных проектов, то также дается характеристика инвестиций, принципов, лежащих в основе этой деятельности на предприятии и подходы к экономической оценки их эффективности
Оглавление 4.3.1 Понятие инноваций и их классификация 4.3.2 Показатели инновационного процесса на предприятии 4.3.3 Понятие и виды инвестиций 4.3.4 Принципы инвестирования 4.3.5 Методы оценки эффективности инвестиций
Понятие инноваций и их классификация Одной из важных задач предприятия является обеспечение устойчивого долговременного экономического роста. Это возможно на основе повышения эффективности производства, достижении и закреплении конкурентных преимуществ, расширении внешнеэкономических связей. В основе экономического роста на предприятии лежат следующие процессы: 1) смена технологических укладов, способствующая созданию производства новых товаров, повышению эффективности производства ранее освоенных товаров; 2) рост масштабов производства и развития организационно-экономических форм хозяйственной деятельности. Для характеристики инновационной деятельности используются следующие понятия. Инноватика – область науки, изучающая различные теории нововведений; формирование новшеств, их распространение; факторы, противодействующие нововведениям; адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных органов; выработку инновационных решений. Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке или технологический процесс. Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности в виде продукта или технологического процесса. Инновационный потенциал организации – совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включая создание и распространение инновации. Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям, срокам по освоению и распространению новых видов продукта и технологии. Инновационная инфраструктура – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности. Различают следующие организации: - инкубатор – сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень информационных услуг, занимает несколько зданий. - технологический парк – научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой. Основная задача его состоит в формировании среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов. Структурной единицей технопарка является центр. Он может быть в виде: исследовательского центра, инкубатора, научно-технического комплекса, промышленной зоны, маркетингового центра и т. д. - технополис – целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города, в экономике которого важную роль играют технопарки и инкубаторы. Интеллектуальный продукт – результат деятельности в области духовного производства. Он бывает в форме: научно-технической продукции, продукции информатики (программы ЭВМ, базы данных и т.п.), продукты культуры. В связи с появлением интеллектуального продукта возникает интеллектуальная собственность. Инновационная деятельность на предприятии включает: 1) НИОКР по разработке идеи нововведения; 2) Подбор сырья и материалов; 3) Проектирование, изготовление, испытание образца новой техники; 4) Разработку новых организационно-управленческих решений по реализации нововведения; 5) Информационное обеспечение инноваций; 6) Подготовку кадров для проведения НИОКР; 7) Организацию маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д. Итак, центральным звеном в инновационной деятельности на предприятии является инновация (нововведение). Существует классификация инноваций как объекта инновационной деятельности предприятия в соответствии со следующими признаками: 1) по содержанию (товары, услуги, технические, организационные, экономические, экологические, информационные); 2) по степени новизны (абсолютная, относительная, условная, частная); 3) по новационному потенциалу (радикальные, комбинированные, модифицированные); 4) по особенностям инновационного процесса (внутриорганизационный, межорганизационный); 5) по длительности этапов инновационного процесса; 6) по уровню разработки и распространению (государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные); 7) по сферам разработки и применения (промышленная, финансовая, услуги, торгово-посредническая, научно-педагогическая, правовая); 8) по источникам финансирования (собственные средства, прямое бюджетное финансирование, привлеченные средства, заемные средства). Важным понятием, характеризующим инновацию, является ее жизненный цикл. Он представляет собой совокупность стадий от создания новшества до снятия с производства и утилизации инновационного продукта. Инновация в своем жизненном цикле проходит следующие стадии: 1) зарождение, когда осуществляются НИОКР, разработка и создание опытной партии новшества; 2) рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок); 3) зрелось (серийное и массовое производство); 4) насыщение рынка (максимальный объем производства и продаж); 5) упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка). Следует различать жизненный цикл производства и жизненный цикл инновации. Анализ жизненного цикла инновации осуществляется в следующей последовательности: 1) определяется общая продолжительность циклов жизни данного вида товара; 2) определяется главная тенденция и вокруг нее распределение жизненного цикла инновации; 3) выработка стратегии и тактики роста производства новой техники; 4) анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов. Для анализа инновационной деятельности организации нужен прогноз факторов будущего периода.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|