Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Некоторые специальные задачи




К числу таких специальных задач относятся те, которые касаются исследования школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или МО

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока является неисчерпаемым Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем пар параметра, а за 2 - 3 из перечисленных Это зависит от того, что является главным для учителя в момент его работы Самоанализ уже является началом подготовки учителя к новому урококу.

 

 

30. Анализ современных букварей и азбук с точки зрения звукового аналитико-синтетического метода с точки зрения: целей формирования личности; организационной; психолого-лингвистической.

Авторы современных букварей и учебно-методических пособий по развитию речи учащихся начальных классов стараются учитывать эти особенности и вносят свои коррективы в процесс дальнейшего формирования речевых умений учащихся.

Для получения реального представления о том, какие сегодня применяются буквари и учебно-методические пособия и буквари, необходимо обратиться к их анализу, определить их особенности и специфику. С этой целью предпринята попытка решить следующие задачи: определить обязательный учебный материал, способствующий активному усвоению школьниками навыков устной и письменной речи; проанализировать необходимый объем знаний и умений, получаемых учащимися начальных классов в процессе обучения по данному учебно-методическому пособию; сравнить сочетание традиционной и инновационной составляющей; определить, насколько то или иное учебно-методическое пособие написано с учетом возрастных психологических о собенно стей учащихся.

С целью получения объективной картины о целях и содержании действующих букварей и учебно-методических пособий по развитию речи и современных букварей были рассмотрены работы следующих авторов: 1. Т. М. Андрианова. Букварь. 2. М. Н. Быстрова. Букварь. Мир слова. 3. И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. Мой любимый букварь. 4. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, А. Ф. Шанько. Букварь. 5. Н. С. Жукова. Букварь. Пособие по обучению детей 5-6 лет правильному чтению. 6. Н. В. Нищева. Мой букварь: Книга для обучения дошкольников чтению. 7. Е. И. Соколова. Букварь: Пособие по обучению чтению детей. 8. В. В. Шакирова. Путешествие в звуко-буквию. Учебное пособие, букварь-тетрадь для обучения детей чтению в игровой, занимательной форме. 9. Г. П. Шалаева. Букварь для мальчиков. 10. Д. Б. Эльконин. Букварь. Часть 1. Учебник-тетрадь.

Действующие буквари и учебно-методические пособия, отражая реалии сегодняшнего дня, уделяют большое внимание работе над развитием как первичных, так и последующих речевых умений и навыков, а также работе над словом.

«Букварь»Т.М.Андриановой(1), написанный с учетом возрастных особенностей ребенка, предлагает детям различные развивающие игры, стихи, скороговорки, загадки. Особенностью данного букваря является его многоплановость. Автор убеждена, что урок нельзя строить только на одном виде деятельности (например, только чтении или только письме), методика подачи материала должна быть дробной, это позволяет удержать внимание ребенка и не дать ему заскучать и отвлекаться во время урока. С этой целью, по мнению автора, задания следует чередовать. Данный букварь учитывает современные методические требования, в том числе и требование личностно-ориентированного обучения.

Обучить чтению помогает «Букварь. Мир слова» М. Н. Быстровой (2), ставящий своей задачей с раннего детства закладывать фундамент грамотного письма и способствовать формированию у ребенка любви к чтению.

Большой интерес для педагогов может представлять «Мой любимый букварь», написанный лингвистом, профессором, автором многих книг для детей, учебников и двадцати широко известных пособий И. Б. Голуб в соавторстве с профессором Д. Э. Розенталем (3). Данная книга отличается не только высоким профессионализмом, но и написана увлекательным языком.

Самым популярным и востребованным является букварь В. Г. Горецкого (4), эффективность которого проверена годами практики. Известно, что 60 % школьников обучалось и обучается по этому букварю.

Специалисты отмечают, что успех этого пособия основан на продолжении традиционных классических традиций отечественной букваристики. Все буквари прошлого одной из своих задач ставили воспитание в детях уважения к труду, и в этом ряду данный букварь — достойный преемник.

Отметим, что букварь В. Г. Горецкого построен на принципе частотности, который предполагает изучение букв по принципу частоты их употребления.

Известно, что букварь, являясь первой книгой ребенка, учит его не только чтению, но и правилам поведения в социуме, нормам и жизненным установкам. В этом смысле букварь В. Г. Горецкого содержит не только тщательно отобранный дидактический материал, но и материалы воспитательного характера, где приоритетными задачами являются гуманное отношение к человеку, позитивное отношение к миру, патриотизм и высокие нравственные принципы.

«Домашний букварь. Пособие для родителей и детей», составленный логопедом Н. С. Жуковой, основан на традиционном подходе к обучению чтению, но автор дополняет его другим способом обучения ребенка чтению, осознанию им буквосочетания как цельного графического элемента — слога в качестве единицы чтения, в дальнейшем — письма.

Особенностью этого букваря является задача наибыстрейшего обучения ребенка чтению и намеренный отказ автора от занимательности и развлекательности. Автор, используя опыт работы логопеда, сочетает обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме.

Интерес представляет букварь, написанный учителем-логопедом Н. В. Нищевой «Мой букварь: Книга для обучения дошкольников чтению», которая учитывает закономерности формирования детской речи. Автор предлагает изменить традиционную последовательность знакомства ребенка с буквами алфавита, так как не все звуки одинаково легки по произношению, и предлагает свою методику. Данный букварь предназначен для обучения чтению и может использоваться на занятиях с детьми с нормальным речевым развитием и имеющими дефекты речи.

«Букварь: Пособие по обучению чтению детей» педагога-методиста Е. И. Соколовой, автора более семидесяти развивающих книг для дошкольников, представляет собой обобщение многолетнего педагогического опыта работы с детьми этой возрастной группы. Данную книгу отличает умелое сочетание традиционного подхода с современными методами обучения школьников чтению, использование авторских приемов обучения, которые, в частности, выражаются в особом подборе слов, что позволяет повысить эффективность обучения чтению. Автором поставлена задача научить детей самостоятельно читать еще до поступления в школу.

В процессе изучения теоретического материала и отдельных видов учебно-методических пособий и букварей рассмотрена работа автора В. В. Шакировой «Путешествие в Звукобуквию». Следует отметить, что такой лингвометодический термин, как «звуко-буква» уже употреблялся языковедами в начале XX века. Автор известного в начале XX века букваря «Словечко» П. П. Мироносицкий использовал его для обучения малышей грамоте. Подобный термин встречается и в работах методиста начала прошлого века И. Н. Шапошникова.

Автор полагает, что для более успешного процесса обучения детей чтению следует формировать устойчивый интерес к самому процессу чтения и положительную мотивацию к обучению. Она выделяет следующие мотивы: познавательный, перспективный, мотив личностного роста, мотив общения со сверстниками.

Данная работа написана с учетом возрастных особенностей дошкольников и школьников, а также с учетом разного уровня развития детей. По мнению автора, дидактический материал, предлагаемый учащимся, не должен быть скучным, неинтересным и навязчивым, он должен быть увлекательным для них, подаваться в форме игры и быть максимально эффективным.

Обращают на себя внимание «Букварь для мальчиков» и «Букварь для девочек», специфической особенностью которого является их назначение — только для обучения чтению мальчиков и только для обучения чтению девочек. Автор Г. П. Шалаева убеждена в том, что психофизические особенности детей неодинаковы, мальчики в силу своих психологических особенностей более склонны к активному обучению и потому предлагает им задания в игровой форме. Девочки, по мнению автора, более усидчивы и послушны, в силу чего им предлагаются задания другого типа.

«Букварь. Часть 1. Учебник-тетрадь» ученого Д. Б. Эльконина знакомит детей с навыками моделирования слоговых и звуковых схем слов и рассказывает о русском языке как системе.

Самой известной книгой для первоначального чтения детей является «Букварь» Д. И. и Е. Н. Тихомировых, изложенный в простой и доступной для детей форме и предназначенный не столько для специалистов, сколько для родителей и домашнего чтения. Заложенные здесь традиции, специально отобранный дидактический материал, способствующий формированию у детей навыков чтения и воспитывающий у них трудолюбие, доброту и чувство прекрасного, имеют продолжение и сегодня.

Современная методика преподавания русского языка и литературы учитывает и те новые реалии, которые вносит жизнь. В повседневность давно вошли электронные средства, Интернет с широкими возможностями, в последнее время появились даже электронные учебники, в том числе и электронный букварь, однако, наряду с положительными сторонами он имеет свои отрицательные стороны. Обучение детей по электронному букварю, как отмечают методисты, представляется процессом современным и увлекательным, однако небезопасным, так как длительное нахождение перед экраном компьютера может повредить их здоровью. В силу этого пользование электронным букварем должно идти параллельно с традиционным учебником.

В исследовании не ставилась задача рассмотреть все имеющиеся в печати буквари и охарактеризовать инновации, которыми характеризуются современные авторские работы, нами осуществлен обзор в этом направлении, который позволяет сделать следующие выводы.

Имеющиеся учебно-методические пособия и буквари, отражая реалии сегодняшнего дня, уделяют большое внимание работе над развитием как первичных, так и последующих речевых умений и навыков, а также работе над словом. Их отличают следующие характеристики:

1) в букварях представлен обязательный учебный материал, способствующий активному усвоению школьниками навыков устной и письменной речи; 2) предложен необходимый объем знаний и умений, который ученики получают в процессе обучения по данному учебно-методическому пособию; 3) умело и профессионально сочетается традиционный и инновационный подход; 4) учитываются возрастные психологические особенности учащихся.

Вместе с тем в современных букварях имеются определенные недочеты. Некоторые действующие буквари сосредоточены на частных проблемах и не дают ребенку целостного представления об огромном мире русского языка и литературы, не имеют охвата картины мира, в котором предстоит жить маленькому человеку. Букварь, являясь первой книгой в жизни человека, обучает его не только собственно чтению, но и умению ориентироваться в сложных условиях современного социума, основываясь на традиционных принципах нравственности-доброте, милосердии, уважении к людям, любви к Родине. Букварь словно нацеливает маленького человека, гражданина общества, как ему жить в этом обществе, как регулировать свои отношения с ним и найти достойное место.

В силу этого букварь является личностно ориентированной книгой, пробуждающей в ребенке желание стать социально полезным членом общества.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных