Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II Методы стимулирования и мотивации учения




Первая подгруппа: Методы стимулирования интереса к учению; Познавательные игры; Учебные дискуссии Создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний; Создание ситуаций занятости, апперцепции, познавательной новизны

Вторая подгруппа: Методы стимулирования чувство долга и ответственности; Убеждение в значимости обучения; Предъявление требований, упражнения, направленные на выполнение требований; Поощрение в обучении Осуждение недостатков в обучении

ІІІ Методы контроля и самоконтроля в обучении

Первая подгруппа: Методы устного контроля и самоконтроля; Индивидуальное опроса; Фронтальный опрос; Устные экзамены, программируемое опроса

Вторая подгруппа: Методы письменного контроля и самоконтроля; Контрольная письменная работа; Письменные зачеты, письменные экзамены; Программируемые письменные работы

Третья подгруппа:

Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля;

Контрольная лабораторная работа Машинный контроль

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не лишена недостатков Практика богаче и сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем, поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли ли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогли бы педагогам совершенствовать практику, продолжаетсяя.

Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют учебную, развивающую, воспитательную, стимулирующую (мотивационную) и контрольно-корректирующую функции С помощью метода достигается цель обучения - (обучающая функция), оговариваются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитательная функция)

Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к обучению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности - в этом заключается стимулирующая функция

Наконец, с помощью всех методов, а не только контролирующих, учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно-корректирующая функция) Функциональная придать атнисть разнообразных методов не остается постоянной в течение всего учебного процесса, она изменяется от младших к средним и далее до старших классов, интенсивность использования одних методов понятен становится, других - спадає.

Функциональный подход является основой для создания системы методов, в которой они проявляются как относительно самостоятельные пути и средства достижения дидактических задач Метод определяется как самостоятельный, если он н имеет существенные признаки, отличающие его от других методев.

 


 

57. Проблема неуспевающих учащихся: причины и пути решения.

По данным ученых, примерно 12,5% учащихся испытывают трудности в обучении, в значительной мере затрудняет работу учителя На обозначения этого явления в психолого-педагогической литературе употребляют понятие \"неуспех ишнисть \"и\" отставаниеuot;відставання".

Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксированная через период обучения (после изучения раздела, в конце четверти, полугодия)

Неуспеваемость является следствием процесса отставания, взаимосвязана с ним, в ней синтезированы отдельные отставания

Отставание - невыполнение требований (или одного из них) на одном из промежуточных этапов того отрезка учебного процесса, который является временной границей для определения успешности

По мнению Ю Бабанского, причинами неуспеваемости учащихся является слабое развитие мышления - 27%; низкий уровень навыков учебного труда - 18; отрицательное отношение к учебе - 14; отрицательное влияние семьи, равно олиткив - 13; пробелы в знаниях -11; слабое здоровье, утомляемость - 9; слабая воля, недисциплинированность - 8%.

целом причинами неуспеваемости могут быть общее и глубокое отставание по многим предметам и 8а длительное время, частичное или постоянное отставание по нескольким сложным предметам, эпизодическое отставание ния из одного или нескольких учебных предметов, которое можно преодолеть.

Свидетельством неуспеваемости ученика в обучении: а) неспособность объяснить, в чем заключается сложность, задача, наметить план самостоятельного ее решения, указать, что нового получено в результате его решения вязания б) отсутствие его вопросов по существу изучаемого, попыток найти правильный ответ, игнорирование дополнительной к учебнику литературы в) пассивность и отвлечение в те моменты урока, когда т Рива поиск, нужны напряжение мысли, преодоление трудностей г) не реагирования эмоционально (мимика, жесты) на успехи и неудачи, неспособность оценить свою работу, отсутствие самоконтроля г) неспособность по яснить цель выполняемой работы, сказать, на какое правило она задана, невыполнение указаний правила, пропуск действий, смешения их порядка, несостоятельность проверить полученный результат и ход работы д) неспе роможнисть воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, изложить систему понятий, отойти от готового текста; е) непонимание текста, построенного на изученной системе понят.

Причины отставания в учебе разделяют на следующие группы: 1) недостатки физического и психического развития (слабое здоровье, неразвитые память и мышление, отсутствие навыков учебной работы) 2) недоста атний уровень воспитанности (отсутствие интереса к учебе, слабая сила воли, недисциплинированность, отсутствие чувства долга и ответственности); 8) недостатки в деятельности школы (отсутствие в класс и атмосферы уважения к знаниям, недостатки в методике преподавания, недостаточная организация индивидуальной и самостоятельной работы учащихся, равнодушие и слабая подготовка учителя) 4) негативное влияние атмосферы в семьи (низкий материальный уровень жизни семьи, негативное отношение родителей к школе, отрыв детей от учебной работы и др.).

По данным исследований, эти причины по-разному влияют на ребят Так, среди неуспевающих почти 80% юношей и 20% девушек Слабое здоровье является главной причиной неуспеваемости у ребят вдвое реже е, чем у девушек Недостаточный уровень воспитанности у ребят случается втрое чаще, чем в девчонкачат.

зависимости от вида отставания в учебе проводят соответствующую учебную работу с учащимися по его устранению Преодолению эпизодического отставание способствуют: консультации по рационализации учебного труда и, усиление контроля за ежедневным трудом учащихся; своевременное реагирование на отдельные факты отставание, выявление их причин и принятия оперативных мер, направленных на их - устранение; индивидуальные задания по изучению пропущенного, контроль за выполнением заданного Для преодоления устойчивого отставания а одного предмета или предметов одного профиля необходимы: совершенствование методики преподавания предмета; доступн е раскрытия учебного материала, развитие мышления учащихся; дифференцирования задач по устранению пробелов в знаниях специальное повторение недостаточно усвоенных тем, меры, направленные на развитие интерьера рес к учебному предмету Чтобы преодолеть устойчивое и широко профильное отставания учащихся, следует принимать меры по устранению эпизодического и частичного отставания; координировать действия всех учителей с предмет ей, из которых ученик не успеваетгає.

В процессе преодоления неуспеваемости целом устраняют пробелы в знаниях и навыках самостоятельной учебной работы; развивают у учащихся внимание, воображение, память, мышление; преодолевают негативное отношение к обу ния и воспитывают интерес к знаниям; устраняют внешние факторы, вызывающие неуспеваемость.

Одним из путей преодоления неуспеваемости есть дополнительные занятия с неуспевающими учениками основном они являются индивидуальными, но иногда их проводят с группой 3-5 учащихся, имеющих те же пробелы в знаниях Билл льшисть дополнительных занятий добровольные, но в отдельных случаях они обязательны, их проводят по назначению учителя Для организации этих занятий необходимо выяснить причины неуспеваемости школьников, уста новити, чего не знает каждый из них, детально продумать расписание занятий, который должен соответствовать требованиям школьной гигиены и не перегружать учеников занятиями Дополнительные занятия нецелесообразно проводить сразу по окончании урокаоків.

С самого начала организации занятий с неуспевающим учеником крайне важно завоевать его доверие, убедить в том, что целью занятий является помощь в обучении, пробудить в нем веру в собственные силы, ба ажання работать наилучших.

Методы и приемы занятий с такими учениками должны быть разнообразными и одновременно сугубо индивидуальными С учениками, которые медленно усваивают суть материала, не сразу находят способ решения задач, рабо цюють более медленными темпами Проверяя выполненное задание, от ученика требуют объяснения, просят рассказать правило, привести соответствующий пример Со временем педагог предлагает новый вид работы с поста постепенным усложнением ее от занятия к занятию Итог дополнительных занятий подводят после устранения отставанияання.

Преодолению неуспеваемости способствуют ориентации педагогического коллектива на ее профилактику, дифференцированный подход к учащимся, концентрирование внимания на совершенствовании методики преподавания сложных предметов, систематическое изучение реальных учебных возможностей учащихся, ознакомление учителей с методикой преодоления неуспеваемости, единство их действий, обеспечения внутришкольного контроля за работой с успевают ственными ученикам.

Решающим в предотвращении и преодолении неуспеваемости школьников надлежащая подготовка учителя к этой деятельности Для этого он обязан осознать значимость проблемы, уметь установить причины неуспеваемости те в каждом конкретном случае, владеть методикой обучения неуспевающих учеников, подходить к ним с \"оптимистической гипотезой\", проявлять терпение, доброжелательностьозичливість.

Определенную роль в преодолении неуспеваемости школьников играют классы выравнивания, укомплектованы на базе одной или нескольких начальных школ микрорайона из детей, при поступлении в школы оказались непидгот товленимы к систематическому обучению в обычных условиях, а также из числа неуспевающих по основным предметам учащихся первого и второго классов В них наблюдаются задержки развития восприятия и мышления я, ослабление памяти, неустойчивое, однако не настолько, чтобы отнести их к категории дефективных Такие дети требуют усиленного внимания, особого труда За два-три года интенсивной работы учителя они преодолевают отставание в знаниях от своих сверстников из обычных классов и могут вместе с ними успешно продолжать обучение в средней школолі.

Важным фактором успешной работы классов выравнивания является относительная однородность состава учащихся, сравнительно одинакова их школьная зрелость Учителя могут маневрировать учебным материалом, использовать ты его по обстоятельствам, которые сложились во время изучения определенной темы, при необходимости - временно замедлить темп усвоения учебной программы отдельными учениками, классом Главным является надлежащее усвоение я материала каждым учеником, устранения пробелов в знаниях, развитие умения учиться, что создает предпосылки для преодоления бывшего отставание Определенное значение имеет также наполнение классов выравнивания (не б ильше 20 детей) В таких классах работают учителя высокой квалификации, способные творчески организовать познавательную деятельность ученикичнів.

В зарубежных странах неуспеваемость учащихся преодолевают индивидуализацией обучения, созданием особых классов выравнивания * Для отстающих готовят программированные пособия, создают специальные компьютерные пр рограмы для индивидуальной робот.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных