Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторические типы мировоззрения




Цель изучения темы: Выявление специфики философского знания, его принципиального отличия от мифологических и религиозных идей.

Основные вопросы темы: Предмет философии. Понятие мировоззрения и его типы (мифологическое, религиозное, философское). Время и причины возникновения философии. Структура философского знания.

Предмет философии, т.е. круг изучаемых ею проблем, во многом определяется спецификой самого философского знания. Философия изучает наиболее общие принципы и закономерности бытия, познания и общества, она стремится ответить на вопрос о смысле человеческого существования, вырабатывая обобщенную систему взглядов на место человека в окружающем мире и социуме.

Философия исторична в двух значениях: во-первых, она появляется на определенном этапе развития общества в 6 в. до н.э. в древних Китае, Индии и Греции; во-вторых, она исторична, так как развивается вместе с прогрессом общества, на передний план в связи с изменениями в социальной сфере выходят либо проблемы субстанции, либо вопросы гносеологии и антропологии, либо проблематика философии истории и философии науки. Философия является мировоззрением, т.е. она содержит систему взглядов, определяющих отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Философскому мировоззрению исторически предшествовали мифология (в переводе с греч. – предание, сказание) и религия (в переводе с лат. - благочестие).

Мифологическое мировоззрение обладает рядом особенностей: оно отражает мир в образной форме и эти образы для носителя этого мировоззрения «подлинная и максимально конкретная реальность» (А.Ф. Лосев). Поэтому к мифологическим образам относятся эмоционально, их любят, ненавидят, почитают, боятся и т.д., на них часто переносят человеческие свойства.

В мифологическом мировоззрении существуют специфические методы доказательства истинности тех или иных положений. Для мифа неважна логическая аргументация, отсюда понятно, что для него тезисы, построенные на интеллекте, не являются главными. Важнейшее значение имеет апелляция к традиции, события прошлого служат ключом к пониманию настоящего. Вообще время «первопредков, первотворения, первопредметов» выступает совокупностью первопричин, определяющих исторический процесс и современное состояние общества.

Наконец, мифология имеет синкретический характер, так как в ней присутствуют в зачаточном виде элементы религии, философии, науки и искусства. Появление более развитых типов мировоззрения, не приводит к автоматическому отмиранию мифологии, возникают ее новые формы, в частности, связанные с современной научной проблематикой, например, мифы о космических пришельцах, НЛО и пр.

Религиозное мировоззрение обязательно включает в себя мифологический элемент и их часто трудно отделить друг от друга, особенно в религиях первобытного общества и раннеклассовых формах религии. В то же время, если в мифах главный упор делается на интерпретацию природной и социальной жизни, то в религии на первый план выступает стремление повлиять на сверхъестественное в желаемом для себя направлении. Отсюда особое значение культа, призванного добиться этой цели. В классовых формах религии появляется церковный институт, т.е. совокупность верующих и профессиональные служители культа. Для последних защита, обоснование и распространение религиозного мировоззрения становится профессией. С появлением монотеизма, (речь, прежде всего, идет об иудаизме, христианстве и исламе) появляется теология (богословие). Это совокупность основных положений вероучения (догматов), построенных на основе священных текстов, полученных в виде божественного откровения. При этом при обосновании догматических начал используется человеческий разум, система рациональных построений, призванных истолковать и разъяснить богооткровенное учение. Догматы, став официальным учением церкви, приобретают статус непогрешимых истин, выступают критерием правильности построения тех или иных спекулятивных умозаключений.

Наконец, философское мировоззрение, возникающее, как мы уже отмечали в 6 в. до н.э. Исторически сложились две концепции возникновения философии – мифогенная, утверждающая, что философия возникает из мифологии. Последняя, опираясь на прогресс в рациональной форме мышления, эволюционирует от образного осмысления действительности к ее понятийному анализу (сторонники: Платон, Гегель, Шеллинг, А.Ф. Лосев и др.). Другая точка зрения гносеогенная – философия возникает как необходимое обобщение преднаучного знания (Г. Спенсер, А.А. Богданов, вообще весь позитивизм).

Современная философия склоняется к тому, что обе эти теории не противоречат друг другу, а взаимно дополняют друг друга, все большее распространение получает гносеогенно-мифогенная концепция возникновения философии.

Спецификой философского мировоззрения является то, что оно отражает мир в понятийной форме. Естественно, в отличие от мифологических и религиозных образов философские идеи доступны только тем, кто знает их язык. Система философских построений носит не хаотический характер, а подчиняется определенной логике. Устанавливается субординация между понятиями, выделяются категории, как наиболее фундаментальные и предельно общие понятия.

Философия не только выдвигает те или иные положения, но стремится обосновать и доказать их истинность. Иными словами появляется система рационализированных построений, опирающихся на разум.

Наконец, для философии не существует догматических ограничений, она обсуждает и рассматривает любые мировоззренческие темы, ничего не принимая на веру. Конечно, в истории философии были многочисленные примеры, когда та или иная социальная система пыталась ограничить ее свободу. Но эти ограничения порождаются не природой философского знания, а навязываются ему извне.

Философия по мере своего развития разделяется на специфические сферы знания, которые находятся в сложной взаимосвязи, взаимовлиянии. Перечислим основные разделы философского знания. Онтология - учение о бытии, основных видах и свойствах бытия. Гносеология (теория познания) - учение о познании, способах, условиях получения истинного знания, о соотношении знания и изучаемой реальности. Философская антропология - учение о человеке, решающее главный вопрос о сущности человека, способах и условиях ее реализации. Социальная философия - учение о сущности, структуре, движущих силах развития общества. История философии - рассматривает генезис и развитие философских проблем и идей. В силу своей плюралистичности, невозможности окончательного решения проблем философия, в отличие от многих других наук, не может быть представлена вне своей истории, как совокупность неоспоримых истин.

Кроме перечисленных, имеются философские дисциплины более частного характера (философия науки, философия языка, философия религии, философия права и т.д.).

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каково соотношение предмета философии и понятия мировоззрения?

2. В чем специфика мифологического мировоззрения?

3. Каковы особенности религиозного мировоззрения?

4. Когда и по каким причинам возникает философия?

5. В чем специфика философского мировоззрения?

6. Какова структура философского знания (основные разделы философии)?

 

 

Тема 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных