Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальных институтов науки и образования




 

Цель изучения темы: Показать зависимость характера современного общественного развития от состояния и взаимодействия социальных институтов науки и образования.

Основные вопросы темы: Цивилизации и образовательные цели и средства. Наука в системе средств деятельности. Характер образования в информационной цивилизации. Исторический характер социальной категории «молодежь», миссия молодежи сегодня.

 

С развитием человеческого общества, при переходе от одного типа цивилизаций к другому качественно меняются человеческие и общественные потребности и способности. Крупным планом в человеческой истории выделяют три типа цивилизаций:

Аграрная (до XV – XVI вв.) - Индустриальная (XV-XVI вв. - середина XX в.) - Постиндустриальная (Информационная) (с середины XX в.).

В снятом виде общественные потребности и способности задают основной, ключевой продукт, вырабатываемый, производимый в рамках цивилизации. В соответствии с тремя типами цивилизаций крупным планом можно выделить три типа ключевых, базисных продуктов:

Пища - Товары - Услуги

При этом ключевыми, базисными факторами цивилизационных деятельностей, снимающих в себе наличный уровень общественных потребностей и способностей, являются, соответственно:

Физическая (мышечная) сила - Капитал - Знания (Информация)

Базисными технологиями базисных цивилизационных деятельностей соответственно выступают:

Ручные орудия - Машины - Информационно-организационные технологии

Для нас в рассматриваемом контексте важно вычленить в максимально общем виде характер ключевых целей и образовательныхтехнологий в типах цивилизаций. Если ключевые цели образования (что подлежит трансляции и ассимиляции) задаются осью:

Опыт, навыки - Научные знания - Методологии деятельности,

то парадигма ключевых образовательных технологий (как транслировать) соответственно развертывается по оси:

«Делай как я (мимесис)» - «Делай как они» - «Делай как можешь»

Из приведенной схемы отчетливо видно, что с развитием общества наука, научные знания по своим масштабам все больше выступают источником, базисным фактором общественной деятельности. А сама общественная деятельность по форме все больше предстает как деятельность по утилизации научных знаний. Следовательно, наука и непосредственно, и через сложные механизмы своей утилизации в общественной деятельности существенным образом перестраивает структуру и содержание социокультурных программ общества. Изменение же набора социокультурных программ являет собой историческую форму общественных требований к системе образования. Остановимся на глубинных, предельных детерминантах, задающих отношения между институтами науки образования, особенно сегодня, в эпоху становящейся информационной цивилизации.

Между человеком, как субъектом деятельности, и миром, производством, как объектом приложения его сил, всегда присутствует посредник - средства деятельности. Сегодня в состав средств деятельности включено знание, причем в невиданных ранее масштабах (в этом и смысл информационной цивилизации). Это обстоятельство является источником появления новых технологий деятельности, источником нового качества человеческих и общественных потребностей и способностей. Запас знаний и умений традиционного работника, приступавшего к работе, не превышал требуемого для совершения необходимых операций и был практически достаточным для работы на протяжении всей его трудовой жизни. У современного субъекта деятельность только и может быть успешной, если запас его знаний заведомо превышает требуемый в данный момент данной деятельности. Этот «излишек знаний» в конечном итоге и является источником социально-экономической динамики современных обществ. В свою очередь динамика развития современных обществ предъявляет к каждому своему члену, как субъекту деятельности, невиданные ранее требования обладать способностью к деятельности более высоких сложностей и даже к переключению на иные виды деятельности.

Даже с учетом уже сказанного просматриваются контуры и содержания взаимодействия институтов науки и образования:

- образование выступает средством и каналом общественно-практической мобилизации как теоретической, так и прикладной науки: особенно сегмент профессионального образования, в котором происходит подготовка кадров к деятельности в спектре рабочих, технических, инженерных, научных профессий;

- институт образования представляет человеку возможность изменения содержания траектории деятельности от повышения уровня сложности выполняемой деятельности до смены вида и типа самой деятельности.

Не случайно в течение ХХ в. в мире зафиксирован феноменальный рост масштабов высшего образования: число обучающихся в университетах увеличилось с 1-2% соответствующей возрастной группы в начале века до 20-22% - в конце. Причем зафиксирована тенденция как увеличения возраста «среднестатистического студента», так и увеличения доли лиц, получающих в университетах «второе», «третье» и т.д. образование.

Обращает на себя внимание еще один социальный феномен, порожденный механизмами взаимодействия науки и образования и масштабно проявляющий себя сегодня. И в аграрной, и в значительной мере индустриальной цивилизациях по существу отсутствовала молодежь как социальная категория: достигнув определенного возраста (часто - с детских лет) человек включался в производительную деятельность. Т.е., между биологическим и социальным взрослениями не было временного интервала. Сегодня полноценная деятельность невозможна без специальной, солидной, достаточно длительной профессиональной подготовки, т.е. без достаточного длительного обучения. Таким образом, между биологическим и социальным взрослениями человека вклинился достаточно большой временной интервал. По сути, учащиеся, студенты, занимающие этот возрастной интервал, и составляют социальную категорию молодежи. Статистически обоснована следующая закономерность: чем новее, интеллектуально сложнее спектр профессий, тем моложе и численно значительнее контингент людей, причастных к этим профессиям. Отсюда по крайней мере два вывода:

- масштаб и качество системы образования выступает одним из главных инструментов развития общества;

- на современном этапе развития общества молодежь имеет собственную, незаменимую историческую миссию: освоение новых типов и видов социально-экономических деятельностей.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте смысл ключевых образовательных технологий в различных цивилизациях.

2. Выявите и раскройте содержание точек взаимодействия науки и образования в

современном обществе.

3. Раскройте роль образования в содержании социальной категории «молодежь»

 

 

Тема 8






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных