Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Три функциональных блока мозга (III ФБМ)




Теория трех функциональных блоков мозга (III ФБМ) А.Р. Лурия является не просто его выдающимся теоретическим открытием. Это краеугольный камень нейропсихологии. Ее значение в том, что она постулирует иерархический принцип мозговой организации психи­ческой деятельности человека. Принцип иерархии — один из базис­ных аспектов эволюционного учения. Заложив его в основу науки о системно-динамической мозговой организации психической дея­тельности, А.Р. Лурия концептуально предопределил и обосновал методологию и кардинальные пути. Это прежде всего теория о мак­роуровнях актуализации психической деятельности и их мозговом обеспечении. О принципах нейропсихологического анализа с пози-


42 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

ций операциональных и регуляторных аспектов поведения человека. Постулируется, что любая психическая функция, психическая дея­тельность и поведение в целом должны рассматриваться как верти­кально организованная система, состоящая из трех основных взаимосвя­занных и взаимодействующих функциональных блоков, каждый из кото­рых обладает собственной мозговой организацией и своим тезаурусом факторов.

Эта система, независимо от того, рассматриваем ли мы (в норме или патологии): 1) движение, речь, память, письмо, мышление или эмоции отдельно либо в их взаимодействии; 2) конкретный поведен­ческий эксцесс или целостный поведенческий стиль (стратегию) че­ловека, имеет следующую архитектонику:

1-й ФБМ — блок регуляции тонуса и бодрствования. Сегодня мы можем добавить к этому определению еще одно ключевое понятие — коадаптация. В него входят субкортикальные, срединные, кортикаль­ные медиобазальные морфо-функциональные системы мозга.

Уже обсуждалось, но стоит еще раз повторить, что именно здесь происходит закладка фундамента для формирования несущей верти­кальной оси нейросоматической организации человека — интегратив-ных подкорково-корковых (таламо-кортикальные, каудато-кортикаль-ные, стволово-кортикальные и т.п.) и спинально-подкорково-корковых петель и сетей (Адрианов, 1966, 1973, 1987, 1999; Батуев, 1978, 1981; Бехтерева, 1988; Симонов, 1987, 2004; Корсакова, Московичюте, 1985, и др.). Морфо-функционально они реализуются центральной и пери­ферической системами (или в другом ракурсе — соматической и ве­гетативной) через совокупность нервных, нейроэндокринных, ней-рогуморальных, физико-химических механизмов. Здесь же — админи­стративный центр интеграции нервно-соединительнотканной энерго­информационной актуализации человека. Поэтому на первых этапах работы с детьми нейропсихологические и телесно-ориентированные психотехники в обрамлении немедикаментозных воздействий, ориен­тированные на коррекцию и абилитацию 1-го ФБМ, имеют наиболь­ший удельный вес.

Этот нейросоматический «каркас» формирует, контролирует (активируя, тормозя, катализируя и т.д.) и модулирует все наши со­матические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Именно он опосредует оптимальный статус и иерархию в первую очередь регуляторных (непроизвольного и произ­вольного) уровней поведения человека, их сонастроенный, сбалансиро­ванный ансамбль в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней информации. Исторически эта вертикальная организация сложилась вследствие эволюционной необходимости все больше под-


Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 43

чинятъ запросы и требования (мотивационно-потребностные, виталь­ные, энергетические, когнитивные и т.д.) собственного организма императиву усложняющихся внешних, в том числе социокультурных, условий существования. Активировать и реализовать такую программу можно только благодаря формированию сенсомоторного контроля, обеспечивающего фиксацию систем обратной связи.

В прерогативу именно подкорково-корковых интегративных сис­тем входит обеспечение процессов не только обучения, но и экстра-поляционного поведения.

Инициация и выполнение всех этих «общественных» задач меж­блоковой интеграции не составляют особой сложности (в норме) для 1-го ФБМ, так как действуют в унисон с его непосредственными функциями. Ведь это уровень непроизвольной саморегуляции, включа­ющий наиболее жесткие, генетически заложенные, архаичные (ин­стинктивные) формы психической актуализации, опосредуемый ви­тальными, безусловными, филогенетически обусловленными потребнос­тями и базальными аффектами человека, его гомеостатическим и энергетическим потенциалом. С ним ассоциируются базовые механиз­мы развития вообще — импринтинг, ритмология, ансамбль пейсмекер-ных и триггерных пусковых механизмов поведения. Метафорический «де­виз» этого уровня: «я хочу».

2-й ФБМ — блок приема, переработки и хранения информации. Его мозговая организация обеспечивается задними (височными, те­менными, затылочными и зонами их перекрытия) конвекситальны-ми (наружными) отделами коры больших полушарий. Отчасти к это­му блоку мозга примыкают и премоторные отделы, поскольку ника­кие переработка и хранение информации невозможны без элементов ее отреагирования.

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в те­чение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от соса­ния соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носо­вым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления. Собственно активно актуализирует, реализует поведение во всех его проявлениях прежде всего 2-й ФБМ; 1-й и 3-й обеспечивают главным образом его инициацию, пластич­ность протекания и регуляцию во всех ее проявлениях. Это пласт пси­хики, позволяющий актуализироваться в любой ситуации без привле­чения дополнительных осознаваемых средств. Девиз этого уровня: «я могу».

3-й ФБМ — блок программирования, регуляции и контроля. Здесь главную роль исполняют лобные отделы мозга. Роль второго плана,


44 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

более элементарную, однако необычайно важную, незаменимую с точки зрения генезиса указанных функций, — премоторные, а веду­щую — префронтальные отделы (в первую очередь, по понятным причинам, левого полушария).

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, ак­тивного программирования (соответственно прогнозирования результа­тов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отре­зок времени). Построение им перспективных планов, целей, задач; вы­бор способов и условий их реализации, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реа­гирование, детекция ошибок и своевременная коррекция. Наконец, со­поставление желаемого результата с полученным с вытекающими от­сюда последствиями: удовлетворение продуктом и дебют следующей программы; неудовлетворенность и воспроизведение программы со всеми надлежащими мерами «коррекции и реабилитации». Девиз это­го уровня: «я должен».

Очевидно, что способность и возможность операционального функционирования (2-й ФБМ), а особенно произвольная саморегуляция (3-й ФБМ) формируются у человека по мере взросления и инвариантно зависят от окружающей среды (естественно, в первую очередь соци­ума). Это принципиальное для онтогенеза человека обстоятельство связано с тем, что его потенциальные (надо сказать — невероятные и безграничные) возможности и резервы адаптации, данные ему от рождения и «хранящиеся» в мозге, могут быть адекватно и полно­ценно актуализированы, реализованы только после того, как они в модифицированном, культурально-интериоризированном варианте станут составляющей его 2-го и 3-го функциональных блоков. Соб­ственный язык 1-го ФБМ вряд ли будет понят и принят «в хорошем обществе»: ведь это язык сновидений и архетипов, древних инстин­ктов и реликтовых поведенческих паттернов, висцерально-вегетатив­ных реакций и т.д.

Обозначим еще раз кратко роль подкорково-корковой организа­ции психических процессов и ее роли в онтогенезе; это необходимо в силу отмеченного выше факта формирования мозговой организации психических процессов «снизу вверх». Именно в данном (вертикаль­ном) контексте, очевидно, следует говорить о самом базовом источ­нике и условии любого типа развития: формировании истинных, иерар-хизированных, оптимально сбалансированных непроизвольном и про­извольном уровнях регуляции психической деятельности человека.

Итак, с одной стороны, это субкортикальный уровень непроиз­вольной саморегуляции (состоящий из жестких, рефлекторных, ге-


Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 45

нетически зафиксированных программ, с набором которых ребенок входит в мир), опосредуемый структурами 1-го функционального блока. С другой — уровень произвольной саморегуляции (содержание и функционирование которого полностью зависят от процессов обу­чения, так как ни одна из его составляющих не дана ребенку изна­чально, вне контакта с другими людьми), актуализируемый соответ­ственно префронтальными структурами (3-й функциональный блок).

Системы 1-го ФБМ обеспечивают человеку базальный, фоновый пласт, тонус, энергетику, пластичность протекания любого психи­ческого процесса, актуализациию широкого круга коадаптационных (то есть связанных с интимными внутренними механизмами и ресур­сами) феноменов. Но, и это не менее важно, субкортикально-корти­кальные связи — это высшие интегративные функциональные систе­мы мозга, гарантирующие адекватность поведения человека в усло­виях постоянно меняющегося стимулирования его извне и изнутри.

В них четко просматривается более низкий уровень непроизвольной саморегуляции', «я хочу!» — со стороны базальных эмоций, физиоло­гических потребностей, сенсомоторного контроля, этологических пусковых механизмов и т.п. И высший', «я должен» — произвольной са­морегуляции, обеспечиваемый когнитивными, в первую очередь рече­выми процессами. Взаимодействие их в онтогенезе способствует пол­ноценному становлению среднего звена: «я могу» — исполнительного, операционального уровня упроченных автоматизмов и навыков, при­обретаемых по мере взросления и позволяющих актуализироваться в окружающем мире без привлечения дополнительных осознаваемых средств.

Онтогенез этого функционального (операционального) пласта психики (2-й ФБМ) обеспечивается в значительной мере нижележа­щими уровнями, но импульсом, пусковым механизмом для его раз­ворачивания является активность высшего, произвольного, хотя бы потому, что для его инициации ребенок не должен быть депривиро-ван. Образно говоря, «все нынешние операции (2-й ФБМ) в детстве были программами (3-й ФБМ)».

Операциональный пласт психической деятельности формируется в онтогенезе и закрепляется благодаря ансамблю подкорковых и корко­вых зон, совокупность, модификация и функциональная включен­ность которых в ходе развития ребенка постоянно меняется. Возника­ет он благодаря свертыванию сложных произвольных действий, может иметь обратимый характер и является одним из важнейших адаптив­ных механизмов психики.

В соответствии с содержанием функциональных ролей и задач каждого из трех ФБМ и построена нейропсихологическая коррекция.


46 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

Во второй части настоящего издания представлены базовые психотех­ники и процедуры, ориентированные на преодоление их дефицита с обязательной последующей абилитацией. Однако основной целью психолого-педагогического сопровождения является формирование межблоковых интеграции в онтогенезе, поскольку ни один из функ­циональных блоков мозга не способен полноценно выполнять свои функции в отрыве от других.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных