Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Освоение внешнего пространства




Важным этапом здесь является осознание двигательных возможно­стей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Вы уже начали формирование этих пред­ставлений, выполняя с ребенком упражнения предыдущего раздела. Теперь усвоенные навыки становятся базой для его развернутого про­извольного действия.

Вспомните игру с мячом, которой еще 10 лет назад так увле­кались все дети. Сначала надо было стучать обеими поднятыми ру­ками мячом об стену; потом — снизу, руками, сложенными в за­мок; потом «белочкой» — из-за спины мяч бросали о стену и ловили его; потом — из-под ноги... Вспомнили? Ведь в этой игре все этапы чередовались очень строго, а стучать о стену необходимо было ус­ловленное число раз. А «Прятки», «Казаки-разбойники»?.. Научите своего подопечного, и вы убедитесь, что забытое старое не так уж нелепо.

37. «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст — «Пусты­
ня».
Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что
растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями,
позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно,
необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий
вход
в «норку»: например, между ножек стула или свернутый физ­
культурный мат и т.п.

«Змея» — перемещения по полу без помощи рук (на животе, на спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изоб­ражая кобру, ужа или удава.


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 161

«Скорпион» — переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках. Знакомство с сильными, быстрыми, резкими движениями.

«Суслики» — перемещения с помощью различных прыжков в раз­ном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места.

«Перекати-поле» — перекатывания и кувырки в разных направ­лениях и с разной скоростью. Это упражнение направлено также на осознание границ собственного тела.

38. «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст — «Царство
животных».
Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему
больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя
своеобразие его повадок. Потом они меняют образ, выражая его ха­
рактер через движения, звуки и специфические позы.

«Лягушка» — прыжки на месте и в пространстве.

«Заяц» — прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения.

«Медведь» — медленные, тяжелые, сильные.

«Лиса» — плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах.

«Лев» (тигр, пантера) — сильные, быстрые, гибкие движения; рычание (высвобождение эмоций).

«Лошадь» — акцент на движении корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства.

39. «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст — «Царство
птиц».

«Синица» — мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.

«Орел» — сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук. Движения в широком диапазоне (пространственном и теле­сном).

«Лебедь» — плавные, широкие, грациозные движения. Текучесть пластики.

«Птичий двор» — дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.

В конце каждой волшебной игры-превращения: «Пустыня», «Царст­во животных» или «Царство птиц» — необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самих себя (например, проползая по вол­шебному тоннелю, животные превращаются в людей). Для интегра­ции пережитого опыта детям предлагается выполнить рисунок своего животного. После этого дети вместе с педагогом садятся в круг для

б — 4794


162 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникали у них во время превращения в животных.

Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений.

40. «Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытя­
нуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо,
наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, при­
сесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направле­
ния — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

41. «Что находится справа от меня?» Попросите ребенка, не
поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После
этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь нахо­
дится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?»
Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

42. «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам
понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сто­
рон — игроки. Игрок командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч
направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок
с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «На­
зад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с
нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду
дает кто-либо из играющих (по договоренности).

43. «Кто где стоит?» В эту игру могут играть не менее трех детей.
Ставится задача: обозначить место человека, стоящего в колонне
(впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где
стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке
меняются местами, и игра продолжается.

44. «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помеще­
ния можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психо­
лога — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

45. «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно вы­
полняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага напра­
во, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем
играют в непослушного робота, который выполняет все команды на­
оборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть
вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.

После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием быстро выполнять эти задания, усложните программу:


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 163

«Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги, и т.д.».

46. «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количе­
ство детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам
бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет дей­
ствия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока
мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предла­
гается вслух проговаривать название направления, в котором они пе­
редают мяч.

47. «Мама, поверни направо...» Эта игра может предназначаться и
для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке,
по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок
говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». —
«Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не со­
образил, как скомандовать, то должен остановить маму командой
«Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препят­
ствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».

48. «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует об­
судить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет
что?.. А слева?» и т.д. Ему дается инструкция: «Покажи верхний пра­
вый угол впереди» и т.д.

После выработки навыка ориентации в пространстве относитель­но себя можно переходить к ориентации других объектов относитель­но друг друга и себя относительно других объектов.

49. «Капризный фотограф». Психолог-фотограф, желая сделать
снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо посадить:
корову справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф
все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пе­
ресаживать зверей.

Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструк­ции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы». Мо­дификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и про­веряет ее выполнение.

50. «Беги на новое место». Дети встают в колонну. Психолог или
ребенок-ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен пере­
бежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я
стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед.


164 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении. Аналогично, стоя в шеренге: «Я стою справа от...» (с передвижением влево и т.д.).

51. «Где же я сижу?» Дети рассаживаются в ряд или полукругом.
Ставится задача определить свое место: «Я сижу слева от Пети; спра­
ва от Маши, но левее Сережи; напротив... и т.д.». Затем они меняются
местами, и игра продолжается.

52. «Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок
с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, напри­
мер, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем мор­
ковь».

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вы­зывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: право — где у меня лево, а лево — где право.

— Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же сторо­ны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.

- Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает пра­вую руку; остальные поднимают свои правые руки и убежда­ются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положе­ние его поднятой руки со своими, делают вывод о противопо­ложном расположении правых и левых частей тела у лиц, сто­ящих напротив друг друга.

53. «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к психологу или
сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у
себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое ко­
лено и т.д. Потом роли меняются: инструкцию дает ребенок.

54. «Назови часть тела». Дети стоят лицом друг к другу. Один из
двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой —
называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз и т.д.».

55. «Найди свою правую руку». Сидя напротив ребенка, дать инст­
рукцию: «Делай своей правой рукой («Кстати, где она?») то же, что
и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 165

одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно — согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).

56. «Найди правый рукав». Попросите ребенка определить правый
и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в раз­
личных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.

57. «Веселые картинки». Ребенок определяет на картинках, какой
рукой действует герой, с какой стороны относительно других нахо­
дится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т.п. Эту ра­
боту рекомендуется проводить длительное время одновременно с лю­
бой другой работой по картинкам.

Устойчивый навык можно выработать только при участии роди­телей, например, дав им задание постоянно обращать внимание де­тей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т.п.

58. «Правильное зеркало». Стоя или сидя с ребенком друг на­
против друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях снача­
ла одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если психо­
лог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую —
влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут иден­
тичными.

59. «Неправильное зеркало». И.п. то же, но инструкция изменяет­
ся: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой ру­
кой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой ру­
кой, ты — правой (поднимаются правые руки)». В результате если
психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то
ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно
себя и т.д.

Таким образом отрабатываются движения с перешифровкой:

—одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом. Напри­
мер, дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до
правого колена, а правой рукой до сердца;

—движение рук ребенка относительно себя в сторону, противо­
положную направлению рук психолога. Например, его правая
рука двигается вправо, а правая рука ребенка — влево относи­
тельно себя (соответственно влево — вправо, вверх — вниз,
вниз — вверх, к себе — от себя, от себя — к себе, налево вверх
— направо вниз и т.д.).


166 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных