Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон)




Подвергали критике учение Гераклита, обращая внимание на другую сторону – устойчивость. Знание (истину), по их мнению, даёт лишь разум, логическое мышление; ощущения же и чувственное восприятие дают только мнение-повседневные представления, далёкие от истины.

Ксенофан. Его можно считать одним из основателей пантеизма - учения, отрицающего существование Бога вне природ, рассматривающего природу как непосредственное воплощение Божества. Позднее это учение развивали Д. Бруно, Б. Спиноза и др.

Выступал против антропоморфических элементов в религии. Высказал мысль о происхождении Земли из моря и привел аргументы: в отдалении от моря, в горах, находятся раковины, а на камнях – отпечатки рыб и растений. «Ничего нельзя знать достоверно!». Впервые осуществил разделение видов знания на «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают лишь мнение «людям не истина, а лишь мнение доступно».

Парменид. Он вслед за Ксенофаном разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания об истинной сущности. Центральная идея – бытие и соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ведь без сущего, о котором оно высказывается, нет мысли. Попробуйте помыслить ни о чем! Мысль будет метаться в поисках бытия, при этом каждый раз хвататься за нечто сущее. Небытие недоступно ни чувствам, ни мыслям. «Есть только бытие, небытия нет», «Нельзя отыскать мысль без бытия, мысль без бытия – ничто».

Зенон. Сформулировал несколько парадоксов, или апорий, показывающих, по его мнению, невозможность движения. Одна из них - «дихотомия» (деление пополам). Предмет, движущийся к цели, должен сначала пройти половину пути; чтобы пройти эту половину, он должен пройти половину половины; поскольку путь можно делить до бесконечности, то предмету требуется бесконечное время для достижения цели, поэтому он никогда её не достигнет. Другая апория - «Ахиллес и черепаха». Быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать медлительную черепаху, потому что когда он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха немного проползёт вперёд; ситуация повторится, и так до бесконечности. Философ Антисфен, выслушав аргументы Зенона, встал и начал ходить, наглядно показывая наличие движения. Однако Зенон ему ответил, что чувства нас обманывают, свидетельства разума для него были авторитетнее свидетельств чувств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных