Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛЕГЕНДА О ДВУХ БРАТЬЯХ-ШАМАНАХ




(Ил культа близнецов)

 

В древности, в местности под названием «Юёттээх» в нашем Баппагайском наслеге, как гласит о том легенда, родились два брата — шамана. Одного из них звали Ычым, а другого, по-православному Басылай (Василий). Однажды Ычым похитил у Верхне-Вилюйского шамана Бёлюёкэ-Уола запас сушеной рыбы — «хохчу» и съел все. Это послужило поводом для вражды между ними.

В один вечер Ычым, раздеваясь, чтобы лечь в постель, сказал домочадцам:

«Да, видимо, приблизился час, когда мой враг Бёлюёкэ- Уола покончит со мной (дословно — «съест»); люди, ходящие под моим солнцем, когда буду с ним биться, придите ко мне на помощь — кто с ледоколом, кто с рогатиной! Только держитесь всегда позади меня и ни под каким видом не заходите вперед!»

Так сказавши, он разделся и лег, но тут же перекатился напол и с бычьим ревом стал рыть руками землю, (как это делает пороз перед тем, как вступить в бой с противником). На этот момент из середины его темени вырос один рог. Продолжая рыть землю рогами, он вырыл яму под дверным порогом и через это отверстие вышел на двор. Домашние наблюдали за ним и видели, как он, в единственном числе, изображая из себя быка, с тяжкими стонами бодался с невидимым противником. Люди испуганные происходящим, все попрятались.

Наконец, прекратив борьбу, он вошел в юрту и заплакал со словами:

«Как же это вы на виду позволили забодать меня бесовскому сыну?»

Через некоторое время все основание его шеи оказалось кругом распухшим. От того он вскорости умер.

Со смерти шамана прошло два—три года. Как-то раз на озере Арыылаах случилась рыбная ловля; ловили сачками. Собрался народ, и в числе их был старший брат умершего шамана — Басылай.

Вдруг, народ видит надвигающийся вихрь; крутящийся снег столбом взвился до небес. Глядя на этот вихрь, Басылай сказал;

«Эй, острие моих рогов, лезвие моего оружия, моя собачка Юнюгэс, кажись, она бежит, держа в зубах черепную кость Бёлюёкэ-Уола? И мы, значит, не остались сидеть и досадовать, как рыболов перед озером, не имеющий в руках сачка и длинного шеста!» (Поговорка, выражающая чувство бессильного гнева. Г. К.).

(Сам рассказчик на вопросы поясняет: «Юнюгэс»— это общеупотребительное имя охотничьей собаки. Охотники, находясь в тайге, свою собаку, из почтения и жалеючи, кличут этим именем, скрывая настоящее». Г.К.)

 

 

Борисов Михаил.

Селение Нюрба.

7 марта 1925 г.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных