ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Белый и черный шаманизм(Культ конного и рогатого скота)
Павлов Николай Устинович 76 лет, 2-го Мальжегарского наслега Западно-Кангаласского улуса. 16 января 1925 года.
ШАМАНЫ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ ДУХОВ («Белые» и «черные»)
Шаманы делятся на тех, которые совершают путешествие к верхним духам, и на тех, которые могут камлать только к нижним духам. Первые воспитываются в верхней стране, а нижние шаманы внизу, у корня девяти юёр (души людей, умерших до наступления естественной смерти и превратившиеся в злых духов, «духов -пожирателей», как принято именовать их в новейшей этнографической литературе). Шаманы светлых духов («айыы-ойуна») не могут приносить жертвы с убиением скотины («кэрэх»); во всех случаях, когда люди болеют дурными болезнями, они не совершают служения. По рассказам, айыы ойуна не имели шаманского облачения. Они совершали моление только к Айыысыту (для испрошения бездетным людям ребенка) и Иэйэхситу (даятельница приплода рогатого скота, иначе называется Ынахсыт от «ынах» — корова). Когда шаманы совершают предварительное моление «джалбыйыы» (разузнавание причины болезней), они обычно держат в руках пучок белого конского волоса или прутик с пучком таких же волос.
Барахов Трофим 68 лет, Кэнтикского наслега Верхне-Вилюйского улуса. 4-го марта 1925 года. г. Вилюйск.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|