ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
БОРЬБА ШАМАНА СО ЗВЕЗДОЙ, НАВЕВАЮЩЕЙ ХОЛОД
По рассказам, в древние времена жил шаман, по имени Тюктюн. Он был из Хоринского рода. От него родился тоже шаман Сэргэх-Кююркэх, который был усыновлен шаманом Арджа. У шамана Сэргэх-Кююркэх был сын Эмэргэнэ. От Эмэргэнэ родился Иэгээни. От последнего произошел шаман Агдага. Этот был знаменитый и страшный шаман. Он был непобедим в состязаниях с шаманами («кюрсюю») и многих из них уничтожил. В ту пору появилась на небе звезда — чолбон. (См. прим.) Когда появляется на небе «чолбон», зимняя, холодная пора удлиняется, мороз усиливается, умножается снег и свирепствуют ветра. Этот «чолбон», кроме того, пошел навстречу к плеядам — «юргэл» и задержал их ход. От этого усилилось их морозное дуновение — «юргюёр». (Якуты зимний мороз ассоциируют с плеядами ввиду совпадения их высокого стояния с зимней порой. По-видимому, даже их наименование — «юргэл» происходит от «юргюёр» — морозное веяние). Наступающее лето тоже обещало быть холодным. Ввиду умножения бедствий для скота, люди обратились к шаману Агдага с просьбой попытаться уничтожить зловредный чолбон. Шаман сказал им: «Кто его знает, удастся ли мне вознестись на голую высь небесного свода?» Но люди, не отставая, стали его уговаривать. Наконец он решился совершить камлание. Вот оделся он весь по-зимнему, за пояс заткнул топор и, совершив обычное священнодействие, вознесся на небо к духу — Чолбонтой- Тойон, насылающему чолбоны. Он обратился к небу с молением: «Суостаах, суодаллаах Чолбон тёрдё, Чолбонтой-Тойон! Суоскун суодалгын угарыт, Муус чыынгкырыын тыынгнгын Бэйэнг диэкки югюрюй! Лан дойдубут муусунан тыынна ..................................................... Ылгын уолгун Чолбону Мин днэкки учугасатан кулу!» Перевод: Страх и ужас внушающий, Источник чолбона — Чолбонтой Владыка! Умоляю, укроти свой пылающий гнев, Морозное и леденящее дыхание свое Останови, втянув в себя! Изначальная земля повеяла льдом. .......................................................... Любимого сына своего — Чолбона Приблизь ко мне!
Вслед за тем шаман, стоя в юрте, начал своим топором что-то рубить. Все повыскакали на двор и явно для всех — от того чолбона сыпались искры, как при высекании огня из кремня. В заключение камлающий шаман спел: Улуутуйар Улуу-Тойон, Суоксун суодалгын Бэйэгэр угарыттынг! Орто дойдуга Муусунан тыына турар, Ылгын уолгун Миэхэ учугасатан биэрэн Суох гыннардынг! Перевод: О, Величайший Грозный Повелитель, Ты укротил свой пылающий гнев, Успокоил себя! Любимого сына своего, Пышущего льдом и морозом На среднюю землю, Ты, приблизив ко мне, Дал возможность его уничтожить! Зловредный чолбон тотчас же исчез. Шаман спустился землю весь обледенелый, покрытый куржаками снега.
Чепалов Павел Григорьевич 72 лет, 1-го Мальжегарского наслега Зап. Кангаласского улуса. 17 января 1925 года.
НЕБЕСНЫЕ ДЕВЫ
Сначала, как рассказывают, превратилась в злого духа — юёр старшая дочь Омогона, предка якутов. (Презренная женихом Эллэйем). Отец ее Омогон (после ее смерти) внес в свой дом пеструю волосяную веревку, обвязал ею столб своей юрты и, сделав (эту пеструю веревку (?) с в о и м божеством, стал поклоняться. (Не то веревке, не то духу дочери? Рассказчик но этому поводу не дал пояснений). Дочь Омогона звали Кыыс Чыбыйдаан. Небесных дев — духов несколько. Они наводят на людей сумасшествие, причиняют болезнь истерического пения, которая принимает постоянный (хронический) характер. Этим девам посвящают живыми конный скот чало-пестрой масти («сааджагай-буулуур»), голубо-пегой («джэргэльгэн элэмэс»), рыже-пятнистой («кысыл чуогур»).
Семенов Платон Савич 41 года, 2-го Мальжегарского наслега Зап. Кангаласского улуса
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|