Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Миноp 0 - поpядка .000099454




Перечень ссылок

Приложение А

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Увеличение объема промышленного производства, повышение производительности и улучшение условий труда при постоянном росте уровня техники безопасности являются одними из важнейших задач, решение которых без широкой автоматизации производства невозможно. В основе расчета и функционирования автоматических систем лежит теория автоматического управления.

Управление охватывает большой круг задач. Под автоматическим управлением понимается автоматическое осуществление совокупности воздействий, выбранных из ряда возможных на основании определенной информации и направленных на поддержание или улучшение функционирования управляемого объекта в соответствии с заданным алгоритмом без непосредственного участия человека.

Объектами управления могут быть машины, механизмы, комплексы, добычные и подготовительные участки, передвижные и стационарные установки, конвейерные линии, коллективы людей, производственные предприятия.

В зависимости от объектов и задач управления системы управления могут быть различными от самых простых систем автоматического регулирования (САР), поддерживающие неизменной какую-либо величину, до сложных, содержащих десятки вычислительных машин и решающих задачи оптимального управления множеством объектов.

Одним из направлений технического процесса в угольной промышленности является широкое внедрение систем и средств автоматизации очистного оборудования и в первую очередь, очистных комбайнов.

Автоматизация режимов работы очистных комбайнов обеспечивает повышение их производительности благодаря более полному использованию энергетических возможностей электропривода и уменьшенную вероятности «опрокидывания» электродвигателей, повышение долговечности из-за снижения перегрузок электродвигателя и механической части и их аварийности; улучшает условия и повышает безопасность труда, так как позволяет обслуживающему персоналу выполнять основные операции, находясь в закрепленном пространстве на свежей струе, что входит в задачи и цель данной курсовой работы.

 

1 ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА И ОПИСАНИЕ ЕЁ РАБОТЫ

 

Принципиальная электрическая схема представлена на рисунке 1.1 и является системой регулирования угловой скорости асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором со статическим тиристорным преобразователем частоты в цепи статора.

Схема регулирования включает: магнитный усилитель с глубокой отрицательной обратной связью и обмоткой смещения системы управления инвертором, блока питания, АД с короткозамкнутым ротором, подающей части с редуктором, цепями обратной связью с трансформаторами тока и тахогенератора с выпрямительными мостами, задающим потенциометром.

 

1. 1 Основные блоки схемы

 

Магнитный усилитель (МУ) предназначен для поддержания постоянства соотношения между нагрузкой двигателя и скоростью подачи комбайна и усиления сигнала на входе станции управления инвертора (СУИ).

Станция управления инверторами предназначена для преобразования постоянного тока в трехфазное напряжение регулируемой частоты.

Блок питания предназначен для преобразования переменного тока с частотой 50 Гц в постоянный ток и регулирования выпрямленного напряжения. Он состоит из управляемого вентиля и станции управления вентилями (СУВ).

 

 

 
 

 

 


Рисунок 1.1- Схема электрическая принципиальная

Двигатель (Д) предназначен для воздействия на исполнительный орган и механизм подачи. В свою очередь, механизм подачи (МП) с редуктором (Р) предназначены для передачи угловой скорости ротора асинхронного двигателя к приводной звездочке комбайна. Исполнительный орган (ИО) предназначен для разрушения угольного массива. Режущая часть (РЧ) предназначена для передачи электродвижущего момента от двигателя к исполнительному органу для преодоления сил резания.

Датчик нагрузки (ДН) предназначен для преобразования тока нагрузки двигателя в пропорциональное напряжение постоянного тока. Датчик скорости (ДС) предназначен для преобразования скорости перемещения комбайна в напряжение постоянного тока. Взаимодействие блоков схемы и принцип действия системы состоит в следующем: регулирование угловой скорости асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором осуществлено на базе схемы со статическим преобразователем частоты в цепи статора, выполненном на базе полупроводниковых элементов (тиристорных). Применение такой схемы позволяет повысить КПД установки, уменьшить ее габариты, а также увеличить быстродействие. При изменении частоты изменяется не только синхронная угловая скорость двигателя, но и его критический момент и критическое скольжение. Если пренебречь активным сопротивлением статора двигателя, формулы:

примут вид:

где f1 – частота тока питающей сети;

m – число фаз;

ω0 – угловая скорость магнитного поля статора:

ω 0=2πf1/P;

где Р – число пар полюсов двигателя;

Uф – вектор фазного напряжения сети;

R1, R2, , Х1, – активные и индуктивные сопротивления однофазной схемы замещения асинхронного двигателя.

Таким образом, с изменением частоты тока сети f1 можно изменить перегрузочную способность двигателя. Cохранение постоянной перегрузочной способности двигателя осуществлено одновременным изменением величины подводимого напряжения и частоты тока по закону:

U/f1=const. (1.1)

Вспомогательным звеном в поддержании постоянства соотношения (1.1) является магнитный усилитель, выход которого подан на вход станции управления инвертором. Величина тока нагрузки МУ определяется соотношением мощности, потребляемой асинхронным двигателем Р, и скорости подачи комбайна Vп. Изменение мощности отрабатывается цепью обратной связью МУ, а скорость подачи – цепью сравнения с управляющей обмотки wу магнитного усилителя. Это соотношение предписывается по закону Р/Vп = min – минимальных затрат электроэнергии путем регулирования потенциометра П и резисторов Rз, R4 в цепи обмотки управления и обратной связи МУ.

Измерителями нагрузки и скорости подачи являются соответственно трансформаторы тока ТТ1 и ТТ2 и тахогенераторный датчик ТГ.

Работа схемы (рис.1.1) состоит в следующем. При изменении нагрузки на исполнительном органе меняется момент статический на валу режущей части и асинхронного двигателя, а следовательно, напряжение на резисторах Rз и R4; пропорциональное току нагрузки двигателя, измеряемое ТТ1 и ТТ2. Это значение напряжения, прикладываемое к обмотке обратной связи МУ, подмагничивая сердечники и индуктивное сопротивление рабочих обмоток Wр1 уменьшается. Сигнал на входе СУИ изменяется, что приводит к изменению частоты тока, питающей двигатель сети. Преобразование питающего двигатель напряжения обеспечивает управляемый выпрямитель УВ.

Система СУИ производит преобразование постоянного тока в трехфазное напряжение регулируемой частоты, осуществляется переключением тиристоров в плечах моста с заданной частотой и в определенной последовательности. Неотъемлемой частью тиристорных инверторов являются устройства принудительной коммутации, предназначенные для запирания тиристоров. Роль последних выполняют коммутирующие конденсаторы С1 - С6. Диоды Д1 - Д6 защищают коммутирующие конденсаторы от нагрева, что позволяет уменьшить их емкость и устранить их влияние на напряжение нагрузки. Диоды Д7 – Д12 пропускают реактивно отстающий ток нагрузки в те моменты времени, когда знаки тока и момента не совпадают. При этом за счет самоиндукции или ЭДС обмотки статора соответствующий диод этого моста открывается и спадающим током нагрузки производит перезаряд конденсатора С0. Дроссели L1 и L2 ограничивают ток разряда конденсаторов С1 - С 6. С изменением частоты f1 и напряжения Uф изменяется угловая скорость ротора двигателя ωд. Напряжение на выходе тахогенератора, преобразованное в напряжение постоянного тока (мост В1 и емкость С2), пропорционально ωд, включено встречно с задаваемым UЗ. Разность рассогласования:

Е = UТГ - UЗ

воздействует на обмотку управления Wy магнитного усилителя. В результате изменяется индуктивное сопротивление рабочих обмоток и происходит корректировка по скорости подачи. Последняя устанавливается в соответствии с моментом сопротивления Мс и соблюдением соотношения

Р / Vп = min

и заданных значений на потенциометре П и резисторах R3, R4.

Таким образом, частотное регулирование электропривода комбайна позволяет повысить его эксплуатационную производительность, обеспечить плавность и оптимальные зоны управления.

 

2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА САУ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

 


Построение функциональной схемы следует вести, базируясь на принципиальной схеме и группировании ее исполнительных элементов в функциональные блоки, разделенные входными и выходными сигналами, несущими смысловую информацию.

 

где УО – управляемый объект (горная машина):

АД – асинхронный двигатель;

РЧ – режущая часть;

ИО – исполнительный орган;

МП – механизм подачи с редуктором;

МУ – магнитный усилитель;

СУИ – станция управления инверторами;

ДС – датчик скорости перемещения;

ДН – датчик тока нагрузки.

 

Рисунок 2.1 – Функциональная схема САУ

 

В отличие от известных способов в регулировании нагрузки двигателя комбайна через управление скоростью перемещения, в приведенной функциональной схеме отсутствует гидравлическая подающая часть.

Эту функцию, наряду с процессом резания выполняет асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, управление которым осуществляется с учетом изменения, как нагрузки, так и скорости подачи комбайна.

 

3 СТРУКТУРНАЯ СХЕМА САУ

 

Структурная схема САУ представляет собой совокупность звеньев, описываемых элементарными алгоритмами. Взаимодействие между звеньями определено в соответствии с направлением прохождения управляющего и возмущающего воздействия.

На рисунке 3.1 приведены следующие условные обозначения:

Кму (р), Ксу (р), Кд (р), Кмп (р), Кио (р), Крч (р), Кдс (р), Ктт (р)-

передаточные функции магнитного усилителя, станции управления, двигателя комбайна, механизма подачи, исполнительного органа, режущей части, датчика тока нагрузки двигателя комбайна соответственно;

UЗ – задающее значение угловой скорости ротора двигателя комбайна;

ε – ошибка рассогласования заданного и измеренного значения контролируемых величин;


Рисунок 3.1 – Структурная схема САУ

 

IН – ток в цепи нагрузки магнитного усилителя.

S – скольжение ротора относительно статора;

М – момент сопротивления на валу двигателя;

F – частота напряжения в цепи статора двигателя комбайна;

МС – момент сопротивления на валу исполнительного органа;

VП– скорость подачи (перемещения) двигателя;

ωД – угловая скорость вращения вала двигателя комбайна;

I – ток нагрузки двигателя комбайна;

UV – напряжение пропорциональное скорости подачи комбайна;

UI – напряжение пропорциональное току нагрузки комбайна;

U3 – задающее значение угловой скорости ротора двигателя комбайна.

С целью получения передаточной функции САУ необходимо после замены коэффициентов передаточных функций звеньев их конкретными значениями преобразовать структуру, воспользовавшись правилами переноса точек съема сигналов и суммирования вокруг соответствующих звеньев.

 

4 ПЕРЕДАТОЧНАЯ И КОМПЛЕКСНО-ЧАСТОТНАЯ ФУНКЦИЯ САУ

 

4.1 Магнитный усилитель и его передаточная и частотная

характеристики

 

Магнитный усилитель можно представить инерционным звеном первого порядка с передаточной функцией вида:

,

где Кму – статический коэффициент усиления магнитного усилителя;

Тму – постоянная времени магнитного усилителя.

Комплексно – частотная функция магнитного усилителя:

 

4.2 Станция управления инверторами и его передаточная и

комплексно – частотная функция

Станцию управления инверторами можно представить инерционным звеном первого порядка с передаточной функцией вида:

,

где Ксу – статический коэффициент усиления СУИ;

Тсу – постоянная времени СУИ.

Комплексно – частотная функция СУИ выглядит так:

 

4.3 Задающий блок

Узел сравнения реализует алгоритм:

ε = Uз – (Uv + Ui) = Uз – (Кдс · Vп + Кдн · Iд).

В правильно спроектированной системе величина ε должна сводиться к нулю, т.е.:

Uз ≈ (Кдс · Vп + Кдн · Iд).

 

4.4 Тахогенератор и его передаточная и комплексно – частотная

функции

Передаточная функция тахогенератора имеет вид безынерционного звена:

Комплексно – частотная функция тахогенератора имеет вид:

 

4.5 Асинхронный двигатель и его передаточная и комплексно –

частотная функции

По управляющему действию передаточная и комплексно – передаточная функции асинхронного двигателя имеют вид:

т.е. отношение скольжения от статического момента:

(4.1)

где ωс = 2π · f – угловая частота сети;

N - число пар полюсов электродвигателя (вариант задания);

J- момент инерции привода, приведенный к валу двигателя:

J = JР + JРЧ,

где JР - момент инерции ротора электродвигателя, кГм2 (вариант задания);

JРЧ - суммарный момент инерции режущей части, кГм2 .

Диапазон (1.2 ÷ 1.7) кГм2, при этом должно быть соблюдено соотношение:

JРЧ = (1.1 ÷ 1.25) JР;

Тм – механическая постоянная времени:

где SК – критическое скольжение (вариант задания);

МК – максимальный критический вращающий момент электродвигателя, или момент, соответствующий критическому скольжению, Н·м (вариант задания);

Кд - статический коэффициент усиления асинхронного двигателя;

Тэ – электрическая постоянная времени:

(вариант задания).

Передаточная и комплексно-частотная функции по возмущающему воздействию формируется контуром обратной связи по статическому моменту и усилиям резания, возникающим на исполнительном органе. Для этого контура входным возмущающим воздействием можно считать МС или пропорциональное ему значение тока нагрузки, т.е.:

(4.2)

Соотношение (4.2) можно получить из уравнения механической цепи двигателя с учетом его скольжения:

М(р) = -J · (ω/N) · p · S(p) + МС(р),

или

М(jω) = -J · (ω/N) · jω· S(jω) + МС(jω). (4.3)

В выражение (4.3) вместо S(jω) можно подставить (4.1) тогда:

. (4.4)

После замены оператора Лапласа на оператор Фурье выражение (4.4) примет вид: .

Полагая, что ток статора меняется пропорционально моменту, можно записать:

или, в комплексной форме:

,

где КД – коэффициент пропорциональности, можно найти из рабочих характеристик электродвигателя (вариант задания);

I – ток нагрузки электродвигателя, контроль которого производится с помощью трансформатора тока. Напряжение, пропорциональное току нагрузки:

UI = КТТ ·I,

где КТТ – коэффициент усиления блока измерения тока нагрузки (вариант задания).

Полагая, что ток статора меняется пропорционально моменту, запишем:

 

4. 6 Режущая и подающая части угледобывающего комбайна

 

Передаточная и комплексно – частотная функции одинаковы:

КРЧ (р) = КРЧ (jω) = КРЧ = 0.95,

где Крч = 1/i,

i – передаточное число редуктора режущей части:

i = ωД / ωИО,

где ωД – угловая скорость вращения вала ротора электродвигателя:

ωД = ω0 · (1– SН),

где ω0 – синхронная угловая частота вращения вала ротора, для комбайнов ω0 = 157 с-1;

SН – номинальное скольжение ротора электродвигателя (вариант задания);

ωИО - угловая скорость вращения исполнительного органа:

ωИО = ,

где VР – скорость резания (вариант задания);

DИО – диаметр исполнительного органа комбайна (вариант задания).

 

4.7 Передаточная и комплексно – частотная функции исполнительного

органа

Скорость резания и усилия, возникающие на резцах исполнительного органа зависят, в основном, от сопротивляемости угла резанию А и скорости подачи на забой. Поэтому входом исполнительного органа, как звена САУ, можно считать скорость подачи (управляющее воздействие). Выход -скорость резания:

где Киo = 5.0 – коэффициент передачи исполнительного органа (статический коэффициент усиления);

τ – параметр стружкообразования, т.е. время пробега резцом расстояния между двумя соседними положениями резцов в одной линии резания.

КИО = РЧ / VП,

где РЧ – часовая мощность электродвигателя комбайна (вариант задания);

VП – скорость подачи, соответствующая заданному значению сопротивляемости угля резанию А (вариант задания);

где m – число резцов в одной линии резания (вариант задания);

VР – скорость резания (вариант задания).

В целях упрощения расчета принимаем передаточную функцию исполнительного органа равной:

КИО(р) = КИО = 5.0.

 

4.8 Передаточная и комплексно – частотная функция механизма

перемещения с редуктором

Передаточную функцию можно описать сложным алгоритмом, описывающим движение комбайна.

Условно можно считать, что при цевочном зацеплении и цепном тяговом органе уравнение имеет вид:

где Тмп – постоянная времени механизма перемещения:

Тмп = ;

m – масса комбайна;

Сi – жесткость тягового органа;

β! – коэффициент пропорциональности между толщиной среза угля и составляющей усилия подачи:

где Кf – коэффициент, учитывающий дополнительное сопротивление перемещению комбайна;

β1 – коэффициент, определяемый параметрами резания одиночного резца.

С целью упрощения расчета всей системы следует принять:

Кмп(р) = Кмп =0.80, или в комплексной форме:

Кмп(jω) = Кмп =0.80,

где Кмп – статический коэффициент усиления механизма подачи с редуктором согласно задания.

 

4.9 Передаточная и комплексно – частотная функция системы

 

По структурной схеме (рис. 3.1) из-за наличия перекрестных связей не возможно получить непосредственно по ней передаточную функцию замкнутой системы. Поэтому необходимо по соответствующим правилам перенести точку съема сигнала с выхода на вход блока КМП (р).

Затем заменим структуры с обратной связью и получим передаточные и комплексно – частотные функции системы в разомкнутом и замкнутом состояниях. Предварительно составим алгоритмы, полученные после структурных преобразований Кf (р), КОС (р).

 
 

 
 


Рисунок 4.1 – Структурная эквивалентная схема САУ

 

≈0.79.

Передаточная функция эквивалентной обратной связи равна:

Кос(р) = Ктт(р) + Ктг(р) · Кмп(р) = 1+ 1 · 0.80 = 1.80.

Передаточная функция системы в разомкнутом состоянии равна:

Кму(р) · Ксу(р) · Кд(р) · Кf(р) · Кос(р)=

Комплексно-частотная функция системы в разомкнутом состоянии:

Кму(jω) · Ксу(jω) · Кд(jω) · Кf(jω) · Кос(jω). (4.5)

Передаточная функция системы в замкнутом состоянии:

(4.6)

 

Комплексно-частотная функция системы в замкнутом состоянии:

(4.7)

 

 

5АНАЛИЗ устойчивости и определение граничного

коэффициента усиления

 

5.1 Критерий Гурвица

Для предварительной оценки устойчивости САУ очистного комбайна применим наиболее распространенный из алгебраических критериев – метод Гурвица. Для этого необходимо найти характеристическое уравнение системы в замкнутом состоянии. Полином знаменателя в выражении (4.6), приравненный к нулю, и есть характеристическое уравнение системы:

 

D(p) = a0 ·p4 + a1 ·p3 + a2 ·p2 + a3 ·p + a4 = 0.

 

D(p) = 0.000099454p4 + 0.003685p3 + 0.04215p2 + 0.15027p +1 = 0. (5.1)

 

Согласно критерию Гурвица, для того, чтобы система была устойчивой, необходимо, чтобы при а0 > 0 были положительны все определители Гурвица: Δ1 > 0, Δ2 > 0, …, Δn > 0, где n – степень характеристического уравнения системы. В нашем случае n = 4, следовательно, должны быть положительны все определители Гурвица:

Δ1 > а1;

Вычисление всех диагональных миноров выполним с помощью прикладной программы TAU.EXE, а результаты ее работы представлены ниже:

Система устойчива

Миноp 0 - поpядка.000099454






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных