ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Миноp 0 - поpядка .000099454Перечень ссылок Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Увеличение объема промышленного производства, повышение производительности и улучшение условий труда при постоянном росте уровня техники безопасности являются одними из важнейших задач, решение которых без широкой автоматизации производства невозможно. В основе расчета и функционирования автоматических систем лежит теория автоматического управления. Управление охватывает большой круг задач. Под автоматическим управлением понимается автоматическое осуществление совокупности воздействий, выбранных из ряда возможных на основании определенной информации и направленных на поддержание или улучшение функционирования управляемого объекта в соответствии с заданным алгоритмом без непосредственного участия человека. Объектами управления могут быть машины, механизмы, комплексы, добычные и подготовительные участки, передвижные и стационарные установки, конвейерные линии, коллективы людей, производственные предприятия. В зависимости от объектов и задач управления системы управления могут быть различными от самых простых систем автоматического регулирования (САР), поддерживающие неизменной какую-либо величину, до сложных, содержащих десятки вычислительных машин и решающих задачи оптимального управления множеством объектов. Одним из направлений технического процесса в угольной промышленности является широкое внедрение систем и средств автоматизации очистного оборудования и в первую очередь, очистных комбайнов. Автоматизация режимов работы очистных комбайнов обеспечивает повышение их производительности благодаря более полному использованию энергетических возможностей электропривода и уменьшенную вероятности «опрокидывания» электродвигателей, повышение долговечности из-за снижения перегрузок электродвигателя и механической части и их аварийности; улучшает условия и повышает безопасность труда, так как позволяет обслуживающему персоналу выполнять основные операции, находясь в закрепленном пространстве на свежей струе, что входит в задачи и цель данной курсовой работы.
1 ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА И ОПИСАНИЕ ЕЁ РАБОТЫ
Принципиальная электрическая схема представлена на рисунке 1.1 и является системой регулирования угловой скорости асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором со статическим тиристорным преобразователем частоты в цепи статора. Схема регулирования включает: магнитный усилитель с глубокой отрицательной обратной связью и обмоткой смещения системы управления инвертором, блока питания, АД с короткозамкнутым ротором, подающей части с редуктором, цепями обратной связью с трансформаторами тока и тахогенератора с выпрямительными мостами, задающим потенциометром.
1. 1 Основные блоки схемы
Магнитный усилитель (МУ) предназначен для поддержания постоянства соотношения между нагрузкой двигателя и скоростью подачи комбайна и усиления сигнала на входе станции управления инвертора (СУИ). Станция управления инверторами предназначена для преобразования постоянного тока в трехфазное напряжение регулируемой частоты. Блок питания предназначен для преобразования переменного тока с частотой 50 Гц в постоянный ток и регулирования выпрямленного напряжения. Он состоит из управляемого вентиля и станции управления вентилями (СУВ).
Рисунок 1.1- Схема электрическая принципиальная Двигатель (Д) предназначен для воздействия на исполнительный орган и механизм подачи. В свою очередь, механизм подачи (МП) с редуктором (Р) предназначены для передачи угловой скорости ротора асинхронного двигателя к приводной звездочке комбайна. Исполнительный орган (ИО) предназначен для разрушения угольного массива. Режущая часть (РЧ) предназначена для передачи электродвижущего момента от двигателя к исполнительному органу для преодоления сил резания. Датчик нагрузки (ДН) предназначен для преобразования тока нагрузки двигателя в пропорциональное напряжение постоянного тока. Датчик скорости (ДС) предназначен для преобразования скорости перемещения комбайна в напряжение постоянного тока. Взаимодействие блоков схемы и принцип действия системы состоит в следующем: регулирование угловой скорости асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором осуществлено на базе схемы со статическим преобразователем частоты в цепи статора, выполненном на базе полупроводниковых элементов (тиристорных). Применение такой схемы позволяет повысить КПД установки, уменьшить ее габариты, а также увеличить быстродействие. При изменении частоты изменяется не только синхронная угловая скорость двигателя, но и его критический момент и критическое скольжение. Если пренебречь активным сопротивлением статора двигателя, формулы: примут вид: где f1 – частота тока питающей сети; m – число фаз; ω0 – угловая скорость магнитного поля статора: ω 0=2πf1/P; где Р – число пар полюсов двигателя; Uф – вектор фазного напряжения сети; R1, R2, , Х1, – активные и индуктивные сопротивления однофазной схемы замещения асинхронного двигателя. Таким образом, с изменением частоты тока сети f1 можно изменить перегрузочную способность двигателя. Cохранение постоянной перегрузочной способности двигателя осуществлено одновременным изменением величины подводимого напряжения и частоты тока по закону: U/f1=const. (1.1) Вспомогательным звеном в поддержании постоянства соотношения (1.1) является магнитный усилитель, выход которого подан на вход станции управления инвертором. Величина тока нагрузки МУ определяется соотношением мощности, потребляемой асинхронным двигателем Р, и скорости подачи комбайна Vп. Изменение мощности отрабатывается цепью обратной связью МУ, а скорость подачи – цепью сравнения с управляющей обмотки wу магнитного усилителя. Это соотношение предписывается по закону Р/Vп = min – минимальных затрат электроэнергии путем регулирования потенциометра П и резисторов Rз, R4 в цепи обмотки управления и обратной связи МУ. Измерителями нагрузки и скорости подачи являются соответственно трансформаторы тока ТТ1 и ТТ2 и тахогенераторный датчик ТГ. Работа схемы (рис.1.1) состоит в следующем. При изменении нагрузки на исполнительном органе меняется момент статический на валу режущей части и асинхронного двигателя, а следовательно, напряжение на резисторах Rз и R4; пропорциональное току нагрузки двигателя, измеряемое ТТ1 и ТТ2. Это значение напряжения, прикладываемое к обмотке обратной связи МУ, подмагничивая сердечники и индуктивное сопротивление рабочих обмоток Wр1 уменьшается. Сигнал на входе СУИ изменяется, что приводит к изменению частоты тока, питающей двигатель сети. Преобразование питающего двигатель напряжения обеспечивает управляемый выпрямитель УВ. Система СУИ производит преобразование постоянного тока в трехфазное напряжение регулируемой частоты, осуществляется переключением тиристоров в плечах моста с заданной частотой и в определенной последовательности. Неотъемлемой частью тиристорных инверторов являются устройства принудительной коммутации, предназначенные для запирания тиристоров. Роль последних выполняют коммутирующие конденсаторы С1 - С6. Диоды Д1 - Д6 защищают коммутирующие конденсаторы от нагрева, что позволяет уменьшить их емкость и устранить их влияние на напряжение нагрузки. Диоды Д7 – Д12 пропускают реактивно отстающий ток нагрузки в те моменты времени, когда знаки тока и момента не совпадают. При этом за счет самоиндукции или ЭДС обмотки статора соответствующий диод этого моста открывается и спадающим током нагрузки производит перезаряд конденсатора С0. Дроссели L1 и L2 ограничивают ток разряда конденсаторов С1 - С 6. С изменением частоты f1 и напряжения Uф изменяется угловая скорость ротора двигателя ωд. Напряжение на выходе тахогенератора, преобразованное в напряжение постоянного тока (мост В1 и емкость С2), пропорционально ωд, включено встречно с задаваемым UЗ. Разность рассогласования: Е = UТГ - UЗ воздействует на обмотку управления Wy магнитного усилителя. В результате изменяется индуктивное сопротивление рабочих обмоток и происходит корректировка по скорости подачи. Последняя устанавливается в соответствии с моментом сопротивления Мс и соблюдением соотношения Р / Vп = min и заданных значений на потенциометре П и резисторах R3, R4. Таким образом, частотное регулирование электропривода комбайна позволяет повысить его эксплуатационную производительность, обеспечить плавность и оптимальные зоны управления.
2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА САУ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
где УО – управляемый объект (горная машина): АД – асинхронный двигатель; РЧ – режущая часть; ИО – исполнительный орган; МП – механизм подачи с редуктором; МУ – магнитный усилитель; СУИ – станция управления инверторами; ДС – датчик скорости перемещения; ДН – датчик тока нагрузки.
Рисунок 2.1 – Функциональная схема САУ
В отличие от известных способов в регулировании нагрузки двигателя комбайна через управление скоростью перемещения, в приведенной функциональной схеме отсутствует гидравлическая подающая часть. Эту функцию, наряду с процессом резания выполняет асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, управление которым осуществляется с учетом изменения, как нагрузки, так и скорости подачи комбайна.
3 СТРУКТУРНАЯ СХЕМА САУ
Структурная схема САУ представляет собой совокупность звеньев, описываемых элементарными алгоритмами. Взаимодействие между звеньями определено в соответствии с направлением прохождения управляющего и возмущающего воздействия. На рисунке 3.1 приведены следующие условные обозначения: Кму (р), Ксу (р), Кд (р), Кмп (р), Кио (р), Крч (р), Кдс (р), Ктт (р)- передаточные функции магнитного усилителя, станции управления, двигателя комбайна, механизма подачи, исполнительного органа, режущей части, датчика тока нагрузки двигателя комбайна соответственно; UЗ – задающее значение угловой скорости ротора двигателя комбайна; ε – ошибка рассогласования заданного и измеренного значения контролируемых величин; Рисунок 3.1 – Структурная схема САУ
IН – ток в цепи нагрузки магнитного усилителя. S – скольжение ротора относительно статора; М – момент сопротивления на валу двигателя; F – частота напряжения в цепи статора двигателя комбайна; МС – момент сопротивления на валу исполнительного органа; VП– скорость подачи (перемещения) двигателя; ωД – угловая скорость вращения вала двигателя комбайна; I – ток нагрузки двигателя комбайна; UV – напряжение пропорциональное скорости подачи комбайна; UI – напряжение пропорциональное току нагрузки комбайна; U3 – задающее значение угловой скорости ротора двигателя комбайна. С целью получения передаточной функции САУ необходимо после замены коэффициентов передаточных функций звеньев их конкретными значениями преобразовать структуру, воспользовавшись правилами переноса точек съема сигналов и суммирования вокруг соответствующих звеньев.
4 ПЕРЕДАТОЧНАЯ И КОМПЛЕКСНО-ЧАСТОТНАЯ ФУНКЦИЯ САУ
4.1 Магнитный усилитель и его передаточная и частотная характеристики
Магнитный усилитель можно представить инерционным звеном первого порядка с передаточной функцией вида: , где Кму – статический коэффициент усиления магнитного усилителя; Тму – постоянная времени магнитного усилителя. Комплексно – частотная функция магнитного усилителя:
4.2 Станция управления инверторами и его передаточная и комплексно – частотная функция Станцию управления инверторами можно представить инерционным звеном первого порядка с передаточной функцией вида: , где Ксу – статический коэффициент усиления СУИ; Тсу – постоянная времени СУИ. Комплексно – частотная функция СУИ выглядит так:
4.3 Задающий блок Узел сравнения реализует алгоритм: ε = Uз – (Uv + Ui) = Uз – (Кдс · Vп + Кдн · Iд). В правильно спроектированной системе величина ε должна сводиться к нулю, т.е.: Uз ≈ (Кдс · Vп + Кдн · Iд).
4.4 Тахогенератор и его передаточная и комплексно – частотная функции Передаточная функция тахогенератора имеет вид безынерционного звена: Комплексно – частотная функция тахогенератора имеет вид:
4.5 Асинхронный двигатель и его передаточная и комплексно – частотная функции По управляющему действию передаточная и комплексно – передаточная функции асинхронного двигателя имеют вид: т.е. отношение скольжения от статического момента: (4.1) где ωс = 2π · f – угловая частота сети; N - число пар полюсов электродвигателя (вариант задания); J- момент инерции привода, приведенный к валу двигателя: J = JР + JРЧ, где JР - момент инерции ротора электродвигателя, кГм2 (вариант задания); JРЧ - суммарный момент инерции режущей части, кГм2 . Диапазон (1.2 ÷ 1.7) кГм2, при этом должно быть соблюдено соотношение: JРЧ = (1.1 ÷ 1.25) JР; Тм – механическая постоянная времени: где SК – критическое скольжение (вариант задания); МК – максимальный критический вращающий момент электродвигателя, или момент, соответствующий критическому скольжению, Н·м (вариант задания); Кд - статический коэффициент усиления асинхронного двигателя; Тэ – электрическая постоянная времени: (вариант задания). Передаточная и комплексно-частотная функции по возмущающему воздействию формируется контуром обратной связи по статическому моменту и усилиям резания, возникающим на исполнительном органе. Для этого контура входным возмущающим воздействием можно считать МС или пропорциональное ему значение тока нагрузки, т.е.: (4.2) Соотношение (4.2) можно получить из уравнения механической цепи двигателя с учетом его скольжения: М(р) = -J · (ω/N) · p · S(p) + МС(р), или М(jω) = -J · (ω/N) · jω· S(jω) + МС(jω). (4.3) В выражение (4.3) вместо S(jω) можно подставить (4.1) тогда: . (4.4) После замены оператора Лапласа на оператор Фурье выражение (4.4) примет вид: . Полагая, что ток статора меняется пропорционально моменту, можно записать: или, в комплексной форме: , где КД – коэффициент пропорциональности, можно найти из рабочих характеристик электродвигателя (вариант задания); I – ток нагрузки электродвигателя, контроль которого производится с помощью трансформатора тока. Напряжение, пропорциональное току нагрузки: UI = КТТ ·I, где КТТ – коэффициент усиления блока измерения тока нагрузки (вариант задания). Полагая, что ток статора меняется пропорционально моменту, запишем:
4. 6 Режущая и подающая части угледобывающего комбайна
Передаточная и комплексно – частотная функции одинаковы: КРЧ (р) = КРЧ (jω) = КРЧ = 0.95, где Крч = 1/i, i – передаточное число редуктора режущей части: i = ωД / ωИО, где ωД – угловая скорость вращения вала ротора электродвигателя: ωД = ω0 · (1– SН), где ω0 – синхронная угловая частота вращения вала ротора, для комбайнов ω0 = 157 с-1; SН – номинальное скольжение ротора электродвигателя (вариант задания); ωИО - угловая скорость вращения исполнительного органа: ωИО = , где VР – скорость резания (вариант задания); DИО – диаметр исполнительного органа комбайна (вариант задания).
4.7 Передаточная и комплексно – частотная функции исполнительного органа Скорость резания и усилия, возникающие на резцах исполнительного органа зависят, в основном, от сопротивляемости угла резанию А и скорости подачи на забой. Поэтому входом исполнительного органа, как звена САУ, можно считать скорость подачи (управляющее воздействие). Выход -скорость резания: где Киo = 5.0 – коэффициент передачи исполнительного органа (статический коэффициент усиления); τ – параметр стружкообразования, т.е. время пробега резцом расстояния между двумя соседними положениями резцов в одной линии резания. КИО = РЧ / VП, где РЧ – часовая мощность электродвигателя комбайна (вариант задания); VП – скорость подачи, соответствующая заданному значению сопротивляемости угля резанию А (вариант задания); где m – число резцов в одной линии резания (вариант задания); VР – скорость резания (вариант задания). В целях упрощения расчета принимаем передаточную функцию исполнительного органа равной: КИО(р) = КИО = 5.0.
4.8 Передаточная и комплексно – частотная функция механизма перемещения с редуктором Передаточную функцию можно описать сложным алгоритмом, описывающим движение комбайна. Условно можно считать, что при цевочном зацеплении и цепном тяговом органе уравнение имеет вид: где Тмп – постоянная времени механизма перемещения: Тмп = ; m – масса комбайна; Сi – жесткость тягового органа; β! – коэффициент пропорциональности между толщиной среза угля и составляющей усилия подачи: где Кf – коэффициент, учитывающий дополнительное сопротивление перемещению комбайна; β1 – коэффициент, определяемый параметрами резания одиночного резца. С целью упрощения расчета всей системы следует принять: Кмп(р) = Кмп =0.80, или в комплексной форме: Кмп(jω) = Кмп =0.80, где Кмп – статический коэффициент усиления механизма подачи с редуктором согласно задания.
4.9 Передаточная и комплексно – частотная функция системы
По структурной схеме (рис. 3.1) из-за наличия перекрестных связей не возможно получить непосредственно по ней передаточную функцию замкнутой системы. Поэтому необходимо по соответствующим правилам перенести точку съема сигнала с выхода на вход блока КМП (р). Затем заменим структуры с обратной связью и получим передаточные и комплексно – частотные функции системы в разомкнутом и замкнутом состояниях. Предварительно составим алгоритмы, полученные после структурных преобразований Кf (р), КОС (р). Рисунок 4.1 – Структурная эквивалентная схема САУ
≈0.79. Передаточная функция эквивалентной обратной связи равна: Кос(р) = Ктт(р) + Ктг(р) · Кмп(р) = 1+ 1 · 0.80 = 1.80. Передаточная функция системы в разомкнутом состоянии равна: Кму(р) · Ксу(р) · Кд(р) · Кf(р) · Кос(р)= Комплексно-частотная функция системы в разомкнутом состоянии: Кму(jω) · Ксу(jω) · Кд(jω) · Кf(jω) · Кос(jω). (4.5) Передаточная функция системы в замкнутом состоянии: (4.6)
Комплексно-частотная функция системы в замкнутом состоянии: (4.7)
5АНАЛИЗ устойчивости и определение граничного коэффициента усиления
5.1 Критерий Гурвица Для предварительной оценки устойчивости САУ очистного комбайна применим наиболее распространенный из алгебраических критериев – метод Гурвица. Для этого необходимо найти характеристическое уравнение системы в замкнутом состоянии. Полином знаменателя в выражении (4.6), приравненный к нулю, и есть характеристическое уравнение системы:
D(p) = a0 ·p4 + a1 ·p3 + a2 ·p2 + a3 ·p + a4 = 0.
D(p) = 0.000099454p4 + 0.003685p3 + 0.04215p2 + 0.15027p +1 = 0. (5.1)
Согласно критерию Гурвица, для того, чтобы система была устойчивой, необходимо, чтобы при а0 > 0 были положительны все определители Гурвица: Δ1 > 0, Δ2 > 0, …, Δn > 0, где n – степень характеристического уравнения системы. В нашем случае n = 4, следовательно, должны быть положительны все определители Гурвица: Δ1 > а1; Вычисление всех диагональных миноров выполним с помощью прикладной программы TAU.EXE, а результаты ее работы представлены ниже: Система устойчива Миноp 0 - поpядка.000099454 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|