Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система учебных биологических курсов в средней школе. Преемственность школьных биологических дисциплин.




Программа по биологии является одним из модулей общеобразовательных дисциплин для средней школы с углублённым изучением химии и биологии и составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Биология" и требованиями к содержанию и уровню подготовки выпускника средней школы. Основная цель курса – углублeнно ознакомить школьника с современными представлениями эволюционной биологии и дать фундаментальное биологическое образование, ориентированное на подготовку выпускника средней школы к поступлению в высшие учебные заведения медико-биологического профиля. Программа, используемая в школе, решает три основные задачи: общеобразовательную (знакомство с основными представлениями биологии), прикладную (освещение вопросов, касающихся эволюционной биологии, и создание концептуальной базы для реализации междисциплинарных структурно-логических связей) и специальную (знакомство с современными направлениями биологической науки и профессиональная ориентация школьников). В результате реализации программы по биологии выпускник школы должен знать общие закономерности строения и развития живых организмов в сравнительно-морфологическом и эволюционном аспектах, уметь обращаться с биологическим оборудованием для световой микроскопии и препарирования, владеть навыками вскрытия, изучения и сбора биологических объектов, ориентироваться в современной систематике, проводить сравнительный анализ наблюдаемых биологических процессов и явлений и формулировать обоснованные выводы к ним. Весь курс обучения проводится в виде теоретических и лабораторно-практических занятий. Первые призваны расширить и дополнить материал учебников и интегрировать восприятие различных разделов курса, а вторые закрепляют теоретические знания и позволяют наиболее полно, детально и углубленно освоить изучаемые вопросы. Программный материал изучается циклично, что способствует постепенному углублению знаний по предмету с учетом информации, полученной на предыдущих этапах обучения. Начиная изучение предмета с 6 класса, ученики сразу же знакомятся с эволюцией жизни на Земле, и в течение последующих лет обучения эволюционный аспект биологии остаётся ведущим при знакомстве с конкретными биологическими объектами.

 

33. Тематическое планирование по биологии. Подготовка учителя к изучению темы. Методика разработки тематического плана. Тематический план. Следует подчеркнуть, что для современных уроков по биологии характерна тесная взаимосвязь их типов и видов. На уроках усвоение, синтезирование, повторение и закрепление, контроль ранее изученного материала сочетаются с овладением новым учебным содержанием. На уроках также осуществляются формирование умений и развитие навыков, повышается степень самостоятельности в процессе познавательной деятельности учеников, уровень применения знаний, умений и навыков. На уроках происходит воспитание мировоззрения, гражданственности, экологической культуры, формируются нравственные качества личности.

Тема каждого урока отвечает определенному содержанию курса. Поэтому, исходя из перспективного плана, составляют так называемый тематический план обучения. В плане отмечают темы уроков, распределяют их в определенной логической последовательности, указывают примерные сроки (даты) проведения, определяют внеурочные и домашние работы по каждому уроку. Тематический план обычно пишут по следующей схеме:

Схема тематического плана обучения биологии

Учебная тема курса Тема урока Дата Внеурочная работа Домашнее задание
  1. 2.      

Тематический план составляют заблаговременно, с учетом срока, необходимого для проведения длительных экспериментов, используемых на уроке для демонстрации процессов и явлений живой природы (фотосинтез, испарение и др.) и наблюдений по заданиям внеурочной и домашней работы. Такой план изучения темы помогает учителю своевременно подготовить необходимый раздаточный и демонстрационный материал, использовать телепередачи, позволяет заказать кинофильмы, приготовить нужную аппаратуру или инструментарий для лабораторной работы на уроке. Таким образом, тематический план предусматривает все необходимое для успешного проведения того или иного урока.

План изучения темы в основном предусматривает систему уроков и логику развития содержания, при этом учитель продумывает последовательное развитие биологических понятий, интеллектуальных и практических умений, а также возможности воспитания на материале того или иного урока. Система и логика уроков в плане, созданном учителем-биологом, не всегда совпадают с расположением материала в учебной программе и школьном учебнике. Тематический план отражает творчество учителя, его стремление обеспечить более качественное обучение школьников, исходя из конкретных условий и возможностей образовательного процесса и опыта учителя.

Например, тема "Природные сообщества", заключительная в курсе 6 класса, в учебнике представлена четырьмя параграфами в определенной последовательности: "Понятие о биогеоценозе, экосистеме и растительном сообществе", "Приспособленность организмов к совместной жизни", "Смена природных сообществ" и "Многообразие природных сообществ". Однако в тематическом плане учителя можно видеть иную логику изучения темы. Так, на первом уроке изучается многообразие природных сообществ, на втором - приспособленность организмов к совместной жизни, на третьем - понятия о биогеоценозе, экосистеме и растительном сообществе, а на заключительном уроке - смена природных сообществ. Учитель, раскрывая понятие о смене сообществ, включал материалы о правилах поведения в природе, о зависимости состояния сообществ от деятельности людей и о необходимости ответственного и бережного отношения к природе и ко всему живому миру.Изменения в последовательности рассмотрения содержания в пределах темы являются творчеством учителя, но они должны быть педагогически обоснованы.

При распределении материалов темы по урокам (поурочно) следует основательно продумывать их название. Часто название урока соответствует заголовку параграфа учебника, но нередко оно формулируется учителем с изменениями для более точного отражения содержания урока. Название урока - это его стержневая часть (основное понятие урока), оно объединяет все сопутствующие ему вопросы содержания. Формулировка урока, особенно если она краткая, вычленяющая самое существенное содержание, всегда лучше запечатлевается в сознании учащихся, хорошо сохраняется в памяти.

 

 

34.Типы и виды уроков по биологии. Особенности вводных и заключительных уроков. Типы и виды уроков. Классификация уроков по основным дидактическим целям: формирование умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; повторение, закрепление знаний, умений и навыков; контрольно-проверочные; комбинированные. Типы уроков определялись по усвоению новых знаний и умений: 1) изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений: 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или комбинированные. По способу проведения уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ, уроки самостоятельных работ. Уроки классифицировали, исходя из основных этапов учебного процесса: вводные, первичное ознакомление с материалом, образование понятий, тренировочные и др. Типы уроков могут различаться по понятиям (анатомические, морфологические, филогенетические, экологические и др.), по методам их проведения (практические, наглядные, словесные). Различаются типы уроков по темам: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие.Вводные В его структуру будут входить этапы:-повторение;-знакомство с содержанием и структурой нового курса;-закрепление. Задачи такого урока будут состоять в том, чтобы:1. Помочь учащимся восстановить в памяти основные знания из предыдущего курса;2. Познакомить с содержанием и структурой нового курса. Важное место на таком уроке отводится вводному повторению. Урок обобщения и систематизации знаний. Здесь выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности. Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятии, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В заключительной части урока завершается оценка каждого задания выставлением отметки.

 

 

35. Составление плана-конспекта урока. Требования к плану-конспекту урока. Конспект урока — наиболее подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность и учителя, и учащегося. Конспекты уроков составляются студентами педвузов во время педагогических практик. При составлении планов-конспектов рекомендуется выделять такие графы, как «Структурные элементы урока», «Деятельность учителя», «Деятельность учащихся».План-конспект каждого урока должен тщательно разрабатываться, а также должен готовиться дидактический материал, продумываться меры-задания. В конспекте каждого урока необходимо указать формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности, формы и средства контроля, деятельность учителя и учащихся.Деятельность учителя заключается в постановке цели перед учащимся, обеспечении ее достижения в ходе обучения, опираясь на методическую поддержку: требования к содержанию обучения и выделенные типы учебных задач, комплект заданий, тематическое и поурочное планирование, план действий учителя. Обучающая задача урока требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Самообразование науроках - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты. Для осуществления воспитательной задачи урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися. Развивающая задача направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирование.

36 Анализ содержания программы и учебника «Биология» 7 класс Учебник по биологии 7 класса включает изучение бактерий, протист, грибов, лишайников и высших растений. Текст учебного пособия разделен на главы и параграфы. С помощью содержания вы сможете легко ориентироваться в учебном материале и быстро находить нужные темы. Основной текст параграфа включает материал, обязательный для изучения. Яркие схемы и фотографии дополняют рассказ об изучаемых в данном параграфе организмах, их строении и процессах жизнедеятельности. В конце учебного пособия имеется словарь терминов и понятий

 

 

37 Анализ содержания программы и учебника «Биология» 8 класс Учебник по биологии 8 класса включает темы по зоологии. В конце каждого параграфа имеются вопросы для проверки усвоения материала. Так же есть дополнительные сведения и интересные факты. Материал учебного пособия содержит большое количество иллюстраций. Информация в параграфе изложена доступным языком. В конце имеется словарь зоологических терминов и понятий. В параграфе отсутствует вывод по параграфу

 

 

38 Анализ содержания программы и учебника «Биология» 9 класс. Учебник по биологии узучает строение человека. После каждого параграфа имеются вопросы для самоконтроля. Так же есть дополнительные сведения и интересные факты. Каждый параграф дополнен красочными схемами и рисунками по теме. Информация в параграфе изложена доступным языком. В конце учебника имеется оглавление с указание страниц на каждый параграф. В конце имеется словарь зоологических терминов и понятий цветом в верхней части страницы. В параграфе отсутствует вывод по параграфу

39 Анализ содержания программы и учебника «Биология» 10 класс. Учебник по биологии 10 класса включает темы по цитологии, генетике и селекции. На развороте отсутствует дополнительная информация. Имеется предисловие от автора. Всего выделено 7 глав, содержащих 59 параграфов. Каждая глава выделена зеленным цветом в верхней части страницы. Главные термины выделены жирным шрифтом, дополнительный материал размещен по тексту параграфа мелким шрифтом под зеленой чертой. После каждого параграфа имеются вопросы для самоконтроля. Каждый параграф дополнен красочными схемами и рисунками по теме. Информация в параграфе изложена доступным языком. В конце имеется оглавление с указание страниц на каждый параграф. К недостаткам учебника можно отнести, то что отсутствует словарь терминов, а также можно дополнить справочную информацию в виде таблиц. В параграфе отсутствует вывод по параграфу.

 

 

40 Анализ содержания программы и учебника «Биология» 11 класс. Учебник по биологии 11 класса включает темы по экологи и развитии мира. На развороте отсутствует дополнительная информация. Имеется предисловие от автора. Всего выделено 7 разделов, содержащих 52 параграфов. Каждая глава выделена своим цветом сбоку в верхней части страницы. Главные термины выделены жирным курсивом, дополнительный материал размещен по тексту параграфа мелким шрифтом около значка книга в рамке голубого цвета. На зеленом фоне под знаком -! в рамке вынесено главное из параграфа. После каждого параграфа имеются вопросы для самоконтроля, расположенные под знаком? в рамке голубого цвета. Каждый параграф дополнен красочными схемами и рисунками, фотографиями по теме. Информация в параграфе изложена доступным языком. В конце после параграфов расположен список основных терминов. В конце учебника имеется оглавление с указание страниц на каждый параграф.

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных