Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ.




Т.к. вопрос сформулирован с точки зрения диалектического материализма понимания философия, то логика постановки вопроса отсылает нас к работам Маркса, Энгельса, Ленина (в работах К. Маркс "Капитал", "Манифест коммунистической партии", Энгельс "Диалектика природы", "Происхождение семьи, частной собственности и госуд-ва" Ленин "Материализм и эмпириокритицизм", "Госуд-во и революция")

По Марксу общественное бытие следует определенным законам, один из фундаментальных законов, что любая деятельность чел направлена на удовлетворение своих потребностей. Так вот, весь исторический процесс - своего рода прогресс различных социальных, экономических практик по удовлетворению этих потребностей, так вот, по Марксу чел рождаясь в определенных условиях формируется как личность отражая те общественные условия, в которых он живет.

Система общественных отношений: по Марксу общество состоит из 2ух глобальных систем: базис и надстройка. Базисные отношения - материальные средства производства, которые формируются в той или иной соц-экон. реальности, посему чел не в силах их изменить, это реальность в которой мы живем! Это устоявшиеся основания общества. Базисные они потому что они определяют надстроечные компоненты общества. К надстройке относятся: политические, правовые, нравственные, философские, религиозные концепции, а так же характерные для этой эпохи институты, такие как церковь как институт, государство ка соц-эк. институт, полит. Партии, по Марксу базис - соц.эконом. условия определяют надстроечные компоненты, НО в тоже время и надстройка может определять базисные компоненты, т.е. эта взаимосвязь диалектичная.

Маркс выделяет в рамках обществ. отношений 2 основных вида:

1)идеологические отношения, где каждый чел руководствуясь своими интересами, идеями выступая как сторонник той или иной политики и пр, но я не сам создаю свою философскую идею, она на основе, она отражение общественного сознания!

2) материально-производственные отношения. Например: чел, которые производит какой то товар. Например айфон выпустили 4, все старые айфоны 1,2,3 - подешевели. Чел сделавший айфон 1 вынужден уже не по 50 продавать а по 25, не может он повысить. Не мы формируем рынок, а рынок формирует отношения наши в этой жизни. Много разорившихся людей, другой продвигая свой товар - на гребне волны. Почему для Маркса материальная структура производства - первична.

Как общественное сознание зависит от общественного бытия: есть пример: Аристотель сказал, люди (некоторые) рождаются рабами, а некоторые - свободными, и это норм, ибо это закон природы. Но это не его идея, это отражение реальности, в которой он жил, ибо тогда рабы были, у всех свободных были рабы, у свободных рождались свободными, а рабы - рабами. Это отражение экономической реальности афинского полиса. Любые концепции отражают общественное бытие.

Общественное сознание - это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны жизни общества. Оно возникает из общественной практики людей как результат ее осознания. Именно в ходе совместной деятельности люди осмысливают социальную действительность. В этом суть социальной природы общественного сознания.

Специфика общественного сознания в том, что оно по отношению к общественному бытию вторично и относительно самостоятельно. Относительная самостоятельность проявляется в следующем:

1)между общественным бытием и общественным сознанием отсутствует «жесткая связь»: а) общественное сознание может отстать от общественного бытия; б) общественное сознание способно опережать общественное бытие;

2)общественному сознанию присуща преемственность (те или иные идеи вырастают на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями);

3) в рамках общественного сознания происходит активное взаимодействие различных форм (политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное), которые оказывают влияние друг на друга;
4)общественное сознание способно активно обратно воздействовать на общественное бытие.

При этом необходимо учитывать два обстоятельства:

а) сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей;

б) активное воздействие на общественное бытие может быть:

-прогрессивным;-консервативным;-регрессивным.

Структура общественного сознания:

Общественное сознание представляет собой сложную систему, в которой принято выделять:

Уровни общественного сознания:

-обыденное сознание- присуще всем людям и формируется в процессе их каждодневной практической деятельности.(отлич особ:а) формируется стихийно;б) отсутствует систематизация общественных явлений; в) отсутствует достижение сущности;

г) базируется на повседневном житейском опыте.

-теоретическое сознание-глубинное отражение действительности на сущностном уровне с пониманием объективных закономерностей развития.(отл особенности:а) более высокий уровень общественного сознания;б) выступает как логически связанная научная концепция тех или иных явлений общественной жизни;в) субъектами теоретического сознания выступают ученые, специалисты, теоретики, которые могут судить о явлениях общественной жизни с научной точки зрения

Формы отличаются друг от друга:

1)по предмету (каждой из них отражается та или иная сторона общественной жизни);

2)по способу отражения действительности (наука, к примеру, отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий и т. д., искусство - в форме художественных образов, моральное сознание - в моральных нормах, принципах поведения, обычаях, традициях);

3)по присущим им социальным функциям, которые выполняет каждая из форм.

Формы общественного сознания: политическое; правовое;нравственное; эстетическое;религиозное; научное;философское.

21: МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ЕГО СТРУКТУРА И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Маркс пытаясь найти общие закономерности развития общества природы он обнаруживает некие законы, по которым общество живет:

1)общественное бытие определяет общественное сознание.2)способ производства определяет ту или иную структуру общества.3)производительные силы определяют систему экономических отношений.4)экономический базис предопределяет надстройку.

Эти законы характерны для всех формаций.

Есть законы, которые характерны для антагонистических формаций:

1)закон классовой борьбы.2) общество разделено на классы. Исходит из него и закон классовой борьбы, и классовая борьба исходит из различных интересов антагонистических классов.

Для Маркса материальное производство такая социальная анатомия, позволяющая вскрыть механизм работы организма.

Маркс исходит из принципа, что чел как существо биологическое стремится удовлетворить свои потребности, но т к чел существо социальное, у него есть еще социальные потребности. Все эти потребности (биол, соц.) носят неназываемый характер. Поэтому человек преобразует природу, создает новые инструменты, какие материальные блага для себя, для удовлетворения своих потребностей. Процесс создания материальных благ - это и есть процесс материального производства. Т.е. материальное производство - процесс трудовой деятельности чела, с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеч. потребностей.

Потребности носят личностный характер, они индивидуальны, но в человеч. обещстве люди имеют не ток потребности, но и интересы тех или иных соц. групп. (интерес не хобби, а как жизненной установки), и по ним люди делятся не на индивиды, а на соц. группы - на классы, с общими интересами.(это что относится откуда происходит мат. произв-во)

Маркс выделяет в структуре мат. произв. Основные компоненты: производственные отношения и производительные силы.

Производительные силы - это: 1) люди с их знаниями, умениями и навыками к труду;

2)средства производства (орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется производство).

Производственные отношения - это отношения между людьми, которые складываются в процессе производства. Они включают в себя:

а) отношения собственности на средства производства. В зависимости от характера собственности (частной, коллективной, государственной), хозяевами предприятий могут быть отдельные люди, различные коллективы, государства и смешанная форма собственности;

б) отношения обмена деятельностью между людьми на базе сложившегося разделения труда (инженер, врач, учитель, фермер и т.д.)

в) отношения, складывающиеся при распределении созданных материальных благ.

Т. о, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу:

производства;распределения;обмена;потребления материальных благ.

Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты (экономические ресурсы). Смена отношения собственности неизбежно влечет за собой смену и преобразования других звеньев производственных отношений. Это ведет к изменению социального характера способа производства и к изменению облика всего общества.
Роль мат произв. 1. обеспечивает существование общества и функционирование всех сфер (социальной, духовной, организационной и др.)

2. обусловливает развитие социальной структуры общества (существование классов, социальных групп, слоев).

3.обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов.

4. обеспечивает существование и развитие духовной сферы как в материальной плоскости (строительство зданий театров, кинотеатров, филармоний, библиотек, типографий и т.д.), так и в непосредственно духовной (развитие искусства, науки, религии, морали).

Материальное производство (способ производства материальных благ) имеет две стороны:а) производительные силы,б) производственные отношения.


22: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ГОСУДАРСТВО И ЕГО ФУНКЦИИ.

Политика - (древнегреч. "искусство управления государством") Аристотель вкладывал в это слово - как некое форма общности людей, все граждане полиса должны управлять го-вом. Для Платона политика - искусство жить вместе.

П -обеспечивает целостность и сбалансированность общества. Ее главное предназначение - урегулирование противоречий. Обеспечение интеграции общества.

Сумма отдельных людей - не общество. В обществе есть интегральная характеристика - общие традиции,ценности, образ жизни и тогда даже по отдельности мы будем отражать общество. Макс вебер(немец) выделил главнейшую черту политики: политика - означает стремление к участью во власти, т.е. деятельность чела в политике - всегда стремление к власти, ибо власть - инструмент, позволяющий реализовать свои собственные идеи, и консолидировать на основе этих идей общество.

Субъекты политики: это социальные общности, имеющих общую цель, и стремятся ее реализовать применительно ко всему обществу. Их делят на 3 группы:

1)социальные общности: классы, группы, индивиды. Это некая соц. Группа(рабочие, интелегенция6 аристократия, крестьяне и тд)

2)носители полит. власти. Сюда относят: гос-во и органы его власти(исполнительная, законодательная, судебная), полит. Партии, общественно-полит. Течения.

3)функциональные полит. Субъекты: СМИ, лобби(группа людей, защищающих чьих-то интересы), оппозиция.

Так или иначе все субъекты политики борются за власть или влияют на нее.

Государство: Одним из первых, кто обратил на тему гос-во - Аристотель(человек- животное политическое, поэтому все живут в государстве и должны там жить.) по Аристотелю государство - естественное состояние людей. марксисты(Маркс, Энгельс..): гос-во - в классическом понимании это аппарат подавления одного класса другим.

Работа Энгельса «происхождение семьи, частной собственности, государства».

Энгельс говорит, что человечество как общность прошла в развитии 3 стадии:

1)дикость(становление первобытного общества, формирования рода, племени и пр.)

2)варварство - переход от дикости к цивилизации.3) цивилизация.

Все эти стадии отличаются способом производства, точнее степенью развития произв. сил. По Энгельсу толчком к формир. гос-ва послужило разделение труда и совершенствование орудий труда, когда совершенствовалось орудие труда выделилось собирательство, охота. По Марксу в это время идет явление: есть люди которые производят блага, а есть люди не работающие, ибо есть избыточное кол-во благ(вожди..) и это привело к расслоению общества, что привело к появлению класса угнетателей и класса угнетённых, а так же аппарата управления и охраны данной системы.

По Марксу гос-во существует ток в антагонистических формациях, а в коммунизме гос-ва моно сказать и не будет, нет антагонистов

формы государственного устроя:1)унитарное-исключает внутри него отдельные гос.образования-Франция, Италия; 2)федеративное-включает отдельные гос.образования(РФ)

формы правления показывают, кому принадлежит верховная власть одному лицу-монархия, или коллегиальному органу-республика(парламентская или президентская)

Цели гос-ва: оно имеет свое назначение: публичная власть в интересах всего общества.

Государство структурирует направление своей деятельности: есть внутренняя политика, есть внешняя.

Функции гос-ва: 1) социально-экономическая(создание благоприятных соц-экон. условий для жизни общества.)2)гос-во регулирует соц-эк отношения, перераспределяет материальные блага интересах всего общества, а не тока в интересах отдельных групп

3)охранительная: обеспечивает правопорядок. Обеспечение6 достижение баланса справедливости, сбалансированности интересов разных соц. групп.4) управленческая. Управление. исполнение властных полномочий.5) культурно-воспитательная. Сохранение культурного достояния страны, приумножение, передача след. Поколениям.6)природо-охранительная. Это не только изъятие природных богатств, но и защита, сохранение и приумножение(биол. Ресурсов)7) социальная функция(важная оч): гос-во поддерживает соц. незащищённые слои населения. Пытается сбалансировать качество жизни состоятельных и не состоятельных людей. Короче достижение соц. справедливости(правда разные мнения о справедливости этой).

Внешние функции:

1)зашита гос-ва от нападений.

2)установление, поддержка, развитие внешних экономических связей, политических, культурных.

3) борьба за поддержание мира.

Во всем у человечества есть прогресс, кроме войн. В последние 20 лет куча войн на ближнем востоке, типа арабам надо подарить демократию. Борьба за мир все больше значит уже.

4)поддержание охраны окружающей среды в гуманитарном масштабе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных