Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СУЩЕОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛИ




Мораль - одна из форм общественного сознания, основными элементами которой являются представления о добре, зле, долге, чести, достоинстве и др., принципы, нормы и правила поведения, принятые в обществе.

Мораль проявляет себя как единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой - вся практическая деятельность человека и его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями.

Мораль действует не в какой-то определенной области, а пронизывает собой все без исключения сферы жизни и поэтому носит универсальный характер, обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания:

- императивность - представляет собой требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.

- нормативность - реализуется с помощью норм, можно выделить два типа моральных норм: запреты, указывающие недопустимые нормы поведения; образцы, желаемые варианты поведения.

- оценочность морали заключается в самооценке человеком своих деяний и поступков, в оценке другими людьми и обществом поведения человека. Формы оценочности представляют собой: одобрение, согласие или несогласие и порицание.

происхождения морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором - к природе и в третьем - к обществу.

Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны.

Натуралистическое направление. В данном случае мы встречаемся с явным проявлением редукционизма (возвращение обратно), с низведением высшего к низшему. Мораль представляет собой не набор простейших форм поведения, а включает в себя

устремленность на высшие ценности, свободу, творчество.

Социологический поход. нравственные ценности

подменяются интересами общества в целом, а чаще и интересами различных

социальных групп, которые, конечно же, меняются от века к веку, от народа к народу. В социологических теориях морали нравственные ценности едва ли

не напрямую связываются с текущими интересами людей и социальных

групп.

Исторические типы морали (мораль социально-исторически

обусловлена):

• Первобытная мораль: непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство. Нормы поведения еще не обособились как самостоятельная форма сознания. Их соблюдение - результат естественно-родовой необходимости (это еще не мораль).

• Раннеклассовая мораль: набор добродетелей, формирующих совершенную личность; возникает антитеза сущего (то, что есть) и должного (то, что должно быть); абстрагирование норм; противостояние реально практикуемым нравам. Мораль - высокие

идеалы и строгие императивы. Нравственность - житейские принципы со смягченными императивами. Обожествление норм морали.

• Средневековая мораль: центр тяжести моральной регуляции перенесен с внешних, принудительных норм на внутренние (совесть). Религиозность - христианская мораль. Представление о нравственной автономии и ответственности личности. Применение

отношения отцов и детей как основного ценностного шаблона.

• Буржуазная мораль: светская и всемирная - первая универсальная мораль. Яркий индивидуализм, эгоизм (самореализация непременно за чужой счет). Смысловой стержень - культ разума.

Развитие современной морали

Современная мораль во многом публична. Отдельные люди начинают выполнять публичные функции и встают в особое положение к остальным гражданам. В силу этого мораль перестает базироваться на универсальных нравственных принципах.

Мораль и нравственность практически вышли из сферы религиозного влияния и развиваются, как светские направления науки. В связи с этим по-новому оценивается смысл жизни человека. Его больше заботят проблемы материального, чем духовного характера.Общество поддерживает развитие в людях эгоизма, себялюбия, достижения личных целей любыми средствами.


25. ЦЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА

(мораль навязывается обществом, а нравственность это его внутреннее качество)

понимается неоднозначно; Существуют разные точки зрения:

а) ценность понимается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека;

б) ценность понимается как идеал (француз. - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений);

в) ценность - как норма (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец);

г) ценность - как значимость чего-либо вообще для человека, любой социальной группы или общества.

Различия в понимании не исключают, а дополняют общую концепцию ценностей, которые являются результатом оценки - осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека.

Многообразие потребностей и интересов человека выражаются в сложной системе классификации ценностей.

Все ценности различаются:

1) по времени их существования: конкретно-исторические (те или иные ценности по разному осознавались в то или иное время, эпоху);

2), по содержанию (соответствуют подсистемам общества) и выступают в виде трех основных групп:а) материальные (экономические);б) социально-политические; в) духовные.

Материальные ценности включают в себя: •производственно-потребительские или утилитарные;•отношения к собственности; •обеспечение быта и т.д.

Социально - политические ценности: •представления о социальной справедливости;

• о свободе; • о правах человека; • о роли и функциях государства; о роли политических партий, движений, объединений

Духовные ценности: •нравственные (этические);•правовые и политические; •эстетические;

•религиозные; гносеологические.

3) по носителю: а) общечеловеческие;б) национальные; в) групповые;

г) индивидуальные или личностные;

4), по значимости:а) абсолютная ценность;б) высшие; в) специфические и др.

Несмотря на различные подходы к дифференциации ценностей, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи, единстве и образуют целостную систему.

В настоящее время, во всяком случае, в пределах стран, ориентирующихся на принципы западной цивилизации абсолютной ценностью в системе ценностей считается сам человек, его жизнь и здоровье. Все великие мыслители различных времен и народов подчеркивали это. Наиболее кратко и емко в «Афоризмах житейской мудрости» высказался Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ.

«Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают.… Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолётных наслаждениях; вернее всем этим стоит пожертвовать ради здоровья». Именно человек является самоценностью. Постановка вопроса о ценностях вне человека лишена смысла.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных