Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рамесси лежит в четырех милях расстояния от города Аравии. Чтобы достичь ночлега в Аравии, нам было необходимо пройти посередине Рамесси.




В наши дни Рамесси — пустое место, без единого жилища. Но даже теперь видно, что было много зданий, занимавших огромную площадь. Теперь же здесь нет ничего, кроме одного огромного Фиванского камня, в котором высечены две очень большие фигуры святых мужей, как говорят, Моисея и Аарона. Говорят также, что сыны Израилевы воздвигли эти статуи в их честь. Кроме того, здесь растет насажденное, как говорят, еще (библейскими — А. С.) патриархами дерево сикамора, очень древнее и уже почти высохшее, но все еще приносящее плоды. И даже еще теперь, если кто болеет, придет и оторвет ветку от этого дерева, она поможет ему. Мы узнали об этом от святого епископа города Аравии. Он сказал нам, что это дерево по-гречески называется dendros alethiae, мы же называем его древом истины... Блаженный епископ также рассказал нам, как фараон, узнав, что сыны Израилевы покинули его, вошел в Рамесси, и, несмотря на то, что это был большой город, сжег его дотла, и тогда только кинулся в погоню за сынами Израиля. <…>

Теперь же наш путь лежал через пределы Египта, по которым проходила открытая (безопасная) дорога из Фиваиды в Пелусий, через город Аравию, а поэтому необходимости в военной защите больше не было.

Отсюда наш путь лежал по земле Гесем среди виноградников, производящих вино, бальзамовых плантаций, мимо огородов, богато возделанных полей и многочисленных садов, расположенных вдоль берегов Нила. Дорога проходила мимо многочисленных поместий и селений, некогда принадлежавших сынам Израилевым. Я думаю, что я никогда не видела страны более красивой, чем земля Гесем.”

 

“Город Аравия,” упомянутый паломницей, позволяет достаточно точно определить местоположение Рамсеса, Пифома и Саккота. На карте Египта в районе западного входа в пересохшее русло Вади Тамилат обозначено поселение, называющееся по-арабски Эль Аббасса эль Гхарбийа. “Гхарбийа” очень напоминает искаженное “Арабия.”

А если так, то страна “Гесен” или “Гошен” могла сохранить свое искаженное название в именах арабских деревушек Гхазалет эл Кис и эл Кис. Обе они находятся западнее Гхарбийа и восточнее древнеегипетского города Бубастиса. В 1887 году французский археолог Навилль обнаружил здесь гробницы, позволившие ему отождествить эту область с землей Кес. В названии “Кес” ученый увидел искаженное Гесем, или Гошен.

Обратим внимание еще на одну деталь — в каком порядке паломница описывала эти места. Получается, что все они: земля Гошен (Гесен), “город Аравия,” Рамсес, Ироон-Пифом и Саккот — лежат на одной линии по направлению с запада на восток. Интересно, что паломница упоминает рукав Нила, текущий рядом с Пифомом. Так и напрашивалось его отождествление с каналом, прорытым в IV в. до н.э. Нехо и Дарием. Но ко времени паломничества Эгерии он уже давно был занесен песком. А если это рукав, заканчивающийся в середине пересохшего русла Вади Тамилат рядом с местом, обозначенным на карте Навилля как Кассассан? Здесь дальнейшее течение Нила на восток останавливала крутая возвышенность — западная часть холма Телль-Ретабех. Быть может, Ретабех и есть Пифом, тем более что египетские источники времени фараона XIX династии Мернептаха упоминают пруды Пифома?

Однако исследователей ждало разочарование. Раскопки в Эль-Маскутахе показали, что город, основанный в эпоху Среднего Царства, был впоследствии заброшен вплоть до XX династии, и в период правления Мернептаха поселения не существовало.

Раскопки 1970 года под руководством Дж. Холлоудэя выявили и вовсе парадоксальную картину. Архитектурные памятники времени Рамсеса II, открытые Навиллем, сочетались с полным отсутствием керамики этого периода. Вся она относилась к концу VII века до н.э. и была связана с эпохой фараона Нехо II, — того самого, что прославился сооружением знаменитого канала из Средиземного в Красное море, предвосхитившего Суэцкий.

Пересмотрев материалы, добытые в 1885 году Навиллем, Холлоудэй убедился, что склады в Маскхутахе были отнесены его предшественником к эпохе Рамсессидов ошибочно. Первый, самый ранний слой датируется гиксосским периодом (1550 — 1530 гг. до н.э.), а поздние — персидским и даже птолемеевским временем. Однако откуда, в таком случае, взялись статуи Рамсеса II? Оказалось, что они были перевезены на ладьях по приказу Нехо при строительстве канала. А значит, если Пифом — это действительно Маскутах, то основан он был при строительстве канала примерно в 610 г. до н.э.

Сделав такой вывод, Дж. Холлоудэй неизбежно пришел и к следующему. Библейский Пифом мог быть включен в текст Пятикнижия не ранее 610 года. Изучая другие тексты, исследователь установил, что какая-то часть иудеев, спасаясь от мести за убийство правителя Иудеи Гедалайя, ставленника вавилонского царя (582 г. до н.э.), могла осесть в Пифоме-Маскутахе. Рядом были могилы гиксосской эпохи, и традиция связала их с известным эпизодом Исхода израильтян во главе с Моисеем из Египта. Следовательно, Пятикнижие и Книга Исхода являются поздними произведениями, относящимися к VI — V векам до н.э. Это заключение совпадает с точкой зрения Рэдфорда. Стало быть, ко времени паломничества Этерии Пифом сменил имя на Ироон.

 

С городом Рамесси (Рамсесом), казалось бы, все ясно, поскольку известен город Пер-Рамсес, построенный Рамсесом II в районе Канатира. Здесь, в полях у Цоана — Таниса, Бог согласно “Псалмам,” являл свои чудеса. Но в описании паломницы сказано, что Рамесси лежит в четырех римских милях от города Аравии. Откуда такое расхождение? Вновь напрашивается предположение, что Пятикнижие было составлено в VI — V веках, в ту эпоху, когда евреи не имели четкого представления, где находится город Рамсес. Поскольку в Египте были известны многочисленные памятники, содержащие надписи с именем Рамсеса II, то практически любой египетский город, с точки зрения пришлого народа, мог называться Рамсесом. Большая концентрация надписей и памятников, посвященных этому фараона в районе Вади Тамилат и западной дельты, могла привести к тому, что евреи после пленного периода ошибочно стали называть этот район “Землей Рамсеса.”

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных