Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тогда выступил в поход Азаил, царь Сирийский, и пошел войною на Геф, и взял его…” (4 Книга Царств 12:17).




 

Библейский Гат знаменит прежде всего как родина незабвенного Голиафа, великана-филистимлянина, побежденного Давидом (1 Книга Царств 17). Конечно, сам сюжет о поединке Давида и Голиафа — легенда. Во второй Книге Царств говорится о том, что Голиафа убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, а в сражении в самом Гате неназванный шестипалый филистимлянин пал от руки Ионатана, племянника Давида. Существует и вариант этой истории в Первой Книге Паралипоменон, где Елханан поразил Лахмия, брата Голиафа (1 Паралипоменон 20:5). Легендарная, в целом, история содержит одно важное упоминание для определения местоположения древнего Гата: после того, как Давид убил Голиафа, израильтяне преследуют филистимлян до Гефа и Екрона (Аккарона) (1 Книга Царств 17:52). Города эти, следовательно, находились рядом.

Гат, по всей видимости, был одним из самых больших и наиболее важных городов страны филистимлян — Палестины. На протяжении многих веков Европа была обязана сведениями о филистимлянах исключительно Библии. “Philistine” (“филистер”) — интернациональное нарицательное обозначение “тупой, прозаической, часто дотошной личности, которая руководствуется скорее материальными, чем духовными или художественными ценностями.” Очевидно, что эта характеристика исходит из библейских описаний филистимлян, которые оказались в числе самых непримиримых врагов Израиля.

Открытия двадцатого столетия заставили взглянуть на культуру этого народа иначе. Как оказалось, она во многом превосходила культуру израильтян. Это был один из т.н. “народов моря,” упоминаемых в египетских источниках. В восточном Средиземноморье они появились в конце Бронзового века (примерно 1200-е годы до н.э.). Потерпев неудачу в попытке захватить Египет, филистимляне обосновались в Ханаане, по предположению ряда исследователей, как египетские наемники. После попытки расширить свою территорию на внутренний Ханаан, отраженной в библейских текстах, они в начале X века были вытеснены, возможно, царем Давидом, в юго-западную прибрежную полосу Ханаана.

Страна филистимлян представляла собой конфедерацию пяти главных городов, описанных в Библии: прибрежных Ашдода, Ашкелона и Газы, а также Екрона и Гата на границе с Израилем (Иудеей). Первые три продолжали существовать на протяжении тысячелетий с теми же названиями. Археологически это было подтверждено раскопками Ашдода 1960 — 1970 годов и Ашкелона 80-х годов. Идентичность Газы сомнений не вызывает.

Главным кандидатом на роль филистимлянского Екрона являлся с 50-х годов XX века небольшой холм Телль Микне. Под конец столетия эта гипотеза, наконец, обрела неоспоримое доказательство — надпись с названием города.

Теперь на очереди Гат. Еще один из Отцов церкви епископ Кесарии Евсевий в начале IV века отождествлял Гат с деревней Сафита, которая была известна ему по знаменитой мозаичной карте тысячелетней давности из Мадебы в Иордании. К концу XIX века считалось, что Телль эс-Сафи — наиболее вероятный претендент на роль филистимлянского Гата. Эта гипотеза привлекла Ф. Блисса и Р. Макалистера, проведших там два коротких сезона раскопок в 1899 году.

На сегодняшний день по всем письменным источникам стало ясно, что Гат находился на севере филистимлянской территории, в долине Элаха и неподалеку от Екрона и Ашдода. Телль эс-Сафи расположен как раз примерно в шести милях к югу от Екрона, в устье долины Элаха и на одном из главных маршрутов, ведущих в Иудею и Иерусалим. Кроме того, здесь имелись значительные запасы аллювиальных вод и сельскохозяйственные угодья.

Однако есть и другие точки зрения. Знаменитый У. Олбрайт соотнес фразу о преследовании филистимлян “всю дорогу до Гата и Екрона” с библейским выражением “от Дана до Беер-Шебы.” Оно, напомним, очерчивает всю землю древнего Израиля с севера на юг. А значит, “до Гата и Екрона” также может означать всю территорию филистимлян, а не соседство двух городов. И если Екрон был южным ее пределом, то Гат — северным. Поэтому Олбрайт предположил, что Гатом было поселение Телль Ирани. Однако раскопки на этом месте не обнаружили главного признака культуры филистимлян — большого количества двухцветных, красных и черных глиняных сосудов. Версия отпала.

Почти столетие после экспедиции Блисса — Макалистера Телль эс-Сафи практически не привлекало внимания. Отчасти это можно объяснить тем, что до 1948 года на вершине холма находилась арабская деревня со своими кладбищами, и археологов ждали мощные напластования Средневековья и Нового времени. Это, однако, не смутило известного израильского генерала Моше Даяна, взявшегося за незаконные любительские раскопки. Результаты, как и следовало ожидать, оказались плачевными...

Только в 1996 году экспедиция во главе с Ареном Майером из Университета Бар-Илан при участии сотрудника Еврейского Университета Адриана Боаса возобновила исследования древнего памятника. Сюрпризом для них стало то, что участок был заселен почти непрерывно от периода халколита (IV тысячелетие до н.э.) до наших дней.

Удалось определить, что площадь древнего города в Телль эс-Сафи была в четыре раза больше, чем предполагалось, и лишь частично перекрыта наслоениями последующих эпох. Широкомасштабные раскопки начались в 1998 году и продолжаются по сей день.

Они дали возможность сравнить два поселения: Телль Микну (Екрон) и Телль эс-Сафи. Получившаяся картина поразила: на протяжении Железного века (1000 — 586 гг.), и особенно в филистимлянский период, история двух поселений отражалась как будто зеркально.

Большое количество ранней филистимлянской посуды в развалинах древнего Екрона указывают на его важность в 1200 — 1000 годах до н.э. В Телль эс-Сафи эта керамика, напротив, малочисленна. Следующий этап жизни обоих поселений схож, от него осталось огромное количество бихромной керамики. Около 1000 года до н.э., однако, Екрон переживает упадок, от которого оправляется лишь после 721 года, когда ассирийцы разгромили Северное Израильское Царство. Телль эс-Сафи же, напротив, процветал в X и IX веках и был разрушен на рубеже IX и VIII веков.

Пожар был такой силы, что стены одних построек спеклись, а других просто расплавились. Этот слой стал настоящим подарком для археологов. В нем сохранилось все, что было в помещениях на момент гибели: сотни сосудов, остатки ткацких станков и утвари. Найдены были культовые предметы, представлявшие собой лопатки коровы с гравированным орнаментом. Они имеют эгейское или кипрское происхождение, однако до сих пор попадались в гораздо более древних слоях, XIII — XI веков. Их открытие в Телль эс-Сафи показывает сохранение филистимлянских религиозных традиций до позднего железного века.

Среди других ярких находок — чаша с необычным художественным декоративным узором, нанесенным после обжига, и сосуд с налепными фигурками, видимо, также культовый. Один из самых интересных предметов, как это часто случается, происходит из неясного стратиграфического контекста. Это каменная подвеска темно-зеленого цвета с резными изображениями скорпиона и рыбы с трезубцем во рту. Заманчиво связать изображение рыбы с филистимлянским богом Дагоном, имя которого некоторые исследователи производят от еврейского dag — рыба. Однако куда более вероятно его происхождение от семитского dagan — зерно.

На одном из участков археологи добрались до слоя поздней бронзы (1550 — 1200 годы), оставленного ханаанейским Гатом. Их вознаградили гравированная протоханаанейская надпись, несколько египетских печатей и огромное количество местной и привозной глиняной посуды.

Вне городища крупное открытие было сделано с помощью аэрофотосъемки, которая выявила огромную древнюю траншею. Заинтригованные столь необычным объектом, археологи решили провести пробные раскопки. В ходе полевого сезона 2000 года траншея была пройдена на глубину четыре метра, но основания видно не было. В 2001 году после неимоверных усилий до него, наконец, дошли на шестиметровой глубине.

В поисках ответа на вопрос, что же они нашли, исследователи предположили, что имеют дело с осадным рвом. Подобные описаны в повествованиях о походе фараона Тутмоса III на город Мегиддо в 1482 году до н.э., и об осаде северо-сирийского города Хадраша Бир-Хададом сыном Хазаэля примерно в 800 году до н.э. Но в ходе археологических раскопок ни того, ни другого города, рвов обнаружено не было…

Осаждавшие Телль эс-Сафи, несомненно, имели в своем распоряжении достаточно времени и много людей. А “сухой ров” препятствовал вылазкам осажденных, не давал им уйти и не допускал подвоза продовольствия.

Найденная в нижнем горизонте керамика напоминает сосуды Северного Израиля и Южной Сирии. Похоже, оставили ее арамеи из отрядов царя Хазаила, который долго осаждал и сжег, наконец, филистимлянский Гат в конце IX в. до н.э. (4 Книга Царств 12:17-18; Амос 6:2.) Косвенно на это указывает использование “сухого рва” сыном Хазаила Бир-Хададом несколькими годами позже. Как знать, может мы имеем дело с арамейской тактикой осады?

Конечно, большой интерес вызывала эпоха царя Давида, когда роль филистимлян на политической арене резко сошла на нет. В одном из фрагментов библейского текста сообщается, что Давид подчинил Гат и положил конец его зависимости от филистимлян. Раскопки, однако, показали сохранение их экономического влияния, хотя материальная культура города и его окрестностей стала семитской. В любом случае до середины VIII века до н.э. город оставался независимым.

По всей видимости, решающим для Гата стал поход в 712/711 года до н.э. ассирийского царя Саргона II, захватившего Гат, Ашдод и Ашдод-ям. После этих событий Гат исчезает из исторических источников.

А как же Голиаф? Вопрос пока остается без ответа…

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных