Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Профилактика инфекционных заболеваний




Соблюдение и строжайшее выполнение правил санитар­но-гигиенического и противоэпидемического режимов, тре­бований асептики и антисептики является главным в преду­преждении и профилактике инфекционных заболеваний среди матерей и новорожденных в родильном доме.

В соответствии с приказом Минздрава Республики Беларусь «О совершенствовании мероприятий по профи­лактике внутрибольничных инфекций в акушерских стацио­нарах» введены в действие новые инструкции, касающиеся организации и проведения профилактических и противо­эпидемических мероприятий, эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями в акушерских стационарах, приема и перевода беременных, рожениц и родильниц в обсер­вационное отделение стационара, а также перевода заболевших новорожденных и недоношенных детей из акушерского стацио­нара в соответствующие отделения детских больниц.

К основным требованиям санитарно-противоэпидемического режима в акушерских стационарах относятся своевременное выявление и изоляция рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями, соблю­дение цикличности работы всех подразделений родильного дома; широкое внедрение одноразовых предметов ухода и медицинского инструментария, белья; своевременное обна­ружение и санация бактерионосителей, применение высоко­эффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля; пастеризация груд­ного молока; организация централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов; использова­ние методов и средств дезинфекции для обработки различ­ных объектов окружающей среды (постельные принадлеж­ности, обувь, посуда и т. д.), имеющих потенциальное эпидемиологическое значение в механизме передачи внутри-больничных инфекций.

В соблюдении требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в акушерском стационаре важны правильный отбор поступающих беременных и роже­ниц в приемно-пропускном блоке, полностью исключающий возможность попадания больных в физиологическое аку­шерское отделение, а также тщательность первичной сани­тарной обработки женщины. Важное эпидемиологическое значение имеет принцип поточности, означающий разобще­ние потоков поступающих и выписывающихся женщин.

Дезинфекция помещений. Для обеспечения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в родильном доме большое внимание должно быть уделено во­просам содержания и дезинфекции его помещения. Все от­деления, предназначенные для беременных, рожениц, ро­дильниц, новорожденных, а также для гинекологических больных, изолируются. Стены и потолки должны быть по­крыты масляной краской, пол - плитками или линолеумом. В помещениях, относящихся к родильному блоку, стены же­лательно покрывать плиткой. Все это необходимо для того, чтобы облегчить проведение влажной уборки и дезинфекции помещений. Все помещения родильного дома необходимо ежедневно подвергать текущей влажной уборке с использо­ванием моющих и не менее 1 раза в сутки - дезинфициру­ющих средств. Рекомендуемая кратность и виды уборки по­мещений зависят от их функциональной принадлежности (приемно-смотровое, родильное, послеродовое обсервационное, новорожденных или вспомогательные помещения-отделения) и регламентированы соответствующими документами.

Палаты убирает младшая медицинская сестра или сани­тарка. Уборочный инвентарь после обработки помещений обеззараживают и хранят в специально выделенном месте. Для текущей дезинфекции рекомендуется пользоваться 1% раствором хлорамина, 0,25% раствором натрия гипохлорита или 3% раствором водорода переоксида с добавлением 0,5% раствора моющего средства «Прогресс» и других средств, 0,2% раствором хлоргексидина биглюконата, ней­тральным натрия гипохлоритом, растворами пероксимеда, аламинола и др. После влажной уборки палаты облучают бактерицидными лампами и проветривают (в отсутствие ма­терей и детей).

Одним из важнейших принципов в работе родильного стационара является принцип цикличности заполнения предродовых палат и палат для новорожденных. Циклич­ность работы палат дает возможность проводить заключи­тельную (генеральную) уборку помещения после выписки или перевода в другое отделение всех женщин и детей. При наличии двух родильных залов прием родов должен осуще­ствляться поочередно в каждом из них в течение суток. В боксированном родильном блоке каждые роды принима­ются в отдельном боксе поочередно. После родов в боксе проводится уборка по типу заключительной дезинфекции. При наличии одного родильного зала генеральная уборка осуществляется не реже 1 раза в 3 дня. Дату проведения такой дезинфекции фиксируют в журнале, который хранит­ся у старшей акушерки отделения.

При проведении заключительной уборки помещения ис­пользуют вышеперечисленные растворы. Предлагается много новых дезинфицирующих, стерилизующих и антисептиче­ских препаратов. Так, для дезинфекции поверхностей, обо­рудования, инвентаря при влажной уборке могут быть реко­мендованы для использования новые высокоэффективные средства: септодор, терралин, перформ, микроцид-ликвид и др. Для проведения заключительной уборки палаты закры­ваются. Предварительно из палаты выносят постельное бе­лье, которое сдают в прачечную для стирки. Мягкий инвен­тарь (матрацы, подушки, одеяла) отправляют в дезинфекци­онную камеру. Помещение и все оборудование протирают стерильной ветошью, обильно смоченной дезинфицирующим раствором. Непосредственно после уборки в помещении рас­пыляется дезинфицирующий раствор (способом орошения) из расчета 300 мл на 1 м2 обрабатываемой поверхности. Ре­жим дезинфекции (время выдержки раствора) зависит от разновидности самого дезинфицирующего агента. После орошения дезинфицирующим раствором помещение промы­вают чистой водой.

Прошедшие обработку постельные принадлежности вно­сят в палаты после уборки, кровати застилают чистым бель­ем. При уборке по типу заключительной дезинфекции ульт­рафиолетовое облучение проводят дважды: первый раз - по­сле обработки всех объектов и помещения дезинфицирую­щим средством, второй раз - после протирания их ветошью, смоченной в водопроводной воде.

Режим включения бактерицидных ламп, выбор облучате­лей, расчет их числа зависят от функционального назначе­ния помещения, объема и других параметров и характери­стик. В конце заключительной дезинфекции помещение под­вергается естественному проветриванию не менее 20 мин. Помимо текущей и генеральной уборки помещений родиль­ного дома для обеспечения противоэпидемического режима необходимо строго соблюдать график его закрытия на пла­новую профилактическую дезинфекцию, в том числе при необходимости - для косметического ремонта 2 раза в год.

В родильном доме следует тщательно соблюдать гигиени­ческий режим койки. Кровати во всех акушерских отделени­ях и палатах новорожденных должны иметь матрацы в кле­енчатых обшивках, чтобы их можно было мыть водой с мы­лом и протирать дезинфицирующим раствором. Особо тща­тельной обработке подвергается кровать после родов. Ее протирают дезинфицирующим раствором, а матрац, обши­тый клеенкой, вначале моют с мылом, а затем протирают дез­инфицирующим раствором и застилают чистым бельем. При проведении генеральной уборки палат все кровати также подвергаются обработке. Использованные подкладные кле­енки после выписки женщины или перевода ее в другое от­деление в специальном подсобном помещении моют теплой водой с мылом и щеткой, ополаскивают, замачивают в де­зинфицирующем растворе (3% растворе хлорамина Б и др.), снова промывают и высушивают. Около каждой кровати на­ходится индивидуальное судно на специальной подставке, прикрепленной к кровати. Судно имеет номер, соответствую­щий номеру кровати. Необходимо, чтобы каждая роженица и родильница пользовались простерилизованным индивидуаль­ным судном. Для этого судно после механической обработки замачивают в дезинфицирующем растворе. Судна, находящие­ся в употреблении, после каждого слива моют проточной водой и ополаскивают дезинфицирующим раствором.

Личная гигиена медицинского персонала. Одним из ос­новных факторов предупреждения инфекционных заболева­ний в родильных домах является соблюдение сотрудниками правил гигиены. К ним относятся принятие гигиенического душа перед началом работы, ежедневная смена халата, но­шение специально выделенного для работы хлопчатобумаж­ного платья и удобной, легко моющейся обуви, строгое со­блюдение правил ношения масок.

С целью выполнения персоналом всех правил личной ги­гиены в каждом родильном доме создается санпропускник с индивидуальным шкафчиком для хранения собственной одежды, платья для работы, сменной обуви. В шкафчике имеются соответствующие отделения. Такие санпропускники выделяются раздельно для физиологического и обсерваци­онного отделений. Ежедневно всех медицинских работников, приходящих на работу, осматривает старшая медицинская сестра. Лица с проявлениями острых респираторных, кож­ных и желудочно-кишечных заболеваний к работе не допус­каются.

Медицинская сестра родильного дома должна хорошо знать, что недопустимо иметь длинные ногти, покрытые ла­ком, носить на работе кольца, браслеты и другие украшения. Не рекомендуется работать без чулок. В жаркое время года вместо чулок можно носить носки. Рукава халата следует за­сучивать выше локтей, чтобы при мытье рук они не намок­ли. Для медицинского персонала, работающего в родильном зале и операционных, необходимо ношение масок из сло­женной в четыре слоя марли, обязательно закрывающих рот и нос. В отделении новорожденных маски используются при проведении инвазивных манипуляций.

Предпочтительнее использовать стерильные маски разо­вого применения. Особое внимание следует уделять чистоте рук. Нельзя приступать к работе с трещинами, ссадинами, порезами на руках, так как при этом невозможно провести их полное обеззараживание. Медицинские работники долж­ны беречь свои руки, избегать их ранения и загрязнения в бытовых условиях. В сельской местности медицинской сест­ре, как и акушерке, не рекомендуется работать в огороде пе­ред дежурством. Основную роль среди источников внутри-госпитальной инфекции в родильных домах играют бакте­рионосители из числа медицинского персонала.

В связи с этим особое значение приобретают своевремен­ное выявление и санация бактерионосителей, что достигает­ся рядом мероприятий.. Весь медицинский персонал при по­ступлении на работу в родильный дом проходит осмотр вра­чами (в дальнейшем - 4 раза в год): терапевтом, дерматовенерологом, стоматологом, оториноларингологом, а также флюорографию грудной клетки (в дальнейшем - 1 раз в год), исследование крови на сифилис (в дальнейшем - 2 раза в год), гепатит В, ВИЧ-инфекцию (в дальнейшем - 2 раза в год), исследование мазков на гонорею и другую микробную флору. Обследование персонала на условно-патогенную и патогенную флору осуществляется по эпидемиологическим показаниям. Медицинский персонал с лихорадкой, воспали­тельными, тем более гнойными процессами, к работе не до­пускается. При выявлении бактерионосителей среди меди­цинского персонала производится их санация, а в случае ее неэффективности главный врач родильного дома принимает решение о трудоустройстве бактерионосителей, при котором исключается их контакт с новорожденными, роженицами и родильницами. Персонал родильного дома подлежит обяза­тельным профилактическим прививкам против вирусного гапатита В, при отсутствии сведений о прививках против дифтерии и туберкулеза, вакцинация осуществляется в соот­ветствии с календарем соответствующих прививок.

Обработка рук медицинского персонала. Дезинфекция рук медицинского персонала, участвующего в приеме родов, операциях, туалете новорожденного, является важнейшим фактором профилактики гнойно-септических заболеваний в родильном доме. Из общепринятых методов обработки рук в хирургии можно пользоваться методами Спасокукоцкого-Кочергина, Альфельда. Обеззараживание рук может быть произведено лизанином, растворами диоцида, дегмина, дегмицида, хлоргексидина биглюконата, октенимана, октенидерма, октенисепта, сагросепта и др.

При обработке рук диоцидом используется его раствор в разведении 1:5000. Руки моют при помощи стерильной сал­фетки, обильно смоченной диоцидом, в течение 3-5 мин. По­сле обработки руки высушивают стерильной салфеткой и за­тем обрабатывают 96% спиртом в течение 1-2 мин.

Дегмин, дегмицид (производное высокомолекулярных спиртов и гексиметиленамина) используются в виде 1% вод­ного раствора. Перед обработкой руки моют теплой проточ­ной водой с мылом в течение 3 мин, ополаскивают, проти­рают двумя стерильными салфетками, пропитанными дег-мином или дегмицидом, по 3 мин каждым. Затем руки насу­хо вытирают стерильной салфеткой. При обработке рук 0,5% раствором хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте пользуются в течение 5 мин стерильным ватным тампоном, смоченным раствором, затем вытирают руки сте­рильной салфеткой. Лизанин при обработке рук использует­ся без разведения: 5 мл препарата наносят на кисти рук и втирают в кожу в течение 2,5 мин, после этого повторяют аналогичную обработку.

Обработка операционного поля и родовых путей. Кожу операционного поля, наружные половые органы, внутренние поверхности бедер, родовые пути и промежность обрабаты­вают путем двукратного смазывания стерильными тампона­ми, смоченными в 5-7 мл 1% раствора йодоната, который представляет собой комплексное соединение йода с поверх­ностно-активным веществом сульфонатом. Препарат оказы­вает одновременно моющее и дезинфицирующее действие. Йодонат в отличие от йода не вызывает ожога слизистых оболочек кожи. Обработка операционного поля также может быть осуществлена 1% раствором йодопирона, 0,5% раство­ром хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте, лизанином, октенидермом, октенисептом. И лишь в отсутст­вие других кожных антисептиков может быть использована 5% спиртовая настойка йода. После обработки операцион­ного поля его обкладывают стерильными простынями и пе­ленками. С успехом можно использовать специальные одно­разовые наборы.

Стерилизация инструментов, перевязочного материала и предметов ухода. В настоящее время в родильных домах стерилизация инструментов, операционного белья, перевя­зочного материала, шприцев, систем для переливания крови и кровезаменителей, резиновых изделий производится цен­трализованно в стерилизационной, для которой выделяется специальное помещение.

При стерилизации происходит гибель вегетативных и споровых форм патогенных и непатогенных микроорганиз­мов в стерилизуемом материале. Стерилизация изделий ме­дицинского назначения производится различными методами: паром, сухим горячим воздухом, кипячением, растворами химических веществ. Выбор того или иного метода стерили­зации зависит от особенностей стерилизуемого объекта.

Для стерилизации паром под давлением используются паровые медицинские стерилизаторы - автоклавы. К работе в автоклавах допускаются медицинские сестры, прошедшие специальную подготовку и имеющие свидетельство о сдаче экзаменов на право работы с аппаратами под давлением. Суховоздушная (сухожаровая) стерилизация проводится в спе­циальном сухожаровом стерилизаторе. При этом действую­щим началом является нагретый до 120-160 °С воздух.

В тех случаях, когда пар и горячий воздух применять нельзя, приходится прибегать к обеззараживанию холодным способом, т.е. применению химических дезинфицирующих средств. В родильном доме автоклавированием стерилизуют белье, перевязочный материал, изделия из стекла, металлов, резин, латекса и термостойких полимерных материалов. В качестве упаковочного материала используют двойной слой бязевой ткани, конверты из растительного пергамента, стандартные биксы.

Инструменты, детали приборов и аппаратов, изготовлен­ные из материалов, поддающихся коррозии, стерилизуют в сухожаровых стерилизаторах. Режущие инструменты, а так­же некоторые изделия из резины, пластмасс и стекла под­вергают химической стерилизации, при которой проводится полное погружение их в закрытые емкости с дезинфици­рующими растворами (5% раствор аламинола, 2,5% раствор глутарового альдегида или глутарал без разведения, 4% рас­твор формалина, 6% раствор водорода пероксида и др.). К высокоэффективным дезинфицирующим средствам для обработки разных изделий медицинского назначения из стекла, металла, полимеров, в том числе термолабильных, следует отнести гигасепт, лизетол, хелипур. Режимы дезин­фекции определяются дезинфицирующим агентом. В на­стоящее время широкое применение получили предметы од­норазового употребления. К ним относятся шприцы, систе­мы для переливания крови и кровезаменителей и др.

Самое пристальное внимание в родильном доме должно быть уделено режиму работы с чистым и использованным бельем. Использованное белье из всех отделений родильного дома поступает по специальному люку в отведенное для него помещение, стены которого выложены кафелем на высоту не менее 1,5 м. Транспортируют белье в двух мешках, вложен­ных один в другой. После отправки белья помещение под­вергается дезинфекции.

Стирка белья родильного дома должна производиться в прачечной родильного дома, а в отсутствие ее - в больнич­ной прачечной, но отдельно от белья других отделений. Не допускается использование синтетических моющих средств для стирки белья новорожденных. В коммунальной прачеч­ной белье родильного дома стирают в специально выделен­ный день. Транспортировка чистого и использованного бе­лья производится на разных машинах. После доставки чис­того белья в родильный дом оно хранится в специальном помещении на полках или стеллажах завернутым в просты­ни небольшими комплектами или в закрывающихся шкафах. Белье, которое необходимо подвергнуть стерилизации, сор­тируют, стерилизуют в автоклавах и затем хранят в бараба­нах. Все белье для новорожденных (в отличие от белья для взрослых) должно быть стерильным. Наиболее правильным является применение комплектов белья одноразового ис­пользования для новорожденных, рожениц и родильниц.

Обеззараживание предметов ухода (пузырей для льда, грелок, катетеров, наконечников для клизм, термометров, суден, клеенок) производится систематически в соответст­вии с принятыми инструкциями. Предметы ухода должны храниться в определенном месте и всегда быть готовыми к употреблению. Медицинская сестра отвечает за их хранение, содержание и чистоту, передает их и принимает по дежурству.

Вся деятельность родильного дома по соблюдению сани­тарно-гигиенического и противоэпидемического режимов находится под строгим контролем санитарно-эпидемиоло­гической службы. Эпидемиологический надзор за внутрибольничными инфекциями, организация проведения противоэпидемиологических и профилактических мероприятий в учреждениях осуществляется госпитальным эпидемиологом (заместителем главного врача по санитарно-эпидемиологи­ческим вопросам). Микробиологический контроль стериль­ности выполняется 1 раз в месяц. Общее методическое руко­водство и эпидемиологический надзор проводятся центрами санэпиднадзора путем планового обследования и обследова­ния по эпидемиологическим показаниям.

 


ГЛАВА 3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных