Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УГАДАЙ, КТО Г(ШО1»ИТ




ISBN 5—8114—0112—4

Дидактическое учебное пособие, построенное как система игровых и занимательных упражнений, позволяет развить на высоком уровне фонематический слух дошкольников, что предупреждает появление дисграфических ошибок при обу­чении грамоте и способствует интенсивному развитию навы­ка чтения целыми словами.

Для воспитателей детских садов, методистов, логопедов, педагогов начальной школы, родителей.

ББК 74.1

Охраняется законом РФ об авторском праве.

Воспроизведение всей книги или любой ее части

Запрещается без письменного разрешения издателя.

Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

© Издательство «Лань», 1999 © Алтухова Н. Г., 1999 © Издательство «Лань»,

художественное оформление, 1999


ПРЕДИСЛОВИЕ

СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ

Современная школа требует от детей, поступа­ющих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в ум­ственном плане, к анализу и обобщению.

Цель данного методического пособия — пра­вильная и эффективная подготовка к обучению языку — реализуется на уровне звукового анали­за слов.

Звуковой анализ — это:

1. определение порядка звуков в слове;

2. выделение отдельных звуков;

3. различение звуков по их качественным ха­
рактеристикам (гласный — согласный, твердый —
мягкий).,

Во время занятий ребенок вслушивается в сло­ва и звуки, интонационно выделяет звуки в сло­вах, определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбира­ет слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выде­лять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

Дидактические игры проводятся при повторе­нии и закреплении пройденного материала. Они


направлены на увеличение словарного запаса, со­вершенствование звуковой культуры речи.

В процессе обучения дети последовательно ов­ладевают анализом все более сложных по струк­туре слов. Они учатся вслушиваться н звуки речи, различать ударные и безударные гласные, срав­нивать слова по звуковым моделям, находить сход­ство и различие и т. д. В результате дети уже в 5 лет приобретают широкую ориентировку в зву­ковом строе речи, столь необходимую для обуче­ния чтению, грамотному письму в школе, для изу­чения родного языка.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полно­ценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошколь­ника. С помощью развлекательных моментов ста­райтесь поддерживать стойкий интерес к заняти­ям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения.

Не теряйте карточки из разрезного дидактичес­кого материала! Некоторые из них используются в нескольких играх.

Выполнение упражнений типа «Зоопарк», «Что сказали звери?», «Волшебник», «Читаем по кар­тинкам», «Отгадай имя...» позволяют избежать ошибки «неузнавания» слова при обучении чтению: ребенок читает, но не слышит, что прочитал. По­этому упражнения и игры данного типа рекомен­дуется проводить регулярно. Воспользуйтесь елоч­ными флажками, старыми открытками, календа­риками: доступно, ярко, интересно.

Схемы слов ребенок может составлять при по­мощи мелких пуговиц-игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев. Дополнительная нагрузка на мелкую мускулату-


ру создается, если пуговицы хранятся в прозрач­ной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.

Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев. На жетонах написаны буквы, но специально внимание на них не заостряется, запоминание происходит непро­извольно. Затем начинается процесс узнавания. Наиболее любознательные дошкольники самосто­ятельно начинают складывать слова из жетонов и читать.

Не рекомендуется переходить к следующим за­нятиям, пока не освоен материал предыдущих. Вы­полнив все упражнения по всем темам, ребенок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие лексического значения слова и спо­собствует развитию речи.


введение:


РАЗВЕДЧИК

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.


 


УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

Нас окружает мир, полный разных удивитель­ных звуков. Все, что мы слышим и все, что про­износим — это звуки. А много ли звуков мы мо­жем различить?

Давайте посидим минуточку очень тихо: кто ка­кие звуки услышит?

УГАДАЙ ПО ЗВУКУ

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Уга­дай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно рука­ми бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять пред­метом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Собери предметы, которые при соприкоснове­нии друг с другом звенят: ложки, тарелки, метал­лические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.


ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: лег­ковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом да­вать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

ИГРА В КОМАНДЕ

Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.

МОРЗЯНКА

Слушай внимательно ритм, который я тебе про­стучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК

Я попробую звуками изобразить какой-то пред­мет: паровоз, машину, самолет, свистящий чай­ник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угады­вай. Если угадаешь — тебе водить.


УГАДАЙ, КТО Г(ШО1»ИТ

Угадай, кто это произносит:

Московское время 5 часов 10 минут.

Налить вам еще чаю?

Открой рот и скажи «Ли».

Раз, два, три, водишь ты!

Сегодня ночью и завтра днем переменная
облачность, без осадков.

Осторожно, двери закрываются. Следующая
остановка
«Детский мир».

ЧТО ЭТО?

На магнитофонную кассету записаны звуки. Угадай, что именно.

а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье ча­
сов, шипение и скворчанье еды, жарящейся на
сковороде, урчание холодильника, телефонный
звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот ма­
лыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кла­
дут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрыва­
ющейся двери, позвякиванье ложки в стакане,
стук в дверь, щелчок выключателя.

б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, рас­
каты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.

в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающей­
ся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скре­
жет и визг тормозов, детский смех, звук движу­
щегося трамвая, звук пролетающего самолета,
пение птиц.

г) Магазин: работает касса, катят контейнеры,
позвякивание чашек в кафетерии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных