Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Библиографические примечания к пятому изданию 1 страница




Список работ, опубликованных или попавших в сферу внимания автора после завершения первого издания настоящей монографии. На них даны дополнительные ссыл­ки в примечаниях.

Benson R.L. and Constable G. II Eds. Renaissance and Renewal in the Twelfth Century. Cambridge, Mass., 1982; см.особ.: Kuttner S. The Revival of Jurisprudence, и Knut Wolfgang Norr "Institutional Foundations of the New Jurisprudence".


Nelson B. On the Roads to Modernity: Conscience, Science and Civilizations. Totowa, N.J., 1981.

Reynolds S. Kingdoms and Communities in Western Europe, 900—1300. Oxford, 1984.

Tierney B. Religion, Law, and the Growth of Constitutional Thought, 1150—1650. Cambridge, 1982.


ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

^Ото движение чаще называют григорианской реформой, а не реформацией. Однако само слово "реформа" — перевод латинского "reformatio", в других контекстах почти неизменно переводимого как "реформация".

2Fuller L. The Morality of Law, 2nd ed. New Haven, Conn., 1964, p. 106.

3Nisbet Я Social Change and History. New York, 1969, p.l. В этой работе Нисбет нападает на применение таких метафор к социальным переменам; однако он не затра­гивает их применения к сознанию или идеологии общества, в котором те, кто переживает эти перемены, воспринимают их как рост или развитие. В одной из более поздних работ Нисбет принимает несколько смягченную метацЬору. Nilbert R. History of the Idea of Progress. New York, 1980

4Pollock F. and Maitland F.W, The History of English Law, 2nd ed., 1898 (reprint ed., Cambridge, 1968), II, 561.

5"Иск из причинения вреда" (trespass) был мерой исправления вреда, причи­ненного "прямо" деликтным деянием ответчика; "деликтный иск по конкретным обсто­ятельствам дела" (trespass on the case) развился позже как мера исправления вреда, причиненного "косвенно", включая вред, причиненный по небрежности неправильным поведением и небрежным исполнением соглашения. Kiraljy A.K. The Action on the Case. London, 1951.

В начале XX в немецкий историк права и социолог Макс Вебер подтвердил тот факт, что Запад разработал такой метод юридического мышления, который отсут­ствует в других цивилизациях (Weber M. On Law in Economy and Society / Ed. by Max Rheinstein. Cambridge, Mass., 1966, pp 304—305). Он определил этот метод по одному из его качеств, назвав "формальной разумностью". В основе своей это был метод юристов XIX в., в особенности в Германии (хотя, по Веберу, не в Англии), которые заботились о построении логически последовательной структуры абстрактных правовых правил, в терминах которых были бы определены факты данного юридического казуса или данной проблемы, а затем принято решение по нему. Этот метод его противники в XIX в. называли "концептуализмом" (Begriffjurisprudenz). Макс Рейнштейн полагает, что Вебер в своей "Социологии права" поставил задачу определить, было ли построенное таким образом юридическое мышление причиной или следствием возникновения капитализма.


Сам Рейнштейн говорил, что этот метод был характерен для европейского гражданского права (в отличие от английского общего права) "в том виде, как оно сложилось начиная с XII в. в университетах Италии, а затем Франции, Голландии и Германии" (Мах Weber.., p.ll). Однако стоит лишь почитать юридическую литературу XII—XIII вв., неважно, будет ли это литература римского права (гражданского права) или же кано­нического, королевского, феодального, городского, и неважно, где — в Италии, во Фран­ции, в Англии, на Сицилии, в ином государстве Европы, — чтобы понять, что концеп­туализм (в смысле, придаваемом ему в XIX в.) играл лишь определенную роль, притом не главную, в юридическом мышлении этого более раннего времени.

Во всех правовых системах того времени также делался особый упор на извле­чение правил и понятий из дел, что, как справедливо отмечают Рейнштейн и другие, является основным методом рассуждения в традиции английского общего права. Напри­мер, папские декреталии, которые являлись основным источником канонического права начиная с XII в., были, по существу, решениями по делам, рассмотренным римской курией. Кроме того, были разработаны разнообразные диалектические методы для при­мирения очевидно противоречащих друг другу авторитетов, включая выявление двусмыс­ленностей и оценку престижа авторов. А сверх всего этого объединение правовых систем было достигнуто с помощью идеи (очевидно выдвинутой монахом Грацианом) иерархии источников права. В первых строках своего трактата "Concordia Discordantium Canonum", написанном около 1140 г., Грациан говорит, что в случае конфликта обычай должен уступить законодательному акту, законодательный акт должен уступить естественному праву, а естественное право должно уступить божественному. Это означало, что обычай, который в то время был самой распространенной формой права, следовало оценивать с точки зрения разума, и если он оказывался неразумным, его следовало отвергнуть. Едва ли это "формальная разумность" или "логический формализм" в веберианском смысле. Однако это создало основу для объединения разных правовых систем в раз­вивающиеся своды права — своды не только правил, но и принципов и стандартов, равно как и процедур и решений. В более общем плане Веберова классификация всех правовых систем на разумные, традиционные и харизматические дает пищу для фило-охрских размышлений, но совершенно уводит от исторической и социологической ис­тины, ибо западные правовые системы и западная традиция права в целом сочетают все три типа. Возможно, такое сочетание необходимо для эффективного объединения права в органичное единство — "корпус", "организм" права, обладающий способностью по­стоянного роста.

Эти вопросы более полно обсуждаются в заключительной главе настоящей книги.

7См.: Allen C.K Law in the Making. 7th ed. Oxford, 1964, pp.65—66.

8Maitland F.W. Why the History of English Law is Not Written // Ed. by A.L.Fisher Collected Legal Papers of Frederic William Maitland. Cambridge, 1911, I, 488.

9Ha Большой печати Кромвеля (1648—1649) были выгравированы слова: "Пер­вый год восстановленной свободы". Последующие Большие печати определялись как выпущенные во втором, третьем и т.д. "годах восстановленной свободы" (см. об этом: Wyon A. and В. The Great Seals. London, 1887, p.36; Rosenstock-Huessy E. Out of Revolution: The Autobiography of Western Man. New York, 1938, pp. 300, 761.

10To, что в названии "славная революция" содержался оттенок смысла возврата колеса в прежнее положение, очевидно из тех громадных усилий, которые тратились на сохранение преемственности парламентских мер, предпринимавшихся с 1640 г. Так как в тот момент, когда Вильгельм Оранский и его жена Мария прибыли в Англию, чтобы сменить Якова II, то есть в ноябре 1688 г., парламент не заседал, сочли необхо­димым созвать всех тех людей, которые были членами последнего парламента. Ужасная суета поднялась также вокруг изготовления новой Большой печати взамен той, которую увез с собой Яков и в обиде швырнул в Темзу во время своего бегства. Все должно было быть как когда-то в прошлом, а то это была бы не "революция4.

11Президент Джон Ф. Кеннеди в своей книге "Стратегия мира" (Strategy of Peace) перечисляет семь мирных "революций", которые "сотрясают нашу страну и весь мир". Это — революция в населении, на ферме, революция техники и энергетики,


революция в уровне жизни, революция в развитии вооружений, революция в слабораз­витых странах и в национализме. В 1964 г. Специальный комитет по тройной революции представил президенту ДжОнсону заявление по кибернетической революции, революции вооружений и революции прав человека. Значительное количество других "революций" перечислено в книге: Leeuwen van АЛ. Development through Revolution. New York, 1970, chap. 2. Как говорит ван Лейвен, недостаток ясности в употреблении этого термина "сам по себе является характерным феноменом" (с. 32). Перенос этого термина из полити­ческой сферы начался с создания термина "промышленная революция" одним британ­ским историком в 1884 г. Он придумал это выражение по аналогии с Французской революцией 1789 г. — надо было изобрести в английской истории аналогичное явление. Toynbee A. Lectures on the Industrual Revolution of the Eighteenth Century in England. London, 1884. Быть может, обильное употребление слов "революция", "революционный" в послевоенный период, распространяющееся даже на простейшие потребительские то­вары ("революция в чулочном деле", "революция в деодорантах"), является сходной языковой реакцией на коммунистические революции XX в.

12Это крупная тема книги: Rosenstock-Huessy Е. Out of Revolution. New York, 1938.

Розеншток-Хюсси насчитывает еще седьмую, Итальянскую революцию XIII в., состоявшую в формировании системы городов-государств на севере Италии (Out of Re­volution.., p. 562). Я рассматриваю подъем вольных городов как светскую сторону Папской революции, имевшей не только итальянский, а общеевропейский масштаб. Норман Кан­тор насчитывает только четыре "всемирных революции": Папскую революцию, проте­стантскую Реформацию, Французскую революцию и Русскую революцию. Он не дает никакого пояснения тому факту, что он опускает Английскую и Американскую револю­ции. Очевидно, эти две революции не соответствуют его определению всемирной рево­люции — "возникновение новой идеологии, которая отвергает результаты нескольких веков развития, организованные в господствующую систему, и призывает к новому пра­вильному порядку в мире" (Cantor N.F. Medieval History: The Life and Death of a Ci­vilization, New York, 1968, p- 300). Данное Кантором описание Папской революции соответствует описанию, данному в настоящей работе.

uKuhn T.S. The Structure of Scientific Revolutions, 2nd ed. Chicago, 1970.

15Cm.: Brinton С The Anatomy of Revolution. Rev.ed. New York, 1965, p. 16: "Мы будем относиться к революции как к своего рода лихорадке... Как только симптомы полностью проявляются... значит, лихорадка революции началась. Она нарастает, но неравномерно, то наступает, то отступает, и приходит к кризису, часто сопровождаю­щемуся бредом... к Правлению Террора. После кризиса наступает период выздоровления, обычно отмеченный одним-двумя обострениями. Наконец, лихорадка заканчивается и пациент приходит в себя, а в некоторых отношениях он, возможно, даже и поздоровел от пережитого... но, разумеется, он не стал новым человеком". Бринтон применяет эту "концептуальную схему", как он ее называет, к Английской, Американской, Француз­ской и Русской революциям.

Блок М. Феодальное общество / Пер. Е.М.Лысенко. СПб// Блок М. Апология истории. М., 1973. Серия "Памятники исторической мысли".

17Strayer J.R. On the Medieval Origins of the Modern State, princeton, N.J., 1970, p. 22.

18Cohn N. The Pursuit of the Millennium. 2nd ed. New York, 1972, p. 281.

19Ibid, pp. 10—11, 285—286.

20Brown N.O. Love's Body. New York, 1968, pp. 219, 220.

21 Rosenstock-Huessy E. Out of Revolution...

22Rosenstock-Huessy E. The Christian Future. New York, 1946, p. 70.

23Sohm R. Weltliches und geistliches Recht. Munchen; Leipzig, 1914, p. 69. (Там, где не указано иначе, все переводы мои. — Прим. авт.)

24См.: Winstanley G. Platform of the Law of Freedom // Rosenstock-Huessy E. Out of Revolution.., p.291: "Дух всего предприятия заключался в переделке мира". См. также проповедь Томаса Кейса перед палатой общин в 1641 г.: "Переделка, ресрорма должна быть всеобщей. Реформа всех мест, всех людей и призваний; реформа судейства, низших


68*



мировых судов... Реформа университетов, реформа городов, реформа стран, реформа низших школ, реформа воскресенья, реформа таинств, реформа поклонения Богу. Всякое растение, не посаженное моим небесным отцом, должно вырвать" Щит. по: Walzer M. The Revolution of the Saints: A Study in the Origins of Radical Politics. Cambridge, Mass., 1965, pp. 10—11. Реформация XVI в. задумывалась как реформа церкви, веком позже пуритане, по выражению Мильтона, хотели "реформировать саму реформацию", а это означало, как показывает Уолзер, радикальную политическую деятельность, то есть политический прогресс как религиозную цель (с. 12).

25См.: Lindsay A.D. The Modern Democratic State. New York. 1962, pp. 117—118; Little D. Religion, Order, and Law: A Study in Pre-Revoluttonary England, New York, 1969, p. 230.

Каждый из этих четверых обвинялся в гражданском неповиновении. Каждый защищался на основании высшего закона совести, а также на основании фундаменталь­ных правовых принципов, проистекающих из средневекового английского права (напри­мер, Великая хартия вольностей). Процессы Пенна и Хемпдена изложены в документах "6 State Trials 951" (1670) и "3 State Trials 1" (1627) (так называемый "процесс пяти рыцарей").

Отрывок из процесса Удалла вместе с сопроводительной инцЬормацией можно найти в кн.: Neal D. The History of the Puritans. Newburyport, Mass., 1816, pp. 492—501.

Процесс Лилберна обсуждается в кн.: Frank J. The Levellers: A History of the Writings of Three Seventeenth Century Social Democrats: John Lilburne, Richard Overton, and William Walwyn. Cambridge, 1965, pp. 16—18.

27Теория общественного договора обычно возводится к Джону Локку и Томасу Гоббсу. Однако веком ранее Кальвин попросил все население Женевы принять символ веры и дать клятву соблюдать Десять заповедей, а также поклясться в верности городу. Полиция группами вызывала людей для участия в соглашении (См. McNeill J.T. The History and Character of Calvinism. New York, 1957, p. 142; см. также гл. 2 и 12 настоящего исследования, где теория общественного договора прослеживается до Папской революции и цЪормирования городов как присяжных коммун.

2SCm.: Pound R. Jurisprudence, St.Paul. Minn., 1959, III, 8—15.

29Моральный кодекс строителя коммунизма являлся частью Программы Ком­мунистической партии бывшего Советского Союза, принятой XXII съездом КПСС в 1961 г.

30См.: The Laws and Liberties of Massachusetts. Cambridge, Mass., 1929.

31Gilmore G. The Death of Contract. Columbus, Ohio, 1974, pp. 87—94.

32Unger R.M. Law in Modern Society. New York, 1976, p. 194.

33Ibid, p. 196.

ЪАБлок М. Феодальное общество, I, XVI (по чикагскому изданию 1961 г.).

35Там же, XVII.

36#i7/ С. A Comment // Ed. by R. Hilton. The Transition from Feudalism to Capitalism. London, 1976, p. 121.

1.

Основа западной традиции права

lCm.: Loyn H.R. Anglo-Saxon England and the Norman Conquest. New York, 1962, p. 292. В этой главе слово "Модальный" употребляется в широком, а не техническом смысле; обсуждение феодального права в том виде, в каком оно сложилось в XI и XII веках, оставлено на последующие главы.

2Levy E. West Roman Vulgar Law. Philadelphia, 1951, pp. 6—7; Schulz F. History of Roman Legal Science. Oxford, 1948, p. 273.

3Вольфганг Кункель доходит даже до того, что называет "Leges Visigothorum" "жидкими и сырыми в качестве произведения законодательства" (Kunkel W. An Int­roduction to Roman Legal and Constitutional History. Oxford, 1973, p. 162). Кункель заяв­ляет, что "даже в Италии юриспруденция упала до самого низкого уровня, какой только


можно себе представить. Современная наука тщетно старалась доказать существование в Италии значимой непрерывной традиции римского права" (Ibid, p. 181); см. также: King P.D. Law and Society in the Visigothic Kingdom. Cambridge, 1972.

4Термины, понятия и правила римского вульгарного права играли некоторую роль в усилении королевской власти в каролингский период. Однако сохранившиеся книги законов каролингской эпохи не отражают правовую культуру, сравнимую с куль­турой классического римского права или с культурой, порожденной революционными событиями тремя столетиями позже (См.: McKitterick R. Some Carolingian Lawbooks and Their Functions // Authority and Power: Studies in Medieval Law and Government / Ed. by B. Tierney and P. Linehan. Cambridge, 1980, pp. 13—28.

5Салическую правду можно прочесть в [английском] переводе в книге: Select Historical Documents of the Middle Ages / Ed. E.F.Henderson. London, 1912, pp. 176—189. Немного более ранней компиляцией, чем Салическая правда, является Вестготская правда короля Эвриха (правил в 466—484 гг.), от которой сохранились только фрагменты. Другие варварские правды включают: Законы Этельберта, короля Кента, изданные около 600 г.; эдикт Ротари, лангобардского короля Ротари, изданный в 643 г,; а также Рипу-арскую правду (рипуарских франков), Алеманнскую правду (алеманнов) и Баварскую правду (баваров), все изданы в середине VIII в. К концу VIII в. посланцами Карла Великого были записаны законы фризов, тюрингов, саксов. Эти и другие законы (шот­ландские, валлийские и ирландские, норвежские, исландские и русские) обсуждаются в книге: Diamond A.S. Primitive Law Past and Present, London, 1971.

6Законы Этельберта, разд. 34—42, 50— 55, 58—60, 65—66. Законы Этельберта в английском переводе можно найти в книге: Attenborough F.L. The Laws of the Earliest English Kings. New York, 1963, pp. 4—17.

7Cm.: Bona I. The Dawn of the Dark Ages: The Gepids and the Lombards in the Carpathian Basin, Budapest, 1976, pp. 80—81.

8Cm.: Diamond A.S. Primitive Law.., pp. 228, 273. Отношение первобытного права к так называемому архаическому праву индоевропейских народов обсуждается в конце этой главы.

9Этот анализ частично основан на исследовании Джеймса Р. Гордли "Англо­саксонское право" (Gordley J.R. Anglo-Saxon Law. 1970), хранящемся в рукописи в библиотеке юридического факультета Гарвардского университета. Термины этого анализа взяты из англо-саксонского права, которые, однако, почти идентичны терминам других германских правовых порядков этого времени и чрезвычайно сходны с наиболее ранними правовыми порядками всех индоевропейских обществ.

103аконы Этельберта, разд. 8, 15.

11См.: BergerR. From Hostage to Contract. Illinois Law Review, 35 (1940), 154, 281.

l2Gordley J.R. Anglo-Saxon Law.., p. 23.

13 Levi-Strauss C. Les structures elementaires de la parente, Paris, 1964, pp. 597, 598.

14Brown P. Society and the Supernatural: A Medieval Change // Daedalus, Spring 1975, p. 135.

15Цит. по: Rightmire G.W. The Law of England at the Norman Conquest, Columbus, Ohio, 1932, p. 37.

16Ibid, p. 36.

17Цит. по: Palgrave sir F. The Rise and Progress of the English Commonwealth. London, 1832, p. CXXXV.

18Grimm J. Deutsche Rechtsalterthumer, 1828; 3rd ed., 1881, введение; см. также: Grimm J. Von der Poesie im Recht // Zeitschrift fur Geschichtliche Rechtwissenschaft, 2, 1816, 25—99.

19Huebner R. A History of Germanic Private Law. Trans, by F.S.Philbrick. Boston, 1918, pp. 10—11.

20Ibid., pp. 11 — 12.

21Gordley J.R. Anglo-Saxon Law.., p. 31.

22"Maxims", p. 48, Cotton MSS, Британская библиотека. Лондон.


^"Беовульф", строки 2140—41; см. также: Сагу о Ньяле (англ. перевод "The Icelandic Saga: The Story of Burnt Njal", trans. Sir G. W. Dasent, new ed. with intro. by G. Turville-Petre, Edinburgh, 1957; рус пер. "Исландские саги". М., 1956). В книге дух героизма и мести воплощен в драматических событиях на судебном собрании племени (тинге). Аналогичное мировоззрение можно найти в самом раннем поэтическом произ­ведении германских народов, "Старшей Эдде", которая полна повествований о насилии, мщении и отчаянном героизме. Франц Боркенау подчеркивает, что в эдической поэзии господствует мощный дух вины и личной ответственности, в отличие от более поздней истории Зигфрида в "Песни о Нибелунгах", в которой вина обычно отрицается, а убийца может быть героем. Боркенау находит параллель между сосредоточенностью "Старшей Эдды" на инцесте и семейном убийстве, за которым следует возмездие, и преобладанием (с его точки зрения) инцеста ("в удивительно разнообразных подробностях") и убийства (особенно убийства внутри семьи) среди преступлений, наказуемых монашескими уло­жениями о наказаниях VII — VIII вв. и позже (см.: Borkenau F. Primal Crime and Social Paranoia in the Dark Ages // Ed. by R.Lowenthal. End and Beginning. New York, 1981, pp. 382—391. Уложения о наказаниях обсуждаются ниже в этой же главе.

24Loyn H.R. Anglo-Saxon England.., p. 217.

25Ibid, p. 300.

26Levi-Strauss С Structural Anthropology // trans. С Jacobson and B. Schoepf. New York, 1963, p. 132 (рус. пер.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. — Прим. перев.).

27См.: Watkins С. Studies in Indo-European Legal Language, Institutions, and Mytho­logy // Ed. by G. Cardona, H. M. Hoenigswald and A. Seen, Indo-European and Indo-Europeans. Philadelphia, 1970, p. 321. Уоткинс приводит несколько примеров сложных правовых понятий, общих для всех индоевропейских народов, включая одно понятие, "ноксальная выдача", в котором имеется одна и та же лексическая единица (лат. "sar-cire", хеттск. "sarnikzi") и которое занимает одно и то же место в правовой структуре двух обществ, которые не имели контактов друг с другом в то время, когда использовали это понятие. (Это понятие относится к выдаче или выкупу раба или предмета, при­чинившего вред другому.) Уоткинс подчеркивает, что совпадение языкового равенства и одинакового института показывает общее происхождение, когда по хронологическим и географическим причинам невозможно взаимовлияние. Его пример "доказывает, что институт ноксальности в индоевропейском обществе так же стар, как общность латинского и хеттского, то есть на данном этапе наших знаний это означает, что он относится к общему индоевропейскому периоду" (там же. С. 333).

Некоторые из общих черт архаического права индоевропейских народов разде­ляют современные первобытные общества. Тем не менее антропологи в целом избегали изучения индоевропейского права, отчасти из-за его положительного значения для теории общественной эволюции, а отчасти потому, что его нельзя изучать "в поле". Даймонд (Primitive Law) является исключением, будучи практически единственным современным антропологом, который попытался сопоставить архаическое право с современным пер­вобытным правом. Однако он не отмечает самой важной отличительной черты архаи­ческого права в сравнении его с современным первобытным правом, а именно центральной роли суда, то есть формального судопроизводства (включая как тяжбу, так и вынесение приговора), в правовом порядке.

2&Jolliffe J.E.A. The Constitutional History of Medieval England. 3rd ed. London, 1954, p. 24; см. также: Kern F. Kingship and Law in the Middle Ages, trans. S.B. Chrimes. Oxford, 1939, p. 151: "Закон [в эпоху раннего Средневековья] стар; новый закон — это противоречие в терминах... всякое законодательство и правовая реформа воспринимаются как восстановление доброго старого закона, который нарушался".

О монашеском движении в этот период см. великолепный очерк Криспхрера Доусона в книге: The Making of Europe: An Introduction to European Unity, 1932. New York and Cleveland, 1956, pp. 176—186. Более подробно см.: Lehane В. The Quest of Three Abbots. New York, 1968.


зиИстория, рассказанная англосаксонскими хрониками, касается обращения рим­ского миссионера Паулина к языческому королю Нортумбрии и его последователям в начале VII в. Рассказывается, что, когда Паулин закончил свою речь, через зал пролетел воробей, и тогда заговорил старый советник. Он сказал: "Жизнь человека подобна полету воробья через ярко освещенный зал, когда сидишь за мясом, в очаге пылает огонь, а за дверью ледяной дождь и буря. Воробей влетает через одну дверь и мгновение пре­бывает в свете и тепле, а потом вылетает через другую и исчезает в зимней мгле. Так мгновение пребывает и жизнь человека, но что прежде нее и что за ней, мы не знаем. Если новое учение нам это скажет, давайте последуем ему" (Беда Достопочтенный. Historia Ecclesiastica gentis Anglorum / Под ред. Ч. Пламмера (С. Plummet*, Oxford, 1896, II, 13.)

31См.: Boehmer H. Das germanische Christentum // Theologische Studien und Krit-iken. 86, Halle. 1913, 165—280.

32См.: Блок M. Феодальное общество / Пер. Е.МЛысенко. С. 137- // М. Блок. Апология истории. М., 1973. Из серии "Памятники исторической мысли"; Block R.H. Medieval French Literature and the Law. Berkeley, Calif., 1978, p. 19.

33Беда Достопочтенный через 130 лет сказал об Этельберте, что "среди других благ, которыми он одарил свой народ, он издал законы для него по совету своих совет­ников и по примеру римлян" ("decreta ilti iudiciorum iuxta exempla Romanorum cum consilio sapientium constituit"). (Беда Достопочтенный. Historia Ecclesiastica... II, 5.)

Уоллес-Хедрилл указывает, что не следует считать, что фраза "iuxta exempla Romanorum" означает, будто законодательство было принято как у римлян, "скорее Этельберт следовал... Салическому закону и различным бургундским, готским и ланго-бардским примерам, которые привез из Италии Августин" (см.: Wallace-Hadrill J.M. Early Germanic Kingship in England and on the Continent. Oxford, 1971, p. 37. Уоллес-Хедрилл добавляет, что по крайней мере 19 из 90 статей Этельберта имеют параллели в Салической правде и что имеются параллели и с другими германскими кодексами. Он пишет: "Привлечение exempla свидетельствовало о связи, существовавшей в умах римлян между обращением и правом, так это было в Галлии, в Испании, в Италии, несомненно, и в Кенте" (с. 39).

Несмотря на это, два ведущих английских историка права, стремясь доказать отсутствие всякого иностранного влияния на английское право, заходят далеко, утвер­ждая, будто бы законы Этельберта были "чисто языческого происхождения" и "вероятно" изданы до появления христианства в Англии в 597 г. (см.: Richardson H.G. and Sayles G.O. Law and Legislation from Ethelbert to Magna Carta. Edinburgh, 1966). Опровергая этот взгляд, Уоллес-Хедрилл указывает, что законы Этельберта находились в русле правовой традиции, включавшей право франков, бургундов, других германских племен. Папа Григорий Великий, посылая миссию из 40 человек (плюс переводчики) во главе с Августином для обращения Этельберта в христианство, писал английскому королю, что если он обратится к истинной вере, то будет благословен Богом так же, как сам император Константин. Как пишет Уоллес-Хедрилл, "папа этим хотел дать понять, что новообращенный вступает в семью католических королей, отцом которой является им­ператор (в Константинополе). Переписка папы и императора, относящаяся к этому времени, не оставляет на этот счет никаких сомнений... В политическом смысле это может означать мало или не означать ничего. Однако одно последствие было несомнен­но: новообращенный король вступал в традицию писаного права, первоисточником ко­торого был император. И это одна из причин, почему законы Этельберта следует дати­ровать временем после его обращения в христианство. Своды законов были даром римлян, причем римлян-христиан, королям германцев" (с. 29). (см. также: Simpson A.W.B. The Laws of Ethelbebert // Arnold M.S., Green T.A., Scully S.A., and White S.D. On Laws and Customs of England: Essays in Honor of Samuel E. Thorne, Chapel Hill, N.C., 1981, pp. 3—17.

34Cm.: Vernadsky G. Medieval Russian Laws. New York, 1947.


■"Альфред также включил в свои законы золотое правило: не делай другим того, что ты не хотел бы, чтобы сделали тебе, с добавлением: "Благодаря одному этому закону человек может помнить, что надо судить всех справедливо, ему не нужно никакой другой книги законов". Законы Альфреда можно найти в книге Аттенборо на с. 62—93.

36См.: Dawson С. The Making of Europe.., pp. 190—201. При Карле Великом Франкское государство "было церковью-государством еще в большей степени, чем Ви­зантия... Король был правителем и церкви, и государства, и его законодательство ус­танавливало строжайшие и мельчайшие правила поведения духовенства, равно как и церковную доктрину и обряды... Правление всей империи носило в значительной степени церковный характер, ибо епископ наравне с двором управлял 300 округами, на которые делилась империя, а центральное правительство было в основном в руках церковников канцлерского суда и королевской капеллы... Контроль и надзор за местной администрацией осуществлялся посредством характерного каролингского института "го­сударственных посланцев" (missi dominici), которые по очереди объезжали все страны империи, совсем как [впоследствии] английские судьи ассизов. Здесь тоже самые важные задания доверялись епископам и аббатам" (с. 190). Доусон цитирует великого советника Карла, англосакса Алкуина, который писал, что в мире существуют три великие силы: папство в Риме, империя в Константинополе и королевское достоинство Карла. Из них последняя сила выше других двух, потому что Христос назначил Карла руководителем народа христианского (populus Christianus). Алкуин заменил в церковной службе фразу "imperium Romanorum" на "imperium Christianum", подразумевая империю Карла, которая мыслилась превосходящей Рим и римлян.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных