Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОРЬБА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ




Когда человек оскорблен и унижен каким-нибудь обрушившимся на него злополучием, ему нужно иметь немало мужества и душевной силы, чтобы отыскать в своем поражении элементы будущей победы. Однако это-то и отличает тех, кто достигает успеха, от тех, кто оказывается в конце концов неудачником.

Большой интерес представляет первая крупная неудача молодого человека, являясь показателем его способности к достижению успеха и показателем всей его жизни. Тут интересна не сама по себе неудача, а то, как он отнесется к своему поражению. Бросит ли начатое дело и схватится за что-нибудь другое? Или снова возьмется за то же самое с прежней решимостью.

За того человека, который не падает духом от неудач, бояться нечего. Неудача является заключительным испытанием стойкости и твердости человека. Она или раздавит его, или укрепит. Люди, которые обходят холм затруднений, вместо того чтобы осилить его, - это люди, которые никогда не обременяют себя трудными задачами и скользят мимо трудных мест, вместо того чтобы одолевать их. Такие люди никогда не приобретают ни силы, ни искусства. Как хорошие моряки вырабатываются бурями, так и сильные, мужественные люди вырабатываются борьбой с препятствиями и затруднениями.

Наиболее верный способ одолеть неблагоприятные обстоятельства – быть самому еще более крупным обстоятельством.

Человек может изменять и улучшать окружающую его обстановку; другими словами, он может участвовать в созидании той самой дороги, по которой ему предстоит шествовать в течение своей жизни.

С того момента, когда человек освобождается от противодействия, он зачастую, подобно поезду на смазанных маслом рельсах, перестает двигаться вперед.

Наши противники развивают в нас те самые силы, с помощью которых мы побеждаем их. Противодействие противников имеет для нас такое же значение, как битвы дуба с бурями, - оно делает нас лишь крепче.

"Наш противник - наш помощник, - сказал Эдмунд Берк, - своим противодействием он заставляет нас знакомиться с нашим предметом во всех его разветвлениях, не позволяя нам быть поверхностными". "Невзгоды и неудачи ведут к обнаружению талантов, которые при счастливых обстоятельствах лежат скрытые", - сказал Гораций.

Писательница Гарриет Мартино, упоминая о крушении предприятия своего отца, сказала: "Если бы не эта потеря состояния, мы вели бы жизнь, обычную для провинциальных дам с небольшими средствами, т. е. занимались бы шитьем, мелочной экономией, и с каждым годом делались бы все хуже; тогда как, будучи предоставлены, пока еще не было поздно, собственным силам, мы усердно и с пользой поработали, приобрели друзей, имя и независимость, много путешествовали в чужих краях и на родине, - словом, действительно жили, а не прозябали".

"Самая действенная помощь, которую мы можем оказать пришедшему в отчаяние человеку", - сказал Филлипс Брукс, - состоит не в снятии с него бремени, а в пробуждении у него энергии, необходимой для преодоления этого бремени".

Постоянная борьба, непрерывное стремление извлечь победу из неблагоприятных условий, есть цена всех великих деяний.

Истинно благородная жизнь никогда не бывает легка. Едва ли найдется хоть одна великая истина или учение, которым не приходилось бы пробивать себе путь к признанию через клевету, злословие и преследование.

"Всюду, - сказал Гейне, - где великая душа дает исход своим думам, оказывается и Голгофа".

"Когда лютый ветер, невзгоды дуют на вас, - говорит Бичер, - не опускайтесь трусливо у дороги и не сворачивайте со своего пути ради минутной теплоты и защиты, а бодро идите вперед, преодолевая затруднения и препятствия. Если когда уместно быть самолюбивым, то это не тогда, когда это трудно".

Человек - не неудачник, если он правдив и честен. Никакое дело - не неудача, если оно справедливо. Мы делаем лучшее, что можем, когда отчаянно боремся за достижение того, чего жаждет наше сердце.

"Не неудачник тот, кто умирает за великое дело", - говорит Байрон.

Смерть не прекращает влияния тех, кто честно боролся изо всех сил ради достижения справедливой цели. Спустя века их голос все еще слышен и побуждает нас делать возможно большее из нашей жизни.

"Возможна лишь одна действительная неудача в жизни, и это - не быть верным лучшему, что человек знает", - сказал Фаррар.

ЭНТУЗИАЗМ

Молодо ли ваше сердце? Если нет, едва ли вы годитесь для хорошей работы.

"Единственное решающее доказательство искренности человека, - говорит Лоуэлль, - это отдавание им себя за принцип. Деньги и все другие вещи сравнительно легко отдать".

"Нет ничего столь заразительного, - сказал Бульвер, - как энтузиазм. Это - гений искренности, и без него истина не одерживает побед".

"Каждый великий момент в истории мира есть торжество чьего-либо энтузиазма", - утверждает Эмерсон.

"В жизни бывают важные моменты, - отмечает А. Бойд, - в которых разница между половиной сердца и целым сердцем как раз и составляет разницу между полным поражением и блестящей победой". Гладстон говорил, что "необходимо лишь пробудить дух в юноше и что в каждом имеется материал для хорошей работы в мире, даже в тех, которые тупы. Если в них будет лишь пробуждено рвение, тупость день за днем будет сходить с них под его влиянием".

Какую работу каждый мог бы совершить в мире, если бы только он знал свои силы! Но, подобно взнузданной лошади, человек не сознает своей силы, пока он хоть однажды не понесет.

Энтузиазм придает самому сухому и неинтересному предмету или занятию новый смысл. Под влиянием великой мысли или великого чувства слабый делается сильным, робкий - храбрым, колеблющийся - решительным.

Равнодушие никогда не вело армии к победам и никогда не совершало ничего великого. "Лучший метод дается увлечением", - говорил Сальвини. Только мысли, облеченные в жгучие слова, могут разжечь ту искорку, которая тлеет в сердце другого. Тихий ручеек доводов может течь через мозг и не оставить никакого следа; пусть доводы обрушатся подобно водопаду - и тогда они сметут перед собой все препятствия.

Самое неоспоримое очарование юности - ее кипучий энтузиазм. Юноша не видит ничего мрачного впереди, никакого ущелья, из которого не было бы выхода, и верит, что человеческий род в течение всех этих столетий ждал его появления для доставления им торжества правды и добра.

"Большинство прекрасных произведений всех искусств было сделано в юности", - говорит Рескин. "Почти все великое было сделано юностью", - вторит ему Дизраэли.

Энтузиазм юности рассекает гордиевы узлы, которые старость не может развязать.

"Поостережемся утрачивать наш энтузиазм, - говорит Филлипс Брукс. - Будем всегда стремиться к сохранению нашего восхищения всем, что облагораживает, и нашего интереса ко всему, что обогащает и украшает нашу жизнь".

Если энтузиазм непреодолим в юноше, то насколько неотразимее он, когда его уберегут до старости!

Платон умер за писанием работ восьмидесяти одного года. Том Скотт начал изучать еврейский язык на восемьдесят шестом году. Джемс Уатт выучился немецкому языку восьмидесяти пяти лет. Мистрис Сомервил закончила свою "Молекулярную и микроскопическую науку" восьмидесяти девяти лет. Гумбольдт завершил книгу "Космос" в девяносто лет, всего за месяц до своей смерти. Галилей в семьдесят семь лет, слепой и ослабевший, работал каждый день, приспособляя принцип маятника к часам. Некоторые из лучших произведений Лонгфелло, Уитерни Теннисона были написаны ими после достижения семидесяти лет. Ной Уэбстер изучил семнадцать языков после исполнения ему пятидесяти лет. Веньямину Франклину перевалило уже за пятьдесят, когда он принялся за изучение науки и философии.

Цицерон хорошо сказал, что "люди подобны вину: плохие от времени прокисают, а хорошие - улучшаются".

Не допускайте, чтобы изречения обыденной практической мудрости, ежедневно раздающиеся вокруг вас, заглушали ваши благородные стремления. Внушать вашим рукам, что делать, должно ваше сердце, иначе работа будет плоха. Рука не может достигнуть выше, чем сердце. Человек никогда не достигает выше своих обычных дум.

"Укажите мне довольного раба, - говорил Берк, - и я укажу вам падшего человека".

Наши стремления - предсказания нашего назначения. Каковы идеалы или стремления человека, такова будет и его жизнь.

Действительный успех или неудача жизни определяются качеством наших стремлений. Человек может стремиться к тому, чтобы быть лучшим биллиардным игроком, лучшим ездоком, лучшим игроком в карты или самым хитрым дельцом; он может возвыситься до приобретения известности в своей профессии, но наивысшая доступная ему при этом высота будет ниже уровня неуспеха того человека, который выбирает честное, полезное занятие.

Стремление ставить на первое место интересы других людей есть самое высшее, какое мы только можем иметь.

ПРИВЫЧКИ

Все, что мы когда-нибудь делали, из мозга, в сущности, не изглаживается. Мы можем "не считать" тех или иных наших поступков, но от этого они нисколько не меньше учитываются нашей нервной системой. После каждого нашего поступка мы оказываемся не тем же лицом, каким были до этого; к ценности нашего характера что-нибудь прибавляется или, напротив, из него что-нибудь вычитается.

Если человек сделал какую-нибудь вещь однажды, то во второй раз совершение ее будет легче, а с течением времени - и совсем легко.

Гиппократ говорил, что "слабый старик может выполнять тяжелый труд, к которому он привык, с большей легкостью, чем непривычный молодой человек, как бы ни был он силен".

Если мы ежедневно повторяем в один и тот же час какой-нибудь род умственного усилия, то, наконец, находим, что мы приступаем к нему машинально при наступлении этого времени. Человек делается рабом своих постоянно повторяемых действий. Вопреки возражениям его ослабевшей воли приученные нервы продолжают повторять действия, даже когда они нежелательны.

Усвоение привычки подобно установке швеей стежка на швейной машине или установке токарем резца на станке - после этой установки остальное делает уже сама машина. Усвоив однажды привычку, человек поступает затем хорошо или дурно уже машинально- Главная цель воспитания - воспользоваться указанными свойствами нашей нервной системы к нашей выгоде. Для этого

мы должны как можно раньше сделать привычным наибольшее количество полезных действий и всеми силами ограждать себя от усвоения таких привычек, которые способны послужить нам во вред.

"Противься начинанию" - гласит одно древнее изречение. Безрассудство ребенка делается пороком юноши и затем - преступлением взрослого человека. Каждый человек хорошо понимает зависимость последнего шага от первых в жизни любого человека, кроме своей, почему-то полагая, что его личные маленькие уловки и плутни не могут сделать его лжецом и неблагоприятно отразиться на его жизни.

Тот период жизни, когда образуются привычки, имеет решающее значение. Что вложено в начальную часть жизнь, то вложено во всю жизнь. В зависимости от того, образовалась ли каждая отдельная привычка основательно или небрежно, работа всей жизни человека оказывается образцовой или топорной работой.

"Привыкайте, - говорит Джон Тодд, - все делать основательно. Привычка спешить крайне вредна, так как приучает человека к небрежной работе".

Для человека средних лет привычка является, в сущности, судьбой, потому что разве это не несомненно, что то, что я делал в течение двадцати лет, я повторю и сегодня? В самом деле, много ли надежды для человека, бывшего, положим, ленивым и бездеятельным в течение всей жизни, с завтрашнего утра сделаться трудолюбивым и деятельным?

"Весь характер человека может Сыть понят в его привычках", - говорит Джон Тодд.

"Вы не можете в любой данный момент внезапным и единичным усилием сделаться правдивым, если привычкой всей вашей жизни была неискренность", - говорит Ф.В. Робертсон.

Люди беспечно или шутя привыкают к таким выражениям или действиям, которые ставят их зачастую в неловкое или смешное положение.

Доктор Джонсон, например, усвоил привычку дотрагиваться до каждого столба, мимо которого он проходил по улице, и эта привычка так укоренилась у него, что если он, случалось, пропускал один столб, то чувствовал беспокойство и раздражение, пока не возвращался назад и не дотрагивался до пропущенного столба.

Остерегайтесь "маленьких грехов" и "невинной лжи".

Человек бывает потрясен, когда внезапно открывает, что его считают лжецом. Он никогда и не подозревал о появлении у него такой привычки; но его "маленькие хитрости" при достижении временных целей совершенно незаметно для него сделались настолько свойственными его натуре, что ложь стала для него почти физической потребностью. И он лишь путем мучительных усилий в каждом отдельном случае мало-помалу может разделаться с этой привычкой.

У некоторых людей привычка говорить правду так укоренилась, что сделалась их натурой, и их характер носит неизгладимый отпечаток искренности. Привычка доброжелательства может быть приобретена так же, как и всякая другая.

Подобно тому, как разнообразные движения развивают мускулы человека, постоянные усилия могут развить его умственную и нравственную натуру. Мы можем научиться жить благородно, лишь поступая благородно в каждом случае. Если вы уклонитесь от первого испытания вашего мужества, то ко второму окажетесь на сколько-то слабее, а если и последующие случаи найдут вас снова неготовыми, то вы неизбежно погрязнете в низости.

"Среди длинного ряда общеупотребительных изречений, - говорил Томас Гугз, - нет более отвратительного, чем то, что для молодого человека необходимо "перебеситься". Это чисто дьявольское изречение, так как мы пожинаем лишь то, что сеем, а потому при посеве семян порока получим и соответствующую жатву".

ЗДОРОВЬЕ

Первое необходимое условие для всякого успеха - это здоровье. За редким исключением, главные призы жизни достаются тем, кто силен и крепок физически.

"Довольно разнообразное знакомство с людьми, - говорит Гексли, - заставляет меня с каждым годом придавать все меньшее значение способностям человека и все большее - трудолюбию и физической выносливости. Я сильно склонен думать, что физическая выносливость представляет собой самое ценное качество потому что одно трудолюбие, как и желание упорно работать, не много стоит, если слабый организм не способен отвечать этому желанию".

Сильный ум в слабом теле приравнивали к великолепному клинку ножа с непрочной рукояткой. Как бы ни был хорош закал клинка, как бы ни было остро его лезвие, однако, если нет средств для управления им, его ценность утрачивается.

Если у человека оказывается телесная слабость, недостаток физической бодрости, то это проявится в каждом написанном им письме, в каждой произнесенной речи, - словом, во всем, что он будет делать. И таким образом недостаток здоровья на каждом шагу будет являться препятствием его успеху.

В сохранении здоровья существенную роль играет трезвость. Гумбольдт на вопрос о том, что обеспечило ему успех, написал в ответе: "Постоянная трезвость, сохраняющая тело и ограждающая его от болезней".

Потребление спиртных напитков сделалось просто проклятием мира. Целые батальоны прекрасных молодых людей, подававших при вступлении в жизнь большие надежды, сметались с ее сцены водкой и ромом. Доктор Ричардсон, крупный авторитет в этой области, говорит, что "алкоголь - самый коварный разрушитель здоровья и жизни".

Природа редко предъявляет свой счет в тот самый день, когда мы нарушаем ее законы. Она, например, не торопится беспокоить человека со своим счетом за выпитые им спиртные напитки до достижения им среднего возраста, но затем предъявляет этот счет в виде брайтовой болезни почек, жирового перерождения сердца, болезни печени и пр. То, что человек платит за свои напитки бармену, составляет ничтожную часть расплаты за них.

Большое значение в сохранении здоровья играют также физические упражнения на открытом воздухе.

Но труд способствует сохранению здоровья еще в большей степени, чем даже упражнения. Не следует только впадать в крайности и отказывать себе в достаточном отдыхе. Все, что мы совершаем посредством возбуждения усталого тела или ума, очень дорого обходится нам.

Природа не позволяет человеку сохранять у себя то, чем он не пользуется. "Употребляй или теряй!" - вот ее девиз. Если человек наложит повязку на свою руку и не будет пользоваться ею, то мускулы исчезнут с нее почти до самой кости и рука сделается совершенно бессильной. Нечто подобное происходит и с мозгом при лености и бездеятельности. Таким образом, работа, доставляя надлежащие упражнения нашему организму, способствует сохранению им силы и бодрости.

Оставляя в стороне разные несчастные случаи, можно сказать, что продолжительность нашей жизни зависит от нас. Сенека говорил: "Боги дали нам длинную жизнь, а мы сделали ее короткой". Смерть от старости - крайне редкое явление; разве три или четыре человека из ста доживают до своего естественного конца.

От недугов, порождаемых поздним сидением по ночам, ненадлежащим питанием и другими формами невоздержанности, а также отсутствием физических упражнений, люди привыкли искать облегчения в лекарствах; тогда как единственное средство, которое действительно может здесь помочь, - соблюдение законов гигиены. Оно имеет немалое значение и для здоровья нравственного. Многие юноши делаются нравственно испорченными просто потому, что они незнакомы с чистым воздухом, холодной водой и физическими упражнениями.

Профессор Лоренцо Фаулер, доживший до восьмидесяти пяти лет, сообщил, что его правила в сохранении здоровья были таковы: "Работай серьезно, но спокойно. Избегай досады и раздражения. Живи не слишком напряженно и не выходи из пределов своих сил. Ешь три раза в день и пусть твоя пища в значительной мере состоит из фруктов, растительных веществ, яиц и молока. Совершенно откажись от всяких спиртных напитков. Никогда не употребляй табак ни в каком виде. Избегай крепкого чая и кофе. Помни, что опрятность сродни праведности. Ложись спать, когда чувствуешь усталость. Один день в неделю посвящай отдыху".

Юность обольщает себя мыслью, что она наделена неисчерпаемым здоровьем и силой, и потому не бережет их; но не следует забывать, что этого запаса сил, на первый взгляд избыточного, должно хватить лет на семьдесят. Когда же человек доживает лет до пятидесяти и жизнь приобретает наивысший интерес, он, как бы тщательно ни сберегал до этого свои силы, никогда не находит, что у него их слишком много для достижения всего, чего жаждет его душа.

Здоровье в сильной степени зависит от состояния мозга. Мозг, несомненно, имеет способность сохранять и поддерживать юность, силу и здоровье тела, обновлять жизнь и предохранять ее от упадка в гораздо большей степени, чем принято думать. Умственное развитие поэтому есть прекрасный восстановитель здоровья. Болезненность и физическая хилость часто являются просто результатом недостаточно здорового развития мозга.

Досада, раздражение, недовольство, зависть, ревность, злоба, нравственная распущенность - все это, подобно яду, также пагубно сказывается на нашем организме; в то же время нравственная чистота, благородная жизнь, великодушие, бескорыстная любовь к людям - способствуют продлению жизни.

Для сохранения здоровья очень важно также, чтобы наше занятие было нам по душе. Когда наша работа раздражает нас и мы чувствуем, что она неприятна нам, - это стачивает нашу жизнь с ужасающей быстротой; когда же человек находит свое место в жизни и делает ту работу, которая ему нравится, он становится и здоровее, и счастливее.

ЧТЕНИЕ

Наилучшие книги - те, которые приносят наибольшую пользу, то есть заставляющие нас во время чтения интенсивно работать головой, волнующие душу и вдохновляющие к более благородным целям и поступкам.

Чтение и мышление - гимнастика ума.

От чтения, при котором голова остается в бездействии, ум ослабевает; бездеятельное чтение постепенно лишает его эластичности, и в конце концов мозг делается вялым, ленивым и несклонным браться за трудные задачи. Бездеятельное чтение не более развивает наш ум, чем спокойное сидение в гимнастическом зале развивает наше тело. Ум должен тренироваться посредством сильных, систематических и постоянных упражнений.

Книгу, которую вы читаете, читайте внимательно, если хотите, чтобы развивались ваши умственные способности. Извлекайте из книги всю интеллектуальную и нравственную суть, усваивайте ее. Люди, читающие механически, запоминают слова, шелуху вещей, но не впитывают ничего существенного. Они пичкают свой мозг пустой информацией, но морят голодом свой ум.

Поспешное, поверхностное чтение обременяет память настолько, что она, наконец, утрачивает способность схватывать и удерживать что - либо путное.

Елизавета Баррет Браунинг как-то сказала: "Мы делаем ошибку, читая слишком много и без всякого соответствия тому, сколько мы думаем. Я убеждена, что я была бы мудрее, если бы я не прочла и половины того, что читала. Это чрезмерное чтение представляет собою крайний предел умственной лени".

Говорят, что известная писательница Мартино прочитывала лишь одну страницу в час.

Джозеф Кук советует молодым людям делать выписки из прочитываемых ими книг. Эти выписки являются великой подмогой для памяти и приносят громадную пользу, особенно если они имеют отношение к нашей работе.

Вообще следует настоятельно рекомендовать выработать привычку сберегать все, что, вероятно, может пригодиться нам в будущем. Привычка делать анализ или общий набросок книги или статьи вслед за их прочтением - также необыкновенно ценна. Она создала многих крупных мыслителей и писателей.

Библиотека в доме - не роскошь, а необходимость. Дом без книг, журналов и газет подобен дому без окон.

Многие из своих мнений мы составляем по нашим излюбленным книгам. Предпочитаемый писатель является нашим наиболее влиятельным учителем: мы глядим на мир его глазами. Если мы обыкновенно читаем книги, возвышенные по своему тону, здравые по рассуждениям и выдающиеся по глубокомыслию, - наш ум развивает в себе те же самые качества. Если, напротив, читаем слабые или порочные книги, наш ум перенимает их недостатки или пороки. Мы не можем избежать влияния того, что читаем, как не можем избежать влияния того воздуха, которым дышим.

Мы должны читать книги, которые нас возвышают и побуждают становиться лучше, равно как следует общаться с такими людьми, которые могут воодушевить нас к более благородным деяниям.

"Никогда не читайте книгу, которая вам не нравится", - наставляет Эмерсон.

"Биографии, особенно великих и добрых людей, которые возвысились собственными усилиями, - говорит Горэс Манн, - представляют собой вдохновляющее и облагораживающее чтение. Их прямая цель - вновь произвести то превосходство, о котором они повествуют".

САМООБЛАДАНИЕ

С момента, когда человек поддался своим порывам и страстям, он, считайте, отказался от своей нравственной свободы.

Без самообладания ни один из нас не может достигнуть прочного успеха

В самом деле, представьте себе молодого человека, который, пускаясь в жизнь с целью завоевать мир, находится во власти своих страстей и влечений! Ведомый не может быть вождем. Ничто не может сделать устойчивой жизнь такого человека, который не владеет самим собой.

Страсти - это ветры, двигающие наш корабль вперед, а рассудок - рулевой. Без ветра судно не может двигаться вперед, но без рулевого оно погибнет.

Гнев, подобно излишне выпитому вину, скрывает нас от нас самих, но обнаруживает нас перед другими.

Пифагор говорил, что "Гнев начинается безумием и кончается раскаянием".

"Сохраняй хладнокровие в споре, - советует Джордж Гербер, - потому что запальчивость делает ошибку проступком, а правду - невежливостью".

Проявление вами ярости по отношению к слабому человеку доказывает, что вы сами не принадлежите к людям сильным.

Сила человека определяется величиной тех чувств, которыми он подавляет, а не величиной тех, которые подавляют его.

Видали ли вы когда-нибудь человека, который, получив тяжкое оскорбление, лишь слегка бледнеет, закусывает свои дрожащие губы и затем спокойно отвечает? Видали ли вы человека, который в гневе, обуздавши себя, стоит как бы высеченный из камня? Вот это - сила.

Тот глупец, кто не может рассердиться, но тот мудрый человек, кто не хочет.

Чувствует ли человек когда-нибудь большую удовлетворенность собой, чем в момент, когда он выдержал внезапный и сильный вызов, не произнеся ни одного слова и даже не утратив хорошего расположения духа? С другой стороны, чувствует ли он когда-нибудь более глубокое недовольство, чем при осознании, что гнев заставил его изменить себе?

Добрая половина неприятностей жизни была бы устранена, если бы люди помнили, что молчание - золото, когда они раздражены или раздосадованы.

Чувствовать приступ раздражения или досады, когда наши нервы истощены, может быть, вполне естественно; но зачем облекать это раздражение в форму слов, которые, будучи высказанными, останутся в памяти и будут жечь, подобно нарывающей ране? Не говорите ничего, когда вы чувствуете приступ раздражения, потому что вы наверняка наговорите много лишнего, скажете больше, чем ваш более спокойный рассудок одобрит, и скажете так, что потом пожалеете. Молчите, пока не почувствуете, что вполне владеете собой.

"Молчание, - говорит Циммерман, - самый надежный ответ на все нападки наглости, пошлости или зависти".

Когда Сократ замечал в себе расположение к гневу, он обуздывал себя, начиная говорить тихим голосом.

"Докажите мне, - сказала миссис Олифант, - что вы можете владеть собой, и я скажу, что вы воспитанный человек; без самообладания же самовоспитание почти ничего не стоит".

Герберт Спенсер говорит, что "наиболее важное свойство человека как нравственного существа - это способность самообладания".

Большинство людей называют раздражительность небольшим недостатком, слабостью, но не пороком, тогда как не найдется ни одного порока, за исключением разве пьянства, который так сильно разрушал бы мир и счастье людей.

Раздражительность может испортить труд целых лет, и раздражительный характер омрачил репутацию многих известных людей, как, например, Эдмунда Берка и Карлейля.

Все мы склонны весьма легко относиться к собственным слабостям, упуская из виду, что как крепость цепи определяется самым слабым ее звеном, так и наша действительная сила ограничена самой крупной слабостью.

"Каждый человек имеет слабые стороны, - сказал Маэон. - Каждый мудрый человек знает, в чем они у него заключаются, и, наверное, с удвоенной заботой будет оберегать их".

Ни у одного человека нет такого нрава, который от природы был бы настолько хорош, что не нуждался во внимании и сдерживании; но в то же время не найдется и характера настолько дурного, чтобы его нельзя было сделать достойным посредством надлежащего воспитания.

Сенека, один из величайших древних философов, говорил, что "мы каждый вечер должны призывать себя к такому отчету: какой недостаток я победил сегодня? Какой страсти воспротивился? Против какого искушения устоял? Какую добродетель приобрел?". Затем он высказывает глубокую истину, говоря, что "наши пороки исчезнут сами собой, если они каждый день будут подвергаться такому пересмотру".

САМОУВАЖЕНИЕ

Китайцы говорят, что никогда не стоит уважать человека, который не уважает сам себя. Если мир видит, что я не уважаю сам себя и в то же время предъявляю притязания на хорошее мнение обо мне со стороны других людей, то они вправе отнестись ко мне как к самозванцу, поскольку самоуважение покоится на тех же основаниях, что и уважение к другим.

Мир имеет право относиться ко мне аналогично моей собственной оценке. Мы отпечатываем на себе нашу собственную оценку и не можем ожидать большую. Когда вас вводят в общество, люди смотрят вам в лицо и в глаза, желая видеть, как вы цените себя сами. Если они увидят низкую оценку, с какой стати они будут утруждать себя расследованием, не оценили ли вы себя слишком низко. Они знают, что вы достаточное время прожили с самим собой и должны знать собственную цену лучше, чем они.

Обыкновенно можно доверять тем, кто верит себе. Великие битвы жизни ведутся в сердце, однако мир узнает, когда наша высшая натура гибнет или одерживает верх. Мир узнает, когда стыд и позор сбивают долой чистое знамя добродетели и мужества и поднимают на его месте свой собственный флаг. Узнает потому, что мы на своих лицах и в осанке носим отпечаток наших поражений и побед. Каждая наша мысль, каждое лелеемое стремление оставляют неизгладимые следы на всей нашей внешности. Что мы думаем о себе, тем в итоге и становимся. Рано или поздно мы уподобляемся пище нашего ума.

Все наши чувства, поступки, отношения с людьми, победы, поражения оставляют неизгладимые отметины на "фасаде" нашей души и таким образом демонстрируются перед всем миром. Лицо человека покрывается трауром в случае утраты им самоуважения.

"Выдающейся чертой генерала Гранта была его чистота, - говорит Чайлд. - Я никогда не слышал, чтобы он высказал нечистую мысль или сделал неприличный намек в какой бы то ни было форме. Я никогда не слышал, чтобы он говорил что-либо такое, чего нельзя было бы повторить в присутствии женщин".

Однажды в союзном лагере один офицер, пожелав рассказать какую-то историю, предварительно осведомился, нет ли дам. Генерал Грант, оторвавшись от бумаги, которую он читал, и пристально глядя офицеру в глаза, медленно и выразительно проговорил: "Нет, но здесь есть джентльмены". В другом случае, участвуя в обеде американцев за границей, генерал Грант, когда разговор перешел к сомнительным темам, разом встал и сказал: "Господа, прошу меня извинить, я удалюсь".

"Как каждая моя ошибка или безрассудство в моей прежней жизни являются для меня помехой, - говорит Рескин, - так каждое совершенное мною добро, каждый проблеск справедливости в моем прошлом находятся сейчас со мной и помогают мне в моей работе".

Сознание благородного прошлого дает нам уверенность и силу сегодня.

Воспоминание о том добре, которое мы сделали, воодушевляет и ободряет нас к новым стремлениям в этом направлении.

Никогда не преследуйте ложь; оставляйте ее в покое и пускай она замирает сама собой.

"Я могу вырабатывать хорошую репутацию гораздо быстрее, чем кто-нибудь может портить ее при помощи лжи", - сказал Бичер.

Когда президент Эндрю Джэксон в первой речи в Вашингтоне упомянул, что он начал свою политическую карьеру в качестве ольдермена и прошел через все отрасли законодательной деятельности, один из слушателей прокричал: "Из портных!". - "Какой-то джентльмен говорит, что я был портным, - сказал президент - это ни в малейшей степени не смущает меня, потому что, когда я был портным, я пользовался репутацией добросовестного портного, всегда был аккуратен с моими заказчиками и всегда шил платье впору".

"Незапятнанное сердце не легко запугивается", - утверждал Шекспир.

"Одна добродетель поднимает нас выше надежд, страхов и случайностей", - сказал Сенека.

БЛАГОВОСПИТАННОСТЬ

Внешность и вежливость играют большую роль в определении нашего влияния и нашей репутации. Неумение держать себя часто сводит на нет влияние честности, трудолюбия и величайшей энергии. Многие люди могли бы удвоить свое влияние и успех при помощи доброжелательной вежливости.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных