Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ




По определению А. Лично, акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

При знакомстве с акцентуациями характера подростков обращает на себя внимание частое соответствие акцентуации и социотипа, хотя вряд ли можно считать такую связь очень жесткой, скорее, ориентирующей. Поэтому рядом с каждым названием акцентуации в скобках указан социотип, возможно, наиболее ей соответствующий. В этот раздел включены фрагменты работ А. Личко, К. Леонгарда и А. Галина, точнее говоря, конспект этих работ с множеством сокращений, которые мы здесь специально не оговариваем.

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП (ГЮГО, ГЕКСЛИ)

С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью и общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Их главная черта — всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения и гнева, агрессии. Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон. Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой, и потому с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К этому ведут и мелочный контроль, повседневная навязчивая опека — все это вызывает только усиление борьбы за самостоятельность.

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Всюду они быстро осваиваются, перенимая манеры, поведение, одежду, модные увлечения., Алкоголизация представляет для гипертимов серьезную опасность с подросткового возраста. Такие подростки предпочитают неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регулярных выпивок.

Аккуратность отнюдь не принадлежит к числу их отличительных черт ни в школьных занятиях, ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах. Рассчитывать они не умеют и не хотят, охотно берут деньги в долг, отодвигая в сторону неприятную мысль о том, что их нужно будет когда-нибудь вернуть.

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают им благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Им присуща искренность задора, действительная уверенность в собственных силах, а не натужное стремление "показать себя больше, чем есть на самом деле", как у настоящих истероидов. Лживость не является их характерной чертой, она может быть обусловлена необходимостью извернуться в трудной ситуации. Их самооценка отличается достаточной искренностью.

ГИПЕРТИМНО-НЕУСТОЙЧИВЫЙ ВАРИАНТ (ДЮМА)

Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение работой и учебой, алкоголизацию, сексуальные эксцессы и делинквентность* — все это в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни. Решающую роль здесь может сыграть семья. Мелочный контроль и диктат, да еще при неблагополучных семейных отношениях, безнадзорность могут послужить толчком к развитию гипертимно-неустойчивого варианта психопатии.

* Делинквент — субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемое действие.

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП (ЖУКОВ)

В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные** циклоиды.

** Лабильность — одно из свойств нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов, подвижность ее.

Типичные циклоиды ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением полового созревания возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительность. С утра ощущается вялость и упадок сил. То, что раньше давалось легко, теперь валится из рук и требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить, компании сверстников — утомлять, приключения и риск теряют всякую привлекательность, падает аппетит, часто появляется сонливость. С падением работоспособности приходят мелкие неприятности и неудачи, которые переживаются крайне тяжело. В ответ на замечания и укоры нередко следует раздражение, порой грубость и гнев, нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками.

У циклоидных подростков имеются свои места наименьшего сопротивления. Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость к коренной ломке жизненного стереотипа. Резкое изменение учебного процесса при поступлении в ВУЗ ломает привитый в школе стереотип. Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе, к умственной работе вообще.

Лабильные циклоиды: здесь фазы немного короче, несколько хороших дней сменяют несколько плохих; они отмечены скорей дурным настроением, чем вялостью. В пределах одного периода возможны частые смены настроения.

Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому, знакомство с наркотиками) мало свойственны циклоидам; к алкоголизации в компаниях они обнаруживают склонность только в период подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных, но не демонстративных попыток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У подростка этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП (ДОН КИХОТ)

В детстве лабильные подростки, как правило, не выделяются среди сверстников, однако, у них почти у всех в этот период бывают частые ангины, непрерывные простуды, хронические пневмонии, ревматизм, холециститы и т. п. Эти заболевания, хотя и не протекают в тяжелых формах, склонны принимать затяжное и реци-дивирующее течение. Возможно, фактор соматической инфантилизации играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа.

Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить подростка в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят о себе.

Маломотивированная смена настроения иногда создаст впечатление поверхностности и легкомыслия, но оно обманчиво. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, па большую и искреннюю привязанность. Прежде всего это сказывается на их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. Привязанность к ним сохраняется, несмотря на легкость н частоту мимолетных ссор.

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта, предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что всё не так страшно, но в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

Лабильные подростки весьма чутки ко всяким знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям — всё это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны ввергнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья они переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство.

Им чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, умения, ловкости, далеки они и от высот утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений...

Самооценка их отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они — люди настроения и что от настроения у них все зависит. Отдавая себе отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию: сразу, при первом контакте чувствуют, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить.

АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП (ДРАЙЗЕР)

У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнаруживаются признаки невропатии — беспокойный* сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и тому подобное.

Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии.* Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физическое напряжение, например, обстановка спортивных соревнований, оказывается невыносимым. Раздражение (нередко по ничтожному поводу) легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Склонность к ипохондрии является особенно типичной чертой. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержены ятрогении,* охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются осмотрам.

* Ипохондрия — чрезмерное внимание к своим недомоганиям, переоценка их тяжести.

* Ятрогения — внушенная болезнь.

Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие подобные нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. Но это не означает, что специфически подростковые поведенческие реакции у них отсутствуют. Стремление к эмансипации или тяга к группированию со сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности, утомляемости, могут исподволь подогревать маломотивированные вспышки гнева в отношении родителей, побуждать к обвинению родителей в невнимании к их здоровью или же порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых специфически-поведенческие реакции выражаются прямо и открыто. Сексуальная активность обычно ограничивается короткими и быстро истощающимися вспышками.

Самооценка астено-невротических подростков обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого /настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и/сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущей центральное место занимают заботы о собственном здоровье. Они сознают также, что утомляемость и раздражительность делают непереносимыми критику и возражения, стесняющие их правила. Однако не все особенности отношении подмечаются достаточно хорошо.

К сверстникам они тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества или общения с близким другом.

СЕНСИТИВНЫЙ ТИП (ДОСТОЕВСКИЙ)

С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость в новой обстановке, среди посторонних — и вообще не склонны к легкому общению с посторонними людьми. Всё это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические* наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно хорошо и охотно общаются. Играм со сверстниками они иногда предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее. К родным иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном отношении или суровом обращении с их стороны.

* Аутизм — крайняя форма психологического отчуждения, уход от контактов с миром и погружение в себя.

Отличаются послушанием, часто слывут "домашними" детьми.

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода проверок, контрольных, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, экзамены сдают хуже, чем знают.

Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность, к опеке старших относятся не только терпимо, но и охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны взрослых скорее вызывают у них слезы, угрызения совести и даже отчаяние, чем обычный для подростков протест.

В возрасте 16-19 лет выступают оба главных качества сенситивного типа: чрезмерная впечатлительность и резко выраженное чувство собственной недостаточности. Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований к окружающим и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью и жестокостью, циничностью; в себе же видится множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гипер-компенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где они особенно чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость, робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Если удастся установить с ними доверительный контакт, если они чувствуют симпатию и поддержку собеседника, то за отпавшей маской "все нипочем" оказывается жизнь, полная укоров и самобичеваний, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. В ответ на неожиданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы. Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия силовыми видами спорта: борьбой, гантельной гимнастикой и т. п.

В отличие от шизоидов, сенситивные подростки не отгораживаются; от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть "белыми воронами" в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей.

Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные подростки не склонны: они, как правило, не курят; алкогольные напитки способны внушить им даже отвращение.

Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечается свойственная с детства обидчивость и чувствительность, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту. Они подчеркивают, что не склонны ни легко ссориться, ни быстро мириться. Питая отвращение ко лжи и маскировке, они предпочитают отказ неправде.

Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них является ситуация, когда они становятся объектами насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень.

ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП (РОБЕСПЬЕР)

Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, моторной неловкостью, склонностью к рассудительности и ранним интеллектуальным интересам. Иногда уже в детстве обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь оказаться за запертой дверью.

Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей своей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. Воспитание в условиях повышенной ответственности, когда родители возлагают недетские заботы по надзору и уходу за малышами или беспомощными стариками, положение старшего среди детей в трудных материальных или бытовых условиях способствуют становлению психастении.

Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждениям, тревожная мнительность, любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обессий — навязчивых страхов, опасных действий, мыслей, представлений. Тревоги и опасения психастеника целиком адресуются к возможности, маловероятной в будущем (футуристическая направленность): как бы чего не случилось ужасного и. непоправимого, как бы не произошло какого-нибудь несчастья с ним самим, а еще страшнее — с теми близкими, к которым он обнаруживает патологическую привязанность. Реальные опасности и невзгоды пугают куда меньше. У подростков особенно характерной бывает тревога за мать — как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье никому не внушает никаких опасений, как бы не попала в катастрофу. Если мать опаздывает с работы, где-то без предупреждения задержалась, психастенический подросток не находит себе места.

Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Если, например, шагая в школу, обходить все люки, не наступая на их крышки, то не провалишься на экзаменах, если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим придуманное заклинание, то с ней ничего не случится и т. п.

Нерешительность и склонность к рассуждениям у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в действии. Всякий самостоятельный выбор, как бы мало ни значил он сам по себе (например, какой фильм посмотреть), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако принятое решение должно быть немедленно выполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя удивительное нетерпение. У психастенических подростков нередко приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей Нерешительности и склонности к сомнениям. Эта реакция проявляется у них в форме самоуверенных и безапелляционных суждений, утрированной решительности или скоропалительности действий в моменты, когда требуется осмотрительность и осторожность.

Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Спорт, как и все ручные навыки, дается им плохо. Обычно у них особенно слабы руки при более сильных ногах. Поэтому привлечение к спорту лучше начинать с бега, прыжков, лыж, что помогает такому подростку утвердиться.

Все формы проявления подростковых нарушений поведения несвойственны психастеникам. Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидное поведение в трудных ситуациях не встречались. Их, видимо, полностью вытеснили навязчивости, мудрствование и самоанализ.

Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступают тенденции находить у себя разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные, например, истероидные.

ШИЗОИДНЫЙ ТИП (МАКСИМ)

Шизоидные черты выявляются раньше, чем все иные. С первых детских лет поражает ребенок, который любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушает их беседы. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность.

С наступлением полового созревания все означенные черты характера выступают с особой яркостью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не угнетает шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими интересами, относится со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Чаще же шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе.

Недостаток интуиции проявляется как отсутствие непосредственного чутья к действительности, неумение проникнуть в чужие переживания, угадать желания других, догадаться о неприязненном отношении к себе, или наоборот, о сильнейшем расположении, уловить тот момент, когда не следует навязывать свое присутствие, или когда, напротив, надо выслушать, посочувствовать, не оставлять собеседника наедине с самим собой.

К дефициту интуиции следует добавить тесно с ней связанный недостаток сопереживания — неумение разделять радость и печаль другого, понять обиду, почувствовать чужое волнение и беспокойство. Иногда это обозначают как слабость эмоционального резонанса. Недостаток интуиции и сопереживания обуславливает, вероятно, то, что называют холодностью шизоидов. Их поступки могут быть жестокими, что скорее связано с неспособностью вчувствоваться в страдания других, чем желанием получить садистское удовольствие.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружающих многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало, весь ход переживаний и мотивов — осталось скрытым.

Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному порядку жизни, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Вместе с тем эмансипационные \ устремления могут легко оборачиваться социальной неконформностью: негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешками над принятыми в обществе идеалами, духовными ценностями. Подобного рода суждения могут долго и скрыто вынашиваться и вдруг, неожиданно для всех, обнаружиться в публичных выступлениях. Зачастую поражает прямолинейная критика других лиц без учета ее последствий для себя.

Замкнутость затрудняет шизоидным подросткам вступление в группу; попав же в нее, нередко случайно, они подвергаются насмешкам и даже жестоким преследованиям со стороны сверстников. Иногда же, благодаря своей независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя, они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Успех в группе сверстников может оказаться в сфере сокровенных мечтаний шизоидного подростка.

Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и устойчивостью. Характерна склонность к интеллектуально-эстетическим хобби. Большинство шизоидных подростков любит книги. Выбор чтения может быть строго избирательным. Поражает прихотливость выбора предмета. Приходилось встречать у современных подростков увлечение санскритом, китайским, персидским, древнееврейским языками, срисовыванием порталов соборов и церквей, генеалогией дома Романовых, органной музыкой, конституцией разных государств и разных времен. Все это никогда не делается напоказ, а только для себя. Увлечениями делятся, если встречают искренний интерес. При менее высоком уровне интеллекта и эстетических притязаний дело может ограничиться не столь изысканными, но не менее странными предметами увлечений.

На втором месте стоят хобби мануально-телесного типа. Неуклюжесть, неловкость, негармоничность моторики, нередко приписываемая шизоидам, встречаются далеко не всегда, и упорное стремление к телесному совершенствованию может сгладить их недостатки. Систематические занятия гимнастикой, плаванием, ездой на велосипеде, упражнениями йогов сочетаются обычно с отсутствием интереса к коллективным спортивным играм. Место увлечений могут занимать многочасовые пешие или велосипедные прогулки. Некоторым шизоидам хорошо даются тонкие ручные работы, игра на музыкальных инструментах, прикладные искусства.

Самооценка шизоидов отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП (НАПОЛЕОН)

С первых лет такие дети могут подолгу, многими часами плакать, и их невозможно бывает ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. В детстве дисфории (Дисфория — эмоциональная подавленность, расстройство.) оборачиваются капризами, стремлением нарочито изводить окружающих, хмурой озлобленностью. Рано могут обнаружиться садистские наклонности. Такие дети любят мучить животных, исподтишка избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина, устанавливающего свои правила игр и взаимоотношений, диктующего всем всё, — и всегда в свою пользу. Можно также видеть недетскую бережливость в отношении одежды, игрушек, всего "своего". Любые попытки покуситься на их ребячью собственность вызывают крайне злобную реакцию.

В первые школьные годы выступает мелочная скрупулезность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства, но эта повышенная аккуратность превращается в самоцель и может полностью заслонить саму учебу.

В подавляющем большинстве случаев картина эпилептоидной психопатии развертывается лишь в период полового созревания от 12 до 19 лет.

Аффективные "разряды" могут быть следствием дисфории — подростки в этих состояниях ищут повод для скандала, но аффекты могут быть и плодом тех конфликтов, которые возникают у эпилептоидных подростков вследствие их властности, неуживчивости, жестокости и себялюбия. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен с хотя бы незначительным ущемлением интересов. В аффекте выступает безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника, неспособность учесть его превосходящую силу. Эпилептоидный подросток способен в ярости ударить по лицу наотмашь престарелую бабку, столкнуть с лестницы малыша, показавшего ему язык, броситься с кулаками на заведомо более сильного обидчика. В драке обнаруживается стремление бить соперника по гениталиям.

Инстинктивная жизнь в подростковом возрасте оказывается особенно напряженной. Сексуальное влечение эпилептоидов пробуждается с большой силой, однако свойственная им повышенная забота о своем здоровье, страх "заразы" до поры до времени сдерживают случайные связи, заставляют отдавать предпочтение более или менее постоянным партнерам. Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Измен, как действительных, так и мнимых, они никогда не прощают; невинный флирт трактуется как тяжкое предательство.

Реакция эмансипации у эпилептоидных подростков нередко протекает очень тяжело. Дело может доходить до полного разрыва с родными, в отношении которых выступает крайняя озлобленность и мстительность. Эпилептоидные подростки не только требуют свободы, самостоятельности, избавления от власти, но и "прав" на свою долю имущества, жилища, материальных благ. При конфликте с матерью и отцом они могут держаться за бабушек и дедушек, которые их балуют, о них заботятся, им потакают. В отличие от представителей других типов, они не склонны переносить реакцию эмансипации с родителей на всё старшее поколение, на существующие обычаи и порядки. Наоборот, перед начальством они бывают готовы на угодничество, если ждут поддержки или какой-нибудь выгоды.

Тяга к группированию со сверстниками тесно сопряжена со стремлением к властвованию, поэтому охотно выискивается компания из младших, безвольных, не способных дать отпор. В группе такие подростки стремятся установить порядки, выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе. Они чувствуют себя нередко на высоте в условиях жесткого дисциплинарного режима, где умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть постами, дающими власть, установить диктат над другими и использовать свое положение к собственной выгоде.

Реакция увлечения обычно бывает выражена достаточно ярко. Почти все эпилептоиды отдают дань азартным играм. В них пробуждается почти инстинктивная тяга к обогащению. Коллекционирование их привлекает также прежде всего материальной ценностью собранного. В спорте заманчивым кажется то, что позволяет развить физическую силу. Подвижные коллективные игры даются им плохо. Совершенствование ручных навыков, особенно, если это сулит материальные блага (прикладное, ювелирное искусство), также может оказаться в сфере увлечений. Многие из них любят музыку, пение и, в отличие от истероидов, охотно занимаются ими наедине, получая от своих упражнений определенное чувственное удовольствие.

Самооценка эпилептоидных подростков носит однобокий характер. Как правило, они отмечают в себе отсутствие застенчивости и склонность к ревности, к мрачному расположению духа, а также свои соматические особенности: крепкий сон и трудность пробуждений, желание сытно и вкусно поесть, силу и напряженность сексуального влечения. В отношениях же с окружающими они представляют себя более конформными, чем они есть на самом деле.

ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП (ГАМЛЕТ)

Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование и ненависть в свой адрес, но только не безразличие и не равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке, позерству.

Истерические черты нередко намечаются с ранних лет. Эти дети охотно читают стихи перед зрителями, танцуют, поют. Многие из них действительно обнаруживают неплохие артистические способности. Успехи в учебе в первых классах во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим.

Среди поведенческих проявлений истероидности подростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь вдет о несерьезных попытках, демонстрациях, суицидальном шантаже. Способы при этом избираются либо безопасные (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки), либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна, броситься под транспорт на глазах присутствующих и т. п.). Обильная суицидальная сигнализация нередко предшествует демонстрации или сопровождает ее: пишутся различные прощальные записки, делаются "тайные" признания приятелям, записываются "последние" слова на магнитофон и т. п.

Причиной, толкнувшей его на суицид, истероидный подросток нередко называет неудачную. любовь. Однако часто удается выяснить, что это лишь романтическая завеса или просто выдумка. Действительной причиной обычно служит уязвленное самолюбие, утрата внимания, страх упасть в глазах окружающих. Суицидальная демонстрация с переживаниями окружающих, суетой, "скорой помощью", любопытством случайных свидетелей дает немалое удовлетворение истероидному эгоцентризму.

Алкоголизация и употребление наркотиков также носят иногда демонстративный характер.

У истероидных подростков сохраняются черты детских реакций, например, проявление реакции оппозиции: заставить мать разойтись с отчимом, чтобы владеть всем ее вниманием. Выпивки, знакомства с наркотиками, прогулы, воровство — предназначены для того, чтобы сигнализировать: верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я собьюсь с пути!

Реакция имитации может многое прояснить в поведении истероидного подростка. Однако модель, избранная для подражания, не должна заслонять саму подражающую персону. Поэтому для подражания избирается образ абстрактный или лицо, не имеющее непосредственного контакта с подростком.

Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления: побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности. Однако настоящие свобода и самостоятельность им несвойственны — от внимания и забот близких они вовсе не жаждут избавиться.

Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на лидерство и исключительное положение в группе. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, истероиды могут быть их первыми выразителями, выступать в роли зачинщиков и зажигателен. В порыве, экстазе, воодушевленные устремленными на них взглядами, они могут повести за собой других, даже проявить безрассудную смелость. Но они всегда оказываются вожаками на час — перед неожиданными трудностями пасуют; друзей легко предают; лишенные восхищенных взоров, сразу теряют весь задор. Сверстники быстро распознают за внешними эффектами их внутреннюю пустоту. Все это ведет к тому, что истероидный подросток не склонен слишком долго задерживаться в одной группе и охотно устремляется в новую, чтобы начать всё сначала. Если он утверждает, что разочаровался в своих приятелях, можно смело полагать, что те "раскусили" его.

Увлечения истероидного подростка почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентричного типа хобби. Он предпочитает те виды искусства, которые наиболее модны среди подростков его круга.

Но не следует понимать истероидный склад характера слишком односторонне. В практической жизни он может проявиться совсем иным образом. Так, например, хорошая приспособляемость к окружающим принадлежит к важным чертам истероидных личностей. В профессиях, которые требуют способности вжиться в психику другого человека, люди с истерической направленностью характера могут работать особенно успешно. Обычно человек реагирует на окружающее в духе своего собственного характера, который не всегда согласуется с характерами других людей. Истероидные личности, напротив, могут полностью отвлечься от самих себя, могут легко войти в положение другого человека, проявляя по отношению к нему готовность сделать всё, что только может быть ему приятно.

Этим объясняется способность истероидных личностей завоевывать расположение окружающих. Дети, в характере которых присутствуют истероидные черты, очень часто становятся "паиньками", которым прощают их проступки. Эти проступки не так уж редки, просто они совершаются там и тогда, где и когда воспитатель не может их заметить. Истероидные дети враждуют со своими соперниками в школе, причем особенно часто нечестными способами. Тайные фискалы среди детей — как правило, люди истероидного характера. Такое поведение продолжается и во взрослом состоянии. Хорошая приспособляемость к окружающим помогает им быстро обзаводиться друзьями, по отношению к которым они проявляют свое дружелюбие, но лишь там и тогда, где и когда это выгодно. По отношению к другим людям они вполне могут открыто проявлять свои эгоистические устремления. Если же возникает вражда, то борьба с противником ведется за его спиной, с помощью интриг.

Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление.

Нелишне заметить, наконец, что истероидность полезна для всех видов искусств, где необходимо умение вжиться в образ. С другой стороны, истероидный характер идет на пользу фантазии, которая возникает из свободного образа мыслей.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП (ГАБЕН)

Дети этого типа отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во всё лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом. За ними всё время приходится следить. У части из них встречаются элементы невропатии (заикание, ночной энурез и т. д.)

С первых классов школы у них нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они бегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более стеничными сверстниками, могут ради компании сбежать из дому. Всё дурное словно липнет к ним. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни/проводить в уличных компаниях. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения виде кино их уже не удовлетворяют, — в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики.

С наступлением полового созревания такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них — лишь средство к удовлетворению прихотей.

Неспособные сами себя занять, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Обычно они становятся орудиями таких групп, в групповых правонарушениях им приходится "таскать каштаны из огня", а плоды пожинают лидер и более стеничные члены группы.

Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативными типами хобби и азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл привлекают как источник наслаждения бешеной скоростью и рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают их.

Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-нибудь профессии или о каком-нибудь положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Трудности, испытания, угроза наказания — всё это вызывает одинаковую реакцию — убежать подальше. Побег из дому, из интерната типичен для неустойчивого подростка.

Слабоволие является, видимо, одной из его основных черт. Именно слабоволие помогает удержать таких подростков в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Когда же за ними непрерывно следят, не позволяют отлынивать от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда, да и все вокруг работают — они на время смиряются. Но как только опека начинает ослабевать, они немедленно устремляются в ближайшую "подходящую компанию". Безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая простор для праздности и безделья, чреваты для них плохими последствиями.

Самооценка таких подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные черты.

КОНФОРМНЫЙ ТИП (ЕСЕНИН)

Основные черты — постоянная готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравие, консерватизм. Однако это вовсе не связано с низким интеллектом. Подобные субъекты нередко хорошо учатся, получают образование, при определенных условиях успешно работают.

Главная черта — конформность к своему непосредственному привычному окружению. - Под конформностью принято понимать подчинение индивидуума мнению группы в противоположность независимости и самостоятельности. В разных условиях каждый субъект обнаруживает ту или иную степень конформности. Однако при конформной акцентуации характера это свойство постоянно выявляется, будучи самой устойчивой чертой.

Конформные подростки — люди своей среды. Главное их качество, основное жизненное правило — думать "как все", поступать "как все", стараться, чтоб у них было всё, "как у всех" — от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Под "всеми" подразумевается обычное непосредственное окружение. От него не хотят ни в чем отставать, но и не хотят выделяться, забегать вперед.

В жизни они любят руководствоваться сентенциями, в трудных ситуациях искать в них утешения ("Утраченного не воротишь..."). Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять. Поэтому конформная личность — полностью продукт своей среды. В хорошем окружении это — хорошие люди и неплохие работники, но попав в дурную среду, они со временем усваивают её привычки, манеры, правила поведения, как бы всё это ни противоречило предыдущему их поведению и каким бы пагубным ни было. Хотя адаптация у них первое время происходит довольно тяжело, но когда она осуществилась, новая среда становится таким же фактором установки поведения, каким раньше была старая. Многие конформные подростки "за компанию" легко Спиваются, могут быть втянуты в групповые нарушения.

Конформность сочетается у них с поразительной некритичностью. Всё, что говорит привычное окружение, всё, что идет через привычный канал информации, — это для них истина. И если через этот канал начинают поступать сведения, явно не соответствующие действительности, они по-прежнему принимают их за чистую монету.

Конформные субъекты — консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации.

Конформные личности не инициативны. Они могут легко двигаться по социальной лестнице, если занимаемая должность не требует постоянной личной инициативы.

Если именно этого требует от них ситуация, они дают срыв на любой, самой незначительной должности, но выдерживают гораздо более высококвалифицированную и даже напряженную работу, если она четко регламентирована.

Опека взрослых не дает чрезмерных нагрузок для детей конформного типа.

Они совсем не склонны менять подростковую группу, с которой свыклись и где освоились. Нередко решающим в выборе учебного заведения является то, куда идет большинство -товарищей. Одна из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, для них существует, — изгнание из своей подростковой группы.

Лишенные собственной инициативы, конформные подростки могут быть втянуты в групповые правонарушения, в алкогольные компании, подбиты на побег из дому или науськаны на расправу с чужаками.

Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию "быть как все", мешают перенять подростковые моды, увлечения, намерения.

Самооценка характера конформных подростков может быть достаточно высокой.

СВЕРХПУНКТУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР* (БАЛЬЗАК)

Сверхпунктуальный характер прямо противоположен демонстративному и отличается недостаточной способностью к вытеснению. Если истерики действуют скоропалительно в тех случаях, в которых им еще следовало бы поразмыслить, ананкасты не в состоянии принять решения даже тогда, когда для этого существуют все предпосылки.

* Людей со сверхпунктуальным характером также называют ананкастами.

Они стремятся, прежде чем начать действовать, взвесить всё до последней мелочи, они не могут исключить из своего сознания ни одну мельчайшую возможность, которая могла бы привести к более удачным решениям, иначе говоря, они не способны к вытеснениям и поэтому испытывают затруднения перед попытками.

Сверхпунктуальность становится недостатком, если она достигает уровня психопатии. Способность принимать решения в этом случае терпит такой ущерб, что человек не в состоянии успешно работать. Его постоянно одолевают сомнения, он вынужден перепроверять то, что он сделал, чтобы решить, что это сделано действительно хорошо. В результате этого ананкаст постоянно отстает с выполнением своих обязанностей, и его большая, чем у других людей, добросовестность лишь отчасти компенсирует это отставание. Когда часы работы заканчиваются, ему бывает нелегко окончательно уйти со своего рабочего места; иногда он возвращается, чтобы проверить, все ли двери заперты и всё ли он вообще оставил в предписанном порядке. Дома он тоже не может освободиться от беспокойства; часто перед сном, когда другие люди находятся в покое, он снова погружается в мысли о работе, уже сделанной, или, напротив, о том, что еще предстоит сделать и как это лучше выполнить.

Обязанности по дому тоже не выполняются им с легкостью. Подобная опасность угрожает женщине в большей степени, чем мужчине. Женщины-ананкасты не просто убирают комнату, как это полагается; уборка проводится со сверхмерной тщательностью и чаще, чем нужно. Приготовление пищи у ананкастов занимает очень много времени, т. к. посуда моется, кастрюли чистятся, крупы перебираются с самой педантичной тщательностью. Если предстоит появление гостей, уборка проводится с еще большей интенсивностью. Много сил тратится на чрезмерное стремление избежать несчастного случая. Женщина, которая ни разу в жизни не забыла перекрыть газ, стремится всякий раз проверить, всё ли тут в порядке. Иногда она просыпается среди ночи и встает с постели, чтобы еще раз убедиться, что кран закрыт. Точно так же вечером она многократно проверяет, закрыты ли двери. Днем ананкаст часто возвращается с полпути домой, чтобы проверить, запер ли он дверь, выключен ли утюг, не остался ли гореть свет в квартире...

Если сверхпунктуальность остается в пределах акцентуированной черты характера, эти отрицательные последствия не наступают. Всё, о чем говорилось раньше, может иметь место и в случае акцентуированного характера, но лишь до тех пор, пока подобные проявления еще остаются в пределах разумного. Пока это так, положительные черты такого характера, основой которого является стремление к положительности и основательности, сказываются сильнее, чем отрицательные. На службе сверхпунктуальный человек никогда не сдает работу, если она не выполнена самым тщательным образом. Вспомнив, что сверхпунктуальность подразумевает сверхдобросовестность, мы поймем, как много однозначно положительного заключено в такой черте характера. Сверхпунктуальный человек проявляет свои положительные качества и в том, что чувствует себя обязанным работать на своем рабочем месте, не меняя его без самых настоятельных причин.

Надо заметить, что сверхпунктуальность проявляется не только в альтруизме, она иногда порождает чрезмерную заботу о собственном благе. В слабо выраженных формах этого стремления она может быть положительной чертой человеческого характера. Такой человек избегает ненужных опасностей, эксцессов, не пьет слишком много, умеренно курит. При неблагоприятных внешних условиях эта позиция может принять ипохондрическое развитие.

Сверхпунктуальный характер проявляется уже в детстве, хотя его крайние проявления еще отсутствуют, т. к. их прикрывает детская порывистость, при которой реакции на окружающее скоротечны. При сравнении с другими детьми сверхпунктуальные отличаются добросовестностью и солидностью.

ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР (ШТИРЛИЦ)

Такие люди характеризуются развитой и конкретно направленной волей. Вследствие того, что воля сильна, у них наблюдается соблазн властвовать, они часто ему поддаются, хотя подавление других не всегда является умышленным. Они могут быть навязчивыми в общении, инертными в выполнении различных дел (таких, как наведение порядка на работе, уборка квартиры и т. д.). Мелочной скрупулезностью в делах они могут терроризировать окружающих — это тоже одно из проявлений инертности и конкретной направленности внимания.

Люди с таким характером злопамятны, но это определяется не их принципами, а тем, что неприятные образы и эмоции легко вспоминаются, и всё переживается так, как будто было вчера. Более того, отрицательные эмоции, возникавшие в прошлом, за счет соответствующей стимуляции воспоминаний могут усиливаться.

Инертностью определяется и взрывчатость эмоций у людей этого типа. Неприятности не забываются, а наслаиваются одна на другую, накапливаются. В результате' любая мелочь может стать последней каплей, которая переполняет чашу терпения.

Логико-понятийное мышление у этого типа личности развивается за счет заимствования от окружающих новых мыслей. Причем из того, что слышно вокруг, воспринимается лишь то, что имеет отношение непосредственно к предмету внимания, остальное отбрасывается как ненужное, заумное. Такой человек любит пересказывать происходящее, не вдумываясь.

Если он поставил себе цель, то эмоционально привяжется к ней, "застрянет" на ней и будет устойчивым в эмоциональном стремлении к ее достижению.

Его цели — внешние, конкретные: власть, авторитет в глазах окружающих, успех в любовных делах, порядок и постоянство деятельности, хорошее отношение со стороны друзей и приятелей, здоровье — всё это похоже на общечеловеческие ценности, но проявляется с внешней, показушной стороны.

ДЖЕК

Завершая главу об акцентуациях подростков, отметим, что "Джек", по-видимому, один из самых психически устойчивых типов, однако изредка встречаются люди этого типа, не могущие отключиться от неприятных эмоций, пережитых ими даже очень давно: они всё время возвращаются к ним и не могут отделаться от воспоминаний. Вероятно, "Джека" тоже можно отнести к застревающему типу личности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных