Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 15 Глобальные и региональные конфликты 3 страница




Тема 10. Групповые конфликты

Понятие групповых конфликтов и их структура. Классификация груп­повых конфликтов. Особенности образа конфликтной ситуации в группо­вых конфликтах. «Деиндивидуализация» восприятия и групповая атрибу­ция. Конфликт типа «личность—группа» и его особенности. Конфликт между лидером и группой; конфликт между рядовым членом группы и группой. Причины конфликта «личность—группа» и их проявления в различных ви­дах профессиональной деятельности. Социально-психологические и инду­стриально-психологические причины. Пути разрешения конфликтов меж­ду личностью и группой. Межгрупповые конфликты, их причины и функ­ции. Классификация межгрупповых конфликтов. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.

РАЗДЕЛ III СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

Тема 11. Конфликты в обществе

Социальные конфликты как конфликты в сфере всех общественных от­ношений (экономических, политических, социальных, идеологических, пра­вовых, нравственных и этических). Классификация социальных конфлик­тов и их характеристика. Экономические конфликты. Политические конф­ликты. Конфликты в социальной сфере. Идеологические конфликты. Конфликты в сфере морали и права. Конфликты в сфере искусства. Война как самый острый социальный конфликт. Основные пути разрешения соци­альных конфликтов.

Тема 12. Конфликты в организации

Понятие организации как основной ячейки в структуре современного общества. Типы конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения. Функции конфликтов в организации. Органи­зационно-технические, социально-экономические и административно-уп­равленческие предпосылки конфликтов в организации. Социально-психо­логические и социально-культурные источники конфликтов в организации. Основные способы управления конфликтами в организации.

Тема 13. Конфликты в семье

Семья как ячейка общества и ее социальные функции. Структура семей­ных отношений. Отношения между супругами. Отношения в системе: «роди­тели—дети», «супруги и их родители». Факторы конфликтности в семейных отношениях. Кризисные периоды в развитии семьи. Девиантное поведение как фактор конфликтности. Характеристика конфликтности в супружеских отношениях. Кризисная семья, конфликтная семья, проблемная семья. Фор­мы конфликтного поведения супругов. Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов. Предупреждение супружеских конфликтов и их разрешение. Конфликты в отношениях между родителями и детьми. Факто­ры конфликтности отношений «родители-дети». Причины конфликтов в си­стеме «родители—дети». Формы проявления конфликтогенов между родите­лями и детьми и способы их предупреждения и разрешения.

Тема 14. Конфликты в сфере управления

Сущность управления и его структура. Предпосылки конфликтности процесса управления. Типы конфликтов в сфере управления. Конфликтьмежду субъектом и объектом управления и его причины. Конфликты между различными уровнями управления и внутри них. Конфликты стиля управ­ления. Способы предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управ­ления. Роль оптимизации управленческой структуры и научной организа­ции труда в предупреждении управленческих конфликтов. Принцип глас­ности и социальной справедливости в управленческой деятельности как факторы предупреждения конфликтности. Подбор и расстановка кадров как средство предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления.

Тема 15. Глобальные и региональные конфликты Понятие глобальных конфликтов, их критерии и причины. Типы гло­бальных конфликтов. Конфликт между обществом и природой; проблема войны и мира; проблема дисбаланса в развитии стран и другие. Понятие ре­гиональных конфликтов, их субъекты, критерии и причины. Классифика­ция региональных конфликтов. Национальные интересы как причина и предмет межгосударственных конфликтов. Этнические конфликты. Внут­ригосударственные конфликты.

Приложение 2

Социально-психологическая диагностика для практического психолога (социолога)

Методика 1. Диагностический опросник социально-психологического климата группы.*

Уважаемый товарищ! Просим вас выразить ваше мнение по ряду вопро­сов, связанных с вашей работой и коллективом, в котором вы трудитесь.

Прежде чем отвечать на каждый вопрос, внимательно прочитайте все имеющиеся варианты ответов на него и поставьте крестик против того отве­та, который соответствует вашему мнению.

Заполняйте анкету самостоятельно.

1. Нравится ли вам ваша работа?

Очень нравится Пожалуй, нравится Работа мне безразлична Пожалуй, не нравится Очень не нравится
         
2. Хотели бы вы перейти на другую работу?
Да Нет Не знаю
     
             

3. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале степень разви­тия перечисленных ниже качеств у вашего непосредственного руководителя: 5 — качество развито очень сильно; 1 — качество совсем не развито.

Качество Оценка Качество Оценка
Трудолюбие   Отзывчивость  
Общественная активность   Общительность  
Профессиональные знания   Способность разбираться в людях  
Забота о людях   Справедливость  
Требовательность   Доброжелательность  

* См: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред А. А. Крылова и С. А. Маничева. - СПб.- Питер, 2000. - С. 441-448.

4. Кто из членов коллектива пользуется наибольшим уважением у товарищей? Назовите одну или две фамилии:

5. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не ра­ботаете: вернулись ли бы вы на свое нынешнее место работы?

Да Нет Не знаю
     

6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных утверждений вы больше всего согласны?

Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди  
В нашем коллективе есть всякие люди  
Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные  

7. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего кол­лектива жили близко друг от друга?

Нет, конечно Скорее нет, чем да Не знаю, не задумывался над этим Скорее да, чем нет Да, конечно
         

8. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 ха­рактеризует коллектив, который вам очень нравится, а 9 — кол­лектив, который вам очень не нравится. В какую клетку вы по­местили бы свой коллектив?

                 
                 

9. Как вам кажется — могли бы вы дать достаточно полную харак­теристику деловых и личных качеств большинства членов кол­лектива?

Качества Да Пожалуй, да Не знаю, не задумывался над этим Пожалуй, нет Нет
А. Деловые качества большинства членов коллектива          
Б. Личные качества большинства членов коллектива          
Приложение 2    
10. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
Это бы меня вполне устроило Не знаю, не задумывался над этим Это бы меня совершенно не устроило
     
               

11. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большин­стве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?

Нет, не мог бы Не знаю, не задумывался над этим Да, мог бы
     

12. Какая атмосфера преобладает обычно в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9 — наоборот, атмосфере взаимо­понимания, взаимного уважения. В какую из клеток вы помес­тили бы свой коллектив?

                 
                 

13. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречать­ся с членами вашего коллектива?

Да, конечно Скорее нет, чем да Не знаю, не задумывался над этим Скорее да, чем нет Нет, конечно
         

14. Укажите, пожалуйста, в какой степени вы удовлетворены раз­личными условиями работы?

Условие Полностью удовлетворен Пожалуй, удовлетворен Г Трудно сказать Пожалуй, не удовлетворен Полностью не удовлетворен
Состояние оборудования          
Равномерность обеспечения работой          
Размер заработной платы          
Санитарно-гигиенические условия          
Отношения с непосредственным руководителем          
Возможность повышения квалификации          
Разнообразие работы          

13*

372________________________________________________________Приложения

15. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована ваша ра­бота?

По-моему, наша работа организована очень хорошо  
В общем, неплохо, хотя есть возможность улучшения  
Трудно сказать  
Работа организована неудовлетворительно, много времени расходуется впустую  
По-моему, работа организована очень плохо  

16. Как вы считаете, пользуется ли ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?

Безусловно, да Пожалуй, да Трудно сказать Пожалуй, нет Безусловно, нет
         

17. Ваш пол:

м ж
   

18. Возраст:____________________________лет.

19. Образование:

Незаконченное среднее Среднее Среднее специальное Незаконченное высшее Высшее
         

20. Стаж работы в данном коллективе:____________________лет.

21. Ваша профессия:

22. Ваша среднемесячная зарплата с учетом всех премиальных вы­плат:_________________________________________рублей.

23. Ваше семейное положение:

Холост (не замужем) Женат (замужем) Разведен(а) Вдовец (вдова)
       

Благодарим вас за участие в исследовании.

Обработка и анализ полученных результатов проводятся следующим образом.

На основании ответов на вопросы 17-23 дается краткая социально-де­мографическая характеристика обследованной группы, указываются: чис­ленность группы, половой и возрастной состав, доля членов группы (в про­центах), имеющих незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Также отмечается професси­ональный состав членов группы, распределение их в зависимости от стажа работы, их среднемесячная зарплата и семейное положение. В зависимости от задач исследования в опросник можно включить дополнительные вопро­сы относительно жилищных условий работников, количества детей, обеспе­ченности детскими учреждениями и т. п.

Вопросы 6-13 направлены на выявление особенностей отражения чле­нами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонен­тов. Каждый компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный: 6,8, 12; когнитивный: 9А, 9Б, 11; поведенческий: 7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1,0 или -1. Полученные в группе данные следует занести в протокол (см. в конце методики).

Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания отве­тов каждого участника на вопросы обобщаются следующим образом: поло­жительная оценка получается при сочетаниях: «+ + +», «+ + 0», «+ + -»; от­рицательная оценка — при сочетаниях: «------»; «— +>>, «— 0»; при соче­таниях: «0 0 0», «0 0 -», «0 0+» — оценка неопределенная (противоречивая). Далее для каждого компонента подсчитывается средняя по группе оценка. Например, для эмоционального компонента:

где — количество положительных ответов, содержащихся в столбце «эмоциональный компонент»; ----количество отрицательных ответов, со­держащихся в этом столбце, п — число участников опроса.

Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до + 1. Этот континуум подразделяется на три части: от -1 до -0,33 — отрица­тельные оценки; от - 0,33 до + 0,33 — противоречивые или неопределенные оценки и от + 0,33 до + 1 — положительные оценки. Соотношение оценок трех компонентов — эмоционального, когнитивного и поведенческого — по­зволяет охарактеризовать психологический климат как положительный, от­рицательный и неопределенный (противоречивый).

При обработке результатов, полученных при ответе на вопросы 1,14,15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивается одним из трех баллов: +1,0 или -1. Например, для вопроса 14: ответы «полностью удовлетворен» и «пожалуй, удовлетво­рен» оцениваются как +1, ответ «трудно сказать» — 0, а ответы «пожалуй, не удовлетворен» и «полностью не удовлетворен»----1.

Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной груп­пы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следу­ющих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, сани­тарно-гигиенические условия, отношения с непосредственным руководите­лем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела коллектива.

Анализ этих оценок позволяет дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, тре­бующие коррекции.

Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить группы с положи­тельной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречи­вым) и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы, то есть соотношение руководства и лидерства. А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руко­водителя.

ПРОТОКОЛ Диагностика социально-психологического климата группы

Участник опроса Компонент
  эмоциональный когнитивный поведенческий
1 п      
       

Методика 2. Методика изучения привлекательности работы как одного из показателей социально-психологического климата*.

Вводные замечания. Под социально-психологическим климатом (СПК) обычно понимают общий эмоционально-динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабиль­ность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень сбли­жения официальных и неофициальных взаимоотношений на принципиаль­ной и деловой основе.

СПК формируется на основе субъективного мнения и отношения чело­века к окружающей его на работе обстановке: к людям, условиям труда, сти­лю руководства, групповым нормам и ценностям и пр., то есть на основе личного восприятия и оценок, взаимного обмена мнениями. СПК пред­ставляет собой согласованные мнения, оценки и отношения членов кол­лектива к окружающим условиям и обстоятельствам работы.

К числу наиболее важных критериев оценки СПК следует отнести удов­летворенность, или привлекательность, работы в коллективе и степень со­гласованности мнений, оценок и отношений членов коллектива.

Оценка СПК необходима для выявления путей его развития, прогноза влияния на решение производственных задач, стоящих перед коллективом, и т. д.______

"См.: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. - СПб.. Питер, 2000. - С. 448-455.

Изучение СПК может осуществляться методами: анкетирования, наблю­дения, интервью, социометрии, естественного эксперимента.

Опрос можно проводить как групповым, так и индивидуальным спосо­бом. Желательно опросить не менее 75-80 % людей, работающих в коллек­тиве. Только в этом случае мы можем говорить о СПК коллектива, а не груп­пы людей (малые группы оцениваются по другим параметрам).

Для прогноза текучести кадров в коллективе опрос проводят индивиду­ально. Первый раз — при поступлении человека на работу, а второй раз — спустя два-три месяца. Верность прогноза значительно возрастает, если при этом субъективную оценку сравнивают с оценкой коллектива.

Испытуемым раздаются опросники и ответные листы (форма 1).

Обработка результатов. Для удобства обработки все изучаемые потреб­ности сведены в 14 шкал и даны в листе ответов построчно:

1) потребность в творческой и интересной работе;

2) потребность в благоприятных условиях труда;

3) потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе;

4) потребность в признании, в личном авторитете;

5) потребность в собственном развитии;

6) потребность в личном материальном и социальном обеспечении;

7) потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношени­ях в коллективе;

8) потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива;

9) потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива;

10) потребность в хорошей организации труда;

11) потребность в производственных успехах всего коллектива;

12) утилитарная потребность (потребность в удовлетворении узких лич­ных интересов);

13) потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом;

14) потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».

ПРОТОКОЛ ОПРОСА Форма 1

Цех, отдел_______________Участок, лаборатория __________

Специальность_______________________Разряд___________________

Пол: мужской женский (нужное подчеркнуть)

Возраст (полных лет)____________ Образование____________________

Среднемесячная зарплата с учетом всех премиальных__________________

Стаж работы: на этом участке/отделе_____в этой должности ________

Какова вероятность того, что при случае вы уйдете с этого места работы? Обведите кружком нужную цифру:

| 1 1 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0 |

1. Найти среднее арифметическое значение по каждой шкале отдельно в I и II части занятия.

376________________________________________________________

Приложения

Лист ответов (вопросы приводятся ниже) I часть

Номер   Номер   Номер   Номер   Сумма | Средняя
                 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
И                  
                   
                   
                   

II часть

 

 

 

Номер п/п Балл Номер Балл Номер п/п Балл Номер Балл Сумма Сред­няя Mj-M,,
П/П П/П   По строке  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
И                    
                     
                     
                     

2. Определить степень субъективной привлекательности работы для че­ловека в данном коллективе путем нахождения разности средних арифметических значений шкал между I и II частями (М, - Мп). Здесь важное значение имеют величина разницы и знак: отрицательные зна­чения интерпретируются как неудовлетворенность тем или иным ас­пектом работы; положительные — как привлекательность данного ас­пекта для человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных