Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мысли, эмоции и их основание




Смысл механизма бардо в том, что ум все большие и большие серии мгновений проявляется в своем пустотном чистейшем состоянии, в состоянии восприятия — проявления Ясного Света (Основополагающей Светимости). Сказанное означает, что так как все Три Тела — дхармакая, самбхогакая и нирманакая — равносвободны по отношению к рабству сансары, в данной ситуации бардо дхармакаи начинает постепенно превалировать, проявляясь все больше и больше. При этом наше видение переходит в позицию изначального состояния, откуда ум о бычных бардо представляется все более и более грубым. Все качества состояния сознания уровня Ясного Света чисты, там даже неведение становится чистым неведением. Но затем в бардо дхарматы, на этом, казалось бы, абсолютном уровне сознания, появляются зародыши отрицательных реакций, ибо уже, к сожалению, для истории личности наступило роковое “затем”, неотвратимо фиксирующее: в этой попытке Ясный Свет полностью не воспринят, а лишь замечен. Далее, в бардо становления, мысль все больше и больше облекается в форму, реагируя на созданные собой же формы, вовлекаясь в причинное действие и созидая карму.

Обобщенно говоря, период бардо, в котором нет мыслей, эквивалентен общепринятому представлению о смерти; для обычного человека в силу неведения этот период пуст. Затем, еще в скрытом, потенциальном виде, активизируется, накапливаясь, энергия реагирования, еще не обретшая форму переживаний. Состояние эмоций еще не выкристаллизовалось до уровня конкретных переживаний в виде мыслей и чувств, вызывающих первичные реакции. Строго говоря, в бардо дхарматы главное не реакция, то есть ответное действие, а первичные признаки восприятия — появляется проблема выбора: соединиться с переживанием или отторгнуть его. Эта типичная двойственность еще более усиливается в бардо становления — мысли рождаются все более неизбывным потоком, реакции усиливаются и формализуются. Здесь же начинают проявляться, все более усиливаясь, наши прежние, хотя и видоизмененные в соответствии с уже предугадываемой формой нового рождения, привычки, стереотипы реагирования. Из сказанного встает со всей неотвратимой ясностью задача: если вы страстно желаете освобождения, вы должны до конца с помощью прижизненной практики очистить свой умственный поток и обуздать реакции сейчас, немедленно, в этот конкретный жизненный момент, не дожидаясь трудно корректириуемой и катастрофичной смертной ситуации.

Теперь уместно дать обзор трех бардо смерти (умирания, дхарматы, становления) в терминах дзогченовского аспекта Пути. Дзогчен обычно излагается в трех аспектах — Основы, Пути и Плода. Содержание дзогченовского Пути таково: видение (lta ba), созерцание, или практика (sgom pa), и поведение (spyod pa). Ясный Свет, изначальная пустотность и чистота сущности ума, мерцающие в кульминационный момент бардо умирания, соответствуют тому, что в момент передачи вводится учителем как Видение.

Пребывать в состоянии Присутствия без каких-либо сомнений, способность видения всего, что возникает, как самоизлучение природы ума, что напоминает океан, наблюдающий волны на своей поверхности, все это соответствует второй стадии дзогченовского Пути — Созерцанию, и соотносимо с бардо дхарматы.

Оставаясь в состоянии такого осознания или, говоря языком дзогчена, “продолжая в состоянии”, вам не приходится заботиться об освобождении возникающих мыслей, они освобождаются сами — это бардо становления и, соответственно, аспект Пути, называемый Поведением.

Редко у кого спонтанно и у большинства, как правило, благодаря посвящению, или на языке дзогчена введению учителя, появляется проблеск Видения — переживание Присутствия, состояния без мыслей и эмоций. В созерцании Видение неотторжимо от вас, а если появляется переживание, оно тут же объединяется с вашим состоянием, не успевая ни на секунду быть воспринятым как внешнее. На последней стадии Пути, на стадии поступков, Видение, не впадая в двойственность, преодолевает свою замкнутость, выходит за собственные пределы в процесс самоосвобождающегося мышления: как только мысль появилась, она тут же самоосвобождается.

Если в момент смерти вам удается увидеть, воспринять, заметить вспышки Ясного Света, то, значит, вы осознали чистую сущность ума, называемую кадак (ka dak — изначальная чистота, или пустотность); подобное явление вашего сознания есть опыт практики бессвязности сознания — тречхо, практики очищения, или освобождения так называемого “пустого творчества”, связанного с функционированием нашего ума, а значит, с самим феноменом непрестанной игры мыслей. Далее, если в бардо дхарматы вам удается не потерять осознание, вы начинаете переживать непосредственно энергию ума, его светоносную мудрость, и тогда, что бы только не наметилось как зародыш проявленности или даже проявилось, вы воспринимаете все, как самосовершенную, не отделимую от вас, игру вашей собственной энергии. Такой уровень называется обычно самосовершенством, или спонтанным присутствием.

Это переживание самосовершенства осваивается и закрепляется уже с помощью практики тхогей, практики очищения так называемого “проявленного творчества”, “повинного” в существовании тел и объектов. Этому уровню соответствуют процессы, происходящие в период бардо становления. Главное в этот момент — не стать жертвой привычек, но развить результаты “хорошей кармы”, то есть на фоне усиливающегося процесса формотворчества стараться поддерживать состояние чистого осознавания, попросту — продолжить в состоянии Присутствия. Это значит, что любая мысль самоосвобождается в момент своего возникновения, что напоминает известное сравнение с письменами на воде: процесс написания и исчезновение этих письмен происходит одновременно, и гладь воды остается чистой.

 

Гуруйога и бардо

Когда вы летите в самолете, вы можете быть спокойны, даже если отказал двигатель, ибо вы знаете, что у этого самолета два двигателя. При размышлениях о смерти вы знаете, что, может быть, вам удастся избежать непредсказуемого хаоса благодаря умению “пребывать спокойно в природе ума”. Но если вы потерпите неудачу, вам понадобится еще что-либо, на что можно было бы положиться.

Итак, если не удалось в состоянии бардо самостоятельно, опираясь на жизненный опыт, реализовать свою изначальную природу, вы можете прибегнуть к Гуруйоге. Например, если в момент смерти вам удается совершить перенос сознания согласно знаменитой практике пхова, то это сопровождается созерцанием образа Коренного Учителя — Гуру Ринпоче, средоточия мудрости всех будд, и поднесением ему в глубочайшей преданности своих “сердца и души”. Вы объединяете свой ум с умом Учителя; лучи света, исходящие от него, поглощают вас, очищают, ваше существо растворяется в этом свете, и вы становитесь нераздельным с вашим Учителем. Сущность этой практики в том, чтобы объединить ваш ум с умом Учителя, чья сущность есть мудрость. Фактически эта Гуруйога, сопровождающая пхова, в момент смерти во всех деталях соответствует Гуруйоге, осуществляемой в обычной жизни.

Если вы реализовали перенос сознания (пхова), у вас тогда не должно быть сомнения, что Ясный Свет, воспринятый в этот момент, и есть совершенная мудрость Драгоценного Учителя. Гуру Ринпоче открывает свое сердце, свою мудрость и приветствует вас с радушием отца и матери. Ведь мы всегда тайно или явно тоскуем по отцу и матери. Поймите, реальные, абсолютные отец и мать — это наша изначальная природа в виде Самантабхадры и Самантабхадри. Именно поэтому в буддизме знаменитое учение о запредельной интуиции — Праджняпарамиту называют “Матерью всех будд”. Каким бы путем вы ни шли, до тех пор пока не вскроете своей истинной природы — светоносной основы сознания, совершенной природы ума, до тех пор никогда правильно не решите проблему ваших истинных отца и матери и не объединитесь с ними.

Если вы в течение жизни практикуете Гуруйогу достаточно эффективно, то она становится доброй привычкой, естественным рефлексом. Это каждый знает по себе, но можно напомнить опыт Петрула Ринпоче: он, бывало, произносил слова из практики Гуруйоги непроизвольно, даже поворачиваясь ночью во время сна с одного боку на другой. Но вы ведь знаете, что характерное содержание Гуруйоги — видеть все чистым; значит, если Гуруйога вошла в вашу жизнь как привычка, ваш ум настроен в принципе положительно, и что бы ни случилось, более вероятно, что ваша ответная реакция будет скорее положительной, чем отрицательной.

В текстах часто приводятся аналогии из мира природы. Когда речь идет о благословениях, нисходящих на вас во время посвящения, то их сравнивают с падающим снегом. И все же это остается лишь образом; когда же вы действительно видите падающий снег, он несравнимо осязаемее и живее, чем в созерцании. Подобное происходит и в практике пхова: вы специально представляете лучи света, мощным потоком пронизывающие вас сверху донизу, и это производит более-менее успешное очищающее действие. Но вот наступает бардо дхарматы, и вы уже в действительности видите мощный световой поток, изливающийся на вас, и вы уже не сомневаетесь, что это настоящий, а не представляемый свет. В этот момент вы точно знаете, что истинное благословение Учителя, мудрость всех будд, в виде потоков света, как благословение, устремилось на вас. Прижизненная практика позволяет вам в этот критический момент не отпрянуть, проявив естественную реакцию на вспышку света, а принять этот свет безбоязненно и радостно — тогда освобождение подходит немедленно.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных