Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Привычка к практике




Некоторые люди говорят: “Формальная практика? Нет, такая практика мне не нужна, я практикую в самой жизни”. Но на поверку выходит, что все, что они делают, это сдабривают свою светскую болтовню болтовней духовной. Но в этом мало пользы. Нужно хоть немного, но практиковать специально, в выделенном месте и в отвоеванное время. Без такого созерцания вы не обретете стабильности. Конечно, вы можете возразить: “Я стремлюсь ко всему естественному, а практика кажется мне чем-то искусственным, поэтому я не вижу необходимости в ней”. Но ведь причина, по которой вы избегаете такой практики, скрыта в вас самих: все дело в том, что вы попросту не практикуете. Не обретя через специальную практику стабильности, в момент смерти вы растеряетесь и не сможете призвать к осознанию светящуюся и спасительную в этот момент истинную природу ума. Так что вы сильно рискуете, пренебрегая специальной практикой.

Нормально — это созерцать каждый день, в особенности всегда в те моменты, когда вы чувствуете некое вдохновение. Самое меньшее, без чего вам не обойтись, это Гуруйога и небольшие периоды пребывания в покое, в те моменты, когда вы почувствовали, что природа ума проступила на поверхности вашего сознания. Пребывайте в природе ума, но специально не думайте о ней, иначе она тут же ускользнет от вас. Если вы думаете, что вы практикуете, то созерцание покидает вас, когда же, сев специально практиковать, вы забываетесь, в этот момент вы действительно находитесь в состоянии созерцания. Это есть ваш настоящий дзогчен. Если же размышляете о созерцании, постоянно помня, что вы занимаетесь практикой, то вы не покидаете умственного уровня и ум не будет стабильным.

Если вас не покидают сомнения, знайте — вы не в природе ума, вы лишь вглядываетесь в нее. Очень важно в дзогчене создать некое окружение, для начала, ибо когда вы созерцаете, вы объединяетесь с окружающим, объединяетесь с повседневной жизнью, вы живете этим. Поэтому, пока практика не вошла в вашу жизнь естественным образом, на что нужно много времени и опыта, создайте сами себе, согласно вашему вкусу, некое окружение, специальное место, и созерцайте там. Вам тогда будет не бесполезно, прерывая практику, возвращаться в то пространство и в те условия, которые, благодаря вашим специальным усилиям, способствуют созерцанию и интеграции.

Если вы создали пространство созерцания, то сможете без труда оценить, как долго можете провести в созерцании. Зачем это нужно? Но вспомните, ведь мы ведем речь о бардо, об умирании. Поэтому, если вы обнаружите, что можете пребывать в созерцании, в природе ума, совсем немного, то не отчаивайтесь, есть надежда, что это поможет вам сохранить устойчивость состояния в бардо, в том числе, как бы подстегнув и эту способность быть хотя бы малость в созерцании. Ведь, как говорил Шантидэва: “ничто не трудно, если к этому уже есть привычка”. Так что трудно всегда начинать, но затем появится некий вкус к практике, и созерцание пойдет без усилий. Если бы будды наблюдали нас, они бы подивились нашей упорной и трудной работе в сансаре: “Как это люди могут создавать все эти мысли, выстраивать из них спутанные клубки неведения. Ведь это так утомительно”. Но ведь мы справляемся со всем этим и даже без особых усилий. Если мы к тому же и практикуем, то способность выбираться из спутанных узоров мысли, пробиваясь к светоносной природе ума, становится нашей второй натурой.

Вы, жители Запада, часто лишь ищете время для практики и заканчиваете тем, что не находите его! Неужели вы не видите, что в бурном потоке городской жизни всегда есть моменты, — стоите ли в очереди к врачу, застряли ли в транспортной пробке или мчитесь под убаюкивающий стук колес в электричке — когда появляется благодатный интервал для практики. Конечно, это не похоже на пещеру над восхитительным пейзажем горной долины где-нибудь в Тибете. Но используйте возможности своей кармы, не думайте о несбыточном в данный момент, не отвлекайтесь.

Даже если вы практикуете специально или, как некоторые говорят, “формально” все равно это создает полезную привычку, она поможет вам в момент смерти. Ведь когда вы умираете, все инерции жизни обрушиваются на ваше сознание и сеют смуту. Все шумы, слышимые в бардо, порождены вами самими, это громовые шумы ваших собственных эмоций. Если же вы при жизни хоть немного практиковали, у вас есть шанс на фоне шумов в состоянии бардо услышать и полезный сигнал, ведь он должен быть, вы созерцанием создали для него причину, и вы действительно, наконец, слышите его — и это шанс к спасению. Собственно, еще до смерти можно проверить, закрепилось ли созерцание в вас как привычка: если содержание снов меняется и в нем появляются образы или даже сюжеты из сферы учения, то можно быть уверенным — созерцание стало вашей привычкой.

Используйте для практики любой момент жизни, и ваше время не будет понапрасну потерянным. Но не превращайтесь в сомнамбул, не способных к использованию рациональных и философских способностей интеллекта, иначе жизнь станет беспомощной и болезненной. Пусть практика накапливается понемногу, подобно каплям воды, из которых, в конце концов, образуется величественный океан свободной светоносной бесконечноформной и радостной игры энергии вашего изначального и всегда совершенного состояния.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных