ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие сложного словосочетания
Сложными являются словосочетания, включающие в свой состав три и более компонента: ясная синева весеннего неба, придать "рассказу язвительную окраску, передать письмо адресату. Слож-в словосочетания, если рассматривать их в направлении «от сло->, образуются тремя основными способами: а) в результате реали-и нескольких сильных или слабых словосочетательных связей 1ентностей) опорного слова отдельными словоформами: пода- (что, кому) - подарить сыну компьютер, отправиться (куда,, когда, зачем) - отправиться в лес с друзьями за грибами с •ju; б) в результате распространения опорного слова простым или сложным словосочетанием: читатъ(что) + интересную книгу —> шть интересную книгу; читать + очень интересную книгу —> мтъ очень интересную книгу; четыре девочки + все —> все че-ipe девочки;; в) в результате распространения словосочетания от-[ьной словоформой: кирпичное здание + высокое —> высокое кир-•ное здание; г) в результате реализации валентности опорного >ва сочинительным соединением слов: надеть + полушубок и ту —> надеть полушубок и шапку. Максимальный объем сложного словосочетания, если рассматривать его в направлении «от предложения» равен, как уже отмечалось выше, группе подлежащего, группе сказуемого, группе детерминанта. В семантическом, функциональном и структурном плане сложные словосочетания синтезируют в себе соответствующие признаки простых словосочетаний. Так, сложное словосочетание встретить старого друга сочетает в себе семантические, функциональные и структурные признаки двух простых словосочетаний встретить друга и старого друга.
Практическое занятие №5 Предложение как единица синтаксиса. Простое предложение. Функциональная классификация предложений. Способы выражения подлежащего 1.Изучите материал лекции и учебника «Современный русский язык» ч. III под ред. В.В. Бабайцевой (стр. 55-69). 1. Определите тип предложений по функциональному назначению (повествовательные, вопросительные, побудительные). Укажите грамматические средства выражения сообщения, вопроса или побуждения. 1. Что такое история? Наука? Да, бесспорно! Искусство? Конечно, ибо древние греки среди девяти муз чтили Клио. Философия? В этом нет сомнений для всех, знакомых с монистическим методом. Но помимо этого история — ремесло, потому что для плодотворных занятий историк должен «набить руку» на ряде чисто технических приемов и способов обработки трудно поддающегося материала (Л. Гум.). 2. Комиссар сидел за дощатым столом и курил. Он долго и задумчиво смотрел на меня. — Выкладывайте, — сказал он наконец. — Куда держите путь и по какому случаю. И документы, кстати, покажите (Пауст.). 3. Дождик перестал; за окнами прояснилось. Воздух стал чистый и синий. Только далеко на горизонте громоздились темные тучи. Кое-где в домах зажглись огни (Шукш.). 4. «Бездельник... повис на шее отца... семье обуза... все по театрам да по трактирам... Такими ли мы были... я в твои годы...» — эти или похожие на то попреки и увещевания должен был услышать провалившийся студент (Лакш.). 5. [Зыбкина] — Ложились бы вы, храбрый воин, почивать (Остр.). 6. Обойдите всех подряд, // Лучше не найдете: // Обратите нежный взгляд, // Девушки, к пехоте (Те.). 2 Укажите, какие из вопросительных предложений являются собственно вопросительными, а какие — не содержат вопроса. Охарактеризовав интонацию и роль логического ударения, укажите другие средства выражения вопроса (вопросительные местоимения, частицы, наречия, модальные слова). 1. И опять передернуло Берлиоза. Откуда же сумасшедший знает о существовании киевского дяди? Ведь об этом ни в каких газетах, уж наверно, не сказано. Эге-ге, уж не прав ли Бездомный? А ну как документы эти липовые? Ах, до чего странный субъект... (Буле.). 2. Как относились к Боттичелли его современники? На это трудно ответить, потому что свидетельства того времени чрезвычайно редки и сама жизнь этого художника мало известна (Мурат.). 3. Что может быть тише падающего снега? (Пришв.). 6. Кто из нас, вспоминая, не придает пережитому черты несбывшегося? Кто, вспоминая, не оставляет в памяти только сущность пережитого? (Пауст 7.. Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты? (Расп.). 3 Охарактеризуйте восклицательные предложения по цели высказывания. Укажите, какие лексические и синтаксические средства (интонация, вопросительно-восклицательные слова, междометия, обращения, лексико-синтаксический повтор и т. п.) определяют их восклицательный характер. 1. Как эта улица пыльна, раскалена! // Что за печальная, о господи, сосна! (И. Ан.). 2. Приятели вышли из вагона и зашагали по платформе. Прокурор шагал и каждый свой вздох сопровождал восклицаниями: «Как хорошо! Как легко дышится! Неужели же есть такие люди, которым всегда так живется?» (Ч.). 3. На обрывке газеты прочитал крупными буквами напечатанное заглавие статьи о Горьком: «Жрец морали». Какое безвкусие и какой удар по костям покойника! А между тем всех известных людей приглашают радоваться благодарности потомства (Пришв.).. 4. — Молчи! Не говори со мной... фармазон! Катерина, домой! (М. Г.). 4. Выделить подлежащие в следующих примерах, определить способ их выражения: 1. В конкурсе участвовало около миллиона будущих специалистов. 2. Железный человек был Карп. 3. Думать – не грех, грех – не думать. 4. Прощай, - сказал он. – Тяжёлый, скверный я человек. 5. Каждое сегодня принималось Макаром за ступень к светлому завтра, завтра, уходя все выше, становилось еще более заманчивым. 6. Жить на хуторе становится с каждым днем хуже и скучнее. Утром наплывали вереницы белых облаков. 7. Хлопья снега лежали на крышах, как мохнатые цветы. 8. Набить руку не значит быть мастером. 9. Как это важно и хорошо – быть учителем. 10. Уговаривать Прошку спать было даже излишне. 11. Ленивому добрым быть – самое простое. Хорошее дело – уметь удивляться. Похоже на людей жить – скучно, а непохоже – трудно. Сделать ксерокопии учебных таблиц в каб. 2-1 ( для заданий 1-3) Практическое занятие №6 Главные члены двусоставного предложения. 1. Подготовить схему – «шпаргалку» на тему «Способы выражения сказуемого в русском языке». 2. Практическая часть. 1. Выделить сказуемые и определить их типы: 1. Но день шёл за днём, - невероятное оказывалось верным. 2. Лица казаков побурели, выцвели от солнца. 3. Лицо у него было плоское, окисшее, в морщинах лежала какая-то прозелень… 4. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. 5. Рыженький, бритый, точно актёр, ловкими, мягкими движениями маленького тела Башкин напоминал котёнка. 6. Степан терял присутствие духа. 7. – А носик-то от чайника – тю-тю! – сказал красноармеец и свистнул. 8. Всё написанное казалось беспомощным. 9. Ну, разумеется, весь обварился, - кожа пузырями пошла. 10. Ну, родня и дверями хлоп. 11. В эту-то Дуняшу и влюбись Аким! 12. Тут я кричать, а вода в рот не льётся. 13. Но всё же бабы перестали ходить к глухому озеру за ягодами. 14. Он мечтал дать хорошее образование сыну и дочери и вывести их в люди. 15. Мы продолжали жить в той же квартире с дедом и отцом. 16. В день отъезда зашёл проститься Протасов. 17. Каждый начинал испытывать пресыщение. 18. Мутных хотел убить двух зайцев разом: и горный инженер и адвокат были люди нужные по своим специальностям. 19. Расскажи мне всё по порядку, как ты надумал приехать. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|