Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие сложного словосочетания




дии
кем

Сложными являются словосочетания, включающие в свой состав три и более компонента: ясная синева весеннего неба, придать "рассказу язвительную окраску, передать письмо адресату. Слож-в словосочетания, если рассматривать их в направлении «от сло->, образуются тремя основными способами: а) в результате реали-и нескольких сильных или слабых словосочетательных связей 1ентностей) опорного слова отдельными словоформами: пода- (что, кому) - подарить сыну компьютер, отправиться (куда,, когда, зачем) - отправиться в лес с друзьями за грибами с •ju; б) в результате распространения опорного слова простым или сложным словосочетанием: читатъ(что) + интересную книгу —> шть интересную книгу; читать + очень интересную книгу —> мтъ очень интересную книгу; четыре девочки + все —> все че-ipe девочки;; в) в результате распространения словосочетания от-[ьной словоформой: кирпичное здание + высокое —> высокое кир-•ное здание; г) в результате реализации валентности опорного >ва сочинительным соединением слов: надеть + полушубок и ту —> надеть полушубок и шапку.

Максимальный объем сложного словосочетания, если рассматривать его в направлении «от предложения» равен, как уже отмеча­лось выше, группе подлежащего, группе сказуемого, группе детер­минанта.

В семантическом, функциональном и структурном плане сложные словосочетания синтезируют в себе соответствующие признаки простых словосочетаний. Так, сложное словосочетание встретить старого друга сочетает в себе семантические, функциональные и структурные признаки двух простых словосочетаний встретить друга и старого друга.

 

 

Практическое занятие №5

Предложение как единица синтаксиса. Простое предложение. Функциональная классификация предложений. Способы выражения подлежащего

1.Изучите материал лекции и учебника «Современный русский язык» ч. III под ред. В.В. Бабайцевой (стр. 55-69).

1. Определите тип предложений по функционально­му назначению (повествовательные, вопросительные, побуди­тельные). Укажите грамматические средства выражения сообще­ния, вопроса или побуждения.

1. Что такое история? Наука? Да, бесспорно! Искусство? Конечно, ибо древние греки среди девяти муз чтили Клио. Философия? В этом нет сомнений для всех, знакомых с мони­стическим методом. Но помимо этого история — ремесло, по­тому что для плодотворных занятий историк должен «набить руку» на ряде чисто технических приемов и способов обработ­ки трудно поддающегося материала (Л. Гум.). 2. Комиссар си­дел за дощатым столом и курил. Он долго и задумчиво смот­рел на меня. — Выкладывайте, — сказал он наконец. — Куда держите путь и по какому случаю. И документы, кстати, по­кажите (Пауст.). 3. Дождик перестал; за окнами проясни­лось. Воздух стал чистый и синий. Только далеко на горизон­те громоздились темные тучи. Кое-где в домах зажглись огни (Шукш.). 4. «Бездельник... повис на шее отца... семье обуза... все по театрам да по трактирам... Такими ли мы были... я в твои годы...» — эти или похожие на то попреки и увещева­ния должен был услышать провалившийся студент (Лакш.). 5. [Зыбкина] — Ложились бы вы, храбрый воин, почивать (Остр.). 6. Обойдите всех подряд, // Лучше не найдете: // Об­ратите нежный взгляд, // Девушки, к пехоте (Те.).

2 Укажите, какие из вопросительных предложе­ний являются собственно вопросительными, а какие — не содер­жат вопроса. Охарактеризовав интонацию и роль логического ударения, укажите другие средства выражения вопроса (вопроси­тельные местоимения, частицы, наречия, модальные слова). 1. И опять передернуло Берлиоза. Откуда же сумасшедший знает о существовании киевского дяди? Ведь об этом ни в каких газетах, уж наверно, не сказано. Эге-ге, уж не прав ли Бездом­ный? А ну как документы эти липовые? Ах, до чего странный субъект... (Буле.). 2. Как относились к Боттичелли его совре­менники? На это трудно ответить, потому что свидетельства то­го времени чрезвычайно редки и сама жизнь этого художника мало известна (Мурат.). 3. Что может быть тише падающего снега? (Пришв.). 6. Кто из нас, вспоминая, не придает пережитому черты несбывшегося? Кто, вспоминая, не оставляет в памяти только сущность пережитого? (Пауст 7.. Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе мол­чишь ты? И разве молчишь ты? (Расп.).

3 Охарактеризуйте восклицательные предложения по цели высказывания. Укажите, какие лексические и синтакси­ческие средства (интонация, вопросительно-восклицательные слова, междометия, обращения, лексико-синтаксический повтор и т. п.) определяют их восклицательный характер.

1. Как эта улица пыльна, раскалена! // Что за печальная, о господи, сосна! (И. Ан.). 2. Приятели вышли из вагона и за­шагали по платформе. Прокурор шагал и каждый свой вздох сопровождал восклицаниями: «Как хорошо! Как легко дышится! Неужели же есть такие люди, которым всегда так жи­вется?» (Ч.). 3. На обрывке газеты прочитал крупными буквами напечатанное заглавие статьи о Горьком: «Жрец морали». Какое безвкусие и какой удар по костям покойника! А между тем всех известных людей приглашают радоваться благодарности потомства (Пришв.).. 4. — Молчи! Не говори со мной... фармазон! Катерина, домой! (М. Г.).

4. Выделить подлежащие в следующих примерах, определить способ их выражения:

1. В конкурсе участвовало около миллиона будущих специалистов.

2. Железный человек был Карп.

3. Думать – не грех, грех – не думать.

4. Прощай, - сказал он. – Тяжёлый, скверный я человек.

5. Каждое сегодня принималось Макаром за ступень к светлому завтра, завтра, уходя все выше, становилось еще более заманчивым.

6. Жить на хуторе становится с каждым днем хуже и скучнее. Утром наплывали вереницы белых облаков.

7. Хлопья снега лежали на крышах, как мохнатые цветы.

8. Набить руку не значит быть мастером.

9. Как это важно и хорошо – быть учителем.

10. Уговаривать Прошку спать было даже излишне.

11. Ленивому добрым быть – самое простое. Хорошее дело – уметь удивляться. Похоже на людей жить – скучно, а непохоже – трудно.

Сделать ксерокопии учебных таблиц в каб. 2-1 ( для заданий 1-3)

Практическое занятие №6

Главные члены двусоставного предложения.

1. Подготовить схему – «шпаргалку» на тему «Способы выражения сказуемого в русском языке».

2. Практическая часть.

1. Выделить сказуемые и определить их типы:

1. Но день шёл за днём, - невероятное оказывалось верным.

2. Лица казаков побурели, выцвели от солнца.

3. Лицо у него было плоское, окисшее, в морщинах лежала какая-то прозелень…

4. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид.

5. Рыженький, бритый, точно актёр, ловкими, мягкими движениями маленького тела Башкин напоминал котёнка.

6. Степан терял присутствие духа.

7. – А носик-то от чайника – тю-тю! – сказал красноармеец и свистнул.

8. Всё написанное казалось беспомощным.

9. Ну, разумеется, весь обварился, - кожа пузырями пошла.

10. Ну, родня и дверями хлоп.

11. В эту-то Дуняшу и влюбись Аким!

12. Тут я кричать, а вода в рот не льётся.

13. Но всё же бабы перестали ходить к глухому озеру за ягодами.

14. Он мечтал дать хорошее образование сыну и дочери и вывести их в люди.

15. Мы продолжали жить в той же квартире с дедом и отцом.

16. В день отъезда зашёл проститься Протасов.

17. Каждый начинал испытывать пресыщение.

18. Мутных хотел убить двух зайцев разом: и горный инженер и адвокат были люди нужные по своим специальностям.

19. Расскажи мне всё по порядку, как ты надумал приехать.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных