Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ




Происхождение многоклеточных животных.

Развитие многоклеточных животных. Изучить закономерности деления оплодотворенного яйца; стадии морулы, бластулы, гаструлы. Уяснить два способа развития гаструлы (иммиграция и инвагинация) и третьего зародышевого листка – мезодермы (телобластический и энтероцельный). Изучить теории происхождения многоклеточных животных (Геккеля, Мечникова, Хаджи).

Основные черты многоклеточных животных.

Обратить внимание на специализацию клеток у многоклеточных животных в отличие от многофункциональности у одноклеточных.

Подробно изучить основные свойства многоклеточных животных. Разбирая процессы размножения необходимо обратить внимание на основные способы: бесполое и половое. Подробно разобрать периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.

Уяснить понятия «первичноротые и вторичноротые» животные, какие типы животного мира относятся к ним. Изучить два типа развития: прямой и с метаморфозом. Необходимо уяснить понятие «симметрия тела», и каковы основные формы симметрии у многоклеточных животных (лучевая, или радиальная, и двусторонняя, или билатеральная).

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные гипотезы о происхождении многоклеточных животных.

2. Что такое онтогенез и филогенез?

3. В чем заключается процесс оплодотворения?

4. Способы гаструляции.

5. Как происходит развитие третьего зародышевого листка – мезодермы?

6. Какие ткани и органы развиваются из эктодермы и мезодермы?

7. Каковы основные особенности многоклеточных животных?

8. Способы размножения у многоклеточных животных.

9. Каковы два периода индивидуального развития многоклеточных животных, их характеристика.

10. Каковы два основных типа постэмбрионального развития животных?

11. Какие полости тела развиваются у многоклеточных животных?

12. Каковы формы симметрии у многоклеточных животных?

 

ТИП ГУБКИ

Губки, их строение, питание и размножение. Извращение слоев. Практическое и теоретическое значение губок.

 

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

При изучении кишечнополостных необходимо их охарактеризовать как низших многоклеточных животных. Обратить внимание на многофункциональность и специализацию клеток эктодермы и энтодермы. Подробно разобрать метагенез сцифоидных и гидроидных полипов. Радиальная симметрия и организация кишечнополостных в связи с образом жизни. Уяснить значение кишечнополостных в общей эволюции многоклеточных животных.

Вопросы для самоконтроля:

1. Характеристика типа губки.

2. На какие классы подразделяется тип кишечнополостных.

3. Охарактеризуйте кишечнополостных как многоклеточных животных.

4. Какие черты в строении кишечнополостных свидетельствуют об их примитивности?

5. Из каких слоев и клеточных элементов состоит тело кишечнополостных, и каковы их функции?

6. Какие способы пищеварения у кишечнополостных?

7. Каково значение кишечнополостных в общей эволюции многоклеточных животных?

 

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

При разборе характеристики типа плоских червей обратить внимание на развитие у них билатеральной симметрии повышение общего уровня организации: кожно-мускульный мешок, паренхима, пищеварительная, выделительная, нервная, органы чувств и половая системы.

Отметить особенности класса турбеллярий. Затем перейти к классу трематод и изучить их жизненные циклы. Уяснить понятия о промежуточном, дефинитивном и дополнительном хозяине, о гельминтозах и их профилактике. При изучении класс ленточных червей морфобиологические особенности, связанные с паразитизмом в кишечнике позвоночных животных. Подробно изучить жизненные циклы, составить схемы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте общую характеристику и классификацию плоских червей.

2. Охарактеризуйте турбеллярий как плоских свободноживущих червей.

3. Опишите строение, размножение и развитие сосальщиков. Назовите основные личиночные стадии развития.

4. Особенности моногенетических сосальщиков.

5. Перечислите основные морфофизиологические признаки ленточных червей в связи с эндопаразитическим образом жизни

6. Каковы особенности жизненных циклов ленточных червей?

7. Из каких частей состоит тело ленточных червей?

8. Каковы основные личиночные стадии развития ленточных червей? Опишите их строение.

 

ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ

Характеризуя тип круглых червей (первичнополостных), выделить прогрессивные черты их организации по сравнению с плоскими: наличие первичной полости тела, образование задней кишки с анальным отверстием. Отметить особенности строение покровов, мускулатуры, выделительной, половой, нервной систем. На примере круглых червей разобрать явление полового диморфизма. Особое внимание уделить особенностям организации, размножения и развития нематод, паразитирующих у животных, человека и растений. Изучая жизненные циклы круглых червей, необходимо уяснить понятия «геогельминты» и «биогельминты», «инвазионные яйца».

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте общую характеристику и классификацию круглых червей.

2. Опишите циклы развития паразитических нематод.

3. Приведите примеры «геогельминтов» и «биогельминтов».

4. Нематоды как возбудители заболеваний человека и животных.

5. Дайте определение понятию «инвазионные яйца»

6. Нематоды – вредители сельскохозяйственных растений: галловая картофельная, пшеничная и др.

 

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

Охарактеризовать кольчатых червей как высших червей. Обратить внимание на появление у них метамерии, целома (вторичной полости тела), кровеносной системы, а у многощетинковых – органов дыхания и передвижения (параподий). Отметить более совершенное строение нервной, выделительной, и пищеварительной систем по сравнению с круглыми и плоскими червями.

Рассмотреть особенности строения пиявок в связи с их хищническим и полупаразитическим образом жизни. Отметить медицинское значение пиявок.

Остановиться на филогении кольчатых червей и их значении в эволюции беспозвоночных.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите морфофизиологические особенности кольчатых червей как высших червей.

2. Укажите отличия первичной полости тела от вторичной.

3. Дайте классификацию кольчатых червей.

4. Сравните строение многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей.

5. Как организованы сегменты тела кольчатых червей?

6. назовите отличительные признаки строения пиявок.

7. Какова роль кольчатых червей в природе и жизни человека?

 

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Изучите происхождение членистоногих и основные направления их эволюции, сравните их организацию с кольчатыми червями. Отметьте характерные признаки членистоногих и деление их на подтипы и классы.

Морфофизиологические особенности ракообразных как первичноводных членистоногих; обратите внимание на сходство их с кольчатыми червями.

Характеризуя паукообразных, отметьте их приспособленность к наземному образу жизни. Более подробно изучите три основных отряда: скорпионы, пауки, клещи. Отметьте ядовитых пауков и скорпионов. Особое внимание уделите изучению основных групп клещей (акариформные и паразитиформные), являющимися возбудителями и переносчиками возбудителей заболеваний животных и человека.

Насекомых следует характеризовать как группу членистоногих, наиболее приспособленных к обитанию на суше, в воздушной среде. При изучении развития насекомых обратить внимание на полный и неполный метаморфоз. Отметьте значение насекомых. Наиболее подробно изучите паразитических насекомых из отрядов: вши, блохи, пухоеды, двукрылые.

Обратите внимание на трансмиссивные заболевания и борьбу с ними.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные морфофизиологические особенности членистоногих?

2. Какие признаки членистоногих доказывают их происхождение от кольчатых червей?

3. Почему сегментация тела членистоногих является гетерономной?

4. Назовите основные подтипы и классы членистоногих.

5. Какие морфофизиологические и биологические особенности характеризуют класс ракообразных?

6. Какую роль играют низшие и высшие раки в природе и жизни человека?

7. Какие признаки характеризуют класс паукообразных?

8. Укажите особенности строения и развития клещей.

9. Какова роль клещей в медицине и ветеринарии?

10. Какие внешние и внутренние черты строения характеризуют класс насекомых?

11. Дайте характеристику развития насекомых с полным и неполным превращением.

12. Назовите типы ротового аппарата насекомых. Каково их строение?

 

ТИП МОЛЛЮСКИ

Характеризуя тип моллюсков, отметьте ряд специфических признаков (мягкое несегментированное тело, редуцированная вторичная полость тела, наличие раковины, мантии, ног). Дайте краткую характеристику брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.

Отметьте значение моллюсков в природе и жизни человека, обратив внимание на брюхоногих - промежуточных хозяев паразитических червей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы характерные признаки моллюсков?

2. В чем заключаются различия классов моллюсков?

3. Что представляет собой мантия моллюска?

4. Как организована нервная система различных моллюсков?

5. Что известно об эволюции моллюсков?

 

 


ЧАСТЬ II – ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных