Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные методы обучения в ИКС




«Мозговой штурм». Правила проведения «мозгового штурма». До начала проведения «мозгового штурма» необходимо определить:

- применим ли данный метод для решения этой проблемы?

- подходит ли величина группы участников для применения этого метода?

- какие знания получат обучающиеся при решении проблемы?

«Мозговой штурм» требует полного раскрепощения мысли, свободы воображения. Оптимизм и уверенность увеличивают умственную и психологическую энергию человека. В процессе «мозгового штурма» участники высказывают любые предложения, мысли, идеи по конкретному вопросу (проблеме). Как бы фантастична не была идея, выдвинутая кем-то из участников, она принимается во внимание, так как любое предложение может быть началом практического решения. Категорически запрещены взаимные замечания и промежуточные оценки. Не допускается предположение, что данная проблема не разрешима. Необходимо убедить участников, что обсуждаемая проблема не может быть решена только известными способами. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.

В ходе «мозгового штурма» допускаются и приветствуются дополнительные альтернативы решения, разрешается задавать вопросы коллегам с целью уточнить и развить их идеи. Иногда переосмыслению проблемы способствует ее обратная постановка. Решение задачи может быть найдено в других сферах. Разрешается менять параметры в задаче.

Участник группы должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы. Во время обсуждения нет ни начальников, ни подчиненных – есть ведущий и участники. Надо четко требовать соблюдения выбранных ролей. Не ждите одобрения или осуждения Вашего предложения со стороны коллег, не обращайтесь за поддержкой к организатору «мозгового штурма». В процессе «штурма» меньше думайте о возможных последствиях. Следует воздерживаться от перешептываний, переглядывании, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное решение данной проблемы имеет для Вас большое значение, и держаться этого мнения до конца «мозгового штурма».

При классическом применении «мозгового штурма» выделяются две группы исполнителей:

- генераторы идей;

- аналитики.

Первые генерируют самые различные идеи и фиксируют их с помощью различных технических средств (записывают на магнитофон, видеопленку, бумагу и т.п.), а вторые из предложенного материала стараются выбрать все полезное и найти решение проблемы. На практике, в ходе проведения обучающих мероприятий при проведении «мозгового штурма» все обучающиеся сначала выполняют роль генераторов идей, а затем аналитиков.

Метод анализа конкретных ситуаций или метод «кейс-стади» ("case study"). Этот метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины и получил название от английского термина "case study", который буквально может быть переведен как «изучение ситуации». Он занимает особое место среди методов активного обучения как наиболее приближенный к практике. Сущность метода заключается в активном процессе обсуждения или решения конкретной ситуации, когда учащиеся закрепляют теорию принятия управленческих решений на реальных ситуациях.

Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а учащиеся должны решить поставленную проблему и получить оценку окружающих (членов других групп и преподавателя) своих действий. При этом нужно понимать, что возможны различные варианты решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь обучающимся рассуждать, дискутировать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, а преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, например, с помощью проблемных вопросов, в побуждении обучающихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех членов группы в процесс анализа кейса и поиска вариантов решения. Периодически преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу. Для повышения интенсивности работы группа разбивается на подгруппы.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у учащихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Многие специалисты согласны с тем, что эффект от этого метода достигается только тогда, когда число кейсов достаточно велико.

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, отражающая положение предприятия за какой-либо промежуток времени. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение этого времени. Причем, ситуация может отражать как комплексную проблему так и какую-либо частную реальную задачу. При отборе информации для кейса необходимо ориентироваться на учебные цели. Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес у обучающихся, так как будет казаться нереальным. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Что касается цифрового материала, то его должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов. Следует избегать чрезмерного насыщения кейсов информацией, использования информации, напрямую не относящейся к рассматриваемой теме и т.п. В целом кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы учащемуся быстро войти в проблему и иметь все необходимые данные для ее решения.

Как правило, информация не должна полностью описывать деятельность предприятия, а скорее носит ориентирующий характер. Поэтому, для построения логичной модели, необходимой при принятии обоснованного решения, допускается дополнять кейс данными, которые, по мнению участников, могут иметь место в действительности. Таким образом, обучающийся не только фиксирует рассматриваемый случай, но и вникает в него до такой степени, что может прогнозировать и демонстрировать то, что пропущено в кейсе.

Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на данных прошлых лет, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно". Проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны для сегодняшнего дня.

Как и при проведении других деловых игр, здесь также ставится цель максимально активизировать каждого участника и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Поэтому группа делится на такое число подгрупп, чтобы последние состояли из 3…5 человек, Чем меньше участников в подгруппе, тем большей вовлеченности в работу над кейсом следует ожидать от каждого учащегося. Повышается персональная ответственность за результат. Состав подгруппы (команды) формируется самими учениками по их желанию или преподавателем. Каждая команда выбирает руководителя (лидера). Лидер должен:

- постоянно контролировать направление дискуссии, не допуская ухода в сторону;

- контролировать время, отведенное на тему;

- следить за поведением участников дискуссии, не допуская конфликтов и их пассивного поведения;

- уметь обобщить результаты и защитить точку зрения перед оппонентами.

Также лидер группы не должен вызывать к себе чувство неприязни или раздражение со стороны других участников.

Техническая работа лидера состоит в следующем:

- фиксирует все идеи, высказанные участниками;

- регулирует поток идей;

- группирует высказывания.

Не допускается критика идей. Лучше, если идеи будут выписаны на доске или листке бумаги. На лидере лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения. После завершения работы по теме занятий либо лидер группы, либо член группы (определяемый преподавателем) делает доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей подгруппы.

Для представления результатов рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы).

Члены остальных подгрупп выступают слушателями и оппонентами докладчика, а затем оценивают доклад. После того, как обсуждение темы заканчивается, преподаватель подводит итоги.

Применение метода «кейс-стади» позволяет научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени.

Преимуществами метода анализа конкретных ситуаций являются:

- практическая направленность метода, когда обучающийся на основе предварительного изучения теории и анализа ситуации вникает в роль руководителя;

- изучение теории принятия решений на конкретных примерах из практики и отработка типовых схем решения проблемных ситуаций;

- активная форма обучения, когда за короткое время изучается много фактов, вырабатываются различные варианты решения проблем, обучающиеся имеют возможность свободно общаться с преподавателем и друг с другом, когда все включаются в дискуссию;

- поощрение индивидуальной работы в сочетании с обсуждением в группе;

- возможность контроля и текущей оценки умений обучающихся по письменным докладам (наличие обратной связи в обучении);

- широкое использование коллективного разума и практического опыта самих обучающихся, так как все кейсы пишутся на основании примеров удачного или неудачного решения возникших ранее проблем («лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих»);

- сокращение учебного времени на фиксацию фактов, данных, поскольку кейсы в готовом виде выдаются слушателям до начала занятий.

Недостатки метода. Наряду с достоинствами метода конкретных ситуаций он не лишен некоторых недостатков:

- нестабильность политического и экономического положения в России, отсутствие четких законов и возможность их многозначного толкования затрудняют построение корректных хозяйственных ситуаций;

- все многообразие хозяйственной практики невозможно описать даже тысячами ситуаций, главное – знать процедуры принятия решений;

- преподавателю применять метод «кейс-стади» в квалифицированной аудитории может быть сложно, так как слушатели иногда лучше разбираются в данной области производства, чем он;

- множество альтернатив обсуждения конкретной ситуации, наличие разных способов ее решения и сложность нахождения компромиссов;

- дополнительные затраты на разработку и копирование ситуаций, что удорожает учебный процесс по сравнению с лекциями и семинарами.

Небольшие кружки знания (группы «жужжания»). Это техника совместного получения мнений, идей и знаний о предмете для того, чтобы узнать новую информацию или разрешить проблему. Приём эффективен при небольшой группе (из десяти или менее) участников. Он дает возможность всем членам группы высказывать мысли и идеи по предмету. Участники должны сидеть по кругу лицом друг к другу, так чтобы всех можно было слышать. Руководитель должен поставить перед группой вопрос и задать его таким образом, чтобы на него нельзя было ответить да или нет. Затем попросите каждого участника кратко объяснить свою позицию, чувства, мнения.

С большими группами такая же техника может быть использована делением группы на маленькие (2…4 человека) подгруппы. В течение короткого времени (не более 5 минут) подгруппы обсуждают тему, предложенную преподавателем. В таком случае должен быть назначен человек, делающий записи. При таком приёме каждый участник сделает свой вклад в общее обсуждение. В процессе обсуждения не позволяется критиковать друг друга. Для успешного применения этого приёма все члены группы должны чувствовать себя спокойно во время представления своих идей. Каждая подгруппа затем отчитывается о результатах обсуждения перед группой. Одной из разновидностей техники обсуждения в небольших группах является техника одиндвачетыре. В ней члены группы в начале ищут ответ на вопрос самостоятельно, затем объединяются в пары для поиска отличий в их ответах, затем формируют группы из четырех человек для нахождения единого решения. Как и в случае обсуждения в небольших группах, каждая подгруппа из четырех человек делает доклад о работе перед всей группой в целом. Обсуждение в небольших группах является прекрасным методом введения разнообразия в лекционный материал или формальное представление. Правильное использование таких занятий существенно изменяет мыслительный процесс у слушателей, что помогает им сосредоточить свое внимание на предмете изучения. Такие занятия могут быть использованы для достижения широкого спектра целей. Они могут, например, быть использованы для развития ораторского искусства и межличностного общения, также они могут помочь участникам развивать навыки принятия решений, обеспечивают преподавателю механизм получения обратной связи с группой.

Главное ограничение проведения занятий в небольших группах – это то, что они не могут быть использованы в обучении как самостоятельный метод, а играют лишь поддерживающую роль в сочетании с другими методами.

Обсуждение. Обсуждение в группе обычно принимает форму контролируемой дискуссии, в которой преподаватель все время наблюдает за ситуацией, задает группе вопросы и тем самым поддерживает нужное направление обсуждения. Необходимым условием для проведения этого метода является хорошо поставленный вопрос или проблема. Такие дискуссии, например, могут быть использованы для активизации занятий, таких как лекция или просмотр фильма, при проверке готовности группы к усвоению материала, при подведении итогов игры, семинара или как самостоятельный метод обучения.

Эффективное обсуждение требует адекватной подготовки, может быть, даже больше, чем при других учебных методах. Обсуждение в группах является хорошим средством для проверки глубины усвоения темы и проведения обсуждения в определенное по продолжительности время и активно вовлекает слушателей в процесс обучения.

Занятия – обсуждения с установлением обратной связи. Этот метод можно эффективно использовать при подготовке преподавателей. В этом случае все внимание фокусируется на специфических обучающих навыках, приемах, методах, в которых обучающийся преподаватель практикуется в течение небольшого промежутка времени (от 10 до 20 минут) с небольшой группой обучающихся. Эти занятия, как правило, записываются на видеокамеру и затем показываются обучаемому преподавателю и другим членам учебной группы, с целью получения немедленной обратной связи и активизации обсуждения. Результат групповой обратной связи, а также комментарии руководителя и мнения участвовавших в работе учеников помогут преподавателю проанализировать свое ведение занятия и на основе сделанных выводов внести изменения в дальнейшую деятельность. Это занятие опять записывается на видеокамеру и просматривается для последующего анализа и оценки, и снова преподавателем делаются коррективы. Организация такого цикла «запись-просмотр» дает преподавателям возможность оперативно включать в свою работу изменения, сделанные в результате выводов по итогам просмотра занятия, и учитывать результаты обратной связи.

Один из главных недостатков такого метода заключается в том, что по окончании такого занятия некоторые учащиеся могут почувствовать большую неуверенность в своих силах. Таким образом, применение такой техники требует определенных навыков и умений со стороны преподавателей-организаторов, а также участия технического персонала и наличия самой техники.

Метод Tick-box. Слушателям предлагается вопросник, который не является тестом. В нем есть заведомо правильные и заведомо неправильные ответы. Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся должны выбрать тот вариант ответа, который кажется им сейчас более предпочтительным. Набор выбранных слушателями ответов будет отражать их предпочтения, которые возможно изменятся в будущем.

Итак, обучающиеся должны отметить "галочкой" один единственный вариант из каждой предложенной пары ответов – тот, к которому они больше склоняются. Возможно оба предложения покажутся им правильными или оба ложными. По этому поводу можно обменяться мнением с коллегами или с преподавателем, но выбрать нужно все-таки один из двух предложенных вариантов (табл. 11.3).

Таблица 11.3

Пример вопросника

Вариант А V Вариант Б V
1А. Основное достоинство лекции – систематическое и концентрированное изложение материала в доходчивой форме   1Б. Основное достоинство лекции – традиционность, привычность для любого слушателя из СНГ  
2А. Лекции – худший из способов изучения нового материала   2Б. Для аудитории специалистов – лекция лучший способ передачи новых знаний  
ЗА. Методы активизации аудитории могут давать обратный эффект   ЗБ. Без активизации аудитории невозможно добиться эффекта усвоения новых знаний  
4А. Активность слушателей – главное условие полезности занятия   4Б. Главное условие успеха занятия – уровень знаний и личность преподавателя  
5А. За "новыми методами" преподавания легче спрятать некомпетентность преподавателя   5Б. Опытный преподаватель, расширяя арсенал методов, способствует эффективному обучению  
6А. Во "взрослой" аудитории преподаватель должен вести себя иначе, чем со студентами   6Б. Принципиальных различий в обучении студентов и слушателей ФПК нет  
7А. Традиционные способы занятий (лекции, семинары и лабораторные работы) позволяют опытному человеку «покрасоваться» своими знаниями перед аудиторией   7Б. Новые методы охотнее используют молодые преподаватели и специалисты, пришедшие из других отраслей, вследствие недостатка своей "отраслевой" компетентности  
8А. Пока метод не освоен, трудно говорить, хорош он или плох   8Б. Часть "новых" методов можно заведомо отбросить как бесполезные  

 

1. Опросить участников по каждой из позиций и подвести итоги "голосования".

2. Обратить внимание на то, что:

- в одних случаях – все солидарны;

- в других – голоса разделились почти поровну;

- в третьих – с большинством не согласны только 1…3 чел.

3. В зависимости от результатов "голосования" попросить объяснить свою позицию:

- тех, чье мнение не совпадает с мнением "большинства";

- одного-двух из тех, кто составляет "большинство".

4. По некоторым позициям (1…3 не более) добавить собственное толкование.

5. Не забывать, что часть вопросов носит "провокационный" характер и не может быть заведомо правильных или ошибочных ответов.

Демонстрация. Для обучения, требующего приобретения навыков, важны демонстрация и практика. Хорошая демонстрация даёт участникам возможность наблюдения и приобретения опыта, как проводить и выполнять новый метод. Демонстрации могут обогатить обучение, т.к. при этом вовлечены два чувства: когда учащиеся наблюдают и слушают. Тщательное планирование демонстрации будет гарантией того, что все необходимые материалы будут под рукой, что имеется достаточно времени, места и оборудования, и что физические условия позволят всем учащимся хорошо видеть и слышать. Желательно, чтобы цели каждого практического занятия устанавливались предварительно, так, чтобы слушатели знали, что должно быть достигнуто в результате работы.

Для того чтобы демонстрация была эффективной, слушатели должны иметь возможность практиковаться новому навыку и получить обратную связь своего выполнения вскоре после демонстрации. Ключевые шаги должны быть также представлены в письменной форме, чтобы помочь учащемуся проводить новую процедуру самому.

Игровая ситуация, деловая игра. Сущность этих упражнений сводится к решению какой-либо ситуации в неформальной (игровой) обстановке. Деловые игры как метод обучения позволяют «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Они позволяют моделировать различные производственные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных ситуаций, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы. Основными шагами этого метода являются определение проблемы и выяснение ситуации, определение ролей, которые нужно будет играть, подбор действующих лиц (героев), проигрывание сцены, обсуждение и анализ результата. Обычно не предполагается никаких предварительных репетиций и все диалоги – это импровизация участников игры. Игровые ситуации особенно полезны при изучении межличностных отношений. Они снимают внутренние барьеры, способствуют постановке новых вопросов, вводят новые точки зрения на предмет, мобилизуют опыт поведения в других ситуациях.

Принятие управленческих решений в деловых играх осуществляется ее участниками, которые выполняют определенные роли, а поскольку интересы разных ролей не совпадают, то решение часто приходится принимать в условиях конфликтных ситуаций.

Проведение игр является групповым методом обучения, в результате игры группа формирует коллективное мнение и защищает его от критики других групп. В процессе игры создается определенный эмоциональный настрой игроков, помогающий активному вовлечению обучаемых в решение поставленной задачи. Игры способствуют вовлечению участников в процесс обсуждения, побуждают к комментариям даже тех, кого меньше всего слышали в группе. Данный метод лучше использовать в тех ситуациях, где проблема ясно очерчена, а не для сложных проблем.

При рассмотрении игр в качестве учебного метода необходимо принять во внимание следующие вопросы:

- как взрослый учащийся отреагирует на обучение через игры? Воспримут ли они это как эффективный способ обучения?

- сколько времени даётся на игру? Занимает ли много времени объяснение или правила и процедуры? Является ли количество времени, выделенное на игру разумным по отношению к количеству полученного знания?

- учит ли игра или имитация тому, чему она должна научить?

- достаточно ли гибка игра для адаптации к различным учебным возможностям и ситуациям?

- является ли соревнование дружеским, и воспитывает ли оно хорошие отношения между обучающимися?

- помогает ли игра в развитии мастерства, знания, лучшего отношения к обучению? Подходит ли она для ваших целей?

У данного метода есть ряд преимуществ. Он позволяет экономить учебное время в сравнении с традиционными методами обучения. За сравнительно небольшой отрезок времени у участников игры вырабатываются навыки и качества, которые не могут отрабатываться другими методами обучения. Деловые игры способствуют развитию у слушателей способностей к анализу, синтезу, оценке, решению проблем, принятию решений и творчества, а также идеальны для развития способностей к общению и межличностных отношений. Этот метод позволяет проводить контроль знаний участников непосредственно в процессе игры, что позволяет сократить время на проведение специального контроля знаний. По результатам оценки деятельности участников во время деловых игр можно получить достаточно полную картину их профессиональных и личностных качеств, их готовность к руководящей деятельности, к решению практических задач. Такие упражнения имеют самую высокую степень вовлечения обучаемых, что делает их очень эффективным средством для обучения. Если игры, имитации хорошо организованы, то они могут быть средством высокой стимуляции и мотивации, а также приносить большое удовлетворение участникам игры. Участники часто представляют вполне реальные задачи в соответствии с той работой, которую они проделали в процессе игры, имитации и т. д.

Наряду с большим количеством преимуществ деловых игр, имеется опасность использования их неправильно, например, для «развлечения» или «заполнения времени». Если игра или имитация взята из реальной ситуации в учебную ситуацию, она не всегда достигает желаемых обучающих результатов, так как она, например, может быть направлена не на ту целевую группу и т.п.

Лекция. Лекция – это учебный метод в деятельности ИКС, который может быть недостаточно эффективным способом предоставления информации, так как слушатели при реализации этого метода недостаточно активны; содержание лекции ими обычно запоминается плохо; скорость подачи материала контролируется только преподавателем и может не соответствовать разным возможностям восприятия материала слушателей; лекционная работа не годится для обучения навыкам; эффективность применения метода зависит от умений конкретного лектора; использование обратной связи со слушателями, как правило, недостаточно.

Материал можно представлять в виде лекции, если основной задачей сотрудника ИКС является доведение до слушателей информации, которая рассчитана на короткий срок применения или, если группа слушателей слишком большая, чтобы использовать другие методы. Безусловно, лекция может быть и очень действенным методом обучения, когда она хорошо подготовлена.

Существуют способы сделать лекционный материал более значительным и интересным для обучающегося. В процессе планирования лекции очень важно подготовить сопровождающий материал. Он может быть представлен в форме записей для «напоминания» основных аспектов лекции. Другой широко используемый прием – это использование предварительно подготовленных наглядных материалов, которые можно демонстрировать в процессе лекции с помощью специальной проекционной техники.

Другим приемом эффективного применения лекции является ориентирование слушателей на ожидания лектора. Если лекция первая в курсе, модуле или серии лекций, слушатели должны знать, какого поведения лектор ожидает от них на лекции. Желательно, чтобы он в начале занятия сообщил обучающимся, необходимо ли им делать записи во время лекции или такой необходимости нет, так как подготовлен раздаточный материал. Слушатели должны знать, могут ли они задавать вопросы и требовать пояснения по ходу лекции, или для этого желательно подождать окончания заня­тия, где он оставит время на вопросы.

Повышает эффективность лекционной работы сообщение обучающимся плана лекции или их курса в начале лекции. Лектор при этом знакомит слушателей со структурой занятия, рассказывает, какой материал будет раскрыт, в какой последовательности, и какие знания слушатели смогут приобрести, прослушав лекцию или курс лекций.

Во время лекции лектор должен говорить ясно и отчетливо и быть уверен, что его слышат все сидящие в аудитории. Желательно избегать таких недостатков в лекционной работе, как, например, «говорить доске» или «бормотать в свои записи», так как это усложняет слушателям процесс восприятия.

Эффективность лекции также во многом зависит от ясности и простоты изложения материала. Лектору лучше отказаться от использования витиеватых и сложных фраз, а если необходимо использовать сложную терминологию, то потом повторить сказанное более простыми словами.

Одной из основных проблем, существующих в лекционной работе, является снижение внимания слушателей с течением времени. Есть определенные приемы поддержания внимания аудитории:

Личность лектора. Если лектор является интересным, разносторонне образованным, эрудированным человеком, имеет опрятную внешность и заинтересованно излагает материал, это всегда способствует установлению хороших контактов со слушателями и помогает поддерживать интерес к лекции.

Характер изложения материала. Слушателям трудно удерживать свое внимание в течение длительного времени, если лектор излагает свой материал монотонно, не меняя темпа или тона голоса. Чтобы избежать такой ситуации можно использовать следующие приемы:

- говорить особенно медленно и выразительно, когда делаются выводы, заключения и наоборот, использовать более быстрый темп во время комментариев;

- использовать паузы для обозначения завершения изложения отдельного раздела, вопроса и т.п.;

- изменять тон голоса в соответствующих местах, например, завершая фразу или акцентируя внимание на каком-либо определении, формулировке;

- использовать жесты для того, чтобы подчеркнуть важные моменты в лекции и т.д.

Разнообразие действий слушателей. Один из наиболее эффективных способов поддержания внимания аудитории в течение времени – это разнообразие деятельности, которую выполняют слушатели во время лекции. Самый простой способ сделать это – чередование процессов слушания и записывания. Другой способ – это использование на лекции методов активизации обучения, например, обсуждения в небольших группах или «мозгового штурма». Также можно разнообразить лекцию показом слайдов, фильмов, компьютерных материалов.

При завершении лекции лектору важно обращать внимание на такие моменты, как подведение итогов лекции, формулирование выводов. Это очень полезно для слушателей, так как помогает им обобщить, «свести воедино» полученный объем информации. Желательно оставлять 5…10 минут в конце лекции для вопросов слушателей. Необходимо поощрять обучающихся, задавать вопросы. Это не только позволит им прояснить непонятные моменты лекционного материала, но и обеспечит эффективную обратную связь, что очень важно для преподавателя.

Видеофильмы. Учебные фильмы и видеопрограммы могут обеспечить впечатление о жизни, находящейся за пределами учебной аудитории или рабочего места. Профессионально написанный сценарий и снятый фильм может обладать относительно большим обучающим эффектом, чем лекция. Кроме того, видеофильмы могут быть включены в лекционные курсы для иллюстрации материала и для активизации внимания аудитории.

Однако, использование видеофильмов нельзя понимать как простой вариант замены самой лекции или как способ поддержания тишины в аудитории. Одним из практических недостатков применения этого метода обучения является то, что они не могут быть показаны без специального оборудования. Прокат или покупка фильмов могут быть дорогостоящими.

Дистанционное обучение. Одними из наиболее сложных моментов проведения обучения в ИКС является ограниченность времени слушателей, дороговизна обучающих мероприятий, которая связана с большими транспортными расходами, расходами на проживание, питание и т.п. Поэтому информационно-консультационная служба должна изыскивать новые возможности предоставления образовательных услуг. Достаточно эффективным методом обучения в такой ситуации является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, который базируется на использовании традиционных и новых информационных, телекоммуникационных технологий и технических средств.

В основу дистанционного обучения положена целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого со специально разработанными учебными материалами. Большую роль играет преподаватель, который прикрепляется к обучающейся группе.

Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Дистанционная форма обучения позволяет специалистам и консультантам ИКС, товаропроизводителям обучаться и повышать свою квалификацию в удобном месте, в удобное время, в удобном темпе времени, используя имеющиеся компьютерные средства для общения с преподавателем и другими участниками учебных программ, обмениваясь текстовыми сообщениями и по телефону.

Дистанционное обучение предъявляет новые требования к учебным материалам. Основное требование – модульность построения (каждой дисциплине соответствует модуль, дающий целостное представление об определенной предметной области). Учебный материал может чередоваться с вопросами, отвечая на которые, обучающийся контролирует степень усвоения материала и анализирует конкретную рабочую ситуацию. В дистанционном обучении широко применяются гипертекстовые документы, позволяющие экономить время на поиск необходимой информации, лучше усваивать материал благодаря цветному выделению ключевых моментов текста.

Новые возможности представления учебного материала предъявляют новые требования к преподавателю. При этом изменяется его место и роль в учебном процессе. Задача преподавателя пояснять, как лучше изучать материал, консультировать. Ему необходимо знать все модули плана, их взаимосвязь между собой, четко прослеживать все междисциплинарные связи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных