Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Применение средств технической поддержки обучения и консультирования в ИКС




Понятие «Технические средства обучения» определяет для сотрудников информационно-консультационной службы широкий спектр вспомогательного оборудования, используемого для преподавания и консультирования. К числу средств технического обеспечения семинаров, выступлений, демонстраций на местах и им подобных групповых коммуникационных каналов могут быть отнесены традиционные учебные средства, такие как классическая меловая доска и современные, например, такие, как альтернатива последней – электронная доска с телекоммуникационными возможностями.

Успех в информационно-консультационной сфере во многом зависит от умения решать проблемы передачи и восприятия информации, используя комплекс технических средств.

 

 

Человек воспринимает приблизительно:

- 78% – информации посредством зрения;

- 13% – посредством слуха;

- 3% – посредством обоняния, вкуса и осязания.

Что касается объема запоминания, то по результатам спе­циальных исследований, в качестве пороговых значений запоми­наемой информации могут служить следующие:

- 10% прочитанного;

- 20% услышанного;

- 30% увиденного;

- более 50% того, что видим и слышим одновременно.

Иными словами, если мы ведем чисто словесное (вербальное) занятие, то ориентируемся на запоминание 20% информации, если при этом показываем рисунки (целенаправленно используемые), то объем запоминания может превышать 50%.

Таким образом, одновременное воздействие, как на органы слуха, так и на органы зрения позволяет достичь гораздо большего нетто-эффекта восприятия информации (воспринятое за вычетом забытого).

Визуализация информации, зрительные образы помогают пояснять рассказ, по мнению специалистов, с тех пор, как первобытные рассказчики научились жестикулировать и рисовать.

Стимулирование, повышение мотивации аудитории, придание фактам точности, убедительности и понятности, пробуждение интереса, исключение ошибок, возникающих вследствие непра­вильно понятого слова, термина, усиление впечатления с помощью зрительных образов - это важнейшие слагаемые, условия успеха в решении задач обучения.

Рассмотрим особенности использования технических средств обучения на примере основных групп учебного оборудования.

Ведение занятия в классическом стиле (у доски)

Форма занятия – преимущественно монолог, дополняемый записями на доске текста и формул, рисованием графиков, схем.

Возможные осложнения – потерянное внимание слушателей в то время, когда преподаватель выполняет записи, рисунки, повернувшись спиной к аудитории.

Требования к выступающему:

- правильный почерк;

- умение делать записи, не поворачиваясь спиной к аудитории;

- наличие определенных художественных способностей и дизайнерских навыков.

Рекомендации выступающему:

- предусмотреть обязательное ведение записей для группировки сложного материала, фиксации важных комментариев, выделения главных учебных пунктов;

- текст записывать преимущественно большими печатными буквами;

- использовать раздаточные материалы.

В числе достоинств, которые могли бы быть отнесены к любому виду оборудования из числа досок, лекционных блоков следующие:

- возможность, но необязательность предварительной подготовки графических материалов;

- возможность оперативной подготовки сопутствующих иллюстраций.

В числе недостатков следующие:

- необходимость владения оформительскими навыками для подготовки иллюстраций на доске;

- большие затраты времени при подготовке сложных рисунков, схем.

Лекционный блок (Flip Chart, см. табл. 9.3) представляет собой небольшую переносную доску на подставке, предназначенную для записи на широкоформатном бумажном блоке фломастерами текста, формул, рисования графиков, схем,

Белые доски с магнитной поверхностью (см. табл. 9.3) предназначены для записи схем, формул, рисунков специальными цветными маркерами, обеспечивающими достаточно яркое и контрастное изображение, которое, по мере необходимости, может легко стираться с поверхности доски. Записи, подготовленные на такой доске, воспринимаются так же, как и графика, текст на белой бумаге, что способствует повышению эффективности обучения. Модели досок достаточно разнообразны по размеру и могут быть оснащены дополнительными навесными створками.

Навесные створки позволяют существенно увеличить рабочую поверхность и, кроме того, в закрытом состоянии скрывают предварительно приготовленные наглядные материалы.

Электронные доски (см. табл. 9.3) характеризуются следующими основными функциональными свойствами:

- рабочая поверхность белого цвета;

- информация, записываемая на поверхности электронной доски, может быть продублирована на экране подключенного персонального компьютера (или нескольких компьютеров – в сетевом варианте) в реальном масштабе времени;

- записи, сделанные на доске, могут выводиться на печатающее устройство, или копироваться в файловой форме на машинные носители информации, для последующего просмотра, редактирования, распространения по компьютерным сетям, реализации различных форм дистанционного обучения и т.п.;

- в ряде моделей реализована функция поддержки цветных изображений. Таким образом, записи, выполненные на доске цветными маркерами, сохраняются в электронных документах в исходной цветовой гамме.

Электронные копирующие доски (см. табл. 9.3) комплектуются устройством, распечатывающим информацию, написанную на доске, обеспечивая тем самым возможность получения твердой копии раздаточного материала в течение занятия.

 

Кроме того:

- некоторые модели имеют две и более рабочих поверхностей;

- некоторые модели комплектуются компьютерным интерфейсом, т.е. приближаются к полнофункциональным электронным доскам.

Выступление с использованием проекционного оборудования

Зрительные образы, видеоизображения наиболее эффективно воздействуют на эмоциональное состояние аудитории, формируя адекватную реакцию на материалы доклада, лекции, демонстрацию нового продукта или новой технологии. Проекционное обо­рудование, являясь мощным инструментом преподавателя, докладчика, в свою очередь, требует профессиональных навыков в обращении с подобными техническими средствами.

Рассмотрим некоторые общие рекомендация по использованию проекторов любых типов:

- современные модели проекторов способны увеличивать изображение в десятки раз. Чтобы избежать многократного увеличения ошибок, помарок, необходимо предъявлять повышенные требования к качеству подготовленных материалов;

- предварительно, до начала занятия следует определить место в аудитории, где можно пользоваться проектором не загораживая экран;

Таблица 9.3

Основные достоинства и недостатки меловых, белых и электрон­ных досок и лекционных блоков

Наименование оборудования Достоинства Недостатки
Меловые доски недорогое оборудование и невысокая цена мела; не требуется вспомогательное оборудование непригодность к использованию в классах, оборудованных компьютерами или другим оборудованием, чувствительным к меловой пыли; непроизводительные потери времени и отвлекающие от занятия действия при необходимости стирать записи для освобождения места
Лекционные блоки недорогое и долговечное оборудование; мобильность; возможность цветных записей, рисунков; возможность просмотра написанного ранее; отсутствие необходимости стирать записи для освобождения места; пригодность для любых помещений   большие затраты времени при подготовке сложных рисунков, схем; необходимость покупки сменных блоков; трудность восприятия записей большой аудиторией
Белые доски (с магнитной поверхностью) яркость и контрастность оформления иллюстраций, способствующие восприятию информации; возможность использования в качестве экрана; возможность прикреплять магнитами фотографии, рисунки, подготовленные заранее   высокая цена доски; требуются специальные маркеры, очистители
Электронные доски возможность оперативной подготовки, распечатки раздаточных материалов для слушателей, в т.ч. и цветных копий; сохранение информации в файловой форме; возможность использования поверхности доски в качестве сенсорного монитора с реализацией функций пользовательского интерфейса в среде Windows высокая цена доски; требуются специальные маркеры, очистители
Электронные копирующие доски возможность оперативной подготовки раздаточных материалов для слушателей; возможность использования дополнительных ра­бочих поверхностей. возможность для большинства моделей выдачи лишь черно-белых копий; высокая цена доски и термобумаги

 

- не рекомендуется производить смену слайдов при включенном проекторе;

- следует использовать электронную указку, если необходимо указывать непосредственно на экран. При пользовании обычной указкой, помещайте ее на слайд. Во избежание искажений в проецировании, не рекомендуется держать указку над слайдом;

- следует использовать накладку из непрозрачного мате­риала в тех случаях, когда необходимо демонстрировать отдельные фрагменты изображения.

Диапроекторы (слайд-проекторы) (см. табл. 9.5). Являются простейшим типом проекторов. В числе характеристик слайд-проекторов заслуживают внимания следующие:

- современные модели слайд-проекторов имеют автоматическое наведение на резкость, пульт дистанционного управления (ПДУ);

- некоторые модели слайд-проекторов имеют встроенный таймер, позволяющий заранее задавать временные интервалы смены слайдов;

- существуют модели слайд-проекторов со встроенным аудиомагнитофоном;

- для хранения слайдов используется магазин линейного или карусельного типа;

- карусельный слайд-проектор обеспечивает непрерывную демонстрацию заданной последовательности слайдов;

- в некоторых моделях карусельных слайд-проекторов реализована функция прямой выборки слайда;

- модели слайд-проекторов, оснащенные компьютерным интерфейсом, способны воспроизводить эффект анимации.

Эпидиаскоп (см. табл. 9.5).

Это проектор для отображения объектов на непрозрачных носителях, например, иллюстраций, подготовленных на обычной писчей бумаге, фотографий, газет, книг.

Кодоскоп (Overhead Projector или ОНР) (см. табл. 9.5).

Используется для демонстрации изображения, нанесенного на прозрачную пленку. ОНР активно используются с середины 1940-х годов.

 

 

Изображение на прозрачную пленку (Trancparency Film) может наноситься несколькими способами:

- с помощью фломастеров, маркеров;

- подготовленные с использованием компьютерных систем материалы распечатываются на принтере;

- копируются с непрозрачного материала на пленку с использованием фотокопировального устройства.

Существуют рекомендации, ограничивающие количество и размещение текстовой информации на слайде:

- не более 8…10 строк;

- не более 6…8 слов в строке;

- строки текста должны быть строго горизонтальными;

- размер, толщина, форма и цвет шрифта, а также их комбинации оказывают влияние на эффект восприятия. Выделяйте цветом и другими атрибутами фрагменты основного содержания, ключевые слова.

Для определения минимального размера шрифтов, в зависимости от расстояния от экрана до рядов слушателей можно руководствоваться пороговыми значениями, приведенными в табл. 9.4.

Таблица 9.4

Примерные пороговые значения размеров шрифтов в зависимости от расстояния до экрана

Расстояние, м Минимальный размер шрифта, мм
   
   
   
   
   

 

Жидкокристаллические (ЖК, LCD-Liquid Crystal Display) панели (см. табл. 9.5).

Повышенный эффект восприятия информации и концентрации внимания слушателей обеспечивается сочетанием компьютерного и видеоизображения.

В числе разновидностей проекционного оборудования особое место занимает ЖК панель – техническое средство, используемое в комплекте со специальным ОНР, предназначенное для формирования и проецирования компьютерного и видеоизображения на экран. Применяется для воспроизведения как статических объектов, так и динамических: компьютерных видео-клипов, анимации- Может поддерживать дополнительные функции:

- останавливать изображение, как для более подробного изучения необходимых деталей проецируемых объектов, так и для технологических пауз по перенастройке программного обеспечения;

- привлекать внимание аудитории к отдельным фрагментам при помощи функции «указка»;

- использовать функцию «шторки», позволяющую приоткрывать экран в любом направлении для фокусировки внимания слушателей;

- увеличивать фрагмент проецируемого изображения и отображать его на любой части экрана;

- инфракрасный манипулятор типа «мышь» (BatMouse) позволяет управлять демонстрацией из любого места аудитории.

Жидкокристаллический (ЖК) проектор (Liquid Crystal Display Projector) (см. табл. 9.5).

Представляет собой интегральное устройство, содержащее и источник света и ЖК - матрицу.

В настоящее время производятся ЖК-проекторы для формирования и проецирования компьютерных данных, видеопроекторы и мультимедиа-проекторы:

- современные технологии изготовления ЖК-проекторов (DLP, полисиликоновая) обеспечивают точное воспроизведение шкалы серых тонов и уровней цвета, возможность успешного применения в незатемненных помещениях;

- некоторые модели ЖК-проекторов оснащаются варифокальными объективами (Varifocal Lens), т.е. объективами с регулируемой фокусировкой для проекционного расстояния, и масштабирующими объективами (Zoom), позволяющими изменять размер изображения на экране, не меняя расстояния до экрана;

- некоторые модели поддерживают функцию смещения линз и автоматического центрирования проекции на экране;

- некоторые модели комплектуются документ-камерой, или настольной цветной видеокамерой, реализующими функции ОНР и эпидиаскопа;

- некоторые модели поддерживают функцию горизонтальной обратной проекции (Rear Projection), т.е. проекции, получаемой при размещении зрителей и проектора по разные стороны экрана, и функцию вертикальной обратной проекции, позволяющей получать нормальное изображение при креплении проектора к потолку основанием вверх;

- на некоторых моделях предусмотрена возможность подключения одновременно нескольких устройств из числа компьютерного и видео-оборудования.

Таблица 9.5

Основные достоинства и недостатки проекционного оборудования

Наименование оборудования Достоинства Недостатки
Слайд-проектор простота эксплуатации и обслуживания; мобильность требуется предварительная подготовка слайдов; фиксированная для многих моделей последовательность слайдов; используются, как правило, статические иллюстрации; требуется дополнительное оборудование: экран; высокая стоимость и значительные затраты времени на изготовление слайдов.
Эпидиаскоп простота эксплуатации, не требуется предварительной подготовки слайдов; сохраняет исходную цветовую гамму используются статические иллюстрации; требуется дополнительное оборудование: экран;
ОНР легкость и оперативность подготовки материалов; возможность использования иллюстративных материалов в любой последовательности; возможность показа части изображения; возможность использования метода наложения изображений, нанесенных на нескольких пленках используются статические иллюстрации; требуется дополнительное оборудование: экран; каждый способ нанесения информации требует соответствующего типа прозрачной пленки. Известны примеры вывода из строя лазерных принтеров в результате использования пленки с недостаточной термостойкостью
Жидкокристаллическая панель малый вес; возможность подключения компьютерных и видеосистем; формирование изображений, как динамических, так и статических объектов. требуется дополнительное оборудование: компьютер, ОНР, экран; частично поглощает проходящий свет; требовательна к мощности светового потока ОНР (не менее трех-четырех тысяч люменов); эксплуатируется в затемненных помещениях.
ЖК-проектор возможность демонстрации видео- и компьютерного изображения; портативность и мобильность; возможность использования в незатененных помещениях сравнительно высокая цена; основное поддерживаемое разрешение – VGA-XGA; невозможность продолжительной непрерывной работы.
Видеооборудование облегчает изучение реальных событий и объектов в динамике, в реальном масштабе, не нарушая целостности занятия; пригодно для анализа ситуаций, учебных и демонстрационных упражнений необходимо затемнение; ограниченная численность аудитории

 

Видео-проектор, видеомагнитофон, телевизор (см. табл. 9.5).

Многочисленные исследования подтверждают положительное воздействие видеофильма на аудиторию. Кроме того, фильм оказывает положительное сглаживающее воздействие с точки зрения успеваемости группы в целом.

Не рекомендуется растягивать показ фильма на целое занятие. Сюжет должен ограничиваться представлением конкретной ситуации и органично интегрироваться в содержание занятия. Как правило, фильм показывают в конце занятия, но в ряде случаев целесообразно внедрить показ фильма ближе к началу занятия: при данном варианте, как правило, отпадает необходимость объяснения материала, продемонстрированного в фильме.

Методическая ценность видеофильма особенно ощутима для понимания сложных тем, изучения реальных событий, биологических и технических объектов.

Кроме перечисленных, активно используются проекторы и других типов:

- видеоимиджер (Videolmager);

- трехлучевой проектор (Cathode Ray Tube Projector);

- светоклапанный проектор (Light Valve Projector);

- видео-стена.

Организация учебной аудитории

1. Замкнутая схема расстановки рабочих мест по периметру лицом к центру.

Преимущества:

- все места можно рассматривать как равные, т.к. трудно определить, где находится наиболее важная часть стола;

- позволяет принять участие в обсуждении большому количеству участников;

- способствует развитию дискуссии, формированию единой команды, приобретению навыков по ведению переговоров, встреч, ролевых игр;

- позволяет регулировать «разделение» сторон изменением расстояния между столами.

Недостатки:

- затрудняет непосредственный визуальный контакт между участниками;

- ограничивает применение технических средств.

2. Разомкнутая схема расстановки рабочих мест по периметру лицом к центру (в виде русской «П» или латинской «V»).

Преимущества:

- позволяет преподавателю быть внутри группы, аудитории, для облегчения контроля и оказания индивидуальной помощи участникам;

- обеспечивает решение проблем при активной роли преподавателя;

- обеспечивает возможность применения основных групп технических средств.

Недостатки: затрудняет непосредственный визуальный контакт между участниками.

3. Схема расстановки рабочих мест параллельными рядами.

Преимущества:

- позволяет преподавателю быть в центре внимания группы, аудитории;

- обеспечивает решение проблем при активной роли преподавателя;

- обеспечивает возможность применения основных групп технических средств.

Недостатки:

- существенно затрудняет непосредственный визуальный контакт между участниками.

4. Допустимые схемы расстановки и требования к организации рабочих мест с персональными компьютерами (ПК):

- рабочие места с ПК преимущественно должны располагаться по периметру помещения, вдоль стен. Допускается центральная расстановка столов с ПК. В этом случае, столы размещаются посередине помещения в два ряда без разрыва, а видеотерминалы (ВДТ) тыльными сторонами обращены друг к другу, при этом расстояние между боковыми поверхностями соседних ВДТ должно быть не менее 55 см;

- помещения должны быть оборудованы одноместными столами, предназначенными для работы на ПК;

- рабочие места должны располагаться на расстоянии:

- от стен с оконными проемами – не менее 1,5 м;

- от стен без оконных проемов – не менее 1,0 м;

- рабочие места по отношению к световым проемам должны располагаться таким образом, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева;

- для обеспечения нормируемых уровней освещенности работа на ПК должна осуществляться при зашторенных окнах и искусственном освещении;

- стол преподавателя с ПК, оснащаемый, при необходимости, дополнительными тумбами-приставками для размещения видео-проектора (LCD-проектора) и принтера должен устанавливаться на подиуме;

- цветной демонстрационный телевизор следует располагать слева от экрана видео-проектора или классной доски и монтировать на кронштейне, при этом расстояние от экрана телевизора до рабочих мест учащихся варьируется в зависимости от размеров экрана, но как правило должно быть не менее 3,0 м.

Подводя итог, можно утверждать, что применение технических средств обучения способствует повышению эффективности труда преподавателей и консультантов. Наряду с этим следует отметить, что не может существовать самого лучшего технического средства. Каждая из рассмотренных групп имеет и свои преимущества и недостатки. Максимальной эффективности необходимо ожидать не от собственно технических средств, а от их правильного использования, в первую очередь, с методической точки зрения.

По мнению специалистов, не следует пренебрегать ни испытанными традиционными, ни современными высокотехнологичными и многофункциональными техническими средствами обучения. Важно следить за тем, чтобы достоинства того или иного вида оборудования не вступали в противоречие с условиями его применения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных