Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО — ДЛЯ ВСЕХ 2 страница




С 1907 по 1914 годы Рерих много работает в области декорационного искусства. Однако и здесь выявляется его великое своеобразие творца: он не может ограничить свой дух узкими рамками театрального искусства. Он создает образы переживаний, рожденных в нем определенными пьесами; не углубляясь в саму инсценировку, он творит самостоятельные произведения — картины. И все же Рерих удивительно умеет интерпретировать творческие замыслы писателя и композитора. Он истинно гениально понял стихийный пафос "Валькирии" Вагнера, древнюю поэтичность "Трагедии Иуды" Ремизова, сказочную нежность "Снегурочки" Римского-Корсакова, поставленной Парижской оперой, и, наконец, "Князя Игоря" Бородина, которого привез в Париж Дягилев. Последнюю тему Рерих вскоре повторяет в новом мастерском произведении и в совсем иной, яркой тональности и духовной наполненности. В 1909 году Рерих создает эскизы к "Псковитянке" Римского-Корсакова. Затем, в содружестве со Стравинским и Дягилевым, — чудесный древнеславянский балет "Весна Священная", свою, быть может, самую музыкальную, декоративную, наполненную экстазом работу, расцветающую всеми красками и ликующую гимнами свежих ветров. Великим творческим вдохновением насыщены и дальнейшие эскизы — к "Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега, "Пер Гюнту" Ибсена, "Тристану и Изольде" Вагнера, "Принцессе Мален" и "Сестре Беатрисе" Метерлинка.

В этих эскизах Николая Рериха выявляется удивительно широкий и многозвучный творческий размах, способность истинно вживаться как в славянскую историю и праисторию, в испанский схоластический фанатизм и романтику, так и в германские героические сказания и скандинавскую суровую величественность, а также — в бельгийскую мистику, овеянную народной лирикой.

Создавая эскизы оперных или балетных декораций, Рерих свободно предается вдохновению звуковой стихии. Он сам говорит о себе так: "Прежде, чем я пишу декорацию, я заранее знакомлюсь с музыкой и драмой. Когда я усвоил главенствующую идею, я стараюсь выразить в картине ту же идею и одухотворенность, которые композитор высказал в музыке и автор либретто — в словах. Я творю в согласии с музыкой; и, так же как композитор избирает тон, в котором он пишет свой мотив, так я избираю тон цвета или, если можно так выразиться, — ведущий цветовой мотив, который ложится в основу всей декорации". Именно поэтому в "Валькирии" Вагнера он дает густую, насыщенную, царственную цветовую гамму, в "Весне Священной" — цветущее звучание золотистого, голубого, пронизанного светом радости и свежести.

Одновременно с эскизами декораций Рерих создает сюиту картин "Викинг" и "Варяжское море" — поэму о древних морских бурях и голубой тишине — и затем — сцены из индийских мифов. Но наряду с этим Рерих вновь возвращается в сказочную русскую древность, на этот раз туда, где торжествующая радость и улыбка, где свобода и простор, где теряются понятия пространства и времени, где Русская земля во всем своем весеннем блеске и расцвете, во всех оттенках и полутонах, и где переплетаются нежность и суровость. Это земля паломников и кочевников, край духовных исканий и глубокой духовной жажды. "Ункрада" (1909) — росистым утром, по холмам, принаряженным веселыми цветами и весенними, юными березками, между голубых озер неторопливо идет девушка, сердце которой полно еще неведомых ей, грустных томлений. "Небесный бой" — в высотах неба для великой битвы собрались мрачные темно-синие тучи, внизу беспомощные, утопающие в весеннем половодье, хижины на сваях. И далее — иные сцены из древней, чудной страны: "Звездные руны", "У дивьего камня неведомый старик поселился", "За морями — земли великие". Затем — череда "атавистических картин" с удивительным проникновением в психологию древнего человека, пейзажи Финляндии, Кавказа.

В тот же период Николай Рерих, продолжая свои религиозные искания, работает над иконами и достигает в этом деле большого мастерства, как в колорите, так и в композиции. Именно в иконописи в течение веков выражались сокровенные устремления христианского русского народа, его тяга к красоте и святости, и Рерих с большим рвением и энтузиазмом, в своем своеобразном видении, возрождает эти удивительные глубочайшие древние образы. Как мастеру, украшающему храмы, ему принадлежит выдающееся место среди художников религиозного направления — Нестерова, Васнецова, Врубеля и Рябушкина. В 1907 году Рерих пишет иконостас для женского монастыря в Перми. Ранее Рерих уже участвовал в начинаниях, проводимых в Талашкино, в имении известной в русских художественных кругах княгини Марии Тенишевой, возрождающей подлинный славянский мир красоты. В свои мастерские прикладного искусства и школу она приглашала многих выдающихся русских художников и одаренных народных мастеров. С 1911 по 1914 годы Рерих создает в Храме Святого Духа в Талашкино свою величественную эпопею — "Царица Небесная над Рекой Жизни", работая с великим воодушевлением. В центре росписи Богоматерь, вокруг которой "вырастают великие небесные города, охраняемые полками Ангелов; молитвенно к Ней обращены сонмы Святых; выше Ее шествие Пророков, поклоняющихся Кресту". Эта широкая, богатая символами композиция захватывает зрителя торжественным религиозным пафосом симфонии красок и созвучий. В середине фрески — белое, золотое и зеленое, желтое и розовое, нигде нет грустных, затемненных тонов древних икон. И белую Мадонну и святых окутывает духовный свет и духовное сияние. Византийски восточная Богоматерь словно вырастает между светлыми окнами — могущественная, невыразимо прекрасная; святые, собравшиеся у ее ног, в сравнении с ее вселенской духовной царственностью, наполняющей пространство, кажутся столь малыми, земными цветами, хотя и по-своему совершенными.

Рерих создает фрески, мозаики, иконы и для других храмов. Он пробует себя и в зодчестве: за проект часовни Святого Сергия в Скерневищах получает государственную премию.

Таким образом, Николай Рерих все больше углубляется в духовные искания. Он — странник неведомых путей. Все берега и края он изведал, все просторы и широкие дали исходил, к душам людским прикоснулся, до высот тишины духовной поднялся, созерцал видения и битвы стихий, повсюду искал чудо-цветок голубой, папоротниковый цвет, птицу огненную, чтобы запечатлеть их земными красками и линиями. Так постепенно перед взглядом мастера раскрываются покровы и спадают облачения феноменального мира, пока все его сознание не переполняет тихий, тонкий трепет истинного бытия. И так увиденное вновь обретает плоть в картинах — эмблемах, знаках и символах.

Истинно, достойны изумления вселенская, бесконечная тональность духа Рериха, широкие горизонты и многообразные грани его души, многозвучность его художественного гения. Каждой новой работой он несет новую идею, новый прием и форму, всегда — нечто невиданное, неповторяемое. Общепринятые представления и масштабы не для него, Рерих прекрасен в своем мастерстве, во все возрастающей деятельности и жизненности. Так и краски на его палитре с каждой новой картиной расцветают заново, не повторяясь, но рождаясь и обогащаясь по ходу работы.

Наряду с великим богатством образов и идей, весьма многообразны и художественные средства выражения мастера. Он писал как масляными красками, так и акварелью и пастелью, гуашью, в последнее время перешел на темперу, наконец — много рисовал (как для книжных иллюстраций, так и для фресок, мозаик, резьбы по дереву, керамики, для вышивки по тканям и др.). Спектр стилистических средств выражения простирается от реализма до фантастики, от тяжести земли до хрупких контуров духа, и так же меняются и способы выражения каждой творческой задачи.

Постепенно созревая, совершенствуясь, Рерих в своих работах приближается к великому художественному синтезу. Его существо кристаллизуется, утончается с обретением духовного опыта, внутренним зрением он созерцает идеи и видения, доступные только просветленным глазам.

Первый период художественного творчества Николая Рериха неразрывно связан с удивительным миром древности. Однако вдыхая жизнь в прошедшее, Рерих не застывает в нем, не копирует его. С каждым годом все больше через призму прошлого он начинает всматриваться в будущее. Прошлое для него становится фоном, на котором он изображает красоту грядущего. В древних хранилищах человеческой эволюции он нашел прекраснейшие цветы, чтобы преподнести их будущему.

В дальнейшем Рерих все больше обращает свои мысли в грядущее. И благороднейшее наследие прошлого он берет с собой в чудесное будущее человечества, одухотворяет его возвышенными ритмами завтрашнего дня.

Незадолго до мировой войны Николай Рерих представляет общественности свое новое прозрение — цикл пророческих видений. Своим искусством Рерих в полной мере воплощает мысль, что художник должен быть не только мастером цвета и звука, но и человеком прекрасного духа, гармонической и этической личностью и — провидцем. Истинное искусство по своей сути является пророческим, каждым своим элементом оно зажигает и очищает сердца человеческие, ведет их к лучшему будущему, провидит грядущее и указывает пути, как в жизни созидать царство чистой гармонии. В его картинах говорят библейские пророки Амос и Исайя, его устремленными в Новый Мир ритмами пророчествует Иоанн Креститель — этот глас вопиющего в пустыне, пролагающий пути Господу, могучий пустынный лев, который в действительности нежнее полевой лилии.

Начиная с 1912 года в картинах Рериха мы ощущаем удивительную, щемящую боль ожидания, которая обращается в пламя скорби накануне мировой войны. Перед зрителями предстает ужас и предупреждение человечеству о грозящей всемирной катастрофе и безумии народов. В 1912 году Рерих создает картину "Меч мужества": "пламенный страж приносит меч мужества к твердыням вознесшегося на горе замка, у врат коего спят нерадивые стражи". "Ангел последний" — суровый судья, вестник "Dies irae"[3], с мечом в руке, среди пламенных облаков над объятой огненной стихией землей. Работа создана с таким пророческим вдохновением, что приходится изумляться реальной убедительности и жизненной силе предсказанного. Еще больше поражают картины, написанные за несколько месяцев до начала войны. "Град обреченный" — гордый, могущественный город окружила своими жуткими кольцами гигантская змея. "Зарево" — над городом стоит кровавое пламя, клубится удушливый дым. "Дела человеческие" — над руинами разрушенного города, на утесе мудрецы указывают на трагические последствия людского безумия. Наконец, "Короны" — три короля клянутся на мечах, но высоко в небесах уже улетают три розовых облака — короны, символы столь гордых тогда империй.

Когда мировая война заполыхала всеми огнями ненависти, Рерих, в противовес разрушительным и отрицательным силам, создает ряд картин, где властвуют положительные и творческие начала, возрождение и исцеление. Эти полотна наполнены ожиданием мира и блага гармонии. Как человек пророческой натуры, Рерих живет в будущем, так, во время разрушительной, свирепой войны он начинает создавать цикл "Heroica", свой Новый Мир, овеянный героическим духом. Его работы обретают еще большую торжественность и возвышенность; независимо от того, изображена ли на них природа или мир древних сказаний, они отражают чувство значительности переживаемой эпохи.

Прежде всего отметим цикл легенд, где Рерих воскрешает радостную, боговдохновенную, космическую жизнь среди древней природы, когда святые — небесные посланники — приходили страдать вместе с людьми, принося благозвучие и синтез своего духа. Там святой Прокопий благословляет неведомых путников или отводит каменную тучу от города, над которым нависла угроза. Великая гармония внутреннего спокойствия исходит от молитв Прокопия, и кажется, что вместе с ним молятся зеленые просторы, холмы, речные заводи. "Три радости" — народное сказание о добром и потому счастливом хозяине, у которого на солнцем залитых окружающих взгорьях святой Илья рожь зажинает, святой Егорий стережет коней, а святой Никола коров пасет. Рерих создал здесь чудную идиллию, крестьянский двор, который благословляют небесные гости достатком и красотой. Созвучно этой картине полотно "Св. Никола", где святой подвижник, удалившись из храма, выходит на летнее солнце посмотреть, хорошо ли людям на земле и не нуждаются ли они в помощи. "Св. Пантелеймон-целитель" на холмах в бодрых лучах восходящего солнца собирает целебные травы.

В это же время Рерих создает несколько картин, в которых выражается его радость небу, небесным письменам, игре лучей солнца. Подобный углубленный подход к просторам неба, к его стихиям он разработал еще ранее, в полотнах "Небесный бой", "Облака", "Звездные руны" и других. Но как истинный певец динамики природы, воспринимающий пульсацию стихий, художник неизменно возвращается к теме пространственных явлений, воспринимая их в космической мощи и таинственности, обрамляя великими символами и образами. Его облака так часто напоминают фантастических живых существ, подобным образом он одушевляет и камни, и скалы. В картинах Рериха военного времени — "Знамение", "Стрелы неба — копья земли", "Ковер-самолет", "Веление неба" и других — облака своей формой, бесконечными вариациями оттенков цвета нередко кажутся знаками, вестями или отблесками другого, более тонкого мира.

По мере того как искусство Рериха расцветает в художественном полнозвучии и духовной насыщенности, растет и его популярность. В 1909 году Российская Академия художеств присуждает ему звание академика, и многие другие организации, как в России, так и за рубежом, избирают его своим почетным членом. Имя Рериха завоевывает сердца многих ценителей искусства. Его произведения находят приют почти во всех главных музеях Европы. Выставки его картин путешествуют по крупнейшим городам Европы, центрам искусств, начиная с Парижа, Рима, Венеции и заканчивая Брюсселем и Лондоном. Следует отметить, что Рерих проявил себя и как хороший коллекционер: путешествуя, он собрал около 300 голландских и фламандских произведений искусства.

Во время Февральской революции Рериху предложили пост министра по делам искусств; он разрабатывает проект Свободной Академии художеств. Но в скором времени, в водовороте событий, он лишился части своих картин и средств и с трудом выехал в Финляндию, где бывал еще до революции. Но его энергия неиссякаема. Он все так же творит и развивает великий, благой мир красоты духа. В 1918 году открывается его выставка в Стокгольме, затем — в Копенгагене и в Гельсингфорсе. Наконец, в мае 1920 года через Норвегию Рерих едет в Лондон и устраивает там выставку. Восторженные поклонники приглашают Рериха во многие другие страны. Но страной его устремления является Америка. По приглашению Художественного института Чикаго Рерих с неясной надеждой в сердце направляется через Атлантический океан в Новый Свет. Его выставка в Нью-Йорке имеет небывалый успех. Также и последующее путешествие по сорока городам Америки и лекции Рериха об искусстве находят восторженные и деятельные отклики. Постепенно мир образов Рериха глубоко врастает в сознание энтузиастов искусства, которые собираются вокруг него. По его декорациям и эскизам костюмов оперный театр Чикаго ставит "Снегурочку". Также при содействии Рериха учреждается международный художественный центр "Cor Ardens"[4]. Но главное поле его деятельности раскрывается в Нью-Йорке. Тут он закладывает фундамент для своих величественных замыслов, о которых речь пойдет позже.

В Америке творческая личность Николая Рериха раскрывается в величайшем полноцветии. Проясняется и усиливается восприятие красоты, его глаз созревает для духовного синтеза. Художник не останавливается на отдельных мелочах, все элементы он объединяет в космическое действо, в органическое явление. Великая, одухотворенная песнь гармонии звучит в картинах Рериха.

Рерих все более проникает в недра внутреннего мира — мира духа, где все отражается и окрашивается в ином свете, он созерцает "вещь в себе", все его формы отзвучат на музыку бытия.

"Мощь искусства — в его благой интуиции, — пишет Рерих в одном из писем. — Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. …Придите. Берите. Стройте… И глаз мой вперед обращен… Но как же перейти от ступени нашего современного слабого глаза к ощущению космической правды? …Вся жизнь полна великими знаками".

После мировой войны Рерих особенно проникновенно обращается к Востоку, к стране интуиции и духовных исканий, Индии, средоточию глубин мысли и чуткости, где человек вечно стремится узреть за видимыми знаками земли высшую истину, великий АУМ, ведущий к незримым высотам. Восток он воспринимает как страну великой изначальной мудрости, реформаторов религий человечества, страну пророков и жаждущих истины.

Восток, который пытается постичь все явления всеобъемлющим знанием сердца, чувствознанием, привлекает Рериха своим громадным духовным опытом — ведь и сам Рерих всю жизнь был пророком чистого, пылкого сердца. Восток его манит и священным голосом безмолвия, этой сокровенной мелодией красоты глубин духа, открывающей врата к абсолютной истине. В такой тишине духа и сам Рерих несчетное множество раз испытывал великое чудо творчества.

Именно духовное прикосновение к миру Востока позволяет нам постичь тайну, каким же образом Рерих смог столь тонко прочувствовать атмосферу Индии еще задолго до того, как ступил на ее землю. Рабиндранат Тагор в 1920 году в Лондоне, посетив мастерскую Рериха, был изумлен реальностью, с которой он отражал дух Индии в своих полотнах.

С другой стороны, ведь в самой психологии и религии русского народа встречается немало восточных элементов. Позже, путешествуя по монастырям Тибета и священным местам Индии, Рерих нередко удивлялся, наблюдая привычные для славянской земли формы культов, одеяний, обычаев. И в своей духовной жажде русская душа соприкасается с душой восточной. И русский человек в духовном преклонении говорит о Белых Горах, где живут мудрецы, о Беловодье, о подземных городах. Русская земля ведь по сути Евразия — перекресток двух могущественных культур — Востока и Запада, и, возможно, их синтез — в будущем.

К чудесной, дивной восточной цветовой гамме кисть Рериха прикасается еще в 1906 году, при работе темперными красками. "Девассари Абунту с птицами" — девушка в индийском храме, украшенная золотыми браслетами, вокруг нее поют сказочные райские птицы. В 1916 году он создает полотна "Мудрость Ману" и "Граница царства". На вершине горы стоит величественный благородный юный царь, вокруг него вельможи и мудрецы. Перед ним бескрайняя симфония горных хребтов, мерцающая и переливающаяся розовыми полутонами, а дальние границы покрывает сине-фиолетовый туман. Так нет предела жажде новых осознаний, и над тем, что изведано, неизменно встают кряжи и дали неизведанного.

Восточное духовное мировосприятие заложено и в сюите из семи картин 1917 года "Heroica": здесь полотна "Клад захороненный", "Святой огонь", "Ждущие" — женщина, тихо сидящая в ожидании великого чуда, которое должно прийти.

Тоска женщины по чему-то возвышенному, небывалому, что увлекло бы ее и спасло человечество, тихо струится и в других картинах того времени. "Cor ardens" — женщина у окна замка смотрит вдаль на далекую лодку на озере. Вся она — как белое пламя, устремленное к мерцающим водам. "Властитель ночи" — женщина в шатре, стоя на коленях, смотрит в открытый проем, где простираются голубые дали. Может быть, она тоже охвачена ожиданием высшего озарения или же тоскует по часу, который принес бы ей духовную и социальную свободу?

"Сон Востока" — над просторами вод возвышается исполинская, в зеленых оттенках, голова с монгольскими чертами, глаза ее закрыты. Перед ней холмы с редкими деревьями, вода и небо окутаны предрассветной золотистой мглой. Это — Азия, которая, кажется, еще спит, но уже ощущается восход солнца, час пробуждения близок — она еще видит сны о своем великом будущем, но веки ее уже начинают приподниматься.

Среди работ того времени вновь появляются сцены из русских легенд и жизни святых. Полотно "Corona Mundi" напоминает иконы времен Ренессанса, на нем двое святых: женщина держит в руке венок — символ вдохновения красотой, а мужчина — маленький храм, знак воплощения красоты в конкретных формах. Эта картина, находящаяся в Музее Рериха в Нью-Йорке, выражает суть основанного им учреждения, носящего то же название. "Зов колокола" — здесь Псков со своим созвучием колокольного звона, храмами и строениями, а над ними — искрящийся свет солнца. "Св. Тирон находит стрелу, посланную ему с неба" — весть из дальних миров. "Святые Гости" — лодочник переправляет через озеро двух святых, из монастыря вышли встречающие, также отмеченные ореолом духа. Темно-фиолетовые и синие краски, лучи света пробиваются сквозь облака, отражаются в воде. Неземная ясность в пространстве, во всем, здесь присутствующем. Далее — "Книга голубиная", воспетая в замечательной русской народной поэзии. В этой божественной книге жизни — смысл всей Вселенной, возникновение человека и его будущее. Вокруг этой книги, упавшей с неба, собрались цари, князья и весь православный люд, но никто не может ее прочесть.

Впоследствии создаются новые циклы картин, одни лишь названия их дают представление о горизонтах духовного подвижничества, к которым устремлен художественный поиск Рериха.

Убедительными и полными экзотики штрихами созданы картины 1920 года: "Песнь утра", "Песнь водопада", "Язык птиц", "Жертва", "Мечты мудрости" и другие, посвященные Вечной Женственности — женщине, которая своей глубокой интуицией воспринимает суть всех вещей, слышит голоса воды и деревьев, понимает язык птиц и цветов.

Свое уважение к женщине и веру в ее будущее Рерих выразил в картине "Вестник". Женщина открывает врата храма и изумленно застывает пред высшим вестником, пришедшим издалека. Через открытые врата струится предрассветный свет, в пространстве благая бодрость. Вестник принес женщине весть о ее новой, великой миссии. Женщине предстоит открыть врата духовного святилища Нового Мира. Женщина призвана пробудить сознание человечества к миру и братству. Фиолетовые краски картины символизируют духовность, так у Рериха каждое движение кисти идейно оправдано.

Воображение Николая Рериха, чуткое к красоте, часто воспринимает череду явлений в их космической последовательности, поэтому он охотно пишет картины циклами. Такой цепью видений, данных в хроматических цветовых гаммах, является "Sancta" — серия из жизни святых отшельников. Синие, фиолетовые, пурпурные и золотые цвета усиливают возвышенное, одухотворенное впечатление. "И мы трудимся", "И мы продолжаем лов", "И мы не боимся" — здесь запечатлены достигшие высшей степени дружелюбия даже по отношению к медведю и всей природе; "И мы открываем врата" — дух должен изливаться в мир, и мир должен приходить в гости к наследникам духа; "И мы несем свет" — из храма пустынники выносят зажженные свечи; "И мы видим" — взгляд Величественного Учителя, который все видит, перед образом его застыл отшельник.

Серия "Мессия" — пророческие древние сказания, где соприкасаются невыразимые в слове религиозные устремления всех народов. "Легенда" возвещает, что Мессия явится на белом коне с сияющей звездой в руке, как с мечом. На картине человек, читающий священное писание, а в облаках утренней чудной, золотисто-зеленой зари видна белая фигура всадника и справа от него — яркая комета. В картине "Чудо" персонажи ее, склонившись в великом богобоязненном почитании, ждут прихода Мессии. Он сам еще не виден, но яркий свет Его ауры, как ослепительное сияние солнца, восходит над темным холмом. На некоторых картинах Рерих изображает появление Мастера: "Сам вышел", "Fiat Rex". Его, в великом сиянии духа и красоты, могут узреть лишь немногие, те, кто сами облачились в белоснежные одеяния духовности. Образы, в которых тоска по Мессии — Майтрейе отражается в сознании Азии, ее сильные, но сокрытые проявления, Рерих изображает позже в своих гималайских картинах. В Гималаях вокруг облика будущего Владыки Мира сплетаются легенды, там на недоступных высотах высечен барельеф Его, там Ему посвящены храмы.

Вершин своего широчайшего, "симфонического" творчества Николай Рерих достигает в картинах, посвященных Гималаям и Тибету (после 1924 года). В работах послевоенного времени Рерих касается высших планов эволюции духа, образов легендарных духовных подвижников и святых, снисходит и к тем, чьи сердца жаждут духовного огня, в чьей жизни уже началось великое, все преображающее чудо, а в душе и плоти звенят пасхальные звоны Нового Мира. И все же эти работы кажутся только возвышенной прелюдией. Как Вагнер от богоискателей и паломников в "Тангейзере" и "Лоэнгрине" вырастает до апофеоза высот "Сумерек Богов" и "Парсифаля", как Бетховен в своей Девятой симфонии жаждет искусством обнять весь мир, утвердить свет и братство в основах человеческого бытия, так и Рерих стремится развить полифонический синтез красоты духа.

Ныне Николай Рерих творит свой духовный мир на фоне надземных, величественных горизонтов Гималаев. Во время своего путешествия по Азии он зрит вершины этого "жилища богов" лицом к лицу, он проходит по земле, где, согласно сокровенным представлениям народов Азии, пребывают высочайшие Герои Духа, где сам воздух насыщен священной мечтой и дух человеческий сквозь шлаки жизни, словно безудержное пламя, рвется ввысь.

Николай Рерих так описывает величие Гималаев, воспетых им в несчетных живописных поэмах:

"Всюду вспомнят неповторенную красоту Гималаев. Наш путь шел от Гималаев и обратно к ним. Величествен Каракорум и ледяное царство Сассера. Прекрасен Куэнь-Лунь. Фантастичен Тянь-Шань — Небесные горы. Широк кругозор Алтая. Декоративен Наньшань. Суров Ангар-Дакчин. Но все это только пролог перед невыразимым величием Гималаев.

В Гималаях кристаллизовалась великая веданта. В Гималаях Будда вознесся духом. Самый воздух Гималаев пропитан духовным напряжением — истинная Майтрейя Сангха".

Мы можем чувствовать, где сам Рерих обрел свои высшие, одухотворенные вдохновения, читая в другом месте его слова:

"Все народы знают, что место Святых людей на горах, на вершинах. От вершин откровения. В пещерах, на вершинах жили Риши. Там, где зачинаются реки, где вечные льды сохранили чистоту вихрей, где пыль метеоров приносит от дальних миров доспех очистительный, — там возносящие сияния! Туда стремится дух человеческий. Сама трудность горных путей привлекает. Там случается необычное. Там мысль народная работает кверху".

Так же как в тишине высочайших прозрений на склонах Гималаев воедино сливаются все духовные потоки и течения, так в искусстве Рериха отражаются сокровенные мечты лучших представителей всех великих религиозных систем. Рерих идет сквозь духовную эволюцию человечества, через его религии и культуры, идет как ясновидец, как знающий и пророк. Поэтому, созерцая его произведения, мы наполняемся чувством истины, точности передачи типа эпохи и внутреннего мира изображаемого. Это и есть величественная Живая Этика, в священном свете отражающая все положительное в основах религий, Этика, которую Рерих утверждает картинами, статьями и всею своею жизнью.

В первой серии гималайских картин "Знамена Востока" Рерих изображает в основном великих религиозных реформаторов, божественных личностей и пророков: "Чаша Христа" — Христос в саду Гефсиманском; это полотно — чисто духовное, просветленное, в нем нет ничего земного. Фигура Христа обращена к Ориону — будущему, вокруг — южная ночь в фиолетовых, синих, зеленых тонах. "Знаки Христа" — легенда из "Криптограмм Востока": Христос встречается в пустыне с Россулом Мориа и чертит на песке пророческие знаки: все на нашей планете достижимо только путем эволюции, храм человечества возводится "руками и ногами человеческими". Фигура Христа проста, даже нежна, он — Сын Человеческий. Если европеец знает Христа по Священному писанию, то сердце Азии познало его по несчетным легендам и апокрифам, передаваемым из поколения в поколение. И буддисты и последователи ислама гордятся, что среди них был великий Учитель Любви. (См. статью Рериха о легендах Азии в книге "Твердыня Пламенная".)

"Святой Сергий-Строитель" — среди заснеженных холмов, голубых сосновых лесов строит он часовенку. В этом одиночестве друг у него — медведь. К образу величественного духа, Строителя Земли Русской, обновителя русской духовной культуры все более устремляются внутренние искания Рериха. И в своих очерках он описывает великий подвиг жизни этого истинно Святого, его самоотверженное стремление возвысить жизнь народа, его боговдохновенную, деятельную любовь, перед которой каждый должен склонить голову. И в ряде других картин он останавливается на жизни Сергия. "Мост славы" (1923) — Сергий идет к своей часовне на горе, созерцая северное сияние, сверкающее величественными огнями, которое предвещает о грядущем духовном мосте, соединяющем небо и землю. На одной из новых картин, которая находится в Белграде, — "Terra Slavonica" — изображен монах, смотрящий вдаль на славянскую землю, на города и селения, реки и шумящие леса. Над монахом — колокол. Это колокол Святого Сергия, который уже однажды призывал к объединению. Теперь он молчит, но, быть может, скоро зазвучит и вновь станет будить сознание русского народа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных