Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО — ДЛЯ ВСЕХ 4 страница




Рерих зовет внести в повседневный быт образы истинного искусства или хотя бы репродукции гармоничных произведений. Он также убедительно подчеркивает большое значение прикладного искусства и рукоделия. В будущем все вещи, создаваемые ремесленником, будут и произведениями искусства. Тогда быт и искусство станут едиными.

С другой стороны, если не все способны создавать прекрасное в прямом смысле слова, то все же каждый может сознавать прекрасное и воплощать его в своих мыслях. И, согласно убеждению Рериха, "очень часто создание мысленное гораздо выше выраженных при посредстве внешних средств искусства". В основе всего сущего, по его мнению, заложена творческая мысль. Потому мы столь ответственны за качество своих мыслей. Нам надо мудро пользоваться мыслью, как величайшей созидающей силой. Нам надо очищать и гармонизировать свою мысль. "Мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении, и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем Космосом…

В самопожертвовании, в творении бескорыстного создания красоты, на котором мы сосредоточим высшую духовную силу, мы станем истинными сотрудниками Вышнего".

Своей творческой, глубокой мыслью мы становимся созидателями в высших, более тонких сферах, вступаем в сотрудничество с Беспредельной Красотой, вся наша жизнь начинает звучать возвышенным ритмом, окрашивается духовными красками и отблесками. "Из этого чувства Прекрасного рождается и благородство духа, постоянное творчество, героизм и подвиг". К вратам истинной красоты может привести только одеяние ежедневного подвига — такова настойчивая мысль Рериха. Надо созвучать всей великой жизни. Цвести всей жизнью. Сиять всеми цветами радуги — чисто и благородно.

"Украсить, улучшить, вознести жизнь — значит пребывать в добре. Всепонимание, и всепрощение, и любовь, и самоотвержение создаются в подвиге творчества".

Поэтому Рерих так подчеркивает великое, существенное значение творчества во всех выявлениях нашей жизни, ибо его дыхание одухотворяет каждый наш шаг, придает высшее, благороднейшее качество нашим деяниям и плодам их. Оно спасает нас от застывшей стандартизации и шаблонности. Ему сопутствует настоящее чудо: являясь истинными созидателями на материальном плане, мы нежными, тихими вибрациями камертона перенастраиваем свою душу на лад духовности. Вот почему Рерих без устали призывает зажечь и развить огонь творчества в детях уже с первых лет жизни. Оно должно лежать в основе всех интересов ребенка и учебных предметов школьника. Ребенку надо войти в величественные врата жизни как истинному творцу, с поднятой головой и сознательным взглядом, ему надо научиться обращать в благозвучие все стихийные потоки жизни, и если он не всегда станет художником, то облагородит красотой свое жилище, одеяние и быт. Чтобы способствовать этому, Рерих рекомендует хотя бы в школах знакомить детей с истинными предметами искусства, если в семье это еще трудно осуществить, — чтобы ребенок всегда ощущал вокруг себя благотворное влияние подлинного искусства. Как прекрасно, что и у нас, в Латвии, в последнее время начинают думать о святилище духа — об украшении школ картинами. Но такое украшение должно стать подлинной системой, которая преобразила бы школы в самой их основе и превратила в истинные источники света.

Для правильного развития инстинкта творчества, наряду с пониманием внешней, видимой красоты и восторга перед нею, надо развивать сердце. "Творчество есть выражение сердечной энергии", — говорит Рерих. Чтобы созидать и любить прекрасное, следует воспитывать и утончать сердце. Но воспитывает сердце красота духа, а именно: "Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца — разве не расцветают они в Саду Прекрасном?" Только прекрасное сердце может творить подлинные культурные ценности. Акультурное сердце, как бы человек ни был одарен, не способно на культурное искусство. Надо уберечь сердца от хаоса и безобразия. Воспитание сердца — это прежде всего воспитание в ребенке великих созвучий Живой Этики.

Так, Рерих устремляет к благозвучному настрою всех тонов и вибраций жизненных проявлений, цельности нашего бытия. Ведь эволюция человека является процессом гармонизации духа и жизни, постепенным врастанием и расширением в Беспредельной Красоте.

Первой мечтой Николая Рериха было: искусство — для всех, вхождение всех народов и сословий в круг Красоты. Вторая его мечта: синтез искусства, гармоничное созвучие всех его отраслей. Оба этих грандиозных плана Николай Рерих пытается осуществить в своем великом начинании — Музее Рериха.

___________________________

МУЗЕЙ РЕРИХА

Музей Рериха

В Музее Рериха, главный центр которого находится в Нью-Йорке, реализуется синтетический жизненный труд Н. К. Рериха и его возвышенные, творческие, устремленные к горизонтам грядущего помыслы. Возможно, лишь в будущем человечество полностью осознает то величественное, симфоническое начинание, которое мог создать лишь поистине универсальный гений, творческий дух, чьи глаза и слух погружены в Красоту Беспредельного, но кто твердой поступью идет по коре нашей маленькой планеты, насыщая ее новым благородным, возвышенным ритмом. Это начинание, которое становится величайшим культурным движением современности, воистину открывает прекрасную страницу в истории человеческого духа.

Музей Н. К. Рериха в Нью-Йорке является всемирным центром культуры и искусства, ставящим своей целью способствовать международному взаимопониманию и братству путем искусства и знания. Уже давно Н. К. Рерих мечтал о Музейоне Пифагора и Платона — Доме Муз, где, как дружные сестры, обитали бы все девять Муз — рядом с богинями изящных искусств также богини наук; музее, который не был бы "темницей искусства", но домом Красоты, святилищем, где посетители обретали бы героическое вдохновение и приподнятость, очагом, у священного огня которого приходили бы согреться многие люди.

Музей Рериха не ограничивается только искусством, но стремится охватить все положительные аспекты творческой жизни культуры. Через свои многочисленные отделы и учреждения на всех континентах и среди всех народов Музей Рериха стремится дать человечеству высшие проявления творческой красоты, показать самые совершенные достижения в области знания. Для Рериха Культура является целостным светом духа, "суммой всех огненных творческих достижений". Музей Рериха сотрудничает со всеми, кто трудится на благо культурной эволюции человечества. Он помогает человечеству возрождать бытие в наиболее глубоком и благородном виде. Цель Музея — путем красоты и знания способствовать ускорению эволюции человечества, устремляя его к великому будущему.

Действительно, жизнь Николая Рериха идет под счастливой звездой: все, за что он с восторгом берется, каким бы неисполнимым это ни казалось вначале, впоследствии расцветает, достигая великолепных вершин.

Когда у Рериха и его друзей в 1921 году появился замысел учредить Институт объединенных искусств, у них не было ни средств, ни других возможностей претворить в жизнь свои великие планы. Однажды, когда Рерих в Нью-Йорке искал помещение, неожиданно на улице какой-то греческий художник предложил ему просторную однокомнатную мастерскую. Начало было положено. И в этой комнате вместе звучали первые звуки рояля, рождались первые скульптурные и живописные образы. Некоторые сторонние люди недоверчиво усмехались такому начинанию. Но они не знали практического энтузиазма Рериха, огня его сердца и великой веры в будущее. По его убеждению, не обстоятельства, но огненное устремление человека, как магнит, привлекает к нему все наилучшие возможности. Так мечта о мощном строении света постепенно победила. Благое начинание Рериха привлекло друзей, нашлись и средства. В скором времени студия переместилась в новое, гораздо более просторное помещение, расширились ее отделы.

Музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года, с собранной друзьями коллекцией из 315 картин Рериха. И, наконец, в 1929 году, при помощи друзей и благодаря организаторским способностям самого Николая Константиновича, преодолевшего громадные финансовые трудности, было построено монументальное, чудесное здание Музея Рериха, великолепнейший храм искусства и культуры этого столетия — 29-этажный Дом Мастера — Master Building. Прекрасное здание, увенчанное башней в восточном стиле, своими размерами и пропорциями воистину является символом гармоничной архитектуры будущего.

Собрание картин в Музее значительно пополнилось в результате азиатской экспедиции Рериха — было привезено пятьсот произведений Тибетско-Гималайской серии. Эти картины объединены и выставлены в особых помещениях, названных залами Елены Рерих, духовной водительницы всех учреждений Музея. Уже в скором времени после открытия большого здания Музея было собрано около 1 000 картин и этюдов Рериха. Это число с каждым годом все увеличивается благодаря новым чудесным знамениям творческого духа.

Индивидуальность Николая Константиновича столь многогранна, и можно сказать, что она отражает стремления и достижения лучших умов человечества. В своих трудах он дает всю амплитуду человеческой духовной эволюции: великих божественных воителей и людей, достигших озарения, духовных вождей человечества и основателей религий, битву Иерархии Света с хаосом тьмы. Творчество Рериха является духовным ядром Музея, но в своей направленности Музей стремится стать выразителем ценностей всей мировой культуры и наследия великих творцов человечества.

В самом начале основатели Музея ставили своей целью собрать в нем образцы культуры и искусства разных народов. Так, еще в 1924 году начали подбирать картины для секции американского искусства, в которой теперь насчитывается более ста значительных работ. Кроме того, созданы разделы панамериканского, итальянского, шведского, испанского, финского, восточного искусства, а также искусства других народов. Большого внимания заслуживает также Тибетская библиотека Музея, имеющая, между прочим, 330 томов священных книг Тибета, "Канджур" и "Танджур", и религии бонпо, которые привезла из Тибета экспедиция Рериха. Библиотека расположена в особом Восточном зале, отделанном в своеобразном восточном стиле тибетским художником Дон-Друпом. Кроме того, в Музее есть залы, посвященные Св. Сергию, Св. Франциску, Спинозе, комнаты Маха-Бодхи и другие; таким образом, здесь заложено основание будущего Музея религий. Для торжественных собраний и концертов устроен особый зал, носящий имя Николая Рериха. В Музее определены и помещения для хранения разнообразных научных коллекций Института гималайских исследований "Урусвати".

Примечательно, что за первое десятилетие существования Музея его посетили 250 тысяч человек, в том числе многочисленные школы и организации.

В целях расширения намеченных задач Музея Рериха в мировом масштабе в 1926 году при Музее было основано Общество друзей Музея Рериха — международная организация, посвященная идеалам братства и культуры, которых можно достичь путем науки и искусства и которые запечатлены Рерихом в его картинах и книгах.

С другой стороны, цель этого Общества — осуществить мечту Рериха, создать объединяющий мост между западной и восточной культурами, способствовать, во благо человечества, братскому сотрудничеству между духовными традициями Азии и научными достижениями Европы.

Кроме Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, среди почетных советников и попечителей Музея присутствуют такие выдающиеся имена, как Свен Гедин, Рабиндранат Тагор и его братья, Масарик, Эйнштейн, Келлог, Милликен, Джагадис Боше и другие, широко известные в культурном мире.

Общество Рериха начало свою деятельность в многочисленных секциях. Основаны секции, посвященные национальным группам, желающим познакомить Америку с культурными достижениями своих стран. Так, существуют французская, финская, скандинавская, немецкая, славянская, японская, колумбийская, южноафриканская, английская и, наконец, сибирская, или русская, ассоциации. Последняя секция, которой заведует известный писатель Г. Гребенщиков, основала в помещениях Музея часовню Св. Сергия. Интересно отметить, что Гребенщиков недалеко от Нью-Йорка основал также сельскохозяйственную и духовную общину-колонию "Чураевка", куда переместил и свою типографию и издательство "Алатас". Далее, существуют секции, посвященные выдающимся духовным личностям, жизнь и труды которых звучат героическим синтезом: Оригену, Св. Франциску и Спинозе. Кроме того, существует группа Шекспира. Наконец, есть отделы и общества с общекультурными, художественными или философскими идеалами: Лига Нового Человечества, Клуб юных идеалистов, Ассоциация почитателей мысли, Академия творческого искусства, Центр юных музыкантов и т. д. При Обществе Рериха состоят и следующие весьма важные организации: Всемирная Лига Культуры, Объединение женщин, Панамериканская Ассоциация женщин и, наконец, Комитет Пакта Мира, о котором речь у нас будет далее. Несмотря на кажущееся поразительно большим количество этих объединений, во всех секциях и обществах происходит весьма интенсивная, одухотворенная и самая положительная культурная деятельность.

Великий культурный труд Нью-Йоркского Музея привлек много друзей также из других народностей и стран. Их вдохновляло как искусство Рериха, так и его идеи и самоотдача культурному созиданию лучшего будущего человечества. Таким образом, были основаны отделы Общества имени Рериха во всех частях света, и в настоящее время их уже свыше восьмидесяти в тридцати странах. Всех их объединяет одна общая цель и общее устремление: способствовать сотрудничеству и содружеству народов и отдельных личностей во имя искусства и знания. В Европе главным центром является Париж, здесь деятельно работает и русская секция, общество осетинов. Кроме того, есть еще общества в Риге, Каунасе, Таллине, Белграде, Загребе, Берлине, Софии и др. Культурно-художественная деятельность Общества в Риге расцвела благодаря активности вдохновителя и основателя Общества д-ра Феликса Лукина.

Программа деятельности Нью-Йоркского центра Общества Рериха весьма широка и многообразна. В сотрудничестве с Музеем за первые десять лет выполнен удивительно большой объем работы. На основах сотрудничества Центр поддерживает многие учреждения, находящиеся в ведении Музея, например, Институт объединенных искусств, "Corona Mundi", "Урусвати" и т. д. Он организует многочисленные лекции, концерты, драматические вечера, налаживает и поддерживает международные отношения в области искусства и культуры, направляет лекторов и в другие страны, например, в Южную Америку. В одном только 1930–31 году в содружестве с Музеем, используя его залы, особенно Зал наций, Общество Рериха устроило около ста лекций и представлений, где выступали многие выдающиеся деятели искусства. Многие вечера посвящались культуре и искусству отдельных народов, например — финской музыке, древней культуре японцев, боливийцев, французов, англичан, майя и инков. Примечательно, что в 1932 году Общество Рериха посвятило один вечер латышской музыке, в котором участвовали Альфред Калныньш и другие наши музыканты.

Творческие, пламенные мысли Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих постоянно вдохновляют деятельность всех этих обществ и секций. Образно говоря, это мощное строение растет с каждым годом, своим фундаментом и куполом касаясь гармонии будущего.

Институт объединенных искусств

При создании Института объединенных искусств, открытого 17 ноября 1921 года, Николай Рерих хотел воплотить ранее упомянутые слова, данные им в качестве девиза для знамени своего учреждения:

"Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство — для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата “священного источника”".

Рерих, который во всеобъемлющей деятельности своей жизни сам объединял разные виды искусства, синтезировал живопись, декоративное, графическое и прикладное искусство, этот существенный синтез творческого труда стремится воплотить и в своей школе. С другой стороны, укрепляя в воспитанниках теоретические и практические основы искусства, он учит их осознанию идеалов красоты, далеко превосходящих пределы обычной школы.

В обширной программе работы Института имеются отделы по всем видам искусства: музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, оперы, балета, драмы, литературы и т. д. По мере развития школы занятия по отдельным видам искусства расширяются и дифференцируются. Так, к классам органа, скрипки, рояля, арфы со временем присоединились классы знакомства с другими инструментами. Вместе с тем обращено внимание на особые разделы музыки: например, учреждены общества камерной и хоральной музыки, последнее посвящено церковной музыке современных и старых мастеров; и в целом в Институте ей отведено заметное место. Такие же дифференциация и углубление происходят и в других отраслях искусства. В последнее время организованы курсы прикладного искусства (по керамике, столярному делу и т. д.), цель которых — подготовить творчески мыслящих и культурных ремесленников. По убеждению Рериха, и ремесло должно стать отраслью подлинного искусства, ибо каждый вид его должен служить жизни, и жизнь должна преобразиться образами прекрасного. Каждый простой предмет обихода должен служить не только практической полезности, но и украшению и гармонизации жизни.

Воспитанникам Института читаются и общеобразовательные лекции по разным предметам искусства и науки, доступны им и вечера, устраиваемые Обществом Рериха. Интересны также методы преподавания в школе, еще более подчеркивающие единосущность всех видов искусства: так, например, на уроках живописи иногда звучит музыка, что известным образом влияет на художественное творчество.

О деятельности Института, нацеленной на объединение искусства и объединение человечества через искусство, Рерих говорит:

"Жизнь подтвердила, что всякое объединение полезно. Подтвердила, что практично (не убоимся и этого слова) иметь под одной крышей разные отрасли искусства, имея общую библиотеку, общую канцелярию, общее художественное выступление, общее руководство и ближайший обмен между отдельными отраслями. Жизненно дать возможность учащимся пробовать свои силы в разных отраслях, пока они не остановятся на окончательном избрании. Жизненно, чтобы происходило общение музыкантов, живописцев, декораторов. Жизненно оказать преподавателю полное доверие, предоставив ему выявить в жизни свои методы. Результаты покажут, прав ли он, ибо, как и во всей жизни, мы должны судить по следствиям. Жизненно дать возможность учащимся как можно скорее пробовать свои силы в жизни, уча их мужеству и охраняя от вульгарности. Жизненно, как делали Джайлс и Бистран, дать музыку во время живописных классов и давать лекции, своим художественным и философским содержанием подымающие и объединяющие дух всей художественно-рабочей гильдии".

Или в другом месте:

"Наша задача лишь привлекать лучших преподавателей и всеми силами создавать лучшие возможности для учащихся, окружая их высококультурной мыслящей атмосферой, конденсированной в таком объединенном Центре, порождающем здоровое творчество, — творчество, не связанное узкими предубеждениями и прочими последствиями невежества".

Следует отметить, что при Институте открыто детское отделение, чтобы обучать и воспитывать детей в атмосфере высоких идеалов посредством разных видов искусства. Мы уже знаем чрезвычайную важность развития в ребенке влечения к творчеству и гармонизации, что преображало бы для него пошлость жизни в творческую радость о прекрасном, — это подчеркивал Рерих уже в 1924 году в своей книге "Пути Благословения":

"Не изгоняйте детей из храма… Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние — радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка. Уберегите от гримасы жизни. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений.

Бичи человечества — пошлость, одиночество и тягость жизнью минуют молодую душу творящего".

Детские классы в Институте занимают важное место, организован и детский театр.

Далее — при Институте открыто отделение для незрячих, согласно девизу которого — "Через искусство к свету", — красоту и творчество следует считать истинным зрением человека. Слепых учат музыке, ваянию, литературе, поэзии и журналистике, применяя новые, весьма успешные методы. Постепенно осуществляются и замыслы устройства библиотеки для слепых, особенно — по музыке.

Существует и отдел для дефективных детей, и летняя школа. Для того, чтобы искусство и знание были доступны по возможности более широким массам, плата за учебу в этих школах установлена небольшая. Для воспитанников Института учреждены 42 стипендии, которые носят имена выдающихся людей (Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, Уитмена, Тагора, Вашингтона и др.).

После окончания Института учащиеся, будь то студенты, художники, педагоги, композиторы, выказывают в жизни большие творческие способности, многие из них занимают видные места среди деятелей культурной нивы. Каждый выпускник, кроме великой радости творчества и стремления к всеобъемлющим знаниям, уносит в жизнь и окрыленное желание трудиться во имя эволюции человечества.

* * *

Наряду с глубоким уважением к творчеству и к самому творящему, Рерих мечтает возвысить — как в школе, так и в жизни — понятие учителя. Рерих знает, что не было расцвета в истории человечества, при котором в народном сознании не выявилось бы почитание учителя, когда люди не чувствовали бы в своей жизни великое, возвышающее жизнь благословение духовной иерархии. Таким учителем жизни, по убеждению Рериха, должен явиться и каждый школьный наставник; он должен быть не только преподавателем, но и истинным водителем и вдохновителем, который опытом своего духа побуждает, ободряет, зажигает, призывает к подвигу блага и красоты.

"Благословенны Учители, — пишет Рерих в своей книге "Твердыня Пламенная", — когда ведут они благою, опытною рукою к широтам горизонта. Сладостно, когда можем вспоминать Учителей своих со всем трепетом сердечной любви.

Учительство старой Индии, углубленное понятие Гуру — Учителя, особенно и трогательно и вдохновительно. Именно вдохновительно видеть, что свободное, осознанное почитание Учителя существует и до сего дня. Истинно, оно составляет одну из основных красот Индии. Без сомнения, то же понятие жило и среди старых мастеров Италии и Нидерландов и среди русских иконописцев. Но там сейчас оно уже в прошлом, тогда как в Индии оно еще живет и не умрет, надеюсь".

Сам Рерих во многих статьях с почтением упоминает имена своих великих учителей: Куинджи, Пюви де Шаванна, Кормона, которые, уча величию искусства, обращали взор ученика и к величию духа. Рерих в восторге от их терпения, утверждения положительного, неизменного стремления к Свету, широких, высококультурных взглядов. В других статьях, расширяя понятие учителя до границ духовного водительства, он призывает подражать и великим Учителям религий: Оригену, Св. Франциску, Сергию Радонежскому и другим. Но подражать Высшим Индивидуальностям лучше всего положительным творческим трудом в жизни.

Рерих считает великим позором для всей планеты, что ее учителям приходится пребывать в нищете и бедности, что притесняют и закрывают сами школы. "Народ, забыв учителя, забыл свое будущее". Рерих приводит слова из Учения Живой Этики: "Позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны". В другом месте он говорит: "Педагог есть друг позитивного творящего правительства, ибо учитель существует для постоянного создавания и утверждения человеческого достоинства. Кто же скажет молодому поколению о самом прекрасном, о самом творческом, о самом мощном, о геройском, о самом познавательном. Действительно, от учителя мы ожидаем ведания самых высоких понятий. Мы ожидаем от него и терпения, и неустанного труда, и постоянного обновления, и в то же время мы не заботимся о том, чтобы эти высокие условия и запросы были достаточно обеспечены".

Такой возвышенный, иерархический образ учителя Рерих пытается воплотить в жизнь в своих школах, насколько это возможно в современных условиях. В качестве преподавателей приглашаются многие выдающиеся личности, известные в художественной и педагогической среде, нередко и те, кто ненадолго посетил Нью-Йорк; это делается для того, чтобы воспитанники могли всесторонне обогатиться знакомством с разными творческими личностями.

В своих книгах Рерих нередко намечает линии реальных планов идеалистического школьного обучения и воспитания. Во-первых, в программы будущих школ должны войти жизнеописания подвижников, героев и духовных вождей, чтобы дети могли глубоко вникнуть в смысл их жизни, убедиться, что эти люди действительно были "факелами прогресса". Детям надо научиться не только читать биографии, но и самим их писать, т. е. уметь объективно оценивать поступки современных деятелей, так же как и современную культуру. Школа должна дать понимание, что такое настоящие духовные ценности и кто их создатели. Вновь и вновь Рерих призывает: "Пусть в школах еще больше говорят о подвиге, о великодушии, о творчестве мысленном и действенном", "о полезнейших открытиях, и о всем светлом Благе". Детей надо знакомить с легендами, ибо легенды вовсе не являются абстракциями, но реальностью, созданной мечтами народа. Молодежь любит мечтать о подвиге, но надо помочь воплотить ее идеалы в верные, благородные формы жизни. В школах надо вводить курс Живой Этики, но так, чтобы этические нормы не становились мертвыми догмами, но являли красоту неустанного творчества духа. С другой стороны, в школах надо учить искусству мышления и вводить курс воспитания внимания, это даст ученикам великую силу характера: умение мгновенно сосредоточиться, находчивость и способность размышлять о возвышенных предметах. Вместе с тем школа не должна забывать о воспитании сердца у детей. Ребенка уже с малых лет следует направить на путь сознательной гармонизации самого себя. Но именно потому наряду с пробуждением сознания в ребенке необходимо формировать и его мировоззрение, и это достижимо "синтезом радости совершенствования и творчества".

Свои педагогические линии, кроме учрежденных им школ, Рерих стремится проводить и в созданном им при Музее Институте прогрессивного воспитания, посвященном образованию взрослых людей, а также в Латиноамериканском институте, цель которого — способствовать культурному взаимопониманию между государствами Южной и Северной Америки. Но мечту воспитания красотой самых широких масс Рерих воплотил в своем учреждении "Corona Mundi".

Corona Mundi

"Corona Mundi" — Международный художественный центр при Музее Рериха основан в 1922 году. Венцом Мира является "всеобъединяющее Искусство, возносящее творчество, прекрасный подвиг духа". Такое великое и святое поручение Николай Рерих возложил на искусство. На щите художественного центра в качестве девиза помещены открывающие горизонты слова Рериха:

"Предстали перед человечеством события космического величия. Человечество уже поняло, что происходящее неслучайно. Время создания культуры духа приблизилось. Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. Среди груд обесцененных денег человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже “земные” люди поняли действенное значение красоты. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак красоты откроет все “священные врата”. Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И теперь произнесем эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И, чуя путь истины, мы с улыбкою встречаем грядущее".

Цель "Corona Mundi" — воплотить в жизнь пророческий призыв Рериха: искусство для всех! Неотложное требование времени — распространить наиболее широко новое, идеальное понимание прекрасного: красота не роскошь, но величайшая необходимость нашей практической жизни. Это значит — заставить затрепетать сердца любовью к творческой красоте. Объединить отдельные личности и нации в создании художественных ценностей, способствовать обмену культурными сокровищами и совместному труду на поприще красоты в самом широком смысле этого слова. Народы должны познать великие мировые ценности искусства. Всем надо идти путем творческого украшения жизни. И здесь в качестве инициаторов надо приглашать к сотрудничеству не только художников и коллекционеров, но и всех культурных деятелей и интеллигенцию, даже детей — всех тех, кто станет созидателями будущей культуры. Конечная цель "Corona Mundi" — приложить все силы, чтобы искусство стало поистине языком взаимопонимания и содружества народов.

Свою широкую общечеловеческую программу "Corona Mundi" стремится выполнить, устраивая местные и передвижные выставки, сотрудничая с различными культурными организациями. В дальнейших планах — проводить лекции, концерты, издавать книги, помогать музеям и частным лицам составлять коллекции, репродуцировать и реставрировать картины, приобретать или обменивать ценности искусства, организовывать художественные и археологические экспедиции.

За 12 лет в залах Музея Рериха устраивались многочисленные разнообразные художественные выставки. Все их характеризует единый настрой — они охватывают искусство отдельных эпох, наций и личностей. В этом истинном пантеоне красоты всех народов уже прошли выставки современного американского искусства, древнеитальянского и фламандского, бразильского, австралийского, индейского, индийского, японского, еврейского, немецкого, французского, а также многочисленные выставки отдельных художников; кроме того, выставлялись коллекции русских икон, тибетских священных знамен и др. Так, своими художественными связями Музей Рериха соприкасается с искусством народов, еще не добившихся известности в международном общественном сознании. Об этих выставках Рерих говорит, что они призваны "привлекать лучшие творческие силы и в благодатном многообразии утверждать взаимопонимание и дружественность наций. Памятуем, что путь красоты есть путь взаимного восхищения и понимания".

Весьма значительным начинанием являются передвижные выставки, ибо они несут искусство в самые отдаленные уголки Америки, в самое сердце народа, и не только так называемому образованному классу. "Corona Mundi" в полной мере осознает значение полезного и воспитательного влияния прекрасного, поэтому планы работы с посетителями столь разнообразны и широки. Передвижные выставки приняли у себя не только более ста американских школ, интернатов, университетов, библиотек, музеев и художественных галерей, обществ и клубов, но и учреждения, где выставки никогда не устраивались, но где благословение искусства наиболее нужно: больницы, детские приюты и даже — тюрьмы (в том числе известная "Синг-Синг"!). Далее, виднейшим музеям Южной Америки на время предоставлены для экспозиции 39 картин Рериха. Нужно заметить, что всем этим широким циклом своих выставок, как и своей первой выставкой картин в 1904 году в Сент-Луисе, Рерих выявил и свою веру в Америку, как в страну новых возможностей и ценностей. В новую Америку, которая первая помогла столь величественно воплотить великую симфонию его помыслов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных