Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Издательство Музея Рериха




Выдающимся начинанием является и издательство Музея Рериха (Roerich Museum Press), которое своим девизом поставило слова: "Основы Новой Эпохи зиждутся на Красоте и Знании". В планах этого учреждения публикация творений великих, светлых представителей человечества. От ценностей прошлого оно устремлено к возвышенному будущему. В его ведении издание всей литературы, связанной с Музеем: ежегодников, обзоров, журналов, здесь печатают и многочисленные репродукции картин Рериха. Под названием "Книги Новой Эпохи" (New Era Library) оно опубликовало целый цикл важных изданий по вопросам культуры, в том числе восемь томов трудов Рериха на английском языке. Издательство "Новой Эпохи" начало серии, названия которых звучат подобно эпосам Нового Мира: "Свет Америки", "Свет Азии", "Heroica", "Урусвати", "Музей Рериха", "Слова Вечности", "Песни и саги". В известной степени издательство Музея Рериха является образцом прессы будущего, ибо дает возможность охватить взглядом все благороднейшие, наиболее творческие культурные явления, все то, что стремится объединить всех людей в красоте и знании.

"Не будем еще раз повторять, — говорит Николай Рерих, — что истинная валюта есть валюта духовных ценностей. Источниками этих ценностей несомненно остаются книги, на разных языках приносящие единый язык духа… Даже среди стесненного нашего обихода нужно найти место достойное истинным сокровищам каждого дома. Нужно найти и лучшую улыбку тем, кто собирает лучшие книги, утончая качеством их сознание свое. Неотложно нужно ободрить истинное сотрудничество вокруг книги и опять внести ее в красный — прекрасный угол жилища нашего…

Книга, как в древности говорили, — река мудрости, напояющая мир! Книга, выхода которой еще недавно с трепетом ожидали и берегли наилучшее ее издание… О достоинстве книги именно сейчас пробил час подумать…

Любите книгу!"

Общежитие

Объединяя в себе все отрасли прекрасного, являясь истинным центром культуры, обиталищем искусства и воспитания, 29-этажный "Дом Мастера" Музея Рериха — Master Building, кроме чисто культурных учреждений, включает в себя и так называемые апартаменты — квартиры, напоминающие общежитие и предназначенные как для учеников Института объединенных искусств, так и для членов Общества Рериха. Небольшие квартиры устроены весьма удобно и красиво, с учетом последних требований гигиены и зодчества. Из каждого окна открывается великолепный вид поверх парков и улиц Нью-Йорка. На нижнем этаже находится просторная столовая, где воспитанники и члены Общества за небольшую плату могут питаться. Таким образом, учащиеся и в своих квартирах чувствуют себя как в уединенной, наполненной гармонией студии, что, конечно же, прекрасно влияет на их учебу и творчество. С другой стороны, среди членов Общества (в количестве около 450) есть много художников, писателей, учителей: здесь нет случайных арендаторов, здесь люди, объединенные художественным вдохновением и стремлением воплотить прекрасное в жизнь. Таким образом, члены Общества испытывают влияние общего творческого воодушевления, а также воспитательное воздействие атмосферы многочисленных учреждений Музея. Стало быть, здесь можно говорить о "воспитании взрослых", что, несомненно, в будущем займет весьма важное место в образовательной программе каждого государства.

В здании Музея расположены большая библиотека и Зал наций (Hall of Nations) на 500 человек, где проходят лекции, концерты, киносеансы, открытые вечера воспитанников Института и культурные вечера других организаций. Так Зал наций с разнообразной программой, проводимой Обществом Рериха, стал инициативным и объединяющим центром духовной интеллигенции.

Мы поймем, откуда явился этот громадный прогресс в двенадцатилетней деятельности Музея Рериха, если помыслим, что в основу этого монументального строения Рерих положил весь опыт своей многогранной жизни, всю пламенную творческую волю и неустанное горение сердца, всю свою жажду единения и истинной культуры. Также и Музей Рериха во всей своей деятельности, вдохновленный идеалами Мастера, устремлялся к осуществлению великого Единения — этого великого созидателя, возродителя и одухотворителя человечества. Единение в искусстве выявляет Институт Объединенных Искусств. Единение в братстве мечты о прекрасном — "Corona Mundi". Единение во всех общечеловеческих отношениях — Общество Рериха. И, наконец, единение в знании — "Урусвати". Прежде чем перейти к рассмотрению одного из величайших достижений Музея, проследим историю его возникновения.

По дорогам Азии

Выдающимся событием в истории Музея была научная экспедиция Рериха по Срединной Азии, начавшаяся в марте 1925 года. Экспедиция, со всеми приготовлениями на склонах Гималаев, длилась пять лет, в дороге она столкнулась с множеством громадных трудностей и препятствий, но, единственно благодаря гениальной прозорливости и несгибаемой воле Рериха, не только была доведена до конца, но увенчалась успехом, который вряд ли имела какая-либо иная экспедиция до нее. Выйдя из Сиккима в Гималаях, через Кашмир и Малый Тибет, через перевалы Каракорума экспедиция достигла Китайского Туркестана, а затем дошла до сибирских гор Алтая, до Омска и Верхнеудинска, оттуда через Монголию — в Ургу, затем через пустыню Гоби, обширное плоскогорье и горы Тибета дошла до Гималаев и вернулась в Сикким. На своем пути экспедиция преодолела 35 тяжелых горных перевалов высотой от 14 до 21 тысячи футов. Какие чрезвычайные сложности были сопряжены с этими перевалами, можем судить по тому, что, без учета одних только трудностей по подъему, уже сам воздух на такой высоте утруждает дыхание, вызывает головокружение, кровотечения, нередко путешественникам угрожают снежные бури; с другой стороны, сверкающий на солнце снег вызывает невыносимый жар и так называемую снежную слепоту. Кроме снежных бурь, в которых часто гибнут люди, при сковывающей стуже и на обледенелых непроходимых кряжах экспедиция пережила и многие другие бедствия. Далее были и иные опасности — вымершие дороги Гоби, по которым редко кто осмеливается ходить. Несколько раз экспедиции угрожали нападения банд грабителей: даже местные администрации часто бессильны в борьбе с властителями пустыни — голоками и торгоутами. Трагическую ситуацию экспедиция пережила на одном тибетском нагорье, где местный генерал продержал ее полгода на высоте 15 000 футов в суровейших зимних условиях (-50° С), в занесенных снегом палатках, при нехватке продовольствия. Здесь от холода и болезней погибло несколько работников каравана, местных жителей, и большинство верблюдов. Можно сказать, что и остальные участники находились на краю гибели. Надо учесть, что все чрезвычайные трудности экспедиции перенесли и три женщины, среди них сильная духом, самоотверженная Елена Ивановна Рерих. Им приходилось ютиться в легких летних палатках на опасных высотах. Но, как всегда, и здесь в последний момент пришло спасение.

В этой экспедиции Николай Рерих проявил не только большие организаторские способности, великую энергию и оптимизм, но и тонкий талант психолога по отношению к местному населению и отдельным людям. Рерих в своем путешествии проник в самые неисследованные места Срединной Азии, прикоснулся к душе народов и к их жизни так, как до сих пор не удалось ни одному европейцу, уловил биение сердца Азии, приблизился к самому священному, светлому, одухотворенному в этом сердце. В жителе Азии он увидел человека, встал рядом с ним как с братом, пытаясь понять его Бога, делясь с ним хлебом насущным, прислушиваясь к его легендам, мечтам и стремлению к лучшему будущему мира. Чутким касанием души и словом, наиболее священным для их сознания, он проник в тайные глубины сердца азиата. Именно поэтому Рериха в Азии так уважают, поэтому он так популярен в Индии и Монголии, в Тибете, даже в Китае и Японии. Ибо Азия понимает и знает, чтó есть духовная личность.

В своих книгах "Сердце Азии" и "Алтай — Гималаи" Рерих показывает великую человечность и дружественность азиатов по отношению к тем, кто приближается к ним как к равным, ибо в области морали мы еще многому можем у них поучиться. Однако он не скрывает и видимых недостатков и некоторого оцепенения; особенно в жизни тибетцев он наблюдал множество противоречий. С одной стороны — великие осознания, даже духовность, с другой — колоссальные предрассудки и тьма невежества, полное искажение религиозных форм буддизма.

Экспедиция в самой полной мере выполнила все намеченные задачи: ознакомиться с сердцем Азии, создать научную и художественную эпопею о духовной и материальной культуре Востока. Были изучены места, представляющие интерес для археологии, где в будущем можно было бы проводить более широкие изыскания, обнаружены доселе неизвестные памятники искусства кочевых племен, особо ценные исторические находки — мегалиты; проведены многие археологические, этнографические и лингвистические исследования среди малоизвестных народностей и местностей, собран богатый научный материал. Далее — знакомство с древним искусством Азии и с ремеслами, о гармонических изделиях которых Рерих с восторгом рассказывает в своей книге, а также соприкасание с высшей духовной культурой Азии, с духовными знаниями, народными верованиями и легендами. Из путешествия экспедиция привезла много ценных древних рукописей, предметов, фотографий, в том числе упомянутые ранее 300 священных книг — громадную ценность для истории религий и востоковедения.

Во время путешествия Рерих написал около 500 картин, большей частью это пейзажи и картины на сюжеты из жизни местных жителей, с их обрядами, природой, с городами, крепостями и монастырями; в сотнях вариаций он изображал царственные вершины Гималаев, вечно изменяющихся в своей симфонии могущества, в сказочной красоте и вечной молодости, звенящих красками в величественной тишине. Воспринял он и религиозный лик Азии, живые источники духовной жизни и — застывшие формы. Эти коллекции, как мы уже писали, Рерих передал Нью-Йоркскому Музею.

Кроме книг и очерков самого Николая Рериха, ценнейшее научное исследование об этом путешествии написал его сын Юрий — монументальный труд "По тропам Срединной Азии". Президент Международного института антропологии Л. Марен в своем предисловии к этой книге причисляет Ю. Рериха к числу выдающихся востоковедов современности. Юрий Рерих — крупный знаток тибетского, монгольского, китайского, персидского и других азиатских языков; с последними он познакомился еще в Париже, посещая Школу восточных языков. Читателя поистине изумляют энциклопедические знания и эрудиция автора, обнаруженные им при обработке столь огромного материала. Многие главы являются по сути самостоятельными исследованиями, например, об открытии экспедицией некоторых неизвестных ранее народностей в горах Тибета или об изучении древних памятников — мегалитов, о наличии которых в Тибете никому до сих пор не было известно; затем — об искусстве кочевников, "зверином стиле", родственном стилю древних скифов и готов, и т. д. Будучи помощником руководителя экспедиции и переводчиком, Юрий Николаевич лучше всего мог вникать в нравы и психологию местных жителей, он беседовал как с тибетскими ламами и мудрецами, так и с китайскими генералами и вождями кочевников, перед ним открывались буддийские монастыри и пагоды. Поэтому в его книге так много точных дат и наблюдений, которые раскрывают перед нами все духовное и общественное обличье Срединной Азии во всем ее калейдоскопическом многообразии.

Вернувшись в Индию, Николай Рерих учредил в долине Кулу, на склонах Гималаев, научный институт "Урусвати", который, по сути, продолжает начатые экспедицией изыскания эмпирических форм духовной культуры народов Азии.

Что же постиг Рерих в сердце Азии? Как он смог достичь того, что труднее всего: проникнуть в глубины мистерии сердца Востока? Это мы ощущаем, читая его возвышенный труд о Шамбале. В этой книге Рерих собрал чудесные легенды народов Азии, верования и пророчества о высшей ступени полноты знания, которые, по их убеждению, уже исполнились на Земле в лице Братства, направляющего судьбы человечества, и которые с наступлением новой эпохи познает и все человечество. Рерих показывает, как в душе Востока отзвучит сокровеннейшее для нее слово, в котором сокрыта вера в возрождение духа человечества. Приведем несколько строк:

"Если будет произнесено здесь (в Европе — Р. Р.) самое священное слово Азии — “Шамбала”, вы останетесь безучастны. Если то же слово будет сказано по-санскритски — “Калапа”, вы также будете молчаливы. Если даже произнести здесь имя великого Владыки Шамбалы — Ригден-Джапо, даже это громоносное имя Азии не тронет вас.

Но это не ваша вина. Все сведения о Шамбале так рассеяны в литературе. На Западе нет ни одной книги, посвященной этому краеугольному понятию Азии.

Если же вы хотите быть поняты в Азии, как желанный гость, вы должны встретить хозяев ваших самыми священными словами. Вы должны доказать, что эти понятия для вас не пустой звук, что вы цените их и можете ввести их в понятие эволюции…

Древнейшие Веды и последующие Пураны и прочая самая разнообразная литература выдвигают необычайное значение для Азии таинственного слова — Шамбала.

И в крупных азиатских центрах, где священные понятия произносятся уже со стыдливой оглядкой, и в безбрежных пустынях Монгольской Гоби слово о Великой Шамбале, или таинственной Калапа индусов, звучит, как символ Великого Будущего. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучал Восток и знает пульс современной Азии…

В Азии, если я начну говорить: “Во имя красоты и знания”, — я буду спрошен:

“Какая красота и какое знание?”

Но когда я отвечу: “Во имя знания Шамбалы, во имя красоты Шамбалы”, — тогда я буду выслушан с особым вниманием".

И в других своих книгах Рерих дает нам возможность услышать живое, тихое и все же могущественное биение сердца Азии. Великолепные поэтические зарисовки природы переплетаются с тонкими психологическими ощущениями.

О чем бы Рерих ни рассказывал: то ли о духовно насыщенной атмосфере Гималаев и огненно раскаленных сверкающих вершинах, о явлении, возникающем, согласно верованию богобоязненного местного населения, из-за великого напряженного, неустанного труда самого Великого Владыки на благо человечества; или о Сиккиме, где народ наделяет понятием героизма все выдающиеся проявления жизни и природы; или когда упоминает легенды о чудесном огненном цветке папоротника, которые встречаются у всех народов, но, по существу, родились в Гималаях: здесь есть вид цветов, светящихся в темноте; или когда Рерих рассказывает о караване, отдыхающем у отдаленного горного перевала и коротающем время в духовных беседах у костра; или о целебном и вдохновляющем воздухе тибетских высот, манящем и зовущем к себе всех духовных искателей; или о легендарных гигантах духа — Риши, к памятным местам которых на склонах Гималаев собираются толпы паломников; или о мертвящих, поражающих ужасным одиночеством песках пустыни, и только редкие оазисы и чуждые цивилизации племена еще свидетельствуют, что дыхание их все еще окончательно не остановилось; или о ясности чистой души простого монгола, — во всем и всюду мы ощущаем великий, одухотворенный, чуткий к красоте подход Рериха.

Урусвати

Институт гималайских исследований "Урусвати" — научное учреждение Музея Рериха — находится на северо-западе Индии, в провинции Пенджаб, на склонах Гималаев, у горной реки Беас в чудесной долине Кулу, 6 000 футов над уровнем моря. Своим климатом и отчасти растительным миром эта местность напоминает долины Южных Альп. Зима и лето длятся здесь столько же, сколько и там, также здесь растут и многие европейские растения и плодовые деревья, хотя фруктам присущ несколько своеобразный вкус. И все же тут какая-то совсем другая физическая и психическая атмосфера, невыразимая словами.

К северу от этой долины весьма близко возвышаются царственные, таинственные, овеянные легендами и сказаниями лабиринты гималайских вершин, на которые жители Азии взирают с удивительным благоговением. Их сердца в невыразимом стремлении тянутся к чистым, сверкающим снежным вершинам, которые кажутся им белыми Твердынями Света, сияющими башнями Шамбалы. На юге — зеленые взгорья заслоняют богатые ручьями и реками равнины и джунгли Индии. Долину "Урусвати" действительно можно рассматривать как преддверие Срединной Азии — перекресток путей, где встречаются высокие древние культуры, где воздух еще полон древней мудростью, где на каждом шагу в местах почитания богов и святилищах, среди руин старинных городов встречаются древнейшие памятники, запечатлевшие на камнях письмена предвечных духовных озарений. Как много величественных легенд овевают долину Кулу, сколько сказаний, полузабытых былей. За тысячелетия долина Кулу видела многих могущественных деятелей великого духа, начиная с Ману, Будды, Арджуны и всех героев Пандавов, Виасы — создателя "Махабхараты", Гэсэр-хана. Рерих в своей книге "Сердце Азии" рассказывает, что лишь в одной долине Кулу, согласно верованию народа, существует 300 местных почитаемых святых, или Риши. Древняя легенда говорит и о том, что через эту долину проходил Христос, направляясь в мир учить великой Благой Вести, Слову Радости. Кроме религиозных, археологических и этнографических ценностей, в долине Кулу открывается и громадное поле деятельности для исследований в области природоведения, физики, медицины, поскольку аналитический, научный взгляд еще до сих пор не проникал в эти места.

"Урусвати" — Утренний луч — означает зарю света науки. "Урусвати", как всеобъемлющий научный институт, созданный для улучшения жизни всего человечества, стремится исследовать и синтезировать все многообразные факторы сущего, применяя новейшие научные методы и открытия. Институт создан с целью дать прочное основание науке будущего. Институт "Урусвати" Николай Константинович и Елена Ивановна учредили в 1928 году, вложив в его здания и оборудование свои средства, при поддержке Нью-Йоркского Музея и частных жертвователей.

Институт образовался именно в результате научной Центральноазиатской экспедиции Рериха. Николай Константинович понимал, насколько мало исследованы центр Азии и Индия и что немногие краткие экспедиции не способны проводить исследовательскую работу в нужной мере, ибо для этого необходим систематический и продолжительный труд. "Урусвати" представляет собой как бы постоянную экспедицию, находящуюся в непрерывном контакте с исследуемыми объектами и местностями. Научный труд в институте разделяется на несколько секций, и каждой отраслью заведуют опытные специалисты — ученые различных наций.

Секция природоведения и биологии уже провела многочисленные экспедиции, как по самой долине Кулу, так и в Лахуле, Бешаре, Кангру, Лахоре, Ладаке, Занскаре и т. д., в которых собран весьма богатый ботанический, орнитологический и зоологический материал. Долина Кулу, которую в народе называют Серебряной долиной, является истинным "местожительством богов, танца и цветов", ибо весной, когда стают снега на склонах Гималаев, вся она сверкает и сияет в лучах солнца мириадами цветущих садов. Растительность здесь, из-за вулканической почвы, изумительно богата, встречаются бесчисленные разнообразные породы и виды растений и деревьев, так, например, в одной только окрестности "Урусвати" насчитано около шестидесяти пород яблонь. Лечебные растения долины Кулу известны даже в Китае. Собранные материалы в Институте систематизируются в коллекции. О достигнутых результатах можем судить хотя бы по тому факту, что, кроме материалов, остающихся в самом Институте, многие обширные коллекции отосланы иностранным учреждениям: Мичиганскому университету в Америке послана коллекция из 3 000 образцов, Нью-Йоркскому Ботаническому саду — около 3 000 образцов растений и 35 пакетов с семенами, также — Национальному музею Вашингтона, в разные организации Парижа, Пекина, Гарварда и другие; все эти организации отмечали в своих отзывах большое научное значение полученных коллекций. Многие местные растения выращивает и сам Институт в своем ботаническом саду.

* * *

Значительной является деятельность Института и по археологии, этнологии и местному языковедению, осуществляемая под непосредственным руководством директора Института Юрия Рериха. В Институте устроена экспериментальная археологическая лаборатория, использующая новейшие научные достижения. Вначале были приведены в порядок материалы, собранные в Центральноазиатской экспедиции. Затем Юрий Рерих организовал экспедицию в Лахул, где был собран обширный этнографический материал, впоследствии отосланный в Нью-Йоркский Музей. "Урусвати" стал центром по изучению древней культуры Тибета, ранее недоступной для археологов. Юрий Рерих опубликовал также ряд научных трудов. Помимо уже упомянутого капитального исследования "По тропам Срединной Азии", совместно с ламой Мингюром, превосходным знатоком тибетской литературы, Юрий Николаевич перевел тибетские медицинские книги, составил грамматику лахульского диалекта тибетского языка, со многими образцами народных песен, завершил тибетский словарь, начал работу о занскарском диалекте. Кроме того, ежегодно выходит сборник "Урусвати", в котором вместе с Юрием Рерихом, участвуют многие выдающиеся ученые разных народов. Первый том был посвящен санскритологу Ланману, второй — физику А. Михельсону, третий — Свену Гедину, отмечая их выдающиеся достижения в науке. В археологических работах участвуют президент Американского археологического института Маггофин и директор Исследовательской школы Америки Хьювитт. Также среди почетных членов Института следует отметить такие известные имена, как Эйнштейн, Тагор, Марен, Михельсон и т. д. Многие университеты выразили желание сотрудничать лекциями и печатными трудами. Члены-корреспонденты Института живут на всех континентах. Среди них надо назвать и основателя нашего Латвийского общества Рериха Феликса Лукина, который в своих медицинских исследованиях использовал и материалы "Урусвати".

В последнее время в Институте успешно развивается отделение медицины. Наряду с исследованиями по биохимии и фармакологии, в Институте на первом плане стоит грандиозная задача по изучению новых действенных средств против эпидемий, угрожающих существованию человечества. Особое внимание уделяется местной тибетской и древнекитайской фармакологии и медицине, переводятся и подбираются книги и другие материалы, накапливаются сведения об употребляемых местным населением растениях и о результатах их применения, проводятся исследования местных лекарственных растений в лабораториях, выращивание их в садах Института. Огромное плодородие почвы позволяет разводить здесь всевозможные виды растений, от альпийской до тропической флоры. Институт сотрудничает с ламами-врачами, используя их древние лечебные открытия. Недавно открылась биохимическая лаборатория с отделом борьбы против рака. Область Гималаев благоприятна для указанных исследований, ибо здесь не встречается этот страшный бич человечества. Известно, что тибетская медицина уже с давних пор удачно применяет средства против рака и туберкулеза: все подобные средства в Институте исследуются самым тщательным образом.

Следует отметить, что в планах Института создание астрономической и метеорологической обсерватории, которая проводила бы изыскания в области астрохимии, физики, магнетизма и подобных проблем, ибо здесь как природа, так и атмосферные условия благоприятствуют этим задачам. Началось строительство электростанции, предназначенной для нужд Института, для нее используется водопад высотою в 50 футов. Наконец, в широких масштабах разворачивается создание музея научных коллекций (ботанических, минералогических, энтомологических, палеонтологических и других), собран большой этнографический и фольклорный материал, устроена экспозиция фотографий и картин, библиотека, содержащая многие редкие книги и рукописные памятники культуры Востока. Институт, решая свои задачи, обменивается информацией с сотнями университетов и другими учреждениями. "Урусвати" является также духовным центром и местопребыванием Николая Константиновича и его супруги Елены Ивановны, оттуда они руководят жизнью всех своих обществ и учреждений, вдохновляя их своими статьями, письмами и картинами, напитывая духовным сознанием, стремясь таким образом приблизить Великое Будущее человечества.

За пять лет существования Института свершен громадный труд. И все же — это только начало. По мере появления новых возможностей и средств расширится и поле его деятельности, охватывая всё шире и глубже все эволюционные факторы культуры и жизни.

Николай Рерих и другие участники его начинаний с великой ответственностью перед человечеством вкладывают в задуманные дела все силы своего существа; они полны убеждения, что там, где человек всецело посвящает себя общему благу, с неотступностью и энтузиазмом, все препятствия обращаются в благие возможности. Они верят в Космическую Справедливость, которая гласит, что каждому культурному начинанию, способствующему эволюции человечества, всегда вовремя будет явлена сужденная помощь, не позволяющая иссякнуть необходимому для культуры делу.

___________________________

ЗНАМЯ МИРА

У всех еще на памяти недавняя мировая война, которая стала катастрофой для несчетных человеческих жизней, разрушила культуру и смела с лица земли цветущие города и целые местности. С тех пор много говорилось о мире, братстве между народами и гуманизме. И все же человеческое безумие не унимается. Народы все еще чувствуют себя в опасности. Все еще под угрозой сам человек и величественные святыни культуры, тысячелетиями создаваемые человеческим гением и зовущие людей к солнечному пути прогресса.

Никто еще не забыл, что мировая война разрушила библиотеку Лувена, величественные соборы Реймса и Ипра, многие другие священные ценности человечества, которые ничьи руки уже не в силах восстановить в первоначальном виде. Еще свежо в памяти у нас бессердечное сожжение дворцового ансамбля в Елгаве и гимназии Петра, этого вандализма, нанесшего тяжелую рану культуре Латвии. Но погромы культурных святынь продолжаются. Сколько ценностей погибло, например, в Советской России. Еще летом позапрошлого года директор Ленинградского Художественного музея, как "ненужные", уничтожил великолепные полотна Николая Рериха "Керженец" и "Казань", созданные Рерихом для Казанского вокзала в Москве. Варварство нашей цивилизации ежегодно собирает свой обильный урожай. Сколько ценностей сгорело в обеих испанских революциях, в том числе множество церквей и монастырей, в которых хранились древние рукописи и иконы! Кто восстановит ценнейшую Шанхайскую библиотеку, сгоревшую в последних конфликтах? Чем заменить картины Гойи, погибшие в Испании, или чудную, одухотворенную поэму в живописи Милле — "Анжелюс", которую в Лувре недавно изрезал какой-то механик? Раны культуры — язвы творящего духа — означают общечеловеческую катастрофу. Разгром культуры — это обескровливание живой плоти всего человечества.

Как художник, археолог и исследователь истории, Николай Рерих глубже всего переживал трагедию гибели ценностей культуры, ибо так же, как нельзя воскресить умершего человека, невозможно воссоздать творения человеческого гения. У самого Рериха, кроме уже упомянутых, за время войны и после нее погиб ряд картин: его прекрасные эскизы декораций к балету Стравинского "Весна Священная", его, быть может, самая лирическая довоенная картина "Ункрада", затем — "Сестра Беатриса", "Поход", "Святогор", "Змей проснулся". Целый ряд его картин повреждены. Что чувствует творец, получив известие, что его произведение унесено вихрем разрушения?! Потому и понятно, что именно у Рериха болит сердце о спасении культурных сокровищ от варварских посягательств, которые все еще происходят.

Николай Рерих выступает с новой величественной идеей и планом защиты ценностей культуры — с планом Знамени Мира. Проект Пакта Мира, или Знамени Мира, предложенный Рерихом, организационно напоминает проект Красного Креста. Главная его цель — защищать ценности культуры, искусства и науки всего мира от разрушений и варварства, которые проявляются не только во время войны, но зачастую и в мирное время. Согласно этому охранительному плану, все музеи, соборы, библиотеки, университеты, памятники, общественные и частные художественные и научные коллекции, памятники природы, красивейшие места следует считать нейтральными объектами, и как таковые их должны защищать и уважать государства, присоединившиеся к договору. Наконец, в этот план входит создание Союза древних городов культуры (Рима, Афин и т. д.), которые сами по себе уже являются большими художественными ценностями, поскольку в случае их разрушения понесет урон вся мировая культура.

Для того чтобы обозначить памятники культуры как нейтральные объекты, по эскизу Рериха было создано Знамя Мира, которое предполагается водружать над всеми выдающимися учреждениями культуры, искусства и науки. Подобно тому, как предложенное швейцарцем Анри Дюнаном Знамя Красного Креста, являясь символом великого человеколюбия, защищает больных и страждущих всего человечества, заботясь об их физическом здоровье, точно так же Знамя Мира Рериха призвано защищать духовное и культурное здоровье человечества, охраняя культуру и красоту. Это Знамя должно уподобиться международной страже, бессменно охраняющей произведения человеческого гения, оно должно стать совестью человечества, напоминающей людям о священной неприкосновенности сокровищ культуры и духа и о том, что подходить к ним необходимо с огромным уважением и бережностью, и не только в общественной, но и в частной жизни каждого человека. Таким образом, Знамя само по себе является вехой нового пути человечества, символом творческого устремления духа, вмещающим все краски и лучи радуги человеческого существа — красоту, благо, истину. С другой стороны, постоянно побуждая лучшие чувства людей к красоте и знанию, объединяя сердца пониманием культуры и искусства, уважением их, Знамя Мира способствует идее мира, сплочению и сотрудничеству всех творческих сил. Недаром на белом фоне Знамени изображены в круге три соединенные сферы малинового цвета, как символ вечности и единства.

Свой проект Николай Рерих сопровождает словами:

"Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие прошлого для славного Будущего. Это произойдет тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища Культуры, которые в сущности принадлежат не одному народу, но миру. Этим путем мы можем создать еще одно приближение к расцвету Культуры и Мира".

Или в другом месте: "Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. Тоже и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя внесет в сознание еще один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создает эволюцию человечества. Мы, собиратели, имевшие много дела с музеями, мы знаем Голгофы бесчисленных творений искусства и науки. Никто не дерзнет сказать, что желание охранить сокровища творчества может быть излишне или не нужно. Нет, каждое углубление этого сознания приносит новые культурные возможности. Так, наше предложение откроет возможность просмотреть и каталогировать истинные сокровища и поставить их под защиту всего человечества, не только во время войны, но, усиленно подчеркиваю, и во время так называемого мира".

Для того чтобы осуществить проект Знамени Мира в современных условиях, предполагается провести каталогизацию и классификацию всех культурных ценностей человечества силами какого-либо центрального международного учреждения, например, Лиги Наций или Гаагской судебной палаты. Также надлежит создать Международную следственную комиссию, которая на основе международного права рассматривала бы, предавала гласности и выносила на суд человечества преступления, совершенные против хранилищ культуры и памятников, особенно во время войны, если бы одна из сторон, ратифицировавших Пакт Мира, посягнула на нейтралитет культурных ценностей любого государства.

Свою идею о великой необходимости защиты памятников культуры во имя блага всего человечества Николай Рерих высказал еще в 1904 году, вернувшись из путешествия по древним русским городам, во время выступления в Обществе архитекторов. В начале мировой войны Рерих подал свой проект царскому правительству, ибо уже тогда происходящие акты вандализма доказывали, сколь срочно необходимы такие меры. Но свой план Николаю Рериху удалось осуществить только в 1930 году, когда Музейный комитет Лиги Наций единогласно решил поддержать Пакт и Знамя Мира. В 1931 и 1932 годах в Бельгии, в г. Брюгге, состоялись две представительные конференции Международного Пакта Мира под руководством члена Археологической академии Бельгии Адачи и под протекторатом Камилла Тюльпинка — председателя Гаагского международного суда; Николай Рерих был избран почетным председателем. Целью этих конференций была всеобщая ратификация предложенного Рерихом Пакта и Знамени Мира, объединение всех эволюционных сил человечества для защиты культуры. Следует отметить, что Брюгге был первым городом, поднявшим Знамя Мира над святынями культуры. В первой конференции участвовало более 20 государств и более 100 представителей различных культурных и научных организаций. Во время второй конференции была устроена выставка фотографий древних городов, на которой были представлены экспонаты из 23 государств (в том числе из Эстонии, г. Таллин), и был создан Музей Рериха, посвященный миру, искусству, науке и труду. Отмечая заслуги города Брюгге в продвижении Пакта Мира, а также то, что Брюгге первым воплотил величественный план мира через культуру и впредь будет стоять на страже мира, Рерих подарил вновь образованному музею 18 своих новых, исполненных возвышенного духовного настроя картин. Центральное место среди них занимает триптих: "Мадонна Орифламма", "Святая София", "Священные пещеры". Первая из этих картин символизирует все движение за мир. Здесь Мадонна, изображенная сидящей, держит в руках развернутое Знамя Мира. За окнами на заднем плане виднеются города, храмы, замки, и Мадонна в неусыпной страже над святыми ценностями, собранными в них за многие века. Святая София разворачивает эмблему Знамени над фламандским городом у ее ног, небо за ней пламенеет как зов к единству. На картине "Священные пещеры" лама молитвенно устремляет вдаль мысли и призывы к миру и гармонии, ко всему человечеству. Отметим также и картину "Святой Франциск", где подле этого апостола любви обретает мир и благое прибежище вся живая природа.

Последняя конференция Пакта Мира, достигшая наиболее выдающихся успехов, состоялась 17 ноября 1933 года в Вашингтоне. Во многих выступлениях, вдохновенных и полных гуманизма, звучал, по сути, призыв духовной истины ко всему миру. В конференции участвовали представители 35 государств, единогласно принявшие резолюцию рекомендовать своим государствам в ближайшее время ратифицировать Пакт и включить его положения в свод законов своих стран и также — "предложить этот гуманитарный договор всем государствам мира". Интересно отметить, что в день открытия конференции правительство Японии вывесило Знамя Мира в Токио на здании министерства образования, а также над некоторыми учреждениями просвещения и культуры. Сразу после Вашингтонской конференции конгресс Панамериканского союза, объединяющего все государства Нового континента, на своем пленарном заседании единогласно решил поддержать Пакт Рериха. И затем ряд американских государств, как Соединенные Штаты, Панама, Гондурас, Бразилия, Уругвай, Эквадор, Гватемала, Чили и др., решили ратифицировать Пакт незамедлительно. Президент Рузвельт уполномочил государственного секретаря Г. Уоллеса подписать Пакт от имени Североамериканских Соединенных Штатов. И, наконец, 15 апреля этого года, в Белом доме, Пакт Рериха торжественно подписало 21 государство Америки, причем этот день в Вашингтоне был отмечен великим празднеством. Затем Панамериканский союз разослал всем государствам мира воззвание подписать Пакт Рериха. В Нью-Йорке, Париже, Брюсселе, Брюгге, Харбине и в других городах работают специальные комитеты Пакта, цель которых, с одной стороны, способствовать ратификации Пакта в разных странах, а с другой — донести до сознания народов смысл великой общечеловеческой и общекультурной миссии Пакта Мира. Надо отметить, что государства Балтийского союза положительно высказались относительно Пакта. Также многие другие государства известили Комитет Пакта, что обсуждают эту проблему.

Государственный секретарь Североамериканских Соединенных Штатов Генри Уоллес дал недавно американской прессе следующее пояснение относительно Пакта Рериха:

"Я считаю Пакт Рериха неизбежным шагом в международных отношениях. Еще не было эпохи, когда такой идеал был бы более необходим, нежели теперь. В то время, когда отдельные нации решают свои особые экономические и национальные проблемы, необходимо, чтобы они осознавали и ту ответственность, которая возлагается на них как на членов семьи народов. Я вовсе не принадлежу к тем, кто в нашем мире суровых экономических фактов конкретное материальное действие заменил бы иллюзией, однако хочу сказать, что идеалистам, создающим реальность будущего, пора собраться вокруг символа единства международной культуры. Пришло время пробуждать понимание красоты, знания и образования, превосходящих все национальные границы, чтобы укрепить все то, что дорого нам и в наших отдельно взятых государствах и обычаях. Именно по этой причине я считаю ратификацию Пакта Рериха столь важным шагом. Признание Пакта указывает на приближение времени, когда те, кто истинно любит свой народ, сумеют оценить и достижения других народов и отнесутся с уважением к тем духовным усилиям, которые соединяют в единое братство всех художников, ученых, воспитателей и всех истинно верующих, какой бы ни была их религия. Я чувствую, что наша эпоха в большом долгу перед Николаем Рерихом за эту рожденную им идею. Нам надо держать перед глазами один объединяющий принцип, которому все наши сердца могли бы в высшей мере доверять. Если такой принцип у нас есть, мы можем с верой и надеждой трудиться на благо тех культурных реалий, символом которых является Пакт Рериха".

Пакт Мира, предложенный Рерихом, вызвал искренний, неподдельный интерес, даже энтузиазм, среди выдающихся творческих деятелей всего мира, о чем свидетельствуют сотни торжественных приветствий и писем, полученных от правительств, известных государственных и культурных деятелей, художественных и культурных учреждений, академий, университетов, религиозных организаций, которые тепло и искренне поддержали его. Даже некоторые высокопоставленные военные авторитеты Франции и Америки выразили одобрение относительно практического применения Пакта. Часть этих писем опубликована в двух специальных изданиях, посвященных Пакту Мира.

Рабиндранат Тагор, великий поэт и борец за объединение культур Запада и Востока, писал Николаю Рериху:

"Я зорко следил за Вашими замечательными достижениями в области искусства и за Вашею великою гуманитарною работою во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира, с его знаменем для защиты всех культурных сокровищ, будет исключительно действенным символом. Я искренно радуюсь, что этот Пакт принят Музейным комитетом Лиги Наций, и чувствую глубоко, что он будет иметь огромные последствия на культурную гармонию народов".

Морис Метерлинк говорит: "Всем сердцем я присоединяюсь к подписывающим Пакт Рериха. Объединимся вокруг этого благородного идеала всеми нашими моральными силами".

Выдающийся американский художник Леон Дабо писал: "Если нам удастся достичь того, что все народы примут это Знамя, чтобы защищать все прекрасное, дорогое, все проявленное человеческим гением, все сотворенное человеческими мыслями и руками, то это будет величайшим достижением духа и культуры за последнее тысячелетие".

Свами Джагадисварананда из "Миссии Рамакришны" говорит: "Рерих, создатель и вождь этого единственного в своем роде гуманного движения, сам является олицетворением универсального искусства и универсальной культуры. Д-р Джеймс Казенс верно назвал его “человеком Гималаев в духе”, ибо он является истинно пророком новой человечности и вестником нового культурного мира".

К этим полным энтузиазма словам можно добавить и высказывания множества других людей, с которыми мы уже привыкли встречаться на путях культуры и политики. Это и супруга президента Североамериканских Соединенных Штатов Рузвельта, верящая в то, что каждому необходимо приветствовать идеалы, выраженные в Пакте Рериха; среди них и седовласый, преклонного возраста, Масарик, и уже ушедшие из жизни короли Альберт и Александр, там же — выдающиеся ученые Эйнштейн, Джагадис Боше, Раман и Радхакришнан и еще многие другие, не менее известные имена.

Следует отметить, что среди множества голосов звучит и голос женщины, поскольку именно женщине дана миссия стоять на страже культуры и быть вестницей мира, внедряющей и укрепляющей в сознании человечества высшее, истинное понимание постулатов культуры и мира. Так, представительница Федерации женских клубов Америки приветствовала Пакт Мира от имени трех миллионов женщин. Свою признательность Пакту Рериха госпожа Спорборг, председательница Федерации женских клубов Нью-Йорка, выразила такими прекрасными словами:

"Мы внимательно изучали положение и готовы приложить все силы духа и все наше влияние к тем движениям, которые основал Николай Рерих".

Мне хотелось бы здесь упомянуть и заключительные слова президента Латвии Альберта Квиесиса из его письма Николаю Рериху, в которых он выражает благодарность за присужденный ему почетный знак Музея Рериха:

"Я хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить Вам самые сердечные пожелания в связи с продвижением, замечаемым в деятельности Музея Рериха, который, стремясь осуществлять благородные идеалы — налаживать в жизни более дружественные отношения и лучшее взаимопонимание между людьми и народами, вполне вероятно, станет достойным внимания фактором в международной жизни, венчая собой труды великого художника, посвященные благосостоянию человечества".

Истинно, огромные достижения Музея Рериха и Пакта Мира, свершенные за немногие годы, охватывающие проблемы всей нашей планеты и направленные на великое будущее, укрепляют основы нового, прочного взаимопонимания и мира на Земле. Знамя Мира, символизирующее культуру всего человечества и стоящее на страже святынь духовных ценностей всей планеты, объединяя сознание всех людей и народов и воплощая их лучшие чаяния и устремления, является мощным фактором формирования нового сознания жителей Земли. Воистину, если над всеми культурными объектами будет развеваться Знамя Мира как символ духовной повелительной власти и знак священной неприкосновенности всех высших ценностей, что, несомненно, произойдет уже в ближайшем будущем, то это, словно благовест, оповестит наступление новой эпохи культуры и сотрудничества между народами.

ВЛАДЫЧИЦА ЗНАМЕНИ МИРА

Владычица червонно-пламенная!

Владычица Знамени Мира!

К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же

поднимет Знак Мира, Знак Сохраненья

Высших Сокровищ?

Кто же, кроме Тебя, придет к нам, помочь

Знамя поднять, знак созиданья народам?

Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя

поднимешь

и наполнишь сердце людское сознаньем

о священном

Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя

отложить этот Знак. Ведь Ты знаешь, сколько

уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты

все поношения самого лучшего, самого нужного

людям. Если стадо не знает опасности, то ведь Ты,

Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.

И ветры нагорные всюду Приказ принесут Твой:

сохранить, и строить, и складывать Светлое Завтра.

Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание

Твое исцеляет все раны и Рука Твоя разве не строит,

легко прикасаясь к созидательным камням творенья?

Вот мы

и просим Тебя поднять этот Знак

Триединости Мощной.

Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе

разрушенье и уничтоженье прекрасных начал. Ты

не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения

и потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь

народам Знак Охраненья мирных прекрасных

Сокровищ! Знак Путеводный для каждой творческой

Мысли! Знак Утвержденья и Света.

Помоги, Владычица Знамени Мира!

___________________________

КУЛЬТУРА

Миссия Культуры

Для того чтобы осуществить мир для всех народов и уничтожить самую возможность войны, Николай Константинович Рерих призывает идти по совершенно другому пути, нежели многочисленные конференции по разоружению. Он желает подойти к сознанию человеческому путем утверждения и созидания блага. "Мир через Культуру" — девиз всего мирного движения Рериха. Победить сознание культурою, победить красотой и знанием, всеобъемлющей и всепонимающей духовностью.

"Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания". "Нужно разоружиться в сердце и в духе, — говорит Рерих. — Сердце человеческое должно согласиться на разоружение и сотрудничество".

Нужно снова и снова разъяснять и насаждать в человеческом сознании понятие истинной культуры, чтобы человечество воспринимало ее как нечто священное, чтобы оно никогда не погрешило против культурных ценностей и вместе с тем против самого созидателя и носителя этих ценностей — живого человека. Глубокое, существенное понимание культуры и сотрудничество на культурном поприще должно привести народы к миру.

Наша эпоха смешала, нивелировала, нередко даже запятнала истинное, сокровенное понятие культуры. Современный мир забывает ее первичный, священный смысл. Европейская логика весьма часто смешивает культуру с цивилизацией, вечное — с временным, преходящим. Рерих снова и снова призывает разграничить эти понятия. Культура для него гораздо более широкое, всеобъемлющее, утонченное, первичное понятие, — культура должна обосновывать и одухотворять цивилизацию как свою составную часть. В то время как культура внедряется глубоко в духовное понимание, цивилизация охватывает жизнь в ее общественно-материалистических формах. В развитии культуры Николай Рерих различает следующие ступени: цивилизацию, образованность, затем интеллигентность, духовное утончение, и лишь после этого человек приобретает способность к синтезу и высшую культурность. Интеллигентный человек сам по себе еще не означает истинно культурного человека; для того чтобы стать таковым, ему нужно быть человеком расширенного сознания, который постигает смысл жизни и закономерность Вселенной, человеком, который служит человечеству и воплощению человеческого братства на Земле. Итак, культура для Н. К. Рериха — это самое высокое, самое чистое и широкое звучание гаммы всей человеческой сущности. Потому и понятие культуры для него есть нечто истинно святое, потому Рерих и слово "Культура" часто пишет с прописной буквы. Культура для него Чаша Грааля, то есть наивысшее понятие, к чему мы должны направить все наши лучшие, творческие мысли.

Прислушиваясь всем сердцем к стремлениям, волнениям и катастрофам изменяющегося человечества, Рерих понял, что надо очистить культуру путем очищения и преображения человеческого сознания. Надо помочь сдвигу сознания направиться по правильному руслу. Надо возродить первоначальное значение культуры, надо внести в жизнь ее высокое, оздоравливающее понимание. Надо озарить культуру светом духовности.

Так Рерих дает новое, одухотворенное понятие культуры. Поднимает ее в небывалом сиянии. Окружает ее святым ореолом. Делает ее лозунгом новой эпохи.

Это первичное понятие культуры для Рериха есть служение Свету. Этому понятию он находит и филологическое оправдание. "Культура имеет два корня, первый — друидический… Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово “Ур” нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь". Итак, Культ Ура может означать почитание Света.

Если культура для Рериха есть свет духа, а в последнем для него отражаются красота, знание и любовь, то культура есть и все высшие, духовные и материальные ценности, все, что способствует развитию духовного света в человеке. Она — синтез и сотрудничество между всеми видами различных человеческих ценностей. В Свете ведь объединяются все краски и оттенки. Потому и широкое понятие культуры вмещает в себе великое многообразие жизни в единстве. Культура уважает, охраняет индивидуальность и закон индивидуальной свободы. И чем более многозвучной будет тональность культуры, тем более могучей и прекрасной будет культура, тем больше возможностей для сотрудничества и эволюции ей приоткрывается. Потому-то, наряду с индивидуальным и национальным характером культуры, ее признаком является также универсальность и международность: "Идеалы высшей культуры всюду тождественны; ни океаны, ни горы не могут препятствовать дружеским стремлениям человечества".

Так же как Свет требует величайшей ясности, так и основания культуры должны строиться на высокоценном, утонченном качестве. "Если мы дерзаем произносить слово “Культура”, — говорит Рерих, — значит, прежде всего мы ответственны за качество. Корень слова “Культура” есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению к бытию". Н. К. Рерих, можно сказать, является истинным апостолом качества. Непрестанно он призывает помыслить, как внести в каждый труд наилучшее качество, как освободиться от губительного бремени стандартизации. Думая о культуре, мы должны думать также, как сообщить ей наиболее возвышенную утонченность и ясность. Если бы человечество осознало свою великую ответственность за все качество века, вся культура одухотворилась бы и расцвела непередаваемо.

С другой стороны, понятие культуры не должно остаться абстракцией. "Культура, — говорит Рерих, — так тесно связанная с духовностью, прежде всего выражается в изысканном, многообразном творчестве". Качество, истинно, может выявиться не в механизации, но в просвещенном творчестве жизни, в гармонизации и подвиге жизни. Культурный труд всегда является творческим, некультурный — разрушающим.

Так, Культура для Рериха не праздничный гость, но наиболее прочное, наисущественное основание и опора сущего. В каких чудесных, восторженных словах воспламеняется дух Рериха, когда он говорит о Культуре:

"Именно, до рисунка на мозгу нужно твердить о насущности Культуры. Нужно твердить во всех возрастах, во всех положениях, во всех народах.

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона — Дома Муз?

Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца… Как благостно касание крыла Культуры, благословляющего колыбель на подвиг и несущего отходящего путника в просветленном сознании. В несказуемых, неизреченных мерах облагораживается он касанием Культуры".

Приведем здесь статью Рериха о Культуре — почитании Света, самое чудесное и самое благоговейное славословие, какое человеческое сознание возносило широкотворческой, всегармонизирующей, спасительной мощи Культуры.

"“Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты”.

Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение, все порождения невежества не приличны Культуре. Ее великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным.

Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры. Но на башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего, бесстрашного Сердца.

Любовь открывает эти Врата прекрасные. Как всякий настоящий ключ, и любовь эта должна быть подлинная, самоотверженная, отважная, горячая. Там, где истоки Культуры, там источники горячи и бьют они из самых недр. Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна.

Потому и радостна пашня Культуры. Радостна даже в самых крайних трудах. Радостна даже в напряженных битвах с самым темным невежеством. Зажженное сердце неограниченно в великой Беспредельности.

Праздник труда и созидания. Звать на праздник этот значит лишь напомнить о нескончаемом труде и о радости ответственности, как о достоинстве человеческом.

Труд работника Культуры подобен работе врача. Не одну болезнь знает истинный врач. Не только врач спасает от уже случившегося, но он мудро предусматривает на будущее. Не только изгоняет болезнь врач, но он работает над оздровлением всей жизни. Сходит врач во все подвалы темнейшие, чтобы помочь осветить и отеплить их.

Не забывает врач о всех улучшениях, украшениях жизни, чтобы порадовать дух поникающий. Знает врач не только старые эпидемии, но готов распознать и симптомы новых несчастий, вызванных гниением устоев.

Имеет здоровое слово врач и к ребенку, и к старцу, для каждого готов его совет одобряющий. Не прекратит врач познавания свои, иначе он не ответит действительности. Не утеряет врач терпение и терпимость, ибо ограниченность чувств оттолкнет от него болящих.

Не устрашится врач видом язв человеческих, ибо он мыслит лишь об исцелении. Собирает врач всяческие травы и камни целебные, знает он об изыскании их благого применения. Не утомится врач поспешить на помощь к больному во все часы дня и ночи.

Работнику Культуры присущи те же качества. Так же точно готов он на помощь во благо в любой час дня и ночи. Подобно скаутскому зову, работник Культуры доброжелательно отвечает: “Всегда готов”. Он открыт сердцем ко всему, где опыт и знание его могут быть полезны. Помогая, и сам он вечно учится, ибо “в даянии мы получаем”. Он не устрашается, ибо знает, что страх открывает врата тьмы.

Работник Культуры всегда молод, ибо не дряхлеет сердце его. Он подвижен, ибо в движении сила. Он зорок на постоянном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту. Знает он, что есть сотрудничество.

Нитями сердечными объединены работники Культуры. Горы и океаны не препятствия для этих сердец возжженных. И не мечтатели они, но строители и пахари улыбающиеся.

Посылая привет о Культуре, нельзя послать его без улыбки, без зова дружбы. Так и сойдемся, так и соберемся и потрудимся во Благо, во Знание, в Красоту. И сделаем это неотложно, не упустив ни дня, ни часа для строительства доброго" ("Твердыня Пламенная").

Рерих жаждет видеть всю жизнь насыщенной излучениями культуры, созерцать культуру как абсолютное мерило качества всех наших повседневных трудов. Все, что бы ты ни делал, совершай именем всеблагой культуры. Обо всем, что бы ты ни делал, спрашивай, соизмеримо ли оно с культурою?

"Мы имеем право совершенствовать прекрасные открытия лишь во имя Культуры. Мы имеем право петь и радоваться лишь во имя Культуры. Мы имеем право облегченно создавать лишь во имя великой будущей Культуры. И нет такого черствого человеческого сердца, которое бы не смягчилось перед понятием Культуры".

Непоколебимо убеждение Рериха, что культура должна облагораживать все сущее, что она должна преобразить жизнь в сиянии подвига. Духовная эволюция каждого человека должна зиждиться на культуре. Не вырастая в духовной культуре, как на солнце, человеческая жизнь теряет свое основание и свой смысл. Ибо что же другое дает оправдание нашей жизни, дает "право на существование", как не накопление в нашей жизни сокровищ культуры?

Именно культура способствует всему развитию и благосостоянию человечества и народов. Возрождение и расцвет человеческой истории, говорит Рерих, происходят там, где вырастала традиция почитания культуры.

Потому Н. К. Рерих убежденно верит в грядущую миссию культуры. Бедствия человечества происходят оттого, что оно отступилось от культуры. В культуре самое действительное спасение для человечества. Именно в теперешнюю эпоху разрозненности, когда неистовствуют силы тьмы, "мыслящие круги человечества должны спешно обратиться к осознанию Культуры". Культура спасет также от антагонистического сепаратизма, ибо в высших достижениях культуры все народы уже объединены: эти достижения являются "синтезом всех завоеваний человеческого гения". Культура дает человечеству язык международного взаимопонимания, она объединит человечество. Поэтому не напрасно культура, так же как и красота, видится Рериху высшей панацеей, какую только знало человечество.

"Сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты. Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. И даже сами силы природы словно бы возмутились. Землетрясения, извержения, потоки, смещения климатов, все вносит еще больше смущения и в без того смятенный дух человеческий. Но история знала такие периоды, и человечество уже знает и панацею в бедствиях этих. И эта панацея — Культура. Там, где рука и мозг обессиливают, там непобедимо сердце, а сердце есть Держава Света, есть средоточие Культуры".

Целителем бедствий и кризисов современной эпохи, по глубочайшему убеждению Рериха, явится обновление понимания истинной культуры и утверждение ее в сознании человечества. История свидетельствует, "каким образом целые нации миновали надвигавшиеся кризисы, обращаясь к благодетельным истокам Культуры". Культура для Рериха — жизнедающее и оздоровляющее начало, созидающий и гармонизирующий принцип.

Вот отчего Н. К. Рерих со столь светлыми, одухотворенными чувствами взирает на Культуру как на силу спасающую, украшающую, возрождающую мир, он верит, что ее великая миссия, которая воспламенит все сознания, полностью выявится только в будущем. Вот отчего Рерих приносит клятву вечной верности Культуре:

"Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание. Это наблюдение опыта сорокадвухлетней деятельности на поприще Культуры, Искусства, Науки. И в одном мы можем принести нерушимую клятву, что от охраны Культуры, от Лиги Культуры, ни мы, ни последователи наши не отступимся. Нас нельзя разочаровать, ибо наблюдения на поле Искусства и Знания наполняют нас несломимым энтузиазмом. Не одна нация, не один класс с нами, но все множества человеческие, ибо, в конце концов, сердце человеческое открыто Красоте творчества".

Рерих всей своей сущностью принадлежит к той светлой, творящей, гармонической стране Культуры будущего, царству высших воплощенных идеалов, в котором уже ныне обитают умы, направляющие человечество по пути эволюции, и в котором, рано или поздно, также и все человечество найдет свою незыблемую обитель.

"Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? — с достоинством вы можете ответить: “Мы хотели бы жить в стране великой Культуры”. Страна великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание... Ничто не может быть чище и возвышеннее, нежели стремиться к будущей стране Великой Культуры". Это верование свое Рерих подтверждает и в другом месте:

"В какой стране предпочтете жить? — Конечно, в стране Культуры.

Ваши лучшие помыслы чему вы принесете? — Культуре.

Чему вы посвятите ваши просвещенные труды? — Конечно, Культуре.

Чем вы обновите ваше сознание? — Победным светом Культуры.

Не потрясатели ли вы? — В постоянных трудах мы не имеем времени для потрясений. Мы строим. В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и украсить жизнь земную".

И вот неустанный, огненный призыв Николая Рериха: пусть каждый становится обитателем этой будущей страны, всем своим сердцем и жизнью, пусть каждый становится человеком истинной культуры, культурным деятелем и сотрудником.

Люди истинной культуры для Рериха не мечтатели, но воплотители своих высочайших и прекраснейших мыслей и мечтаний. Рерих постоянно увещевает избегать всего отвлеченного, всего, не имеющего связи с живой жизнью, призывает мыслить в конкретных формах и стремиться тотчас же реализовать свою мысль. Назначение и смысл жизни человека культуры — служить культуре, помогать ей, повсюду созидать культуру. Но культура вовсе не отвлеченность, культура есть органически конкретное, творческое выявление. Люди культуры хотя и являются большими идеалистами, но для Рериха истинный идеализм есть практический реализм.

Далее, люди культуры являются людьми большого энтузиазма, ибо "культура не может цвести без энтузиазма". Этот энтузиазм для Рериха не фанатизм, но пламя чистого сердца, синтез знания, которое оно накопило в своей жизни. Люди культуры устремленно горят о культуре, их сердца излучают навстречу ей свой свет. Но свое пламя они каждый миг готовы влить в конкретные формы жизни. Они готовы во всякое время отдать всего себя на Общее Благо, они непрестанно и самоотверженно трудятся во благо Света Культуры, они работают над оздоровлением всей жизни. Понимая, что все наше время стало столь динамическим, что нужды человечества столь неотложны, они понимают также, "насколько все должно быть сделано спешно, и ни одна минута не должна быть потеряна в интересах общественного блага". Спешно строить и созидать новую державу культуры на земле, спешно устремляться к истинному знанию и красоте и немедленно воссоздать их также и в жизни. Так Рерих призывает к концентрированной, колоссальной активности во благо человеческого будущего.

Большие энтузиасты, деятели истинной культуры являются также большими оптимистами. Ибо они верят в победу Света Культуры, они верят в Мир Новой Культуры. Ибо Культура, по их убеждению, и есть та сила, которая обновит мир.

"Мы, оптимисты, прежде всего должны предотвращать всякую панику, всякое отчаяние, будет ли оно на бирже или в священнейшем Святилище Сердца. Нет такого ужаса, который, вызвав к жизни еще большее напряжение энергии, не мог бы претвориться в светлое разрешение".

Если уже само понятие культуры вмещает в себе сотрудничество между ее ценностями, то культура есть также сотрудничество между самими созидателями и носителями этих великих ценностей. Потому культурный деятель и стремится к культурному сотрудничеству, он всеми силами старается способствовать взаимопониманию, объединению и содружеству индивидов и народов. Лишь в сердечном сотрудничестве людей культуры, когда один разделяет свой жизненный опыт с другим, когда один поддерживает другого своим накопленным светом и, наконец, когда все работают по своим истинным способностям, — культура может расцвести как самый чудесный сад.

Осуществленный в таком сотрудничестве, созидательный, культурный труд является трудом большой ответственности. Ответственность перед культурой, ответственность перед нашей планетой, которую мы не должны загрязнять; ответственность перед будущими поколениями, которым мы обязаны передать нашу землю как цветущий сад; и, наконец, ответственность перед Беспредельностью. Такою чуткостью ответственности Рерих призывает насыщать каждое мгновение нашего дня.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных