Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторический источник способен выполнять функцию канала передачи информации во времени.




ББК 63.2 Г 60

Голиков А.Г., Круглова Т.А.

Г 60 Источниковедение отечественной истории / Под общей ре­дакцией профессора А.Г.Голикова. — М: «Российская поли­тическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. — 440 с.

Книга знакомит читателя с основными видами письменных ис­точников по отечественной истории в хронологических рамках X— XX вв.: летописями, законодательными и частными актами, доку­ментами делопроизводства, статистическими источниками, периоди­ческой печатью, материалами личного происхождения. Читатель найдет в книге: 1) систематический обзор важнейших комплексов письменных исторических источников; 2) проследит эволюцию этих источников; 3) ознакомится с конкретными приемами выявления, обработки и анализа зафиксированной в них информации.

Книга адресована студентам-историкам, преподавателям и уче­ным гуманитарных специальностей.

ББК 63.2

© Голиков А.Г., Круглова Т.А., 2000.
© «Российская политическая энцик-
ISBN 5-8243-0177-8 лопедия» (РОССПЭН), 2000.


Светлой памяти

Ивана Дмитриевича Ковальченко посвящается


 


ВВЕДЕНИЕ

Историк изучает прошлое человеческого общества. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для науч­ного познания, является историческим источником.

Современные представления об исторических источниках бази­руются на учении об информации — одной из фундаментальных теорий второй половины XX в. Основы этой теории заложил аме­риканский математик и инженер К.Шеннон, работавший в теле-фонно-телеграфной компании. В 1948 г. он разработал и опубли­ковал схему передачи любого сообщения по линиям дальней связи. Пять ее элементов: источник информации — передатчик — канал связи — приемник — адресат — образовывали линейную связь. Каждый элемент выполняет определенную функцию. Ис­точник информации создает сообщение или последовательность сообщений. Передатчик преобразует сообщения в сигналы, кото­рые по каналу связи поступают к приемнику. Приемник восста­навливает сообщение. Адресат получает расшифрованное сообще­ние. Чтобы использовать эту схему в изучении общественных от­ношений, потребовалось провести специальные исследования, в ходе которых в 60 —70-е годы сформировалось учение об инфор­мации.

Идею о возможности применить для решения проблем источ­никоведения ряд положений учения об информации высказал в 1979 г. И.Д.Ковальченко1. Спустя два года в учебнике «Источ­никоведение истории СССР» для студентов исторических специ­альностей университетов и педагогических институтов Ковальчен-ко кратко изложил основные положения этого учения примени­тельно к проблемам источниковедения. Более подробно они рас­крыты в монографии «Методы исторического исследования». (М., 1987).

Поскольку информационные процессы присущи всем проявле­ниям общественной жизни, очевидно, что исторические источники не могут составлять исключения в этом отношении. Они выполня­ют функцию накопления, хранения и передачи социальной ин­формации о прошедшей действительности. С позиций учения об информации создание любого источника представляет собой про­цесс, в котором взаимодействуют объект (проявления действи­тельности, независимой от творца источника) и субъект (творец источника, фиксирующий для своих целей информацию об объек­те). Результат отражения субъектом объекта — информация —


одновременно и объективна и субъективна. Она объективна в той мере, в какой отражает разнообразие свойств реального мира не­зависимо от субъекта. Она субъективна постольку, поскольку субъект действует осознанно.

Историческое знание, утверждал Ковальченко, «является дважды субъективизированным отражением. Первый уровень субъективизации имеет место при фиксировании исторической действительности той или иной эпохи творцами исторических ис­точников, второй уровень связан с восприятием этой действитель­ности историком на основе исторических источников. Естествен­но, что это делает историческое познание значительно более слож­ным по сравнению с теми областями науки, где такой двойной субъективизации нет. Использование историком в качестве исход­ной базы субъективизированной картины прошлого, оставленной его современниками, требует тщательного предварительного кри­тического анализа этой картины для выявления степени адекват­ности и полноты отражения ею исторической действительности. Важность и самостоятельность этой задачи привели к возникнове­нию специальной исторической дисциплины, занимающейся ее ре­шением — источниковедения»2.

В источнике зафиксирована информация двух типов: выра­женная (очевидная творцу источника) и скрытая (неочевидная для него вследствие множественности взаимосвязей свойств и черт, присущих объекту). В общем объеме информации, получае­мой субъектом, всегда заключено больше скрытой информации, чем выраженной. Учение об информации позволило теоретичес­ки обосновать содержательную неисчерпаемость исторических источников.

Принципиальное значение имеет предложенная Ковальченко классификация исторических источников с учетом трех аспек­тов информации: синтаксического, прагматического и семанти­ческого.

Очевидно, что наиболее общим является синтаксический ас­пект информации, зафиксированной в источниках. С точки зре­ния форм фиксирования социальной информации выделяются четыре типа источников: вещественные, изобразительные, пись­менные и фонические. Получившее распространение в отечествен­ном источниковедении деление всей совокупности исторических источников на вещественные, письменные, устные, этнографичес­кие, лингвистические, фотокинодокументы и фотодокументы — непоследовательно, так как основывается на разных принципах: одни группы выделяются по форме отражения действительности, другие — по объекту отражения, третьи — по способу фиксации информации. Выделение типов источников является первым уровнем их классификации.

Различаясь по формам отражения действительности, источники каждого типа требуют разработки принципов и методов научного


изучения, соответствующих их специфике. Решению этой задачи способствует деление источников (в рамках типов) на виды, пред­ставляющее второй уровень их классификации. Он базируется

на прагматическом аспекте информации — единстве целевого на­значения. Источники одного вида содержат информацию, которая зафиксирована для сходных целей на основе единых принципов и методов. Это, в свою очередь, создает возможность применения единых принципов и методов источниковедческого изучения ко всем источникам данного вида. Обоснование классификации исто­рических источников по типам и видам с позиций учения об ин­формации позволяет решать задачи выработки единых для каждо­го класса источников принципов и методов выявления, обработки и анализа зафиксированной в них информации.

Семантический аспект информации дает возможность клас­сифицировать источники, исходя из содержания. Такие класси-фикации применяются историками для группировки типов и видов источников по степени их ценности для конкретной про-блемы или темы

Реализация идеи Ковальченко о выделении типов и видов ис-точников на основе синтаксического и прагматического аспектов информации позволяет рассматривать источники в масштабе боль­ших классов (типов, видов, разновидностей), а не на примере от­дельных памятников. Это особенно важно для новейшего периода истории, когда существенно увеличивается количество источников и возрастает их качественное многообразие.

Типо-видовая классификация дает возможность построить пе­риодизацию источниковедения отечественной истории с учетом ка­чественных изменений в составе корпуса источников около середи­ны XIX в. В 30 —90-е годы в России произошел промышленный переворот, кардинально изменивший создание вещественных ис­точников. Были изобретены: фотография и кинематограф, создав­шие новые виды изобразительных источников; фонограф, по су­ществу создавший фонические источники. Капиталистическое раз­витие страны, ускоренное буржуазными реформами, предъявило качественно иные требования к обеспечению общества информа­цией и повлекло значительные изменения в составе, формах, со­держании письменных источников. Изучение эволюции конкрет­ных видов источников дает возможность установить особенности развития каждого из них в отдельности.

Избирательно отражая и фиксируя информацию об объекте действительности, субъект выполняет функцию источника инфор­мации и передатчика одновременно. Он создает исторический ис­точник — носитель социальной информации. Эта информация, с одной стороны, опосредованно (через сознание субъекта, творца источника) отражает объект, а с другой, — непосредственно харак­теризует своего создателя, прежде всего, его цели и методы отраже­ния действительности. Как носитель фиксированной информации


исторический источник способен выполнять функцию канала передачи информации во времени.

При передаче сообщения во времени субъект может стать его получателем в той степени, в какой сведения источника содержат выраженную для него информацию. В этом случае субъект-исто­рик выполняет функцию приемника и получателя информации одновременно, изначально не являясь адресатом сообщения. Поэ­тому схема передачи социальной информации об исторической действительности включает три элемента: создатель источника — исторический источник — историк.

Источниковедческая подготовка является необходимым услови­ем профессиональной деятельности историка. Издан ряд учебни­ков и учебных пособий по этой специальной дисциплине. Прежде всего следует назвать подготовленные в МГУ им. М.В.Ломоносова под редакцией И.Д.Ковальченко учебник «Источниковедение исто­рии СССР» (Изд. 2, М., 1981) и Сборники документов для практи­ческих занятий по источниковедению истории СССР (Вып. 1-4, М., 1980-1987).

До сих пор сохраняют значение изданные ранее специальные учебные пособия: М.Н.Тихомиров. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1962; Источ­никоведение истории СССР XIX — начала XX в. (под ред. И.А.Федосова) М., 1970; М.Н.Черноморский. Источниковедение истории СССР (советский период). Изд. 2, М., 1976; В.Л.Янин. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новго­род. М., 1977.

Из изданий последнего времени следует назвать: сборник ис­ториографических статей «Профессионализм историка и идеоло­гическая конъюнктура. Проблемы источниковедения советской исто­рии» (под ред. А.К.Соколова). М., 1994; сборник лекционных кур­сов преподавателей РГГУ И.Н.Данилевского, В.В.Кабанова, О.М.Ме-душевской, М.Ф.Румянцевой «Источниковедение: Теория. Исто­рия. Метод. Источники российской истории». М., 1998; программу учебного курса «Источниковедение отечественной истории» препо­давателей кафедры источниковедения отечественной истории исто­рического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова С.В.Воронковой и Т.А.Кругловой в книге «Программы дисциплин специализации по отечественной истории» (под ред. А.Г.Голикова). Труды истори­ческого факультета МГУ (под ред. С.П.Карпова). Вып. 14. Серия III. EMSTRUMENTA STUDIORUM. Вып. 6. М., 2000.

Предлагаемая вниманию читателей книга знакомит с основны­ми видами письменных исторических источников в хронологичес­ких рамках двух главных этапов их эволюции: 1) X — первая по­ловина XIX в.; 2) вторая половина XIX —XX в. Для первого этапа последовательно рассмотрены: летописи, законодательные источники, акты, делопроизводственная документация, материалы личного происхождения, периодическая печать (главы 1-6). Для


второго этапа — соответственно: законодательные акты, делопро­изводственная документация, статистические источники, периоди­ческая печать, документы личного происхождения (главы 7-11). Специфика исторических источников и их эволюции в хронологи­ческих рамках указанных этапов обусловила необходимость объ­единения материалов глав 1-6-й и 7-11-и в отдельные разделы.

В основу авторского текста положены материалы лекционного курса «Источниковедение отечественной истории» и практических занятий со студентами по нему, прошедшие многолетнюю апробацию в учебном процессе на историческом факультете МГУ им. М.В.Ло­моносова.

Читатель найдет в книге: 1) систематический обзор важней­ших комплексов письменных источников по истории России X — XX вв.; 2) проследит эволюцию этих источников; 3) ознакомится с конкретными приемами выявления, обработки и анализа зафик­сированной в источниках информации.

Введение и главы 7-11 написаны профессором, доктором исто­рических наук А.Г.Голиковым, главы 1-6 написаны доцентом, кандидатом исторических наук Т.А.Кругловой.

Книга адресована студентам-историкам, преподавателям и уче­ным гуманитарных специальностей.

Примечания

1 См. подробнее: Голиков А.Г. Идеи академика И.Д.Ковальченко о разви­тии источниковедения // Исторические записки. Т. 2 (120). Памяти ака­демика И.Д.Ковальченко. М., 1999.

2 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 105.


Раздел 1 I

ИСТОЧНИКИ X - первой половины XIX веков


Глава 1 ЛЕТОПИСИ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных