ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Исторический источник способен выполнять функцию канала передачи информации во времени.ББК 63.2 Г 60 Голиков А.Г., Круглова Т.А. Г 60 Источниковедение отечественной истории / Под общей редакцией профессора А.Г.Голикова. — М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. — 440 с. Книга знакомит читателя с основными видами письменных источников по отечественной истории в хронологических рамках X— XX вв.: летописями, законодательными и частными актами, документами делопроизводства, статистическими источниками, периодической печатью, материалами личного происхождения. Читатель найдет в книге: 1) систематический обзор важнейших комплексов письменных исторических источников; 2) проследит эволюцию этих источников; 3) ознакомится с конкретными приемами выявления, обработки и анализа зафиксированной в них информации. Книга адресована студентам-историкам, преподавателям и ученым гуманитарных специальностей. ББК 63.2 © Голиков А.Г., Круглова Т.А., 2000. Светлой памяти Ивана Дмитриевича Ковальченко посвящается
ВВЕДЕНИЕ Историк изучает прошлое человеческого общества. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания, является историческим источником. Современные представления об исторических источниках базируются на учении об информации — одной из фундаментальных теорий второй половины XX в. Основы этой теории заложил американский математик и инженер К.Шеннон, работавший в теле-фонно-телеграфной компании. В 1948 г. он разработал и опубликовал схему передачи любого сообщения по линиям дальней связи. Пять ее элементов: источник информации — передатчик — канал связи — приемник — адресат — образовывали линейную связь. Каждый элемент выполняет определенную функцию. Источник информации создает сообщение или последовательность сообщений. Передатчик преобразует сообщения в сигналы, которые по каналу связи поступают к приемнику. Приемник восстанавливает сообщение. Адресат получает расшифрованное сообщение. Чтобы использовать эту схему в изучении общественных отношений, потребовалось провести специальные исследования, в ходе которых в 60 —70-е годы сформировалось учение об информации. Идею о возможности применить для решения проблем источниковедения ряд положений учения об информации высказал в 1979 г. И.Д.Ковальченко1. Спустя два года в учебнике «Источниковедение истории СССР» для студентов исторических специальностей университетов и педагогических институтов Ковальчен-ко кратко изложил основные положения этого учения применительно к проблемам источниковедения. Более подробно они раскрыты в монографии «Методы исторического исследования». (М., 1987). Поскольку информационные процессы присущи всем проявлениям общественной жизни, очевидно, что исторические источники не могут составлять исключения в этом отношении. Они выполняют функцию накопления, хранения и передачи социальной информации о прошедшей действительности. С позиций учения об информации создание любого источника представляет собой процесс, в котором взаимодействуют объект (проявления действительности, независимой от творца источника) и субъект (творец источника, фиксирующий для своих целей информацию об объекте). Результат отражения субъектом объекта — информация — одновременно и объективна и субъективна. Она объективна в той мере, в какой отражает разнообразие свойств реального мира независимо от субъекта. Она субъективна постольку, поскольку субъект действует осознанно. Историческое знание, утверждал Ковальченко, «является дважды субъективизированным отражением. Первый уровень субъективизации имеет место при фиксировании исторической действительности той или иной эпохи творцами исторических источников, второй уровень связан с восприятием этой действительности историком на основе исторических источников. Естественно, что это делает историческое познание значительно более сложным по сравнению с теми областями науки, где такой двойной субъективизации нет. Использование историком в качестве исходной базы субъективизированной картины прошлого, оставленной его современниками, требует тщательного предварительного критического анализа этой картины для выявления степени адекватности и полноты отражения ею исторической действительности. Важность и самостоятельность этой задачи привели к возникновению специальной исторической дисциплины, занимающейся ее решением — источниковедения»2. В источнике зафиксирована информация двух типов: выраженная (очевидная творцу источника) и скрытая (неочевидная для него вследствие множественности взаимосвязей свойств и черт, присущих объекту). В общем объеме информации, получаемой субъектом, всегда заключено больше скрытой информации, чем выраженной. Учение об информации позволило теоретически обосновать содержательную неисчерпаемость исторических источников. Принципиальное значение имеет предложенная Ковальченко классификация исторических источников с учетом трех аспектов информации: синтаксического, прагматического и семантического. Очевидно, что наиболее общим является синтаксический аспект информации, зафиксированной в источниках. С точки зрения форм фиксирования социальной информации выделяются четыре типа источников: вещественные, изобразительные, письменные и фонические. Получившее распространение в отечественном источниковедении деление всей совокупности исторических источников на вещественные, письменные, устные, этнографические, лингвистические, фотокинодокументы и фотодокументы — непоследовательно, так как основывается на разных принципах: одни группы выделяются по форме отражения действительности, другие — по объекту отражения, третьи — по способу фиксации информации. Выделение типов источников является первым уровнем их классификации. Различаясь по формам отражения действительности, источники каждого типа требуют разработки принципов и методов научного изучения, соответствующих их специфике. Решению этой задачи способствует деление источников (в рамках типов) на виды, представляющее второй уровень их классификации. Он базируется на прагматическом аспекте информации — единстве целевого назначения. Источники одного вида содержат информацию, которая зафиксирована для сходных целей на основе единых принципов и методов. Это, в свою очередь, создает возможность применения единых принципов и методов источниковедческого изучения ко всем источникам данного вида. Обоснование классификации исторических источников по типам и видам с позиций учения об информации позволяет решать задачи выработки единых для каждого класса источников принципов и методов выявления, обработки и анализа зафиксированной в них информации. Семантический аспект информации дает возможность классифицировать источники, исходя из содержания. Такие класси-фикации применяются историками для группировки типов и видов источников по степени их ценности для конкретной про-блемы или темы Реализация идеи Ковальченко о выделении типов и видов ис-точников на основе синтаксического и прагматического аспектов информации позволяет рассматривать источники в масштабе больших классов (типов, видов, разновидностей), а не на примере отдельных памятников. Это особенно важно для новейшего периода истории, когда существенно увеличивается количество источников и возрастает их качественное многообразие. Типо-видовая классификация дает возможность построить периодизацию источниковедения отечественной истории с учетом качественных изменений в составе корпуса источников около середины XIX в. В 30 —90-е годы в России произошел промышленный переворот, кардинально изменивший создание вещественных источников. Были изобретены: фотография и кинематограф, создавшие новые виды изобразительных источников; фонограф, по существу создавший фонические источники. Капиталистическое развитие страны, ускоренное буржуазными реформами, предъявило качественно иные требования к обеспечению общества информацией и повлекло значительные изменения в составе, формах, содержании письменных источников. Изучение эволюции конкретных видов источников дает возможность установить особенности развития каждого из них в отдельности. Избирательно отражая и фиксируя информацию об объекте действительности, субъект выполняет функцию источника информации и передатчика одновременно. Он создает исторический источник — носитель социальной информации. Эта информация, с одной стороны, опосредованно (через сознание субъекта, творца источника) отражает объект, а с другой, — непосредственно характеризует своего создателя, прежде всего, его цели и методы отражения действительности. Как носитель фиксированной информации исторический источник способен выполнять функцию канала передачи информации во времени. При передаче сообщения во времени субъект может стать его получателем в той степени, в какой сведения источника содержат выраженную для него информацию. В этом случае субъект-историк выполняет функцию приемника и получателя информации одновременно, изначально не являясь адресатом сообщения. Поэтому схема передачи социальной информации об исторической действительности включает три элемента: создатель источника — исторический источник — историк. Источниковедческая подготовка является необходимым условием профессиональной деятельности историка. Издан ряд учебников и учебных пособий по этой специальной дисциплине. Прежде всего следует назвать подготовленные в МГУ им. М.В.Ломоносова под редакцией И.Д.Ковальченко учебник «Источниковедение истории СССР» (Изд. 2, М., 1981) и Сборники документов для практических занятий по источниковедению истории СССР (Вып. 1-4, М., 1980-1987). До сих пор сохраняют значение изданные ранее специальные учебные пособия: М.Н.Тихомиров. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1962; Источниковедение истории СССР XIX — начала XX в. (под ред. И.А.Федосова) М., 1970; М.Н.Черноморский. Источниковедение истории СССР (советский период). Изд. 2, М., 1976; В.Л.Янин. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977. Из изданий последнего времени следует назвать: сборник историографических статей «Профессионализм историка и идеологическая конъюнктура. Проблемы источниковедения советской истории» (под ред. А.К.Соколова). М., 1994; сборник лекционных курсов преподавателей РГГУ И.Н.Данилевского, В.В.Кабанова, О.М.Ме-душевской, М.Ф.Румянцевой «Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории». М., 1998; программу учебного курса «Источниковедение отечественной истории» преподавателей кафедры источниковедения отечественной истории исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова С.В.Воронковой и Т.А.Кругловой в книге «Программы дисциплин специализации по отечественной истории» (под ред. А.Г.Голикова). Труды исторического факультета МГУ (под ред. С.П.Карпова). Вып. 14. Серия III. EMSTRUMENTA STUDIORUM. Вып. 6. М., 2000. Предлагаемая вниманию читателей книга знакомит с основными видами письменных исторических источников в хронологических рамках двух главных этапов их эволюции: 1) X — первая половина XIX в.; 2) вторая половина XIX —XX в. Для первого этапа последовательно рассмотрены: летописи, законодательные источники, акты, делопроизводственная документация, материалы личного происхождения, периодическая печать (главы 1-6). Для второго этапа — соответственно: законодательные акты, делопроизводственная документация, статистические источники, периодическая печать, документы личного происхождения (главы 7-11). Специфика исторических источников и их эволюции в хронологических рамках указанных этапов обусловила необходимость объединения материалов глав 1-6-й и 7-11-и в отдельные разделы. В основу авторского текста положены материалы лекционного курса «Источниковедение отечественной истории» и практических занятий со студентами по нему, прошедшие многолетнюю апробацию в учебном процессе на историческом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. Читатель найдет в книге: 1) систематический обзор важнейших комплексов письменных источников по истории России X — XX вв.; 2) проследит эволюцию этих источников; 3) ознакомится с конкретными приемами выявления, обработки и анализа зафиксированной в источниках информации. Введение и главы 7-11 написаны профессором, доктором исторических наук А.Г.Голиковым, главы 1-6 написаны доцентом, кандидатом исторических наук Т.А.Кругловой. Книга адресована студентам-историкам, преподавателям и ученым гуманитарных специальностей. Примечания 1 См. подробнее: Голиков А.Г. Идеи академика И.Д.Ковальченко о развитии источниковедения // Исторические записки. Т. 2 (120). Памяти академика И.Д.Ковальченко. М., 1999. 2 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 105. Раздел 1 I ИСТОЧНИКИ X - первой половины XIX веков Глава 1 ЛЕТОПИСИ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|